СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения ……………………………………………………............................
2.Общая характеристика образовательной программы
3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
4. Требования к результатам освоения образовательной программы
4.1. Общие компетенции
4.2. Профессиональные компетенции
4.3. Личностные результаты
5. Структура образовательной программы
5.1. Учебный план
5.2. Календарный учебный график
5.3. Рабочая программа воспитания
5.4. Календарный план воспитательной работы
6. Условия реализации образовательной программы
6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы
6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы.
6.3. Требования к практической подготовке обучающихся.
6.4. Требования к организации воспитания обучающихся.
6.5. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
6.6. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы
7. Формирование фондов оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации
8. Разработчики основной образовательной программы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Учебный план.
Приложение 1.1. Программы учебных дисциплин
Приложение1.2.1. Рабочие программы профессиональных модулей
Приложение 2. Календарный учебный график.
Приложение 3. Рабочая программа воспитания
Приложение 4. Календарный план воспитательной работы
Приложение 5. Фонды примерных оценочных средств для государственной итоговой аттестации по специальности «Ветеринария»
1
4
6
7
8
18
20
24
27
28
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.Настоящая основная профессиональная образовательная программа
среднего профессионального образования специальности 36.02.01 Ветеринария предназначена для обучения студентов по программе подготовки специалистов среднего звена и разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от
17.05.2013 г.) и федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 36.02.01 Ветеринария (утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2020г. № 657, зарегистрированным в Минюст России
21.12.2020г № 61609), а также с учетом получаемой специальности среднего
профессионального образования.
ОПОП СПО определяет объем и содержание среднего профессионального образования по специальности 36.02.01 Ветеринария, планируемые результаты освоения образовательной программы, условия образовательной деятельности.
Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего
образования, разрабатывается образовательной организацией на основе
требований федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой
специальности 36.02.01 Ветеринария и настоящей ОПОП СПО.
1.1.2 Нормативные основы разработки ОПОП СПО
Нормативную правовую основу разработки ОПОП СПО ППССЗ составляют следующие документы:
–
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
–
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 24 августа 2022 года N 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам
среднего профессионального образования», зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 21.09.2022 N 70167;
–
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413;
–
Федеральный государственный образовательным стандартом
среднего профессионального образования по специальности 36.02.01 Ветеринария, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2020 г. № 657, зарегистрированный Министерством юстиции
Российской Федерации № 61609 от 21.12.2020 г.;
–
Профессиональный стандарт «Ветеринарный фельдшер», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 21 декабря 2015 г. № 1079н (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 25 января 2016 г., регистрационный №40744);
2
–
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «О
практической подготовке» от 05.08.2020 г. №885/390 (зарегистрирован от
11.09.2020г. №59778);
–
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 08.11.2021 N 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной
итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;
–
Устав Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края «Венцы-Заря сельскохозяйственный техникум»;
–
Примерная программа воспитания, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).
1.1.3. Используемые сокращения
В настоящей основной профессиональной образовательной программе
среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 36.02.01 Ветеринария используются следующие сокращения:
–
ОПОП СПО ППССЗ – основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена;
–
ОПОП основная профессиональная образовательная программа;
–
СПО – среднее профессиональное образование;
–
ФГОС СОО – федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования;
–
ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный
стандарт среднего профессионального образования
–
ППССЗ – программа подготовки специалиста среднего звена;
–
ОК – общая компетенция;
–
ЛР - личностные результаты;
–
ПС – профессиональный стандарт;
–
ПК – профессиональная компетенция;
–
ПМ – профессиональный модуль;
–
МДК – междисциплинарный курс;
–
ГИА – государственная итоговая аттестация.
3
2.Общая характеристика ОПОП СПО ППССЗ
Реализация ОПОП ППССЗ осуществляется на государственном языке
Российской Федерации.
Квалификация, присваиваемая выпускникам ОПОП ППССЗ:
ветеринарный фельдшер.
Получение среднего профессионального образования допускается
только в профессиональной образовательной организации.
Форма обучения: очная.
Объем программы по освоению программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с одновременным
получением среднего общего образования: 5940 академических часов.
Срок получения образования по ОПОП ППССЗ в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий, с одновременным получением среднего общего образования составляет на базе основного общего образования − 3 года 10 месяцев.
При реализации ОПОП ППССЗ может применяться дистанционные образовательные технологии. При обучении инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них
формах. Реализация ОПОП ППССЗ осуществляется как самостоятельно, так и
посредством сетевой формы.
При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения
образования по ОПОП СПО ППССЗ вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному
плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на 1 год
по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы
обучения. Конкретный срок получения образования и объем ОПОП ППССЗ,
реализуемый за один учебный год по индивидуальному учебному плану,
определяется образовательной организацией самостоятельно в пределах срока,
установленного выше.
Для обучающихся, заключивших договор о целевом обучении, образовательная организация учитывает предложения заказчика целевого обучения
при организации прохождения практики, а также по запросу заказчика целевого обучения предоставляет ему сведения о результатах освоения обучающимся образовательной программы.
4
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
3.1 Область профессиональной деятельности выпускников: 13 Сельское хозяйство. (Таблица приложения к приказу Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. № 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)"
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября
2014 г., регистрационный № 34779) с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта
2017 г. № 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный № 46168).)
3.2 Соответствие профессиональных модулей присваиваемым квалификациям
Квалификация
Наименование
Наименование
основных видов деяпрофессиональных моВетеринарный
тельности
дулей
фельдшер
Проведение ветеПроведение ветеОсваивается
ринарно-санитарных и ринарно-санитарных и
зоогигиенических меро- зоогигиенических мероприятий
приятий
Проведение проПроведение проОсваивается
филактических, диагно- филактических, диагностических и лечебных стических и лечебных
мероприятий
мероприятий
Выполнение раОсновы работы
Осваивается
бот по профессии рабо- по профессии «Оператор
чего 15830 «Оператор по по искусственному осеискусственному осеме- менению животных и
нению
животных
и птицы»
птиц»
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
сельскохозяйственные и домашние животные, их окружение и условия содержания;
сельскохозяйственная продукция и сырье животного происхождения;
биологические, лекарственные и дезинфицирующие препараты,
предназначенные для животных;
ветеринарные инструменты, оборудование и аппаратура;
информация о заболеваниях животных и мерах их профилактике;
процессы организации и управления в ветеринарии;
первичные трудовые коллективы.
5
Раздел 4. Требования к результатам освоения образовательной
программы
4.1. Общие компетенции
Код компетенции
ОК 1.
Формулировка общих компетенций
Выбирать способы
решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ОК 2.
Использовать
современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и
информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 3.
Планировать и реализовывать собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях
Знания и умения
Умения: распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять ее
составные части; определять этапы решения задачи;
выявлять и эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составлять план действия; определять необходимые
ресурсы;
владеть
актуальными
методами
работы
в
профессиональной и смежных сферах; реализовывать
составленный план; оценивать результат и последствия
своих действий (самостоятельно или с помощью
наставника)
Знания: актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить;
основные источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в профессиональном и/или
социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и
смежных
областях;
методы
работы
в
профессиональной и смежных сферах; структуру плана
для решения задач; порядок оценки результатов
решения задач профессиональной деятельности
Умения: определять задачи для поиска информации;
определять необходимые источники информации;
планировать
процесс
поиска;
структурировать
получаемую
информацию;
выделять
наиболее
значимое
в
перечне
информации;
оценивать
практическую
значимость
результатов
поиска;
оформлять результаты поиска
Знания: номенклатура информационных источников,
применяемых в профессиональной деятельности;
приемы структурирования информации; формат
оформления результатов поиска информации
Умения:
определять
актуальность
нормативноправовой
документации
в
профессиональной
деятельности; применять современную научную
профессиональную терминологию; определять и
выстраивать траектории профессионального развития и
самообразования; выявлять достоинства и недостатки
коммерческой идеи; презентовать идеи открытия
собственного дела в профессиональной деятельности;
оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат
по процентным ставкам кредитования; определять
инвестиционную привлекательность коммерческих
6
ОК 4.
Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и
команде
ОК 5.
Осуществлять устную и письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
федерации с учетом
особенностей социального и культурного контекста
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе традиционных общечеловеческих ценностей,
применять стандарты антикоррупционного поведения
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 6.
ОК 7.
ОК 8.
Использовать средства
физической
культуры для сохранения и укрепления здоровья в
идей в рамках профессиональной деятельности;
презентовать бизнес-идею; определять источники
финансирования
Знания: содержание актуальной нормативно-правовой
документации;
современная
научная
и
профессиональная
терминология;
возможные
траектории
профессионального
развития
и
самообразования;
основы
предпринимательской
деятельности; основы финансовой грамотности;
правила
разработки
бизнес-планов;
порядок
выстраивания презентации; кредитные банковские
продукты
Умения: организовывать работу коллектива и команды;
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами в ходе профессиональной деятельности
Знания:
психологические
основы
деятельности
коллектива, психологические особенности личности;
основы проектной деятельности
Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять
документы по профессиональной тематике на
государственном языке, проявлять толерантность в
рабочем коллективе
Знания: особенности социального и культурного
контекста; правила оформления документов и
построения устных сообщений
Умения: описывать значимость своей специальности;
применять стандарты антикоррупционного поведения
Знания:
сущность
гражданско-патриотической
позиции, общечеловеческих ценностей; значимость
профессиональной деятельности по специальности;
стандарты
антикоррупционного
поведения
и
последствия его нарушения
Умения:
соблюдать
нормы
экологической
безопасности;
определять
направления
ресурсосбережения в рамках профессиональной
деятельности по специальности
Знания: правила экологической безопасности при
ведении профессиональной деятельности; основные
ресурсы, задействованные в профессиональной
деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения
Умения: использовать физкультурно-оздоровительную
деятельность для укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных целей; применять
рациональные приемы двигательных функций в
профессиональной
деятельности;
пользоваться
7
процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого
уровня физической
подготовленности
ОК.9
Пользоваться профессиональной документацией
на
государственном и
иностранном языках
средствами
профилактики
перенапряжения,
характерными для данной специальности
Знания: роль физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии человека;
основы
здорового
образа
жизни;
условия
профессиональной деятельности и зоны риска
физического здоровья для специальности; средства
профилактики перенапряжения
Знания:
современные
средства
и
устройства
информатизации;
порядок
их
применения
и
программное обеспечение в профессиональной
деятельности
Умения: понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы (профессиональные и
бытовые),
понимать
тексты
на
базовые
профессиональные темы; участвовать в диалогах на
знакомые общие и профессиональные темы; строить
простые высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности; кратко обосновывать
и объяснять свои действия (текущие и планируемые);
писать простые связные сообщения на знакомые или
интересующие профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы; основные
общеупотребительные
глаголы
(бытовая
и
профессиональная лексика); лексический минимум,
относящийся к описанию предметов, средств и
процессов
профессиональной
деятельности;
особенности произношения; правила чтения текстов
профессиональной направленности
4.2. Профессиональные компетенции
Основные виды деятельности
Код и наименование
компетенции
ВД 1. Проведение
ветеринарносанитарных зоогигиенических мероприятий
ПК 1.1. Контроль санитарного и зоогигиенического состояния
объектов животноводства и кормов
Показатели освоения компетенции
8
Практический опыт в:
контроле санитарных и зоогигиенических
параметров в животноводческих и птицеводческих помещениях;
контроле санитарных показателей различных видов кормов для животных;
проверке средств для транспортировки
животных на предмет соответствия ветеринарно-санитарным правилам;
оформлении результатов контроля;
осуществлении контроля соблюдения
правил использования средств индивидуальной защиты и гигиенических норм работниками, занятыми в животноводстве.
Умения:
определять органолептически, визуально
ПК 1.2. Проведение
ветеринарносанитарных мероприятий для предупреждения возникновения болезней животных
9
и по показателям отклонения от нормы
зоогигиенических параметров на объектах животноводства;
использовать метрологическое оборудование для определения показателей микроклимата;
применять нормативные требования в
области ветеринарии.
Знания:
нормативные зоогигиенические и ветеринарно-санитарные показатели в животноводстве;
ветеринарно-санитарные и зоогигиенические требования к условиям содержания
и кормления животных;
нормативные акты в области ветеринарии;
требования охраны труда.
Иметь практический опыт в:
проверке санитарного состояния пастбищ
и мест водопоя животных;
отборе материала для лабораторных исследований;
предубойном осмотре животных и послеубойном
ветеринарном-санитарном
осмотре туш и органов животных.
Умения:
пользоваться техническими средствами и
методами для проведения стерилизации;
готовить рабочие растворы средств проведения ветеринарно-санитарных мероприятий согласно инструкциям и наставлениям с соблюдением правил безопасности;
интерпретировать результаты предубойного осмотра животных и послеубойного
ветеринарно-санитарного осмотра туш и
органов животных.
Знания:
правила отбора проб кормов, смывов, материалов для лабораторных исследований;
методы стерилизации ветеринарного инструментария;
методы проведения исследований биологического материала, продуктов и сырья
животного и растительного происхождения с целью предупреждения возникновения болезней;
методы предубойного осмотра животных
и
послеубойного
ветеринарносанитарного осмотра туш и органов жи-
ПК 1.3. Проведение
ветеринарносанитарных мероприятий в условиях специализированных животноводческих хозяйств
ВД 2. Проведение
профилактических,
диагностических и
лечебных мероприятий
ПК 2.1. Предупреждение заболеваний животных,
проведение
санитарнопросветительской деятельности
10
вотных;
нормативные акты в области ветеринарии;
требования охраны труда.
Иметь практический опыт в:
проведении дезинфекции животноводческих и птицеводческих помещений, мест
временного содержания животных и птицы, оборудования, инвентаря и агрегатов,
используемых в животноводстве и птицеводстве;
дезинфекции и дератизации животноводческих и птицеводческих объектов;
утилизации трупов животных, биологических отходов и ветеринарных препаратов;
стерилизации ветеринарного инструментария;
подготовке средств для выполнения ветеринарно-санитарных мероприятий и соответствующего инструментария в зависимости от условий среды;
Умения:
использовать средства индивидуальной
защиты работниками животноводческих
объектов;
использовать оборудование, предназначенное для санации животноводческих
помещений;
Знания:
методы дезинфекции, дезинсекции и дератизации объектов животноводства;
правила сбора и утилизации трупов животных и биологических отходов;
правила утилизации ветеринарных препаратов;
нормативные акты в области ветеринарии;
требования охраны труда.
Иметь практический опыт в:
проведении иммунизации животных;
отборе проб биологического материала от
животных, кормов и воды, их упаковка и
подготовка для исследований;
проведении противопаразитарных обработок;
оценке рационов кормления животных;
ведении ветеринарной отчетности и учета.
Умения:
готовить к использованию биопрепараты
в соответствии с инструкциями по их
применению;
пользоваться техникой постановки аллергических проб;
пользоваться техникой введения биопрепаратов;
готовить средства для дезинфекции;
производить оценку рациона кормления
для животных различных видов.
Знания:
меры профилактики заболеваний животных различной этиологии;
основные методы и формы санитарнопросветительской деятельности;
правила применения биологических и
противопаразитарных препаратов;
правила отбора и хранения биологического материала;
основы полноценного кормления животных и последствия его несоблюдения;
морфологические и биологические характеристики возбудителей инфекционных и
инвазионных заболеваний животных;
основные нормативные акты в области
ветеринарии, действующие на территории Российской Федерации;
основы ветеринарного делопроизводства,
учета и отчетности в ветеринарии;
правила ветеринарного документооборота;
требования охраны труда.
ПК 2.2. Выполнение Практический опыт в:
лечебноподготовке животных к проведению диадиагностических вете- гностических и терапевтических манипуринарных манипуля- ляций;
ций
проведении инструментального обследования животных;
проведении обследования общего и физиологического состояния животных;
проведение инструментального обследования животных;
установлении клинического диагноза по
результатам проведенных диагностических мероприятий;
проведении терапии животных;
оформлении результатов выполнения диагностических и терапевтических манипуляций;
ведении ветеринарной отчетности и учета.
Умения:
определять клиническое состояние животных общими и инструментальными
11
ПК 2.3. Выполнение
лечебнодиагностических ветеринарных мероприятий
в условиях специализированных животноводческих хозяйств
12
методами;
пользоваться ветеринарной терапевтической техникой;
использовать терапевтический и диагностический ветеринарный инструментарий;
применять ветеринарные фармакологические средства;
анализировать и интерпретировать результаты диагностических и терапевтических манипуляций;
подбирать инструментарий и лекарственные средства для проведения диагностики и терапии животных
Знания:
анатомо-топографические характеристики организма животных с учетом видовых особенностей;
нормативные данные физиологических
показателей у животных;
методы диагностики и лечения животных;
фармакологические свойства основных
групп ветеринарных препаратов;
правила хранения и использования лекарственных
средств
ветеринарного
назначения;
основы механизмов развития и течения
заболеваний у животных различной этиологии;
правила асептики и антисептики;
основы ветеринарного делопроизводства,
учета и отчетности в ветеринарии;
правила ветеринарного документооборота;
требования охраны труда.
Практический опыт в:
постановке аллергических проб у животных;
проведении диспансеризации животных;
проведении терапии животных;
произведении акушерской помощи животным по родовспоможению;
оценке эффективности индивидуальной и
групповой терапии у животных;
оценке эффективности индивидуальной и
групповой терапии у животных;
произведении акушерской помощи животным по родовспоможению; выполнении кастрации животных и косметических хирургических операций;
выполнении
патологоанатомического
вскрытия трупов животных;
ведении ветеринарной отчетности и учета;
Умения:
готовить к использованию биопрепараты
в соответствии с инструкциями по их
применению;
пользоваться техникой постановки аллергических проб;
определять клиническое состояние животных общими и инструментальными
методами;
использовать терапевтический и диагностический ветеринарный инструментарий;
вскрывать трупы животных.
Знания:
правила применения диагностических
препаратов;
методы кастрации животных и родовспоможения животным;
основы механизмов развития и течения
заболеваний у животных различной этиологии;
основы механизмов развития и течения
заболеваний у животных различной этиологии;
правила асептики и антисептики;
критерии эффективности терапии животных;
основы ветеринарного делопроизводства,
учета и отчетности в ветеринарии;
правила ветеринарного документооборота;
требования охраны труда.
Выполнение работ по профессии 15830 «Оператор по искусственному
осеменению животных и птицы» (в соответствии со стандартом «Оператор по
искусственному осеменению» утвержденным приказом министерства труда и
социальной защиты РФ от 27 июня 2018 года n 416н) обучающиеся осваивают
следующий вид профессиональной деятельности и профессиональные компетенции:
Выполнение работ по профессии 15830 «Оператор по искусВД.3
ственному осеменению животных и птицы»
Выполнение подготовительных работ при искусственном осеменеПК.3.1
нии животных и птицы
Подготовка материалов, оборудования и инструментов к проведеПК.3.2
нию искусственного осеменения животных и птицы
ПК.3.3 Санитарная обработка животных и птицы перед искусственным
13
ПК.3.4
ПК.3.5
ПК.3.6
осеменением
Своевременное обеспечение пункта (станции) искусственного осеменения расходными материалами и оборудованием
Оценка состояния животных для выявления готовности к участию в
процессе воспроизводства
Проведение искусственного осеменения животных и птицы
4.3. Личностные результаты
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан
России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным
поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей
многонационального
народа России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность
к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во
всех формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных
групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции
культурных традиций и ценностей многонационального российского
государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ,
азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в
ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой.
14
Код личностных результатов реализации
программы воспитания
ЛР 1
ЛР 2
ЛР 3
ЛР 4
ЛР 5
ЛР 6
ЛР 7
ЛР 8
ЛР 9
ЛР 10
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
ЛР 11
основами эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ЛР 12
ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со
своими детьми и их финансового содержания.
Личностные результаты
реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Демонстрирующий готовность к продолжению образования, к социальной и профессиональной мобильности в условиях современного
ЛР 13
общества
Экономически активный, предприимчивый, готовый к самозанятоЛР 14
сти
Демонстрирующий навыки эффективного обмена информацией и
взаимодействия с другими людьми, обладающий навыками коммуЛР 15
никации
Демонстрирующий навыки противодействия коррупции
ЛР 16
Планируемые личностные результаты в ходе реализации образовательной программы
Наименование профессионального модуля,
Код личностных резульучебной дисциплины
татов реализации программы воспитания
Проведение ветеринарно-санитарных и зоогигиенических мероприятий
Проведение профилактических, диагностических и лечебных
мероприятий
«Оператор по искусственному осеменению животных и птиц»
15
ЛР 1
ЛР 4
ЛР 6
ЛР 9
ЛР 4
ЛР 13
ЛР 14
ЛР15
Раздел 5. Структура образовательной программы
5.1. Учебный план
Учебный год в образовательной организации начинается 1 сентября и
заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей образовательной программы.
Объем времени для освоения общеобразовательного цикла ОПОП СПО
специальности 36.02.01 Ветеринария составляет 1476 часов.
Объем ОПОП ППССЗ СПО специальности 36.02.01 Ветеринария включает все виды учебной деятельности и составляет 4464 часа.
Основная образовательная программа содержит обязательную часть и
часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Таблица 1
Соотношение обязательной и вариативной частей
образовательной программы (в часах)
Структура образовательной программы
Общий гуманитарный и
социальноэкономический цикл
Математический и общий
естественнонаучный цикл
Общепрофессиональный
цикл
Профессиональный цикл
Государственная итоговая аттестация
Общий объем образовательной
программы
среднего
профессионального образования
Обязательный
объем образовательной программы в академических часах
Вариативный
объем образовательной программы
Общий объем образовательной программы
468
18
486
144
0
144
612
230
842
1516
1116
2632
216
0
216
4464
4464
Вариативная часть расширяет следующие виды деятельности
- Осуществление зоогигиенических, профилактических и ветеринарносанитарных мероприятий;
- Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных
животных;
- Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов
и сырья животного происхождения;
- Проведение санитарно-просветительской деятельности;
16
- Выполнение работ по профессии 15830 «Оператор искусственного
осеменения животных и птицы» (определен в профессии рабочих, должностей
служащих, указанной в ФГОС СПО специальности 36.02.01 Ветеринария,
«Оператор по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных и
птицы»)
Учебный план приведен в Приложении 1.
5.2. Календарный учебный график
В календарном учебном графике указывается последовательность реализации ОПОП специальности Ветеринария, включая теоретическое обучение,
практики, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы.
Календарный учебный график приведен в Приложении 2.
5.3. Рабочая программа воспитания
5.3.1. Цели и задачи воспитания обучающихся при освоении ими
образовательной программы:
Цель рабочей программы воспитания – личностное развитие
обучающихся и их социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных
отношений к общественным ценностям, приобретении опыта поведения и
применения сформированных общих компетенций квалифицированных
рабочих, служащих/специалистов среднего звена на практике.
Задачи:
– формирование единого воспитательного пространства, создающего
равные
условия
для
развития
обучающихся
профессиональной
образовательной организации;
– организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в
общественно-ценностные социализирующие отношения;
– формирование у обучающиеся профессиональной образовательной
организации общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров,
необходимых для устойчивого развития государства;
– усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности
процесса воспитания.
5.3.2. Рабочая программа воспитания представлена в приложении 3.
5.4. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы представлен в приложении 4.
17
Раздел 6. Условия реализации образовательной программы
6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной
программы
Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для
проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной
работы, лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами
обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.
Образовательная организация располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных и практических
занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки,
учебной практики, предусмотренных учебным планом. Материальнотехническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам.
Допускается замена оборудования его виртуальными аналогами.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
социально-экономических дисциплин;
иностранного языка;
информационных технологий в профессиональной деятельности;
организации ветеринарного дела;
животноводства;
экологических основ природопользования;
безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
Лаборатории:
анатомии и физиологии животных;
ветеринарной фармакологии и латинского языка;
кормления животных;
зоогигиены и ветеринарной санитарии;
патологической физиологии и патологической анатомии;
внутренних незаразных болезней;
эпизоотологии с микробиологией;
паразитологии и инвазионных болезней;
ветеринарной хирургии;
акушерства, гинекологии и биотехники размножения;
ветеринарно-санитарной экспертизы.
Полигоны:
учебно-производственное хозяйство с учебной фермой;
ветеринарная клиника.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
18
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть "Интернет";
актовый зал.
Реализация ППССЗ должна обеспечивает:
выполнение обучающимися лабораторных и практических занятий,
включая как обязательный компонент практические задания с использованием
персональных компьютеров;
освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации в зависимости от специфики вида деятельности.
Образовательной организацией используются электронные издания
(электронная библиотечная система), каждый обучающийся обеспечен рабочим местом в компьютерном классе, библиотеке техникума в соответствии с
объемом изучаемых дисциплин.
Образовательная организация обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной
программы.
Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия) по каждой дисциплине (модулю) из расчета одно печатное и (или) электронное учебное издание по каждой дисциплине (модулю)
на одного обучающегося.
В качестве основной литературы образовательная организация использует
учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке.
Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья
должны быть обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями, адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся.
Образовательная
программа
должна
обеспечиваться
учебнометодической документацией по всем учебным дисциплинам (модулям).
6.3. Требования к практической подготовке обучающихся.
Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или
отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки. В
профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды
практик: учебная практика и производственная практика, которые реализуются в форме практической подготовки.
19
Техникумом заключены договоры о сотрудничестве на период прохождения
учебной и производственной практики с 20 предприятиями и организациями
включая постоянных работодателей:
ГБУ «Ветуправление Гулькевичского района»
ГБУ «Кропоткинская краевая ветеринарная лаборатория»
ООО ПХ «Юбилейное»
ООО «Союз-Агро»
Имеющиеся базы практики студентов обеспечивают возможность прохождения практики всеми студентами в соответствии с учебным планом.
Учебная практика проводится в каждом профессиональном модуле и является
его составной частью. Задания на учебную практику, порядок ее проведения
приведены в программах профессиональных модулей.
6.4. Требования к организации воспитания обучающихся
6.4.1. Условия организации воспитания определяются образовательной
организацией.
Выбор форм организации воспитательной работы основывается на
анализе эффективности и практическом опыте.
Для реализации Программы определены следующие формы
воспитательной работы с обучающимися:
– информационно-просветительские занятия (лекции, встречи,
совещания, собрания и т.д.)
– массовые и социокультурные мероприятия;
– спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия;
–деятельность творческих объединений, студенческих организаций;
– психолого-педагогические тренинги и индивидуальные консультации;
–
научно-практические
мероприятия
(конференции,
форумы,
олимпиады, чемпионаты и др);
– профориентационные мероприятия (конкурсы, фестивали, мастерклассы, квесты, экскурсии и др.);
– опросы, анкетирование, социологические исследования среди
обучающихся.
6.5. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к
реализации образовательной программы на иных условиях, в том числе из
числа руководителей и работников организаций, направление деятельности
которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в
пункте 1.7 ФГОС СПО (имеющих стаж работы в данной профессиональной
области не менее 3 лет).
Квалификация педагогических работников образовательной организации
должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
20
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по
программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.7 ФГОС СПО, не реже 1
раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям
ставок), имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.7 ФГОС СПО, в общем числе педагогических
работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных
модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов.
Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданскоправового договора, в том числе из числа работников организаций работодателей и социальных партнеров.
6.6. Требования к финансовым условиям реализации образовательной
программы
Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно
осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание
государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по
специальности с учетом корректирующих коэффициентов.
Примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных
услуг по реализации образовательной программы
Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по
реализации образовательной программы осуществляются в соответствии с
Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных
услуг по реализации образовательных программ среднего профессионального
образования по профессиям (специальностям) и укрупненным группам
профессий (специальностей), утвержденной Минобрнауки России 27 ноября
2015 г. № АП-114/18вн.
Нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере
образования по реализации образовательной программы включают в себя
затраты на оплату труда преподавателей и мастеров производственного
обучения с учетом обеспечения уровня средней заработной платы
педагогических
работников
за
выполняемую
ими
учебную
(преподавательскую) работу и другую работу в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях
по реализации государственной социальной политики».
21
Раздел 7. Формирование фондов оценочных средств для проведения
текущего контроля, промежуточной аттестации, учебноисследовательской и проектной деятельности обучающихся, государственной итоговой аттестации
7.1 Формы аттестации
Освоение образовательной программы среднего профессионального образования специальности 36.02.01 Ветеринария, в том числе отдельной части
или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и
промежуточной аттестацией обучающихся.
Изучение программы завершается государственной итоговой аттестации, по результатам которой выпускникам присваивается квалификация Ветеринарный фельдшер
7.2. Организация и формы представления и учета результатов текущего контроля
Для проведения текущего контроля используются следующие формы:
– опрос (групповой, фронтальный, индивидуальный, письменный и
др);
– тестирование;
– оценка выполнения задания практического занятия;
– оценка выполнения задания лабораторного занятия;
– оценка работы на семинаре;
– оценка контрольной работы;
– оценка самостоятельной работы в различных формах;
– другие формы текущей аттестации в соответствии с УМК предмета,
дисциплины, МДК.
Текущий контроль практики проводится в форме экспертной оценки
выполнения работ на практике руководителем практики.
Периодичность текущего контроля не реже 1 раза за 4 часа учебных занятий.
7.3. Организация и формы представления и учета результатов промежуточной
аттестации
Промежуточная аттестация проводится в следующих формах:
– зачет,
– дифференцированный зачет,
– экзамен,
– экзамен по модулю,
– экзамен квалификационный,
– защита индивидуального проекта,
– защита курсовой работы,
– ежемесячная аттестация,
– семестровый контроль.
22
Конкретные формы промежуточной аттестации и ее периодичность
определяются учебным планом.
Организация и порядок проведения промежуточной аттестации определяется фондами оценочных средств.
7.4 Организация, критерии оценки и формы представления и учета результатов оценки учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся
Учебно-исследовательская и проектная деятельность студентов в рамках
ОПОП представлена в виде выполнения индивидуального проекта в рамках
внеурочной и самостоятельной деятельности и выполнения курсовой работы
при освоении профессионального цикла (междисциплинарного курса).
Индивидуальный проект выполняется студентами в течение первого
курса самостоятельно в рамках времени, специально отведенного учебным
планом. Выполнение индивидуального проекта начинается в сентябре с выдачи задания, сопровождается в течение года консультациями руководителя индивидуального проекта и заканчивается в конце учебного года промежуточной
аттестацией в форме общественной защиты созданного проекта.
Курсовая работа в программе ОПОП запланирована по МДК.02.01 Осуществление диагностических и лечебных мероприятий.
Выполнение курсовой работы проводится в рамках времени, специально
отведенного учебным планом под руководством ведущего преподавателя. Аттестация курсовой работы проводится на основании оценки выполненной работы руководителем курсовой работы в соответствии с фондом оценочных
средств ПА в форме защиты курсовой работы.
7.5 Организация, содержание и критерии оценки результатов государственной
итоговой аттестации
Организация и проведение государственной итоговой аттестации проводится в соответствии с программой ГИА, утвержденной после ее обсуждения
на заседании педагогического совета образовательной организации с участием
председателей государственных экзаменационных комиссий.
Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является обязательной для образовательных организаций СПО. Она проводится по завершении
всего курса обучения по направлению подготовки. В ходе ГИА оценивается
степень соответствия сформированных компетенций выпускников требованиям ФГОС.
К государственной итоговой аттестации допускается студент, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный
план или индивидуальный учебный план по осваиваемой образовательной
программе среднего профессионального образования.
Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде дипломной
работы и демонстрационного экзамена.
Темы выпускных квалификационных работ определяются образователь23
ной организацией. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной
квалификационной работы, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического
применения. При этом тематика выпускной квалификационной работы должна
соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу среднего профессионального
образования.
Закрепление за студентами тем выпускных квалификационных работ,
назначение руководителей и консультантов осуществляется распорядительным актом образовательной организации.
Государственный экзамен по отдельному профессиональному модулю
(междисциплинарному курсу, дисциплине) определяет уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебным планом, и охватывает минимальное содержание данного профессионального модуля (междисциплинарного курса, дисциплины), установленное соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.
Демонстрационный экзамен предусматривает моделирование реальных
производственных условий для решения выпускниками практических задач
профессиональной деятельности.
Критерии оценки результатов ГИА определяются методикой оценивания
результатов, требованиями к выпускным квалификационным работам. Методика оценивания результатов и требования к ВКР определены и утверждены
после их обсуждения на заседании педагогического совета образовательной
организации с участием председателей государственных экзаменационных
комиссий.
Задания демонстрационного экзамена разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 36.02.01 Ветеринария (утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.11.20 № 657), профессионального стандарта «Ветеринарный фельдшер»
(утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 декабря 2015 г. N 1079н) и с учетом оценочных материалов для демонстрационного экзамена по компетенции «Ветеринария».
Результаты победителей и призеров чемпионатов профессионального
мастерства, засчитываются в качестве оценки "отлично" по демонстрационному экзамену.
7.6. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются преподавателями техникума, рассматриваются на заседаниях цикловых
методических комиссий и утверждаются директором техникума.
Фонды примерных оценочных средств для проведения ГИА включают типовые задания для демонстрационного экзамена, примеры тем дипломных работ,
описание процедур и условий проведения государственной итоговой аттестации, критерии оценки.
24
Раздел 8. Разработчики основной профессиональной образовательной программы
Суворова Е.В.
Манжурина
В.Н.
Чумакова Е.А.
Строева Е.А..
заместитель директора по учебной работе
председатель УМО преподавателей ветеринарных дисциплин
преподаватель ветеринарных дисциплин
преподаватель ветеринарных дисциплин
25