ОП 01 Микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве

Приложение 1.1. Рабочие программы учебных дисциплин
Приложение 3.1
к ОПОП по специальности
19.02.11 Технология продуктов питания из растительного сырья

Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины
ОП.01 Микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве
для специальности
19.02.11 Технология продуктов питания из растительного сырья

Квалификация выпускника: техник - технолог

Разработчик: Ткаченко Н.К., преподаватель технологических дисциплин

п. Венцы
2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Общая характеристика общепрофессиональной учебной дисциплины

ОП.01 Микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве
1.1. Место общепрофессиональной учебной дисциплины в структуре основной
образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.01Микробиология, санитария и гигиена в пищевом
производстве, является обязательной частью общепрофессионального цикла основной
образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС СПО по специальности 19.02.11
Технология продуктов питания из растительного сырья.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения общепрофессиональной учебной
дисциплины:
1.2.1. Цель общепрофессиональной учебной дисциплины
Целью общепрофессиональной учебной дисциплины ОП.01 Микробиология,
санитария и гигиена в пищевом производстве, является формирование знаний о
микробиологических процессах, протекающих на всех этапах товародвижения
различных групп продовольственных товаров, роли микроорганизмов в процессах их
порчи, возникновении пищевых заболеваний и отравлений, приобретение умений и
навыков в области контроля качества и безопасности продовольственных товаров.
Задачи дисциплины:
Изучение:
- микробиологической характеристики различных видов пищевого сырья и
отдельных групп продовольственных товаров;
- пищевых заболеваний микробной природы и мер по их профилактике;
- принципов и методов санитарно-микробиологического контроля качества и
безопасности продовольственных товаров;
санитарно-гигиенических
требований
к
предприятиям
пищевой
промышленности, торговли и общественного питания.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общепрофессиональной учебной
дисциплины в соответствии с ФГОС СПО
В рамках программы общепрофессиональной учебной дисциплины обучающимися
осваиваются следующие умения и знания

Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам
ОК 02. Использовать
современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности
ПК
3.2
Проводить
лабораторные
исследования качества и
безопасности
сырья,
полуфабрикатов
и
готовой продукции в
процессе
производства
продуктов питания из
растительного сырья

Планируемые результаты освоения дисциплины
умения

знания

- соблюдать правила личной гигиены и
санитарные требования при приготовлении
пищи;
производить
санитарную
обработку
оборудования и инвентаря;
- готовить растворы дезинфицирующих и
моющих средств;
- выполнять простейшие микробиологические
исследования и давать оценку полученных
результатов.

- основные группы микроорганизмов;
- правила личной гигиены работников пищевых
производств;
- санитарно-технологические требования к помещениям,
оборудованию, инвентарю, одежде;
- классификацию моющих средств, правила их применения,
условия и сроки хранения;
правила
проведения
дезинфекции,
дезинсекции,
дератизации основные пищевые инфекции и пищевые
отравления;
- возможные источники микробиологического загрязнения в
пищевом производстве.

Личностные результаты реализации
программы воспитания (дескрипторы)

Код личностных результатов реализации
программы воспитания

ЛР1
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную
ЛР 7
и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах
деятельности.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа
ЛР 9
жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя,
табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно
меняющихся ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в
ЛР 10
том числе цифровой.
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями
к деловым качествам личности
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми,
ЛР 13
достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения в профессиональной деятельности.
Принимающий основы экологической культуры, соответствующей современному
ЛР 16
уровню экологического мышления, применяющий опыт экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях и профессиональной деятельности.
Личностные результаты реализации программы воспитания,
определенные ключевыми работодателями
Проявляющий интерес к изменению регионального рынка труда
ЛР 18
Демонстрирующий готовность к участию в инновационной деятельности региона.
ЛР 20
Способность к самообразованию и профессиональному развитию по выбранной
ЛР 21
специальности.
Демонстрирующий готовность поддерживать партнерские отношения с коллегами,
ЛР 23
работать в команде.
Умение признавать ценности, нормы и правила корпоративной культуры
ЛР 24
организации, умение соблюдать их.
Готовый к эффективной деятельности в рамках выбранной профессии, обладающий
ЛР 25
наличием трудовых навыков.

2. Структура и содержание общепрофессиональной учебной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины

108

Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем

90

в т.ч. в форме практической подготовки

56

в т. ч.:
теоретическое обучение

32

практические занятия

56

Самостоятельная работа (всего)

8

в т.ч.
в рамках образовательной программы в количестве часов, необходимом
для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся,
предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной
дисциплины.

2

Самостоятельно (консультативно)

6

Консультации

6

Промежуточная аттестация (экзамен)

6

2.2. Тематический план и содержание общепрофессиональной учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем
1

Тема 1. Основы
микробиологии

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающегося

2
Основное содержание
ОП.01 Микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве

Объем часов/
в том числе в
форме
практической
подготовки
3
90/56

Содержание учебного материала
1. Понятие о микробиологии

16
2

2. Морфология микроорганизмов, классификация бактерий.
3. Морфология и классификация дрожжей и мицелиальных грибов. Строение и
классификация вирусов.
4. Физиология микроорганизмов

2

5. Влияние условий внешней среды на микроорганизмы

2

6. Генетика микроорганизмов.

2

7. Пищевые инфекции. Понятие об инфекционном процессе
8. Микроорганизмы вредители производства.

2

Практические занятия:
1 Техника безопасности при работе в микробиологической лаборатории.
2. Изучение устройства микроскопа и техники микроскопирования.
3. Схема строения клеток бактерий.

30
2
2
2

4. Схема строения клеток грибов.
5. Схема строения клеток дрожжей.
6. Микроскопирование микробиологических препаратов. Препараты живых
микроорганизмов

2
2
2

2
2

2

коды
компетенций
и личностных
результатов
4
ОК 01, ОК 02,
ПК.3.2
ОК 01, ОК 02,
ПК.3.2

Тема 2. Пищевые
инфекции, пищевые
отравления и
глистные заболевания

7. Окрашенные и фиксированные препараты микроорганизмов

2

8. Сложные и дифференцированные методы окраски фиксированных
препаратов микроорганизмов
9. Количественный учет микроорганизмов
10. Приготовление питательных сред и оборудования, их стерилизация
11. Получение накопительных культур микроорганизмов
12. Получение чистых культур микроорганизмов
13. Определение и описание чистой культуры
14.. Санитарная микробиология
15. Определение чувствительности бактерий к антибиотикам
Самостоятельная работа обучающихся
1. Источники бактериального загрязнения продуктов из растительного сырья
2. Перспективы развития биотехнологии и генной инженерии. ГМО в
производстве продуктов питания из растительного сырья
Содержание учебного материала

2

1. Пищевые инфекционные заболевания

2

2. Пищевые отравления
3. Глистные заболевания

2
2

Практические занятия

12

1. Пищевые токсикоинфекции бактериальной этиологии .

2

2. Пищевые отравления продуктами растительного происхождения, ядовитыми
при определенных условиях
3. Составление мероприятий по профилактике острых пищевых инфекций
4. Составление мероприятий по профилактике отравлений

2

5. Глистные заболевания

2

6. Составление мероприятий по профилактике глистных заболеваний

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

1. Краткая характеристика возбудителей, источников заражения, признаков и

1

2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
6

2
2

ОК 01, ОК 02,
ПК.3.2

особенности профилактики пищевых заболеваний.
Тема 3. Основы
гигиены и санитарии.

2. Причины заражения пищевых продуктов и их последствия.

1

Содержание учебного материала

6

1. Основные сведения о гигиене и санитарии

2

2. Личная гигиена работников предприятий

2

3. Санитарные требования к устройству и содержанию предприятий общественного
питания

2

Практические занятия

Всего

14

1. Основные сведения о гигиене и санитарии труда. Личная гигиена работников
ПОП
2. Санитарные требования к устройству и содержание ПОП.

2

3. Санитарные требования к оборудованию, инвентарю, посуде и таре.

2

4. Приготовление моющих и дезинфицирующих средств для мытья посуды.

2

5. Санитарные требования к транспортировке и хранению пищевых продуктов.

2

6. Санитарные требования к реализации готовой продукции и обслуживанию
посетителей
7. Санитарно — эпидемиологический надзор и санитарно —
эпидемиологическое законодательство.
Самостоятельная работа обучающихся

2

1. .Санитарные требования к первичной и к тепловой обработке продуктов

1

2. Санитарный режим. Уборка помещений, виды и способы уборки, требования
к уборочному инвентарю.

1

Консультации

6

Самостоятельно

6

Экзамен

6

2

2
2

108

ОК 01, ОК 02,
ПК.3.2

3. Условия реализации общепрофессиональной учебной дисциплины
3.1. Для реализации программы общепрофессиональной учебной дисциплины
должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета по микробиологии.
№ Наименование оборудования

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14

15

Техническое
описание

Специализированная мебель и системы хранения
Стол ученический
Стул ученический
Рабочее место педагога
компьютер
Принтер
Стол педагога
Стул педагога
Специализированные оборудование, мебель и системы хранения
1.Медиапроектор с экраном
2. Стеллажи
Дополнительное оборудование
микроскопы
коллекция микроорганизмов
стерильные боксы
измерительное оборудование: весы, PH-метр
испытательное оборудование и нагревательные
приборы: термостаты, дистиллятор, сушильные шкафы,
водяные бани, ультразвуковое оборудование
общелабораторное оборудование: химическая посуда,
специальная мебель, штативы; оборудование и
приборы
для
подготовки
проб:
фильтры,
гомогенизаторы, мешалки, встряхиватели
оборудование для санитарной обработки: мытья,
дезинфекции, сушки

количество

13
26
1
1
1
1
1
2

3.2. Реализация элементов практической подготовки.
Практическая подготовка при реализации общепрофессиональной учебной дисциплины
организуется путем проведения практических занятий, предусматривающих участие
обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей
профессиональной деятельностью.
3.3. Воспитательная составляющая программы.
Воспитательная система в техникуме направлена на формирование и развитие
интеллектуальной, культурной, творческой, нравственной личности обучающегося,
будущего специалиста, сочетающего в себе профессиональные знания и умения, высокие
моральные и патриотические качества, обладающего правовой и коммуникативной
культурой, активной гражданской позицией. В общепрофессиональной учебной
дисциплине, ОП.01 Микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве особое
внимание уделяется ОК.01, ОК.02.
3.4. Информационное обеспечение обучения
3.4.1. Основные печатные издания

1. Веселовский, С. Ю. Микробиология, санитария, гигиена и биологическая безопасность
на пищевом производстве: учебное пособие для среднего профессионального образования
/ С. Ю. Веселовский, В. А. Агольцов. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 224 с. (Профессиональное образование). -ISBN 978-5-534-15131-2. - Текст: электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL:https://urait.ru/bcode/519901
2. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве. Эмерджентные
зоонозы: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В.
Куликовский, З. Ю. Хапцев, Д. А. Макаров, А. А. Комаров. - 2-е изд., испр. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 233 с. - (Профессиональное образование). - ISBN
978-5-534-12489-7. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/517391
3.4.3. Дополнительные источники
1. Сметанин, В. Н. Основы дезинфектологии : учебное пособие для среднего
профессионального образования / В. Н. Сметанин, Т. Д. Здольник. - 2-е изд., перераб. и
доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 251 с. - (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534- 15959-2. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/510350
Интернет-ресурсы
1 www. lib.rus 5 www. gost.prototypes.ru
2 www. gramotey.com 6 www. standard.ru
3 www. fictionbook.ru 7 www. revolution.allbest.ru
4 www. docs.cntd.ru 8 www. rusarticles.com
Нормативные документы:
1. СанПиН 2.3.2.1078-01. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности
пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
2. ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие
требования и др.

4. Контроль и оценка результатов освоения общепрофессиональной учебной
дисциплины
Контрольная оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные
знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций.
Результаты обучения
Знания

Критерии оценки
основные
группы
микроорганизмов;
правила
личной
гигиены
работников пищевых производств;
санитарно-технологические
требования
к
помещениям,
оборудованию, инвентарю, одежде;
- классификацию моющих средств,
правила их применения, условия и
сроки хранения;
- правила проведения дезинфекции,
дезинсекции, дератизации основные
пищевые инфекции и пищевые
отравления;
- возможные источники
микробиологического загрязнения в
пищевом производстве.

Методы оценки
Текущий
контроль
при проведении:
-письменного/устного
опроса;
- тестирования;
-оценки результатов
-самостоятельной
работы и т.д.
Промежуточная
аттестация в форме
экзамена в виде:
-письменных/ устных
ответов,
-тестирования

Умения

- соблюдать правила личной гигиены
и санитарные требования при
приготовлении пищи;
- производить санитарную обработку
оборудования и инвентаря;
готовить
растворы
дезинфицирующих
и
моющих
средств;
- выполнять простейшие
микробиологические исследования и
давать оценку полученных
результатов.

Текущий контроль:
- экспертная оценка
демонстрируемых
умений, выполняемых
действий, во время
выпонения
практических занятий
- оценка заданий для
самостоятельной
работы.
Промежуточная
аттестация:
- глубина знаний,
-владение
необходимыми
умениями (в объеме
программы),
логичность
изложения материала,
включая обобщения,
выводы,
- соблюдение норм
литературной речи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».