Приложение 1.1. Рабочие программы
учебных дисциплин
Приложение 1.8
к ОПОП специальности
19.02.11 Технология продуктов питания из р
астительного сырья
Рабочая программа учебной дисциплины
ОУД 8 Биология
Разработчик: Чумакова Е.А., преподаватель ветеринарных дисциплин
п. Венцы
2023 г.
Содержание
1.
Общая характеристика примерной рабочей программы учебной
дисциплины
2.
Структура и содержание учебной дисциплины
3.
4.
Условия реализации учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Биология»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Общеобразовательная дисциплина «Биология» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС для
специальности 19.02.11 Технология продуктов питания из растительного сырья.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Формирование у студентов биологической составляющей естественно-научной
картины мира как основы принятия решений в жизненных и производственных ситуациях,
ответственного поведения в природной среде
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Цель дисциплины «Биология»: формирование у студентов представление о
структурно-функциональной организаций живых систем разного ранга как основы
принятия решений в отношении объектов живой природы и в производственных
ситуациях
Реализация программы учебного предмета «Биология» в структуре ООП СПО
направлена на достижение цели по:
Освоению образовательных результатов ФГОС СОО: личностные (ЛР),
метапредметные(МР), предметные базового уровня ПРб подготовке обучающихся к
освоению общих и профессиональных компетенций (далее – ОК, ПК) в соответствии с
ФГОС СПО по специальности 19.02.11 Технология продуктов питания из растительного
сырья
В соответствии с ПООП СОО содержание программы направлено на достижение
следующих задач:
оценивать роль биологических открытий и современных исследований в
развитии науки и в практической деятельности людей;
оценивать роль биологии в формировании современной научной картины
мира, прогнозировать перспективы развития биологии;
устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических
понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями
других естественных наук;
обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека,
применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их
применимости;
проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать
гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию,
проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе
полученных результатов;
выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней
организации жизни;
устанавливать связь строения и функций основных биологических
макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;
решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и РНК
(мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя
знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;
делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного
синтеза в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;
сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение
количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных
организмов в разных фазах клеточного цикла;
выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных
царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и
органоидов клетки;
обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов;
сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках
живых организмов;
определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на
разных этапах жизненного цикла;
решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том
числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы
наследственности и закономерности сцепленного наследования;
раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать
необходимость мер предупреждения таких заболеваний;
сравнивать разные способы размножения организмов;
характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;
выявлять причины и существенные признаки модификационной и
мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и
искусственном отборе;
обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов
растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя
синтетическую теорию эволюции;
характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как
систематическую категорию и как результат эволюции;
устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания),
прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;
аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим
проблемам и поведению в природной среде;
обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения
биосферы;
оценивать практическое и этическое значение современных исследований в
биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;
выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно
ее объяснять;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы,
графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.
В рабочую программу включено содержание, направленное на формирование у
студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования с получением среднего общего образования; программы
подготовки специалистов (ПППССЗ).
В процессе освоения дисциплины «Биология» у обучающихся целенаправленно
формируются универсальные учебные действия (далее – УУД), включая формирование
компетенций в области учебно- исследовательской и проектной деятельности, которые в
свою очередь обеспечивают преемственность формирования общих компетенций ФГОС
СПО.
Формирование УУД ориентировано на профессиональное самоопределение
обучающихся, развитие базовых управленческих умений по планированию и
проектированию своего профессионального будущего.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК.
Для специальности 19.02.11 профильной составляющей для раздела
1.
Основы генетики и селекции являются следующие темы:
«Приспособление организмов в условиях внешней среды», «Результаты действия
естественного отбора», «Виды и его критерии», «Многообразие культурных растений».
Они являются фундаментом для освоения такой дисциплины как Основы
агрономии
2.
Для раздела Учение о клетке являются следующие темы:
«Клетки и их разнообразие», «Сравнение строения клеток растений и животных»
Они являются фундаментом для освоения такой дисциплины, как Основы
зоотехнии
3.
Для раздела Основы экологии являются следующие темы: «Биосфера, ее
структура и функции», «Биогенез и его свойства», «Природные ресурсы и их
использование», «Охрана природы и перспективы рационального природопользования».
Они являются фундаментом для освоения такой дисциплины как Экология.
По учебному предмету «Биология» (базовый уровень) требования к предметным
результатам освоения базового курса биологии должны отражать:
1)
сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного
знания; функциональной грамотности человека для решения жизненных проблем;
2)
сформированность умения раскрывать содержание основополагающих
биологических терминов и понятий: жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид,
популяция, экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен веществ и превращение
энергии), гомеостаз (саморегуляция), биосинтез белка, структурная организация живых
систем,
дискретность,
саморегуляция,
самовоспроизведение
(репродукция),
наследственность, изменчивость, энергозависимость, рост и развитие, уровневая
организация;
3)
сформированность умения раскрывать содержание основополагающих
биологических теорий и гипотез: клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной,
происхождения жизни и человека;
4)
сформированность умения раскрывать основополагающие биологические
законы и закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф.
Мюллера, К. Бэра), границы их применимости к живым системам;
5)
приобретение опыта применения основных методов научного познания,
используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений;
организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления
зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и
формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов;
6)
сформированность умения выделять существенные признаки вирусов,
клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов,
биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена веществ и превращения
энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, хемосинтеза,
митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения, индивидуального развития
организма (онтогенеза), борьбы за существование, естественного отбора,
видообразования, приспособленности организмов к среде обитания, влияния компонентов
экосистем, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, круговорота
веществ и превращение энергии в биосфере;
7)
сформированность умения применять полученные знания для объяснения
биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной
жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей,
соблюдения здорового образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей
природной среде; понимание необходимости использования достижений современной
биологии и биотехнологий для рационального природопользования;
8)
сформированность умения решать биологические задачи, составлять
генотипические схемы скрещивания для разных типов наследования признаков у
организмов, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания,
пищевые сети);
9)
сформированность
умений
критически
оценивать
информацию
биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных
источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы);
интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине,
биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности,
формировать по отношению к ним собственную позицию;
10) сформированность умений создавать собственные письменные и устные
сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно
использовать понятийный аппарат биологии.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1)
базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её
всесторонне;
использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа,
синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических
понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями);
определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения,
соотносить результаты деятельности с поставленными целями;
использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой
природы;
строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии),
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать
выводы и заключения;
применять схемно-модельные средства для представления существенных связей и
отношений в изучаемых биологических объектах, а также противоречий разного рода,
выявленных в различных информационных источниках;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
2)
базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем, обладать способностью и готовностью к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
использовать различные виды деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения, ставить
проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
3)
работа с информацией:
ориентироваться в различных источниках информации (тексте учебного пособия,
научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, компьютерных
базах данных, в Интернете), анализировать информацию различных видов и форм
представления, критически оценивать её достоверность и непротиворечивость;
формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе
биологической информации, необходимой для выполнения учебных задач;
приобретать опыт использования информационно-коммуникативных технологий,
совершенствовать культуру активного использования различных поисковых систем;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления биологической
информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другое);
использовать научный язык в качестве средства при работе с биологической
информацией: применять химические, физические и математические знаки и символы,
формулы, аббревиатуру, номенклатуру, использовать и преобразовывать знаковосимволические средства наглядности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности.
Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам
Планируемые результаты освоения дисциплины
умения
знания
В части трудового воспитания: - готовность к
труду,
осознание
ценности
мастерства,
трудолюбие;
готовность
к
активной
деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность; - интерес к различным сферам
профессиональной деятельности, Овладение
универсальными учебными познавательными
действиями: а) базовые логические действия: самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне; - устанавливать существенный
признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения; - выявлять
закономерности
и
противоречия
в
рассматриваемых
явлениях;
вносить
коррективы
в
деятельность,
оценивать
соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности; - развивать
креативное мышление при решении жизненных
проблем б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем; - выявлять причинно-следственные
связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить аргументы для
сформированность знаний о месте и роли биологии в системе
научного знания; функциональной грамотности человека для
решения жизненных проблем;
- сформированность умения раскрывать содержание
основополагающих биологических терминов и понятий:
жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция,
экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен веществ
и превращение энергии), гомеостаз (саморегуляция),
биосинтез белка, структурная организация живых систем,
дискретность,
саморегуляция,
самовоспроизведение
(репродукция),
наследственность,
изменчивость,
энергозависимость, рост и развитие, уровневая организация;
- сформированность умения раскрывать содержание
основополагающих биологических теорий и гипотез:
клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной,
происхождения жизни и человека;
- сформированность умения раскрывать основополагающие
биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т.
Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра),
границы их применимости к живым системам;
- приобретение опыта применения основных методов
научного познания, используемых в биологии: наблюдения и
описания живых систем, процессов и явлений; организации и
проведения биологического эксперимента, выдвижения
гипотез, выявления зависимости между исследуемыми
величинами, объяснения полученных результатов и
формулирования выводов с использованием научных
понятий, теорий и законов;
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения; - анализировать
полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях; -уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных
предметных областей; - выдвигать новые идеи,
предлагать оригинальные подходы и решения;
и
способность
их
использования
в
познавательной и социальной практике.
ОК 02
В области ценности научного познания: сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире; - совершенствование
языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую деятельность индивидуально
и в группе. Овладение универсальными
учебными познавательными действиями: в)
работа с информацией: - владеть навыками
- сформированность умения выделять существенные
признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот;
одноклеточных и многоклеточных организмов, видов,
биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена
веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза,
пластического и энергетического обмена, хемосинтеза,
митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения,
индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за
существование, естественного отбора, видообразования,
приспособленности организмов к среде обитания, влияния
компонентов экосистем, антропогенных изменений в
экосистемах своей местности, круговорота веществ и
превращение энергии в биосфере;
- сформированность умения решать биологические задачи,
составлять генотипические схемы скрещивания для разных
типов наследования признаков у организмов, составлять
схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи
питания, пищевые сети)
- сформированность умений критически оценивать
информацию биологического содержания, включающую
псевдонаучные знания из различных источников (средства
массовой информации, научно-популярные материалы);
интерпретировать
этические
аспекты
современных
исследований в биологии, медицине, биотехнологии;
рассматривать
глобальные
экологические
проблемы
современности, формировать по отношению к ним
собственную позицию;
- сформированность умений создавать собственные
письменные и устные сообщения на основе биологической
информации из нескольких источников, грамотно
использовать понятийный аппарат биологии
получения информации из источников разных
типов, самостоятельно осуществлять поиск,
анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм
представления; - создавать тексты в различных
форматах с учетом назначения информации и
целевой аудитории, выбирая оптимальную
форму представления и визуализации; оценивать
достоверность,
легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам; - использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных
задач
с
соблюдением
требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических
норм,
норм
информационной
безопасности; - владеть навыками распознавания
и защиты информации, информационной
безопасности личности;
ОК
04.
Эффективно готовность к саморазвитию, самостоятельности и - приобретение опыта применения основных методов
взаимодействовать
и самоопределению; -овладение навыками учебно- научного познания, используемых в биологии: наблюдения и
работать в коллективе и исследовательской, проектной и социальной описания живых систем, процессов и явлений;
команде;
деятельности;
Овладение
универсальными - организации и проведения биологического эксперимента,
коммуникативными действиями: б) совместная выдвижения гипотез, выявления зависимости между
деятельность: - понимать и использовать исследуемыми величинами, объяснения полученных
преимущества командной и индивидуальной результатов и формулирования выводов с использованием
работы; - принимать цели совместной научных понятий, теорий и законов.
деятельности, организовывать и координировать
действия по ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом мнений
участников обсуждать результаты совместной
ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию
на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом
особенностей
социального
и
культурного контекста;
работы; - координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
осуществлять
позитивное
стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными
действиями: г) принятие себя и других людей: принимать мотивы и аргументы других людей
при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других людей на
ошибки; - развивать способность понимать мир с
позиции другого человека
В области эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая
эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных
отношений; - способность воспринимать
различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать
эмоциональное воздействие искусства; убежденность в значимости для личности и
общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного
творчества; - готовность к самовыражению в
разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности; Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями: а) общение: - осуществлять
коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения,
понимать
значение
социальных
знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных
сформировать
систему
комплексных
социально
ориентированных биологических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения;
- различать биологические процессы и явления и распознавать
их проявления в повседневной жизни;
- использовать знания об основных биологических
закономерностях для определения и сравнения свойств
изученных биологических явлений и процессов;
формулировать и/или обосновывать выводы на основе
использования биологических знаний.
ситуаций и смягчать конфликты; - развернуто и
логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств
визуально оценивать исправность, использовать
инструмент для очистки от загрязнений, смазки
и санитарной обработки механических деталей и
узлов, применять инструмент по наладке,
настройке,
ремонту
и
регулировке,
документально
оформлять
результаты
проделанной
работы
по
обслуживанию
технологического оборудования
ПК 1.1 Осуществлять
назначение, принцип действия и устройство, правила
техническое
эксплуатации, методы и способы выявления и устранения
обслуживание
неисправностей, порядок проведения подготовки, пуска и
технологического
наладки, ремонта, документооборот по процессу подготовки
оборудования для
к работе и обслуживания технологического оборудования
производства продуктов
питания из растительного
сырья в соответствии с
эксплуатационной
документацией
ПК 1.1 Осуществлять
визуально оценивать исправность, использовать назначение, принцип действия и устройство, правила
техническое
инструмент для очистки от загрязнений, смазки эксплуатации, методы и способы выявления и устранения
обслуживание
и санитарной обработки механических деталей и неисправностей, порядок проведения подготовки, пуска и
технологического
узлов, применять инструмент по наладке, наладки, ремонта, документооборот по процессу подготовки к
оборудования для
настройке,
ремонту
и
регулировке, работе и обслуживания технологического оборудования
производства продуктов
документально
оформлять
результаты
питания из растительного проделанной
работы
по
обслуживанию
сырья в соответствии с
технологического оборудования
эксплуатационной
документацией
Вид деятельности. Лабораторный контроль качества и безопасности сырья, полуфабрикатов и готовой продукции в процессе производства
продуктов питания из растительного сырья
ПК 3.1 Проводить
пользоваться основным и вспомогательным требования к рабочему месту по проведению исследований,
организационнолабораторным оборудованием, химической правила подготовки к работе основного и вспомогательного
технические мероприятия посудой, осуществлять мытье, сушку и лабораторного оборудования, правила работы с химической
для обеспечения
стерилизацию химической посуды, готовить посудой, реактивами, материалами и лабораторным
лабораторного контроля
реактивы и растворы заданной концентрации, оборудованием, правила хранения химических реактивов,
качества и безопасности
питательные среды заданного состава, отбирать проб в соответствии со стандартами, способы мытья и
сырья, полуфабрикатов и средства измерения, приборы, лабораторное дезинфекции химической посуды, виды, назначение и
готовой продукции в
оборудование,
химическую
посуду
и устройство
лабораторного
оборудования,
способы
процессе производства
продуктов питания из
растительного сырья
ПК 3.2 Проводить
лабораторные
исследования качества и
безопасности сырья,
полуфабрикатов и
готовой продукции в
процессе производства
продуктов питания из
растительного сырья
инструменты, необходимые для исследования
состава сырья, полуфабрикатов и продуктов
питания,
отбирать
пробы
сырья,
полуфабрикатов, готовой продукции на разных
этапах производства пищевых продуктов,
настраивать лабораторное оборудование и
производить калибровку мерной посуды,
соблюдать требования охраны труда при работе
с химическими веществами и испытательным
оборудованием,
подготавливать
пробы,
материалы,
комплектующие
изделия
и
испытательное оборудование для проведения
лабораторного исследования, составлять заявки
на лабораторную посуду, реактивы и материалы,
вести и составлять необходимую документацию
по подготовке лабораторного оборудования и
расходных материалов
осуществлять отбор, прием, маркировку, учет
проб по технологическому циклу в пищевой
организации, готовить индикаторные среды,
проводить лабораторные исследования в
соответствии с регламентами, подбирать и
применять
необходимое
лабораторное
оборудование,
представлять
данные
проведенных
лабораторных
исследований,
анализировать состояние специализированного
оборудования, рабочие растворы на соответствие
требованиям
нормативно-технической
документации,
подготавливать
посевной
материал для лабораторных исследований,
культивировать
микроорганизмы
для
лабораторных исследований, утилизировать
микробиологические отходы лабораторных
приготовления растворов и методы их расчетов, способы
определения концентрации растворов, правила подготовки
проб для проведения лабораторных исследований, методы
проведения испытаний образцов сырья, полуфабрикатов,
вспомогательных материалов и готовой продукции на разных
этапах производства пищевых продуктов, требования охраны
труда в химической и микробиологической лаборатории,
санитарной, пожарной и экологической безопасности при
техническом обслуживании и эксплуатации технологического
оборудования в процессе производства продуктов питания из
растительного сырья
нормативные правовые акты и нормативно-техническая
документация, регламентирующие вопросы и методы
лабораторного исследования качества и безопасности сырья,
полуфабрикатов и готовой продукции, документооборот при
проведении
лабораторных
исследований,
способы
приготовления калибровочных растворов, назначение и
классификация химической посуды, требования к химической
посуде, средства и способы мытья химической посуды, виды,
назначение и устройство лабораторного оборудования,
правила сборки, подготовки к работе лабораторных
установок, свойства реактивов, требования, предъявляемые к
реактивам, правил обращения с реактивами и их хранения,
методики приготовления растворов различных концентраций,
назначение, виды, способы и техника выполнения
пробоотбора, технологический процесс приготовления
питательных сред, методика проведения полярографических,
исследований,
проводить
спектральные,
полярографические и пробирные анализы,
осуществлять химический и физико-химический
анализ, производить сравнительный анализ
качества сырья, полуфабрикатов и готовой
продукции, производить статистическую оценку
основных метрологических характеристик и
получаемых результатов, применять в процессе
лабораторных исследований спецодежду и
средства индивидуальной защиты, вести и
составлять необходимую документацию в
процессе и по результатам исследований сырья,
полуфабрикатов и готовой продукции в процессе
производства
продуктов
питания
из
растительного сырья
спектральных
и
пробирных
анализов,
назначение,
классификация
химико-аналитических
лабораторий,
требования
к
химико-аналитическим
лабораториям,
нормативно-техническая документация по выполнению
исследований
качества
и
безопасности
сырья,
полуфабрикатов и готовой продукции, технология проведения
качественного и количественного анализа веществ
химическими и физико-химическими методами, методы
расчета результатов проведения лабораторного анализа,
правила оформления лабораторных журналов и протоколов
анализа, требования охраны труда в химической и
микробиологической лаборатории, санитарной, пожарной и
экологической безопасности при техническом обслуживании
и эксплуатации технологического оборудования в процессе
производства продуктов питания из растительного сырья
Личностные результаты
Код личностных
реализации программы воспитания
результатов
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
ЛР 1
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности,
ЛР 2
порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении,
в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности
общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и
ЛРЗ
свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с
деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное
поведение окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся
ЛР 4
к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному
ЛР 5
народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и
ЛР 6
волонтерских движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в
ЛР 7
различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных,
ЛР 8
конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и
ценностей многонационального российского государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо
ЛР 9
преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.
ЛР 10
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.
ЛР 11
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие
ЛР 12
насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового
содержания.
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности.
Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности.
Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в
решении общественных, государственных, общенациональных проблем.
Принимающий основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления,
применяющий опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях и профессиональной деятельности.
ЛР 13
Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и
гармонии.
Проявляющий интерес к изменению регионального рынка труда
Осознающий состояние социально-экономического и культурного- исторического развития потенциала и
содействующий его развития.
Демонстрирующий готовность к участию в инновационной деятельности региона.
Способность к самообразованию и профессиональному развитию по выбранной специальности.
Умение грамотно использовать профессиональную документацию.
Демонстрирующий готовность поддерживать партнерские отношения с коллегами, работать в команде.
Умение признавать ценности, нормы и правила корпоративной культуры организации, умение соблюдать их.
Готовый к эффективной деятельности в рамках выбранной профессии, обладающий наличием трудовых навыков.
Соблюдающий Устав и правила внутреннего распорядка, сохраняющий и преумножающий традиции и уклад ОУ,
владеющий знаниями об истории ОУ, умеющий транслировать положительный опыт собственного обучения.
Соблюдающий этические нормы общения.
ЛР 17
ЛР 14
ЛР 15
ЛР 16
ЛР 18
ЛР 19
ЛР 20
ЛР 21
ЛР 22
ЛР 23
ЛР 24
ЛР 25
ЛР 26
ЛР 27
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы дисциплины
144
в т.ч. в форме практической подготовки
74
в т. ч.:
теоретическое обучение
52
Лабораторные работы
74
Контрольная работа
5
Промежуточная аттестация (экзамен)
6
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
Содержание учебного материала и формы организациидеятельности
разделов и тем
обучающихся
Содержание учебного материала
Объект изучения биологии - живая природа. Биология как наука. Связь
Тема 1.1 Биология как биологии с общественными, техническими и другими естественными науками,
наука
философией, этикой, эстетикой и правом. Уровневая организация жживойй природы
и эволция. Роль биологии в формировании современной научной картины мира.
Система биологических наук.
Тема 1.2 Химический
Химический состав клетки. Химическая организация клетки. Химические
состав и строение
элементы: макроэлементы, микроэлементы. Вода и минеральные вещества.
клетки.
Строение и функции клетки. Органоиды клеток.
Функции воды и минеральных веществ в клетке. Поддержание осмотического
баланса.
Белки. Состав и строение белков. Аминокислоты - мономеры белков.
Незаменимые и заменимые аминокислоты. Аминокислотный состав. Уровни
структуры белковой молекулы (первичная, вторичная, третичная и четвертичная
структура). Химические свойства белков. Биологические функции белков.
Ферменты - биологические катализаторы. Строение фермента: активный центр,
субстратная специфичность. Коферменты. Витамины. Отличия ферментов от
неорганических катализаторов.
Углеводы: моносахариды (глюкоза, рибоза и дезоксирибоза), дисахариды
(сахароза, лактоза) и полисахариды (крахмал, гликоген, целлюлоза). Биологические
функции углеводов.
Липиды: триглицериды, фосфолипиды, стероиды. Гидрофильно-гидрофобные
свойства. Биологические функции липидов. Сравнение углеводов, белков и липидов
как источников энергии.
Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК. Нуклеотиды - мономеры нуклеиновых
кислот. Строение и функции ДНК. Строение и функции РНК. Виды РНК. АТФ:
строение и функции.
Цитология - наука о клетке. Клеточная теория - пример взаимодействия идей и
фактов в научном познании. Методы изучения клетки.
Клетка как целостная живая система. Общие признаки клеток: замкнутая
наружная мембрана, молекулы ДНК как генетический аппарат, система синтеза
белка.
Типы клеток: эукариотическая и прокариотическая. Особенности строения
Раздел 1.
Объемчасов
Коды общих
компетенций
3
ЛР 04, 11,
12, 14 МР
01,02,03,05
ПРб 01,05
ОК 1,2
1
ЛР 04, 11,
12, 14 МР
01,02,03,05
ПРб 01,05
ОК 1,2
прокариотической клетки. Клеточная стенка бактерий. Строение эукариотической
клетки. Основные отличия растительной, животной и грибной клетки.
Поверхностные структуры клеток - клеточная стенка, гликокаликс, их функции.
Плазматическая мембрана, её свойства и функции. Цитоплазма и её органоиды.
Одномембранные органоиды клетки: ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы.
Полуавтономные органоиды клетки: митохондрии, пластиды. Происхождение
митохондрий и пластид. Виды пластид. Немембранные органоиды клетки:
рибосомы, клеточный центр, центриоли, реснички, жгутики. Функции органоидов
клетки. Включения.
Ядро - регуляторный центр клетки. Строение ядра: ядерная оболочка,
кариоплазма, хроматин, ядрышко. Хромосомы.
Транспорт веществ в клетке.
Лабораторные и практические занятия:
Практическое занятие № 1 Деление клетки
Тема 1.3 Живые
системы и их
организация
Живые системы (биосистемы) как предмет изучения биологии. Отличие
живых систем от неорганической природы.
Свойства биосистем и их разнообразие. Уровни организации биосистем:
молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционно-видовой,
экосистемный (биогеоценотический), биосферный.
Лабораторные и практические занятия:
Практическое занятие № 2
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом
Практическое занятие № 3
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
Практическое занятие № 4
Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам
1
1
3
ЛР 14
МР 09
ПРб 01
ОК 1
ПК 1.2.
ПК 2.1.
Тема 1.4
Жизнедеятельность
клетки.
Обмен веществ, или метаболизм. Ассимиляция (пластический обмен) и
диссимиляция (энергетический обмен) - две стороны единого процесса метаболизма.
Роль законов сохранения веществ и энергии в понимании метаболизма.
Типы обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный. Роль ферментов в
обмене веществ и превращении энергии в клетке.
Фотосинтез. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Реакции фотосинтеза.
Эффективность фотосинтеза. Значение фотосинтеза для жизни на Земле. Влияние
условий среды на фотосинтез и способы повышения его продуктивности у
культурных растений.
Хемосинтез. Хемосинтезирующие бактерии. Значение хемосинтеза для
жизни на Земле.
Энергетический обмен в клетке. Расщепление веществ, выделение и
аккумулирование энергии в клетке. Этапы энергетического обмена. Гликолиз.
Брожение и его виды. Кислородное окисление, или клеточное дыхание.
Окислительное фосфорилирование. Эффективность энергетического обмена.
Реакции матричного синтеза. Генетическая информация и ДНК. Реализация
генетической информации в клетке. Генетический код и его свойства. Транскрипция
- матричный синтез РНК. Трансляция - биосинтез белка. Этапы трансляции.
Кодирование аминокислот. Роль рибосом в биосинтезе белка.
Неклеточные формы жизни - вирусы. История открытия вирусов (Д.И.
Ивановский). Особенности строения и жизненный цикл вирусов. Бактериофаги.
Болезни растений, животных и человека, вызываемые вирусами. Вирус
иммунодефицита человека (ВИЧ) - возбудитель СПИДа. Обратная транскрипция,
ревертаза и интеграза. Профилактика распространения вирусных заболеваний.
Лабораторные и практические занятия:
Практическое занятие № 5 Автотрофные и гетеротрофные организмы
Практическое занятие № 6 Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза
Практическое занятие № 7 Решение элементарных задач по молекулярной биологии
Практическое занятие № 8 Характеристика митотического цикла
20
4
4
ЛР 04, 06, 11
МР 02, 09
ПРб 01
ОК 1, 2, 3, 6, 7, 8
Клеточный цикл, или жизненный цикл клетки. Интерфаза и митоз. Процессы,
Тема 1.5
протекающие в интерфазе. Репликация - реакция матричного синтеза ДНК.
Размножение и
Строение хромосом. Хромосомный набор - кариотип. Диплоидный и гаплоидный
индивидуальное
развитие организмов. хромосомные наборы. Хроматиды. Цитологические основы размножения и
индивидуального развития организмов.
Деление клетки - митоз. Стадии митоза. Процессы, происходящие на разных
стадиях митоза. Биологический смысл митоза.
Программируемая гибель клетки - апоптоз.
Формы размножения организмов: бесполое и половое. Виды бесполого
размножения:
деление надвое, почкование одно и многоклеточных,
спорообразование, вегетативное размножение. Искусственное клонирование
организмов, его значение для селекции.
Половое размножение, его отличия от бесполого.
Мейоз. Стадии мейоза. Процессы, происходящие на стадиях мейоза. Поведение
хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический смысл и значение мейоза.
Гаметогенез - процесс образования половых клеток у животных. Половые железы:
семенники и яичники. Образование и развитие половых клеток - гамет
(сперматозоид, яйцеклетка) - сперматогенез и оогенез. Особенности строения
яйцеклеток и сперматозоидов. Оплодотворение. Партеногенез.
Индивидуальное развитие (онтогенез). Эмбриональное развитие (эмбриогенез).
Этапы эмбрионального развития у позвоночных животных: дробление, гаструляция,
органогенез. Постэмбриональное развитие. Типы постэмбрионального развития:
прямое, непрямое (личиночное). Влияние среды на развитие организмов, факторы,
способные вызывать врождённые уродства.
Рост и развитие растений. Онтогенез цветкового растения: строение семени, стадии
развития.
21
5
ЛР 04, 12,
МР 03, 04
ПРб 01, 02
ОК 1, 2, 8
ПК 1.2.
ПК 2.1
Тема 1.6
Наследственность и
изменчивость
организмов.
Лабораторные и практические занятия:
Практическое занятие № 9 Сравнение процессов полового и бесполого
размножения
Практическое занятие № 10. Причины нарушений в развитии организмов
Практическое занятие № 11. Индивидуальное развитие человека
Практическое занятие № 12. Здоровье и его составляющие. Факторы,
положительно и отрицательно влияющие на организм человека.
Практическое занятие № 13. Выявление и описание признаков сходства зародышей
человека и других позвоночных
Предмет и задачи генетики. История развития генетики. Роль цитологии и
эмбриологии в становлении генетики. Вклад российских и зарубежных учёных в
развитие генетики. Методы генетики (гибридологический, цитогенетический,
молекулярно-генетический). Основные генетические понятия. Генетическая
символика, используемая в схемах скрещиваний.
Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем.
Моногибридное скрещивание. Закон едино-образия гибридов первого поколения.
Правило доминирования. Закон расщепления признаков. Гипотеза чистоты гамет.
Полное и неполное доминирование.
Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.
Цитогенетические основы дигибридного скрещивания. Анализирующее
скрещивание. Использование анализирующего скрещивания для определения
генотипа особи.
Сцепленное наследование признаков. Работа Т. Моргана по сцепленному
наследованию генов. Нарушение сцепления генов в результате кроссинговера.
Хромосомная теория наследственности. Генетические карты.
Генетика пола. Хромосомное определение пола. Аутосомы и половые хромосомы.
Гомогаметные и гетерогаметные организмы. Наследование признаков, сцепленных
с полом.
Изменчивость. Виды изменчивости: ненаследственная и наследственная. Роль
среды в ненаследственной изменчивости. Характеристика модификационной
изменчивости. Вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции признака.
Количественные и качественные признаки и их норма реакции. Свойства
модификационной изменчивости.
Наследственная,
или
генотипическая,
изменчивость.
Комбинативная
изменчивость. Мейоз и половой процесс - основа комбинативной изменчивости.
Мутационная изменчивость. Классификация мутаций: генные, хромосомные,
22
5
6
ЛР 06, 12, 13, 14
МР 03, 09
ПРб 01, 05
ОК 3, 6, 7, 8
геномные. Частота и причины мутаций. Мутагенные факторы. Закон
гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова.
Внеядерная наследственность и изменчивость.
Генетика человека. Кариотип человека. Основные методы генетики человека:
генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический, молекулярногенетический. Современное определение генотипа: полногеномное секвенирование,
генотипирование, в том числе с помощью ПЦР-анализа. Наследственные
заболевания
человека:
генные
болезни,
болезни
с
наследственной
предрасположенностью, хромосомные болезни. Соматические и генеративные
мутации. Стволовые клетки. Принципы здорового образа жизни, диагностики,
профилактики и лечения генетических болезней. Медико-генетическое
консультирование. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении
генетических заболеваний человека.
Лабораторные и практические занятия:
Практическое занятие № 14. Основы учения о наследственности и изменчивости
Практическое занятие № 15. Составление простейших схем моногибридного и
дигибридного скрещивания
Практическое занятие № 16. Решение генетических задач
Практическое занятие № 17. Взаимодействие генов.
Практическое занятие № 18. Анализ фенотипической изменчивости
Практическое занятие № 19. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.
Практическое занятие № 20. Генетика и медицина
Практическое занятие № 21. Выявление мутагенов в окружающей среде, их
влияния на организм
Практическое занятие № 22. Профилактика наследственных заболеваний
23
9
Тема 1.7 . Селекция Селекция как наука и процесс. Зарождение селекции и доместикация. Учение Н.И.
организмов. Основы Вавилова о центрах происхождения и многообразия культурных растений. Центры
происхождения домашних животных. Сорт, порода, штамм.
биотехнологии.
Современные методы селекции. Массовый и индивидуальный отборы в
селекции растений и животных. Оценка экстерьера. Близкородственное
скрещивание - инбридинг. Чистая линия. Скрещивание чистых линий. Гетерозис,
или гибридная сила. Неродственное скрещивание - аутбридинг. Отдалённая
гибридизация и её успехи. Искусственный мутагенез и получение полиплоидов.
Достижения селекции растений, животных и микроорганизмов.
Биотехнология как отрасль производства. Генная инженерия. Этапы создания
рекомбинантной ДНК и трансгенных организмов. Клеточная инженерия. Клеточные
культуры.
Микроклональное
размножение
растений.
Клонирование
высокопродуктивных сельскохозяйственных организмов. Экологические и
этические проблемы. ГМО - генетически модифицированные организмы.
Лабораторные и практические занятия:
9
ЛР 04, 14
МР 04, 05
ПРб 01, 05
ОК 1, 2, 8
7
Практическое занятие № 23. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный
отбор
Практическая работа № 24. Основные достижения современной селекции
Практическое занятие № 25. Близкородственное скрещивание - инбридинг.
Практическое занятие № 26. Неродственное скрещивание - аутбридинг.
Практическое занятие № 27. Близкородственное скрещивание - инбридинг
Практическое занятие № 28. Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении
Практическое занятие № 29. ГМО - генетически модифицированные организмы.
Раздел 2.
Предпосылки возникновения эволюционной теории. Эволюционная теория и её
Тема 2.1. Эволюционная место в биологии. Влияние эволюционной теории на развитие биологии и других
наук.
биология.
Свидетельства эволюции. Палеонтологические: последовательность появления
видов в палеонтологической летописи, переходные формы. Биогеографические:
сходство и различие фаун и флор материков и островов.
Эмбриологические: сходства и различия эмбрионов разных видов позвоночных.
Сравнительно-анатомические:
гомологичные,
аналогичные, рудиментарные органы, атавизмы. Молекулярно-биохимические:
сходство механизмов наследственности и основных метаболических путей у всех
организмов.
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Предпосылки возникновения дарвинизма.
24
13
ЛР13, 14
МР 03
ПРб 05
ОК 2
ПК 1.2.
ПК 2.1.
Движущие силы эволюции видов по Дарвину (избыточное размножение при
ограниченности ресурсов, неопределённая изменчивость, борьба за существование,
естественный отбор).
Синтетическая теория эволюции (СТЭ) и её основные положения.
Микроэволюция. Популяция как единица вида и эволюции.
Движущие силы (факторы) эволюции видов в природе. Мутационный процесс и
комбинативная изменчивость. Популяционные волны и дрейф генов. Изоляция и
миграция.
Естественный отбор - направляющий фактор эволюции. Формы естественного
отбора.
Приспособленность организмов как результат эволюции. Примеры
приспособлений у организмов. Ароморфозы и идио-адаптации.
Вид и видообразование. Критерии вида. Основные формы видообразования:
географическое, экологическое.
Макроэволюция. Формы эволюции:
филетическая,
дивергентная,конвергентная, параллельная. Необратимость эволюции.
Происхождение от неспециализированных предков. Прогрессирующая
специализация. Адаптивная радиация.
25
Тема 2.2.
Возникновение и
развитие жизни на
Земле.
Лабораторные и практические занятия
Практическое занятие № 34Движущие силы эволюции видов по Дарвину (избыточное
размножение при ограниченности ресурсов, неопределённая изменчивость, борьба
за существование, естественный отбор).
Практическое занятие № 35. Синтетическая теория эволюции (СТЭ) и её основные
положения.
Практическое занятие № 36. Синтетическая теория эволюции (СТЭ) и её основные
положения.
Практическое занятие № 37. Микроэволюция. Популяция как единица вида и
эволюции.
Практическое занятие № 38. Мутационный процесс и комбинативная изменчивость.
Практическое занятие № 39. Популяционные волны и дрейф генов.
Практическое занятие № 40. Изоляция и миграция.
Практическое занятие № 41. Формы естественного отбора.
Практическое занятие № 42. Примеры приспособлений у организмов. Ароморфозы и
идио-адаптации.
Практическое занятие № 43. Основные формы видообразования: географическое,
экологическое.
Практическое занятие № 44. Формы эволюции: филетическая, дивергентная,
конвергентная, параллельная.
Практическое занятие № 45 Происхождение от неспециализированных предков.
Лабораторное занятие № 1. «Сравнение видов по морфологическому критерию».
Лабораторное занятие № 2. «Описание приспособленности организма и её
относительного характера».
Донаучные представления о зарождении жизни. Научные гипотезы
возникновения жизни на Земле: абиогенез и панспермия. Химическая эволюция.
Абиогенный синтез органических веществ из неорганических. Экспериментальное
подтверждение химической эволюции. Начальные этапы биологической эволюции.
Гипотеза РНК-мира. Формирование мебранных структур и возникновение
протоклетки. Первые клетки и их эволюция. Формирование основных групп живых
организмов.
Развитие жизни на Земле по эрам и периодам. Катархей. Архейская и
протерозойская эры. Палеозойская эра и её периоды: кембрийский, ордовикский,
силурийский, девонский, каменноугольный, пермский.
Мезозойская эра и её периоды: триасовый, юрский, меловой.
26
14
4
ЛР 04, 13, 14
МР 09
ПРб 04, 05
ОК 1,2
Кайнозойская эра и её периоды: палеогеновый, неогеновый, антропогеновый.
Характеристика климата и геологических процессов. Основные этапы эволюции
растительного и животного мира. Ароморфозы у растений и животных. Появление,
расцвет и вымирание групп живых организмов.
Система органического мира как отражение эволюции. Основные
систематические группы организмов.
Эволюция человека. Антропология как наука. Развитие представлений о
происхождении человека. Методы изучения антропогенеза. Сходства и различия
человека и животных. Систематическое положение человека.
Движущие силы (факторы) антропогенеза. Наследственная изменчивость и
естественный отбор. Общественный образ жизни, изготовление орудий труда,
мышление, речь.
Основные стадии и ветви эволюции человека: австралопитеки, Человек умелый,
Человек прямоходящий, Человек неандертальский, Человек разумный. Находки
ископаемых остатков, время существования, область распространения, объём
головного мозга, образ жизни, орудия.
Человеческие расы. Основные большие расы: европеоидная (евразийская), негроавстралоидная (экваториальная), монголоидная (азиатско-американская). Черты
приспособленности представителей человеческих рас к условиям существования.
Единство человеческих рас. Критика расизма.
Лабораторные и практические занятия:
Практическое занятие № 46. Абиогенный синтез органических веществ из
неорганических.
Практическое занятие № 47. «Изучение ископаемых остатков растений и животных в
коллекциях».
Практическое занятие № 48. Гипотеза РНК-мира. Формирование мебранных структур
и возникновение протоклетки.
Практическое занятие № 49. Первые клетки и их эволюция. Формирование основных
групп живых организмов.
Практическое занятие № 50. Эволюция человека.
Практическое занятие № 51. Основные стадии и ветви эволюции человека:
австралопитеки, Человек умелый, Человек прямоходящий, Человек
неандертальский, Человек разумный.
Практическое занятие № 52. Человеческие расы.
Практическое занятие № 53. «Изучение ископаемых остатков растений и животных
27
8
Тема 2.3. Организмы
и окружающая среда.
в коллекциях».
Экология как наука. Задачи и разделы экологии. Методы экологических
исследований. Экологическое мировоззрение современного человека.
Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная,
внутриорганизменная.
Экологические факторы. Классификация экологических факторов: абиотические,
биотические и антропогенные. Действие экологических факторов на организмы.
Абиотические факторы: свет, температура, влажность. Фотопериодизм.
Приспособления организмов к действию абиотических факторов. Биологические
ритмы.
Биотические факторы. Виды биотических взаимодействий: конкуренция,
хищничество, симбиоз и его формы. Паразитизм, кооперация, мутуализм,
комменсализм (квартиранство, нахлебничество). Аменсализм, нейтрализм. Значение
биотических взаимодействий для существования организмов в природных
сообществах.
Экологические характеристики популяции. Основные показатели популяции:
численность, плотность, рождаемость, смертность, прирост, миграция. Динамика
численности популяции и её регуляция.
Лабораторные и практические занятия:
Практическое занятие № 54. Методы экологических исследований.
Практическое занятие № 55. Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа
устойчивости экосистемы.
Практическое занятие № 56. Классификация экологических факторов: абиотические,
биотические и антропогенные.
Практическое занятие № 57. Приспособления организмов к действию абиотических
факторов. Биологические ритмы.
Практическое занятие № 58. Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа
устойчивости экосистемы.
Практическое занятие № 59. Паразитизм, кооперация, мутуализм, комменсализм
(квартиранство, нахлебничество).
Практическое занятие № 60. Аменсализм, нейтрализм. Значение биотических
взаимодействий для существования организмов в природных сообществах.
Практическое занятие № 61. Экологические характеристики популяции.
Практическое занятие № 62. Основные показатели популяции: численность,
плотность, рождаемость, смертность, прирост, миграция. Динамика численности
28
4
12
популяции и её регуляция.
Практическое занятие № 63. «Подсчёт плотности популяций разных видов
растений».
Лабораторное занятие № 3. «Морфологические особенности растений из разных
мест обитания».
Лабораторное занятие № 4. «Влияние света на рост и развитие черенков колеуса».
Тема 2.4. Сообщества и Сообщество организмов - биоценоз. Структуры биоценоза: видовая,
экологические системы. пространственная, трофическая (пищевая). Виды-доминанты. Связи в биоценозе.
Экологические системы (экосистемы). Понятие об экосистеме и биогеоценозе.
Функциональные компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты.
Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические (пищевые) уровни
экосистемы. Пищевые цепи и сети. Основные показатели экосистемы: биомасса,
продукция. Экологические пирамиды: продукции, численности, биомассы. Свойства
экосистем: устойчивость, саморегуляция, развитие. Сукцессия.
Природные экосистемы. Экосистемы озёр и рек. Экосистема хвойного или
широколиственного леса.
Антропогенные экосистемы. Агроэкосистемы. Урбоэкосистемы. Биологическое
и хозяйственное значение агроэкосистем и урбоэкосистем.
Биоразнообразие как фактор устойчивости
экосистем. Сохранение
биологического разнообразия на Земле.
Лабораторные и практические занятия:
Практическое занятие № 64. Структуры биоценоза: видовая, пространственная,
трофическая (пищевая).
Практическое занятие № 65. Функциональные компоненты экосистемы: продуценты,
консументы, редуценты.
Практическое занятие № 66. Пищевые цепи и сети.
Практическое занятие № 67. Свойства экосистем: устойчивость, саморегуляция,
развитие.
Практическое занятие № 68. Экосистемы озёр и рек.
Практическое занятие № 69. Биологическое и хозяйственное значение агроэкосистем
и урбоэкосистем.
Практическое занятие № 70. Сохранение биологического разнообразия на Земле.
Всего
29
6
7
126
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.
Кабинет биологии оснащен в соответствии с п.6.1.2.1. основной образовательной программы по
профессии 19.02.11 Технология продуктов питания из растительного сырья
Оснащение кабинета/лабораторий
№ Наименование оборудования
Техническое описание
количество
Специализированная мебель и системы хранения
1 Стол ученический
12
2 Рабочее место педагога
Компьютер, программное обеспечение
1
для пользования электронными
образовательными ресурсами
3 Стол педагога
1
Специализированные оборудование, мебель и системы хранения
Аппаратура и приборы
микроскопы биологические
1
лупа ручная 6 кратная
1
Лабораторное
оборудование, предметные стёкла
4
обеспечивающее
проведение
практических работ
покровные стёкла
4
чашки Петри
4
пинцеты
4
ножницы
4
лотки
4
стаканчики
4
Демонстрационные
учебнонаглядные пособия
- портреты учёных биологов
демонстрационный материал по
моногибридному скрещиванию
демонстрационный материал по
дигибридному скрещиванию
демонстрационный материал –
генеалогический
метод
антропогенетики
таблицы
фотографии и схемы
10
1
1
30
1
1
1
3.2. Реализация элементов практической подготовки.
Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
организуется путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и иных
аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в
выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия лекционного типа, которые
предусматривают передачу учебной информации обучающимся, необходимой для последующего
выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
3.3. Воспитательная составляющая программы.
Воспитательная система направлена на формирование и развитие интеллектуальной, культурной,
творческой, нравственной личности обучающегося, будущего специалиста, сочетающего в себе
профессиональные знания и умения, высокие моральные и патриотические качества, обладающего
правовой и коммуникативной культурой, активной гражданской позицией. Каждое направление
имеет перечень развиваемых ОК. Это позволяет систематизировать и дифференцировать общие
компетенции. Благодаря этому Программа воспитания и социализации охватывает все жизненные
состояния, необходимые обучающимся любой профессии и возраста.
3.4. Информационное обеспечение обучения
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),
обеспечивающие освоение программы общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08
Биология, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего
образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
В процессе освоения программы общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.08
Биология студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам
по биологии, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам,
практикумам, тестами др.).
* Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении
общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
3.4.1. Основная учебная литература
1. Константинов В.М. и др. Биология для профессий и специальностей технического и
естественно-научного профилей: учебник для студентов профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. - М.,
2018г.
Дополнительные источники:
1. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О.. Биология. Москва. Издательский
центр «Академия». 2017 г.
3.4.2. Основные электронные издания
1. www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
2. . www. biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник
по биологии, On-line тесты).
31
3. www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
4. www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).
5. Электронный учебник IPR BOOKS (www.iprbookshop.ru)
3.4.3. Дополнительные источники
Для преподавателей
1.Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 2012 № 273-ФЗ (в ред.
Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от
23.07.2013 № 203-ФЗ, от № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от № 84ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом
от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от с изм. от 19.12.2016.)
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом МОН Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413"
3.Основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28
июня 2016 г. № 2/16-з).
4.Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. М., 2014.
5.Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. - М., 2014.
6.Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология. Москва. Издательский центр
«Академия». 2018
7.Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2017.
8.Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Биология: учебник для студ. Учреждений высш.
образования (бакалавриат). - М., 2017.
9.Никитинская Т. В. Биология: карманный справочник. - М., 2018.
10Чебышев Н. В., Гринева Г. Г. Биология: учебник для студентов профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
11.Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый уровень). 10 - 11 класс.
- М., 2018.
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контрольная оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и
приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций.
Результаты обучения
Сформированность
представлений о роли и месте
биологии в современной научной
картине мира; понимание роли
биологии в формировании
кругозора и функциональной
грамотности для решения
практических задач;
Владение основополагающими
понятиями и представлениями о
живой природе, ее уровневой
организации и эволюции;
Уверенное пользование
биологической терминологией и
символикой;
Владение основными
методами научного познания,
используемыми при
биологических исследованиях
живых объектов и экосистем:
проведением наблюдений,
описанием, измерением,
выявлением и оценка
антропогенных изменений в
природе;
Критерии оценки
Характеризовать
наследия
человечества на примере знакомства
с историей развития эволюционных
идей К. Линнея, Ж. Б. Ламарка Ч.
Дарвина.
Оценивать
роли
эволюционного
учения
в
формировании
современной
естественно-научной картины мира.
Анализировать различные гипотезы
о происхождении человека.
Анализ и оценка различных гипотез
о происхождении человека.
Развитие
умения
строить
доказательную
базу
по
сравнительной
характеристике
32их
человека и приматов, доказывая
родство.
Выявлять этапы эволюции человека.
Приводить примеры использования
в
хозяйственной
деятельности
людей морфофункциональных черт
организации растений и животных
при
создании
совершенных
технических систем и устройств по
аналогии с живыми системами.
Находить связи изменения в
биосфере
с
последствиями
деятельности
человека
в
окружающей среде.
Знать понятия о глобальных
экологических проблемах и уметь
определять пути их решения.
Методы оценки
Стартовая
диагностика
подготовки
обучающихся по
школьному курсу
биологии
Оценка
эффективности и
качества
выполнения задач
Тестирование
Устный опрос
Практическое
занятие
Рассказывать о схеме экосистемы на
примере биосферы, круговороте
веществ и превращении энергии в
биосфере.
Сформированность умений
объяснять результаты
биологических экспериментов,
решать элементарные
биологические задачи;
Сформированность собственной
позиции по отношению к
биологической информации,
полученной из разных источников
информации
Строить доказательную базу по
сравнительной
характеристике
человека и приматов, доказывая их
родство.
Умение отстаивать мнение, о
сохранении
биологического
многообразия
как
основе
устойчивости
биосферы
и
прогрессивного ее развития. Умение
выявлять
причины
вымирания
видов. Решение экологических
задач.
Демонстрирование
умения
постановки целей деятельности,
планирования
собственной
деятельности
для
достижения
поставленных целей, предвидения
возможных
результатов
этих
действий,
организации
самоконтроля и оценки полученных
результатов.
Умение определять воздействие
производственной
деятельности на окружающую среду
в области своей будущей профессии.
Умение доказывать роль живых
организмов
в
биосфере
на
конкретных примерах.
33
Оценка
эффективности и
качества
выполнения задач
Тестирование
Устный опрос
Практическое
занятие