Приложение 1.1 Рабочие программы учебных дисциплин
Приложение 2.3
к ОПОП по специальности
19.02.11 Технология продуктов питания из растительного сырья
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.03 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Разработчик: Даниелов Г.Г., преподаватель безопасности жизнедеятельности
п. Венцы
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины………….3
2. Структура и содержание учебной дисциплины……………………………………………19
3. Условия реализации учебной дисциплины………………………………………………...25
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины…………………………26
2
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина «СГЦ.03 Безопасность жизнедеятельности» является
обязательной частью профессионального цикла примерной основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 19.02.11 Технология продуктов
питания из растительного сырья.
1.2.1. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
Цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - вооружить будущих
выпускников учреждения теоретическими знаниями и практическими навыками,
необходимыми для:
- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных
воздействий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- прогнозирования и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;
- принятия решений по защите населения и территорий от возможных последствий
аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а
также принятия мер по ликвидации их воздействий;
- выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества в рядах
Вооруженных сил Российской Федерации;
- своевременного оказания доврачебной помощи.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие
умения и знания.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от
негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного
вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового
поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно
определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы
на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития
событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных
бедствий, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе
национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи по гражданской обороне;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
3
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих
на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные
специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
04, ОК 07.
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 2.2
ПК 3.3
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 2.2
ПК 3.3
Уметь:
пользоваться
первичными
средствами пожаротушения;
применять правила поведения
в
чрезвычайных
ситуациях
природного
и
техногенного
характера
и
при
угрозе
террористического акта;
обеспечивать
устойчивость
объектов экономики;
прогнозировать
развитие
событий и оценку последствий
при техногенных чрезвычайных
ситуациях и стихийных явлениях,
в том числе в условиях
противодействия терроризму;
применять правила поведения
и
действия
по
сигналам
гражданской обороны;
соблюдать
нормы
экологической безопасности;
определять
направления
ресурсосбережения в рамках
профессиональной деятельности
по специальности
Уметь:
определять
виды
Вооруженных Сил, рода войск;
ориентироваться в воинских
званиях
военнослужащих
Вооруженных Сил Российской
Федерации;
владеть общей физической и
строевой подготовкой;
пользоваться
знаниями
в
области обязательной подготовки
граждан к военной службе;
демонстрировать
основы
оказания первой доврачебной
помощи пострадавшим
4
Знать:
основы пожаробезопасности и
электробезопасности;
меры пожарной безопасности и
правила безопасного поведения при
пожарах;
способы защиты населения от
оружия массового поражения;
принципы
обеспечения
устойчивости объектов экономики,
прогнозирования развития событий
и
оценки
последствий
при
техногенных
чрезвычайных
ситуациях и стихийных явлениях, в
том
числе
в
условиях
противодействия терроризму как
серьезной угрозе национальной
безопасности России;
задачи и основные мероприятия
гражданской обороны
Знать:
основы военной службы и
обороны государства;
основные виды вооружения,
военной техники и специального
снаряжения,
состоящих
на
вооружении (оснащении) воинских
подразделений, в которых имеются
военно-учетные
специальности,
родственные специальностям СПО;
организацию и порядок призыва
граждан на военную службу и
поступления на нее в добровольном
порядке;
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 2.2
ПК 3.3
Уметь:
оказывать
первую
медицинскую
помощь
в
различных ситуациях;
осуществлять профилактику
инфекционных заболеваний;
определять
показатели
здоровья и оценивать физическое
состояние;
составлять индивидуальные
карты здоровья с режимом дня,
графиком питания
5
область применения получаемых
профессиональных знаний при
исполнении обязанностей военной
службы;
основы
оказания
первой
доврачебной помощи пострадавшим
Знать:
общие
характеристики
поражений организма человека от
воздействия опасных факторов;
классификация и общие признаки
инфекционных заболеваний;
основы здорового образа жизни
Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Код
личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
ЛР 1
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
ЛР 2
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и
территориальном самоуправлении, в том числе на условиях
добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского
ЛР 3
общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России.
Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур,
отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное
поведение окружающих
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ЛР 4
ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой
среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового
следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической
ЛР 5
памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине,
принятию традиционных ценностей многонационального народа России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к
ЛР 6
участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий
ЛР 7
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех
формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
ЛР 8
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных
групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции
культурных традиций и ценностей многонационального российского
государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного
ЛР 9
образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий
зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и
т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных
или стремительно меняющихся ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
ЛР10
безопасности, в том числе цифровой.
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
ЛР 11
основами эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
ЛР 12
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода
от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми
и их финансового содержания.
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими
ЛР 13
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности
6
Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности
Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности
как к возможности личного участия в решении общественных,
государственных, общенациональных проблем
Принимающий основы экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, применяющий опыт
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности
Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре
речи и культуре поведения, к красоте и гармонии.
Проявляющий интерес к изменению регионального рынка труда
Осознающий состояние социально-экономического и культурного
исторического развития потенциала и содействующий его развития
Демонстрирующий готовность к участию в инновационной деятельности
региона.
Способность к самообразованию и профессиональному развитию по
выбранной специальности
Умение грамотно использовать профессиональную документацию
Демонстрирующий готовность поддерживать партнерские отношения с
коллегами, работать в команде.
Умение признавать ценности, нормы и правила корпоративной культуры
организации, умение соблюдать их.
Готовый к эффективной деятельности в рамках выбранной профессии,
обладающий наличием трудовых навыков
Соблюдающий Устав и правила внутреннего распорядка, сохраняющий и
преумножающий традиции и уклад ОУ, владеющий знаниями об истории
ОУ, умеющий транслировать положительный опыт собственного
обучения
Соблюдающий этические нормы общения
ЛР 14
ЛР 15
ЛР 16
ЛР 17
ЛР 18
ЛР 19
ЛР 20
ЛР 21
ЛР 22
ЛР 23
ЛР 24
ЛР 25
ЛР 26
ЛР 27
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Объем образовательной программы учебной
дисциплины
68
в т. ч. в форме практической подготовки
48
в т. ч.
теоретическое обучение
20
практические занятия
48
Промежуточная аттестация
(дифференцированный зачет)
2
7
1.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
Объем часов/ в том
числе в форме
практической
подготовки
1
2
3
Раздел 1. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
Тема 1.1.
Чрезвычайные
ситуации мирного
времени и защита
от них
Тема 1.2.
Способы защиты
населения от
оружия массового
поражения
Содержание учебного материала
Цели и задачи изучения дисциплины. Понятие и общая
классификация чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации
природного и техногенного характера. Чрезвычайные ситуации
социального происхождения. Терроризм и меры по его
предупреждению.
Основы
пожаробезопасности
и
электробезопасности
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 1. Правила поведения в чрезвычайных
ситуациях природного и техногенного характера
Практическое занятие № 2. Правила безопасного поведения при
угрозе террористического акта
Содержание учебного материала
1. Ядерное оружие и его поражающие факторы. Действия
населения в очаге ядерного поражения. Химическое оружие и его
характеристика. Действия населения в очаге химического
поражения. Средства индивидуальной защиты населения
2. Биологическое оружие и его характеристика. Действие
населения в очаге биологического поражения. Защита населения
при радиоактивном и химическом заражении местности. Средства
коллективной защиты населения
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 3. Правила поведения и действия в очаге
химического и биологического поражения
8
коды компетенций и
личностных
результатов
4
20/16
9/8
1
8
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 2.2
ПК 3.3
4
4
6/4
2
4
2
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 2.2
ПК 3.3
Практическое
занятие
№
4.
Использование
средств
индивидуальной защиты от поражающих факторов при ЧС
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
Организационные
1. Устойчивость работы объектов экономики в чрезвычайных
и правовые
ситуациях. Единая государственная система предупреждения и
основы
ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Государственные
обеспечения
службы по охране здоровья и безопасности граждан
безопасности
2. Понятие и основные задачи гражданской обороны.
жизнедеятельност Организационная структура гражданской обороны. Основные
и в чрезвычайных мероприятия, проводимые ГО. Действия населения по сигналам
ситуациях
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 5. Правила поведения и действия по
сигналам гражданской обороны
Раздел 2. Основы военной службы и медицинской подготовки
4
48/32
Модуль «Основы военной службы» (для юношей)
48/32
Тема 2.1.
Основы военной
безопасности
Российской
Федерации
10/6
Тема 2.2.
Вооруженные
Силы Российской
Федерации
Содержание учебного материала
1.
Нормативно-правовая
база
обеспечения
военной
безопасности Российской Федерации, функционирования ее
Вооруженных Сил и военной службы граждан
2. Организация обороны Российской Федерации
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 6. Виды Вооруженных Сил, рода войск,
история их создания, их основные задачи
Практическое занятие № 7. Общая физическая и строевая
подготовка
Содержание учебного материала
1. Русская военная сила – от княжеских дружин до ракетнокосмических войск. Назначение и задачи Вооруженных Сил
2. Состав Вооруженных Сил. Руководство и управление
Вооруженными Силами
3. Реформа Вооруженных Сил Российской Федерации 2008-2020
гг
В том числе практических занятий
9
2
5/4
1
4
4
6
2
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 2.2
ПК 3.3
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 2.2
ПК 3.3
4
11/8
3
8
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 2.2
ПК 3.3
Практическое занятие № 8. Виды Вооруженных Сил, рода войск,
история их создания, их основные задачи
Практическое занятие № 9. Общая физическая и строевая
подготовка
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
Воинская
1. Понятие и сущность воинской обязанности. Воинский учет
обязанность в
граждан. Призыв граждан на военную службу
Российской
2. Медицинское освидетельствование и обследование граждан
Федерации
при постановке их на воинский учет и при призыве на военную
службу
3. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной
службе
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 10. Обязательная подготовка граждан к
военной службе
Тема 2.4.
Содержание учебного материала
Символы
1. Боевое Знамя части – символ воинской чести, доблести и
воинской чести.
славы. Боевые традиции Вооруженных сил РФ
Боевые традиции
2. Ордена – почетные награды за воинские отличия в бою и
Вооруженных
заслуги в военной службе. Ритуалы Вооруженных Сил Российской
Сил России
Федерации
3. Патриотизм и верность воинскому долгу. Дружба, войсковое
товарищество
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 11. Воинские звания и военная форма
одежды военнослужащих Вооруженных Сил Российской
Федерации
Практическое занятие № 12. Общая физическая и строевая
подготовка
Тема 2.5.
Содержание учебного материала
Организационные
1. Военная служба – особый вид государственной службы.
и правовые
Воинские должности и звания военнослужащих. Правовой статус
основы военной
военнослужащих
10
4
4
7/4
3
4
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 2.2
ПК 3.3
4
9/6
3
6
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 2.2
ПК 3.3
2
4
11/8
3
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
службы в
Российской
Федерации
2. Права и обязанности военнослужащих. Социальное
обеспечение военнослужащих. Начало, срок и окончание военной
службы. Увольнение с военной службы
3. Прохождение военной службы по призыву. Военная служба
по контракту. Альтернативная гражданская служба
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 13. Ответственность военнослужащих.
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации
Практическое занятие № 14. Общая физическая и строевая
подготовка
Модуль «Основы медицинских знаний» (для девушек)
Тема 2.1.
Общие правила
оказания первой
помощи
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
1. Оценка состояния пострадавшего. Общая характеристика
поражений организма человека от воздействия опасных факторов.
Общие правила и порядок оказания первой медицинской помощи
2. Первая помощь при различных повреждениях и состояниях
организма
3. Транспортная иммобилизация и транспортирование
пострадавших при различных повреждениях
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 6. Общие принципы оказания первой
медицинской помощи
Практическое занятие № 7. Первая помощь при отсутствии
сознания, при остановке дыхания и отсутствии кровообращения
(остановке сердца)
Практическое занятие № 8. Первая помощь при наружных
кровотечениях, при травмах различных областей тела
Практическое занятие № 9. Первая помощь при ожогах и
воздействии высоких температур, при воздействии низких
температур
Практическое занятие № 10. Первая помощь при попадании
инородных тел в верхние дыхательные пути, при отравлениях
Содержание учебного материала
11
ПК 2.2
ПК 3.3
8
4
4
48/32
27/18
9
18
2
4
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 2.2
ПК 3.3
4
4
4
8/4
ОК 01
Профилактика
инфекционных
заболеваний
1. Из истории инфекционных болезней. Классификация
инфекционных заболеваний. Общие признаки инфекционных
заболеваний
2. Воздушно-капельные инфекции. Желудочно-кишечные
инфекции. Пищевые отравления бактериальными токсинами
3. Общие принципы профилактики инфекционных заболеваний
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 11. Правила госпитализации
инфекционных больных
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
Обеспечение
1. Здоровье и факторы его формирования. Здоровый образ
здорового образа
жизни и его составляющие
жизни
2. Двигательная активность и здоровье. Питание и здоровье.
Вредные привычки. Факторы риска. Понятие об иммунитете и его
видах
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 12. Показатели здоровья и факторы, их
определяющие
Практическое занятие № 13. Оценка физического состояния
Практическое занятие № 14. Составление индивидуальных карт
здоровья с режимом дня, графиком питания с возможностью
отслеживать свои показания
Промежуточная аттестация
Всего:
12
4
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 2.2
ПК 3.3
4
4
12/9
3
9
2
4
3
1
68/48
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК 2.2
ПК 3.3
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет Безопасности жизнедеятельности, оснащенный оборудованием:
посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; доска;
техническими средствами обучения: интерактивная доска/экран, проектор,
компьютер с выходом в сеть Интернет; наглядно-раздаточный и учебно-практический
материал.
№
Наименование оборудования
Техническое
количество
описание
I Специализированная мебель и системы хранения
Основное оборудование
1
Стол ученический
2
Стул ученический
3
Доска классная
4
Кресло учителя
5
Компьютерный стол
Дополнительное оборудование
6
Полка открытая навесная
Не регулируемый
Не регулируемый
Элементная ДА-146
Регулируемый
249
13
24
1
1
1
ВА 68-01,02
2
7
Шкаф закрытый 3-х створчатый
8
Шкаф полузакрытый
II Технические средства обучения
Основное оборудование
10
Двухплатформенный компьютер
препод.Mac Mini 2.0 с
клавиатурой,мышью,мон. Acer
11
Телевизор Hartens HTY-5OUHDO11GHC22 50" 4K UND
12
Фотоприемное устройство ЛСК-М (спец.
камера,комплект кабелей,кейс-футляр)
13
Бактерицидный рециркулятор STU-30
14
Лазерный пистолет Макарова
Дополнительное оборудование
15
Светильник
16
Светильник диодный
III Оборудование рабочих мест
17
Противогазы ГП -5
18
Противогаз ИП-4
19
Общевойсковой защитный комплект ОЗК
20
Тренажер для отработки навыков оказания
сердечно-легочной реанимации «Максим»
21
Респираторы
22
23
Комплект мед. принадлежностей
24
Ящик Мр-512 с прицелом (винтовка)
25
Макет винтовки МР 532 спорт,береза
ВА 67
ВА 79
1
1
Рабочее место
преподавателя
1
нет
1
Электронный тир
1
ВА 44
ЛТ-110 ПМ
1
1
ЛБО 1*36
СД 1*4
5
2
нет
нет
нет
нет
25
1
4
1
нет
нет
нет
нет
нет
3
1
1
2
2
13
26
ММГСО складывающийся. приклад
IV Демонстрационное учебно-наглядное пособие
27
Плакаты
28
Государственная символика
29
Плакат «Погоны ВС РФ»
30
Портреты
31
Плакат «Первичные средства
пожаротушения»
32
Герб РФ
33
Флаг РФ
34
Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы
безопасности жизнедеятельности
33
Резчиков Е.А., Рязанцева А.В., Основы
безопасности жизнедеятельности
34
Конституция РФ
35
Общевоинские уставы ВС РФ
36
ФЗ «О воинской обязанности и военной
службе»
37
Положение о порядке прохождения военной
службы
38
ФЗ «О статусе военнослужащих»
39
ФЗ «О защите населения и территорий от
ЧС»
40
ФЗ «О гражданкой обороне»
нет
3
нет
нет
нет
нет
нет
10
3
1
14
1
нет
нет
учебник
1
1
12
учебник
1
брошюра
книга
брошюра
25
4
1
брошюра
1
брошюра
брошюра
1
1
брошюра
1
3.2. Реализация элементов практической подготовки.
Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей) организуется путем проведения практических занятий, практикумов,
лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности,
предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ,
связанных с будущей профессиональной деятельностью. Практическая подготовка может
включать в себя отдельные занятия лекционного типа, которые предусматривают передачу
учебной информации обучающимся, необходимой для последующего выполнения работ,
связанных с будущей профессиональной деятельностью.
3.3. Воспитательная составляющая программы.
Воспитательная система в колледже направлена на формирование и развитие
интеллектуальной, культурной, творческой, нравственной личности обучающегося,
будущего специалиста, сочетающего в себе профессиональные знания и умения, высокие
моральные и патриотические качества, обладающего правовой и коммуникативной
культурой, активной гражданской позицией. Каждое направление имеет перечень
развиваемых ОК. Это позволяет систематизировать и дифференцировать общие
компетенции. Благодаря этому Программа воспитания и социализации охватывает все
жизненные состояния, необходимые обучающимся любой профессии и возраста.
3.4. Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
14
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.4.1.
Основные печатные и электронные издания
1. Резчиков, Е. А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для среднего
профессионального образования / Е. А. Резчиков, А. В. Рязанцева. — 2-е изд., перераб. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 639 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-13550-3. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495884 (дата обращения:
04.07.2022).
3.4.2. Дополнительные источники
1.
Культура безопасности жизнедеятельности / Министерство
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидациям последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс]. URL:
http://www.culture.mchs.gov.ru/testing/?SID=4&ID=5951.
2.
Портал
МЧС
России
[Электронный
ресурс].
URL:
http://www.mchs.gov.ru/
3.
Энциклопедия безопасности жизнедеятельности [Электронный
ресурс]. URL: http://bzhde.ru
4.
Интернет журнал Безопасность в техносфере [Электронный ресурс].
URL: http://www.magbvt.ru
5.
Электронная библиотека учебников и учебно-методических
материалов [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ru/
6.
Федеральная
государственная
информационная
система
«Национальная электронная библиотека» [Электронный ресурс]. URL:
http://нэб.рф/
7.
Университетская информационная система «РОССИЯ» – URL:
http://uisrussia.msu.ru/ [Электронный ресурс].
8.
Учебно-методические пособия «Общевойсковая подготовка».
Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской
Федерации (НФП-2009) [Электронный ресурс]. URL: www.goup32441.narod.ru
15
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Знать:
умеет
определять
угрозу
основы пожаробезопасности и пожарной безопасности;
электробезопасности;
демонстрирует
знания
меры пожарной безопасности и эффективных превентивных мер
правила безопасного поведения при для
предотвращения
пожарах;
пожароопасных ситуаций;
способы защиты населения от
демонстрирует
знания
оружия массового поражения;
нормативных документов в своей
принципы
обеспечения профессиональной деятельности,
устойчивости объектов экономики, готовность
к
соблюдению
прогнозирования развития событий действующего законодательства и
и
оценки
последствий
при требований
нормативных
техногенных
чрезвычайных документов, в том числе в
ситуациях и стихийных явлениях, в условиях
противодействия
том
числе
в
условиях терроризму;
противодействия терроризму как
дает
характеристику
серьезной угрозе национальной различным видам потенциальных
безопасности России;
опасностей и перечисляет их
задачи и основные мероприятия последствия;
гражданской обороны
формулирует
задачи
и
основные
мероприятия
гражданской
обороны,
перечисляет способы защиты
населения от оружия массового
поражения
Знать:
владеет
знаниями
об
основы военной службы и организации и порядке призыва
обороны государства;
граждан на военную службу;
основные виды вооружения,
ориентируется
в
видах
военной техники и специального вооружения, военной техники и
снаряжения,
состоящих
на специального
снаряжения,
вооружении (оснащении) воинских состоящих
на
вооружении
подразделений, в которых имеются (оснащении)
воинских
военно-учетные
специальности, подразделений,
в
которых
родственные специальностям СПО; имеются
военно-учетные
организация и порядок призыва специальности,
родственные
граждан на военную службу и специальностям СПО;
поступления на нее в добровольном
демонстрирует
знания
в
порядке;
области
анатомообласть применения получаемых физиологических
последствий
профессиональных
знаний
при воздействия
на
человека
исполнении обязанностей военной травмирующих,
вредных
и
службы;
поражающих факторов;
основы
оказания
первой
демонстрирует знания порядка
доврачебной помощи пострадавшим и правил оказания первой помощи
пострадавшим, в том числе при
транспортировке
16
Методы
оценки
Письменный и
устный опрос.
Тестирование.
Оценка
результатов
выполнения
практической
работы
Письменный и
устный опрос.
Тестирование.
Оценка
результатов
выполнения
практической
работы
Знать:
общие
характеристики
поражений организма человека от
воздействия опасных факторов;
классификация и общие признаки
инфекционных заболеваний;
основы здорового образа жизни
демонстрирует знания общих
характеристик
поражений
организма
человека
от
воздействия опасных факторов;
классифицирует
инфекционные заболевания и
формулирует их общие признаки;
демонстрирует знание основ
здорового образа жизни
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Уметь:
демонстрирует
умение
пользоваться
первичными пользоваться
первичными
средствами пожаротушения;
средствами пожаротушения;
применять правила поведения в
формулирует
правила
чрезвычайных
ситуациях поведения
в
чрезвычайных
природного
и
техногенного ситуациях
природного
и
характера
и
при
угрозе техногенного характера и при
террористического акта;
угрозе террористического акта;
обеспечивать
устойчивость
демонстрирует
умение
объектов экономики;
применять правила поведения и
прогнозировать
развитие ориентируется в действиях по
событий и оценку последствий при сигналам гражданской обороны
техногенных
чрезвычайных
ситуациях и стихийных явлениях, в
том
числе
в
условиях
противодействия терроризму;
применять правила поведения и
действия по сигналам гражданской
обороны;
соблюдать нормы экологической
безопасности;
определять
направления
ресурсосбережения
в
рамках
профессиональной деятельности по
специальности
Уметь:
определяет виды вооруженных
определять виды Вооруженных сил, рода войск;
Сил, рода войск;
ориентируется в воинских
ориентироваться в воинских званиях
военнослужащих
званиях
военнослужащих вооруженных сил российской
Вооруженных
Сил
Российской федерации;
Федерации;
демонстрирует
общую
владеть общей физической и физическую
и
строевую
строевой подготовкой;
подготовку, навыки обязательной
демонстрировать
основы подготовки к военной службе;
оказания
первой
доврачебной основы
оказания
первой
помощи пострадавшим
доврачебной
помощи
пострадавшим
Уметь:
демонстрирует умение оказать
оказывать первую медицинскую первую медицинскую помощь в
помощь в различных ситуациях;
различных ситуациях;
17
Письменный и
устный опрос.
Тестирование.
Оценка
результатов
выполнения
практической
работы
Экспертное
наблюдение за
ходом
выполнения
практической
работы.
Оценка
результатов
выполнения
практической
работы
Экспертное
наблюдение за
ходом
выполнения
практической
работы.
Оценка
результатов
выполнения
практической
работы
Экспертное
наблюдение за
ходом
осуществлять
профилактику
инфекционных заболеваний;
определять показатели здоровья и
оценивать физическое состояние;
составлять
индивидуальные
карты здоровья с режимом дня,
графиком питания
владеет
принципами
профилактики
инфекционных
заболеваний;
определяет
показатели
здоровья и оценивает физическое
состояние;
составляет
индивидуальные
карты здоровья с режимом дня,
графиком питания
18
выполнения
практической
работы.
Оценка
результатов
выполнения
практической
работы