Приложение
1.1.
Рабочие
программы учебных дисциплин
Приложение 1.7
к ОПОП по специальности
специальность
19.02.11
Технология продуктов питания
из растительного сырья
Рабочая программа учебной дисциплины
ОУД 7 Химия
Разработчик: Строева Е.А., преподаватель химии
п. Венцы
2023 г.
Содержание
1.
2.
Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины
Структура и содержание учебной дисциплины
3.
Условия реализации учебной дисциплины
4.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Химия»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Общеобразовательная дисциплина «Химия» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС
для специальности 19.02.11 Технология продуктов питания из растительного сырья.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Формирование у студентов химической составляющей естественно-научной картины
мира как основы принятия решений в жизненных и производственных ситуациях,
ответственного поведения в природной среде
1.2.1. Цели общеобразовательной дисциплины
1) сформировать понимание закономерностей протекания химических процессов и
явлений в окружающей среде, целостной научной картины мира, взаимосвязи и
взаимозависимости естественных наук;
2) развить умения проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям
химических реакций, планировать и интерпретировать результаты химических
экспериментов,
3) сформировать навыки проведения химических экспериментальных исследований
с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным
оборудованием;
4) развить умения анализировать, оценивать, проверять на достоверность и
обобщать информацию химического характера из различных источников;
5) сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности и
химических природных, бытовых и производственных процессов;
6) сформировать понимание значимости достижений химической науки и
технологий для развития социальной и производственной сфер.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК.
Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде
Планируемые результаты освоения дисциплины
умения
знания
распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и
выделять её составные части; определять этапы
решения задачи; выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для решения задачи
и/или проблемы; составлять план действия;
определять необходимые ресурсы; владеть
актуальными
методами
работы
в
профессиональной
и
смежных
сферах;
реализовывать составленный план; оценивать
результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника)
определять задачи для поиска информации;
определять
необходимые
источники
информации; планировать процесс поиска;
структурировать получаемую информацию;
выделять наиболее значимое в перечне
информации;
оценивать
практическую
значимость результатов поиска; оформлять
результаты
поиска,
применять
средства
информационных технологий для решения
профессиональных
задач;
использовать
современное
программное
обеспечение;
использовать различные цифровые средства для
решения профессиональных задач.
организовывать работу коллектива и команды;
взаимодействовать с коллегами, руководством,
клиентами
в
ходе
профессиональной
деятельности
актуальный профессиональный и социальный контекст, в
котором приходится работать и жить; основные источники
информации и ресурсы для решения задач и проблем в
профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы
выполнения работ в профессиональной и смежных областях;
методы работы в профессиональной и смежных сферах;
структуру плана для решения задач; порядок оценки
результатов решения задач профессиональной деятельности.
номенклатура информационных источников, применяемых в
профессиональной деятельности; приемы структурирования
информации; формат оформления результатов поиска
информации,
современные
средства
и
устройства
информатизации; порядок их применения и программное
обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с
использованием цифровых средств.
психологические
основы
деятельности
коллектива,
психологические особенности личности; основы проектной
деятельности
ОК 07. Содействовать соблюдать нормы экологической безопасности; правила экологической безопасности при ведении
сохранению окружающей определять направления ресурсосбережения в профессиональной деятельности; основные ресурсы,
среды,
рамках профессиональной деятельности по задействованные в профессиональной деятельности; пути
ресурсосбережению,
специальности
осуществлять
работу
с обеспечения ресурсосбережения; принципы бережливого
применять знания об соблюдением
принципов
бережливого производства;
основные
направления
изменения
изменении
климата, производства;
организовывать климатических условий региона.
принципы бережливого профессиональную деятельность с учетом
производства,
знаний об изменении климатических условий
эффективно действовать в региона.
чрезвычайных ситуациях
Вид деятельности. Ведение технологического процесса производства хлеба, хлебобулочных, макаронных и кондитерских изделий на
автоматизированных технологических линиях (по выбору)
ПК 1.1 Осуществлять
визуально оценивать исправность, использовать назначение, принцип действия и устройство, правила
техническое
инструмент для очистки от загрязнений, смазки эксплуатации, методы и способы выявления и устранения
обслуживание
и санитарной обработки механических деталей неисправностей, порядок проведения подготовки, пуска и
технологического
и узлов, применять инструмент по наладке, наладки, ремонта, документооборот по процессу подготовки
оборудования для
настройке,
ремонту
и
регулировке, к работе и обслуживания технологического оборудования
производства продуктов
документально
оформлять
результаты
питания из растительного проделанной
работы
по
обслуживанию
сырья в соответствии с
технологического оборудования
эксплуатационной
документацией
ПК 1.2 Выполнять
подготавливать сырье и расходные материалы к требования нормативно-технической документации к
технологические
процессам хранения и переработки зерна и
качеству зерна и семян, готовой продукции, основные
операции по хранению и
семян, эксплуатировать оборудование для
технологические операции, принцип, устройство и режимы
переработке зерна и
очистки, активного вентилирования и сушки
работы технологического оборудования при очистке,
семян в соответствии с
зерна и семян, распределения зерна по силосам
вентилировании, сушке, распределении по силосам,
технологическими
для хранения с учетом его качества, подготовки подготовке к помолу и формированию помольных партий
инструкциями
зернового сырья к помолу, формирования
зерна, семян крупяной и комбикормовой продукции, порядок
помольных смесей в соответствии с рецептурой, регулирования
параметров
работы
технологического
измельчения зерна и промежуточных продуктов, оборудования и средств автоматики при хранении и
их сепарирования по крупности и качеству,
переработке зерна и семян, меры борьбы с вредителями
подготовки зернового сырья к шелушению,
хлебных запасов, технологические процессы и схемы
шелушения, сортирования продуктов
очистки зерна и семян от примесей, принципы работы и
шелушения, шлифования и полирования крупы, устройство
оборудования
для
сортировки,
гидротермической обработки зерна, очистки и
измельчения сырья, гранулирования
комбикормов, дозирования компонентов
комбикормов, белково-витаминных добавок и
премиксов для различных видов и возрастных
групп сельскохозяйственных животных и птиц в
соответствии с рецептурой, упаковки и
маркировки готовой мукомольной, крупяной и
комбикормовой продукции,
и семян, настраивать автоматизированную
программу технологического процесса хранения
и переработки зерна и семян, вести
производственный
документооборот
по
технологическому
процессу
хранения
и
переработки зерна и семян
Организационно-технологическое обеспечение производства хранения
технологических линиях
ПК 2.1 Осуществлять
анализировать состояние рынка продукции и
организационное
услуг в области производства продуктов
обеспечение
питания из растительного сырья, рассчитывать
производства продуктов
плановые показатели выполнения
питания из растительного технологических операций, определять
сырья на
потребность в средствах производства и рабочей
автоматизированных
силе для выполнения общего объема работ по
технологических линиях
каждой технологической операции на основе
технологических карт, рассчитывать
экологический риск и оценивать ущерб,
причиняемый окружающей среде при
выполнении работ и оказании услуг в области
производства продуктов питания из
растительного сырья, инструктировать
операторов и аппаратчиков по выполнению
производственных заданий, контролировать
выполнение производственных заданий на всех
стадиях технологического процесса,
кондиционирования и измельчения зерна и семян,
технологические схемы подготовки и переработки зерна
различных культур в крупу, правила ведения процессов
шелушения, шлифования, полирования и дробления крупы,
гидротермической обработки крупяных культур, порядок
приема, перемещения зерна, распределения его по силосам,
технологические схемы измельчения различных видов сырья
для производства комбикормовой продукции, схемы
гранулирования, правила дозирования и смешивания
компонентов комбикормов, правила маркировки и упаковки
готовой мукомольной, крупяной и комбикормовой
продукции, документооборот, правила оформления и
периодичность заполнения документации по хранению и
переработке зерна и семян
и переработки зерна и семян на автоматизированных
технологии менеджмента и маркетинговых исследований
рынка продукции и услуг, технологии бизнес-планирования
производственной, финансовой и инвестиционной
деятельности, методы расчета экономической эффективности
разработки и внедрения новой продукции из растительного
сырья, технологии производства и организации
производственных и технологических процессов, требования
к качеству выполнения технологических операций, методы
технохимического и лабораторного контроля качества сырья,
полуфабрикатов и продуктов питания из растительного
сырья, методы планирования, контроля и оценки качества
выполнения технологических операций, виды, формы и
методы мотивации, включая материальное и нематериальное
стимулирование, персонала, правила первичного
документооборота, учета и отчетности, требования охраны
труда, санитарной и пожарной безопасности при
техническом обслуживании и эксплуатации
технологического оборудования на автоматизированных
ПК 2.2 Осуществлять
технологическое
обеспечение процессов
хранения и переработки
зерна и семян
организовывать работу по проведению
лабораторных исследований качества и
безопасности сырья, полуфабрикатов и готовой
продукции, пользоваться методами контроля
качества выполнения технологических
операций, осуществлять мероприятия по
мотивации и стимулированию персонала
производства продуктов питания из
растительного сырья на автоматизированных
технологических линиях
вести основные технологические процессы
хранения и переработки зерна и семян,
контролировать
качество
сырья,
полуфабрикатов и готовой продукции в
процессе хранения и переработки зерна и семян
на всех этапах производства, проводить
лабораторные исследования безопасности и
качества сырья, полуфабрикатов и продуктов
питания,
осуществлять
технологические
регулировки
оборудования,
использовать
средства
механизации
и
автоматизации
технологических
процессов
хранения
и
переработки зерна и семян, подбирать,
производить настройку и сборку оборудования
и систем автоматизации технологических
процессов хранения и переработки зерна и
семян из растительного сырья, использовать в
процессе хранения и переработки зерна и семян
ресурсо- и энергосберегающие технологии
технологических линиях по производству продуктов питания
из растительного сырьяоборудования
виды и качественные показатели сырья, полуфабрикатов и
готовой продукции процессов хранения и переработки зерна
и семян, основные технологические процессы хранения и
переработки зерна и семян, причины, методы выявления и
способы устранения брака в процессе хранения и
переработки зерна и семян, способы технологических
регулировок оборудования, используемого для реализации
технологических операций хранения и переработки зерна и
семян, принципы измерения, регулирования, контроля
параметров технологического процесса хранения и
переработки зерна и семян, методы технохимического и
лабораторного контроля качества сырья, полуфабрикатов и
готовых изделий из растительного сырья, порядок расчета
рецептур, формы и виды документов на новые виды
продуктов хранения и переработки зерна и семян на
автоматизированных технологических линиях, требования
охраны труда, санитарной и пожарной безопасности при
техническом
обслуживании
и
эксплуатации
технологического оборудования, на автоматизированных
технологических линиях по производству продуктов питания
из растительного сырья
Вид деятельности. Лабораторный контроль качества и безопасности сырья, полуфабрикатов и готовой продукции в процессе производства
продуктов питания из растительного сырья
ПК 3.1 Проводить
пользоваться основным и вспомогательным требования к рабочему месту по проведению исследований,
организационнотехническ лабораторным оборудованием, химической правила подготовки к работе основного и вспомогательного
ие мероприятия для
обеспечения
лабораторного контроля
качества и безопасности
сырья, полуфабрикатов и
готовой продукции в
процессе производства
продуктов питания из
растительного сырья
ПК 3.2 Проводить
лабораторные
исследования качества и
безопасности сырья,
полуфабрикатов и
готовой продукции в
процессе производства
продуктов питания из
растительного сырья
посудой, осуществлять мытье, сушку и
стерилизацию химической посуды, готовить
реактивы и растворы заданной концентрации,
питательные среды заданного состава, отбирать
средства измерения, приборы, лабораторное
оборудование,
химическую
посуду
и
инструменты, необходимые для исследования
состава сырья, полуфабрикатов и продуктов
питания,
отбирать
пробы
сырья,
полуфабрикатов, готовой продукции на разных
этапах производства пищевых продуктов,
настраивать лабораторное оборудование и
производить калибровку мерной посуды,
соблюдать требования охраны труда при работе
с химическими веществами и испытательным
оборудованием,
подготавливать
пробы,
материалы,
комплектующие
изделия
и
испытательное оборудование для проведения
лабораторного исследования, составлять заявки
на
лабораторную
посуду,
реактивы
и
материалы, вести и составлять необходимую
документацию по подготовке лабораторного
оборудования и расходных материалов
осуществлять отбор, прием, маркировку, учет
проб по технологическому циклу в пищевой
организации, готовить индикаторные среды,
проводить лабораторные исследования в
соответствии с регламентами, подбирать и
применять
необходимое
лабораторное
оборудование,
представлять
данные
проведенных
лабораторных
исследований,
анализировать состояние специализированного
оборудования,
рабочие
растворы
на
соответствие
требованиям
нормативнотехнической документации, подготавливать
лабораторного оборудования, правила работы с химической
посудой, реактивами, материалами и лабораторным
оборудованием, правила хранения химических реактивов,
проб в соответствии со стандартами, способы мытья и
дезинфекции химической посуды, виды, назначение и
устройство
лабораторного
оборудования,
способы
приготовления растворов и методы их расчетов, способы
определения концентрации растворов, правила подготовки
проб для проведения лабораторных исследований, методы
проведения испытаний образцов сырья, полуфабрикатов,
вспомогательных материалов и готовой продукции на разных
этапах производства пищевых продуктов, требования охраны
труда в химической и микробиологической лаборатории,
санитарной, пожарной и экологической безопасности при
техническом
обслуживании
и
эксплуатации
технологического оборудования в процессе производства
продуктов питания из растительного сырья
нормативные правовые акты и нормативно-техническая
документация, регламентирующие вопросы и методы
лабораторного исследования качества и безопасности сырья,
полуфабрикатов и готовой продукции, документооборот при
проведении
лабораторных
исследований,
способы
приготовления калибровочных растворов, назначение и
классификация
химической
посуды,
требования
к
химической посуде, средства и способы мытья химической
посуды, виды, назначение и устройство лабораторного
оборудования, правила сборки, подготовки к работе
лабораторных установок, свойства реактивов, требования,
предъявляемые к реактивам, правил обращения с реактивами
посевной
материал
для
лабораторных и их хранения, методики приготовления растворов
исследований, культивировать микроорганизмы различных концентраций, назначение, виды, способы и
для лабораторных исследований, утилизировать техника выполнения пробоотбора, технологический процесс
микробиологические отходы лабораторных приготовления питательных сред, методика проведения
исследований,
проводить
спектральные, полярографических, спектральных и пробирных анализов,
полярографические и пробирные анализы, назначение,
классификация
химико-аналитических
осуществлять химический и физико-химический лабораторий,
требования
к
химико-аналитическим
анализ, производить сравнительный анализ лабораториям, нормативно-техническая документация по
качества сырья, полуфабрикатов и готовой выполнению исследований качества и безопасности сырья,
продукции, производить статистическую оценку полуфабрикатов и готовой продукции, технология
основных метрологических характеристик и проведения качественного и количественного анализа
получаемых результатов, применять в процессе веществ химическими и физико-химическими методами,
лабораторных исследований спецодежду и методы расчета результатов проведения лабораторного
средства индивидуальной защиты, вести и анализа, правила оформления лабораторных журналов и
составлять необходимую документацию в протоколов анализа, требования охраны труда в химической
процессе и по результатам исследований сырья, и микробиологической лаборатории, санитарной, пожарной и
полуфабрикатов и готовой продукции в экологической безопасности при техническом обслуживании
процессе производства продуктов питания из и эксплуатации технологического оборудования в процессе
растительного сырья
производства продуктов питания из растительного сырья
Вид деятельности. Освоение видов работ по рабочей профессии 13265 "Лаборант - микробиолог
. 5.1 Пользоваться лабораторной посудой
различного назначения, мыть и сушить посуду в
соответствии с требованиями химического анализа
ПК.5.2 Выбирать приборы и оборудование для
проведения анализов
ПК.5.3 Отбирать и готовить пробы к проведению
анализов
Личностные результаты
реализации программы воспитания
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности,
порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций.
Код личностных
результатов
ЛР 1
ЛР 2
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав ЛРЗ
и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп
с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное
поведение окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда.
ЛР 4
Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному
ЛР 5
народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и
ЛР 6
волонтерских движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в
ЛР 7
различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных,
ЛР 8
конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и
ценностей многонационального российского государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий
ЛР 9
либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.
ЛР 10
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.
ЛР 11
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие
насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового
ЛР 12
содержания.
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
ЛР 13
находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности.
Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
ЛР 14
общественной деятельности.
Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в
ЛР 15
решении общественных, государственных, общенациональных проблем.
Принимающий основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического
ЛР 16
мышления, применяющий опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности
в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности.
Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и
гармонии.
ЛР 17
Проявляющий интерес к изменению регионального рынка труда
Осознающий состояние социально-экономического и культурного- исторического развития потенциала и
содействующий его развития.
Демонстрирующий готовность к участию в инновационной деятельности региона.
Способность к самообразованию и профессиональному развитию по выбранной специальности.
Умение грамотно использовать профессиональную документацию.
Демонстрирующий готовность поддерживать партнерские отношения с коллегами, работать в команде.
Умение признавать ценности, нормы и правила корпоративной культуры организации, умение соблюдать их.
ЛР 18
ЛР 19
ЛР 20
ЛР 21
ЛР 22
ЛР 23
ЛР 24
Готовый к эффективной деятельности в рамках выбранной профессии, обладающий наличием трудовых навыков.
ЛР 25
Соблюдающий Устав и правила внутреннего распорядка, сохраняющий и преумножающий традиции и уклад ОУ,
владеющий знаниями об истории ОУ, умеющий транслировать положительный опыт собственного обучения.
Соблюдающий этические нормы общения.
ЛР 26
ЛР 27
Планируемые результаты:
Предметные результаты освоения дисциплины «Химии»:
1) сформированность представлений: о химической составляющей естественнонаучной
картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и
культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических
задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде;
2) владение системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия
(химический элемент, атом, электронная оболочка атома, s-, р-, d-электронные орбитали
атомов, ион, молекула, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая
связь, моль, молярная масса, молярный объем, углеродный скелет, функциональная группа,
радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород- и
азотсодержащие соединения, биологически активные вещества (углеводы, жиры, белки),
мономер, полимер, структурное звено, высокомолекулярные соединения, кристаллическая
решетка,
типы
химических
реакций
(окислительно-восстановительные,
экзо-и
эндотермические, реакции ионного обмена), раствор, электролиты, неэлектролиты,
электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость химической реакции,
химическое равновесие), теории и законы (теория химического строения органических
веществ A.M. Бутлерова, теория электролитической диссоциации, периодический закон Д.И.
Менделеева, закон сохранения массы), закономерности, символический язык химии,
фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании
важнейших неорганических и органических веществ в быту и практической деятельности
человека;
3) сформированность умений выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных
понятий, применять соответствующие понятия при описании строения и свойств
неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических
знаний с понятиями и представлениями других естественнонаучных предметов;
4) сформированность умений использовать наименования химических соединений
международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия
важнейших веществ (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота,
глицин, угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь, негашеная известь, питьевая
сода и других), составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения
химических реакций, объяснять их подтверждать характерные химические свойства веществ
соответствующими экспериментами и записями уравнений химических реакций;
5) сформированность умений устанавливать принадлежность изученных неорганических и
органических веществ к определенным классам и группам соединений, характеризовать их
состав и важнейшие свойства; определять виды химических связей (ковалентная, ионная,
металлическая, водородная), типы кристаллических решеток веществ; классифицировать
химические реакции;
6) владение основными методами научного познания веществ и химических явлений
(наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование);
7) сформированность умений проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям
химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с
количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества;
использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных
ситуациях, связанных с веществами и их применением;
8) сформированность умений планировать и выполнять химический эксперимент
(превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его
свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков
при нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять
среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на
катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в
соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и
лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме
записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих
результатов;
9) сформированность умения анализировать химическую информацию, получаемую из разных
источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие);
10) сформированность умений соблюдать правила экологически целесообразного поведения в
быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной
среды; учитывать опасность воздействия на живые организмы определенных веществ,
понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации;
11) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: сформированность умения
применять знания об основных доступных методах познания веществ и химических явлений;
12) для слепых и слабовидящих обучающихся: сформированность умения использовать
рельефно точечную систему обозначений Л. Брайля для записи химических формул.
Метапредметные результаты овладение: универсальными учебными познавательными,
коммуникативными и регулятивными действиями.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
•
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, всесторонне ее
рассматривать;
•
определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения,
соотносить результаты деятельности с поставленными целями;
•
использовать при освоении знаний приемы логического мышления - выделять
характерные признаки понятий и устанавливать их взаимосвязь, использовать
соответствующие понятия для объяснения отдельных фактов и явлений;
•
выбирать основания и критерии для классификации веществ и химических реакций;
•
устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями;
•
строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять
закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и
заключения;
•
применять в процессе познания, используемые в химии символические (знаковые)
модели, преобразовывать модельные представления - химический знак (символ) элемента,
химическая формула, уравнение химической реакции - при решении учебных познавательных
и практических задач, применять названные модельные представления для выявления
характерных признаков изучаемых веществ и химических реакций.
2) базовые исследовательские действия:
•
владеть основами методов научного познания веществ и химических реакций;
•
формулировать цели и задачи исследования, использовать поставленные и
самостоятельно сформулированные вопросы в качестве инструмента познания и основы для
формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений;
•
владеть навыками самостоятельного планирования и проведения ученических
экспериментов, совершенствовать умения наблюдать за ходом процесса, самостоятельно
прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы относительно
достоверности результатов исследования, составлять обоснованный отчет о проделанной
работе;
•
приобретать опыт ученической исследовательской и проектной деятельности,
проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания.
3) работа с информацией:
•
ориентироваться в различных источниках информации (научно-популярная литература
химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), анализировать
информацию различных видов и форм представления, критически оценивать ее достоверность
и непротиворечивость;
•
формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе
информации, необходимой для выполнения учебных задач определенного типа;
•
приобретать опыт использования информационно-коммуникативных технологий и
различных поисковых систем;
•
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (схемы,
графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другие);
•
использовать научный язык в качестве средства при работе с химической
информацией: применять межпредметные (физические и математические) знаки и символы,
формулы, аббревиатуры, номенклатуру;
•
использовать и преобразовывать знаково-символические средства наглядности.
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы дисциплины
144
в т.ч. в форме практической подготовки
72
в т. ч.:
теоретическое обучение
54
Лабораторные работы
28
практические занятия
44
индивидуальный проект
+
Самостоятельная работа
-
Консультации
12
Промежуточная аттестация (экзамен)
6
2.2. Тематический план и содержание общеобразовательной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающегося
1
2
Основное содержание
Объем часов/
в том числе в
форме
практической
подготовки
3
Раздел 1. Основы строения вещества
Тема 1.1 Строение
Содержание учебного материала
атомов химических
Современная модель строения атома. Электронная конфигурация атома.
элементов, и природа Валентность. Валентные электроны. Электронная природа химической связи.
химической связи
Электроотрицательность. Ковалентная связь, её разновидности. Ионная связь.
Изотопы.
Практические/лабораторные занятия:
Решение заданий на использование химической символики и названий
соединений. Решение задач на составление химических формул двухатомных
соединений (оксидов, сульфидов, гидридов).
Тема 1.2
Содержание учебного материала
Периодический закон
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический
и Периодическая
смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Закономерности изменения
таблица Д.И.
свойств химических элементов. Мировоззрение и научное значение
Менделеева
Периодического закона Д.И. Менделеева. Прогнозы Д.И.Менделеева.
Открытие новых химических элементов.
Практические/лабораторные занятия:
Решение
практико-ориентированных
теоретических
заданий
на
электроотрицательность. Решение практико-ориентированных теоретических
заданий на сродство к электрону химических элементов в соответствие с их
электронным строением и положением в периодической системе химических
элементов Д.И.Менделеева.
Раздел 2. Химические реакции
10
Тема 2.1 Типы
5
Содержание учебного материала
9
5
2
2
коды
компетенций и
личностных
результатов
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 07,
ПК 1.1, ПК 1.2,
ЛР10, ЛР13,
ЛР14, ЛР16
1
1
4
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 07,
ПК 1.1, ПК1.2
ЛР10, ЛР13,
ЛР14, ЛР16
2
2
ОК 01, ОК 02,
химических реакций
Классификация и типы химических реакций. Количественные отношения в
химии. Основные количественные законы в химии и расчёты по уравнениям
химических реакций.
2
Практические/лабораторные занятия:
Составление уравнений реакций соединения, разложения, замещения,
обменов. Уравнения реакций горения, ионного обмена, окислениявосстановления. Расчёт количественных характеристик исходных веществ и
продуктов реакции. Электролиз растворов и расплавов солей.
Тема 2.2
Содержание учебного материала
Электролитическая
Теория электролитических диссоциации. Реакции ионного обмена. Гидролиз
диссоциация и
солей.
ионный обмен.
Практические/лабораторные занятия:
"Реакции гидролиза". Исследование среды растворов солей. Составление
реакций гидролиза солей. Строение вещества и химические реакции.
Раздел 3. Строение и свойства неорганических веществ
3
3
Тема 3.1
Классификация,
номенклатура и
строение
неорганических
веществ
Тема 3.2 Физикохимические свойства
неорганических
веществ.
Содержание учебного материала
Предмет неорганической химии. Классификация неорганических веществ.
Межмолекулярные взаимодействия. Кристаллогидраты. Агрегатные состояния
вещества
Практические/лабораторные занятия:
Решение задач на расчёт массовой доли (массы) химического элемента
(соединения) в молекуле (смеси).
Содержание учебного материала
Металлы. Общие физические и химические свойства металлов. Способы
получения. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от
коррозии. Неметаллы. Общие физические и химические свойства неметаллов.
Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов,
гидроксидов, кислот, солей и др.)
Практические/лабораторные занятия:
Составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных
неорганических веществ: оксидов металлов, неметаллов. "Свойства металлов и
неметаллов". Исследование физических и химических свойств металлов и
неметаллов. Решение экспериментальных задаче по химическим свойствам
металлов и неметаллов.
5
2
3
3
ОК 04, ОК 07,
ПК 1.1, ПК1.2
ЛР10, ЛР13,
ЛР14, ЛР16
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 07,
ПК 1.1, ПК1.2
ЛР10, ЛР13,
ЛР14, ЛР16
15
3
2
1
1
7
4
3
3
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 07,
ПК 1.1, ПК1.2
ЛР10, ЛР13,
ЛР14, ЛР16
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 07,
ПК 1.1, ПК1.2,
ПК 3.2
ЛР10, ЛР13,
ЛР14, ЛР16
Тема 3.3
Производство
неорганических
веществ. Значение и
применение в быту и
на производстве.
Содержание учебного материала
Общие представления о промышленных способах получения химических
веществ. Чёрная и цветная металлургия. Проблемы отходов и побочных
продуктов.
Практические/лабораторные занятия:
Решение практических заданий по составлению химических реакций с
участием
неорганических
веществ,
используемых
в
химической
промышленности. Решение практико-ориентировочных заданий в решении
проблем экологической, энергетической и пищевой безопасности. Свойства
неорганических веществ.
Раздел 4. Строение и свойства органических веществ
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
Классификация,
Предмет органической химии. Теория строения органических соединений
строение и
А.М.Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Понятия о
номенклатура
функциональной группе. Принципы классификации органических соединений.
органических
Практические/лабораторные занятия:
веществ
Номенклатура органических соединений отдельных классов. Составление
полных и сокращённых структурных формул органических веществ
отдельных классов. Расчёты простейших формул органической молекулы,
исходя из элементного состава (в%).
Тема 4.2. Свойства
Содержание учебного материала
органических
Физико- химические свойства органических соединений отдельных классов.
соединений
Особенности номенклатуры и классификации классов органических веществ;
гомологические ряды и общие формулы. Предельные и ароматические
углеводороды. Свойства природных углеводородов, нахождение в природе и
применение алканов. Непредельные углеводороды. Ацетилен как источник
высокотемпературного пламени. Кислородсодержащие соединения (спирты и
простые эфиры, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты и их
производные.) Мыла как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства
мыла. Практическое применение этиленгликоля, глицерина, фенола.
Азотсодержащие соединения (амины и аминокислоты, белки). Понятия о
типах и механизмах органических реакций. Классификация и особенности
органических реакций. Реакционные центры. Радикалы.
Практические/лабораторные занятия:
5
2
3
3
26
4
2
2
2
14
10
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 07,
ПК 1.1, ПК1.2,
ПК 3.2
ЛР10, ЛР13,
ЛР14, ЛР16
ЛР20, ЛР21,
ЛР25
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 07,
ПК 1.1, ПК1.2,
ПК 3.2
ЛР10, ЛР13,
ЛР14, ЛР16
ЛР20, ЛР21,
ЛР25
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 07,
ПК 1.1, ПК1.2,
ПК 3.2
ЛР10, ЛР13,
ЛР14, ЛР16
ЛР20, ЛР21,
ЛР25
Получение этилена и изучение его свойств. Решение расчётных задач с
использованием плотности газов по водороду и воздуху. Решение цепочек
превращений на генетическую связь между классами органических
соединений. Решение расчётных задач по уравнениям реакций с участием
органических веществ
Тема 4.3.
Содержание учебного материала
Органические
Биоорганические соединения. Применение и биологическая роль
вещества в
углеводородов. Окисление углеводов. Применение аминокислот. Белки пищи,
жизнедеятельности
биологические функции белков. Биологические функции жиров. Нуклеиновые
человека.
кислоты: состав и строение. Роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности
Производство и
организмов. Роль органической химии в решении проблем пищевой
применение
безопасности. Производство органических веществ: производство метанола,
органических
переработка нефти. Полиэтилен. Применение этилена.
веществ в
Практические/лабораторные занятия:
промышленности
Решение практико-ориентированных заданий по составлению химических
реакций с участием органических веществ в природной и биологических
средах.
Контрольная работа
Структура и свойства органических веществ.
Раздел 5. Кинетические и термодинамические закономерности протекания химических реакций
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
Кинетические
Химические реакции. Классификация химических реакций. Скорость реакции,
закономерности
её зависимость от различных факторов.
протекания
Практические/лабораторные занятия:
химических реакций
Определение зависимости скорости реакции от концентрации реагирующих
веществ. Определение зависимости скорости реакции от температуры.
4
Тема 5.2.
Термодинамические
закономерности
протекания
химических реакций.
Равновесие
химических реакций
5
2
Содержание учебного материала
Тепловые эффекты химических реакций. Термохимические уравнения.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение. Константа
химического равновесия. Энергия Гиббса. Закон Гесса, и следствия из него.
Принцип Ле-Шателье. Закон действующих масс. Роль смещения равновесия в
технологических процессах.
Практические/лабораторные занятия:
8
6
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 07,
ПК 1.1, ПК1.2,
ПК 3.2
ЛР10, ЛР13,
ЛР14, ЛР16
ЛР20, ЛР21,
ЛР25
1
1
1
1
9
4
2
2
2
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 07,
ПК 1.1, ПК1.2,
ПК 3.2
ЛР10, ЛР13,
ЛР14, ЛР16
ЛР20, ЛР21,
ЛР25
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 07,
ПК 1.1, ПК1.2,
ПК 3.2
ЛР10, ЛР13,
ЛР14, ЛР16
ЛР20, ЛР21,
Решение задач на расчёты тепловых эффектов реакций и определение типов
реакции. . Изучение влияния и анализ различных факторов на смещение
химического равновесия.
Контрольная работа
Скорость химической реакции и химическое равновесие.
Раздел 6. Дисперсные системы
Тема 6.1. Дисперсные
Содержание учебного материала
системы и факты их
Дисперсные системы. Коллоидные системы. Растворы. Истинные растворы.
устойчивости
Классификация дисперсных систем по составу. Строение и факторы
устойчивости дисперсных систем.
Практические/лабораторные занятия:
Решение задач на приготовление растворов. Решение расчётных задач на
дисперсные системы, используемые в бытовой и производственной
деятельности человека.
2
Тема 6.2.
Исследование
свойств дисперсных
систем для их
идентификации
Содержание учебного материала
Практические/лабораторные занятия:
Приготовление растворов заданной(молярной) концентрации. Приготовление
растворов и определение среды водных растворов. . Исследование дисперсных
систем. Приготовление и изучение свойств дисперсных систем разных видов.
Дисперсные системы.
Контрольная работа
Дисперсные системы.
4
4
4
Раздел 7. Качественные реакции обнаружения неорганических и органических веществ
Тема 7.1. Обнаружение Содержание учебного материала
неорганических
Практические/лабораторные занятия:
катионов и анионов
Составление уравнений на качественные химические реакции, характерные
для обнаружения катионов I-VI групп и анионов. Аналитические реакции
катионов I-VI групп (калия, натрия, магния, аммония). Аналитические реакции
анионов карбоната, фосфата, сульфата, сульфида, нитрата, хлорида и др.
7
3
3
3
Тема 7.2.
Обнаружение
4
4
Содержание учебного материала
Практические/лабораторные занятия:
1
1
8
4
2
2
2
1
1
ЛР25
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 07,
ПК 1.1, ПК1.2,
ПК 3.2
ЛР10, ЛР13,
ЛР14, ЛР16
ЛР20, ЛР21,
ЛР25
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 07,
ПК 1.1, ПК1.2,
ПК 3.2
ЛР10, ЛР13,
ЛР14, ЛР16
ЛР20, ЛР21,
ЛР25
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 07,
ПК 1.1, ПК1.2,
ПК 3.2
ЛР10, ЛР13,
ЛР14, ЛР16
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 07,
органических
Качественные химические реакции, характерные для обнаружения: крахмала,
веществ отдельных
фенола. Денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков.
классов с
Качественные реакции на отдельные классы органических веществ: фенолов,
использованием
крахмала, белков. Качественный анализ органических соединений по
качественных
функциональным группам на примере, спиртов и фенолов.
реакций
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Раздел 8. Химия в быту и производственной деятельности человека
Тема 8.1. Химия в
Содержание учебного материала
быту и
Практические/лабораторные занятия:
производственной
Экологическая безопасность последствий бытовой деятельности человека
деятельности
(Кейс: Лекарства на основе растительных препаратов). . Поиск и анализ
человека
химической информации из различных источников по экологической
безопасности. (Кейс: Лекарства на основе растительных препаратов). Создание
и защита кейса с учётом будущей профессиональной деятельности. (Кейс:
Лекарства на основе растительных препаратов). Создание и защита кейса с
учётом анализа информации о производственной деятельности человека,
связанной с переработкой и получением лекарственных веществ для
ветеринарии. Защита кейса: Представление результатов решения кейсов
(выступление с презентацией по теме). Защита кейса: Представление
результатов решения кейсов (выступление с презентацией по теме).
Раздел 9.Исследование и химический анализ объектов биосферы.
Тема 9.1. Основы
Содержание учебного материала
лабораторной
Практические/лабораторные занятия:
практики в
Основы лабораторной практики. Техника безопасности и правила работы
профессиональных
(поведения) в лаборатории. Выполнение типовых расчётов по тематике
лабораториях
эксперимента: выход продукта реакции. Выполнение типовых расчётов по
тематике эксперимента: массы навески. Выполнение типовых расчётов по
тематике эксперимента: вычисления объёма растворителя. Обработка данных.
Анализ и оценка их достоверности. Вычисление среднего значения
экспериментальных данных. Обработка данных. Анализ и оценка их
достоверности. Вычисление погрешности. Представление результатов
эксперимента в различной форме (таблица, график, отчёт, доклад,
презентация).
Тема 9.2 Химический
Содержание учебного материала
4
84
6
6
6
6
36
8
8
8
6
ПК 1.1, ПК1.2,
ПК 3.2
ЛР10, ЛР13,
ЛР14, ЛР16
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 07,
ПК 1.1, ПК1.2,
ПК 3.2
ЛР10, ЛР13,
ЛР14, ЛР16
ЛР20, ЛР21,
ЛР25, ЛР 27
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 07,
ПК 1.1, ПК1.2,
ПК 3.2
ЛР10, ЛР13,
ЛР14, ЛР16
ЛР20, ЛР21,
ЛР25, ЛР 27
ОК 01, ОК 02,
анализ проб воды
Тема 9.3. Химический
контроль качества
продуктов питания
Тема 9.4. Химический
анализ проб почвы
Тема 9.5.
Исследование
объектов биосферы
Классификация проб воды. Органолептические свойства воды. Кислотность и
щёлочность воды; pH среды и методы её определения. Жесткость воды, виды
жесткости. Состав солей. Химические процессы, устраняющие жесткость
воды.
Практические/лабораторные занятия:
2
Решение задач на способы выражения концентрации растворов: массовая доля
растворённого вещества, молярная и моляльная концентрации. Решение
теоретических заданий на расчёт концентрации загрязняющих веществ и их
сравнение с предельно-допустимыми концентрациями(ПДК). Определение
жесткости воды и способы её устранения. Очистка воды от загрязнений
Содержание учебного материала
Качественный химический состав
продуктов питания. Вещества,
фальсифицирующие продукты питания.
Практические/лабораторные занятия:
Органические и неорганические вещества, входящие в состав продуктов
питания. Определение состава блюд на содержание макро и микроэлементов. .
Обнаружение нитратов в продуктах питания. . Исследование продуктов
питания на наличие углеводов.
4
Содержание учебного материала
Классификация почв по виду и назначению, исходя из химического состава.
Требования к качеству почвы. Области использования органических
удобрений. Описание органических удобрений и их применение в зависимости
от состава почвы и её разновидности.
Практические/лабораторные занятия:
Изучение роли неорганических веществ в качестве минеральных удобрений,
улучшит елей почвы. Изучение состава минеральных удобрений и их
применение в зависимости от состава почвы и её разновидности. Обнаружение
неорганических примесей в пробах. Определение pH почвы с использованием
индикаторов.
Содержание учебного материала
Учебно-исследовательский проект в области исследования объектов
биосферы. Обзор тем учебно-исследовательских проектов. Алгоритм
выполнения проекта. Определение проблемы исследования. Методы поиска,
6
2
4
6
2
4
4
4
4
10
2
ОК 04, ОК 07,
ПК 1.1, ПК1.2,
ПК 3.2
ЛР10, ЛР13,
ЛР14, ЛР16
ЛР20, ЛР21,
ЛР25, ЛР 27
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 07,
ПК 1.1, ПК1.2,
ПК 3.2
ЛР10, ЛР13,
ЛР14, ЛР16
ЛР20, ЛР21,
ЛР25, ЛР 27
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 07,
ПК 1.1, ПК1.2,
ПК 3.2
ЛР10, ЛР13,
ЛР14, ЛР16
ЛР20, ЛР21,
ЛР25, ЛР 27
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 07,
ПК 1.1, ПК1.2,
ПК 3.2
анализ и обработки информации о проекте в различных источниках.
Практические/лабораторные занятия:
Обоснование актуальности выбранной темы. Выявление проблемы
исследования. Выбор объектов и методов исследования. Постановка целей и
задач исследования. Определение этапов и составление плана исследования.
Исследование предложенного объекта на кислотность, щелочность.
Исследование предложенного объекта на химический состав (загрязнители,
макро- и микроэлементы). Обработка результатов исследования. Оценка
качества исследуемого объекта, исходя из результатов химического анализа.
Защита проекта: Представление результатов выполнения учебноисследовательских проектов (выступление с презентацией). Защита проекта:
Представление результатов выполнения учебно-исследовательских проектов
(выступление с презентацией).
ИТОГО
8
8
126
ЛР10, ЛР13,
ЛР14, ЛР16
ЛР20, ЛР21,
ЛР25, ЛР 27
2.3. Темы примерных индивидуальных проектов
1. Активированный уголь. Явление адсорбции.
2. Аморфные вещества в природе, технике, быту.
3. Антибиотики – мощное оружие.
4. Аэрозоли и их применение в медицинской практике.
5. Белки и их значение в питании человека.
6. Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века.
7. Витамины и их роль в жизнедеятельности человека.
8. Воздух — природная смесь газов.
9. Вклад отечественных ученых в создании современных противоинфекционных средств.
10. Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации.
11. Вклад М.В. Ломоносова в развитие химии как науки.
12. Вода как реагент и среда для химического процесса.
13. Возникновение и развитие сахарного производства в России.
14. Время в химии. Скорость химической реакции - от чего она зависит?
15. Все о витамине С.
16. Выращивание кристаллов при различных внешних условиях.
17. Глутамат натрия — причина пищевой наркомании.
18. Дефицит элементов и внешность.
19. Диетический заменитель сахара аспартам - токсичное вещество.
20. Добавки, красители и консерванты в пищевых продуктах.
21. Железо в нашей жизни.
22. Жиры: вред и польза.
23. Жидкие средства для мытья посуды.
24. Жизнь и деятельность С. Аррениуса.
25. Жизнь и деятельность Г. Дэви
26. Защита озонового экрана от химического загрязнения.
27. Значение растворов для биологии и медицины.
28. Знаки на пищевых упаковках.
29. Изучение ферментативной активности биологических жидкостей.
30. Именные реакции в органической химии.
31. История открытия и создания первого противовирусного средства.
32. Искусственные жиры - угроза здоровью.
33. Йод в продуктах питания и влияние его на организм человека.
34. Как запахи влияют на человека?
35. Кальций - источник жизни, здоровья и красоты.
36. Каталог занимательных химических опытов.
37. Кислотный дождь и его влияние на экологию.
38. Косметические гели, суспензии и эмульсии:применение в медицине
39. Кофеин и его влияние на здоровье людей.
40. Красители и продукты питания.
41. Лауреаты Нобелевской премии в области химии.
42. Мыло: история и свойства.
43. Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в
Российской Федерации Нитраты и их биологическая роль.
44. Новинки фармакологии.
45. Органические яды и противоядия.
46. Органические вещества – токсиканты и аллергены в окружающей среде.
47. Охрана окружающей среды от химического загрязнения. Количественные характеристики
загрязнения окружающей среды.
48. Пенициллин - история возникновения.
49. Пектин и его влияние на организм человека.
50. Перекись водорода.
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Кабинет химии оснащен в соответствии с п.6.1.2.1. основной образовательной программы
по специальности 19.02.11 Технология продуктов питания из растительного сырья
Реализация учебной дисциплины наличия учебного кабинета химии.
Оснащение кабинета Химия
№ Наименование оборудования
1 Технические средства обучения
Автоматизированное рабочее место Link World:
Корпус Link World 316
Блок питания Link World LW-2
Материнская плата MSI H61M-P20
Процессор Intel Pentium G620
Система охлаждения процессора Titan DC-156
Оперативная память DDR3 Silikon Power
Жёсткий диск Seagate ST 250
Видеокарта Palit PCI-E NV GF210
Оптический привод Pioneer DVR219
Монитор Philips 18.5* 196V3LA
Источник бесперебойного питания Ippon Back Office 600
Акустическая система Spen SPS-609
Клавиатура Oklick 110
Мышь Oklick 105
Сетевой фильтр PC PET 1.8 UPS на 6 розеток
МФУ Brother лазерный DCP -7057R
Ноутбук Toshiba Sattelite C850-C6K
Проектор DEXP DL-200 белый
Доска ДА-32б 1
Стол демонстрационный химия (пластик, сантехника)
Шкаф вытяжной
Экран настенный для проектора
Бактерицидный рециркулятор STU-30
Светильник ЛБО 1*36
Оверхед -проектор Горизонт 250 Х
2 Мебель
Доска для сушки посуды
Стол ученический 2-х местный, кромка ПВХ пластик с бортиком
Столик подъемно-поворотный с 2-мя плоскостями
Вешалка метал
Доска классная поворотная
Стул регулируемый по высоте на 4-6 группы роста
Стол демонстрационный без раковины двойной
3 Приборы и инструменты
Аппарат для дистилляции воды
Воздухоочиститель "Cata F 2060 Blanka
Микролаборатория для химического эксперимента
Весы учебные с гирями до 200гр
Демонстрационный набор для составления объемных моделей
количество
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
1
2
1
30
1
1
1
1
4
1
4
молекул
Комплект мерной посуды
Аптечка первой помощи
Пробирка хим. П1-14-120
Прибор для получения галоидоалканов демонстрационный
Удлинитель "Макел" 2гн*2м б/з 102
Цилиндр с нос. и пл. осн.3-100
Цилиндр с нос. и пл. осн.3-25
Цилиндр с нос. и пл. осн.3-250
Цилиндр с нос. и пл. осн.3-50
Прибор для демонстрации водных свойств почвы
Ложка для сжигания веществ
Прибор ПБ 16
Ступка фарфоровая с пестиком, d=86 мм, №3
Цилиндр мерный с носиком 100мл
Учебно-наглядное пособие
Комплект таблиц по химии (3)
Стенд : «Формулы для решения задач по химии»
Коллекция "Металлы"
Методические рекомендации по использованию микролаборатории
для химических экспериментам
Модель "Кристалл. решетка железа"
Модель "Кристалл. решетка меди"
Набор атомов для сост.молекул
Таблица "Главное направление эволюции /Строение и функции
липидов
Таблица "Круговорот азота/Жизненные формы животных"
Таблица "Круговорот углерода/Экологическая пирамида"
Таблица "Органическая химия" (5)
Таблица "Основы химических знаний" (6 таблиц)
Таблица "Распознавание органических веществ./Качественная
реакция на катионы"
Таблица "Типы питания/Синтез белка" (2)
Таблица "Типы размножения организмов/Строения и функции
белков" (2)
Таблица "Химия клетки" (3 таб.68*98)
1
1
40
1
1
5
2
3
2
1
2
100
15
15
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3.2. Реализация элементов практической подготовки.
Практическая подготовка при реализации учебного предмета химия организуется путем
проведения практических занятий, лабораторных работ и иных аналогичных видов
учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении
отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Практическая подготовка включает в себя отдельные занятия лекционного типа, которые
предусматривают передачу учебной информации обучающимся, необходимой для
последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной
деятельностью.
3.3. Воспитательная составляющая программы.
Воспитательная система в направлена на формирование и развитие интеллектуальной,
культурной, творческой, нравственной личности обучающегося, будущего специалиста,
сочетающего в себе профессиональные знания и умения, высокие моральные и
патриотические качества, обладающего правовой и коммуникативной культурой,
активной гражданской позицией. Каждое направление имеет перечень развиваемых ОК.
Это позволяет систематизировать и дифференцировать общие и профессиональные
компетенции, личностные результаты. Благодаря этому Программа воспитания и
социализации охватывает все жизненные состояния, необходимые обучающимся любой
профессии и возраста.
3.4. Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательная организация
имеет печатные и электронные образовательные, информационные ресурсы,
рекомендованные для использования в образовательном процессе.
3.4.1. Основная учебная литература
1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: учебник для студентов профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей естественнонаучного профиля: учебник для студентов профессиональных образовательных
организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
3. Габриелян О.С. и др. Химия. Практикум: учеб. пособие для студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. –М., 2017
4. Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического и
естественно-научного
профилей:
учебник
для
студентов
профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО.– М., 2021
3.4.2. Основные электронные издания
1. www.xumuk.ru
2. Информационный сайт. Федеральный центр информационно-образовательных
ресурсов [Электронный ресурс] // URL: http://www. fcior.edu.ru
3. Информационный сайт. Интернет-издание для учителей «Естественные науки»
[Электронный ресурс] // URL: http://www.enauki.ru
4. Информационный сайт. Электронный журнал «Химики и химия» [Электронный
ресурс] // URL: http:// www.chemistry-chemists.com
5. Информационный сайт. Алхимик [Электронный ресурс] // URL: http://www.alhimik.ru
6. Основы химии. Интернет-учебник. www.hemi.nsu.ru
7. Полный курс химии. Для студентов, школьников и абитуриентов.
8. Базовые категории химии www.himhelp.ru
9. Электронный учебник IPR BOOKS (www.iprbookshop.ru)
3.4.3. Дополнительные источники
Ерохин Ю. М. Химия. — М., ИЦ «Академия», 2016.
Химия 10кл. Профильный уровень / Габриелян О.С.-.М. Дрофа,2010
Химия 11кл Профильный уровень / Габриелян О.С.-.М. Дрофа.2010
ЭБС «Консультант студента» [Электронный ресурс], Химия: учебник / А. В. Бабков,
Т. И. Барабанова, В. А. Попков. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.URL: http://www.medcollegelib.ru
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: учебник для студентов профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. - М., 2017
Габриелян О.С. и др. Химия. Практикум: учеб. пособие для студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. -М., 2017
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб.пособие для
студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности СПО. - М., 2017
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контрольная оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания
и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций.
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Знание:
Оценка
«5″
ставится,
если Устный
- основные химические понятия,
обучающийся:
индивидуальный
законы и теории химии;
1) Показывает глубокое и полное
- классификацию и номенклатуру
знание и понимание всего объёма контроль;
неорганических и органических
программного материала; полное
Тестирование;
cоединений;
понимание
сущности
-важнейшие вещества и материалы, рассматриваемых понятий, явлений и Практическое /
широко используемые в практике, закономерностей,
теорий,
лабораторное
роль химии в естествознании, ее взаимосвязей;
связь с другими естественными 2) Умеет составить полный и занятие;
науками, значение в жизни правильный
ответ
на
основе
Решение задач;
современного общества.
изученного материала; выделять
-важнейшие химические понятия: главные положения, самостоятельно Выполнение
вещество, химический элемент, подтверждать ответ конкретными
контрольных
атом, молекула, относительные примерами, фактами; самостоятельно
атомная и молекулярная массы, и аргументировано делать анализ, заданий;
ион,
аллотропия,
изотопы, обобщения, выводы. Устанавливать
Оценка на экзамене
химическая
связь, межпредметные (на основе ранее
электроотрицательность,
приобретенных
знаний)
и
валентность, степень окисления, внутрипредметные связи, творчески
моль, молярная масса, молярный применять полученные знания в
объем
газообразных
веществ, незнакомой
ситуации.
вещества
молекулярного
и Последовательно, чётко, связно,
немолекулярного
строения, обоснованно и безошибочно излагать
растворы,
электролит
и учебный материал; давать ответ в
неэлектролит, электролитическая логической последовательности с
диссоциация,
окислитель
и использованием
принятой
восстановитель,
окисление
и терминологии; делать собственные
восстановление, тепловой эффект выводы;
формулировать
точное
реакции, скорость химической определение
и
истолкование
реакции,
катализ,
химическое основных понятий, законов, теорий;
равновесие, углеродный скелет, при ответе не повторять дословно
функциональная группа, изомерия, текст учебника; излагать материал
гомология;
основные
законы литературным языком; правильно и
химии: сохранения массы веществ, обстоятельно
отвечать
на
постоянства
состава
веществ, дополнительные
вопросы
Периодический
закон
Д.И. преподавателя. Самостоятельно и
Менделеева;
рационально использовать наглядные
-основные
теории
химии; пособия, справочные материалы,
химической
связи, учебник,
дополнительную
электролитической диссоциации, литературу,
первоисточники;
строения
органических
и применять
систему
условных
неорганических соединений;
обозначений при ведении записей,
-важнейшие
вещества
и сопровождающих
ответ;
материалы: важнейшие металлы и использование для доказательства
сплавы; серная, соляная, азотная и выводов из наблюдений и опытов;
уксусная кислоты; благородные
газы, водород, кислород, галогены,
щелочные
металлы;основные,
кислотные и амфотерные оксиды и
гидроксиды, щелочи, углекислый и
угарный газы, сернистый газ,
аммиак, вода, природный газ,
метан, этан, этилен, ацетилен,
хлорид натрия,
карбонат и гидрокарбонат натрия,
карбонат и фосфат кальция,
бензол, метанол и этанол, сложные
эфиры, жиры, мыла, моносахариды
(глюкоза), дисахариды (сахароза),
полисахариды
(крахмал
и
целлюлоза),
анилин,
аминокислоты,
белки,
искусственные и синтетические
волокна, каучуки, пластмассы
3) Самостоятельно, уверенно и
безошибочно применяет полученные
знания в решении проблем на
творческом уровне; допускает не
более одного недочёта, который
легко исправляет по требованию
преподавателя; имеет необходимые
навыки
работы
с
приборами,
чертежами, схемами и графиками,
сопутствующими ответу; записи,
сопровождающие
ответ,
соответствуют требованиям.
Оценка
«4″
ставится,
если
обучающийся:
1)
Показывает
знания
всего
изученного программного материала.
Даёт полный и правильный ответ на
основе
изученных
теорий;
незначительные ошибки и недочёты
при воспроизведении изученного
материала, определения понятий дал
неполные, небольшие неточности
при
использовании
научных
терминов
или
в выводах
и
обобщениях из наблюдений и
опытов;
материал
излагает
в
определенной
логической
последовательности,
при
этом
допускает одну негрубую ошибку
или не более двух недочетов и может
их исправить самостоятельно при
требовании или при небольшой
помощи преподавателя; в основном
усвоил
учебный
материал;
подтверждает ответ конкретными
примерами; правильно отвечает на
дополнительные
вопросы
преподавателя.
2) Умеет самостоятельно выделять
главные положения в изученном
материале; на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы,
устанавливать
внутрипредметные
связи. Применять полученные знания
на практике в видоизменённой
ситуации,
соблюдать
основные
правила культуры устной речи и
сопровождающей
письменной,
использовать научные термины;
3) Не обладает достаточным навыком
работы со справочной литературой,
учебником,
первоисточниками
(правильно
ориентируется,
но
работает
медленно).
Допускает
негрубые
нарушения
правил
оформления письменных работ.
Оценка
«3″
ставится,
если
обучающийся:
1. усвоил основное содержание
учебного материала, имеет пробелы в
усвоении
материала,
не
препятствующие
дальнейшему
усвоению программного материала;
2.
материал
излагает
несистематизированно,
фрагментарно,
не
всегда
последовательно;
3.
показывает
недостаточную
сформированность отдельных знаний
и умений; выводы и обобщения
аргументирует слабо, допускает в
них ошибки.
4. допустил ошибки и неточности в
использовании
научной
терминологии, определения понятий
дал недостаточно четкие;
5. не использовал в качестве
доказательства выводы и обобщения
из наблюдений, фактов, опытов или
допустил ошибки при их изложении;
6.
испытывает
затруднения
в
применении знаний, необходимых
для решения задач различных типов,
при объяснении конкретных явлений
на основе теорий и законов, или в
подтверждении
конкретных
примеров практического применения
теорий;
7. отвечает неполно на вопросы
учителя (упуская и основное), или
воспроизводит содержание текста
учебника, но недостаточно понимает
отдельные положения, имеющие
важное значение в этом тексте;
8.
обнаруживает
недостаточное
понимание отдельных положений
при
воспроизведении
текста
учебника (записей, первоисточников)
или отвечает неполно на вопросы
преподавателя, допуская одну-две
грубые ошибки.
Оценка
«2″
ставится,
если
обучающийся:
1. не усвоил и не раскрыл основное
уметь:
- называть изученные вещества по
тривиальной и международной
номенклатуре,
характеризовать
общие
химические
свойства
основных классов неорганических
и органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств
веществ от их состава и строения,
природу химической связи;
проводить
расчеты
по
химическим
формулам
и
уравнениям реакций;
выполнять
химический
эксперимент по распознаванию
важнейших
неорганических
органических соединений;
- осуществлять самостоятельный
поиск химической информации с
использованием
различных
источников (справочных, научнопопулярных изданий, ресурсов
Интернета).
Применять изученные вещества
по тривиальной или
международной номенклатуре;
- характеризовать: элементы
малых периодов по их положению
в Периодической системе Д.И.
Менделеева;
характеризовать:
общие
химические свойства металлов,
Правильно
самостоятельно
определяет цель данных
работ; выполняет работу в полном
объёме
с
соблюдением
необходимой последовательности
проведения опытов, измерений.
содержание материала;
2. не делает выводов и обобщений.
3. не знает и не понимает
значительную или основную часть
программного материала в пределах
поставленных вопросов;
4. или имеет слабо сформированные
и неполные знания и не умеет
применять их к решению конкретных
вопросов и задач по образцу;
5. или при ответе (на один вопрос)
допускает более двух грубых
ошибок, которые не может исправить
даже при помощи преподавателя.
Оценка «5» ставится, если:
Устный
а) работа выполнена полно,
правильно, без существенных
ошибок, сделаны выводы;
б) эксперимент осуществлен по
плану с
учетом техники безопасности и
правил работы с веществами и
приборами; в) имеются
организационные навыки
(поддерживается чистота рабочего
места и порядок на столе, экономно
используются реактивы).
Оценка «4» ставится, если:
а) работа выполнена правильно, без
существенных ошибок, сделаны
выводы;
б) допустимы: неполнота проведения
или оформления эксперимента, однадве несущественные ошибки в
проведении или оформлении
эксперимента, в правилах работы с
веществами и приборами.
Оценка «3» ставится, если допущены
одна-две существенные ошибки (в
ходе эксперимента, в объяснении, в
оформлении работы, по технике
безопасности, в работе с веществами
и приборами), которые исправляются
с помощью преподавателя.
индивидуальный
контроль;
Тестирование;
Практическое /
лабораторное
занятие;
Решение задач;
Выполнение
контрольных
заданий;
Оценка на экзамене
Применение основных классов
неорганических и органических
соединений;
-характеризовать важнейшие типы
химических
связей
и
кристаллических
решеток
в
относительности этой типологии
- характеризовать: строение и
химические свойства изученных
неорганических и органических
соединений;
- определять: валентность и
степень окисления химических
элементов, тип химической связи в
соединениях, заряд иона, характер
среды
в
водных
растворах
неорганических и органических
соединений,
окислитель
и
восстановитель, принадлежность
веществ
к
разным
классам
неорганических и органических
соединений;
- объяснять: зависимость свойств
веществ от их состава и строения,
природу химической связи (ионной
ковалентной, металлической и
водородной),
зависимость
скорости химической реакции и
положение
химического
равновесия
от
различных
факторов;
- описывать состав и свойства
важнейших
представителей
органических соединений
-отражать химические процессы с
помощью уравнений химических
реакций
-использовать
в
учебной
и
профессиональной
деятельности
химические термины и символику
- проводить: самостоятельный
поиск химической информации с
использованием различных
источников (научно- популярных
изданий, компьютерных баз
данных, ресурсов Интернета);
использовать компьютерные
технологии для обработки
Оценка «2» ставится, если допущены
существенные ошибки (в ходе
эксперимента, в объяснении, в
оформлении работы, по технике
безопасности, в работе с веществами
и приборами), которые не
исправляются даже по указанию
преподавателя.