Приложение 1.1. Рабочие программы учебных дисциплин
Приложение 2.6
к ОПОП специальности
19.02.11 Технология продуктов питания из растительного сырья
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.06 ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА
Разработчик программы: Барабаш М.И., методист ГБПОУ КК ВЗСТ
п.Венцы
2023 г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.06 ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы бережливого производства» является обязательной
частью социально-гуманитарного цикла примерной основной образовательной программы
в соответствии с ФГОС СПО по специальности 19.02.11 Технология продуктов питания из
растительного сырья.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 07.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Систематизировать и анализировать первичные статистические данные с
использованием различных статистических методов, планировать, организовывать и
проводить картирование потоков создания ценности, использовать эффективные методы
для снижения различных видов потерь.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Основы принципы системы бережливого производства, основные методы
организации производства на основе концепции БП, основные виды потерь, их источники
и способы их устранения, различные виды статистических методов контроля, систему 5С,
Компания Красных Ярлыков, правила построения потоков создания ценности и способы их
оптимизации, инструменты бережливого производства, основы процессного подхода.
В процессе изучения учебной дисциплины реализуется подготовка к усвоению
общих компетенций.
Общие компетенции
Код
ПК, ОК
ОК 01
Умения
Знания
У.01.01 распознавать задачу и/или
проблему в профессиональном и/или
социальном контексте;
У.01.02 анализировать задачу и/или
проблему и выделять её составные
части;
У.01.03 определять этапы решения
задачи;
выявлять
и
эффективно
искать
информацию,
необходимую
для
решения задачи и/или проблемы;
составлять план действия;
У01.04
определять
необходимые
ресурсы;
З.01.01актуальный
профессиональный
и социальный контекст, в котором
приходится работать и жить;
З.01.02
основные
источники
информации и ресурсы для решения
задач и проблем в профессиональном
и/или социальном контексте;
З.01.03 алгоритмы выполнения работ
в
профессиональной
и смежных областях;
З.01.04
методы
работы
в
профессиональной
и
смежных
сферах;
З.01.05 структуру плана для решения
задач;
З.01.06 порядок оценки результатов
решения задач профессиональной
деятельности.
3
ОК 02
У.02.01 определять задачи для поиска
информации;
У.02.02
определять
необходимые
источники информации;
планировать
процесс
поиска;
структурировать
получаемую
информацию;
У.02.03 выделять наиболее значимое в
перечне информации;
оформлять
результаты
поиска,
применять средства информационных
технологий
для
решения
профессиональных задач;
ОК 05
У.05.01 грамотно излагать свои мысли
и
оформлять
документы
по
профессиональной
тематике
на
государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем коллективе
У.07.01
соблюдать
нормы
экологической безопасности;
определять
направления
ресурсосбережения
в
рамках
профессиональной
деятельности
У.07.02
осуществлять
работу
с
соблюдением принципов
У.07.03 бережливого производства;
организовывать
профессиональную
деятельность с учетом знаний об
изменении климатических условий
региона
У.09.01
применять
средства
информационных технологий для
решения профессиональных задач;
У.09.02использовать
современное
программное обеспечение
ОК 07
ОК 09
ПК
1.10
У.1.10.01 рационально организовывать
рабочие
места,
участвовать
в
расстановке кадров, обеспечивать их
предметами и средствами труда;
У.1.10.02 рассчитывать показатели,
характеризующие эффективность
организации
основного
и
вспомогательного оборудования;
У.1.10.03 принимать и реализовывать
управленческие решения;
У.1.10.04 мотивировать работников на
решение производственных задач;
У.1.10. использовать подходы, методы
Бережливого
производства
при
З.02.01
номенклатура
информационных
источников,
применяемых в профессиональной
деятельности;
З.02.02 приемы структурирования
информации;
формат оформления результатов
поиска информации, современные
средства
и
устройства
информатизации;
З.02.03 порядок их применения и
программное
обеспечение
в
профессиональной деятельности в
том
числе
с
использованием
цифровых средств
З.05.01 особенности социального и
культурного контекста;
правила оформления документов
и построения устных сообщений
З.07.01
правила
экологической
безопасности
при
ведении
профессиональной деятельности;
З.07.02
основные
ресурсы,
задействованные в профессиональной
деятельности;
пути
обеспечения
ресурсосбережения;
З.07.03
принципы
бережливого
производства;
основные направления изменения
климатических условий региона.
З.09.01 современные средства и
устройства информатизации;
З.09.02 порядок их применения и
программное
обеспечение
в
профессиональной
деятельности
темы;
З.10.01 принципы делового общения
в коллективе.
З.10.02
принципы
организации
производственной системы,
З.10.03 виды потерь, возникновение
концепции
Бережливого
производства
З.10.04
показатели
и
методы
Бережливого
производства
(организация рабочего места 5S,
визуализация менеджмента, быстрые
переналадки,
защита
от
непреднамеренных ошибок, система
Канбан, всеобщее обслуживание
4
планировании работы подразделения оборудования TPM)
предприятия
по
развитию
производства
Освоение содержания учебной дисциплины СГЦ. 06 Основы бережливого
производства обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных
результатов:
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)
Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и
ЛР 2
территориальном самоуправлении, в том числе на условиях
добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий
в деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод
граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям
представителей субкультур, отличающий их от групп с
ЛР 3
деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально опасное поведение
окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
ЛР 4
формированию в сетевой среде личностно и профессионального
конструктивного «цифрового следа».
Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в различных
ЛР 7
ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и
безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо
преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных
ЛР 9
веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую
устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся
ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
ЛР 10
безопасности, в том числе цифровой.
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
ЛР 11
основами эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ЛР 12
ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со
своими детьми и их финансового содержания.
Личностные результаты реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
5
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
ЛР 13
сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности
Проявляющий
сознательное
отношение
к
непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и
ЛР 14
общественной деятельности
Проявляющий гражданское отношение к профессиональной
деятельности как к возможности личного участия в решении
ЛР 15
общественных, государственных, общенациональных проблем
Личностные результаты реализации программы воспитания,
определенные субъектом Российской Федерации
Проявляющий интерес к изменению регионального рынка труда.
ЛР 18
Осознающий состояние социально-экономического и культурногоЛР 19
исторического развития потенциала КО и содействующий его
развития.
Личностные результаты реализации программы воспитания,
определенные ключевыми работодателями
Умение грамотно использовать профессиональную документацию
ЛР 22
Готовность поддерживать партнерские отношения с коллегами,
ЛР 23
работать в команде
Личностные результаты реализации программы воспитания,
определенные субъектам и образовательного процесса
1. Готовый к эффективной деятельности в рамках выбранной
ЛР 24
профессии, обладающий наличием трудовых навыков
2. Соблюдающий Устав и правила внутреннего распорядка,
ЛР 25
сохраняющий и преумножающий традиции и уклад ОУ, владеющий
знаниями об истории ОУ, умеющий транслировать положительный
опыт собственного обучения
3. Соблюдающий этические нормы общения
ЛР 26
6
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
72
в т.ч. в форме практической подготовки
30
в т. ч.:
теоретическое обучение
42
практические занятия
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного
зачета
30
2
7
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
Объем, ак. ч / в
том числе в
форме
практической
подготовки, ак.
ч
1
2
3
Раздел 1. Бережливое производство
Тема 1.1. Введение Содержание учебного материала
в бережливое
1. Традиционное и бережливое производство Понятия «производство»,
производство
«разделение труда», «традиционное и бережливое производство». Бережливое и
массовое производство. Особенности бережливого производства
2. История развития бережливого производства Успехи предприятий при
внедрении бережливых систем. История Toyota production system (Япония) – lean
production (США) – бережливое производство (Россия). Тайити Оно – «отец»
бережливого производства. Дао Toyota. Особенности менталитета западных и
восточных стран.
3.Основные понятия и терминология. Дать основные понятия бережливого
производства: андон, джидока, «точно вовремя», кайдзен, выталкивающее и
вытягивающее производство, муда.
В том числе практических и лабораторных занятий
Коды компетенций и
личностных
результатов1,
формированию
которых
способствует элемент
программы
4
28/8
6
2
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 07
ПК 3.3
ПК 3.4
2
-
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.2.
Философия
бережливого
производства
1
Содержание учебного материала
8
1.Принципы бережливого производства Принципы бережливого производства.
Взаимоотношение Заказчик - Поставщик (полное осознание того, что нужно
заказчику, мгновенная реакция на изменение требований заказчика). Люди самый ценный актив компании. Кайдзен - непрерывное усовершенствование.
Решение вопросов на производственной площадке. Все внимание на «Гемба».
2
В соответствии с Приложением 3 ПООП.
8
2.Идеалы бережливого производства Идеалы Бережливого производства.
Физическая и психологическая безопасность. Отсутствие дефектов. По первому
требованию заказчика. Одно за другим. Мгновенная реакция поставщика.
Минимальные затра-ты
3.Виды потерь. Причины и способы борьбы. Виды потерь. Перепроизводство
товаров. Ожидание следующей производственной стадии. Ненужная
транспортировка
материалов.
Лишние
этапы
обработки.
Большие
межоперационные запасы. Ненужные перемещения людей. Дефекты продукции
В том числе практических и лабораторных занятий
Тема 1.3.
Инструменты
бережливого
производства
2
2
Практическое занятие № 1. Поиск потерь в производственном процессе
Выработка практических навыков обнаружения потерь в производственном
процессе
Самостоятельная работа обучающихся
2
Содержание учебного материала
12
1. Инструментарий бережливого производства. Системы Канбан, «Точно
вовремя», ячеистое и поточное производство, визуализация, система 5С,
стандартизация, уход за оборудованием, быстрая переналадка оборудования.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 2. Анализ выполнения технологических операций по
производству продуктов питания из растительного сырья с применением метода
5С к организации рабочего места.
Практическое занятие № 3. Стандартизация действий сотрудников организации.
Анализ наблюдений за действиями сотрудников организации. Заполнение
бланков стандартизированной работы.
Практическое занятие № 4. Деловая игра «Решение производственной
проблемы».
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Системы управления и оптимизации материальными потоками
Тема 2.1.
Виды моделей
управления
2
Содержание учебного материала
1. Системы правления материальными потоками: основные принципы и
способы повышения эффективности управления материальными потоками.
В том числе практических и лабораторных занятий
6
6
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 07
ПК 3.3
ПК 3.4
2
2
12/4
8
4
4
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
9
материальными
потоками
Тема 2.2. Затраты
на качество и
потери
Практическое занятие № 5. Деловая игра «Проектирование карты потока
создания ценности».
Практическое занятие № 6. Разработка концепции будущего, создание образа и
ценностей.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Затраты на качество и потери. Виды затрат на качество. Модели и принципы
качества. Затраты на процесс: конформные и не конформные затраты. Концепция
всеобщего блага для общества.
В том числе практических и лабораторных занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. Статистические метода анализа
Тема 3.1.
Классические и
новые
статистические
методы контроля
качества
Содержание учебного материала
1. Цель, задачи, этапы, методы и виды контроля. Семь классических
инструментов: контрольные листки, диаграмма Парето, причинно-следственная
диаграмма, метод расслоения (стратификация), гистограмма, диаграммы
рассеяния, контрольные карты.
2. Новые методы: диаграмма сродства, древовидная диаграмма, системная
диаграмма, диаграмма родственных связей, стрелочная диаграмма,
коррелятивная диаграмма, матричные диаграммы.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 7. Анализ и выбор наиболее эффективных решений по
устранению потерь с использованием диаграммы Исикавы, диаграммы Парето,
метода «5 Почему», оценки сложности и эффективности предложенных
мероприятий.
Практическое занятие № 8. Разработка мероприятий по ресурсосбережению в
организации.
2
2
4
4
-
ОК 07
ПК 3.3
ПК 3.4
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 07
ПК 3.3
ПК 3.4
16/4
12
6
6
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 07
ПК 3.3
ПК 3.4
4
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 4. Реализация проектов по улучшению.
16/12
10
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
Практика
решения
производственных
проблем
1.
Реализация проекта по улучшению. Подготовка и открытие проекта.
Диагностика и целевое состояние. Внедрение улучшений. Закрепление
результата и завершение проекта.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 9. Создание карточки проекта.
Практическое занятие № 10. Создание карты текущего состояния. Анализ
проблем, пирамида проблем.
Практическое занятие № 11. Создание карты целевого состояния.
Практическое занятие № 12. Создание плана реализации проекта.
Практическое занятие № 13. Внедрение улучшений.
Практическое занятие № 14. Закрепление результатов и закрытие проекта.
16
4
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 07
ПК 3.3
ПК 3.4
12
2
2
2
2
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация
Дифференцированный зачет в форме практического занятия № 15. Защита
проекта.
Всего:
2
2
72
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Бережливое производство», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1
примерной образовательной программы по специальности.
№
Наименование оборудования
Техническое описание
I Специализированная мебель
Основное оборудование
1
Стол ученический
Не регулируемый
2
Стул ученический
Не регулируемый
3
Доска классная
Элементная ДК – 32б
4
Кресло учителя
Регулируемый
5
Стол учителя
А003
Дополнительное оборудование
6
Светильник
ЛБО 1*36
II Технические средства
7
Компьютер
100-304
8
СТО
Монитор диагональ 23 см.
3.2. Реализация элементов практической подготовки
Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей) организуется путем проведения практических занятий, практикумов,
лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности,
предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ,
связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия лекционного
типа, которые предусматривают передачу учебной информации обучающимся,
необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей
профессиональной деятельностью.
3.3. Воспитательная составляющая программы
Воспитательная система в колледже направлена на формирование и развитие
интеллектуальной, культурной, творческой, нравственной личности обучающегося,
будущего специалиста, сочетающего в себе профессиональные знания и умения, высокие
моральные и патриотические качества, обладающего правовой и коммуникативной
культурой, активной гражданской позицией.
Каждое направление имеет перечень развиваемых ОК. Это позволяет
систематизировать и дифференцировать общие компетенции. Благодаря этому Программа
воспитания и социализации охватывает все жизненные состояния, необходимые
обучающимся любой профессии и возраста.
12
3.4. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.4.1. Основные печатные издания
1. Вейдер, М.Т. Инструменты бережливого производства. Карманное руководство
по практике применения Lean / М.Т. Вейдер. – Москва: Интеллектуальная литература, 2019.
– 160 с. Текст: непосредственный.
2. Вумек, Д.П. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться
процветания вашей компании / Д.П. Вумек, Д.Т. Джонс; пер. с анг. С. Турко. – Москва :
Альпина Паблишер, 2021. – 472 с. – Текст: непосредственный.
3. Вумек, Дж., Джонс Д. Бережливое производство. – Москва: Альпина Бизнес
Букс, 2021. – 472 с. – Текст: непосредственный.
4. Давыдова Н.С., Чуйкова С.Л. Основы бережливого производства: учеб. пособие
для обучающихся СПО. Белгород, 2020.
5. Киселев А.А. Принятие управленческих решений. – Москва: Кнорус, 2021. – 170
с. – Текст: непосредственный.
3.4.2. Основные электронные издания
1. Вумек, Д. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться
процветания вашей компании / Джеймс Вумек, Дэниел Джонс; пер. с англ. - 12-е изд. Москва: Альпина Паблишер, 2018. - 472 с. - ISBN 978-5-9614-6829-8. - Текст: электронный.
- URL: https://znanium.com/catalog/product/1815955 (дата обращения: 03.02.2022). – Режим
доступа: по подписке.
2. Киселев, А.А., Принятие управленческих решений: учебник / А.А. Киселев. —
Москва: КноРус, 2021. — 169 с. — ISBN 978-5-406-07898-3. — URL:
https://book.ru/book/938341 (дата обращения: 03.02.2022). — Текст: электронный.
3.4.3. Дополнительные источники
1. Антонова, И.И. Бережливое производство: системный подход к его внедрению на
предприятиях Республики Татарстан / И.И. Антонова; науч. ред. В.А. Смирнов; Институт
экономики, управления и права (г. Казань). – Казань: Познание, 2013. - 176 с.: ил., табл. Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8399-0485-9; то же [Электронный ресурс]. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257764.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знать:
основные
принципы
системы
бережливого
производства;
основные
методы
организации
бережливого
производства;
Критерии оценки
Методы оценки
знает
принципы
и Оценка выполнения
методы организации системы
практического
бережливого производства;
задания, проведение
знает виды потерь на дискуссий, мозгового
производстве, их источники и
штурма, решение
способы их устранения;
ситуационных задач,
знает классические и кейсов, выполнение
новые виды статистических творческо-поисковых
13
основные виды потерь, их
источники и способы их
устранения;
различные
виды
статистических
методов
контроля;
правила
построения
потоков создания ценности и
их оптимизации
Уметь:
Определять
основные
виды деятельности на рабочем
месте;
Использовать
теоретические знания системы
бережливого производства в
сфере
профессиональной
деятельности;
Систематизировать
и
анализировать
первичные
статистические данные;
Планировать,
организовывать и проводить
картирование
потоков
создания ценности;
Использовать
эффективные методы для
снижения различных видов
потерь;
Определять социальную
значимость
в
профессиональной сфере
методов контроля качества
продукции;
знает
правила
построения потоков создания
ценности и их оптимизации
Обучающийся:
определяет основные виды
деятельности
на
рабочем
месте;
использует теоретические
знания системы бережливого
производства
в
сфере
профессиональной
деятельности;
систематизирует
и
анализирует
первичные
статистические данные;
планирует, организует и
проводит
картирование
потоков создания ценности;
использует эффективные
методы
для
снижения
различных видов потерь;
определяет социальную
значимость
в
профессиональной сфере
заданий, составление
таблиц и схем,
ведение простых
расчетов доходов.
Экспертное
наблюдение за ходом
выполнения
практической работы
14