СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения ……………………………………………………............................
2.Общая характеристика образовательной программы
3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
4. Требования к результатам освоения образовательной программы
4.1. Общие компетенции
4.2. Профессиональные компетенции
4.3. Целевые ориентиры воспитания
5. Структура образовательной программы
5.1. Учебный план
5.2. Календарный учебный график
5.3. Рабочая программа воспитания
5.4. Календарный план воспитательной работы
6. Условия реализации образовательной программы
6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы
6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы.
6.3. Требования к практической подготовке обучающихся.
6.4. Требования к организации воспитания обучающихся.
6.5. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
6.6. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы
7. Формирование фондов оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации
8. Разработчики основной образовательной программы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Учебный план.
Приложение 1.1. Программы учебных дисциплин
Приложение1.2.1. Рабочие программы профессиональных модулей
Приложение 2. Календарный учебный график.
Приложение 3. Рабочая программа воспитания
Приложение 4. Календарный план воспитательной работы
Приложение 5. Фонды примерных оценочных средств для государственной итоговой аттестации по специальности 35.02.08 «Электротехнические системы в агропромышленном
комплексе (АПК)»
2
4
5
6
23
30
40
40
41
Раздел 1. Общие положения
1.1. Настоящая основная профессиональная образовательная про-
грамма (ОПОП) по специальности 35.02.08 Электротехнические системы в
агропромышленном комплексе разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.08 Электротехнические системы в АПК,
утвержденного приказом Минпросвещения России от 27 мая 2022г. № 368.
(далее - ФГОС, ФГОС СПО).
ОПОП определяет рекомендованный объем и содержание среднего профессионального образования по специальности 35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.
ОПОП разработана для реализации образовательной программы
на базе основного общего образования образовательной организацией на
основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой
специальности.
1.2. Нормативные основания для разработки ОПОП:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минпросвещения России от 08 апреля 2021 г. № 153
«Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их
экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования»;
Приказ Минпросвещения России от 27 мая 2022г № 368 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 35.02.08 Электротехнические системы в АПК»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 августа 2022 года N 762 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования», зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 21.09.2022 N 70167;
Приказ Минпросвещения России от 08 ноября 2021 г. № 800
«Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;
Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России
№ 390 от 5 августа 2020 г. «О практической подготовке обучающихся»
(вместе с «Положением о практической подготовке обучающихся»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 14 мая 2019 года N 327н «Об утверждении профессионального стандарта "Работник по оперативно-технологическому управлению в
электрических сетях".
Постановление Правительства РФ от 13 октября 2020 г. N 1681
"О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования" (с изменениями и дополнениями).
Перечень сокращений, используемых в тексте ОПОП:
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ОПОП — основная профессиональная образовательная программа;
ОК - общие компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
ПС - профессиональный стандарт,
ОТФ - обобщенная трудовая функция;
ТФ - трудовая функция;
СГ - социально-гуманитарный цикл;
ОП -общепрофессиональный цикл/общепрофессиональная дисциплина;
П - профессиональный цикл;
МДМ - междисциплинарный модуль;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК — междисциплинарный курс;
ДЭ - демонстрационный экзамен;
ГИА - государственная итоговая аттестация.
2.Общая характеристика ОПОП СПО ППССЗ
Квалификация,
присваиваемая
выпускникам
образовательной
программы: техник.
При
разработке
образовательной
программы
организация
устанавливает направленность, которая соответствует специальности в целом.
Получение
образования
по
специальности
35.02.08
Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК)
допускается только в профессиональной образовательной организации.
Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической
подготовки.
Формы обучения: очная.
Объем
программы
по
освоению
программы
среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с
одновременным получением среднего общего образования: 4428
академических часов, со сроком обучения 2 года 10 месяцев.
Образовательная программа реализуется на государственном языке
Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным
актом образовательной организации.
При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения
образования по образовательной программе, вне зависимости от формы обучения, составляет не более срока получения образования, установленного для
соответствующей формы обучения.
При обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на один год по сравнению со
сроком получения образования для соответствующей формы обучения.
Конкретный срок получения образования в очно-заочной и заочной
формах обучения, а также по индивидуальному учебному плану, в том числе
при ускоренном обучении, определяется образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных пунктом 1.9 ФГОС СПО.
Для определения объема образовательной программы образовательной
организацией может быть применена система зачетных единиц, при этом одна
зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника
Области профессиональной деятельности выпускников: 13 Сельское
хозяйство (в сфере использования, технического обслуживания и ремонта
сельскохозяйственной техники, машин и оборудования, при производстве,
хранении и переработке продукции растениеводства и животноводства).
Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в
других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.
Соответствие видов деятельности профессиональным модулям и присваиваемой квалификации:
Наименование видов деятельности
1
Наименование профессиональных модулей
2
Виды деятельности
Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудова- ПМ.01 Монтаж, наладка и эксплуатация
ния (в т.ч. электроосвещения), автоматизация и робо- электрооборудования (в т.ч. электротизация сельскохозяйственных предприятий
освещения), автоматизация и роботизация сельскохозяйственных предприятий
Энергоснабжение сельскохозяйственных предприятий ПМ.02 Энергоснабжение сельскохозяйственных предприятий
Техническое обслуживание, диагностирование неис- ПМ.03 Техническое обслуживание, диаправностей и ремонт электрооборудования, автомати- гностирование неисправностей и ремонт
зированных и роботизированных систем на сельскохо- электрооборудования, автоматизированзяйственном предприятии
ных и роботизированных систем на
сельскохозяйственном предприятии
ВД, сформированные 00 совместно с работодателем (формируемые из часов вариативной части
ФГОС СПО)
Выполнение работ по одной или нескольким
профессиям рабочих, должностям служащих
ПМ.04 Выполнение работ по профессии рабочих "Электромонтер по обслуживанию элекгроустановок"
Раздел 4. Требования к результатам освоения образовательной
программы
Код
компетенции
Формулировка
компетенции
ОК 01
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам
ОК 02
Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
Знания, умения
Умения: распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять
её составные части; определять этапы решения
задачи;
выявлять
и
эффективно
искать
информацию, необходимую для решения задачи
и/или проблемы;
составлять
план
действия;
определять
необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами работы в
профессиональной
и
смежных
сферах;
реализовывать составленный план; оценивать
результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника)
Знания: актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором приходится
работать и жить; основные источники информации
и ресурсы для решения задач и проблем в
профессиональном и/или социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной
и смежных областях; методы работы в
профессиональной и смежных сферах; структуру
плана для решения задач; порядок оценки
результатов решения задач профессиональной
деятельности
Умения: определять задачи для поиска
информации; определять необходимые источники
информации; планировать процесс поиска;
структурировать
получаемую
информацию;
выделять
наиболее
значимое
в
перечне
информации; оценивать практическую значимость
результатов поиска; оформлять результаты поиска,
применять средства информационных технологий
для
решения
профессиональных
задач;
использовать
современное
программное
обеспечение; использовать различные цифровые
средства для решения профессиональных задач.
Знания:
номенклатура
информационных
источников, применяемых в профессиональной
деятельности;
приемы
структурирования
информации; формат оформления результатов
поиска информации, современные средства и
устройства
информатизации;
порядок
их
ОК 03
Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях.
ОК 04
Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде
ОК 05
Осуществлять устную и
письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и
культурного контекста
Проявлять гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
ОК 06
применения и программное обеспечение в
профессиональной деятельности в том числе с
использованием цифровых средств.
Умения: определять актуальность нормативноправовой документации в профессиональной
деятельности; применять современную научную
профессиональную терминологию; определять и
выстраивать
траектории
профессионального
развития
и
самообразования;
выявлять
достоинства и недостатки коммерческой идеи;
презентовать идеи открытия собственного дела в
профессиональной
деятельности;
оформлять
бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по
процентным ставкам кредитования; определять
инвестиционную
привлекательность
коммерческих идей в рамках профессиональной
деятельности;
презентовать
бизнес-идею;
определять источники финансирования
Знания: содержание актуальной нормативноправовой документации; современная научная и
профессиональная терминология; возможные
траектории профессионального развития и
самообразования; основы предпринимательской
деятельности; основы финансовой грамотности;
правила разработки бизнес-планов; порядок
выстраивания презентации; кредитные банковские
продукты
Умения: организовывать работу коллектива и
команды;
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством, клиентами в ходе профессиональной
деятельности
Знания: психологические основы деятельности
коллектива,
психологические
особенности
личности; основы проектной деятельности
Умения: грамотно излагать свои мысли и
оформлять документы по профессиональной
тематике на государственном языке, проявлять
толерантность в рабочем коллективе
Знания: особенности социального и культурного
контекста; правила оформления документов и
построения устных сообщений
Умения:
описывать
значимость
своей
специальности;
применять
стандарты
антикоррупционного поведения
Знания: сущность гражданско-патриотической
позиции,
общечеловеческих
ценностей;
значимость профессиональной деятельности по
специальности; стандарты антикоррупционного
поведения и последствия его нарушения
ОК 07
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно действовать
в чрезвычайных
ситуациях
ОК 08
Использовать средства
физической
культуры
для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной
деятельности и поддержания
необходимого
уровня физической подготовленности
ОК 09
Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках
Умения: соблюдать нормы экологической
безопасности;
определять
направления
ресурсосбережения в рамках профессиональной
деятельности по специальности осуществлять
работу с соблюдением принципов бережливого
производства; организовывать профессиональную
деятельность с учетом знаний об изменении
климатических условий региона.
Знания: правила экологической безопасности при
ведении
профессиональной
деятельности;
основные
ресурсы,
задействованные
в
профессиональной
деятельности;
пути
обеспечения
ресурсосбережения;
принципы
бережливого производства; основные направления
изменения климатических условий региона.
Умения:
использовать
физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления
здоровья,
достижения
жизненных
и
профессиональных
целей;
применять
рациональные приемы двигательных функций в
профессиональной деятельности; пользоваться
средствами
профилактики
перенапряжения,
характерными для данной специальности
Знания:
роль
физической
культуры
в
общекультурном,
профессиональном
и
социальном развитии человека; основы здорового
образа
жизни;
условия
профессиональной
деятельности и зоны риска физического здоровья
для специальности; средства профилактики
перенапряжения
Умения: понимать общий смысл четко
произнесенных высказываний на известные темы
(профессиональные и бытовые), понимать тексты
на базовые профессиональные темы; участвовать в
диалогах на знакомые общие и профессиональные
темы; строить простые высказывания о себе и о
своей профессиональной деятельности; кратко
обосновывать и объяснять свои действия (текущие
и планируемые); писать простые связные
сообщения на знакомые или интересующие
профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы;
основные общеупотребительные глаголы (бытовая
и профессиональная лексика); лексический
минимум, относящийся к описанию предметов,
средств
и
процессов
профессиональной
деятельности;
особенности
произношения;
правила чтения текстов профессиональной
направленности
Профессиональные компетенции
Виды деятельности
ВПД 1
Монтаж, наладка и
эксплуатация электрооборудования (в
т.ч. электроосвещения), автоматизация
и роботизация сельскохозяйственных
предприятий
Код и наименование
компетенции
ПК 1.1. Способен осуществлять монтаж, наладку и эксплуатацию электрооборудования
Показатели освоения
компетенции
Практический опыт:
монтажа и наладки электрооборудования сельскохозяйственных предприятий;
эксплуатации электрооборудования сельскохозяйственных предприятий;
Умения:
производить монтаж и
наладку приборов освещения, сигнализации, контрольно-измерительных
приборов, звуковой сигнализации и предохранителей
в тракторах, автомобилях и
сельскохозяйственной технике;
подбирать электропривод
для основных сельскохозяйственных машин и установок;
проводить утилизацию и
ликвидацию отходов электрического хозяйства;
читать электрические схемы
и чертежи электрических
аппаратов напряжением до
1000 В и выше
Знания:
правила технической эксплуатации электроустановок
правила охраны труда на рабочем месте
основные средства и способы механизации производственных процессов в
растениеводстве и животноводстве;
принцип действия и особенности работы электропривода в условиях сельскохозяйственного производства;
назначение светотехнических и
электротехнологических
установок;
назначение, устройство,
принцип работы машин постоянного тока, трансформаторов, асинхронных машин и машин специального
назначения;
ПК 1.2. Способен обеспечивать Практический опыт:
работу автоматизированных и
вывода оборудования и дороботизированных систем на
пуска персонала к производсельскохозяйственном объекте ству работ;
подготовки оперативных заявок для получения разрешения на ввод/вывод оборудования;
принятия мер против ошибочного включения/отключения работающего оборудования и устройств;
ввода в работу и проверки
работы под напряжением/нагрузкой;
предварительной проверки
заданных уставок и характеристик оборудования;
технического обслуживания
оборудования в соответствии с требованиями завода-изготовителя, действующими нормами и правилами
устранения дефектов и повреждений, осуществления
ликвидации аварийного состояния оборудования
Умения:
вести техническую документацию в рамках эксплуатации АСУ
пользоваться поверочной и
измерительной аппаратурой
осуществлять надзор за применяемыми технологиями
производства работ и соблюдением правил безопасности
контролировать соблюдение
исполнителем работ требований промышленной, пожарной, экологической безопасности и охраны труда
ПК 1.3. Способен осуществлять организационное обеспечение процессов монтажа,
наладки и эксплуатации электрооборудования, автоматизации
и роботизации технологических процессов на сельскохозяйственном объекте
выполнять работы по восстановлению работоспособности оборудования
Знания:
технико-эксплуатационные
характеристики, конструктивные особенности, режимы работы обслуживаемого оборудования
технология автоматической
обработки информации
схема питания АСУ
диагностическая аппаратура, методы и способы
отыскания неисправностей
устройство, работа модулей,
блоков, узлов обслуживаемого оборудования
Практический опыт:
составления планов работ
по выполнению операций
эксплуатации электрооборудования автоматизации и
роботизации автоматизированных систем в сельском
хозяйстве;
организации выполнения
слесарно-механических, такелажных и грузоподъемных работ при монтаже и
наладке электрооборудования, автоматизированных и
роботизированных систем;
контроль результатов монтажа электрооборудования,
автоматизированных и роботизированных систем;
разработки производственных заданий на выполнение
работ по эксплуатации электрооборудования, автоматизации и роботизации технологических процессов;
инструктирования персонала по выполнению работ
по эксплуатации электрооборудования, автоматизации и роботизации технологических процессов;
ведения учетно-отчетной
документации выполнения
работ по эксплуатации
электрооборудования, автоматизации и роботизации
технологических процессов
Умения:
формировать сетевые графики проведения технического обслуживания, ремонта и контроля технического состояния электрооборудования, средств автоматики, автоматизированных и
роботизированных систем;
рассчитывать плановые показатели выполнения работ
по монтажу, настройке и испытаниям электрооборудования, средств автоматизации и роботизации;
инструктировать персонал
по выполнению производственных заданий по монтажу, настройке и испытаниям электрооборудования,
средств автоматизации и роботизации;
контролировать выполнение
на всех стадиях технологического процесса производственных заданий по монтажу, настройке и испытаниям электрооборудования,
средств автоматизации и роботизации
Знания:
методы расчета экономической эффективности технологических операций по
монтажу, настройке испытаниям электрооборудования,
средств автоматизации и роботизации;
сменные показатели выполнения технологических операций по монтажу,
настройке и испытаниям
электрооборудования,
средств автоматизации и роботизации;
требования к качеству выполнения технологических
операций по монтажу,
настройке и испытаниям
ВПД 2 Энергоснабжение сельскохозяйственных предприятий
ПК 2.1. Организовывать работы по бесперебойному энергоснабжению сельскохозяйственного предприятия.
электрооборудования,
средств автоматизации и роботизации;
методы планирования, контроля и оценки качества выполнения технологических
операций по монтажу,
настройке и испытаниям
электрооборудования,
средств автоматизации и роботизации;
правила учета и отчетности
при выполнении технологических операций по монтажу, настройке и испытаниям электрооборудования,
средств автоматизации и роботизации;
требования охраны труда,
санитарной и пожарной безопасности при эксплуатации
электрооборудования,
средств автоматизации и роботизации;
Практический опыт:
участия в монтаже воздушных линий электропередач и
трансформаторных подстанций;
технического обслуживания
систем электроснабжения
сельскохозяйственных предприятий
Умения:
рассчитывать нагрузки и потери энергии в электрических сетях;
рассчитывать разомкнутые
и замкнутые сети, токи короткого замыкания, заземляющие устройства;
безопасно выполнять монтажные работы, в том числе
на высоте;
Знания:
сведения о производстве,
передаче и распределении
электрической энергии;
технические характеристики
проводов, кабелей и методику их выбора для внутренних проводок и
кабельных линий;
методику выбора схем типовых районных и потребительских трансформаторных
подстанций, схем защиты
высоковольтных и низковольтных линий;
правила утилизации и ликвидации отходов электрического хозяйства.
ПК 2.2. Планировать основные Практический опыт:
показатели в области обеспече- организации сбора и обрания работоспособности элекботки информации от регутрического хозяйства сельско- ляторов энергорынков,
хозяйственных потребителей,
рынка системных услуг, инавтоматизированных и роботи- фраструктурных организазированных систем
ций;
организации анализа фактического объема потребления
электроэнергии, сравнения с
прогнозным балансом;
организации работы коллективов и групп исполнителей
для решения профессиональных задач
формирования и актуализации базы данных по потенциальным потребителям
анализа динамики потребления электроэнергии и мощности и внесения корректив
в расчетные величины потребления электроэнергии и
мощности
Умения:
готовить исходные данные
для проведения анализа потребления электрической
энергии и мощности
соблюдать требования
охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности
формировать систему качественных и количественных
показателей по потреблению электрической энергии
и мощности
обрабатывать массивы статистических данных, экономических показателей в соответствии с поставленной
ВПД 3.
Техническое обслуживание, диагностирование неисправностей и ремонт электрооборудования, автоматизированных и
роботизированных
систем на сельскохозяйственном предприятии
ПК 3.1. Осуществлять диагностику, техническое обслуживание и ремонт электрооборудования, автоматизированных и
роботизированных систем на
сельскохозяйственном предприятии
задачей, анализировать, интерпретировать, оценивать
полученные результаты и
обосновывать выводы
Знания:
методы прогнозирования
энергопотребления, рынка
электрической энергии, исследования и анализа результатов энергосбытовой
деятельности
основные технологические
процессы производства, распределения, передачи и
сбыта энергии, мощности
генерирующих и передающих установок энергетических организаций
структура электропотребления по обслуживаемым потребителям, величине присоединенной мощности и
уровням напряжения присоединенных к передающей
сети приемников электрической энергии
Практический опыт:
эксплуатации и ремонта
электротехнических изделий, используемых в сельскохозяйственном производстве;
технического обслуживания
и ремонта автоматизированных и роботизированных
систем на сельскохозяйственном предприятии;
Умения:
использовать электрические
машины и аппараты;
использовать средства автоматики;
проводить техническое обслуживание и ремонт типовых районных и потребительских трансформаторных
подстанций, схем защиты
высоковольтных и низковольтных линий;
осуществлять надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией
ПК 3.2. Осуществлять надзор и
контроль за состоянием и эксплуатацией электрооборудования, автоматизированных и роботизированных систем на
сельскохозяйственном предприятии
светотехнических и электротехнологических установок;
осуществлять техническое
обслуживание и ремонт автоматизированной системы
технологических процессов,
систем автоматического
управления, электрооборудования и средств автоматизации сельского хозяйства;
Знания:
элементы и системы автоматики и телемеханики, методы анализа и оценки их
надежности и технико-экономической эффективности;
систему эксплуатации, методы и технологию наладки,
ремонта и повышения
надежности электрооборудования и средств автоматизации сельскохозяйственного производства.
Практический опыт:
контроля технического состояния оборудования в соответствии с заданным режимом работы;
контроля и учета неисправностей в оборудовании в
процессе эксплуатации;
оформления в специализированной программе случаев неправильной работы
оборудования;
сбора данных о дефектах,
выявленных в процессе эксплуатации оборудования;
сбора информации о работе
оборудования при авариях и
нарушениях нормального
режима работы
Умения:
выявлять дефекты, определять причины неисправности; определять пригодность аппаратуры к дальнейшей эксплуатации
пользоваться поверочной и
измерительной аппаратурой
анализировать статистику
ПК 3.3. Планировать работы
по техническому обслуживанию, диагностике и ремонту
электрооборудования, автоматизированных и роботизированных систем на сельскохозяйственном предприятии.
отказов оборудования
применять в работе требования нормативной документации
оперативно принимать и реализовать решения по эксплуатации закрепленного
оборудования
соблюдать требования безопасности при производстве
работ
выполнять требования промышленной, пожарной, экологической безопасности и
охраны труда в процессе работы
Знания:
диагностическая аппаратура, методы и способы
отыскания неисправностей
способы организации и
практического ремонтного
обслуживания
технико-эксплуатационные
характеристики, конструктивные особенности, режимы работы обслуживаемого оборудования
устройство, работа модулей,
блоков, узлов обслуживаемого оборудования
Практический опыт:
организации выполнения
слесарно-механических, такелажных и грузоподъемных работ при, техническом
обслуживании и ремонте
электрооборудования, автоматизированных и роботизированных систем;
контроля результатов ремонта и технического обслуживания электрооборудования, автоматизированных и роботизированных
систем;
оформления документов на
сдачу электрооборудования
и средств автоматики в ремонт;
разработки производственных заданий на выполнение
ремонта, технического обслуживания и диагностике
электрооборудования,
средств автоматизации и роботизации технологических
процессов
Умения:
выполнять монтаж, техническое обслуживание, диагностику, настройку и испытания узлов и агрегатов автоматизированных систем, мехатронных и робототехнических устройств и систем
проводить стандартные и
сертификационные испытания материалов, деталей, узлов, агрегатов и оборудования;
рассчитывать плановые показатели выполнения работ
по техническому обслуживанию, диагностике электрооборудования, средств
автоматизации и роботизации;
определять потребность в
средствах производства и
рабочей силе для выполнения работ по техническому
обслуживанию и ремонту
электрооборудования,
средств автоматизации и роботизации;
инструктировать персонал
по выполнению производственных заданий по техническому обслуживанию, диагностике электрооборудования, средств автоматизации и роботизации;
контролировать выполнение
на всех стадиях технологического процесса производственных заданий по техническому обслуживанию, диагностике, электрооборудования, средств автоматизации и роботизации
Знания:
методы расчета экономической эффективности
Освоение видов работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
технологических операций
по техническому обслуживанию, диагностике электрооборудования, средств
автоматизации и роботизации;
сменные показатели выполнения технологических операций по техническому обслуживанию, диагностике
электрооборудования,
средств автоматизации и роботизации;
требования к качеству выполнения технологических
операций по техническому
обслуживанию, диагностике
электрооборудования,
средств автоматизации и роботизации;
методы планирования, контроля и оценки качества выполнения технологических
операций по техническому
обслуживанию, диагностике
электрооборудования,
средств автоматизации и роботизации;
правила учета и отчетности
при выполнении технологических операций по техническому обслуживанию, диагностике электрооборудования, средств автоматизации и роботизации;
требования охраны труда,
санитарной и пожарной безопасности при эксплуатации
электрооборудования,
средств автоматизации и роботизации
ПК 4.1. Участвовать в планиУмения: производить заровании основных показателей рядку и обслуживание сложв области обеспечения работо- ной осветительной аппараспособности электрического
туры
хозяйства
Знания: устройство обслусельскохозяйственных потреживаемых электродвигатебителей и автоматизированных лей и тд.
систем сельскохозяйственной
техники.
ПК 4.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
Умении: использовать
информационно-коммуникационные
технологии
Знания: правила и нормы
испытания
ПК 4.3. Организовывать работу трудового коллектива
Умения: организовывать
собственную деятельность,
вырабатывать эффективные
решения в штатных и нештатных ситуациях;
Знании: управление работой структурного подразделения предприятия, формы
построения взаимоотношений с сотрудниками, мотивации и критерии мотивации труда, порядок подготовки к работе обслуживающего персонала теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения
4.3. На основании Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015г. № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в
2021-2025 годах (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020г. № 2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации
от 02.07.2021г. № 400), Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей
(утверждены Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022г. №
809) и рабочей программы воспитания по специальности, реализуемой в колледже, сформулированы инвариантные целевые ориентиры воспитания, которые соотнесены с общими компетенциями. При этом учитывались требования
Закона в части формирования у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Целевые ориентиры.
Гражданское воспитание
Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.
Сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством,
ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания.
Проявляющий гражданско-патриотическую позицию, готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство
народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду.
Ориентированный на активное гражданское участие в социально-политических процессах на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности.
Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в студенческом самоуправлении, добровольческом движении, предпринимательской деятельности, экологических, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах)
Патриотическое воспитание
Осознающий свою национальную, этническую принадлежность, демонстрирующий приверженность к родной культуре, любовь к своему народу.
Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству, общероссийскую идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, их традициям, праздникам.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении общероссийской идентичности.
Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального,
конфессионального самоопределения.
Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных
этнических групп, традиционных религий народов России, их национальному
достоинству и религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных
прав и свобод всех граждан.
Понимающий и деятельно выражающий понимание ценности межнационального, межрелигиозного согласия, способный вести диалог с людьми разных
национальностей и вероисповеданий, находить общие цели и сотрудничать
для их достижения.
Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей, рождение и воспитание детей и принятие родительской ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в
отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского и мирового художественного наследия.
Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние и поведение людей, умеющий критически оценивать это влияние.
Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм,
ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию
творческих способностей, на эстетическое обустройство собственного быта,
профессиональной среды.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
Понимающий и выражающий в практической деятельности понимание ценности жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и
укреплении своего здоровья и здоровья других людей.
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной среде.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность), стремление к физическому совершенствованию.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек
(курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда
для физического и психического здоровья.
Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального, психологического), понимания состояния других людей.
Демонстрирующий и развивающий свою физическую подготовку, необходимую для избранной профессиональной деятельности, способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в изменяющихся условиях (профессиональных, социальных, информационных, природных), эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Использующий средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
Профессионально-трудовое воспитание
Понимающий профессиональные идеалы и ценности, уважающий труд, результаты труда, трудовые достижения российского народа, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны.
Участвующий в социально значимой трудовой и профессиональной деятельности разного вида в семье, образовательной организации, на базах производственной практики, в своей местности.
Выражающий осознанную готовность к непрерывному образованию и самообразованию в выбранной сфере профессиональной деятельности.
Понимающий специфику профессионально-трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, готовый учиться и трудиться в современном высокотехнологичном мире на благо государства и общества.
Ориентированный на осознанное освоение выбранной сферы профессиональной деятельности с учётом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, государства и общества.
Обладающий сформированными представлениями о значении и ценности выбранной профессии, проявляющий уважение к своей профессии и своему
профессиональному сообществу, поддерживающий позитивный образ и престиж своей профессии в обществе.
Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры
на основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе, содействующий сохранению и защите окружающей среды.
Применяющий знания из общеобразовательных и профессиональных дисциплин для разумного, бережливого производства и природопользования, ресурсосбережения в быту, в профессиональной среде, общественном пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, в том числе в рамках выбранной специальности, способствующий его приобретению другими людьми
Ценности научного познания
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом своих интересов, способностей, достижений, выбранного
направления профессионального образования и подготовки.
Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения
науки и технологий для развития российского общества и обеспечения его безопасности.
Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверности научной информации, в том числе в сфере профессиональной деятельности.
Умеющий выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам.
Использующий современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской и профессиональной деятельности
Раздел 5. Структура образовательной программы
Структура и объем образовательной программы включает: дисциплины (модули); практику; государственную итоговую аттестацию.
Образовательная программа включает циклы: социально-гуманитарный цикл; общепрофессиональный цикл; профессиональный цикл.
Базисный учебный план:
Наименование
1
2
Обязательная часть
образовательной
программы
СоциальноСГ.00 гуманитарны
й цикл
СГ.01 История
России
СГ.02 Иностранный
язык
в
профессионал
ьной
деятельности
СГ.03 Безопасность
жизнедеятель
ности
СГ.04 Физическая
культура
СГ.05 Основы
бережливого
производства
СГ.06 Основы
финансовой
грамотности
ОП.0 Общепрофесс
0
иональный
цикл
ОП.0
Инженерная
1
графика
ОП.0
Техническая
2
механика
ОП.0
Материаловед
3
ение
ОП.0
Основы
4
электротехник
и
ОП.0
Основы
5
механизации
сельского
хозяйства
В т.ч. в форме
практ. подготовки
Индекс
Всего
Объем образовательной программы в академических
часах
Теорети
ческие
занятия
Лабора
торные
и
практич
еские
занятия
Прак
тики
Курс
овая
рабо
та
(про
ект)
Самостоя
тельная
работаi
Промеж
уточная
аттестац
ия
9
10
Рекомен
дуемый
курс
изучени
я
3
4
5
6
7
8
11
19
08
13
34
567
785
432
52
31
6
12
6
86
230
32
13
16
16
1
62
25
8
54
1
68
26
22
46
2
90
36
8
82
1, 2
32
13
16
16
2
32
13
16
16
2
47
6
28
6
235
241
34
20
14
20
1
34
20
17
17
1
34
20
17
17
1
68
41
34
34
1
34
20
17
17
1
72
ОП.0
6
ОП.0
7
ОП.0
8
ОП.0
9
ОП.1
0
П.00
ПМ.0
1
МДК.
01.01
МДК.
01.02
МДК.
01.03
УП.0
1
ПП.0
1
ПМ.0
2
Метрология,
стандартизаци
я
и
подтверждени
е качества
Светотехника
Основы
автоматики
Электротехни
ческие
материалы
Правовые
основы
профессионал
ьной
деятельности
Профессиона
льный цикл
Монтаж,
наладка
и
эксплуатация
электрообору
дования
(в
т.ч.
электроосвещ
ения),
автоматизац
ия
и
роботизация
сельскохозяйс
твенных
предприятий
Монтаж,
наладка
и
эксплуатация
электрообору
дования
и
осветительно
го
оборудования
Автоматизир
ованные
и
роботизирова
нные системы
в АПК
Организацион
ное
обеспечение
деятельности
по монтажу,
наладке
и
эксплуатации
объектов
Учебная
практика
Производстве
нная
практика
Энергоснабж
ение
сельскохозяйс
34
20
17
17
1
68
41
34
34
1
68
41
34
34
1
68
41
34
34
1
34
20
17
17
2
11
16
92
2
252
308
432
52
30
6
26
6
84
94
108
20
90
72
30
40
72
58
36
36
1
36
28
18
18
1
36
36
36
1
72
72
72
1
27
0
23
8
66
80
20
108
16
72
Э
1
МДК.
02.01
МДК.
02.02
УП.0
2
ПП.0
2
ПМ.0
3
МДК.
03.01
МДК.
03.02
МДК.
03.03
твенных
предприятий
Энергоснабже
ние
предприятий
АПК
Организация и
планирование
бесперебойног
о
энергообеспеч
ения
предприятий
АПК
Учебная
практика
Производстве
нная
практика
Техническое
обслуживани
е,
диагностиров
ание
неисправност
ей и ремонт
электрообору
дования,
автоматизир
ованных
и
роботизирова
нных систем
на
сельскохозяйс
твенном
предприятии
Эксплуатация
и
ремонт
электротехни
ческих изделий
Техническое
обслуживание
и
ремонт
автоматизир
ованных
и
роботизирова
нных систем
на
предприятиях
АПК
Организация и
управление
службами
технического
сервиса
электрообору
дования,
автоматизир
ованных
и
роботизирова
нных систем
16
Э
90
72
30
44
1
72
58
36
36
36
36
36
1
72
72
72
1
28
8
25
2
66
98
90
72
30
44
54
43
18
36
36
29
18
18
1
108
16
16
Э
2
Э
2
2
УП.0
3
ПП.0
3
ПМ.0
4
МДК.
04.01
МДК.
04.02
УП.0
4
Учебная
практика
Производстве
нная
практика
Выполнение
работ
по
одной
или
нескольким
профессиям
рабочих,
должностям
служащих
МДК
МДК
Учебная
практика
Производстве
ПП.0
нная
4
практика
Вариативная
часть
образовательной
программы
Государствен
ГИА.
ная итоговая
00
аттестация
Итого:
36
36
36
2
72
72
72
2
18
0
16
6
36
36
36
29
18
18
2
36
29
18
18
2
36
36
36
2
72
72
72
2
108
82
8
21
6
1,2
36
2
29
52
Выполнено
увеличение
объёма
времени
общепрофессиональных дисциплин и профессиональных
соответствии с требованиями профессиональных стандартов:
Индекс
СГЦ.00
СГЦ.01
СГЦ.02
СГЦ.03
СГЦ.04
СГЦ.05
СГЦ.06
ОП.00
ОП.01
ОП.02
ОП.03
ОП.04
ОП.05
ОП.06
ОП.07
ОП.08
ОП.09
освоения
модулей в
Учебные дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы
Социально-гуманитарный цикл
История России
Иностранный язык в профессиональной деятельности
Количество
часов
324
36
62
Вариативные
часы
8
4
0
Физическая культура
Основы бережливого производства
Безопасность жизнедеятельности
Основы финансовой грамотности
Общепрофессиональный цикл
Инженерная графика
Техническая механика
Материаловедение
Основы электротехники
Основы механизации сельского хозяйства
Метрология, стандартизация и подтверждение качества
Светотехника
Основы автоматики
Электротехнические материалы
90
36
68
32
630
36
36
36
126
36
36
0
4
0
0
154
2
2
2
58
2
2
72
72
72
4
4
4
ОП.10
Правовые основы профессиональной деятельности
36
2
Охрана труда
Профессиональные модули
Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования (в т.ч. электроосвещения),
автоматизация и роботизация сельскохозяйственных предприятий
МДК.01.01 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования и осветительного оборудования
МДК 01.02 Автоматизированные и роботизированные системы в АПК
МДК.01.03 Организационное обеспечение деятельности
по монтажу, наладке и эксплуатации объектов
УП.01
Учебная практика
ПП.01
Производственная практика
Экзамен по модулю
72
1638
504
72
522
198
156
66
108
36
120
84
36
72
12
0
0
12
ПМ 02
Энергоснабжение сельскохозяйственных
предприятий
МДК 02.01 Энергоснабжение предприятий АПК
МДК 02.02 Организация и планирование бесперебойного
энергообеспечения предприятий АПК
УП.02
Учебная практика
ПП.02
Производственная практика
Экзамен по модулю
384
114
120
144
30
72
36
72
12
0
0
12
ПМ.03
Техническое обслуживание, диагностирование неисправностей и ремонт электрооборудования, автоматизированных и роботизированных систем на сельскохозяйственном предприятии
МДК03.01 Эксплуатация и ремонт электротехнических
изделий
МДК.03.02 Техническое обслуживание и ремонт автоматизированных и роботизированных систем на
предприятиях АПК
МДК.03.03 Организация и управление службами технического сервиса электрооборудования, автоматизированных и роботизированных систем
УП.03
Учебная практика
ПП.03
Производственная практика
Экзамен по модулю
474
186
174
84
108
54
72
36
36
72
12
0
0
12
ПМ.04
276
96
156
36
72
12
84
0
0
12
ОП.11
ПМ.00
ПМ.01
Выполнение работ по профессии
19850"Электромонтер по обслуживанию
электроустановок"
МДК.04.01 Основы работ по профессии
УП.04
Учебная практика
ПП.04
Производственная практика
Квалификационный экзамен
ПДП
Преддипломная практика
144
144
828
Учебный план приведен в Приложении 1.
5.2. Календарный учебный график
В календарном учебном графике указывается последовательность реализации ОПОП специальности, включая теоретическое обучение, практики,
промежуточные и итоговую аттестации, каникулы.
Календарный учебный график приведен в Приложении 2.
5.3. Рабочая программа воспитания
5.3.1. Цели и задачи воспитания обучающихся при освоении ими
образовательной программы:
Цель рабочей программы воспитания — развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Задачи:
усвоение обучающимися знаний о нормах, духовно-нравственных
ценностях, которые выработало российское общество (социально значимых
знаний);
● формирование и развитие осознанного позитивного отношения к
ценностям, нормам и правилам поведения, принятым в российском обществе
(их освоение, принятие), современного научного мировоззрения, мотивации к
труду, непрерывному личностному и профессиональному росту;
● приобретение социокультурного опыта поведения, общения,
межличностных и социальных отношений, в том числе в профессионально
ориентированной деятельности;
● подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности с
учетом получаемой квалификации (социально-значимый опыт) во благо своей
семьи, народа, Родины и государства.
5.3.2. Рабочая программа воспитания представлена в приложении 3.
5.4. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы представлен в приложении 4.
Раздел 6. Условия реализации образовательной программы
6.1. Требования к
материально-техническому обеспечению
образовательной программы
6.1.1. Специальные помещения представляют собой учебные аудитории
для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной
программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций,
текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для
самостоятельной и воспитательной работы, мастерские и лаборатории,
оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и
материалами, учитывающими требования международных стандартов.
Перечень специальных помещений
Кабинеты:
«Социально-экономических дисциплин;
«Иностранный язык»;
«Безопасность жизнедеятельности и охраны труда»;
«Инженерная графика»;
«Техническая механика»;
«Основы материаловедения»;
«Машин и оборудования в сельском хозяйстве»;
«Метрология, стандартизация и сертификация»;
«Основы автоматики».
Лаборатории:
электротехники;
сельскохозяйственных машин и оборудования животноводческих
комплексов и механизированных ферм;
технологии
производства
продукции
растениеводства
и
животноводства;
светотехники;
«Электротехнические материалы»;
«Монтажа, эксплуатации и ремонта электрооборудования»;
«Наладки электрооборудования»;
электроснабжения сельского хозяйства;
эксплуатации и ремонта электрооборудования и средств автоматизации.
Мастерские:
электромонтажная.
Спортивный комплекс
Залы:
–библиотека, читальный зал с выходом в интернет;
– актовый зал;
6.1.2. Материально-техническое оснащение кабинетов, лабораторий,
мастерских и баз практики по специальности.
Образовательная
организация,
реализующая
программу
по
специальности 35.02.08. Электротехнические системы в агропромышленном
комплексе
(АПК),
располагает
материально-технической
базой,
обеспечивающей
проведение
всех
видов
дисциплинарной
и
междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической работы
обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующей
действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам в разрезе
выбранных траекторий. Минимально необходимый для реализации ООП
перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
6.1.2.1. Оснащение кабинетов
Кабинет социально-экономических дисциплин:
посадочные места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя,
плакаты по темам занятий,
комплект карт по истории Отечества;
техническими средствами обучения: мультимедийный комплекс
(проектор, проекционный экран, ноутбук).
Кабинет «Иностранный язык»:
лекционные места для студентов,
стол для преподавателя,
стенды для учебных пособий и наглядного материала (таблицы,
плакаты);
технические средства обучения: компьютер, видеопроектор, экран.
Кабинет «Безопасность жизнедеятельности и охраны труда»:
рабочее место преподавателя;
рабочие места по количеству обучающихся;
комплекты индивидуальных средств защиты;
робот-тренажёр для отработки навыков первой доврачебной помощи;
контрольно-измерительные приборы и приборы безопасности;
огнетушители порошковые (учебные);
огнетушители пенные (учебные);
огнетушители углекислотные (учебные);
устройство отработки прицеливания;
учебные автоматы АК-74;
винтовки пневматические;
медицинская аптечка с техническими средствами обучения:
компьютер;
проектор;
экран;
войсковой прибор химической разведки (ВПХР);
рентгенметр ДП-5В.
Кабинет «Инженерная графика»:
доска учебная,
рабочие места по количеству обучающихся,
рабочее место для преподавателя,
наглядные пособия (детали, сборочные узлы, плакаты, модели и др.),
комплекты учебно-методической и нормативной документации;
техническими средствами обучения: компьютер, принтер,
графопостроитель (плоттер), проектор с экраном, программное
обеспечение «Компас», «AutoCAD».
Кабинет «Техническая механика»:
комплект учебно-методической документации,
наглядные пособия,
учебные дидактические материалы,
стенды,
комплект плакатов, модели;
техническими средствами обучения: компьютер, сканер, принтер,
проектор, плоттер, программное обеспечение общего назначения
Кабинет «Основы материаловедения»:
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа
проектор;
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
объемные модели металлической кристаллической решетки;
образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
образцы неметаллических материалов;
образцы смазочных материалов.
Кабинет «Машин и оборудования в сельском хозяйстве»:
комплект бланков технологической документации;
автоматизированное рабочее место преподавателя (мультимедийный
проектор, ПК);
цифровые образовательные ресурсы.
Кабинет «Метрология, стандартизация и сертификация»:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебных плакатов и наглядных пособий;
комплекты заданий для тестирования и контрольных работ;
измерительные инструменты,
техническими средствами обучения:
персональный компьютер;
мультимедиапроектор.
Кабинет «Основы автоматики»:
учебно-лабораторные стенды с элементами систем автоматического
управления для проведения практических занятий и лабораторных
работ;
учебно-лабораторные стенды для проведения практических занятий и
лабораторных работ по программированию логических контроллеров;
техническими средствами обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением,
интерактивная доска для совместной работы с мультимедиапроектором;
компьютеры со специализированным программным обеспечением и
выходом в Интернет по количеству обучающихся.
6.1.2.2. Оснащение помещений, задействованных при организации
самостоятельной и воспитательной работы.
Кабинет самоподготовки, оснащенный оборудованием:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
техническими средствами обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедиа проектор.
6.1.2.3. Оснащение лабораторий
Лаборатория электротехники:
рабочее место преподавателя;
рабочие места обучающихся;
учебно-лабораторные стенды и контрольно-измерительная аппаратура
для измерения параметров электрических цепей;
лабораторный комплект (набор) по электротехнике;
плакаты по темам лабораторно-практических занятий.
Лаборатория
сельскохозяйственных
машин
и
оборудования
животноводческих комплексов и механизированных ферм:
навесные и прицепные сельскохозяйственные машины;
самоходные сельскохозяйственные машины;
детали, узлы и агрегаты навесных, прицепных и самоходных сельскохозяйственных машин;
комплект инструментов, приспособлений для разборно-сборочных работ;
комплект плакатов;
комплект учебно-методической документации;
персональный компьютер с мультимедийным проектором.
Лаборатория светотехники:
переносное мультимедийное оборудование;
переносное мобильное устройство (ноутбук); переносной экран;
лабораторный стенд «Основы светотехники»;
лабораторный стенд «Источники света и энергосберегающие
технологии в светотехнике»;
лабораторный стенд «Исследование естественной освещенности»;
лабораторный стенд «Исследование электрических и светотехнических
характеристик ламп накаливания»;
лабораторный стенд «Исследование электрических и светотехнических
характеристик люминесцентных ламп»;
лабораторный стенд «Исследование двухламповой схемы включения
люминесцентной лампы»;
лабораторный стенд «Исследование работы УФ установок для
облучения животных».
Лаборатория «Электротехнические материалы»:
лабораторные стенды для исследований свойств электротехнических
материалов и процессов в них.
Лаборатория
«Монтажа,
эксплуатации
и
ремонта
электрооборудования»:
рабочие места учащихся,
действующие лабораторные стенды,
методические пособия по монтажу, эксплуатации и ремонту
электрооборудования,
наборы инструментов, приспособлений,
демонстрационные стенды по технике безопасности,
комплект плакатов.
Лаборатория «Наладки электрооборудования»:
рабочие места учащихся,
действующие лабораторные стенды,
методические пособия по наладке электрооборудования,
наборы инструментов, приспособлений,
демонстрационные стенды по технике безопасности,
комплект плакатов.
Лаборатория электроснабжения сельского хозяйства:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя, оборудованное компьютером с
лицензионным программным обеспечением и мультимедийным
проектором;
комплект стендов для лабораторных работ;
комплект бланков технической документации;
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия (плакаты, детали оборудования, макеты линий и
ТП, аппаратура защиты и сигнализации).
Лаборатория эксплуатации и ремонта электрооборудования и средств
автоматизации:
рабочие места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-методической документации;
действующие макеты, стенды, приспособления, инструменты:
клещи токоизмерительные;
паяльник электрический;
камера для очистки силового электрооборудования;
трансформатор сварочный;
универсальный источник питания;
стенд для сборки пускозащитной аппаратуры;
мегомметр;
комплект электроизмерительных приборов;
приспособление для проверки и регулировки защит электроприводов и
электроустановок:
пресс клещи;
электродвигатели синхронные, асинхронные, постоянного тока;
люминесцентные лампы, лампы типа ДРЛ, осветительные установки;
стенд для определения потерь напряжения;
стенд для измерения параметров трехфазных электрических цепей;
мультиметр;
пусковая аппаратура;
защитная аппаратура;
распределительные устройства.
технические средства обучения:
ноутбук,
мультимедиапроектор.
6.1.2.4. Оснащение мастерских
Электромонтажная мастерская:
рабочие места учащихся,
методические пособия по монтажу электрооборудования,
наборы инструментов, приспособлений, электромонтажных изделий,
модели,
макеты,
образцы
6.1.2.5. Оснащение баз практик
Реализация образовательной программы предполагает обязательную
учебную и производственную практику.
Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной образовательной организации и требует наличия оборудования, инструментов, расходных материалов, обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием программ профессиональных модулей, в том числе оборудования и инструментов, используемых при проведении чемпионатов профессионального мастерства и указанных в инфраструктурных листах конкурсной документации по компетенции (или их аналогов).
Производственная практика реализуется в организациях агроинженерного профиля, обеспечивающих деятельность обучающихся в профессиональной области 13 Сельское хозяйство.
Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест
производственной практики соответствует содержанию профессиональной деятельности и дает возможность обучающемуся овладеть профессиональными
компетенциями по всем видам деятельности, предусмотренными программой,
с использованием современных технологий, материалов и оборудования.
6.1.3. Допускается замена оборудования его виртуальными аналогами.
6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной
программы
6.2.1. Библиотечный фонд образовательной организации укомплектован
печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине (модулю) из расчета не менее 0,25 экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах дисциплин (модулей) в качестве основной литературы, на одного обучающегося из числа лиц, одновременно осваивающих
соответствующую дисциплину (модуль).
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды
допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права
одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к цифровой
(электронной) библиотеке.
Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том
числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению (при необходимости).
Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным дисциплинам (модулям).
6.2.2. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями
здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными
учебными изданиями, адаптированными при необходимости для обучения
указанных обучающихся.
6.3. Требования к практической подготовке обучающихся
6.3.1. Практическая подготовка при реализации образовательных
программ среднего профессионального образования направлена на
совершенствование модели практико-ориентированного обучения, усиление
роли работодателей при подготовке квалифицированных рабочих, служащих,
специалистов среднего звена путем расширения компонентов (частей)
образовательных программ, предусматривающих моделирование условий,
непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью, а
также обеспечения условий для получения обучающимися практических
навыков и компетенций, соответствующих требованиям, предъявляемым
работодателями к квалификациям специалистов, рабочих.
6.3.2. Образовательная организация самостоятельно проектирует
реализацию образовательной программы и ее отдельных частей (дисциплины,
междисциплинарные курсы, профессиональные модули, практика и другие
компоненты) в форме практической подготовки с учетом требований ФГОС
СПО и специфики получаемой специальности.
6.3.3. Образовательная деятельность в форме практической подготовки:
−
реализуется при проведении практических и лабораторных
занятий, выполнении курсового проектирования, всех видов практики и иных
видов учебной деятельности;
−
предусматривает
демонстрацию
практических
навыков,
выполнение, моделирование обучающимися определенных видов работ для
решения практических задач, связанных с будущей профессиональной
деятельностью в условиях, приближенных к реальным производственным;
−
может включать в себя отдельные лекции, семинары, мастерклассы, которые предусматривают передачу обучающимся учебной
информации, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с
будущей профессиональной деятельностью.
6.3.4. Образовательная деятельность в форме практической
подготовки может быть организована на любом курсе обучения, охватывая
дисциплины,
профессиональные
модули,
все
виды
практики,
предусмотренные учебным планом образовательной программы.
6.3.5. Практическая подготовка организуется в учебных, учебнопроизводственных лабораториях, мастерских, учебно-опытных хозяйствах,
учебных полигонах, учебных базах практики и иных структурных
подразделениях образовательной организации, а также в специально
оборудованных помещениях (рабочих местах) профильных организаций на
основании договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого
между образовательной организацией и профильной организацией,
осуществляющей
деятельность
по
профилю
соответствующей
образовательной программы.
6.3.6. Результаты освоения образовательной программы (ее
отдельных частей) могут быть оценены в рамках промежуточной и
государственной итоговой аттестации, организованных в форме
демонстрационного экзамена.
6.4. Требования к организации воспитания обучающихся
6.4.1. Воспитание обучающихся при освоении ими основной
образовательной программы осуществляется на основе включаемых в
настоящую образовательную программу примерной рабочей программы
воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы
(приложение 3).
6.4.2. Рабочую программу воспитания и календарный план
воспитательной работы образовательная организация разрабатывает и
утверждает самостоятельно с учетом
примерных рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы.
6.4.3. В разработке рабочей программы воспитания и календарного
плана воспитательной работы имеют право принимать участие советы
обучающихся, советы родителей, представители работодателей и (или) их
объединений (при их наличии).
6.5. Требования к кадровым условиям реализации образовательной
программы
6.5.1. Реализация образовательной программы обеспечивается
педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами,
привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях
гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и
работников организаций, направление деятельности которых соответствует
области профессиональной деятельности: 13 Сельское хозяйство (в сфере
использования, технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной
техники, машин и оборудования, при производстве, хранении и переработке
продукции растениеводства и животноводства), и имеющими стаж работы в
данной профессиональной области не менее трех лет.
Квалификация
педагогических
работников
образовательной
организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в
квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах.
Педагогические
работники,
привлекаемые
к
реализации
образовательной
программы,
должны
получать
дополнительное
профессиональное образование по программам повышения квалификации, в
том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности
которых соответствует области профессиональной деятельности: 13 Сельское
хозяйство (в сфере использования, технического обслуживания и ремонта
сельскохозяйственной техники, машин и оборудования, при производстве,
хранении и переработке продукции растениеводства и животноводства), не
реже одного раза в три года с учетом расширения спектра профессиональных
компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее трех лет в организациях,
направление деятельности которых соответствует области профессиональной
деятельности: 13 Сельское хозяйство (в сфере использования, технического
обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники, машин и оборудования, при производстве, хранении и переработке продукции растениеводства и
животноводства), в общем числе педагогических работников, реализующих
программы профессиональных модулей образовательной программы, должна
быть не менее 25 процентов.
6.6. Требования к финансовым условиям реализации образовательной
программы
6.6.1.
Примерные
расчеты
нормативных
затрат
оказания
1
государственных услуг по реализации образовательной программы
Перечнем и составом стоимостных групп профессий и специальностей
по государственным услугам по реализации основных профессиональных
образовательных программ среднего профессионального образования —
программ подготовки специалистов среднего звена, итоговые значения и
величина составляющих базовых нормативов затрат по государственным
услугам по стоимостным группам профессий и специальностей, отраслевые
корректирующие коэффициенты и порядок их применения, утвержденным
Минпросвещения России 1 июля 2021 г. № АН-16/11вн
Нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере
образования по реализации образовательной программы включают в себя
затраты на оплату труда преподавателей и мастеров производственного
обучения с учетом обеспечения уровня средней заработной платы
педагогических
работников
за
выполняемую
ими
учебную
(преподавательскую) работу и другую работу в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях
по реализации государственной социальной политики».
Раздел 7. Формирование оценочных
государственной итоговой аттестации
средств
для
проведения
7.1. Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является обязательной для образовательных организаций СПО. Она проводится по завершении всего курса обучения по направлению подготовки. В ходе ГИА оценивается степень соответствия сформированных компетенций выпускников требованиям ФГОС СПО.
7.2. Выпускники, освоившие программы подготовки специалистов среднего звена, выполняют выпускную квалификационную работу (дипломный
проект) и сдают демонстрационный экзамен. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП.
Государственная итоговая аттестация завершается присвоением квалификации специалиста среднего звена: техник
7.3. Для государственной итоговой аттестации образовательной организацией разрабатывается программа государственной итоговой аттестации и
фонды оценочных средств.
Задания для демонстрационного экзамена разрабатываются на основе
профессиональных стандартов и с учетом оценочных материалов, при условии
наличия соответствующих профессиональных стандартов и материалов.
7.4. Примерные оценочные средства для проведения ГИА включают типовые задания для демонстрационного экзамена, примеры тем дипломных работ, описание процедур и условий проведения государственной итоговой аттестации, критерии оценки.
Примерные оценочные средства для проведения ГИА приведены в приложении 5.
Раздел 8. Разработчики основной образовательной программы
Суворова Е.В.
заместитель директора по учебной работе
Ткаченко Н.К.
председатель УМО преподавателей технологического профиля
Кривущенко В.Г.
преподаватель электротехнических дисциплин
Зоря А.М.
преподаватель электротехнических дисциплин
Ембулаев И.В.
преподаватель электротехнических дисциплин