Приложение 1.1. Рабочие программы учебных дисциплин
Приложение 3.2
к ПООП по специальности
19.02.11 Технология продуктов питания из растительного сырья
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.02 ПРОЦЕССЫ И АППАРАТЫ ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ»
Разработчик: Ембулаев И.В., преподаватель технологических дисциплин
п. Венцы
2023г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.02 ПРОЦЕССЫ И АППАРАТЫ ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ»
1.
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Процессы и аппараты пищевых производств» является
обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 19.02.11 Технология продуктов
питания из растительного сырья.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
ПК, ОК
ОК 01
ОК 02
ОК 01
ОК 02
ОК 01
ОК 02
ОК 01
ОК 02
Умения
проводить расчеты процессов и
аппаратов,
выбирать оптимальные условия
проведения технологических
процессов,
выбирать рациональную
конструкцию аппарата,
анализировать условия и режимы
работы оборудования.
Знания
основные законы процессов
пищевой технологии;
физические свойства сырья и
полуфабрикатов пищевых
производств;
механические и гидравлические
процессы,
тепловые и массообменные
процессы,
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
144
в т.ч. в форме практической подготовки
96
в т. ч.:
теоретическое обучение
28
практические занятия
96
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация (экзамен)
2
18
3
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
1
Раздел 1. Процессы и аппараты пищевых производств
Тема 1.
Гидромеханические
процессы
Тема 2. Тепловые
процессы
Тема 3.
Массообменные
процессы
Объем часов/ в том числе в
форме практической
подготовки
коды
компетенций и
личностных
результатов
2
3
144 / 96
4
Содержание учебного материала
1. Основы гидравлики. Общие вопросы прикладной гидравлики в аппаратуре
2. Перемещение жидкостей (насосы)
3. Перемещение и сжатие газов (компрессорные машины)
4. Разделение неоднородных систем
5. Перемешивание в жидких средах
В том числе практических и лабораторных занятий
1. Практическое занятие № 1. Сравнение и области применения насосов
различных типов
2. Практическое занятие № 2. Сравнение и области применения компрессорных
машин различных типов
3. Практическое занятие № 3. Неоднородные системы и методы их разделения
4. Практическое занятие № 4. Перемешивание в жидких средах
Содержание учебного материала
1. Основы теплопередачи в аппаратуре
2. Нагревание, охлаждение и конденсация. Выпаривание
В том числе практических и лабораторных занятий
1. Практическое занятие № 5. Нагревание, охлаждение и конденсация
2. Практическое занятие № 6. Выпаривание
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Основы массопередачи
2. Абсорбция
30 / 24
1
1
1
1
2
24
ОК 01
ОК 02
4
4
8
8
16 / 12
2
2
12
8
4
2
34 / 24
2
2
ОК 01
ОК 02
ОК 01
ОК 02
4
3. Перегонка жидкостей
4. Экстракция. Адсорбция
5. Сушка. Кристаллизация
В том числе практических и лабораторных занятий
1. Практическое занятие № 7. Абсорбционные установки
2. Практическое занятие № 8. Специальные виды перегонки
3. Практическое занятие № 9. Процессы экстракции в системах жидкостьжидкость и системах твёрдое тело-жидкость
4. Практическое занятие № 10. Устройство адсорберов и схемы адсорбционных
установок
5. Практическое занятие № 11. Специальные виды сушки и типы сушилок
Тема 4.
Содержание учебного материала
Холодильные
1. Искусственное охлаждение
процессы
В том числе практических и лабораторных занятий
1. Практическое занятие № 12. Умеренное и глубокое охлаждения
Тема 5.
Содержание учебного материала
Механические
1. Измельчение твёрдых материалов
процессы
2. Классификация и сортировка материалов
3. Смешение твёрдых материалов
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 13. Крупное измельчение
Практическое занятие № 14. Среднее и мелкое измельчение
Практическое занятие № 15. Сверхтонкое измельчение
Промежуточная аттестация
Всего:
2
2
2
24
4
4
8
4
4
10 / 8
2
8
8
32 / 26
2
2
2
26
6
12
8
18
144/96
ОК 01
ОК 02
ОК 01
ОК 02
5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Процессов и аппаратов пищевых производств», оснащенный в
соответствии с п. 6.1.2.1 примерной образовательной программы по специальности.
№
Наименование оборудования
Техническое
количество
описание
I Специализированная мебель и системы хранения
Основное оборудование
1
Стол ученический
2
Стул ученический
3
Доска классная
4
Кресло учителя
Дополнительное оборудование
5
Полка открытая навесная
6
Регулируемый
Телевизор
13
24
1
1
1
Шкаф
II Технические средства обучения
Основное оборудование
7
компьютер
8
Не регулируемый
Не регулируемый
1
Рабочее место
преподавателя
1
нет
1
I I I Демонстрационное учебно-наглядное пособие
9
Плакаты
3.2. Реализация элементов практической подготовки
Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов,
дисциплин(модулей) организуется путем проведения практических занятий, практикумов,
лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности,
предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ,
связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия лекционного типа,
которые предусматривают передачу учебной информации обучающимся, необходимой для
последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
3.3. Воспитательная составляющая программы
Воспитательная система в техникуме направлена на формирование и развитие
интеллектуальной, культурной, творческой, нравственной личности обучающегося,
будущего специалиста, сочетающего в себе профессиональные знания и умения, высокие
моральные и патриотические качества, обладающего правовой и коммуникативной
культурой, активной гражданской позицией.
Каждое направление имеет перечень развиваемых ОК. Это позволяет
систематизировать и дифференцировать общие компетенции. Благодаря этому Программа
воспитания и социализации охватывает все жизненные состояния, необходимые
обучающимся любой профессии и возраста.
6
3.4. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.4.1. Основные печатные издания
1. Гнездилова, А.И. Процессы и аппараты пищевых производств: учебник и
практикум для среднего профессионального образования / А.И. Гнездилова. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 270 с.
2. Процессы и аппараты пищевых производств и биотехнологии: учебное пособие
для спо / Д. М. Бородулин, М. Т. Шулбаева, Е. А. Сафонова, Е. А. Вагайцева. — СанктПетербург : Лань, 2020. — 292 с. — ISBN 978-5-8114-6452-4.
3.4.2. Основные электронные издания
1. Пелевина, Л. Ф. Процессы и аппараты / Л. Ф. Пелевина, Н. И. Пилипенко. — 2-е
изд., испр. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 332 с. — ISBN 978-5-8114-4617-9. — Текст :
электронный //
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/148214 (дата обращения: 21.11.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
2. Вобликова, Т. В. Процессы и аппараты пищевых производств : учебное пособие /
Т. В. Вобликова, С. Н. Шлыков, А. В. Пермяков. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург :
Лань, 2022. — 204 с. — ISBN 978-5-8114-4163-1. — Текст : электронный // Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/206393 (дата
обращения: 21.11.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3.4.3. Дополнительные источники
1. Баранов Д.А. Процессы и аппараты химической технологии: учебное пособие для
СПО / Д.А. Баранов. – 4-е изд. стер. – Санкт-Петербург : Лань, 2021. – 408 с.
2. Процессы и аппараты биотехнологических производств: учебное пособие для
среднего профессионального образования / И.А. Евдокимов (и др.); под редакцией И.А.
Евдокимова. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 206 с.
7
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
основные законы
процессов пищевой
технологии
Уровень правильных ответов при Тестирование
тестовом письменном и устном
контроле. Быстрота ориентации в
материале, быстрота реакции на
вопросы.
физические свойства
Правильность, полнота выполнения Экспертная оценка
сырья и полуфабрикатов
заданий,
точность
расчетов. выполнения
пищевых производств
Рациональность действий.
практических заданий
механические и
Уровень правильных ответов при Тестирование
гидравлические процессы тестовом письменном и устном
контроле. Быстрота ориентации в
материале, быстрота реакции на
вопросы.
тепловые и
Правильность, полнота выполнения Экспертная оценка
массообменные процессы заданий,
точность
расчетов. выполнения
Рациональность действий.
практических и
Уровень правильных ответов при лабораторных заданий
тестовом
контроле.
Быстрота Тестирование
ориентации в материале, быстрота
реакции на вопросы.
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
проводить расчеты
процессов и аппаратов
выбирать оптимальные
условия проведения
технологических
процессов
выбирать рациональную
конструкцию аппарата
Правильность, полнота выполнения
заданий, точность расчетов.
Адекватность, оптимальность
выбора последовательности
действий. Быстрота ориентации в
представляемом материале.
Уровень правильных ответов при
тестовом контроле.
Правильность, полнота выполнения
заданий, соответствие требованиям
безопасности.
Уровень правильных ответов при
тестовом письменном и устном
контроле.
Правильность, полнота выполнения
заданий, точность расчетов.
Качество и техническая
грамотность составленных
рефератов, четкость изложения
материала. Быстрота ориентации в
представляемом материале.
Экспертная
оценка
выполнения
практических заданий
Тестирование
Экспертная
оценка
выполнения
практических заданий
Тестирование
Экспертная
оценка
выполнения
практических
и
лабораторных заданий
Тестирование
8
анализировать условия и
режимы работы
оборудования
Уровень правильных ответов при
тестовом контроле.
Соответствие требованиям
инструкций, регламентов.
Рациональность действий.
Уровень правильных ответов при
тестовом письменном и устном
контроле.
Экспертная
оценка
выполнения
практических
и
лабораторных заданий
Тестирование
9