Приложение 1.1 Рабочие программы учебных дисциплин
Приложение 2.10
к ПООП по специальности
19.02.11 Технология продуктов питания из растительного сырья
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.04 ПРИКЛАДНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Разработчик: Жаров А.В., преподаватель социально-гуманитарных дисциплин
п. Венцы
2022 г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.04 ПРИКЛАДНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Прикладные компьютерные программы в профессиональной
деятельности» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 19.02.11
Технология продуктов питания из растительного сырья.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
04, ОК 05.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
ПК, ОК
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
Умения
Знания
использовать информационные
ресурсы для поиска и хранения
информации;
обрабатывать
текстовую
и
табличную информацию;
использовать деловую графику и
мультимедиаинформацию;
создавать презентации;
применять
антивирусные
средства защиты информации;
читать
(интерпретировать)
интерфейс специализированного
программного
обеспечения,
находить контекстную помощь,
работать с документацией;
применять специализированное
программное обеспечение для
сбора, хранения и обработки
информации в соответствии с
изучаемыми профессиональными
модулями;
пользоваться
автоматизированными
системами
делопроизводства;
применять методы и средства
защиты информации.
основные методы и средства
обработки, хранения, передачи и
накопления информации;
назначение,
состав,
основные
характеристики компьютера;
основные
компоненты
компьютерных сетей, принципы
пакетной
передачи
данных,
организацию
межсетевого
взаимодействия;
назначение
и
принципы
использования
системного
и
прикладного
программного
обеспечения;
технологию поиска информации в
Интернет;
принципы защиты информации от
несанкционированного доступа;
правовые аспекты использования
информационных технологий и
программного обеспечения;
основные
понятия
автоматизированной
обработки
информации;
основные
угрозы
и
методы
обеспечения
информационной
безопасности.
3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
72
в т.ч. в форме практической подготовки
54
в т. ч.:
практические занятия
54
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного
зачета
2
1
4
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
1
2
Раздел 1. Автоматизация обработки информации
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Понятие
Информационные технологии и информационные системы
информационных
Правила техники безопасности и охраны труда.
технологий и
В том числе практических и лабораторных занятий
информационных
Инструментарий информационной технологии.
систем
Виды информационных технологий
Реализации информационных технологий
Информационные системы и применение компьютерной техники в
профессиональной деятельности
Состав, функции и характеристика качеств информационных систем
Тема 1.2. Состав и
структура
персональных ЭВМ
и вычислительных
систем
Объем часов/ в
том числе в
форме
практической
подготовки
коды
компетенций и
личностных
результатов
3
26
16
4
1
1
14
2
2
2
2
2
Программное обеспечение информационных технологий
2
Самостоятельная работа обучающихся
1. Составление таблицы «Этапы развития информационных технологий».
2. Подготовка сообщений, докладов, презентаций Темы: «Информационные
системы в управлении», «Информационные справочные системы»,
«Информационные поисковые системы», «Информационная система»,
«Консультант +»»;
Содержание учебного материала
2
Внутренняя архитектура компьютера.
Периферийные устройства: клавиатура, монитор, дисковод, мышь, принтер, сканер,
модем; мультимедийные компоненты
В том числе практических и лабораторных занятий
10
1
1
8
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
5
Операционная система: назначение, состав, загрузка.
Виды программного обеспечения для компьютеров. Файловые менеджеры. Far, Total
Commander
Виды, назначение. Создание каталогов и файлов. Программы-архиваторы.
Операционная система Windows. Установка и удаление программ
Раздел 2. Базовые и прикладные информационные технологии
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Технология
Технология обработки текстовой информации.
обработки
Документ, классификация документов.
текстовой
В том числе практических и лабораторных занятий
информации.
Настройка интерфейса программы MS Word.
Текстовые
Создание, редактирование и форматирование текстового документа
процессоры.
Оформление страниц документов, формирование оглавлений.
Работа с таблицами и рисунками в тексте.
Создание таблицы. Ввод данных. Редактирование и форматирование таблицы.
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Технология
Электронные таблицы, базы и банки данных
обработки числовой Расчетные операции, статистические и математические функции
информации.
В том числе практических и лабораторных работ
Электронные
Табличный процессор Excel
таблицы
Создание, заполнение, редактирование и форматирование таблиц
Построение графиков, поверхностей и диаграмм
Применение текстовых, календарных, логических переменных и функций.
Математические и экономические расчеты в MS Excel
Тема 2.3 Технология Содержание учебного материала
хранения, поиска
Организация системы управления базами данных
и сортировки
Обобщенная технология работы с базой данных.
информации. Базы
В том числе практических и лабораторных работ
данных
Проектирование базы данных «Расчет поставок сырья на перерабатывающих
предприятиях».
Тема 2.4
Содержание учебного материала.
2
2
2
2
34
12
1
1
10
2
2
2
2
2
12
1
1
10
2
2
2
2
2
4
1
1
2
2
6
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 01
6
Мультимедийные
технологии
Современные способы организации презентаций.
Создание презентации в приложении MS PowerPoint.
В том числе практических и лабораторных работ
Создание презентации с помощью шаблона оформления
Создание презентации с использованием гиперссылок и настройка анимации
Раздел 3 Компьютерные сети и коммуникации
Тема 3.1 Локальные Содержание учебного материала
и глобальные
Компьютерные сети и коммуникации.
информационные
Локальные и глобальные компьютерные сети.
системы и
В том числе практических и лабораторных работ
телекоммуникации
Подключение к Интернету. Создание и отправление электронного письма
Поиск информации в Интернете с помощью поисковых машин Google, Yandex
Основы проектирования Web – страниц
Раздел 4. Основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности
Тема 4.1 Основы
Содержание учебного материала:
обеспечения
Основы информационной компьютерной безопасности.
информационной
Классификация средств защиты информации
безопасности
В том числе практических и лабораторных работ
Работа с антивирусной программой
Промежуточная аттестация
Всего:
1
1
4
2
2
8
8
1
1
6
2
2
2
4
2
1
1
2
2
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
72/54
7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Информационно-коммуникационных технологий», оснащенный в
соответствии с п. 6.1.2.1 примерной образовательной программы по специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Внуков, А. А. Основы информационной безопасности: защита информации:
учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Внуков. — 3-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 161 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-13948-8. — Текст: электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475890
2. Информационные технологии в 2 т. Том 1 : учебник для среднего
профессионального
образования /
В. В. Трофимов,
О. П. Ильина,
В. И. Кияев,
Е. В. Трофимова ; под редакцией В. В. Трофимова. — Москва : Издательство Юрайт,
2021. — 238 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03964-1. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/469957
3. Информационные технологии в 2 т. Том 2 : учебник для среднего
профессионального
образования /
В. В. Трофимов,
О. П. Ильина,
В. И. Кияев,
Е. В. Трофимова ; под редакцией В. В. Трофимова. — Москва : Издательство Юрайт,
2021. — 390 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03966-5. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
https://urait.ru/bcode/469958
4. Информатика для гуманитариев : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Г. Е. Кедрова [и др.] ; под редакцией Г. Е. Кедровой. —
Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 439 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-10244-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475550
5. Казарин, О. В. Основы информационной безопасности: надежность и
безопасность
программного
обеспечения :
учебное
пособие
для
среднего
профессионального образования / О. В. Казарин, И. Б. Шубинский. — Москва :
Издательство Юрайт, 2021. — 342 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-10671-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/475889
6. Мамонова, Т. Е. Информационные технологии. Лабораторный практикум :
учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. Е. Мамонова. —
Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 178 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-07791-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474747
7. Нестеров, С. А. Базы данных : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / С. А. Нестеров. — Москва : Издательство Юрайт,
2021. — 230 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11629-8. — Текст :
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
—
URL:
8
https://urait.ru/bcode/476348
8. Советов, Б. Я. Информационные технологии : учебник для среднего
профессионального образования / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский. — 7-е изд., перераб. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 327 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-06399-8. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469425
9. Стружкин, Н. П. Базы данных: проектирование. Практикум : учебное пособие
для среднего профессионального образования / Н. П. Стружкин, В. В. Годин. — Москва :
Издательство Юрайт, 2021. — 291 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-08140-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/474841
10. Толстобров, А. П. Архитектура ЭВМ : учебное пособие для среднего
профессионального образования / А. П. Толстобров. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2021. — 154 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-13398-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/476555
3.2.2. Дополнительные источники
1.Гасумова, С. Е. Информационные технологии в социальной сфере : учебник и
практикум для среднего профессионального образования / С. Е. Гасумова. — 6-е изд. —
Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 284 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-13236-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476487
2.Гниденко, И. Г. Технология разработки программного обеспечения : учебное
пособие для среднего профессионального образования / И. Г. Гниденко, Ф. Ф. Павлов,
Д. Ю. Федоров. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 235 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-05047-9. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472502
3.Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности:
учебное пособие / Е.В. Михеева. - М.: Проспект, 2014. - 448 с.
4.Михеева, Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной
деятельности: учебное пособие / Е.В. Михеева. - М.: Проспект, 2015. - 280 с.
5.Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности :
учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. А. Полякова,
А. А. Стрельцов, С. Г. Чубукова, В. А. Ниесов ; ответственные редакторы Т. А. Полякова,
А. А. Стрельцов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 325 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-00843-2. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451933
6.Системы управления технологическими процессами и информационные
технологии : учебное пособие для среднего профессионального образования /
В. В. Троценко, В. К. Федоров, А. И. Забудский, В. В. Комендантов. — 2-е изд., испр. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 136 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-09939-3. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473093
7.Сети и телекоммуникации : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / К. Е. Самуйлов [и др.] ; под редакцией К. Е. Самуйлова, И. А. Шалимова,
Д. С. Кулябова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 363 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-9916-0480-2. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475704
8.Софронова, Н. В. Теория и методика обучения информатике : учебное пособие для
среднего профессионального образования / Н. В. Софронова, А. А. Бельчусов. — 2-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 401 с. — (Профессиональное
9
образование). — ISBN 978-5-534-13244-1. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476299
9.Станкевич, Л. А. Интеллектуальные системы и технологии : учебник и практикум
для среднего профессионального образования / Л. А. Станкевич. — Москва : Издательство
Юрайт, 2021. — 397 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11659-5. —
Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/476356
10.
Официальный интернет-портал правовой информации (государственная
система правовой информации) – http://www.pravo.gov.ru
11.
Справочная правовая система «Гарант» – www.garant.ru
12.
Справочная правовая система «Консультант Плюс» – www.consultant.ru
13.
Справочная правовая система «Кодекс» – www.kodeks.ru
14.
Информационный портал Министерства образования и науки Российской
Федерации – http://минобрнауки.рф/
15.
Информационный портал Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки (Рособрнадзор) – http://obrnadzor.gov.ru/
16.
Информационный
ресурс
«Образование
России»
–
http://ru.education.mon.gov.ru/
17.
Портал ФГБУ Федерального центра образовательного законодательства –
http://www.lexed.ru/
18.
Портал профессионального союза работников образования и науки
Российской Федерации – http://www.ed-union.ru/
19.
Портал Федерального центра информационно-образовательных ресурсов –
http://fcior.edu.ru/
20.
Информационный ресурс «Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов» – http://school-collection.edu.ru/
21.
Научная электронная библиотека / Журнал «Право и экономика» −
https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=8992
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
основные методы и средства «Отлично» − теоретическое Оценка выполнения
обработки, хранения, передачи содержание курса освоено практического
и накопления информации;
решение
полностью,
без
пробелов, задания,
назначение, состав, основные умения сформированы, все ситуационной
характеристики компьютера;
предусмотренные программой задачи, проведение
основные
компоненты учебные задания выполнены, дискуссий,
компьютерных
сетей, качество
их
выполнения мозгового штурма,
принципы пакетной передачи оценено высоко.
решение
данных,
организацию «Хорошо» −
ситуационных
межсетевого взаимодействия;
кейсов,
теоретическое
содержание задач,
назначение
и
принципы курса освоено полностью, без выполнение
использования системного и пробелов, некоторые знания творческоприкладного
программного сформированы недостаточно, поисковых заданий.
обеспечения;
все
предусмотренные
технологию
поиска программой учебные задания
информации в Интернет;
выполнены, некоторые виды
принципы
защиты
10
информации
от
несанкционированного
доступа;
правовые
аспекты
использования
информационных технологий
и программного обеспечения;
основные
понятия
автоматизированной
обработки информации;
основные угрозы и методы
обеспечения информационной
безопасности.
заданий
выполнены
с
ошибками.
«Удовлетворительно»
−
теоретическое
содержание
курса освоено частично, но
пробелы
не
носят
существенного
характера,
необходимые
знания
сформированы, большинство
предусмотренных программой
обучения учебных заданий
выполнено,
некоторые
из
выполненных заданий содержат
ошибки.
«Неудовлетворительно»
−
теоретическое
содержание
курса не освоено, необходимые
знания
не
сформированы,
выполненные учебные задания
содержат грубые ошибки.
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
использовать
«Отлично» − теоретическое Экспертное
информационные ресурсы для содержание курса освоено наблюдение
за
поиска
и
хранения полностью,
без
пробелов, ходом выполнения
информации;
умения сформированы, все практической
обрабатывать текстовую и предусмотренные программой работы,
табличную информацию;
учебные задания выполнены, составлением схемы
использовать деловую графику качество
их
выполнения конспекта,
и мультимедиа - информацию; оценено высоко.
подготовки
создавать презентации;
терминологического
«Хорошо» −
применять
антивирусные теоретическое
содержание словаря.
средства защиты информации; курса освоено полностью, без
читать
(интерпретировать) пробелов, некоторые умения
интерфейс
сформированы недостаточно,
специализированного
все
предусмотренные
программного
обеспечения, программой учебные задания
находить контекстную помощь, выполнены, некоторые виды
работать с документацией;
заданий
выполнены
с
применять
ошибками.
специализированное
«Удовлетворительно»
−
программное обеспечение для теоретическое
содержание
сбора, хранения и обработки курса освоено
частично,
информации в соответствии с но
пробелы
не
носят
изучаемыми
существенного
характера,
профессиональными
необходимые умения работы с
модулями;
освоенным
материалом
пользоваться
сформированы, большинство
автоматизированными
предусмотренных программой
системами делопроизводства;
обучения учебных заданий
применять методы и средства выполнено,
некоторые
из
защиты информации.
11
выполненных заданий содержат
ошибки.
«Неудовлетворительно»
−
теоретическое
содержание
курса не освоено, необходимые
умения не сформированы,
выполненные учебные задания
содержат грубые ошибки.
12
13