СГЦ.01 История России

Приложение 1 Примерные программы учебных дисциплин
Приложение 2.1
к ПООП по специальности
19.02.11 Технология продуктов питания из растительного сырья

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«СГЦ.01 ИСТОРИЯ РОССИИ»

Разработчик: Даниелов Г.Г., преподаватель социально-гуманитарных дисциплин

п. Венцы
2023 г.

1

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

13

2

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.01 ИСТОРИЯ РОССИИ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина СГЦ.01 «История России» является обязательной частью
социально-гуманитарного цикла примерной основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 19.02.11 Технология продуктов питания из
растительного сырья.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
04, ОК 05, ОК 06.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код 1
ПК, ОК
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06

ПК 3.1

Умения

Знания

Уметь:
ориентироваться в современной
экономической, политической и
культурной ситуации в России;
выявлять
взаимосвязь
отечественных,
региональных,
мировых
социальноэкономических, политических и
культурных проблем;
пользоваться
историческими
источниками, научной и учебной
литературой, средствами ИКТ;
раскрывать смысл и значение
важнейших
исторических
событий;
обобщать
и
анализировать
особенности исторического и
культурного развития России на
рубеже XX-XIX вв;
давать
оценку
историческим
событиям и обосновывать свою
точку
зрения
с
помощью
исторических
фактов
и
собственных аргументов;
демонстрировать
гражданскопатриотическую позицию
Проводить организационнотехнические мероприятия для
обеспечения лабораторного
контроля качества и безопасности
сырья, полуфабрикатов и готовой
продукции в процессе

Знать:
основные
периоды
государственно-политического
развития на рубеже XX-XIX вв.,
особенности
формирования
партийно-политической системы
России;
итоги
«шоковой
терапии»,
проблемы
и
противоречия
становления рыночной экономики,
причины и итоги финансовых
кризисов 1998, 2008-2009 гг.,
основные
этапы
эволюции
внешней политики России, роль и
место России в постсоветском
пространстве;
основные тенденции и явления в
культуре; роль науки, культуры и
религии
в
сохранении
и
укреплении
национальных
и
государственных традиций;
ретроспективный анализ развития
отрасли

3

производства продуктов питания
из растительного сырья
ПК 3.2

Проводить лабораторные
исследования качества и
безопасности сырья,
полуфабрикатов и готовой
продукции в процессе
производства продуктов питания
из растительного сырья

4

Личностные результаты реализации программы воспитания
(дескрипторы)

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и
территориальном самоуправлении, в том числе на условиях
добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского
общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России.
Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур,
отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное
поведение окружающих
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
формированию в сетевой среде личностно и профессионального
конструктивного «цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической
памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине,
принятию традиционных ценностей многонационального народа
России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к
участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех
формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных
групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции
культурных традиций и ценностей многонационального российского
государства.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой.
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
основами эстетической культуры.
Проявляющий гражданское отношение к профессиональной
деятельности как к возможности личного участия в решении
общественных, государственных, общенациональных проблем
Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к
культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии.
Проявляющий интерес к изменению регионального рынка труда
Осознающий состояние социально-экономического и культурного
исторического развития потенциала и содействующий его развития

Код
личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1
ЛР 2

ЛР 3

ЛР 4

ЛР 5

ЛР 6
ЛР 7
ЛР 8

ЛР10
ЛР 11
ЛР 15
ЛР 17
ЛР 18
ЛР 19

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

36

в т.ч. в форме практической подготовки

22

в т. ч.:
теоретическое обучение

14

практические занятия

22

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного
зачета

1

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем, ак. ч / в
том числе в форме
практической
подготовки, ак. ч

1

2

3

Раздел 1. Российская Федерация в конце XX- начале XXI века
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Предпосылки
Формирование новой российской государственности, государственное
формирования
строительство Российской Федерации в 1991-1999 гг. Октябрьские
новой российской события 1993 года.
государственности Особенности формирования партийно-политической системы России в
в
конце
XX- условиях демократической формы правления. Государственноначале XXI века.
политическое развитие Российской Федерации в новом тысячелетии.
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 1. Написание эссе по тематике: уроки октября
1993 года; политическая культура взаимодействия власти и оппозиции.
Тема 1.2.
Социальноэкономическое
развитие

Тема 1.3.
2

Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
«Шоковая терапия» как способ перехода к рыночной экономике.
Реформы Е.Т. Гайдара. Экономический курс В.С. Черномырдина.
Финансово-экономический кризис 1998 года и преодоление его
последствий.
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 2. Составление исторического бюллетеня на
тему: «Последствия выступления Президента РФ в январе 2008 года в
части вхождения России в пятерку крупнейших экономических держав
мира»
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала

12/14
2

2

Коды компетенций и
личностных
результатов2,
формированию
которых способствует
элемент программы

4
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ПК 3.1
ПК 3.4

2
2

2
2
2
2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ПК 3.1
ПК 3.4

ОК 01

В соответствии с Приложением 3 ПООП.

7

Кризис
государственности
на
Северном
Кавказе и его
преодоление

Региональные проблемы Кавказа. Осетино-Ингушский конфликт.
Первая чеченская война. Ичкерия. Вторая чеченская война. Проблемы
восстановления Чечни.
Радикальный исламизм и терроризм.
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 3. Подготовка аналитического отчета по теме:
Проблемы восстановления Чечни;
Борьба с террором: кто побеждает?
http://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/borda-s-terrorom-ktopobezhdaet (ВЦИОМ. Новости: Борьба с террором: кто побеждает?
(wciom.ru))
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.4.
Содержание учебного материала
Основные
Россия и новые независимые государства на постсоветском
направления
пространстве.
внешней
Договор о коллективной безопасности.
политики
Содружество независимых государств (СНГ); Таможенный союз (ТС);
ЕврАзЭС; БРИКС.
Особенности миротворческой миссии России в постсоветский период
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 4. Работа в группах: подготовка и защита
презентации по теме занятия
Практическое занятие № 5. Работа в группах: подготовка и защита
презентации по теме занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.5.
Содержание учебного материала
Нарастание
Украина перед геополитическим выбором. Нарастание кризиса.
кризиса и
Отстранение Президента Украины В.Ф. Януковича от должности.
национальное
Референдум о национальном самоопределении в Крыму и образование
самоопределение в Крымского федерального округа Российской Федерации.
Крыму
Социально-экономическое развитие Крыма в составе Российской
Федерации
В том числе практических занятий

2
2

ОК 02
ОК 05
ОК 06
ПК 3.1
ПК 3.4

2

2

2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ПК 3.1
ПК 3.4

2
2
2

2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ПК 3.1
ПК 3.4

8

Практическое занятие № 6. Подготовка аналитического отчета по теме
«Крым в России» с использованием следующих документов:
Крым в России: год спустя.
http://wciom.ru/presentation/page-19 (ВЦИОМ. Новости: Крым в России:
год спустя (wciom.ru))
Республика Крым: социально-политическая ситуация накануне
выборов.
http://wciom.ru/presentation/page-7 (ВЦИОМ. Новости: Республика
Крым: социально-политическая ситуация накануне выборов (wciom.ru))
5 лет с момента воссоединения Крыма с Россией: мнение крымчан.
http://wciom.ru/presentation/page-8 (ВЦИОМ. Новости: 5 лет с момента
воссоединения Крыма с Россией: мнение крымчан (wciom.ru))
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.6.
Содержание учебного материала
Основные
Особенности развития культуры России на рубеже XX – XXI вв.
тенденции и
Государственная поддержка отечественной культуры; сохранение
явления в
традиционных нравственных ценностей. Восстановление системы
культуре на
кинопроката; лидеры театральной жизни; культура на телевидении и
рубеже XX – XXI
радио.
вв.
Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и
формирование «массовой культуры».
Реформы системы образования.
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 7. Работа в группах: подготовка и защита
презентации по теме занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Россия и глобальный мир
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Россия в процессе Глобализация: плюсы и минусы. Однополярный мир.
глобализации
Усиление Китая.
Мировой финансовый кризис и его последствия (2008-2009 гг.).
Пандемия и ее влияние на мировое развитие.
Войны, революции на Ближнем Востоке; Сирийский конфликт.
В том числе практических занятий

2

2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ПК 3.1
ПК 3.4

2
2
2/8
2

1

2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ПК 3.1
ПК 3.4
9

Практическое занятие № 8. Работа в группах: подготовка и защита
презентации по теме занятия
Практическое занятие № 9. Работа в группах: подготовка и защита
презентации по теме занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Россия в мировой Интеграция России в международные экономические организации.
экономике
Санкционная война: санкции и контрсанкции.
Практическое занятие № 10. Работа в группах: подготовка и защита
презентации по теме занятия
Практическое занятие № 11. Работа в группах: подготовка и защита
презентации по теме занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация
Всего:

2
2

1
2

ОК 01
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ПК 3.1
ПК 3.4

2

36

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-экономических дисциплин», оснащенный в соответствии с п.
6.1.2.1 примерной образовательной программы по специальности.
№
Наименование оборудования
Техническое описание
I Специализированная мебель
Основное оборудование
1

Стол ученический

Не регулируемый

2

Стул ученический

Не регулируемый

3

Доска классная

Элементная ДК – 32б

4

Кресло учителя

Регулируемый

5

Стол учителя

А003

Дополнительное оборудование
6

Светильник

ЛБО 1*36

II Технические средства
7

Компьютер

100-304

8

СТО

Монитор диагональ 23 см.

3.2. Реализация элементов практической подготовки
Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей) организуется путем проведения практических занятий, практикумов,
лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности,
предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ,
связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия лекционного
типа, которые предусматривают передачу учебной информации обучающимся,
необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей
профессиональной деятельностью.
3.3. Воспитательная составляющая программы
Воспитательная система в колледже направлена на формирование и развитие
интеллектуальной, культурной, творческой, нравственной личности обучающегося,
будущего специалиста, сочетающего в себе профессиональные знания и умения, высокие
моральные и патриотические качества, обладающего правовой и коммуникативной
культурой, активной гражданской позицией.
Каждое направление имеет перечень развиваемых ОК. Это позволяет
систематизировать и дифференцировать общие компетенции. Благодаря этому Программа
воспитания и социализации охватывает все жизненные состояния, необходимые
обучающимся любой профессии и возраста.
3.4. Информационное обеспечение обучения
11

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.4.1. Основные печатные издания
1. Артемов, В. В. История (для всех специальностей СПО) : учебник для студентов
учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 3-е изд., стер. –
Москва : Академия, 2020. – 256 с.
2. Зуев, М. Н. История России ХХ – начала ХХI века : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 299 с.
3. История России XX – начала XXI века : учебник для среднего профессионального
образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е
изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 311 с.
4. Сафонов, А. А. История (конец XX – начало XXI века) : учебное пособие для
среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. – Москва :
Издательство Юрайт, 2022. – 245 с.
3.4.2. Основные электронные издания
2. Зуев, М. Н. История России ХХ - начала ХХI века : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 299 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-01245-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/491562 (дата обращения: 10.02.2022).
3. История России XX - начала XXI века : учебник для среднего профессионального
образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е
изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 311 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13853-5. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467055 (дата
обращения: 10.02.2022).
4. Сафонов, А. А. История (конец XX — начало XXI века) : учебное пособие для
среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. –— 245 с. – (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-12892-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/496927 (дата обращения: 10.02.2022).
3.4.3. Дополнительные источники
1. Артемов, В. В. История : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /
В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 15-е изд., испр. – Москва : Академия, 2016. – 448 с. –
ISBN 978-5-4468-2871-5. – Текст : непосредственный.
2. История России. XX – начало XXI века : учебник для среднего профессионального
образования / Л.И. Семенникова [и др.] ; под редакцией Л.И. Семенниковой. – 7-е изд., испр.
и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 328 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5534-09384. – Текст : непосредственный.
3. Князев, Е. А. История России XX век : учебник для среднего профессионального
образования / Е.А. Князев. – Москва : Юрайт, 2021. – 234 с. – (Профессиональное
образование). -ISBN 978-5-534-13336-3. – Текст : непосредственный.

12

4. Санин, Г. А. Крым. Страницы истории: пособие для учителей
общеобразовательных организаций / Г. А. Санин. - Москва : Просвещение, 2015. – 80 с. –
ISBN 978-5- 09-034351-0. – Текст : непосредственный.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Уметь:
демонстрирует
умение
ориентироваться
в ориентироваться в современной
современной экономической, экономической, политической и
политической и культурной культурной ситуации в России и
ситуации в России и мире;
мире;
распознавать задачу и/или
демонстрирует
умение
проблему в историческом распознавать
задачу
и/или
контексте;
проблему
в
историческом
анализировать задачу и/или контексте;
проблему в историческом
демонстрирует
умение
контексте и выделять ее анализировать задачу и/или
составные части;
проблему
в
историческом
оценивать
результат
и контексте и выделять ее
последствия
исторических составные части;
событий;
демонстрирует
умение
определять задачи поиска оценивать
результат
и
исторической информации;
последствия
исторических
Экспертное наблюдение
определять
необходимые событий;
и оценивание
источники информации;
демонстрирует
умение
выполнения
структурировать
определять
задачи
поиска
индивидуальных и
получаемую информацию;
исторической информации;
групповых заданий.
выделять наиболее значимое
демонстрирует
умение
Текущий контроль в
в перечне информации;
определять
необходимые
форме собеседования,
оценивать
практическую источники информации;
решения ситуационных
значимость результатов поиска
демонстрирует
умение
задач
и
оформлять
результаты структурировать получаемую
поиска;
информацию;
выстраивать
траекторию
демонстрирует
умение
личностного
развития
в выделять наиболее значимое в
соответствии
с
принятой перечне информации;
системой ценностей;
демонстрирует
умение
организовывать
и оценивать
практическую
мотивировать коллектив для значимость результатов поиска
совместной деятельности;
и умение оформлять результаты
излагать свои мысли в поиска;
контексте
современной
демонстрирует
умение
экономической, политической
выстраивать
траекторию
и культурной ситуации в личностного
развития
в
России и мире;
соответствии
с
принятой
осознавать
личную системой ценностей;
ответственность за судьбу
демонстрирует
умение
России;
организовывать и мотивировать
13

проявлять
социальную
активность и гражданскую
зрелость;
применять
средства
информационных технологий
для решения поставленных
задач;
анализировать правовые и
законодательные
акты
мирового и регионального
значения;
определять
значимость
профессиональной
деятельности по осваиваемой
профессии
(специальности)
для развития экономики в
историческом контексте

коллектив
для
совместной
деятельности;
демонстрирует
умение
излагать свои мысли в контексте
современной
экономической, политической и
культурной ситуации в России и
мире;
демонстрирует
умение
осознавать
личную
ответственность
за
судьбу
России;
демонстрирует
умение
проявлять
социальную
активность и гражданскую
зрелость;
демонстрирует
умение
применять
средства
информационных технологий
для решения поставленных
задач;
демонстрирует
умение
анализировать
правовые
и
законодательные акты мирового
и регионального значения;
демонстрирует
умение
определять
значимость
профессиональной
деятельности по осваиваемой
профессии (специальности) для
развития
экономики
в
историческом контексте
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Знать:
демонстрирует
знание
основные
тенденции основных
тенденций
экономического,
экономического, политического
политического и культурного и культурного развития России
развития России в XX-XXI вв.; в XX-XXI вв.;
основные
источники
демонстрирует
знание
Устный опрос.
информации и ресурсы для основных
источников
Тестирование.
решения задач и проблем в информации и ресурсов для
Оценка выполнения
историческом контексте;
решения задач и проблем в
практического задания
приемы структурирования историческом контексте;
(эссе, сочинения).
информации;
демонстрирует
знание
Подготовка и
формат
оформления приемов
структурирования
выступление с
результатов
поиска информации;
сообщением и/или
информации;
демонстрирует
знание
презентацией
возможные
траектории формата
оформления
личностного
развития
в результатов
поиска
соответствии
с
принятой информации;
системой ценностей;
демонстрирует
знание
возможных
траекторий
14

психологию коллектива и
психологию личности;
роль науки, культуры и
религии в сохранении и
укреплении национальных и
государственных традиций;
сущность
гражданскопатриотической позиции;
общечеловеческие ценности;
содержание и назначение
важнейших
правовых
и
законодательных
актов
государственного значения;
перспективные направления и
основные проблемы развития
РФ на современном этапе

личностного
развития
в
соответствии
с
принятой
системой ценностей;
демонстрирует
знание
психологии
коллектива
психологии личности;
демонстрирует знание роли
науки, культуры и религии в
сохранении
и
укреплении
национальных
и
государственных традиций;
демонстрирует
знание
сущности
гражданскопатриотической позиции;
демонстрирует
знание
общечеловеческих ценностей;
демонстрирует
знание
содержания
и
назначения
важнейших
правовых
и
законодательных
актов
государственного значения;
демонстрирует
знание
перспективных направлений и
основных проблем развития РФ
на современном этапе

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».