Приложение 1.1. Рабочие программы учебных дисциплин
Приложение 1.11
к ОПОП специальности
19.02.11 Технология продуктов питания из растительного сырья
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.11 «География»
Разработчик программы: Шайгородский В.А., преподаватель общеобразовательных дисциплин
ГБПОУ КК ВЗСТ
п. Венцы
2023 г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «География»
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ...............................................
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ..................................
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины ...................
2
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «География»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Общеобразовательная дисциплина «География» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС СОО,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012 г. № 413, приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371
"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" для
специальности 19.02.11 Технология продуктов питания из растительного сырья.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Изучение географии направлено на достижение следующих целей:
воспитание чувства патриотизма, взаимопонимания с другими народами,
уважения культуры разных стран и регионов мира, ценностных ориентаций личности посредством ознакомления с важнейшими проблемами современности,
с ролью России как составной части мирового сообщества;
воспитание экологической культуры на основе приобретения знаний о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на глобальном, региональном и локальном уровнях и формирование ценностного отношения к проблемам взаимодействия человека и общества;
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира,
завершение формирования основ географической культуры;
развитие познавательных интересов, навыков самопознания, интеллектуальных и творческих способностей в процессе овладения комплексом географических знаний и умений,
направленных на использование их в реальной действительности;
приобретение опыта разнообразной деятельности, направленной на достижение целей
устойчивого развития.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ООП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК.
В процессе изучения учебной дисциплины реализуется подготовка к усвоению следующих общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать
знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом
гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, приме3
нять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
Освоение содержания учебной дисциплины География обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
Личностных:
Код личностЛичностные результаты реализации программы воспитания
ных результа(дескрипторы)
тов реализации программы
воспитания
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
ЛР 1
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий привер- ЛР 2
женность принципам честности, порядочности, открытости, экономически
активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского об- ЛР 3
щества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный
к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от
групп с
деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и
предупреждающий социально опасное поведение окружающих.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и
видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных
этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и
ценностей многонационального российского государства.
ЛР 6
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от
алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно
меняющихся ситуациях.
ЛР 9
ЛР 7
ЛР 8
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасно- ЛР 10
сти, в том числе цифровой.
ЛР 11
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию ЛР 12
детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской
ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового
содержания.
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
4
Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности
ЛР 14
Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности
как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем
Принимающий основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, применяющий опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности
в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности
ЛР 15
Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре
речи и культуре поведения, к красоте и гармонии
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации
Осознающий состояние социально-экономического и культурного- исторического развития потенциала КО и содействующий его развития.
ЛР 17
ЛР 16
ЛР 19
1.2.3 По учебной дисциплине «География» (базовый уровень) требования к предметным результатам освоения базового курса географии должны отражать:
1) понимание роли и места современной географической науки в системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших проблем человечества: приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая
наука, на региональном уровне, в разных странах, в том числе в России; определять роль географических наук в достижении целей устойчивого развития;
2) освоение и применение знаний о размещении основных географических объектов и
территориальной организации природы и общества (понятия и концепции устойчивого развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема народонаселения); выбирать и использовать
источники географической информации для определения положения и взаиморасположения
объектов в пространстве; описывать положение и взаиморасположение географических объектов в пространстве;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства: различать географические процессы и явления и распознавать их проявления в повседневной жизни;
использовать знания об основных географических закономерностях для определения и сравнения свойств изученных географических объектов, явлений и процессов; проводить классификацию географических объектов, процессов и явлений; устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными
условиями и размещением населения, между природными условиями и природно-ресурсным
капиталом и отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний;
4) владение географической терминологией и системой базовых географических понятий, умение применять социально-экономические понятия для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
5) сформированность умений проводить наблюдения за отдельными географическими
объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате воздействия природных и
антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения наблюдений; выбирать форму
фиксации результатов наблюдения; формулировать обобщения и выводы по результатам
наблюдения;
6) сформированность умений находить и использовать различные источники географической информации для получения новых знаний о природных и социально-экономических
5
процессах и явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития, прогнозирования:
выбирать и использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам; сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики и
другие источники географической информации для выявления закономерностей социальноэкономических, природных и экологических процессов и явлений; определять и сравнивать по
географическим картам разного содержания и другим источникам географической информации
качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления; определять и находить в комплексе источников недостоверную и противоречивую географическую информацию для решения учебных и (или) практико-ориентированных
задач; самостоятельно находить, отбирать и применять различные методы познания для решения практико-ориентированных задач;
7) владение умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию, необходимую для
изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты)
географическую информацию; формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников географической информации; критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
8) сформированность умений применять географические знания для объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления; объяснять географические особенности стран с разным уровнем
социально-экономического развития, включая особенности проявления в них глобальных проблем человечества; использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
9) сформированность умений применять географические знания для оценки разнообразных явлений и процессов: оценивать географические факторы, определяющие сущность и
динамику важнейших социально-экономических и геоэкологических процессов; оценивать изученные социально-экономические и геоэкологические процессы и явления;
10) сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем: описывать
географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества; приводить примеры
взаимосвязи глобальных проблем; приводить примеры возможных путей решения глобальных
проблем.
Метапредметных:
1) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной - деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
2) умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
3) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения,
установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и
критериев;
5) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умоза6
ключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
6) представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
7) понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных
междисциплинарных связях географии.
7
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы дисциплины
в т.ч.
36
1. Основное содержание
36
в т. ч.:
теоретическое обучение
30
практические занятия
6
индивидуальный проект
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачёт)
да
1
8
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов и
тем
Введение. Раздел 1. Источники географической информации
Раздел 2. Политическое
устройство мира
Раздел 3. География мировых природных ресурсов
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
Содержание учебного материала
География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в
жизни людей. Геоинформационные системы.
Объем
часов
1
Тема 2.1 Политическая карта мира. Исторические этапы ее форми- 2
рования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Формы правления, типы
государственного устройства и формы государственного режима.
Типология стран по уровню социально-экономического развития.
Условия и особенности социально-экономического развития развитых и
развивающихся стран и их типы.
практическое занятие №1 Группировка стран по площади территории и численности населения.
Тема 3.1 Взаимодействие человеческого общества и природной сре- 2
ды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной
деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические
проблемы. Особо охраняемые природные территории.
Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.
Проблемы и перспективы освоения природных ресурсов Арктики и Ан-
Формируемые
компетенции
ОК 01-07
ЛР 1-3,6-12, 14-17,
19 МР 1-7
ПРб 1,2, 4
ОК 01-07
ЛР 1-3,6-12, 14-17,
19 МР 1-7
ПРб 1,2, 4, 6,7
ОК 01 -07
ЛР 1-3,6-12, 14-17,
19 МР 1-7
ПРб 2-9
ОК 01-07
ЛР 1-3,6-12, 14-17,
19 МР 1 -7
ПРб 1-9
9
Раздел 4. География населения мира
Раздел 5. Мировое хозяйство
тарктиды.
практическое занятие № 2. Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.
Тема 4.1 Численность населения мира и ее динамика. Наиболее 2
населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения.
Качество жизни населения. Территориальные различия в средней
продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой
водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности
населения. Индекс человеческого развития.
Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и
самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира.
Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.
Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления.
Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы.
практическое занятие № 3. Оценка демографической ситуации и 1
особенностей демографической политики в различных странах и регионах
мира.
9
Тема 5.1 Современные особенности развития мирового хозяйства.
2
Мировая экономика, исторические этапы ее развития.
Международное географическое разделение труда. Международная
специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности.
Современные особенности развития мирового хозяйства. Интерна-
ОК 01 -07
ЛР 1-3,6-12, 14-17,
19 МР 1-7
ПРб 2-10
ОК 01 -07
ЛР 1-3,6-12, 14-17,
19 МР 1-7
ПРб 2-10
10
ционализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль
стран в мировой экономике.
Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства.
Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города.
Тема 5.2 География отраслей первичной сферы мирового хозяйства.
Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное
и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция»
и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка.
Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых.
Тема 5.3 География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства.
Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии,
машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.
Тема 5.4 География отраслей третичной сферы мирового хозяйства.
Транспортный комплекс и его современная структура. Географические
особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие
мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные
виды.
Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.
практическое занятие № 4. Определение особенностей размещения
различных отраслей мирового хозяйства. Определение основных направ-
2
2
2
1
11
лений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.
Раздел 6. Регионы мира
Тема 6.1 География населения и хозяйства Зарубежной Европы. Ме- 14
сто и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического по- 2
ложения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства.
Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства.
Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
Тема 6.2. География населения и хозяйства Зарубежной Азии. Ме- 2
ОК 01-07
ЛР 1-3,6-12, 14-17,
19 МР 1 -7
ПРб 1-9
сто и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства.
Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства.
Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
Тема 6.3 География населения и хозяйства Африки. Место и роль 2
Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природноресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной
специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные
группировки.
Тема 6.4 География населения и хозяйства Северной Америки. Ме- 2
сто и роль Северной Америки в мире. Особенности географического поло12
Раздел 7. Россия в современном мире
жения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства.
Отрасли международной специализации.
США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.
Тема 6.5 География населения и хозяйства Латинской Америки. Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства.
Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.
Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки.
Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
Тема 6.6 География населения и хозяйства Австралии и Океании.
Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.
практическое занятие № 5. Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением
населения и хозяйства.
Тема 7.1 Россия на политической карте мира. Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX—XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития.
Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и
других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориаль-
2
2
2
2
ОК 01-07
ЛР 1-3,6-12, 14-17,
19 МР 1-7
ПРб 1-9
13
ной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации.
Раздел 8. Географические
аспекты современных глобальных проблем человечества
практическое занятие № 6. Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда.
Тема 8.1 Глобальные проблемы человечества. Глобальные пробле- 2
мы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные
пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся
стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Дифференцированный зачет
1
ИТОГО
36
ОК 01-07
ЛР 1-3,6-12, 14-17,
19 МР 1-7
ПРб 1-9
14
2.3. Темы индивидуальных проектов
1. Новейшие изменения политической карты мира.
2. Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и
странам мира.
3. Типы природопользования в различных регионах и странах мира.
4. Особенности современного воспроизводства мирового населения.
5. Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.
6. Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.
7. Языки народов мира.
8. Современные международные миграции населения.
9. Особенности урбанизации в развивающихся странах.
10. Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.
11. Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.
12. «Мировые» города и их роль в современном развитии мира.
13. Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства.
14. Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа.
15. Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.
16. Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства.
17. Международный туризм в различных странах и регионах мира.
18. «Г орячие точки» на карте Зарубежной Европы.
19. Запад и Восток Г ермании сегодня.
20. Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии.
21. Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае.
22. Особенности политической карты Африки.
23. Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень
урбанизации в странах Африки.
24. Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом».
25. Географический рисунок хозяйства США.
26. Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки.
27. Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.
28. Особенности современного экономико-географического положения России.
29. Внешняя торговля товарами России.
30. Глобальная проблема изменения климата.
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета, в котором
имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного заня15
тия и в период внеучебной деятельности обучающихся. Помещение кабинета физики
должно удовлетворять требованиям Санитарно- эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в
настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами
обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого
участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по
физике, создавать презентации, видеоматериалы и т. п.
№
Наименование оборудования
Техническое описание
I Специализированная мебель
Основное оборудование
Парты -15
Не регулируемый
Стулья-30
Не регулируемый
Стол усительский-1
Не регулируемый
Доска -1
Не регулируемый
Экран стационарный -1
Не регулируемый
Проектор Smart Projektor
регулируемый
Принтер Canon LBT-200 – 1
регулируемый
компьютер с необходимым комплектом
лицензионного программного обеспечения - 1
регулируемый
политико-административные и экономические карты мира и отдельных регионов
глобус
символика РФ-комплект
Стул ученический 1
Не регулируемый
Стол Демонстрационный 1
Не регулируемый
Доска классная 1
Элементная ДК – 32б
Стол учителя
Не регулируемый
Дополнительное оборудование
Колонки
HiFi j1366915
3.2. Реализация элементов практической подготовки
Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей) организуется путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия лекционного
типа, которые предусматривают передачу учебной информации обучающимся, необходи16
мой для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
3.3. Воспитательная составляющая программы
Воспитательная система в техникуме направлена на формирование и развитие интеллектуальной, культурной, творческой, нравственной личности обучающегося, будущего специалиста, сочетающего в себе профессиональные знания и умения, высокие моральные и патриотические качества, обладающего правовой и коммуникативной культурой,
активной гражданской позицией.
Каждое направление имеет перечень развиваемых ОК. Это позволяет систематизировать и дифференцировать общие компетенции. Благодаря этому Программа воспитания
и социализации охватывает все жизненные состояния, необходимые обучающимся любой
профессии и возраста.
3.4. Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательная организация
имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с
момента издания.
3.4.1. Основные печатные издания
1) Баранчиков Е.В. География: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
2) Петрусюк О.А. География. Дидактические материалы: учеб. пособие для студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО.– М., 2017
3) Петрусюк О.А. География. Контрольные задания: учеб. пособие для студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
4) Петрусюк О.А., Баранчиков Е.В., География. Практикум: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО.– М., 2017
1.
2.
3.
4.
Дополнительные источники:
Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок; ч.
1 и ч.2. - М., 2005.
Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 610 кл. - М., 1997.
Большая школьная энциклопедия. Том 1. - М., 2007.
сайт «География» для студентов и
преподавателей СПО.
3.4.2. Основные электронные издания
1) 1www.wikipedia.org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энцикло- педии).
2) www.faostat3.fao.org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО).
3) www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США).
4) www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).
5) www.simvolika.rsl.ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»).
17
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контрольная оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
проведении:
В результате освоения дисциплины Требования к устному отве- устный опрос;
обучающийся должен продемонстри- ту:
- фронтальный опрос;
ровать предметные результаты осво- При устном ответе ученик
- оценка контрольных радолжен: целостно излагать
ения учебного предмета География:
бот;
- владение умениями проведения материала; показать свои ум- - устный опрос;
ственные и словесные спонаблюдений за отдельными географи- фронтальный опрос;
собности, используя не форческими объектами, процессами и явле- оценка контрольных рамалистические, а реальные
бот;
ниями, их изменениями в результате
обществоведческие понятия;
природных и антропогенных воздействий;
•
- владение умениями использовать
карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания
о природных социально-экономических•
и экологических
процессах и явлениях;
- владение умениями географического анализа и интерпретации разно-•
образной информации;
владение умениями применять
географические знания для объяснения
и оценки разнообразных явлений и
процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности
окружающей среды, адаптации к
изменению ее условий;
- владение представлениями о современной географической науке, ее
участии в решении важнейших проблем
человечества;
- владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социальноэкономических и экологических процессов и проблем;
сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов,
протекающих в географическом про-
продемонстрировать степень
понимания специфических
особенностей обществоведческих знаний;
локально мыслить, глубоко
понимать комплексную
причинную связь;
правильно приводить примеры для доказательства положения не только из учебника, но самостоятельно.
Отметки ставятся за обстоятельные ответы, показывающие степень познания ученика. Нельзя ставить отметку
ученику за односложные ответы, но можно учесть при
выставлении отметки за весь
урок.
Критерии оценивания письменного ответа:
При оценке письменного
ответа необходимо выделить
следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции,
18
странстве
- сформированность представлений и
знаний об основных проблемах
взаимодействия природы и общества, о
природных и социально-экономических
аспектах экологических проблем
отношения) при раскрытии
проблемы.
2. Раскрытие проблемы на
теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или
без использования обществоведческих понятий в
контексте ответа.
наблюдение за ходом выполнения индивидуальных
работ
-оценка выполнения
домашних самостоятельных
работ;
Итоговый
контроль:
дифференцированный зачёт
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты
общественной жизни или
собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если
представлена собственная
точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии
проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом
уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в
контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с
опорой на факты.
Оценка «4» ставится, если
представлена собственная
точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии
проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих
терминов и понятий в контексте ответа (теоретические
связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с
опорой на факты.
Оценка «3» ставится, если
представлена собственная
точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии
19
проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с
опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если
представлена собственная
позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без
аргументации.
20