ОУД.10 Обществознание (включая экономику и право)

Приложение 1.1. Рабочие программы учебных дисциплин
Приложение 1.10
к ОПОП по специальности
19.02.11 Технология продуктов питания из растительного сырья

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.10 Обществознание (включая экономику и право)

Разработчик: Феллер А.В., преподаватель истории и обществознания

п.Венцы

2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» ………………3
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ………………….15
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины………….32
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины..36

2

1. Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)»
1.1.

Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО

Общеобразовательная дисциплина «Обществознание (включая экономику и право)»
является частью предметной области «Общественные науки», изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО в соответствии с ФГОС для специальности
19.02.11 Технология продуктов питания из растительного сырья.
1.2.
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Основной целью изучения обществознания в организациях среднего профессионального образования является освоение обучающимися знаний о российском обществе и
особенностях его развития в современных условиях, различных аспектах взаимодействия
людей друг с другом и с основными социальными институтами, содействие формированию
способности к рефлексии, оценке своих возможностей в повседневной и профессиональной
деятельности.
Ключевыми задачами изучения обществознания с учётом преемственности с основной школой являются:
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях жизни;
приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской
Федерации;
- освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной картины общества;
- овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и систематизировать социальную информацию из различных источников, преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебно-познавательных, исследовательских и жизненных задач;
- совершенствование опыта применения полученных знаний и умений при анализе
и оценке жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных поступков в различных областях общественной жизни с учётом профессиональной направленности организации среднего профессионального образования;
- становление духовно-нравственных позиций и приоритетов личности в период
ранней юности, выработка интереса к освоению социальных и гуманитарных дисциплин,
развитие мотивации к предстоящему самоопределению.

3

Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на
основе ФГОС С00. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций

1.2.2.

Код и наименование
формируемых компетенций
ОК 01.
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным
контекстам

1

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные1

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; У
- готовность к активной деятельности технологической и соци- сформировать знания об (о):
альной направленности, способность инициировать, планиро- - обществе как целостной развивающейся системе в единстве и
вать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
взаимодействии основных сфер и институтов; основах социаль- интерес к различным сферам профессиональной деятельноной динамики; глобальных проблемах и вызовах современности.
сти; перспективах развития современного общества, в том числе
Овладение универсальными учебными познавательными дей- тенденций развития Российской Федерации;
ствиями:
- человеке как субъекте общественных отношений и сознательа) базовые логические действия:
ной деятельности; особенностях социализации личности в со- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, временных условиях, сознании, познании и самосознании челорассматривать ее всесторонне;
века; особенностях профессиональной деятельности в области
- устанавливать существенный признак или основания для срав- науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
нения, классификации и обобщения;
- экономике как науке и хозяйстве, роли государства в эконо- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии мике, в том числе государственной политики поддержки конкуих достижения;
ренции и импортозамещения, особенностях рыночных отноше- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых ний в современной экономике;
явлениях;
- системе права и законодательства Российской Федерации;

Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО (в редакции 12.08.2022 №732)
4

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие

результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - владеть базовым понятийным аппаратом социальных
- развивать креативное мышление при решении жизненных
наук,уметь различать существенные и несущественные припроблем
знаки понятий, определять различные смыслы многозначных
6) базовые исследовательские действия:
понятий, классифицировать используемые в социальных науках
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной дея- понятия и термины; использовать понятийный аппарат при анательности, навыками разрешения проблем; - выявлять прилизе и оценке социальных явлений, для ориентации в социальчинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать ных науках и при изложении собственных суждений и построегипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства нии устных и письменных высказываний;
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - - владеть умениями формулировать на основе приобретенных
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргукритически оценивать их достоверность, прогнозировать изме- менты по определенным проблемам сточки зрения социальных
нение в новых условиях;
ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические по- - уметь переносить знания в познавательную и практическую ложения социальных наук для объяснения явлений социальной
области жизнедеятельности;
действительности; конкретизировать теоретические положения
- уметь интегрировать знания из разных предметных областей; фактами социальной действительности, модельными ситуаци- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и ями, примерами из личного социального опыта и фактами социрешения;
альной действительности, в том числе по соблюдению правил
и способность их использования в познавательной и социаль- здорового образа жизни; умение создавать типологии социальной практике
ных процессов и явлений на основе предложенных критериев;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и

сформировать знания об (о):
- особенностях процесса цифровизации и влиянии массовых
коммуникаций на все сферы жизни общества;
- владеть умениями применять полученные знания при анализе
социальной информации, полученной из

5

информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

источников разного типа, включая официальные публикации на
интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в средствах массовой информации; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений, для восполнения недостающих звеньев, делать
обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения;
- сформированное™ навыков оценивания социальной информации, в том числе поступающей по каналам сетевых коммуникаций, владение умением определять степень достоверности информации; владение умением соотносить различные оценки социальных явлений, содержащиеся в источниках информации,
давать на основе полученных знаний правовую оценку действиям людей в модельных ситуациях;
- уметь определять связи социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем;
сформированность представлений о методах изучения социальных явлений и процессов, включая универсальные методы
науки, а также специальные методы социального познания, в
том числе социологические опросы, биографический метод, социальное прогнозирование

6

ОК ОЗ. Планировать и ре- В области духовно-нравственного воспитания:
сформировать знания об (о):
ализовывать собственное - - сформированное™ нравственного сознания, этического пове- особенностях социализации личности в современных услопрофессиональное и лич- дения;
виях, сознании, познании и самосознании человека; особенноностное развитие, пред- - способность оценивать ситуацию и принимать осознанные рестях профессиональной деятельности в области науки, кульпринимательскую деяшения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и центуры, экономической и финансовой сферах; - отношениях,
тельность в профессио- ности;
направлениях социальной политики в Российской Федерации, в
нальной сфере, использо- - осознание личного вклада в построение устойчивого будутом числе поддержки семьи, государственной политики в сфере
вать знания по финансо- щего;
вой грамотности в различ- - ответственное отношение к своим родителям и (или) другим межнациональных отношений; структуре и функциях политической системы общества, направлениях государственной полиных жизненных ситуачленам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия
тики Российской Федерации;
циях
ценностей семейной жизни в соответствии с традициями наро- владеть умениями проводить с опорой на полученные знания
дов России;
учебно-исследовательскую и проектную деятельность, предОвладение универсальными регулятивными действиями: а) саставлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентамоорганизация:
ций, творческих работ социальной и междисциплинарной
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность,
направленности; готовить устные выступления и письменные
выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные заработы (развернутые ответы, сочинения) по социальной пробледачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
матике, составлять сложный и тезисный план развернутых отве- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом
тов, анализировать неадаптированные тексты на социальную теимеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтематику;
ний;
- готовность применять знания о финансах и бюджетном регу- давать оценку новым ситуациям;
лировании при пользовании финансовыми услугами и инструспособствовать формированию и проявлению широкой эрудиментами; использовать финансовую информацию для достижеции в разных областях знаний, постоянно повышать свой обрания личных финансовых целей, обеспечивать финансовую беззовательный и культурный уровень;
опасность с учетом рисков и способов их снижения; сформироб) самоконтроль:
ванность гражданской ответственности в части уплаты налогов
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора
для развития
верного решения;
7

- уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по общества и государства
их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению
цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать,
исходя из своих возможностей; - эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать
его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопредев коллективе и команде лению;
-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;

- использовать обществоведческие знания для взаимодействия с
представителями других национальностей и культур в целях
успешного выполнения типичных социальных ролей, реализации прав и осознанного выполнения обязанностей гражданина
Российской Федерации, в том числе правомерного налогового
поведения; ориентации в актуальных общественных событиях,
определения личной гражданской позиции; осознание значимости здорового образа жизни; роли непрерывного образования;
использовать средства информационнокоммуникационных технологий в решении различных задач

8

- координировать и выполнять работу в условиях реального,

виртуального и комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями: г)
принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого человека
ОК 05. Осуществлять уст- В области эстетического воспитания:
ную и письменную ком- - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, науч- - владеть умениями проводить с опорой на полученные знания
муникацию на государ- ного и технического творчества, спорта, труда и общественных учебно-исследовательскую и проектную деятельность, предственном языке Россий- отношений;
ставлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаской Федерации суметом - способность воспринимать различные виды искусства, тради- ций, творческих работ социальной и междисциплинарной
особенностей социальции и творчество своего и других народов, ощущать эмоционаправленности; готовить устные выступления и письменные
ного и культурного кон- нальное воздействие искусства;
работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной проблетекста
- убежденность в значимости для личности и общества отече- матике, составлять сложный и тезисный план развернутых отвественного и мирового искусства, этнических культурных тради- тов, анализировать неадаптированные тексты на социальную теций и народного творчества;
матику;
- готовность к самовыражению в разных видах искусства,
- владеть умениями формулировать на основе приобретенных
стремление проявлять качества творческой личности; Овладе- социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргуние универсальными коммуникативными действиями:
менты по определенным проблемам сточки зрения социальных
а) общение:
ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические

9

- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

положения социальных наук для объяснения явлений социальной действительности; конкретизировать теоретические полочение социальных знаков, распознавать предпосылки конжения фактами социальной действительности, модельными сифликтных ситуаций и смягчать конфликты;
туациями, примерами из личного социального опыта и фактами
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с использосоциальной действительности, в том числе по соблюдению праванием языковых средств
вил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев
- распознавать невербальные средства общения, понимать зна-

ОК 06. Проявлять гражданско- патриотическую
позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и межрелигиозных отношений,
применять стандарты антикоррупционного поведения

- осознание обучающимися российской гражданской идентич-

1) сформировать знания об (о):
ности;
обществе как целостной развивающейся системе в единстве и
- целенаправленное развитие внутренней позиции личности на взаимодействии основных сфер и институтов; основах социальоснове духовно-нравственных ценностей народов Российской ной динамики;
Федерации, исторических и национально-культурных традиций, особенностях процесса цифровизации и влиянии массовых комформирование системы значимых ценностно-смысловых уста- муникаций на все сферы жизни общества; глобальных пробленовок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания,
мах и вызовах современности;
экологической культуры, способности ставить цели и строить перспективах развития современного общества, в том числе тенжизненные планы;
денций развития Российской Федерации; человеке как субъекте
В части гражданского воспитания:
общественных отношений и сознательной деятельности;
- осознание своих конституционных прав и обязанностей, ува- особенностях социализации личности в современных условиях,
жение закона и правопорядка;
сознании, познании и самосознании человека; особенностях
- принятие традиционных национальных, общечеловеческих гу- профессиональной деятельности в области науки, культуры,
манистических и демократических ценностей;
экономической и финансовой сферах; значении духовной куль- готовность противостоять идеологии экстремизма, национа- туры общества и разнообразии ее видов и форм; экономике как
лизма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиоз- науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том числе
ным, расовым, национальным
государственной политики поддержки конкуренции и импортозамещения,

10

признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах граж- особенностях рыночных отношений в современной экономике;
данского общества,участвовать в самоуправлении в общеобра- роли государственного бюджета в реализации полномочий оргазовательной организации и детско-юношеских организациях; нов государственной власти, этапах бюджетного процесса, ме- умение взаимодействовать с социальными институтами в со- ханизмах принятия бюджетных решений; социальных отношеответствии с их функциями и назначением;
ниях, направлениях социальной политики в Российской Федера- готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
ции, в том числе поддержки семьи, государственной политики в
патриотического воспитания:
сфере межнациональных отношений; структуре и функциях по- сформированное™ российской гражданской идентичности,
литической системы общества, направлениях государственной
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственно- политики Российской Федерации;
сти перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой конституционном статусе и полномочиях органов государственязык и культуру, прошлое и настоящее многонационального
ной власти;
народа России;
системе прав человека и гражданина в Российской Федерации,
- ценностное отношение к государственным символам, истори- правах ребенка и механизмах защиты прав в Российской Федеческому и природному наследию, памятникам, традициям наро- рации;
дов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте,
правовом регулирования гражданских, семейных, трудовых,
технологиях и труде;
налоговых, образовательных, административных, уголовных об- идейная убежденность, готовность к служению и защите Оте- щественных отношений;
чества, ответственность за его судьбу;
системе права и законодательства Российской Федерации;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и универ- 2) уметь характеризовать российские духовнонравственные ценсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
ности, в том числе ценности человеческой жизни, патриотизма и
коммуникативные);
служения Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали
- способность их использования в познавательной и социальной и нравственности, прав и свобод человека, гуманизма, милосерпрактике, готовность к самостоятельному планированию и осу- дия, справедливости, коллективизма, исторического единства
ществлению учебной деятельности, организации учебного со- народов России, преемственности истории нашей Родины, осотрудничества с педагогическими
знания ценности культуры

11

работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
России и традиций народов России, общественной стабильности
- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
и целостности государства;
социальной деятельности
3) владеть базовым понятийным аппаратом социальных наук,
уметь различать существенные и несущественные признаки понятий, определять различные смыслы многозначных понятий,
классифицировать используемые в социальных науках понятия
и термины; использовать понятийный аппарат при анализе и
оценке социальных явлений, для ориентации в социальных
науках и при изложении собственных суждений и построении
устных и письменных высказываний;
4) владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие
связи социальных объектов и процессов, включая умения характеризовать взаимовлияние природы и общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять причины и последствия преобразований в различных сферах жизни
российского общества; характеризовать функции социальных
институтов; обосновывать иерархию нормативных правовых актов в системе российского законодательства;
5) связи социальных объектов и явлений с помощью различных
знаковых систем; сформированность представлений о методах
изучения социальных явлений и процессов, включая универсальные методы науки, а также специальные методы социального познания, в том числе социологические опросы, биографический метод, социальное прогнозирование;

12

6) владеть умениями применять полученные знания при анализе

социальной информации, полученной из источников разного
типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах
государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации
в средствах массовой информации; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений, для
восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения;
7) владеть умениями проводить с опорой на полученные знания
учебно-исследовательскую и проектную деятельность, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной
направленности; готовить устные выступления и письменные
работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную тематику;
8) использовать обществоведческие знания для взаимодействия
с представителями других национальностей и культур в целях
успешного выполнения

13

типичных социальных ролей, реализации прав и осознанного
выполнения обязанностей гражданина Российской Федерации, в
том числе правомерного налогового поведения; ориентации в
актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; осознание значимости здорового образа
жизни; роли непрерывного образования; использовать средства
информационно-коммуникационных технологий в решении различных задач;
9) владеть умениями формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам
сточки зрения социальных ценностей и использовать
ключевые понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений социальной действительности; конкретизировать теоретические положения
фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и
фактами социальной действительности, в том числе по
соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на
основе предложенных критериев;
10) готовность применять знания о финансах и бюджетном
регулировании при пользовании финансовыми услугами
и инструментами; использовать финансовую информацию для достижения личных финансовых целей, обеспечивать

14

финансовую безопасность с учетом рисков и способов их снижения; сформированность гражданской ответственности в части
уплаты налогов для развития общества и государства;
11) сформировать навыки оценивания социальной информации,
в том числе поступающей по каналам сетевых коммуникаций,
владение умением определять степень достоверности информации; владение умением соотносить различные оценки социальных явлений, содержащиеся в источниках информации, давать
на основе полученных знаний правовую оценку действиям людей в модельных ситуациях;
12) владеть умением самостоятельно оценивать и принимать
решения, выявлять с помощью полученных знаний наиболее эффективные способы противодействия коррупции; определять
стратегии разрешения социальных и межличностных конфликтов; оценивать поведение людей и собственное поведение
сточки зрения социальных норм, ценностей, экономической рациональности и финансовой грамотности; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения, осознавать опасность
алкоголизма и наркомании, необходимость мер юридической
ответственности, в том числе для несовершеннолетних граждан
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению,

В области экологического воспитания:
- сформированное™ экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание

- конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из
личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению

15

применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях

правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критеглобального характера экологических проблем;
риев;
- планирование и осуществление действий в окружающей среде
- владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять прина основе знания целей устойчивого развития человечества;
чинно-следственные, функциональные, иерархические и другие
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
связи социальных объектов и процессов, включая умения хараксреде;
теризовать взаимовлияние природы и общества, приводить при- умение прогнозировать неблагоприятные экологические померы взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять приследствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
чины и последствия преобразований в различных сферах жизни
- расширение опыта деятельности экологической направленнороссийского обществ
сти;
- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государствен- - наличие мотивации к обучению и личностному развитию;
ном и иностранном язы- В области ценности научного познания:
ках
- сформированное™ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как
средства взаимодействия между людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными

- владеть умениями применять полученные знания при анализе
социальной информации, полученной из источников разного
типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах
государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации
в средствах массовой информации;

16

действиями:
6) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов
познания;
- овладение видами деятельности по получению нового знания,
его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и
социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями и методами;
- осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и
способов действия в профессиональную среду
ПК 4.2 Планировать
выполнение работ
исполнителями
ПК 4.3 Организовывать
работу трудового
коллектива

Планирования работ структурного подразделения; оценки
эффективности деятельности структурного подразделения;
принятия управленческих 18 решений по организации
выполнения работ исполнителями
Обеспечения безопасных условий труда на производстве;
разработки мероприятий с целью устранения рисков или
снижения их до допустимого уровня и повышения
безопасности выпускаемой продукции; участие в
планировании основных показателей производства

Планировать работы исполнителям в соответствии с их
должностными инструкциями; оформлять и проверять планы
работ по установленной форме
Принципы планирования работы трудового коллектива;
основные приемы организации работы трудового коллектива;
правила и принципы разработки должностных обязанностей,
графиков работы и табеля учета рабочего времени

17

Метапредметные результаты (освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные); способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками,
к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной
деятельности):
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1.Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность' и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт; разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа
имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию18
и

интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
1. Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения е использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с
учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников^ обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
3.Овладение универсальными регулятивными действиями: а) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать
оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
19

оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный
и культурный уровень;
б) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в)
эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя
из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать
конфликты;
г) принятие себя и других людей:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы)

Код личностных результатов реализации
программы воспитания

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Проявляющий
активную
гражданскую
позицию,

ЛР1
20

демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,продуктивновзаимодействующийиучаствующийвдеятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан
России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным
поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального
народа России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность
К участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во
Всех формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и
иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающийзависимостиоталкоголя,табака,психоактивныхвеществ,азартныхигрит.д.Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.

ЛР2

ЛР3

ЛР4

ЛР5
ЛР6
ЛР7

ЛР8

ЛР9

21

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
ЛР10
безопасности, в том числе цифровой.
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
ЛР11
Основами эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ЛР 12
ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со
Своими детьми и их финансового содержания.
Личностные результаты реализации программы воспитания,
Определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этическиепринципы:честности,независимости,профессиональногоскептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий си- ЛР 13
стемным мышлением и умением принимать решение в условиях
риска и неопределенности
Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональныетребования,ответственный,пунктуальный,дисциЛР 14
плинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленныйнадостижениепоставленныхцелей;демонстрирующийпрофессиональную жизнестойкость
Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и
ЛР 15
профессий
БУД.06 Обществознание (включая экономику и право) ЛР1 ЛР2ЛР3ЛР6ЛР8 ЛР11 ЛР12

22

23

1.
1.1.

Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
Общий объем

Объем в часах
72

В т.ч.
Основное содержание

72

В т.ч.
теоретическое обучение

58

практические занятия

14

Профессионально
ориентированное
(содержание прикладного модуля)
Индивидуальный проект (да/нет)**

содержание

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

14
да
2

24

1.3.

Тематический план и содержание дисциплины

Наименование разделов Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), ла- Объем чаи тем
бораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
сов
1
2
Раздел 1. Человек в обществе
естве
Тема 1.1.
Основное содержание учебного материала
Общество и общеОбщество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и элементами
ственные отношения. общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции социРазвитие общества
альных институтов.
Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности. Роль
массовой коммуникации в современном обществе
В том числе практических занятий

3
10
4

4

2

1

Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальная революция.
Реформа. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса. Глобализация
и ее противоречивые последствия
Профессионально ориентированное содержание
Перспективы развития Технологии продуктов питания из растительного сырья в информационном обществе.
Направления цифровизации в профессиональной деятельности Технологии продуктов питания из растительного сырья.
Роль науки в решении глобальных проблем

Формируемые
компетенции

ОК 01
ОК 05

1

25

Тема 1.2.
Биосоциальная природа
человека и его деятельность

Основное содержание учебного материала
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние социокультурных
факторов на формирование личности. Личность в современном обществе. Коммуникативные
качества личности. Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека. Социализация личности и ее этапы. Агенты (институты) социализации. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное поведение.
Деятельность
и ее структура. занятий
Мотивация деятельности. Потребности и интересы. Многообразие
В том числе практических

видов деятельности.
Свобода иинеобходимость
в деятельности человека
Мировоззрение,
его структура
типы мировоззрения
Профессионально ориентированное содержание
Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
Учет особенностей характера в профессиональной деятельности Технологии продуктов питания
из растительного сырья.
Межличностное общение и взаимодействие в профессиональном сообществе, его особенности
в сфере Технологии продуктов питания из растительного сырья
Тема 1.3. Познаватель- Основное содержание учебного материала
ная деятельность чело- В том числе практических занятий
Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы. Знание
века. Научное познание
как результат познавательной деятельности, его виды. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Естественные, технические, точные - социальногуманитарные
науки. Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного познания в
социально-гуманитарных науках. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов
XXI в.
Профессионально ориентированное содержание
Естественные, технические, точные - социально-гуманитарные науки в профессиональной деятельности Технологии продуктов питания из растительного сырья
Раздел 2. Духовная культура
Тема 2.1.
Основное содержание учебного материала
Духовная культура лич- Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества. Материальная и
духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура.
ности и общества

4

2

1

ОК 02
ОК 04
ОК 05

1

2
1

ОК 02
ОК 04
ОК 05
1

8
2
1

ОК 03
ОК 05
ОК 06

26

Молодежная субкультура. Контркультура. Функции культуры. Культурное многообразие
современного общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества. Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор. Категории морали. Гражданственность. Патриотизм

Тема 2.2.
Наука и образование в
современном мире

Тема 2.3. Религия

Тема 2.4.
Искусство

Профессионально ориентированное содержание
Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет в профессиональной деятельности Технологии продуктов питания из растительного сырья
Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления
научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации. Образование в современном обществе. Российская система образования. Основные направления
развития образования в Российской Федерации.
Непрерывность образования в информационном обществе. Значение самообразования.
Цифровые образовательные ресурсы
Профессионально ориентированное содержание
Профессиональное образование в сфере Технологии продуктов питания из растительного
сырья
Роль и значение непрерывности образования
Основное содержание учебного материала
Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии. Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода совести.
Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы духовной культуры.

1

2
1

ОК 02
ОК 03
1

2

2
1

Достижения современного российского искусства
Профессионально ориентированное содержание

ОК 05
ОК 06

ОК 01
05 05

1
27

Образ специальности Технологии продуктов питания из растительного сырья в искусстве.
Раздел 3. Экономическая жизнь общества
Тема 3.1.
Основное содержание учебного материала
Экономика- основа жиз- Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество жизни.
недеятельности обще- Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей. Типы экономических систем. Экономический рост и пути его достижества
ния. Факторы долгосрочного экономического роста. Понятие экономического цикла. Фазы
экономического цикла. Причины экономических циклов
Профессионально ориентированное содержание
Особенности разделения труда и специализации в сфере Технологии продуктов питания из
растительного сырья
Тема 3.2.
Основное содержание учебного материала
Рыночные отношения в Функционирование рынков. Рынки труда, капитала, земли, информации. Государственное
регулирование рынков. Конкуренция и монополия. Государственная политика по развитию
экономике.
конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации
Финансовые инстиФинансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк
туты
Российской Федерации: задачи и функции. Монетарная политика Банка России. Инфляция:
причины, виды, последствия
В том числе практических занятий

16
2

1

ОК 02
ОК 07

1

4
2

2

ОК 01
ОК 03
ОК 09

4

ОК 01

Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное предложение. Закон предложения. Эластичность предложения.
Цифровые финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая безопасность.
Денежные агрегаты
Тема 3.3.

Основное содержание учебного материала

28

Рынок труда и безрабо- Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Причины
тица. Рациональное по- и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в области занятости.
ведение потребителя Особенности труда молодежи. Деятельность профсоюзов.
Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная ответственность. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития общества
Профессионально ориентированное содержание
Спрос на труд и его факторы в сфере Технологии продуктов питания из растительного
сырья .
Стратегия поведения при поиске работы. Возможности Технологии продуктов питания
из растительного сырья профессиональной переподготовки
Тема 3.4.
Основное содержание учебного материала
Предприятие в эконо- В том числе практических занятий
мике

Тема 3.5.
Экономика и государство

Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства. Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования предприятий. Издержки, их виды. Выручка,
прибыль. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации
Профессионально ориентированное содержание
Предпринимательская деятельность в сфере Технологии продуктов питания из растительного сырья.
Основы менеджмента и маркетинга в сфере Технологии продуктов питания из растительного сырья
Основное содержание учебного материала
Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага.
Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг.
Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и сборов в
Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика государства.

02 02
ОК 33
3

1

2
1

1

ОК 01
ОК 03

2
ОК 01
ОК 09

29

Тема 3.6.
Основные тенденции

Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика государства. Цифровизация экономики в
Российской Федерации
Основное содержание учебного материала

Мировая экономика. Международная экономика. Международное разделение труда. Экспорт
развития экономики России и и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной торговле.
международная экономика Государственное регулирование внешней торговли
Профессионально ориентированное содержание

2
1

ОК 06
09

1

Направления импортозамещения в условиях современной экономической ситуации в
сфере Технологии продуктов питания из растительного сырья.
Собственное производство Краснодарского края как средство устойчивого развития
государства
Раздел 4. Социальная сфера
Тема 4.1.
Основное содержание учебного материала
Социальная структура обще- Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее критерии.
ства. Положение личности в Социальное неравенство. Социальная структура российского общества. Государобществе
ственная поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации.
Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная мобильПрофессионально
ориентированное
содержание
ность, ее формы и каналы
в современном
российском обществе
Престиж профессиональной деятельности. Социальные роли человека в трудовом
коллективе. Возможности профессионального роста

8
2
1

Тема 4.2.

1
1

Семья в современном мире

Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт.
Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи
в Российской Федерации. Помощь государства многодетным семь

ОК 01
ОК 05
1

ОК 05
ОК 06

30

Тема 4.3. Этнические общно- Основное содержание учебного материала
сти и нации

3

Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации и межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения
и пути разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации

3

ОК 05
ОК Об

Тема 4.4.

Основное содержание учебного материала

2

04 04

Социальные нормы и социальный контроль. Социальный конфликт и способы его
разрешения

В том числе практических занятий
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения социальных конфликтов. Особеннсти профессиональной деятельности социолога,

1

ОК 05

социального психолога.
Профессионально ориентированное содержание
Конфликты в трудовых коллективах и пути их преодоления. Стратегии поведения в
конфликтной ситуации
Раздел 5. Политическая сфера
Тема 5.1.
Основное содержание учебного материала
Политическая власть и субъекты политики в современном обществе. Политические инПолитика и власть.
Политическая система
ституты. Политическая деятельность.
Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая система Российской Федерации на современном этапе
Государство как основной институт политической системы. Государственный суверенитет. Функции государства. Форма государства: форма правления, форма государственного (территориального) устройства, политический режим Типология форм государства
В том числе практических занятий

1

8
4
3

ОК 05
ОК Об

1
31

Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной власти в
Российской Федерации. Государственное управление в Российской Федерации. Государственная служба и статус государственного служащего. Опасность коррупции, антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия коррупции.
Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации. Государственная
политика Российской Федерации по противодействию экстремизму
Тема 5.2.

Основное содержание ученого материала

4

ОК 03

Политическая культура об- Политическая культура общества и личности. Политическое поведение. Политичещества и личности. Полити- ское участие. Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее роль в обществе.
ческий процесс и его участОсновные идейно-политические течения современности.
ники
Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы участия граждан
в политике. Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства

2

ОК 04

В том числе практических занятий
Политические
партии как
субъекты политики,
их функции,
ТипыИнтернет
партийных
Роль средств массовой
информации
в политической
жизнивиды.
общества.
в сосистем.
временной политической коммуникации
Избирательная
система.
Типы избирательных
систем: мажоритарная, пропорциональПрофессионально
ориентированное
содержание
ная, смешанная. Избирательная кампания. Избирательная система в Российской ФедеРоль
рациипрофсоюзов в формировании основ гражданского общества. Профсоюзная деятельность в области защиты прав работника
Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации

1

Тема 6.1.
Основное содержание учебного материала
Право в системе социальных
норм

1

20
4

32

Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации.
Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные правовые акты, их
виды. Законы и законодательный процесс в Российской Федерации. Система российского права. Правоотношения, их субъекты. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Правонарушение и юридическая ответственность. Функции правоохранительных органов Российской Федерации

3

Профессионально ориентированное содержание

1

К 01
ОК 05
ОК 09

Соблюдение правовых норм в профессиональной деятельности
Тема 6.2.
Основы
Конституционного права
Российской Федерации

Основное содержание учебного материала

2

ОК 02

В том числе практических занятий

1

ОК 06
ОК 07

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Личные (гражданские), политические,
социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени
Профессионально ориентированное содержание

1

Профессиональные обязанности гражданина Российской Федерации в организации мероприятий ГО и защиты от ЧС в условиях мирного и военного времени
Тема 6.3.
Правовое регулирование
гражданских, семейных, трудовых, образовательных правоотношений

Основное содержание учебного материала

6

ОК 02

Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы юридических лиц. Гражданская дееспособность несовершеннолетних.

5

ОК 05
ОК 06

33

Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей
Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу, заключения и
расторжения трудового договора. Права и обязанности работников и работодателей.
Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав работников. Особенности
трудовых правоотношений несовершеннолетних работников
Федеральный законориентированное
«Об образовании содержание
в Российской Федерации». Порядок приема на
Профессионально
обучение в образовательные организации среднего профессионального и высшего обКоллективный
договор.
Трудовые
споры
и порядок их разрешения.
Особенность регуразования. Порядок
оказания
платных
образовательных
услуг
лирования трудовых отношений в сфере Технологии продуктов питания из растительного сырья
Основное содержание учебного материала

1

Тема 6.4.
Правовое регулирование налоАдминистративное право и его субъекты. Административное правонарушение и адмиговых, административных,
уголовных правоотношений. нистративная ответственность
Экологическое законодатель- Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты
ство
права на благоприятную окружающую среду
Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие преступления и
виды преступлений. Уголовная ответственность, ее цели, виды наказаний в уголовном
праве. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

4

В том числе практических занятий
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Участники отношений,
регулируемых законодательством о налогах и сборах. Права и обязанности налогоплательщиков. Ответственность за налоговые правонарушения

1

Основное содержание учебного материала

4

ОК 02

Конституционное судопроизводство
Административный процесс. Судебное производство по делам об административных
правонарушениях Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного
процесса

3

ОК 05

В том числе практических занятий

1

Тема 6.5.
Основы процессуального
права

3

ОК 02
ОК О6
ОК 09

ОК 09

34

Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные принципы гражданского
процесса.
Участники гражданского процесса. Арбитражное судопроизводство
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

Всего

72

35

2.3. Темы индивидуальных проектов
1. Глобализация и локализация в освоении человечеством мирового пространства.
2. Глобальные проблемы человечества и пути их решения.
3. Гуманитарные организации мира и оказание ими международной помощи.
4. Евро – символ европейского единства?
5. Международная интеграция: вчера, сегодня, завтра.
6. Мировая урбанизация в XXI веке.
7. Многообразие взглядов на развитие современного общества.
8. Причины обострения этнических проблем в современном обществе.
9. Проблемы демографической стабилизации ситуации на Земле.
10. Самые вредные достижения цивилизации.
11. Международный терроризм: истоки и противодействие.
12. Роль ТНК в глобализации мировой экономики.
13. Глобальные проблемы современности и способы их решения.
14. Самопознание и развитие личности.
15. Взаимодействие социальных институтов.
16. Формы социального прогресса: реформа и революция.
17. Формационная и цивилизационная теории развития общества.
18. Теории развития общества: объективизм, субъективизм и провиденциализм.
19. Свобода в современном обществе.
20. Международная интеграция и международные организации.
21. Влияние религиозных традиций на образ жизни.
22. Государство и религиозные объединения в современном мире.
23. Знания и умения в информационную эпоху.
24. Значение научно-технического прогресса в жизни современного общества.
25. Конфессии в России / Конфессии в ЕАО.6. Культура и субкультура. Спецификация
молодёжной субкультуры
26. Массовая кльтура как современное социальное явление.
27. Основные направления политики государства в области культуры (или … в области науки, или … в области образования).
28. Особенности функционирования института образования в традиционном и современном обществе.
29. Религиозный экстремизм: причины возникновения и способы преодоления.
30. Религия как социальный институт.
31. Роль и место религии в современной России.
32. Роль мировых и национальных религий в XXI веке.
33. Роль образования для достижения успеха в жизни.
34. Русские православные праздники в жизни современного человека.
35. Современные СМИ и их роль в формировании нравственного облика современного
человека.
36. Социально-психологические особенности молодёжных субкультур.
37. Тенденции духовной жизни современной России.
38. Тенденции развития ценностных ориентаций современной молодёжи.
39. Фантастические произведения – результат человеческого провидения?
40. Хип-хоп как стиль жизни.
41. Человек и культура.

42. «Правовое регулирование общественных отношений»*
43. Гражданин – свобода и ответственность.
44. «Договор дороже денег».
45. Должен ли гражданин государства быть патриотом?
46. Защита информации в Российской Федерации: нормативно-правовое регулирование.
47. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей.
48. Значение прав и свобод человека в зеркале общественного мнения.
49. Защита права собственности в РФ.
50. Как действует закон?
51. Нормативно-правовое обеспечение реформы образования в Российской Федерации.
52. Нормативно-правовое регулирование рабочего времени на современном этапе развития трудового права.
53. Нормативно-правовое регулирование охраны лесов в Российской Федерации.
54. Организация местного самоуправления в нашем районе.
55. Организация профилактики правонарушений в молодежной среде.
56. Организация юридической помощи населению.
57. Особенности заключения и расторжения трудового договора в системе образования.
58. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних.
59. Права ребенка в семье, их реализация и защита.
60. Права человека в современной России: их реализация и защита.
61. Правовое регулирование ответственности субъектов образовательных отношений.
62. Правовое регулирование отношений работников и работодателей.
63. Правовой статус ребенка. Эмансипация.
64. Применение принципа «Закон суров, но это Закон» в деятельности правоохранительных органов.
65. Причины преступности: отклоняющееся поведение.
66. Разработка проекта бюллетеня правовых знаний для старшеклассников.
67. Реализация права на благоприятную окружающую среду в моём регионе.
68. Способы защиты трудовых прав в Российской Федерации.
69. Способы, пути предупреждения преступлений.
70. Примерный перечень тем проектов по разделу
«Экономическая жизнь общества» *
71. Актуальные проблемы внешнеэкономических связей России и какой-либо страны
или группы стран.
72. Актуальные проблемы личной финансовой безопасности.
73. Бизнес-план школьного предприятия.
74. Диагностика и развитие профессиональных качеств менеджера.
75. Доля малого бизнеса в ВВП России и создание условий для роста.
76. Конкурентоспособность России на мировом рынке. Может ли Россия стать брэндом?
77. Кредитная политика Российских коммерческих банков в современных условиях.
78. Маркетинговое исследование рынка ……..
79. Проблемы и перспективы развития рынка страховых услуг в ЕАО.
80. Проблемы организации предпринимательской деятельности школьников.

81. Проблемы и перспективы развития сетевой экономики.
82. Проблемы, перспективы развития и конкурентоспособности какой-либо отрасли
хозяйства России/ЕАО.
83. Проблемы формирования отечественного страхового рынка.
84. Роль организации государственного управления в успешном социально- экономическом развитии общества.
85. Рост инвестиций в сельское хозяйство – одно из главных условий повышения конкурентоспособности российской экономики.
86. Семейный бюджет и экономические проблемы рационального использования ресурсов.
87. Сравнительный анализ технологий Интернет-торговли.
88. Условия повышения конкурентоспособности молодёжи на рынке труда.
89. Экологическое законодательство как фактор повышения конкурентоспособности и
расширения позиций на мировых товарных рынках.
90. Экологические проблемы как основа для принятия экономических решений на региональном уровне и в масштабах мирового хозяйства (рассмотреть парниковый
эффект, утилизацию ядерных отходов, уменьшение озонового слоя и т.д. и их экономическое содержание на уровне принятия решений ООН, и участия России в
международных программах).
91. Экономические проблемы моего села и пути их решения.
92. Эффективность бюджетного планирования муниципального образования.
93. Как затронул экономику России современный мировой финансово-экономический
кризис.
94. Примерный перечень тем проектов по разделу «Социальная сфера»*
95. Семья как малая группа и социальный институт. Проблемы современной семьи и
пути их преодоления.
96. Моя семья/ Древо семьи/ Страницы истории моей семьи.
97. Отдых, досуг и культурная жизнь человека.
98. Связь поколений как основа непрерывности истории и культуры.
99. Семья в Древности, Средневековье, Новом времени и современности: общее и отличия.
100.
Как помочь молодой семье?
101.
Влияние общества на семью. Калейдоскоп примеров.
102.
Как зарождаются семейные традиции (на примере своей семьи или семей
друзей и знакомых).
103.
Как изменится семья в будущем: наш социальный прогноз.
104.
Выдающаяся личность.
105.
Молодёжные общественные движения.
106.
Я выбираю жизнь!: проблема суицида в молодёжной среде.
107.
Здоровый образ жизни – выбор современной молодёжи.
108.
Проблемы социализации молодежи в современных условиях.
109.
Развитие самосознания в подростковом возрасте.
110.
Подростковая преступность: причины и пути решения проблемы.
111.
Социально-психологические особенности молодёжных субкультур.
112.
Образование и карьера как условия социальной мобильности.
113.
СМИ и молодежь.

114.
Что поможет побороть вредные привычки в молодёжной среде?
115.
Представления о гендерных ролях у нынешних старшеклассников и поколения их родителей: что изменилось?
116.
Проблемы демографической стабилизации ситуации на Земле.
117.
Современная демографическая ситуация в России: проблемы и перспективы.
118.
Социальная ситуация и социальные проблемы современной России.
119.
Социальный контроль и его роль в развитии общества.
120.
Способы и пути предупреждения преступлений.
121.
Формирование классов в России.
122.
Формирование и развитие менталитета русского и ……… народа.
123.
Формирование русской элиты.
124.
Формирование сословий в российском обществе.
125.
Культура межнационального общения.
126.
Представления людей о социальной справедливости в прошлом и сегодня.
127.
Многообразие социальных интересов. Исследование по материалам СМИ
интересов представителей различных социальных групп.
128.
Этнонациональный портрет нашего региона: что помогает нам лучше понимать друг друга?
129.
Влияние СМИ на формирование общественного мнения и их роль в ходе избирательной компании.
130.
Депутат вчера, сегодня и завтра (Каким он должен быть).
131.
Женщины в политике: аргументы «за» и «против».
132.
Женщины в политике: история и современность.
133.
Идеальная форма правления современного российского государства.
134.
Избирательное право в современной России: плюсы и минусы.
135.
Институты гражданского общества в современной России.
136.
Какой политический лидер нужен современной России?
137.
Легитимация политической власти, её актуальность.
138.
Мировое сообщество и его влияние на Россию.
139.
Надо ли участвовать в выборах и почему?
140.
Особенности развития института государственной власти в советский период.
141.
Политика и мораль: совместимы ли эти понятия?
142.
Политические режимы в современном мире: что лучше?
143.
Политические партии в современной России.
144.
Политический терроризм в истории России.
145.
Развитие парламентаризма в России.
146.
Развитие политической культуры: от СССР до современной России.
147.
Реализация принципа разделения властей в формировании российской государственности.
148.
Роль политических партий в формировании и становлении российской государственности.
149.
Роль средств массовой информации в демократическом правовом государстве.
150.
Россия унитарная: миф или реальность.

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально
экономических дисциплин.
Кабинет социально экономических дисциплин оснащен в соответствии с п.6.1.2.1.
основной образовательной программы
№

Наименование оборудования

Техническое описание

I Специализированная мебель
Основное оборудование
1

Стол ученический

Не регулируемый

2

Стул ученический

Не регулируемый

3

Доска классная

Элементная ДК – 32б

4

Кресло учителя

Регулируемый

5

Стол учителя

А003

Дополнительное оборудование
6

Светильник

ЛБО 1*36

II Технические средства
7

Компьютер

100-304

8

СТО

Монитор диагональ 23 см.

3.2. Реализация элементов практической подготовки
Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей) организуется путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие
обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия лекционного
типа, которые предусматривают передачу учебной информации обучающимся, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
3.3. Воспитательная составляющая программы
Воспитательная система в техникуме направлена на формирование и развитие интеллектуальной, культурной, творческой, нравственной личности обучающегося, будущего
специалиста, сочетающего в себе профессиональные знания и умения, высокие моральные
и патриотические качества, обладающего правовой и коммуникативной культурой, активной гражданской позицией.
Каждое направление имеет перечень развиваемых ОК. Это позволяет систематизировать и дифференцировать общие компетенции. Благодаря этому Программа воспитания

и социализации охватывает все жизненные состояния, необходимые обучающимся любой
профессии и возраста.
3.4. Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательная организация имеет
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с
момента издания.
3.3.1. Основные книжные издания
1. Важенин А. Г. Обществознание (включая экономику и право) для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: практикум : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А. Г. Важенин.
— М. : Издательский центр «Академия», 2020.
2. Автомонов В. С. Экономика : учеб. для 10—11 классов общеобразовательных организаций : базовый уровень / В. С. Автомонов. — М. : Вита-Пресс, 2019.
3. Баранов П. А. Обществознание (включая экономику и право) в таблицах и схемах:
справ. пособие : 10—11 классы / П. А. Баранов. — М. : АСТ, 2018.
4. Важенин А. Г. Обществознание (включая экономику и право) : контрольные задания
/
5. А. Г. Важенин. — М. : Издательский центр «Академия», 2019.
6. Волков Ю. Г. Социология / Ю. Г. Волков. — М. : КноРус, 2017.
7. Горелов А. А. Обществознание (включая экономику и право) для профессий и специальностей социально-экономического профиля / А. А. Горелов, Т. А. Горелова. —
М. : Издательский центр «Академия», 2019.
8. Конституция Российской Федерации 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе
Общероссийского голосования 1 июля 2020 г.
9. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ.
10. Гражданский кодекс Российской Федерации: ч. I от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ; ч. II
от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ; ч. III от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ; ч. IV от 18 декабря
2006 г. № 230-ФЗ.
11. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ.
12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.
13. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.
14. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.
15. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
16. Закон РФ от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 «Основы законодательства Российской
Федерации о нотариате».
17. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
18. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах».
19. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
20. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
21. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире».
22. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
23. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения».
24. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
25. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

26. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».
27. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
28. Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 724 «О поэтапном сокращении применения
смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы».
29. Послание Президента Федеральному Собранию 20 февраля 2019 г. — URL :
http://www.kremlin.ru/events/president/news/59863
30. Горелов А. А. Обществознание (включая экономику и право) для профессий и специальностей социально-экономического профиля : практикум / А. А. Горелов, Т. А.
Горелова. — М. : Издательский центр «Академия», 2019.
31. Гришкевич С. М. Обществознание (включая экономику и право) : наглядный справочник для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ / С. М. Гришкевич. — М. : Эксмо-Пресс, 2019.
32. Кашанина Т. В. Право и политика : 10—11 класс : в 2 кн. / Т. В. Кашанина, А. В.
Кашанин. — М. : Вита-Пресс, 2018.
33. Кишенкова О. В. ЕГЭ-2020. Обществознание (включая экономику и право) : задания,
ответы, комментарии / О. В. Кишенкова. — М. : Эксмо-Пресс, 2019
3.3.2 Основные электронные издания
34. https://studref.com/610255/informatika/perspektivy_razvitiya_selskogo_hozyaystva_osn
ove_vnedreniya_informatsionnyh_tehnologiy
35. https://studfile.net/preview/6754335/page:9/
36. https://znachenie.mozaiyka.ru/articles/chto-delaet-tehnolog-pererabotkiselskohozyaystvennoy-produktsii.html
37. https://spravochnick.ru/avtomatizaciya_tehnologicheskih_processov/elektrifikaciya_i_avt
omatizaciya_selskogo_hozyaystva/
38. https://obrazovanie-gid.ru/referaty/sovremennaya-veterinarnaya-nauka-referat.html
39. https://studfile.net/preview/4114811/page:8/
40. https://studfile.net/preview/8827822/page:4/
41. https://spravochnick.ru/ekonomika_predpriyatiya/specializaciya_selskohozyaystvennogo
_proizvodstva_i_ee_ekonomicheskaya_effektivnost/
42. https://resh.edu.ru/subject/lesson/4897/conspect/161520/
43. https://moluch.ru/archive/394/87219/
44. https://studfile.net/preview/1155957/page:33/
45. https://studfile.net/preview/5052005/page:2/
46. https://studfile.net/preview/5332737/page:10/
47. https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=449241
48. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ecba25c5ee75edc02f685823
ed10abe2b0d7b887/
49. https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/socialnoekonomicheskoe_razvitie_krasnodarskogo_kraya/
50. https://studfile.net/preview/7206413/page:14/
51. https://studopedia.ru/10_255966_peregovori-kak-sposob-konstruktivnogo-razresheniyakonfliktov.html
52. https://resh.edu.ru/subject/lesson/4196/conspect/227542/
53. https://studfile.net/preview/9393028/page:3/
54. https://book-science.ru/social/rol-profsojuzov-v-stanovlenii-grazhdanskogoobshchestva.html
55. https://resh.edu.ru/subject/lesson/3492/conspect/
56. https://studfile.net/preview/2152076/page:20/
57. https://50.mchs.gov.ru/deyatelnost/grazhdanskaya-oborona/zashchitanaseleniya/osnovnye-zadachi-edinoy-gosudarstvennoy-sistemy-preduprezhdeniya-i-

likvidacii-chrezvychaynyh-situaciy/realizaciya-prav-i-obyazannostey-naseleniya-voblasti-zashchity-ot-chrezvychaynyh-situaciy-a-takzhe-lic-neposredstvennouchastvuyushchih-v-ih-likvidacii/prava-i-obyazannosti-grazhdan-rf-v-oblasti-zashchitynaseleniya-i-territoriy-ot-chs
58. https://infourok.ru/konspekt-lekcii-po-pravu-na-temu-semejnoe-pravo-4613481.html
59. https://docs.cntd.ru/document/420291995
60. https://studfile.net/preview/9258825/page:35/
61. https://studopedia.ru/1_107099_lektsiya--zakonodatelstvo-rf-to-nalogah-i-sborah.html
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контрольная оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Результаты обучения
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам

•
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
•
информационные технологии
для выполнения задач
профессиональной
деятельности.
•

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде

Критерии оценки
Требования к устному ответу:
При устном ответе ученик должен:
целостно излагать материала; показать свои умственные и словесные
способности, используя не формалистические, а реальные обществоведческие понятия;
продемонстрировать степень понимания специфических особенностей обществоведческих знаний;
локально мыслить, глубоко понимать комплексную причинную
связь;
правильно приводить примеры для
доказательства положения не
только из учебника, но самостоятельно.

Отметки ставятся за обстоятельные
ответы, показывающие степень познания ученика. Нельзя ставить отметку ученику за односложные ответы, но можно учесть при выставлении отметки за весь урок.
Критерии оценивания письменного
ответа:

Методы оценки
Устный опрос
Тестирование,
Мини проекты
Кейс - задания
Практические работы
Выполнение экзаменационного теста
Практические работы
Контрольные работы
Эссе
Групповые проекты
Индивидуальные
проекты
Фронтальный
опрос
Кейс-задания
Выполнение экзаменационного теста
Диагностическая
работа
Контрольная работа
Самооценка и
взаимооценка
Презентация
мини-проектов
Устный и письменный опрос

При оценке письменного ответа
необходимо выделить следующие
элементы:
1. Представление собственной
точки зрения (позиции, отношения)
при раскрытии проблемы.
ОК 05. Осуществлять устную
и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста

ОК 06. Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей,
в том числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования
обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с
опорой на факты общественной
жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения
(позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта
на теоретическом уровне, в связях и
с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих
терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего
мнения с опорой на факты.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения
(позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта
с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего
мнения с опорой на факты.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения
(позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта
при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана
аргументация своего мнения с

Результаты выполнения
учебных заданий
Практические работы
Выполнение экзаменационного теста
Практические работы
Контрольные работы
Эссе
Групповые и индивидуальные
проекты
Фронтальный
опрос
Кейс-задания
Деловая (ролевая)
игра
Квесты
Кластеры
Выполнение экзаменационного теста
Диагностическая
работа
Контрольная работа
Самооценка и
взаимооценка
Презентация минипроектов
Устный и письменный
опрос
Результаты выполнения
учебных заданий
Разработка маршрута
образовательного
путешествия
Практические работы
Промежуточная
аттестация (выполнение
экзаменационных
заданий)

опорой на факты общественной
жизни или личный социальный
опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по
поднятой проблеме на бытовом
уровне без аргументации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».