Приложение 1.1. Рабочие программы учебных дисциплин
Приложение 2.5
К ОПОП по профессии/специальности
19.02.11 Технология продуктов питания из растительного сырья
Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины
ОП. 05 Метрология, стандартизация и подтверждение качества
Разработчик: Рябоконева И.П., преподаватель технологических дисциплин
п. Венцы
2023г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы общепрофессиональной дисциплины
4
2. Структура и содержание общепрофессиональной дисциплины
8
3. Условия реализации общепрофессиональной дисциплины
11
4. Контроль и оценка результатов освоения общепрофессиональной дисциплины
13
1. Общая характеристика рабочей программы общепрофессиональной дисциплины ОП. 05 Метрология, стандартизация и подтверждение качества
1.1 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
1.2 Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код компетенции
Содержание компетенций
ОК. 09
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
Проводить организационно-технические мероприятия для обеспечения лабораторного контроля качества и безопасности сырья,
полуфабрикатов и готовой продукции в процессе производства
продуктов питания из растительного сырья
Контролировать ход и оценивать результаты работы трудового
коллектива
ПК 3.1
ПК 4.4
1.2.1. Цели общепрофессиональной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
− Применять требования нормативных документов к основным видам
продукции (услуг) и процессов;
− оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
− использовать в профессиональной деятельности документацию систем
качества;
− приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
− основные понятия метрологии;
− задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;
− формы подтверждения качества;
− основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации;
− терминологиюи единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общепрофессиональной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК
Код
ПК, ОК
ОК. 09
ПК 3.1
ПК 4.4
Умения
- понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые
Знания
- правила построения простых и
сложных предложений на профессиональные темы;
- основные общеупотребительные
4
профессиональные темы;
глаголы (бытовая и профессио- участвовать в диалогах на знакомые нальная лексика);
общие и профессиональные темы;
- лексический минимум, относястроить простые высказывания о себе щийся к описанию предметов,
и о своей профессиональной деятель- средств и процессов профессионости;
нальной деятельности;
- кратко обосновывать и объяснять - особенности произношения;
правила чтения текстов профессисвои действия (текущие и планируе- ональной направленности
мые);
- писать простые связные сообщения
на знакомые или интересующие профессиональные темы
В процессе освоения дисциплины у обучающихся должны формироваться
личностные результаты (ЛР):
Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы)
Способность к самообразованию и профессиональному развитию по выбранной специальности
Умение грамотно использовать профессиональную документацию
Демонстрирующий готовность поддерживать партнерские
отношения с коллегами, работать в команде
Умение признавать ценности, нормы и правила корпоративной
культуры организации, умение соблюдать их
Код личностных результатов реализации
программы
воспитания
ЛР 21
ЛР 22
ЛР 23
ЛР 24
4
2. Структура и содержание общепрофессиональной дисциплины
ОП. 05 Метрология, стандартизация и подтверждение качества
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
в т.ч. в форме практической подготовки
Объем в часах
36
18
в т. ч.:
теоретическое обучение
18
практические занятия
18
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
-
4
2.1.
Тематический план и содержание общепрофессиональной дисциплины
ОП. 05 Метрология, стандартизация и подтверждение качества
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы
организации деятельности обучающегося
Объем часов/ Коды компев том числе в
тенций и
форме прак- личностных
тической под- результатов
готовки
1
2
3
Раздел 1. Основы метрологии
8
ОК. 09
Содержание учебного материала
ПК 3.1
2
Тема 1.1.
ПК 4.4
Основные положения 1 Метрология: основные понятия, определения и функции. Международная система
2
ЛР 21
в области метрологии
единиц. Метрологическая служба. Объекты и субъекты метрологии.
ЛР 22
Содержание учебного материала
2
ЛР 23
2 Средства измерений: классификация, назначение. Средства поверки и калибровки.
2
ЛР 24
Методы измерений. Погрешности и факторы, влияющие на них.
4
Практические занятия
2
3
№1. Изучение основного постулата метрологии. Шкалы измерения, их определения.
4
№2. Определение погрешностей.
2
Раздел 2. Основы стандартизации
14
ОК. 09
Содержание учебного материала
ПК 3.1
2
Тема 2.1.
ПК 4.4
Методологические
цели, задачи, виды. Международная
организации
по
2
5 Стандартизация:
ЛР 21
основы стандартизастандартизации (ИСО). Объекты, органы и службы стандартизации.
ЛР 22
ции
2
Практическое занятие
ЛР 23
6 №3. Анализ принципов и методов стандартизации.
2
ЛР 24
Содержание
учебного
материала
2
Тема 2.2.
Средства стан7 Средства стандартизации: понятие и виды. Регламенты и технические регламенты.
Федеральные законы и подзаконные акты. Технические условия.
дартизации
2
Практическое занятие
2
8 №4. Применение требований нормативных документов к основным видам продук
ции (услуг) и процессов.
Содержание учебного материала
2
Тема 2.3.
Основные понятия и
6
Классификация соединений по форме сопрягаемых поверхностей, по характеру
контакта, по степени подвижности. Основные определения: номинальный,
действительный и предельный размеры; отклонения размера: действительное,
предельное (верхнее или нижнее), среднее.
Практические занятия
10 №5. Определение допуска размера и посадки. Решение примеров и задач на
определение предельных размеров, отклонений, зазоров и натягов.
11 №6. Графическое изображение полей допусков деталей соединения.
Раздел 3. Основы сертификации продукции
Содержание учебного материала
Тема 3.1.
Сертификация
12 Структурные элементы сертификации: цели и задачи, принципы, виды, объекты,
продукции и услуг
субъекты, средства, методы, база. Виды, средства и методы сертификации.
Практические занятия
13 №7. Составление схемы сертификации сельскохозяйственной продукции.
14 №8. Составление порядка проведения сертификации сельскохозяйственной продукции.
15 №9. Приведение несистемных величин измерений в соответствие с действующими
стандартами и международной системой единиц СИ.
Содержание учебного материала
Тема 3.2.
Правила проведения 16 Правила проведения сертификации продукции Российской Федерации. Формы и
сертификации
порядок проведения сертификации. Основания для выдачи сертификатов. Схемы
сертификации.
Содержание учебного материала
Тема 3.3.
Сертификация сель- 17 Виды и категории стандартов, регламентирующие качество продукции переработки
скохозяйственной
18 Требования к качеству, предъявляемые к качеству продукции переработки
продукции
животноводства различных типов и классов.
19 Дифференцированный зачёт
Всего:
9
2
4
2
2
14
8
2
6
2
2
2
ОК. 09
ПК 3.1
ПК 4.4
ЛР 21
ЛР 22
ЛР 23
ЛР 24
2
2
4
2
1
1
36
7
3. Условия реализации программы общепрофессиональной дисциплины
3.1 Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы общепрофессиональной дисциплины ОП. 05 Метрология,
стандартизация и подтверждение качества требует наличия учебного кабинета.
Кабинет оснащен в соответствии с п.6.1.2.1. основной образовательной программы по специальности 19.02.11 Технология продуктов питания из растительного
сырья
Оснащение кабинета: Метрология, стандартизация и подтверждение качества
№ Наименование оборудования
1
2
3
Техническое
описание
Специализированная мебель и системы хранения
Стол ученический
Рабочее место педагога
компьютер
Стол педагога
Основное оборудование
1.Комплект учебно-наглядных пособий «Мет-
количество
15
1
1
рология, стандартизация и подтверждение качества»
2. Комплект учебно-методической документации
Специализированные оборудование, мебель и системы хранения
1.Медиапроектор и экраном
1+1
2.Шкаф, стелажи
2
Дополнительное оборудование
1.Принтер
1
3.2. Реализация элементов практической подготовки
Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов,
дисциплин(модулей) организуется путем проведения практических занятий,
практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной
деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении
отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной
деятельностью.
Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия
лекционного типа, которые предусматривают передачу учебной информации
обучающимся, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с
будущей профессиональной деятельностью.
3.3. Воспитательная составляющая программы
Воспитательная система в техникуме направлена на формирование и
развитие интеллектуальной, культурной, творческой, нравственной личности
обучающегося, будущего специалиста, сочетающего в себе профессиональные
знания и умения, высокие моральные и патриотические качества, обладающего
правовой и коммуникативной культурой, активной гражданской позицией.
Каждое направление имеет перечень развиваемых ОК. Это позволяет
систематизировать и дифференцировать общие компетенции. Благодаря этому
Программа воспитания и социализации охватывает все жизненные состояния,
необходимые обучающимся любой профессии и возраста.
3.4 Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и /или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не
старше пяти лет с момента издания
3.4.1 Основная учебная литература
1. Никифоров, А. Д. Метрология, стандартизация и сертификация. – М.:
Высшая школа, 2019.
2. Метрология, стандартизация и сертификация / Под ред. О.А. Леонова. –
М.: КолосС, 2021.
3. Дубовой Н.Д., Портнов Е.М. Основы метрологии, стандартизации и сертификации: учебное пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНТРА-М, 2022.
4. Кошевая И.П., Канке А.А. Метрология, стандартизация, сертификация. – М.:
ИД «ФОРУМ»: Инфра-М, 2019. – 416 с.
3.4.2 Электронные издания(электронные ресурсы)
1. Сайты и учебные материалы по Метрологии, стандартизации и сертификации
для студентов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/
2. Научно – образовательный портал «Метрология, стандартизация и сертификация». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/
3. Учебное пособие: Государственная система стандартизации Федерации. Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/
3.4. 3 Дополнительные источники:
1. Гетманов, В. Г. Метрология, стандартизация и сертификация для систем пищевой промышленности. – М.: ДеЛипринт, 2023.
2. КлевлеевВ.М.Метрология. Стандартизация. Сертификация. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2020.
4. Контроль и оценка результатов общепрофессиональной дисциплины
Контрольная оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Результаты обучения
Знания:
- задачи стандартизации, ее
экономическую эффективность;
- основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно- методических
стандартов;
- основные понятия и
определения метрологии,
стандартизации, сертификации и документации систем качества;
- терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
- формы подтверждения
качества
Умения
- использовать в
профессиональной
деятельности документацию
систем качества;
- оформлять технологическую
и техническую документацию
в соответствии с действующей
- приводить несистемные величины измерений в соответствие
с действующими стандартами и
международной системой единиц СИ;
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции
(услуг) и процессов
Критерии оценки
- определяет задачи
стандартизации, ее
экономическую эффективность;
- грамотно трактует основные
положения Государственной
системы стандартизации Российской Федерации и систем
(комплексов) общетехнических
и организационно-методических
стандартов;
Методы оценки
Устный опрос.
Тестирование.
Контрольные работы.
Проверочные работы.
Оценка выполнения
практического задания
- грамотно трактует основные
понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации и документации систем качества;
- грамотно трактует терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и
международной системой единиц СИ;
- правильно определяет
формы подтверждения
качества
- грамотно использует в
профессиональной
деятельности документацию
систем качества;
-правильно оформляет
технологическую и
техническую документацию в
нормативной базой;
- правильно приводит несистемные величины измерений
в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
- правильно применяет требования нормативных документов
к основным видам продукции
(услуг) и процессов
Экспертное наблюдение
и оценивание
выполнения
индивидуальных и
групповых заданий.
Оценка результата
выполнения
практических работ.