ОУД. 05 Информатика

Приложение 1.1. Рабочие программы учебных
дисциплин
Приложение 1.5
к ПООП по специальности
19.02.11 Технология продуктов питания из растительного сырья

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 05 Информатика

Разработчик программы: Жаров А.В., преподаватель общеобразовательных дисциплин
ГБПОУ КК ВЗСТ

п.Венцы
2023г.

1

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины
"Информатика" ......................................................................................................................
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ................................................
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ...................................
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины ....................

2

1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Информатика»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы СПО:
Общеобразовательная дисциплина «Информатика» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС
СПО для специальности 19.02.11 Технология продуктов питания из растительного сырья
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины
Цель дисциплины «Информатика» направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование
современной научной картины мира, роль информационных процессов в современном
обществе, биологических и технических системах; овладение умениями применять,
анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и
процессов, используя при этом цифровые технологии, в том числе при изучении других
дисциплин; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей путём освоения и использования методов информатики и цифровых
технологий при изучении различных учебных предметов; воспитание ответственного
отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования цифровых технологий в индивидуальной и
коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК.

3

Личностные
реализации
воспитания

результаты
программы

Осознающий себя гражданином и защитником великой
страны.
Проявляющий
активную
гражданскую позицию,
демонстрирующий
приверженность
принципам
честности, порядочности, открытости, экономически
активный и участвующий в студенческом и
территориальном самоуправлении, в том числе на
условиях
добровольчества,
продуктивно
взаимодействующий и участвующий в деятельности
общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий
идеалам
гражданского
общества,
обеспечения
безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный
к установкам и проявлениям представителей субкультур,
отличающий их от групп с деструктивным и девиантным
поведением.
Демонстрирующий
неприятие
и
предупреждающий социально опасное поведение
окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям
труда, осознающий ценность собственного труда.
Стремящийся к формированию в сетевой среде
личностно и профессионального конструктивного
«цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине,
родному народу, малой родине, принятию традиционных
ценностей многонационального народа России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и
готовность к участию в социальной поддержке и
волонтерских движениях.
Осознающий
приоритетную
ценность
личности
человека;
уважающий
собственную
и
чужую
уникальность в различных ситуациях, во всех формах и
видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к
представителям различных этнокультурных, социальных,
конфессиональных и иных групп. Сопричастный к
сохранению, преумножению и трансляции культурных
традиций и ценностей многонационального российского
государства.
ОУД. 05 Информатика ЛР1ЛР2ЛРЗЛР 4ЛР 5ЛР 6ЛР 7ЛР
8

Код личностных
результатов реализации
программы воспитания
ЛР1

ЛР2

ЛРЗ

ЛР 4

ЛР 5
ЛР 6

ЛР 7

ЛР 8

4

Код и наименование
формируемых
компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины
умения

знания

ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности
мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности
технологической
и
социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно
выполнять
такую
деятельность;
интерес
к
различным
сферам
профессиональной деятельности,
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и
актуализировать проблему, рассматривать
ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак
или
основания
для
сравнения,
классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
выявлять
закономерности
и
противоречия
в
рассматриваемых
явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,

- понимать угрозу информационной безопасности, использовать
методы и средства противодействия этим угрозам, соблюдение
мер
безопасности,
предотвращающих
незаконное
распространение персональных данных; соблюдение требований
техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и
другими компонентами цифрового окружения; понимание
правовых основ использования компьютерных программ, баз
данных и работы в сети Интернет;
- уметь организовывать личное информационное пространство с
использованием различных средств цифровых технологий;
понимание возможностей цифровых сервисов государственных
услуг, цифровых образовательных сервисов; понимание
возможностей и ограничений технологий искусственного
интеллекта в различных областях; наличие представлений об
использовании информационных технологий в различных
профессиональных сферах
- уметь реализовать этапы решения задач на компьютере;
умение реализовывать на выбранном для изучения языке
программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++,
С#) типовые алгоритмы обработки чисел, числовых
последовательностей и массивов: представление числа в виде
набора простых сомножителей; нахождение максимальной
(минимальной) цифры натурального числа, записанного в
системе счисления с основанием, не превышающим 10;
вычисление обобщенных характеристик элементов массива или
числовой последовательности (суммы, произведения среднего
5

оценивать
соответствие
результатов арифметического, минимального и максимального элементов,
целям, оценивать риски последствий количества элементов, удовлетворяющих заданному условию);
деятельности;
сортировку элементов массива;
- развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи
и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить аргументы
для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе
решения задачи результаты, критически
оценивать
их
достоверность,
прогнозировать изменение в новых
условиях;
уметь
переносить
знания
в
познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в
познавательной и социальной практике
6

ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

В области ценности научного познания:
форсированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места
в поликультурном мире;
совершенствование
языковой
и
читательской культуры как средства
взаимодействия
между
людьми
и
познания мира;
осознание
ценности
научной
деятельности, готовность осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
владеть
навыками
получения
информации из источников разных типов,
самостоятельно
осуществлять
поиск,
анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм
представления;
- создавать тексты в различных форматах
с учетом назначения информации и
целевой аудитории, выбирая оптимальную
форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность

- владеть представлениями о роли информации и связанных с
ней процессов в природе, технике и обществе; понятиями
«информация», «информационный процесс», «система»,
«компоненты системы» «системный эффект», «информационная
система», «система управления»; владеть методами поиска
информации в сети Интернет; уметь критически оценивать
информацию, полученную из сети Интернет; характеризовать
большие данные, приводить примеры источников их получения
и направления использования;
понимать
основные
принципы
устройства
и
функционирования современных стационарных и мобильных
компьютеров; тенденций развития компьютерных технологий;
владеть навыками работы с операционными системами и
основными видами программного обеспечения для решения
учебных задач по выбранной специализации;
- иметь представления о компьютерных сетях и их роли в
современном мире; об общих принципах разработки и
функционирования интернет-приложений;
- понимать основные принципы дискретизации различных видов
информации; уметь определять информационный объем
текстовых, графических и звуковых данных при заданных
параметрах дискретизации;
- уметь строить неравномерные коды, допускающие
однозначное декодирование сообщений (префиксные коды);
использовать
простейшие
коды,
которые
позволяют
обнаруживать и исправлять ошибки при передаче данных;
- владеть теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять
представление заданного натурального числа в различных
системах счисления; выполнять преобразования логических
7

информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных
и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных
и организационных задач с соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических
норм,
норм
информационной
безопасности;
- владеть навыками распознавания и
защиты информации, информационной
безопасности личности

выражений, используя законы алгебры логики; определять
кратчайший путь во взвешенном графе и количество путей
между вершинами ориентированного ациклического графа;
- уметь читать и понимать программы, реализующие несложные
алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в том
числе массивов и символьных строк) на выбранном для
изучения универсальном языке программирования высокого
уровня (Паскаль, Python, Java, С++, С#); анализировать
алгоритмы с использованием таблиц трассировки; определять
без использования компьютера результаты выполнения
несложных программ, включающих циклы, ветвления и
подпрограммы,
при
заданных
исходных
данных;
модифицировать готовые программы для решения новых задач,
использовать их в своих программах в качестве подпрограмм
(процедур, функций);
- уметь создавать структурированные текстовые документы и
демонстрационные материалы с использованием возможностей
современных программных средств и облачных сервисов;
умение использовать табличные (реляционные) базы данных, в
частности, составлять запросы в базах данных (в том числе
вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в
базе данных; наполнять разработанную базу данных; умение
использовать электронные таблицы для анализа, представления
и обработки данных (включая вычисление суммы, среднего
арифметического, наибольшего и наименьшего значений,
решение уравнений);
- уметь использовать компьютерно-математические модели для
анализа объектов и процессов: формулировать цель
моделирования, выполнять анализ результатов, полученных в
8

ходе моделирования;
оценивать
адекватность
модели
моделируемому объекту или процессу; представлять результаты
моделирования в наглядном виде;
- уметь классифицировать основные задачи анализа данных
(прогнозирование, классификация, кластеризация, анализ
отклонений); понимать последовательность решения задач
анализа данных: сбор первичных данных, очистка и оценка
качества данных, выбор
и/или
построение модели,
преобразование данных, визуализация данных, интерпретация
результатов;
- иметь представления о базовых принципах организации и
функционирования компьютерных сетей;
- уметь определять среднюю скорость передачи данных,
оценивать изменение времени передачи при изменении
информационного объема данных и характеристик канала связи;
- уметь строить код, обеспечивающий наименьшую возможную
среднюю длину сообщения при известной частоте символов;
пояснять принципы работы простых алгоритмов сжатия данных;
- уметь использовать при решении задач свойства позиционной
записи чисел, алгоритмы построения записи числа в
позиционной системе счисления с заданным основанием и
построения числа по строке, содержащей запись этого числа в
позиционной системе счисления с заданным основанием; уметь
выполнять арифметические операции в позиционных системах
счисления; умение строить логическое выражение в
дизъюнктивной и конъюнктивной нормальных формах по
заданной таблице истинности; исследовать область истинности
высказывания, содержащего переменные; решать несложные
логические уравнения; уметь решать алгоритмические задачи,
9

связанные с анализом графов (задачи построения оптимального
пути между вершинами графа, определения количества
различных путей между вершинами ориентированного
ациклического графа); уметь использовать деревья при анализе
и построении кодов и для представления арифметических
выражений, при решении задач поиска и сортировки; уметь
строить дерево игры по заданному алгоритму; разрабатывать и
обосновывать выигрышную стратегию игры;
- понимать базовые алгоритмы обработки числовой и текстовой
информации (запись чисел в позиционной системе счисления,
делимость целых чисел; нахождение всех простых чисел в
заданном диапазоне; обработка многоразрядных целых чисел;
анализ символьных строк и других), алгоритмов поиска и
сортировки; умение определять сложность изучаемых в курсе
базовых алгоритмов (суммирование элементов массива,
сортировка массива, переборные алгоритмы, двоичный поиск) и
приводить примеры нескольких алгоритмов разной сложности
для решения одной задачи;
- владеть универсальным языком программирования высокого
уровня (Паскаль, Python, Java, С++, С#), представлениями о
базовых типах данных и структурах данных; умение
использовать основные управляющие конструкции; уметь
осуществлять анализ предложенной программы: определять
результаты работы программы при заданных исходных данных;
определять, при каких исходных данных возможно получение
указанных результатов; выявлять данные, которые могут
привести к ошибке в работе программы; формулировать
предложения по улучшению программного кода;
- уметь разрабатывать и реализовывать в виде программ базовые
10

ПК 1.2 Выполнять
технологические
операции
по
производству,
в
соответствии
с
технологическими
инструкциями

Навыки: приема-сдачи сырья и расходных
материалов, мониторинга показателей
входного качества и поступающего
объема сырья и расходных материалов,
регулирование параметров и режимов
технологических
операций
готовой
продукции,
проведение
технических
наблюдений за ходом технологического
процесса с внесением результатов в
журналы
ведения
технологических
процессов производства
Умения:
рассчитывать
необходимый
объем сырья и расходных материалов в
процессе выполнения технологических

алгоритмы; использовать в программах данные различных типов
с учетом ограничений на диапазон их возможных значений,
применять при решении задач структуры данных (списки,
словари, стеки, очереди, деревья); применять стандартные и
собственные подпрограммы для обработки числовых данных и
символьных строк; использовать при разработке программ
библиотеки подпрограмм; знать функциональные возможности
инструментальных средств среды разработки; умение
использовать
средства
отладки
программ
в
среде
программирования; умение документировать программы;
- уметь создавать веб-страницы; умение использовать
электронные таблицы для анализа, представления и обработки
данных (включая выбор оптимального решения, подбор линии
тренда, решение задач прогнозирования); владеть основными
сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и
работы с ними; использовать табличные (реляционные) базы
данных и справочные системы
Знания: нормативы расходов, сырья, полуфабрикатов,
расходного
материала,
порядок
и
периодичность
производственного контроля качества сырья, полуфабрикатов,
расходного материала, готовой продукции, порядок приемки,
эксплуатации технологического оборудования,
устройство и принцип работы тесторазделочного оборудования,
требования
нормативно-технической
документации,
предъявляемые к качеству макаронных изделий, стадии
технологического процесса производства макаронных изделий и
методы контроля на каждой стадии,
правила упаковки и маркировки готовой продукции,
документооборот, правила оформления и периодичность
заполнения
документации
при
производстве
хлеба,
кондитерских и макаронных изделий
11

ПК 4.1 Планировать
основные показатели
производственного
процесса

ПК 4.4 Контролировать
ход
и
оценивать
результаты
работы
трудового коллектива

операций, эксплуатировать оборудование
для обеспечения процессов размножения
и выращивания дрожжей,
упаковки
и
маркировки
готовой
продукции,
настраивать
автоматизированную
программу
технологического процесса производства
хлеба, хлебобулочных, макаронных и
кондитерских изделий
Навыки:
планирования
работ
структурного подразделения;
оценки
эффективности
деятельности
структурного подразделения; принятия
управленческих решений по организации
выполнения работ исполнителями
Умения:
планировать
работы
исполнителям в соответствии с их
должностными инструкциями; оформлять
и
проверять
планы
работ
по
установленной форме
Навыки:
группировки
и
анализа
информации;
расчета
показателей
производительности
труда;
расчета
экономического эффекта от внедрения
мероприятий научной организации труда;
расчета суммы прибыли, процента
рентабельности; расчета показателей
использования
производственных
мощностей, основных и оборотных
средств
Умения: использовать различные методы
контроля работы трудового коллектива;
осуществлять анализ и оценивать работу

Знания: принципы планирования работ исполнителям; основные
приемы организации работ исполнителей; способы и показатели
оценки качества работ, выполняемых исполнителями

Знания: способы и показатели оценки результатов работы
трудового коллектива

12

трудового коллектива по результатам
сопоставления
результатов
работы
стандартам деятельности; принимать
управленческие решения по повышению
результативности
работы
трудового
коллектива
ПК 4.5 Вести учётно- Навыки: ведения утвержденной учетноотчетной
документации;
проверки
отчётную
товарного
оформления
и
хранения
документацию
продукции; оформления документов на
отпущенную продукцию; составления
отчетов
по
расходу
сырья,
вспомогательных материалов, упаковки и
тары; учета брака и анализа причин
образования дефектов продукции
Умения: оформлять учетно-отчетную
документацию; проверять операции по
товарному оформлению и хранению
продукции;
проверять
правильность
оформления документов на отпущенную
продукцию; составлять отчеты по расходу
сырья, материалов и тары; вести учет
брака и анализ причин образования
дефектов
продукции;
определять
потребности в рабочей силе; вести учет
рабочего времени

Знания: учет и отчетность в производстве продуктов питания из
растительного сырья; основы производственного учета;
материальный баланс сырья, вспомогательных, упаковочных
материалов и тары; нормы времени и выработки по
технологическим операциям

13

1.2.3 Требования к предметным результатам освоения базового курса Информатика
отражают:
В результате изучения информатики на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы метапредметные и предметные результаты,
Метапредметные результаты освоения программы среднего общего образования должны
отражать:
1) Базовые логические действия:
✓
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её
всесторонне;
✓
устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
✓
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
✓
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
✓
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
✓
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
✓
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
✓
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
2) Базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
✓
овладеть видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
✓
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
✓
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
✓
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт; осуществлять
целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную
среду;
переносить
знания
в
познавательную
и
практическую
области
жизнедеятельности;интегрировать знания из разных предметных областей;
✓
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения, ставить
проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
3) работа с информацией: владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
✓
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
✓
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым
и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и

14

коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
✓
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности.
общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и уметь смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия, аргументированно вести диалог;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения.
2) совместная деятельность:
✓
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
✓
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
✓
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
✓
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;

Осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
✓
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
✓
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
решение;
оценивать приобретённый опыт;
✓
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
2) самоконтроль:
✓
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
✓
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы
рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
✓
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности.
3) принятия себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
15

признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Предметным результатам освоения базового курса информатики должны отражать:
1) владение представлениями о роли информации и связанных с ней процессов в природе,
технике и обществе; понятиями «информация», «информационный процесс», «система»,
«компоненты системы», «системный эффект», «информационная система», «система
управления»; владение методами поиска информации в сети Интернет; умение критически
оценивать информацию, полученную из сети Интернет; умение характеризовать большие
данные, приводить примеры источников их получения и направления использования;
2)
понимание основных принципов устройства и функционирования современных
стационарных и мобильных компьютеров; тенденций развития компьютерных технологий;
владение навыками работы с операционными системами и основными видами программного
обеспечения для решения учебных задач по выбранной специализации;
3) наличие представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; об общих
принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
4) понимание угроз информационной безопасности, использование методов и средств
противодействия этим угрозам, соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное
распространение персональных данных; соблюдение требований техники безопасности и
гигиены при работе с компьютерами и другими компонентами цифрового окружения;
понимание правовых основ использования компьютерных программ, баз данных и работы в
сети Интернет;
5) понимание основных принципов дискретизации различных видов информации; умение
определять информационный объем текстовых, графических и звуковых данных при заданных
параметрах дискретизации;
6)
умение строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование
сообщений (префиксные коды); использовать простейшие коды, которые позволяют
обнаруживать и исправлять ошибки при передаче данных;
7) владение теоретическим аппаратом, позволяющим осуществлять представление заданного
натурального числа в различных системах счисления; выполнять преобразования логических
выражений, используя законы алгебры логики; определять кратчайший путь во взвешенном
графе и количество путей между вершинами ориентированного ациклического графа;
8) умение читать и понимать программы, реализующие несложные алгоритмы обработки
числовых и текстовых данных (в том числе массивов и символьных строк) на выбранном для
изучения универсальном языке программирования высокого уровня (Паскаль, РуЙюп, 1ауа,
С++, С#); анализировать алгоритмы с использованием таблиц трассировки; определять без
использования компьютера результаты выполнения несложных программ, включающих
циклы, ветвления и подпрограммы, при заданных исходных данных; модифицировать готовые
программы для решения новых задач, использовать их в своих программах в качестве
подпрограмм (процедур, функций);
9) умение реализовать этапы решения задач на компьютере; умение реализовывать на
выбранном для изучения языке программирования высокого уровня (Паскаль, Руйюп, 1ауа,
С++, С#) типовые алгоритмы обработки чисел, числовых последовательностей и массивов:
16

представление числа в виде набора простых сомножителей; нахождение максимальной
(минимальной) цифры натурального числа, записанного в системе счисления с основанием, не
превышающим 10; вычисление обобщённых характеристик элементов массива или числовой
последовательности (суммы, произведения среднего арифметического, минимального и
максимального элементов, количества элементов, удовлетворяющих заданному условию);
сортировку элементов массива;
10)
умение создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные
материалы с использованием возможностей современных программных средств и облачных
сервисов; умение использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности,
составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку
и поиск записей в базе данных; наполнять разработанную базу данных; умение использовать
электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая вычисление
суммы, среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений, решение
уравнений);
11) умение использовать компьютерно-математические модели для анализа объектов и
процессов: формулировать цель моделирования, выполнять анализ результатов, полученных в
ходе моделирования; оценивать адекватность модели моделируемому объекту или процессу;
представлять результаты моделирования в наглядном виде;
12)
умение организовывать личное информационное пространство с использованием
различных средств цифровых технологий; понимание возможностей цифровых сервисов
государственных услуг, цифровых образовательных сервисов; понимание возможностей и
ограничений технологий искусственного интеллекта в различных областях; наличие
представлений
об
использовании
информационных
технологий
в
различных
профессиональных сферах.

17

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины

144

в т.ч. в форме практической подготовки

78

в т. ч.:
теоретическое обучение

66

Практические занятия профессиональной значимости

78

индивидуальный проект

да

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачёт) во 2 семестре

18

2.2. Тематический план и содержание дисциплины

Наименование разделов
и тем
Основное содержание
Раздел 1.
Тема 1.1. Информация и
информационные
процессы

Тема 1.2. Подходы к
измерению информации

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), Практические занятия профессиональной
значимости, прикладной модуль (при наличии)
Информация и информационная деятельность человека
Содержание учебного материала
Роль информационной деятельности в современном обществе,
экологической образовательной среде
Информация и информационные процессы.
Значение информатики при освоении специальности
Основные этапы развития информационного общества.

Объем часов

40
8
его

Подходы к изменению информации.
Единицы измерения.
Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
Информационные объекты различных видов
Содержание учебного материала
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.
Передача и хранение информации
Практические
занятия
профессиональной
профессиональной значимости
Практическое занятие №1 Создание архивных данных

1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1

значимости

Формируемые
компетенции

ОК 02
ПК 1.2,
ПК2.1

ОК 02
ПК 1.2,
ПК2.1
ПК2.3

3
1
19

Тема 1.3. Компьютер и
цифровое
представление
информации.
Устройство компьютера

Тема 1.4. Кодирование
информации. Системы
счисления

Практическое занятие №2 Изменение данных в архиве

1

Практическое занятие №3 Извлечение данных из архива. Атрибуты файла
и его объем. Учет объемов при их хранении.

1

Содержание учебного материала
Принципы построения компьютеров.

6
1

Принцип открытой архитектуры. Магистраль.

1

Аппаратное устройства компьютера

1

Внешняя память. Устройства ввода-вывода. Поколение ЭВМ. Архитектура.

1

Основные характеристики компьютеров.

1

Программное обеспечение. Сетевое программное обеспечение

1

Содержание учебного материала
Системы счисления. Перевод чисел из недесятичной позиционной систем в
десятичную.

7

Арифметические действия в различных СС

1

Представление числовых данных: общие принципы представления данных,
формы.

1

Представление текстовых данных.

1

Представление графических, звуковых видеоданных, кодирование данных
произвольного вида

1

Практические занятия профессиональной значимости

2

Практическое занятие №4 Кодирование текстовой информации

1

ОК 02
ПК 1.2,

ОК 02

1

20

Практическое занятие №5 Кодирование графических звуковых и видео
данных
Тема 1.5. Элементы
комбинаторики, теории
множеств и
математической логики

Тема 1.6.
Компьютерные сети:
локальные сети, сеть
Интернет

Содержание учебного материала
Основные понятия алгебры логики: высказывание, логические операции,
построение таблицы истинности логического выражения.
Графический метод алгебры логики.
Операции над множествами.
Решение логических задач графическим способом

3

Содержание учебного материала
Компьютерные сети их классификация.

7

Работа в локальной сети.

1

Топологии локальных сетей. Обмен данными.

1

Глобальная сеть Интернет

1

IP-адресация. Правовые основы работы в сети Интернет

1

Практические занятия профессиональной значимости
Практическое занятие №6 Определение IP – адреса компьютера. Интернет.
Адресация в сети Интернет (IP-адреса, маски подсети).
Практическое занятие №7 Система доменных имен. Технология WWW.
Браузеры.
Тема 1.7. Службы
Интернета

1

Содержание учебного материала
Службы и серверы Интернета (электронная почта, видеоконференции,
форумы, мессенджеры, социальные сети).
Компьютерные сети Интернет.

ОК 02

1
1
1
1

ОК 01
ОК 02

2
1
1
4

ОК 02

1
1
21

Тема 1.8. Сетевое
хранение данных и
цифрового контента

Практические занятия профессиональной значимости
Практическое занятие №8 Работа с информационно-поисковыми
системами

2

Практическое занятие №9 Работа с порталом государственных услуг

1

Содержание учебного материала
Организация личного информационного пространства.

6

1

Разделение прав доступа в облачных хранилищах

1

Соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное
распространение персональных данных.

1

Практическое занятие №11Обработка персональных данных с
использованием средств автоматизации.

Раздел 2.

1

Облачные сервисы.

Практические занятия профессиональной значимости
Практическое занятие №10 Организация и проведение мероприятий по
защите персональных данных

Тема 1.9.
Информационная
безопасность

1

Содержание учебного материала
Информационная безопасность и тренды в развитии цифровых технологий;
риски и прогнозы использования при решении профессиональных задач

ОК 01
ОК 02

2
1
1
4
1

Вредоносные программы. Антивирусные программы.

1

Безопасность в Интернете (сетевые угрозы, мошенничество)

1

Виды программного обеспечения для обработки текстовой информации.

1

Использование программных систем и сервисов

16

ОК 02 ОК
07,ОК-09

01-ОК

ПК 1.2, ПК2.1, ПК 2.3

22

Тема 2.1. Обработка
информации в
текстовых процессорах

Содержание учебного материала
Текстовые документы.

6
1

Создание текстовых документов
Виды программного обеспечения для обработки текстовой информации.
Практические занятия профессиональной значимости
Практическое занятие №12 Редактирование текстовых документов
Практическое занятие № 13 Форматирование текстовых документов
Практическое занятие №14 Операции ввода
Содержание учебного материала

1
1
3
1
1
1

Многостраничные документы. Структура документа.
Гипертекстовые документы. Совместная работа над документом. Шаблоны.

1

Содержание учебного материала
Практические занятия профессиональной значимости
Практическое занятие №15 Компьютерная графика и её виды. Форматы
мультимедийных файлов. Графические редакторы (ПО Gimp, Inkscape).
Практическое занятие №16 Программы по записи и редактирования звука
(ПО АудиоМастер). Программы редактирования видео (ПО Movavi)
Содержание учебного материала
Технологии обработки различных объектов компьютерной графики

2
2

Растровые и векторные изображения, обработка звука, монтаж видео)
Тема 2.5. Представление Содержание учебного материала
профессиональной
Практические занятия профессиональной значимости
информации в виде
Практическое занятие №17 Виды компьютерных презентаций. Основные
презентаций
этапы разработки презентации. Анимация в презентации. Шаблоны.

1
1
1

Тема 2.2. Технологии
создания
структурированных
текстовых документов
Тема 2.3. Компьютерная
графика и мультимедиа

Тема 2.4. Технологии
обработки графических
объектов

2

ОК 01- ОК 02 ОК 07,
ОК-09
ПК 1.2, ПК2.1, ПК 2.3

ОК 01- ОК 02 ОК 07,
ОК-09
ПК 1.2, ПК2.1, ПК 2.3

1
ОК 01- ОК 02 ОК 07,
ОК-09
ПК 1.2, ПК2.1, ПК 2.3

1
1
2
1

ОК 01- ОК 02 ОК 07,
ОК-09
ПК 1.2, ПК2.1, ПК 2.3
ОК 01- ОК 02 ОК 07,
ОК-09
ПК 1.2, ПК2.1, ПК 2.3

1
23

Тема 2.6.
Интерактивные и
мультимедийные
объекты на слайде
Тема 2.7.
Гипертекстовое
представление
информации

Композиция объектов презентации
Содержание учебного материала
Практические занятия профессиональной значимости
Практическое занятие №18 Принципы мультимедия. Интерактивное
представление информации
Содержание учебного материала
Практические занятия профессиональной значимости
Практическое занятие №19 Язык разметки гипертекста HTML.
Оформление гипертекстовой страницы. Веб-сайты и веб-страницы

1
1
1
2
1
1

ОК 02 ОК 01- ОК 02
ОК 07,
ОК-09
ПК 1.2, ПК2.1, ПК 2.3
ОК 02 ОК 01- ОК 02
ОК 07,
ОК-09
ПК 1.2, ПК2.1, ПК 2.3

Раздел 3.
Тема 3.1.
Модели и
моделирование. Этапы
моделирования

Информационное моделирование
Содержание учебного материала
Представление о компьютерных моделях. Виды моделей.
Адекватность модели. Основные этапы компьютерного моделирования

25
2
1

Тема 3.2.
Списки, графы, деревья

Содержание учебного материала
Структура информации. Списки, графы, деревья.

2
1

ОК 01- ОК 02 ОК 07,
ОК-09
ПК 1.2, ПК2.1, ПК 2.3

Алгоритм построения дерева решений
Тема 3.3.
Содержание учебного материала
Математические модели Алгоритмы моделирования кратчайших путей между вершинами
в профессиональной
Практические занятия профессиональной значимости
области
Практическое занятие №20 Алгоритм Дейкстры, Метод динамического
программирования. Элементы теории игр (выигрышная стратегия)

1
3
1
1

ОК 01- ОК 02 ОК 07,
ОК-09 ПК 1.2, ПК2.1,
ПК 2.3

Тема 3.4. Понятие
алгоритма и основные

4
2

Содержание учебного материала
Практические занятия профессиональной значимости

ОК 01- ОК 02 ОК 07,
ОК-09
ПК 1.2, ПК2.1, ПК 2.3

1

1
ОК 01- ОК 02 ОК 07,
ПК 1.2, ПК2.1, ПК 2.3
24

алгоритмические
структуры
Тема 3.5.
Анализ алгоритмов в
профессиональной
области

Тема 3.6. Базы данных
как модель предметной
области

Тема 3.7. Технологии
обработки информации
в электронных
таблицах

Тема 3.8. Формулы и
функции в электронных
таблицах

Практическое занятие №21 Понятие алгоритма. Свойства алгоритма.
Практическое занятие №22 Способы записи алгоритма. Основные
алгоритмические структуры.
Содержание учебного материала
Структурированные типы данных. Массивы. Вспомогательные алгоритмы
Практические занятия профессиональной значимости
Практическое занятие №23 . Задачи поиска элемента с заданными
свойствами. Анализ типовых алгоритмов обработки чисел, числовых
последовательностей и массивов
Содержание учебного материала
Базы данных как модель предметной области. Таблицы и реляционные базы
данных
Практические занятия профессиональной значимости
Практическое занятие №24 Таблицы и реляционные базы данных
Практическое занятие №25Реляционные базы данных
Содержание учебного материала
Практические занятия профессиональной значимости
Практическое занятие №26 Табличный процессор. Приёмы ввода,
редактирования, форматирования в табличном процессоре.
Практическое занятие №27 Адресация. Сортировка, фильтрация, условное
форматирование
Содержание учебного материала
Практические занятия профессиональной значимости
Практическое занятие №28 Формулы и функции в электронных таблицах.
Встроенные функции и их использование.
Практическое занятие №29 Математические и статистические функции.

1
1
2

ОК 02
ПК 1.2, ПК2.1, ПК 2.3

1
1
1
4
1
3
2
1
4
2

ОК 01- ОК 02 ОК 07,
ПК 1.2, ПК2.1, ПК 2.3

ОК 01- ОК 02 ОК 07,
ПК 1.2, ПК2.1, ПК 2.3

1
1
2
2

ОК 01- ОК 02 ОК 07,
ПК 1.2, ПК2.1, ПК 2.3

1
1
25

Тема 3.9. Визуализация
данных в электронных
таблицах
Тема 3.10.
Моделирование в
электронных таблицах
(на примерах задач из
профессиональной
области)
Прикладной модуль 1
Тема 1.1. Модели
данных

Тема 1.2.
Визуализация данных

Содержание учебного материала
Практические занятия профессиональной значимости

1

Практическое занятие №30 Визуализация данных в электронных таблицах
Содержание учебного материала
Практические занятия профессиональной значимости
Практическое занятие № 31 Моделирование в электронных таблицах (на
примерах задач из профессиональной области)

1
2
1

1

ОК 01- ОК 02 ОК 07,
ПК 1.2, ПК2.1, ПК 2.3

ОК 01- ОК 02 ОК 07,
ПК 1.2, ПК2.1, ПК 2.3

1

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Основы аналитики и визуализации данных
27
Содержание учебного материала
4
Надстройка Excel Power Pivot

1

Практические занятия профессиональной значимости

3

Практическое занятие №32 Табличное представление данных

1

Практическое занятие №33 Экспорт данных, модели данных

1

Практическое занятие №34 Большие данные

1

Содержание учебного материала

5

Аналитический сервис Yandex DataLens:

1

Практические занятия профессиональной значимости

4

Практическое занятие №35 Общий обзор, возможности.

2

Практическое занятие №36 Регистрация, интерфейс.

2

ОК 01- ОК 02 ОК 07,
ПК 1.2, ПК2.1, ПК 2.3

ОК 01- ОК 02 ОК 07,
ПК 1.2, ПК2.1, ПК 2.3

26

Тема 1.3. Потоки
данных

Тема 1.4 Принятие
решений на основе
данных

Тема 1.5 Проектная
работа. Кейс анализа
данных

Содержание учебного материала
Практические занятия профессиональной значимости

6
6

Практическое занятие №37 Аналитический сервис Yandex DataLens:

2

Практическое занятие №38 Аналитический сервис Yandex DataLens

2

Практическое занятие №39 Потоки данных.

2

Содержание учебного материала

6

Аналитический сервис Yandex DataLens:

1

Принятие решений на основе данных.

1

Практические занятия профессиональной значимости

4

Практическое занятие №40 Тепловые карты

2

Практическое занятие №41 Геоданные

2

Содержание учебного материала

6

Практические занятия профессиональной значимости

6

Практическое занятие №42 Аналитический сервис Yandex DataLens: . Кейс
анализа данных

2

Практическое занятие №43 Работа с датасетами
Практическое занятие №44 Кейс анализа данных
Прикладной модуль 2

Основы искусственного интеллекта

ОК 01- ОК 02 ОК 07,
ПК 1.2, ПК2.1, ПК 2.3

ОК 01- ОК 02 ОК 07,
ПК 1.2, ПК2.1, ПК 2.3

ОК 02 ОК 07, ПК 1.2,
ПК2.1, ПК 2.3

2
2
39
27

Тема 2.1.
Искусственный
интеллект: понятие,
сферы применения

Тема 2.2. Машинное
обучение: понятие,
виды

Тема 2.3. Этапы
разработки модели
машинного обучения.
Библиотеки машинного
обучения

Тема 2.4 Линейная
регрессия

Содержание учебного материала
Сущность понятия “искусственный интеллект”, история развития
искусственного интеллекта
Сферы применения и перспективы развития искусственного интеллекта
Практические занятия профессиональной значимости
Практическое занятие № 45 «слабый» искусственный интеллект,
«сильный» искусственный интеллект,
Содержание учебного материала
Понятие и виды машинного обучения; обучение с учителем,
Обучение без учителя, отбор данных для модели машинного обучения
Практические занятия профессиональной значимости
Практическое занятие №46 Задача регрессии, задача классификации,
задача кластеризации,
Содержание учебного материала
Сбор и подготовка данных, разработка модели, тестирование
модели
(валидация модели). Проблемы переобучения.
Практические занятия профессиональной значимости
Практическое занятие №47 Этапы разработки модели машинного
обучения: определение цели и задач (цель как модель результата, отличия
цели от задач, метрики для оценки результата)
Содержание учебного материала
Понятие линейной регрессии, целевая функция, линейное уравнение.
Практические занятия профессиональной значимости
Практическое занятие №48 Гомоскедастичность данных; подбор
коэффициентов линейного уравнения.
Практическое занятие №49 Создание, обучение и оценка модели линейной

3

ОК 02 ОК 07, ПК 1.2,
ПК2.1, ПК 2.3

1
1
1
1
3
1
1
1

ОК 02
ПК 1.2

1
3
1

ОК 02
ПК1.2, ПК2.1

2
2
6
2
4

ОК 02 ОК 07, ПК 1.2,
ПК2.1, ПК 2.3

2
2
28

Тема 2.5
Классификация.
Логистическая
регрессия

Тема 2.6 Деревья
решений. Случайный
лес

Тема 2.7 Кластеризация

Тема 2.8 Обобщение и
систематизация
основных понятий по
машинному обучению

регрессии; нелинейные функции
Содержание учебного материала
Цели и задачи классификации.
Практические занятия профессиональной значимости
Практическое занятие №50 Линейный классификатор, гиперплоскость,
бинарная классификация, мультиклассовая классификация; создание,
обучение и оценка модели логистической регрессии.
Практическое занятие №51 Матрица ошибок, метрики качества
логистической регрессии
Содержание учебного материала
Дерево решений, атрибуты, эффективность разбиения, глубина дерева, идея
алгоритма случайного леса
Практические занятия профессиональной значимости
Практическое занятие №52 Принцип мудрости толпы, случайный лес для
решения задачи классификации и регрессии
Содержание учебного материала
Кластеризация
Алгоритм k-средних, центроид
Практические занятия профессиональной значимости
Практическое занятие №53 Pасстояние между точками, решение задачи
кластеризации
Содержание учебного материала
Практическое занятие профессиональной значимости
Практическое занятие №54 Выполнение проектной работы «Создание
синквейнов и визуальной карты знаний по машинному обучению»
Практическое занятие №55 Визуальной карты знаний по машинному
обучению»

5
1
4

ОК 01- ОК 02 ОК 07,
ПК 1.2, ПК2.1, ПК 2.3

2
2
4
2

ОК 01- ОК 02, ПК 1.2,
ПК2.1, ПК 2.3

2
2
6
1
1
2

ОК 01- ОК 02, ПК 1.2,
ПК2.1, ПК 2.3

2
4
4

ОК 01- ОК 02 ОК 07,
ПК 1.2, ПК2.1, ПК 2.3

2
2
29

Тема 2.9 Разработка
модели машинного
обучения для решения
задачи классификации

Всего

Практические занятия профессиональной значимости
Практическое занятие №56 Оценка качества работы модели
Практическое занятие №57 Выполнение проектной работа «Разработка
модели машинного обучения для решения задачи классификации»:
изучение, анализ и преобразование данных; выбор модели, ее обучение;
Практическое занятие №58 Дифференцированный зачет

5
2

ОК 01- ОК 02 ОК 08,
ПК 1.2, ПК2.1, ПК 2.3

2
1
144ч.

30

2.3. Темы индивидуальных проектов
1. Интернет зависимость – проблема современного общества
2. Технологии будущего
3. Компьютерная зависимость ребёнка
4. Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты
5. Автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста.
6. Современные информационные технологии и их виды.
7. Решения проблемы защиты интеллектуальной собственности в Интернете.
8. История развития отечественных ЭВМ.
9.Негативное воздействие компьютера на здоровье человека и способы защиты.
10. Моделирование в электронных таблицах
11. Системы счисления Древнего мира.
12. Российские поисковые системы.
13. Программы для видеоконференций.
14. Способы обмена данными через Интернет.
15. Этические нормы поведения в информационной сети.
16. Разновидности поисковых систем в Интернете.
17. Развитие технологий соединения компьютеров в локальные сети.
18. Компьютерные игры: за и против.
19. Сравнительный анализ антивирусных программ.
31

20. QR-коды: создание и применение.
21. Основные инструменты поиска в СПС «Консультант Плюс».
22. Современные носители информации, их эволюция, направление развития.
23. Состав персонального компьютера

32

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация дисциплины требует наличия учебной компьютерной лаборатории
информатики.
Оборудование компьютерной лаборатории:
• посадочные места по количеству обучающихся;
• рабочее место преподавателя;
• маркерная доска;
• учебно-методическое обеспечение.
Технические средства обучения:
• компьютеры по количеству обучающихся;
• локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет;
• лицензионное системное и прикладное программное обеспечение;
• лицензионное антивирусное программное обеспечение;
• лицензионное специализированное программное обеспечение;
• Мультимедиа проектор.

№

Наименование оборудования

Техническое
описание

I Специализированная мебель
Основное оборудование
1

Стол ученический

Не регулируемый

14

2

Стул ученический

Не регулируемый

28

3

Доска классная

4

Кресло учителя

Элементная ДК – 1
32б
Не регулируемый
1

5

Стол учителя

А003

1

Дополнительное оборудование
6

Светильник

ЛБО 1*36

II Технические средства
7

Компьютер

100-304

8

СТО

Монитор диагональ 14
23 см.

14

3.2. Реализация элементов практической подготовки.
Практическая подготовка при реализации учебных дисциплин (модулей) организуется
путём проведения практических занятий, предусматривающих участие обучающихся в

33

выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной
деятельностью. Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия
лекционного типа, которые предусматривают передачу учебной информации
обучающимся, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей
профессиональной деятельностью.

3.3. Воспитательная составляющая программы.
Воспитательная система в колледже направлена на формирование и развитие
интеллектуальной, культурной, творческой, нравственной личности обучающегося,
будущего специалиста, сочетающего в себе профессиональные знания и умения, высокие
моральные и патриотические качества, обладающего правовой и коммуникативной
культурой, активной гражданской позицией. Каждое направление имеет перечень
развиваемых ОК. Это позволяет систематизировать и дифференцировать общие
компетенции. Благодаря этому Программа воспитания и социализации охватывает все
жизненные состояния, необходимые обучающимся любой профессии и возраста.
3.4. Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательная организация
имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с
момента издания.
3.4.1. Основная учебная литература
1.
Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: Практикум
для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей:
учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. —
М., 2020.
2.
Малясова С.В., Демьяненко С.В., Цветкова М.С. Информатика: Пособие для
подготовки к ЕГЭ /Под ред. М.С. Цветковой. - М., 2020.
3.
М.В. Гаврилов, В.А Климов. Информатика базовый уровень 10-11 класс Учебник
для СПО москва Юрайт 2023
4.
Цветкова М.С., Гаврилова С.А., Хлобыстова И.Ю. Информатика: Практикум для
профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей /Под
ред. М.С. Цветковой. - М., 2020.
5.
Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. и др. Информатика: электронный
учебнометодический комплекс. – М., 2020.
6. .Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика: Учебник. - М., 2020.
3.4.2. Основные электронные издания
1
https://academia-moscow.ru/reader/?id=5517701.
2
www.fcoir.eddo.run
(Федеральный
центр
ресурсов - ФЦИОР)

информационно-образовательных

34

3
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов). www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу
«Информатика»)
4
www.lms.iite.unesco.org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по
информационным технологиям)
5
http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО
ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании)
6
www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука /
Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
7
www.ict.edu.ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в
образовании»)
8
www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового
образования»)
9
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской
Федерации)
10
www.freeschool.altlinux.ru (портал Свободного программного обеспечения)
www.heap.altlinux.org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux)
www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «ОpenOffice.org: Теория и
практика»)

35

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих
и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
основные методы и средства «Отлично» − теоретическое Оценка выполнения
обработки, хранения, передачи содержание
курса
освоено практического
и накопления информации;
решение
полностью,
без
пробелов, задания,
назначение, состав, основные умения
сформированы,
все ситуационной
характеристики компьютера;
предусмотренные программой задачи, проведение
основные
компоненты учебные задания выполнены, дискуссий,
компьютерных
сетей, качество
их
выполнения мозгового штурма,
принципы пакетной передачи оценено высоко.
решение
данных,
организацию «Хорошо» −
ситуационных
межсетевого взаимодействия;
кейсов,
теоретическое содержание курса задач,
назначение
и
принципы освоено
выполнение
полностью,
без
использования системного и пробелов, некоторые знания творческоприкладного
программного сформированы
недостаточно, поисковых заданий.
обеспечения;
все
предусмотренные
технологию
поиска программой учебные задания
информации в Интернет;
выполнены, некоторые виды
принципы защиты информации заданий выполнены с ошибками.
от
несанкционированного «Удовлетворительно»
−
доступа;
теоретическое содержание курса
правовые
аспекты освоено частично, но пробелы
использования
не
носят
существенного
информационных технологий и характера, необходимые знания
программного обеспечения;
сформированы,
большинство
основные
понятия предусмотренных программой
автоматизированной обработки обучения
учебных
заданий
информации;
выполнено,
некоторые
из
основные угрозы и методы выполненных заданий содержат
обеспечения информационной ошибки.
безопасности.
«Неудовлетворительно»
−
теоретическое содержание курса
не освоено, необходимые знания
не сформированы, выполненные
учебные
задания
содержат
грубые ошибки.
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
использовать информационные «Отлично» − теоретическое Экспертное
ресурсы для поиска и хранения содержание
за
курса
освоено наблюдение
информации;
полностью,
без
пробелов, ходом выполнения
обрабатывать текстовую и умения
сформированы,
все практической
табличную информацию;
предусмотренные программой работы,
36

использовать деловую графику
и мультимедиа - информацию;
создавать презентации;
применять
антивирусные
средства защиты информации;
читать
(интерпретировать)
интерфейс специализированного
программного
обеспечения,
находить контекстную помощь,
работать с документацией;
применять специализированное
программное обеспечение для
сбора, хранения и обработки
информации в соответствии с
изучаемыми
профессиональными модулями;
пользоваться
автоматизированными
системами делопроизводства;
применять методы и средства
защиты информации.

учебные задания выполнены,
качество
их
выполнения
оценено высоко.
«Хорошо» −
теоретическое содержание курса
освоено
полностью,
без
пробелов, некоторые умения
сформированы
недостаточно,
все
предусмотренные
программой учебные задания
выполнены, некоторые виды
заданий выполнены с ошибками.
«Удовлетворительно»
−
теоретическое содержание курса
освоено
частично,
но
пробелы
не
носят
существенного
характера,
необходимые умения работы с
освоенным
материалом
сформированы,
большинство
предусмотренных программой
обучения
учебных
заданий
выполнено,
некоторые
из
выполненных заданий содержат
ошибки.
«Неудовлетворительно»
−
теоретическое содержание курса
не
освоено,
необходимые
умения
не
сформированы,
выполненные учебные задания
содержат грубые ошибки.

составлением схемы
конспекта,
подготовки
терминологическог
о словаря.

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».