Приложение 1.1. Рабочие программы учебных дисциплин
Приложение 1.13
к ОПОП специальности
19.02.11 Технология продуктов питания из растительного сырья
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОУД.13 Основы безопасности жизнедеятельности»
Разработчик программы: Даниелов Г.Г., преподаватель общеобразовательных дисциплин
ГБПОУ КК ВЗСТ
п. Венцы
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» ………………………3
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ………………….15
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины………….32
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины..36
2
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Основы безопасности жизнедеятельности»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Общеобразовательная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности»
является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы
СПО в соответствии с ФГОС для специальности 19.02.11 Технология продуктов питания из
растительного сырья.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Цель дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»: сформировать у
обучающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии
с современными потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
- способность применять принципы и правила безопасного поведения здорового
образа жизни на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни,
причин и механизмов возникновения и развития различных опасных и чрезвычайных
ситуаций, готовности к применению необходимых средств и действиям при
возникновении чрезвычайных ситуаций;
- сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание
значимости личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и
устойчивого развития личности, общества и государства;
- знание и понимание роли личности, общества и государства в решении задач
обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК.
3
Код и наименование
формируемых компетенций
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам
ОК 02 Использовать
современные средства поиска,
анализа и интерпретации
информации, и
информационные технологии
для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные (предметные)1
распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять её
составные части; определять этапы решения задачи;
выявлять и эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составлять план действия; определять необходимые
ресурсы;
владеть
актуальными
методами
работы
в
профессиональной и смежных сферах; реализовывать
составленный
план;
оценивать
результат
и
последствия своих действий (самостоятельно или с
помощью наставника)
определять задачи для поиска информации;
определять необходимые источники информации;
планировать процесс поиска; структурировать
получаемую информацию; выделять наиболее
значимое в перечне информации; оценивать
практическую значимость результатов поиска;
оформлять результаты поиска, применять средства
информационных
технологий
для
решения
профессиональных задач; использовать современное
программное обеспечение; использовать различные
цифровые средства для решения профессиональных
задач.
актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить;
основные источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в профессиональном
и/или социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной
и смежных областях; методы работы в
профессиональной и смежных сферах; структуру
плана для решения задач; порядок оценки
результатов решения задач профессиональной
деятельности.
4
номенклатура
информационных
источников,
применяемых в профессиональной деятельности;
приемы структурирования информации; формат
оформления результатов поиска информации,
современные
средства
и
устройства
информатизации; порядок их применения и
программное обеспечение в профессиональной
деятельности в том числе с использованием
цифровых средств.
ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать
в коллективе и команде
ОК 05. Осуществлять устную
и письменную коммуникацию
на государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста
ОК 06. Проявлять
гражданскую патриотическую
позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих ценностей,
в том числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений,
применять стандарты
определять
актуальность
нормативно-правовой - содержание актуальной нормативно-правовой
документации в профессиональной деятельности; документации;
современная
научная
и
применять современную научную профессиональную профессиональная
терминология;
возможные
терминологию; определять и выстраивать траектории траектории
профессионального
развития
и
профессионального развития и самообразования; самообразования; основы предпринимательской
выявлять достоинства и недостатки коммерческой деятельности; основы финансовой грамотности;
идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в правила разработки бизнес-планов; порядок
профессиональной деятельности; оформлять бизнес- выстраивания презентации; кредитные банковские
план; рассчитывать размеры выплат по процентным продукты
ставкам кредитования; определять инвестиционную
привлекательность коммерческих идей в рамках
профессиональной
деятельности;
презентовать
бизнес-идею; определять источники финансирования
организовывать работу коллектива и команды;
психологические
основы
деятельности
взаимодействовать с коллегами, руководством,
коллектива, психологические особенности
клиентами в ходе профессиональной деятельности
личности; основы проектной деятельности
грамотно излагать свои мысли и оформлять
документы по профессиональной тематике на
государственном языке, проявлять толерантность в
рабочем коллективе
особенности социального и культурного контекста;
правила оформления документов и построения
устных сообщений
описывать
значимость
своей
специальности; сущность гражданско-патриотической позиции,
применять стандарты антикоррупционного поведения общечеловеческих
ценностей;
значимость
профессиональной деятельности по специальности;
стандарты антикоррупционного поведения и
последствия его нарушения
5
антикоррупционного
поведения
ОК07.Содействоват сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять
знания об изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать
в
чрезвычайных ситуациях
ОК08. Использовать средства
физической
культуры
для
сохранения
и
укрепления
здоровья
в
процессе
профессиональной деятельности
и поддержания необходимого
уровня физической
подготовленности
ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и иностранном
языках.
соблюдать нормы экологической безопасности;
определять направления ресурсосбережения в рамках
профессиональной деятельности по специальности
осуществлять работу с соблюдением принципов
бережливого
производства;
организовывать
профессиональную деятельность с учетом знаний об
изменении климатических условий региона.
правила экологической безопасности при ведении
профессиональной
деятельности;
основные
ресурсы, задействованные в профессиональной
деятельности;
пути
обеспечения
ресурсосбережения;
принципы
бережливого
производства; основные направления изменения
климатических условий региона.
использовать
физкультурно-оздоровительную
деятельность для укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных целей; применять
рациональные приемы двигательных функций в
профессиональной
деятельности;
пользоваться
средствами
профилактики
перенапряжения,
характерными для данной специальности
-роль физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии человека;
-основы здорового образа жизни;
-условия профессиональной деятельности и зоны
риска физического здоровья для специальности;
-средства профилактики перенапряжения
-понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы (профессиональные
и бытовые),
-понимать тексты на базовые профессиональные темы;
участвовать в диалогах на знакомые общие и
профессиональные темы;
-строить простые высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности;
-кратко обосновывать и объяснять свои действия
(текущие и планируемые);
-писать простые связные сообщения на знакомые или
интересующие профессиональные темы
-правила
6
построения простых
и сложных
предложений на профессиональные темы;
-основные общеупотребительные глаголы (бытовая
и профессиональная лексика);
-лексический минимум, относящийся к описанию
предметов, средств и процессов профессиональной
деятельности;
-особенности произношения;
-правила
чтения
текстов
профессиональной
направленности
Метапредметные результаты (освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к
самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации
учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности):
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
1.Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и
обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять
закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; вносить коррективы в
деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий
деятельности;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем;
способность' и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и
критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям,
оценивать приобретенный опыт; разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа
имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи,
предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие
альтернативные решения;
в) работа с информацией:
7
владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности
личности.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными
способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать
конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения е использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей
каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия
по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников^
обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
3.Овладение универсальными регулятивными действиями: а)
самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать
осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт;
8
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в)
эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания,
включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления
развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за
свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и
аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать
мир с позиции другого человека.
По учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый
уровень) требования к предметным результатам освоения базового курса по основам
безопасности жизнедеятельности отражают:
1) сформированность представлений о ценности безопасного поведения для личности,
общества, государства; знание правил безопасного поведения и способов их применения в
собственном поведении;
2) сформированность представлений о возможных источниках опасности в различных
ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в природной среде, в социуме, в цифровой
среде); владение основными способами предупреждения опасных и экстремальных ситуаций;
знать порядок действий в экстремальных: и чрезвычайных: ситуациях;
3) сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного
движения всеми участниками движения, правил безопасности на транспорте. Знание правил
безопасного поведения на транспорте, умение применять их на практике, знание о порядке
действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях на транспорте;
4) знания о способах безопасного поведения в природной среде; умение применять их на
практике; знать порядок действий при чрезвычайных ситуациях природного характера;
сформированность представлений об экологической безопасности, ценности бережного
отношения к природе, разумного природопользования;
5) владение основами медицинских знаний: владение приемами оказания первой
помощи при неотложных состояниях; знание мер профилактики инфекционных и
9
неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья; сформированность
представлений о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического
здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знания о необходимых действиях при
чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера;
6) знание основ безопасного, конструктивного общения, умение различать опасные
явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального характера; умение
предупреждать опасные явления и противодействовать им;
7) сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном
взаимодействии; знания о способах безопасного поведения в цифровой среде; умение применять
их на практике; умение распознавать опасности в цифровой среде (в том числе криминального
характера, опасности вовлечения в деструктивную деятельность) и противодействовать им;
8) знание основ пожарной безопасности; умение применять их на практике для
предупреждения пожаров; знать порядок действий при угрозе пожара и пожаре в быту,
общественных местах, на транспорте, в природной среде; знать права и обязанности граждан в
области пожарной безопасности;
9) сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на жизнь
личности, общества, государства экстремизма, терроризма; знать роль государства в
противодействии терроризму; уметь различать приемы вовлечения в экстремистскую и
террористическую деятельность и противодействовать им; знать порядок действий при
объявлении разного уровня террористической опасности;
знать порядок действий при угрозе совершения террористического акта; совершении
террористического акта; проведении контртеррористической операции;
10) сформированность представлений о роли России в современном мире; угрозах
военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении мира; знание
основ обороны государства и воинской службы; прав и обязанностей гражданина в области
гражданской обороны; знать действия при сигналах гражданской обороны;
11) знание основ государственной политики в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций различного характера; знание задач и основных принципов
организации Единой системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций, прав и обязанностей гражданина в этой области;
12) знание основ государственной системы, российского законодательства,
направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз; сформированность
представлений о роли государства, общества и личности в обеспечении безопасности.
10
Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы)
Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
ЛР 1
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности,
порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций.
ЛР 2
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав
и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от
групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально
опасное поведение окружающих
ЛР 3
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в
различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
ЛР 7
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных,
конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций
и ценностей многонационального российского государства.
ЛР 8
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий
либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.
ЛР 9
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.
ЛР10
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие
насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового
содержания.
ЛР 12
11
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности
ЛР 13
Способность к самообразованию и профессиональному развитию по выбранной специальности
ЛР 21
Демонстрирующий готовность поддерживать партнерские отношения с коллегами, работать в команде.
ЛР 23
Готовый к эффективной деятельности в рамках выбранной профессии, обладающий наличием трудовых навыков
ЛР 25
12
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы дисциплины
68
в т.ч. ф форме практической подготовки
12
1. Основное содержание
68
в т. ч.:
теоретическое обучение
56
практические занятия
12
2. Профессионально ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)
12
практические занятия
12
индивидуальный проект
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
да
2
13
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов и
тем
1
Основное содержание
Раздел 1. Мир опасностей
современной молодежи
Тема 1.1 В чем особенности
картины
опасностей
современной молодежи
Тема 1.2 Как
опасности развития
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль
2
Объем
часов
Формируемые
компетенции
3
4
12
Содержание учебного материала
2
Комбинированное занятие
Понятие: опасность — это способность явлений, процессов, объектов в
системе «человек – среда обитания» в определенных условиях причинять
вред людям, природной среде и материальным ресурсам;
опасность как система – «объект защиты - источник опасности негативное воздействие,
опасность как процесс 1) накопления отклонений от нормального
состояния или процесса; 2) инициирование негативной
способности/чрезвычайного события; 3) актуализация негативных
факторов; 4) локализация/прекращение действия негативных факторов;
предметное действие: моделирование поля опасностей на примере
современной молодежи;
правило действия : чтобы выявить и описать опасности нужно определить
условия, при которых элемент системы человек – среда обитания
становится причиной нанесения вреда человеку алгоритм выявления и
классификации опасностей (по происхождению, по кругам опасностей)
выявить Содержание учебного материала
Практическое занятие
14
ОК 01; ОК 02, ОК
04; ОК 07; ОК 08
ОК 02; ОК 04;
ОК 07
2
2
ОК 02; ОК 04; ОК
07
Тема 1.3. Как выявить и
описать
опасности
на
дорогах
Тема 1.4. Как выявить и
описать
опасности
в
ситуации
пожара
в
общественном месте
Понятие: опасности развития - это способность явлений, процессов,
объектов в системе «человек/общество – Жизнь» в определенных условиях
препятствовать/нарушать закон сохранения Жизни
Предметное действие: целе-и ценностное полагание в ситуации
конфликта в развитии между требованием сохранения Жизни и
дефицитами в развитии
Правило действия: чтобы выявить, что является опасным
фактором/препятствием на пути к прогрессу общества/самореализации
человека (мечте/цели), необходимо соотнести требование закона
сохранения Жизни как общественного и человеческого смысла/ нормы
развития с внутренними и внешними условиями его нарушения
Алгоритм целе-и ценностного полагания в ситуации конфликта в развитии
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: опасности на дорогах – это способность явлений, процессов,
объектов в системе «человек-участник дорожного движения – среда
дорожного движения» в определенных условиях причинять вред людям,
среде и материальным ресурсам;
Предметное действие: выявлять и описывать опасности для разных
участников дорожного движения (пешеход, электросамокатчик/райдер,
мотоциклист);
Правило действия: чтобы выявить и описать опасности на дорогах нужно
определить условия, при которых элемент системы «человек-участник
дорожного движения – среда дорожного движения» становится причиной
нанесения вреда человеку;
Алгоритм выявления и описания опасностей на дорогах
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: опасность пожара в общественном месте – это способность
явлений, процессов горения, горючих материалов и объектов причинять
вред людям и материальным ресурсам;
15
2
2
ОК 02; ОК 04; ОК
07
2
2
2
ОК 04; ОК 07
Тема 1.5 Как выявить и
описать
опасности
в
ситуации
захвата
заложников
в
общественном месте (ЧС)
Тема 1.6
студентов
По
выбору
Предметное действие: выявлять и описывать опасности в ситуации
пожара в общественном месте
Правило действия: чтобы выявить и описать опасности пожара нужно
определить условия пожара, при которых элемент системы «человек –
общественное место» становится причиной нанесения вреда человеку
Алгоритм выявления и описание опасностей в ситуации пожара в
общественном месте (на примере торгового центра, кинотеатра, клуба)
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: опасности ситуации захвата заложников в общественном месте
предметное действие: выявить и описать опасности в ситуации захвата
заложников в общественном месте
правило действия: чтобы выявить и описать опасности нужно определить
условия, при которых заложнику может быть нанесен вред
алгоритм выявления и описания опасностей в ситуации захвата
заложников террористами, стрельбе в общественных местах (колледже,
публичном мероприятии)
Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие: опасности
Предметное действие: выявлять и описывать опасности в окружающей
среде для предупреждения и защиты от них, в том числе в чрезвычайных
ситуациях;
Правило действия:
Алгоритм
Раздел 2 Методы оценки
риска
Тема 2.1 Как измерять
опасности
2
2
2
2
Комбинированное занятие
16
ОК 1; ОК 02;
ОК 04; ОК 07;
2
12
Содержание учебного материала
ОК 04; ОК 07;
ОК 02; ОК 04;
ОК 07; ОК 08
ОК 02; ОК 04; ОК
07;
Тема 2.2. Как оценить риски
на дорогах
Тема 2.3 Как оценить риски
в ситуации пожара в
общественном месте (ЧС)
Понятие: риск – это количественная мера опасности, сочетание 1)
вероятности (или частоты) нанесения ущерба и 2) тяжести этого ущерба
для объекта защиты;
- приемлемый риск - уровень опасности, который на данном этапе
социально-экономического и научно-технического развития общество
считает допустимым
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска и
масштаба последствий воздействия вредных и опасных факторов среды
для разработки/выбора мер по профилактике и защите
Правило действия: чтобы оценить риск, нужно рассчитать вероятность
наступления негативного события и определить тяжесть его последствий
Алгоритм расчета риска по формуле
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: риски на дорогах - количественная мера опасности для
участника дорожного движения, сочетающая риск 1) вероятности (или
частоты) негативного события/ДТП и 2) тяжести его ущерба жизни и
здоровью;
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска (по
формуле) и масштаба последствий воздействия опасных факторов
дорожного движения в отношении различных его участников для
разработки/выбора мер по профилактике и защите
Правило действия: чтобы оценить риск негативного события/ДТП для
участника дорожного движения, нужно рассчитать вероятность
наступления негативного события и определить тяжесть его последствий
для участника дорожного движения
Алгоритм оценки риска для разных участников дорожного движения
(пешеход, электросамокатчик/райдер, мотоциклист)
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: риски в ситуации пожара в общественном месте количественная мера опасности для посетителя, сочетающая риск 1)
17
2
2
ОК 04; ОК 07;
2
2
2
ОК 02; ОК 04;
ОК 07;
Тема 2.4. Как оценить риск
реализации
ситуации
захвата
заложников/стрельбы
в
общественном месте (ЧС)
Тема 2.5 Как оценить риски
для
здоровья
в
подростковом возрасте
вероятности (или частоты) пожара и 2) тяжести его ущерба жизни и
здоровью от опасных факторов пожара (ожоги, отравление угарным газом,
гибель)
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска
пожара в общественном месте (по формуле) и масштаба последствий
воздействия опасных факторов пожара на посетителей для
разработки/выбора мер по профилактике и защите
Правило действия: чтобы оценить риск негативного события - пожара в
общественном месте, нужно рассчитать вероятность его наступления (по
формуле) и определить тяжесть его последствий для посетителей
Алгоритм оценки рисков опасных факторов пожара в общественном месте
(торговом центре, клубе, интернате для престарелых)
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: риск захвата заложников в общественном месте количественная мера опасности для посетителя, сочетающая риск 1)
вероятности (или частоты) захвата заложников/стрельбы и 2) тяжести его
ущерба жизни и здоровью (травмы, в т.ч. психологическая, ранения,
гибель)
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска (по
формуле) и масштаба/тяжести последствий воздействия опасных факторов
захвата
заложников/стрельбы
в
общественном
месте
для
разработки/выбора мер по профилактике и защите посетителей
Правило действия: чтобы оценить риск захвата заложников/стрельбы в
общественном месте, нужно рассчитать вероятность наступления
негативного события и определить тяжесть его последствий для
посетителей
алгоритм оценки рисков в ситуации захвата заложников/стрельбы в
общественном месте
Содержание учебного материала
Практическое занятие
18
2
ОК 02; ОК 04;
ОК 07;
2
2
ОК 02; ОК 04;
ОК 07;ОК 08
Тема 2.6 Как оценить риск
реализации
ситуации,
актуальной
для
обучающихся
Раздел
3.
Защита
населения и территорий
от
чрезвычайных
ситуаций
Тема 3.1 Понятие о защите
от опасности
Понятие: риски для здоровья – количественная мера опасности
заболеваний (в т.ч. смертельно опасных, инфекционных, нервнопсихологических) и смерти от других факторов, сочетающая риск 1)
вероятности (или частоты) негативного события и 2) тяжести его ущерба
жизни и здоровью (заболевания, травмы, гибель)
Предметное действие: определение вероятности осуществления опасных
и вредных факторов риска для жизни и здоровья подростков (по формуле)
и тяжести последствий их воздействия для разработки/выбора мер по
профилактике и защите
Правило действия: чтобы оценить риск опасных и вредных факторов для
жизни и здоровья в подростковом возрасте, нужно рассчитать вероятность
наступления негативного события и определить тяжесть его последствий
Алгоритм оценки рисков для жизни и здоровья подростков
Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие: риск в…
Предметное действие: определение вероятности осуществления риска и
масштаба последствий воздействия вредных и опасных факторов среды
для разработки/выбора мер по профилактике и защите
Правило действия:
Алгоритм
Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие: Защита от опасностей – это способы и методы снижения
уровня и продолжительности действия опасностей на человека (природу).
Правило: чтобы защитить объект от опасностей, необходимо снизить
негативное влияние источников опасности (сокращением значения риска
19
2
2
ОК 02; ОК 04;
ОК 07
2
12
ОК 02; ОК 03;
ОК 04;ОК 07;ОК 08
2
ОК 02; ОК 04; ОК07
2
Тема 3.2 Как снизить риски
для
здоровья.
Профилактика
заболеваний.
Здоровый
образ жизни
Тема 3.3 Как защититься от
опасностей на дорогах
и размеров опасных зон), его выведением из опасной зоны; применением
экобиозащитной техники и средств индивидуальной защиты
Предметное действие: выбор мер (способы, методы, средства, модели
поведения) для защиты от опасностей окружающей среды, в том числе в
чрезвычайной ситуации
Правило действия: чтобы выбрать меры для защиты объекта от опасностей
окружающей среды, в том числе в чрезвычайной ситуации, необходимо
подобрать
согласно
нормативным
требованиям
оптимальные/
доступность+функциональность/ средства индивидуальной защиты,
модели безопасного поведения, обозначить пути выхода из опасной зоны,
сформулировать правила поведения/техники безопасности
Алгоритм выбора способа защиты на основе нормативных документов
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: защита жизни и здоровья - способы и методы снижения уровня
действия вредных и опасных факторов для физического и психического
здоровья
Предметное действие: выбор мер (способов, методов, средств, образа
жизни) для защиты жизни и здоровья от опасностей окружающей среды
Правило действия: чтобы выбрать меры снижения уровня действия
вредных и опасных факторов для здоровья от опасностей окружающей,
необходимо подобрать согласно гигиеническим нормам/требованиям
оптимальные средства профилактики заболевания, модели безопасного
поведения, в т.ч. в пандемию
Алгоритм выбора способа профилактики типичных/смертельно опасных
для подростков заболеваний (инфекционных, психологических)
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: защита жизни и здоровья участников дорожного движения способы и методы снижения уровня действия опасных факторов
дорожного движения
20
2
ОК 3; ОК 04; ОК 08
2
2
2
ОК 04; ОК 07
Тема 3.4. Как безопасно
вести себя в ситуации
пожара в общественном
месте
Тема 3.5 Как безопасно
вести себя в ситуации
захвата
заложников
в
общественном месте (ЧС)
Предметное действие: выбор мер (средств индивидуальной защиты,
правил, моделей поведения) для защиты жизни и здоровья участников
дорожного движения
Правило действия: чтобы выбрать меры защиты жизни и здоровья
участников дорожного движения, необходимо подобрать средства
индивидуальной защиты, правила и модели поведения на основе ПДД и
иных нормативных документов
Алгоритм выбора мер защиты жизни и здоровья участников дорожного
движения (на выбор)
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: защита жизни и здоровья в условиях пожара - способы и методы
снижения уровня действия опасных факторов пожара за счет выведения
объекта защиты из опасной зоны, применения средств пожаротушения и
индивидуальной защиты
Предметное действие: выбор мер (средств пожаротушения,
индивидуальной защиты, правил, моделей поведения) для защиты жизни и
здоровья в условиях пожара в общественном месте
Правило действия: чтобы выбрать меры защиты жизни и здоровья в
условиях пожара, необходимо подобрать доступные средства
пожаротушения индивидуальной защиты и модель поведения адекватно
ситуации пожара
Алгоритм выбора мер защиты жизни и здоровья при пожаре (в своем
жилище, в колледже, в торговом центре, на рабочем месте) в разных
условиях (задымления, активного огня, затруднений эвакуации)
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие: защита жизни и здоровья в ситуации захвата заложников в
общественном месте - способы и методы снижения уровня действия
опасных факторов теракта за счет выведения объекта защиты из опасной
зоны, применения моделей безопасного поведения, включая способы
психологической защиты
21
2
ОК 04; ОК 07
2
2
2
ОК 04; ОК 07
Предметное действие: выбор мер (средств индивидуальной защиты,
правил, моделей поведения) для защиты жизни и здоровья в ситуации
захвата заложников/стрельбы в общественном месте
Правило действия: чтобы выбрать меры защиты жизни и здоровья в
ситуации захвата заложников в общественном месте, необходимо
подобрать способы и методы снижения уровня действия опасных факторов
теракта/стрельбы за счет выведения объекта защиты из опасной зоны,
применения моделей безопасного поведения
Алгоритм
Раздел 4 Основы военной
службы
Тема 4.1. История создания
Вооруженных Сил России
Тема 4.2 Основные понятия
о воинской обязанности
Тема 4.3 Основные понятия
о
психологической
совместимости
членов
воинского
коллектива
(экипажа, боевого расчета).
Тренинг бесконфликтного
общения и саморегуляции
12
Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие о Вооруженных Сил России, обеспечении безопасности нашей
страны. Предназначение Вооруженных Сил РФ. Реформирование Армии и
Флота.
2
2
2
Содержание учебного материала
Комбинированное занятие
Понятие о воинском учете, обязательной подготовке к военной службе,
призыве на военную службу, прохождении военной службы по призыву,
пребывании в запасе, призыве на военные сборы и прохождение военных
сборов в период пребывания в запасе, а также воинская обязанность в
период военного времени, военного положения и в период мобилизации.
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие о психологических основах взаимодействия военнослужащих в
коллективе, совместной жизнедеятельности военнослужащих. Понятие
конфликта и его влияние на уровень боеспособности и боеготовности
отделения, экипажа, расчета. Понятие о способах бесконфликтного
общения в условиях военной службы.
22
ОК 01; ОК 02;
ОК03; ОК 04; ОК
06; ОК 08
ОК 06; ОК 08
ОК 03; ОК 06;
ОК 08
2
2
2
ОК 04; ОК 06;
ОК 08
Тема
4.4
Как
стать
офицером РА. Основные
виды
военных
образовательных
учреждений
профессионального
образования
Содержание учебного материала
Тема
4.5
подготовка
Содержание учебного материала
2
Практическое занятие
Понятия об одиночной строевой подготовке и слаживания
подразделений. Правила и алгоритмы предметных действий: Строевой
стойки. Выполнение команд «Становись, Равняйсь, Смирно, Вольно,
Заправиться". Повороты на месте. Перестроение из одношереножного
строя в двухшереножный строй и обратно. Движение строевым шагом.
Повороты в движении. Прохождение в составе подразделения
торжественным маршем и в составе подразделения с песней. Приветствие
в движении.
Содержание учебного материала
2
Строевая
Тема
4.6
Огневая
подготовка.
Порядок
неполной
сборки
и
разборки ММГ АК-74
2
Комбинированное занятие
Понятие об офицерском составе, порядке поступления и обучения в
военных образовательных учреждениях, требованиях, предъявляемых к
подготовке офицеров. Кодексе чести Российского офицера, требованиях
общества, предъявляемых к офицеру.
Практическое занятие
Понятие о назначении и боевых свойствах оружия, его устройстве, мерах
безопасности при обращении с оружием и патронами, о неполной и
полной разборке автомата, назначении частей, узлов и механизмов
автомата.
Правило и алгоритмы предметных действий: неполной разборки, сборки
автомата
Правила и приемы стрельбы, способов поиска целей и управления огнем,
действиях по командам руководителя стрельб
Раздел
5
Основы
медицинских знаний
2
2
2
23
ОК 04; ОК 06;
ОК 08
ОК 04; ОК 06;
ОК 08
2
12
Содержание учебного материала
ОК 1; ОК 2;
ОК 06; ОК 08
ОК 02; ОК 04; ОК
07; ОК 08
ОК 02; ОК 04; ОК 7
Тема 5.1. Помощь при
состояниях
вызванных
нарушением сознания
Тема 5.2. Первая помощь
при
неотложных
состояниях:
закон
и
порядок
оказания.
Алгоритм
помощи
пострадавшим при ДТП и
ЧС
Тема
5.3.
Алгоритм
помощи при кровотечениях
и ранениях
Тема 5.4. Оказание помощи
подручными средствами в
природных условиях
Комбинированное занятие
Понятие об эпилепсии, инсульте, обмороке, инфаркте, диабете,
токсикологическом опьянении.
Правила и алгоритмы поведения и оказания первой помощи при этих
состояниях
Содержание учебного материала
2
Практическое занятие
Понятие о неотложных состояниях в УК РФ Статья 124, Статья 125,
Правила проведения диагностики и помощи в неотложных состояниях
Алгоритм Оказание первой помощи при остановке сердца, искусственная
вентиляция легких
Понятие об ДТП и ЧС на транспорте.
Правила помощи при травмах рук, ног, головы, при переломах, вывихах,
ушибах и т.д.
Алгоритмы оказание первой помощи при травмах, ранениях, переломах.
Отработка моделей поведения при ЧС на транспорте
Содержание учебного материала
2
2
2
ОК 02; ОК 04;
ОК 07
ОК 04; ОК 07
Практическое занятие
Понятие о видах кровотечений, средствах обеззараживания и
дезинфекции.
Правило остановки кровотечений способом наложение жгута и закрутки.
Алгоритмы оказания первой помощи при кровотечениях
Содержание учебного материала
Практическое занятие
Понятие об экстремальных ситуациях в природных условиях.
Способы и особенности фиксации конечностей.
Способы транспортировки пострадавших.
Способы согревания на открытой местности,
Вынужденное автономное существование.
Правило добычи: воды, пищи, огня. Временное жилище.
24
2
2
2
ОК 04; ОК 07
Тема 5.5. Помощь при
воздействии температур на
организм
человека.
Способы самоспасения.
Содержание учебного материала
2
Комбинированное занятие
Понятие об ожогах и их видах (термические, химические, кислотные,
щелочные).
Правило алгоритм помощи при ожогах различных видов.
Способы самоспасения. Первая помощь пострадавшем на производстве.
Алгоритм поведения при ЧС.
*Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Прикладной модуль:
Содержание
Раздел 1.
Тема. Как выявить и
описать
опасности
на Практическое занятие
рабочем месте
Экскурсия, фронтальное. Классификация опасностей: по видам
профессиональной деятельности, по причинам возникновения на рабочем
месте, по опасным событиям вследствие воздействия опасностей.
Источники опасностей и вредностей, факторы риска, условия
возникновения и развития нежелательных событий. Порядок проведения
идентификации опасностей на рабочем месте
Единая государственная система защиты населения и территорий в
чрезвычайных ситуациях
Идентификация рисков в лаборатории (рабочем месте) ветеринара
Перечень примерных тем проектов/исследований:
«Анализ связи вредных факторов на конкретном рабочем месте и
заболеваний строителей»
«Анализ источников опасностей на разных технологических этапах
строительно-монтажных работ»
«Анализ картины опасностей современной молодежи»
«Создание презентации/видеоролика об историях травматизма/развития
профессиональных заболеваний строителей»
Прикладной модуль:
Раздел 2.
Содержание
25
ОК 04; ОК 07;
ОК 08
2
2
ОК 1; ОК 02; ОК
04; ОК 07;
ПК 1.1; ПК 1.2
2
ОК 1; ОК 02;
ОК 04; ОК 07;
Тема. Оценка рисков на
рабочем месте
Прикладной модуль:
Раздел 3.
Тема.
Определение
методов
защиты
от
опасностей на рабочем
месте
Прикладной модуль:
ПК1.2; ПК 1.3;
ПК 2.2
Практическое занятие
Возможные последствия опасностей по степени тяжести: гибель, травма,
профессиональное заболевание. Статистические данные по несчастным
случаям на производстве. Определение вероятности наступления
опасностей.
Возможные последствия опасностей по степени тяжести: травма,
отравление, заражение инфекционным заболеванием
Сравнительный анализ рисков в работе ветеринарного специалиста
Перечень примерных тем проектов/исследований
«Оценить риск профессиональных заболеваний»
Содержание
2
ОК 1; ОК 02;
ОК 04;ОК 07;
ПК 2.1; ПК 2.2
Практическое занятие
Основные причины травматизма и профессиональных заболеваний:
технические,
организационные,
санитарно-гигиенические,
психофизиологические. Методы уменьшения опасностей на рабочем
месте, выбор средств индивидуальной и коллективной защиты. Типовые
отраслевые нормы выдачи средств индивидуальной защиты
Практическое
занятие.
Основные
причины
травматизма
и
профессиональных заболеваний ветеринаров
Практическое занятие. Методы уменьшения опасностей на рабочем месте,
выбор средств индивидуальной и коллективной защиты
Перечень примерных тем проектов/исследований:
«Обзорная статья об индивидуальных средствах защиты» (средства по
выбору)
«Сравнительный анализ безопасности в России и странах Европы (на
выбор)»
«Создание видеоролика с обзором ассортимента индивидуальных средств
защиты на стройплощадке на интернет-сайтах»
Содержание
2
ОК 02; ОК 04;
26
Раздел 4.
Тема.
Знакомство
с
повседневным
бытом
военнослужащих
Прикладной модуль:
Раздел 5.
Тема. Методы оказания
первой помощи гражданам
при ЧС и автомобильных
катастрофах
ОК 06;
ПК 2.2; ПК 2.3
Практическое занятие
Тематическая экскурсия с показом учебных классов, казармы,
специальной военной техники, посещение музея части.
Ветеринарная служба в Вооруженных силах РФ
Тематическая экскурсия с показом учебных классов, казармы
Примерные темы проектов/исследований
Составление статьи-отчета об экскурсии в ВЧ (по плану);
Статья-отчёт об экскурсии в музей воинской славы (по плану);
«Разработка моего распорядка дня на военных сборах в ВЧ»;
«Сравнительный анализ должностных инструкций/компетенций для
специалиста гражданского-строительства и военного строительства»
Содержание
Практическое занятие
Тематическая экскурсия в Центр медицины и катастроф. С применением
практических навыков по отработке неотложных состояний на тренажере
для реанимационных действий. Выявление причин травмирования на
производстве, в транспорте и в общественных местах. Самостоятельный
выбор методов и средств помощи пострадавшим в ДТП, на производстве.
Проанализировать инструкции по технике безопасности на рабочем месте
с целью выявления видов травмирования и заболеваний.
Перечень средств для оказания первой помощи при травмировании в ходе
проведения ветеринарных работ
Тематическая экскурсия в отряд спасателей
Примерные темы проектов/исследований:
1. Проанализировать инструкции по технике безопасности на
производстве с целью выявления видов травмирования.
2. Проанализировать законы и иные нормативные правовые акты,
содержащие государственные нормативные требования по охране труда,
распространяющиеся на вид деятельности для специальности
27
2
ОК 02; ОК 04;
ОК 06; ОК 07;
ПК 2.1,ПК 2.3
3. Составить разработать перечень средств для оказания первой помощи
при травмировании в ходе работ
4. Разработать обучающую презентацию по правилам безопасного
поведения при пожарах
5. Разработать алгоритмы оказания помощи при неотложном состоянии
(потере сознания, инсульте)
Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачёт)
Всего:
28
1
68
2.3. Темы индивидуальных проектов
1. Взаимодействие человека и среды обитания.
2. Здоровый образ жизни — основа укрепления и сохранения личного здоровья.
3. Тайм-менеджмент студенческого труда, отдыха и эффективной самостоятельной
работы.
4. Роль физической культуры в сохранении здоровья.
5. Алкоголь и его влияние на здоровье человека.
6. Табакокурение и его влияние на здоровье.
7. Наркотики и их пагубное воздействие на организм.
8. Зависимость от компьютерных игр и их влияние на организм человека.
9. Чрезвычайные ситуации техногенного характера их последствия и влияние на жизнь
10. Инженерная защита в системе обеспечения безопасности населения.
11. Военная служба как особый вид федеральной государственной службы.
12. Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
13. Патриотизм и верность воинскому долгу.
14. Города-герои Российской Федерации.
15. Первая доврачебная помощь при острой сердечной недостаточности.
16. Оказание первой доврачебной помощи при бытовых травмах.
17. Духовность и здоровье семьи.
18. Политика государства по поддержке семьи.
19. Действия при возникновении пожаров в общественных местах
20. Вред энергетических напитков- миф и реальность
21. Характеристика ЧС природного характера, наиболее вероятных для данной местности
и района проживания.
22. Характеристика ЧС техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности
и района проживания.
23. Терроризм как основная социальная опасность современности.
24. Космические опасности: мифы и реальность.
25. Современные средства поражения и их поражающие факторы.
26. Оповещение и информирование населения об опасности.
27. Инженерная защита в системе обеспечения безопасности населения.
28.Правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
29. МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения от
чрезвычайных ситуаций.
30. Основные виды вооружения и военной техники в Российской Федерации.
31. Военная служба как особый вид федеральной государственной службы.
32. Организация и порядок призыва граждан на военную службу в Российской Федерации.
33. Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
34. Символы воинской чести.
29
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения: реализация программы дисциплины требует наличия
учебного кабинета основ безопасности жизнедеятельности.
Эффективность преподавания курса ОБЖ зависит от наличия соответствующего
материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую
очередь его многопрофильностью и практической направленностью.
Кабинет «Основ безопасности жизнедеятельности» оснащен в соответствии с
п.6.1.2.1. основной образовательной программы
№
Наименование оборудования
Техническое
описание
I Специализированная мебель и системы хранения
количество
Основное оборудование
1
Стол ученический
2
Стул ученический
3
Доска классная
4
Кресло учителя
5
Компьютерный стол
Дополнительное оборудование
6
Полка открытая навесная
Не регулируемый
Не регулируемый
Элементная ДА-146
Регулируемый
249
13
24
1
1
1
ВА 68-01,02
2
7
Шкаф закрытый 3-х створчатый
8
Шкаф полузакрытый
II Технические средства обучения
Основное оборудование
10
Двухплатформенный компьютер
препод.Mac Mini 2.0 с
клавиатурой,мышью,мон. Acer
11
Телевизор Hartens HTY-5OUHDO11GHC22 50" 4K UND
12
Фотоприемное устройство ЛСК-М (спец.
камера,комплект кабелей,кейс-футляр)
13
Бактерицидный рециркулятор STU-30
14
Лазерный пистолет Макарова
Дополнительное оборудование
15
Светильник
16
Светильник диодный
III Оборудование рабочих мест
17
Противогазы ГП -5
18
Противогаз ИП-4
19
Общевойсковой защитный комплект ОЗК
20
Тренажер для отработки навыков оказания
сердечно-легочной реанимации «Максим»
21
Респираторы
22
ВА 67
ВА 79
1
1
Рабочее место
преподавателя
1
нет
1
Электронный тир
1
ВА 44
ЛТ-110 ПМ
1
1
ЛБО 1*36
СД 1*4
5
2
нет
нет
нет
нет
25
1
4
1
нет
нет
3
1
30
23
Комплект мед. принадлежностей
24
Ящик Мр-512 с прицелом (винтовка)
25
Макет винтовки МР 532 спорт,береза
26
ММГСО складывающийся .приклад
IV Демонстрационное учебно-наглядное пособие
27
Плакаты
28
Государственная символика
29
Плакат «Погоны ВС РФ»
30
Портреты
31
Плакат «Первичные средства
пожаротушения»
32
Герб РФ
33
Флаг РФ
34
Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы
безопасности жизнедеятельности
33
Резчиков Е.А., Рязанцева А.В., Основы
безопасности жизнедеятельности
34
Конституция РФ
35
Общевоинские уставы ВС РФ
36
ФЗ «О воинской обязанности и военной
службе»
37
Положение о порядке прохождения военной
службы
38
ФЗ «О статусе военнослужащих»
39
ФЗ «О защите населения и территорий от
ЧС»
40
ФЗ «О гражданкой обороне»
нет
нет
нет
нет
1
2
2
3
нет
нет
нет
нет
нет
10
3
1
14
1
нет
нет
учебник
1
1
12
учебник
1
брошюра
книга
брошюра
25
4
1
брошюра
1
брошюра
брошюра
1
1
брошюра
1
3.2. Реализация элементов практической подготовки
Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей) организуется путем проведения практических занятий, практикумов,
лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности,
предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ,
связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия лекционного
типа, которые предусматривают передачу учебной информации обучающимся,
необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей
профессиональной деятельностью.
3.3. Воспитательная составляющая программы
Воспитательная система в техникуме направлена на формирование и развитие
интеллектуальной, культурной, творческой, нравственной личности обучающегося,
будущего специалиста, сочетающего в себе профессиональные знания и умения, высокие
моральные и патриотические качества, обладающего правовой и коммуникативной
культурой, активной гражданской позицией.
Каждое направление имеет перечень развиваемых ОК. Это позволяет
систематизировать и дифференцировать общие компетенции. Благодаря этому Программа
воспитания и социализации охватывает все жизненные состояния, необходимые
обучающимся любой профессии и возраста.
31
3.4. Информационное обеспечение обучения
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с
момента издания.
2. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения.
3.4.1. Основные печатные издания
1. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник
для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии
и специальности СПО. - М. Издательский цент «Академия», 2020. - 368 с.
2.Резчиков Е.А., Рязанцева А.В., Основы безопасности жизнедеятельности 10-11 классы:
учебник для СПО,3-е издание – М «Юрайт» 2023.- 634 с.
3. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник 10-11
класс. - М.: Издательство «Просвещение», 2021. - 253 с.
3.4.2. Основные электронные издания
1. Блинов В.И., Рыкова Е.А., Сергеев И.С. Концепция формирования функциональной
грамотности студентов среднего профессионального образования // Профессиональное
образование и рынок труда. 2019. №4
2. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия,
инструментарий. Учебно-методическое пособие/Д.А. Иванов, Митрофанов К.Г., Соколова
О.В. – М.: АПК и ППРО, 2005.
3. Каминская М.В. Педагогический дизайн в школе компетенций. Идеи, конструкторы и
дидактические материалы нового поколения. М.: Издательство: "Авторское издание", 2013.
– 76 с.
4. Макет ФГОС СПО по профессии/специальности 2022г.
5. Мониторинг учебно-предметных компетенций в начальной школе / под ред. П.Г.
Нежнова, Б.И. Хасана, Б. Д. Эльконина. – М.: Университетская книга, 2007.
6. Попов А.А. Открытое образование: философия и технологии. Изд.2-е. – М.: Книжный
дом «ЛИБРОКОМ», 2013.
7. Приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 № 2 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2018 № 49797)
8. Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 № 755 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
по профессии 250109.01 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства»
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 № 29472)
9. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация.
Пер. с англ. – М.: КОГИТО – ЦЕНТР, 2002.
10. Шелер М.Ф. Формы знания и образование // Человек. 1992. №4. С. 85 -96, №5, С. 63 -75.
3.4.3 Дополнительные источники
11. ФГОС СОО от 17.05.2012г. № 413 (в последней редакции)
12.www.mchs.gov.ru (сайт МЧС РФ).
13.www.mvd.ru (сайт МВД РФ).
32
14.www.mil.ru (сайт Минобороны).
15.www.iprbookshop.ru
16.www.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии).
17.www.booksgid.com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
18..www.globalteka.ru/index.html (Глобалтека. Глобальная библиотека научных
ресурсов).
19.www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
20.www.iprbookshop.ru (Электронно-библиотечная система IPRbooks).
21.www.school.edu.ru/default.asp (Российский образовательный портал.
Доступность, качество, эффективность).
22.www.ru/book (Электронная библиотечная система).
23.www.pobediteli.ru (проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны»).
24.www.monino.ru (Музей Военно-Воздушных Сил).
25.www.simvolika.rsl.ru (Государственные символы России. История и реальность).
26.www.militera.lib.ru (Военная литература).
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные
знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций.
Результаты обучения
Умения:
организовывать и проводить
мероприятия по защите
работающих и населения от
негативных воздействий
чрезвычайных ситуаций
предпринимать
профилактические меры для
снижения уровня опасностей
различного вида и их
последствий в
профессиональной
деятельности и быту
использовать средства
индивидуальной и
коллективной защиты от
оружия массового поражения
применять первичные
средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне
военно-учетных
специальностей и
самостоятельно определять
среди них родственные
полученной специальности;
владеть способами
бесконфликтного общения и
Критерии оценки
Методы оценки
«Отлично»
теоретическое содержание курса
освоено полностью, без пробелов,
умения сформированы, все
предусмотренные программой
учебные задания выполнены,
качество их выполнения оценено
высоко.
«Хорошо»
теоретическое содержание курса
освоено полностью, без пробелов,
некоторые знания сформированы
недостаточно, все предусмотренные
программой учебные задания
выполнены, некоторые виды
заданий выполнены с ошибками.
«Удовлетворительно»
теоретическое содержание курса
освоено частично, но пробелы не
носят существенного характера,
необходимые знания
сформированы, большинство
предусмотренных программой
- Кейс-задание;
- Старт-задание;
- Задание
исследование;
- Заданиеэксперимент;
- Фронтальный
опрос;
- Защита
алгоритма
оказания первой
помощи;
- Защита
презентаций;
- Тестирование;
- Тест-задание;
- Защита
проектных работ
- Выполнение
заданий на
дифференцирован
ном зачете
33
саморегуляции в
повседневной деятельности и
экстремальных условиях
военной службы
применять
профессиональные знания в
ходе исполнения
обязанностей военной
службы на воинских
должностях в соответствии с
полученной специальностью
оказывать первую помощь
пострадавшим
Знания:
принципы
обеспечения
устойчивости
объектов
экономики, прогнозирования
развития событий и оценки
последствий
при
техногенных чрезвычайных
ситуациях
и
стихийных
явлениях, в том числе в
условиях
противодействия
терроризму
как
угрозе
национальной безопасности
России;
основные виды
потенциальных опасностей и
их последствия в
профессиональной
деятельности и быту,
принципы снижения
вероятности их реализации
основы военной службы и
обороны государства
задачи и основные
мероприятия гражданской
обороны
способы защиты населения
от оружия массового
поражения
меры пожарной
безопасности правила
безопасного поведения при
пожарах
организация и порядок
призыва граждан на военную
службу и поступление на нее
в добровольном порядке
основные виды вооружения,
военной техники и
специального снаряжения,
обучения учебных заданий
выполнено, некоторые из
выполненных заданий содержат
ошибки.
«Неудовлетворительно»
теоретическое содержание курса не
освоено, необходимые знания не
сформированы, выполненные
учебные задания содержат грубые
ошибки.
«Отлично»
теоретическое содержание курса
освоено полностью, без пробелов,
умения сформированы, все
предусмотренные программой
учебные задания выполнены,
качество их выполнения оценено
высоко.
«Хорошо»
теоретическое содержание курса
освоено полностью, без пробелов,
некоторые знания сформированы
недостаточно, все предусмотренные
программой учебные задания
выполнены, некоторые виды
заданий выполнены с ошибками.
«Удовлетворительно»
теоретическое содержание курса
освоено частично, но пробелы не
носят существенного характера,
необходимые знания
сформированы, большинство
предусмотренных программой
обучения учебных заданий
выполнено, некоторые из
выполненных заданий содержат
ошибки.
«Неудовлетворительно»
теоретическое содержание курса не
освоено, необходимые знания не
сформированы, выполненные
учебные задания содержат грубые
ошибки.
34
состоящих на вооружении
(оснащении) воинских
подразделений, в которых
имеются военно-учетные
специальности, родственные
специальностям СПО
область применения
получаемых
профессиональных знаний
при исполнении
обязанностей военной
службы
порядок и правила оказания
первой помощи
пострадавшим
35