Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Венцы-Заря сельскохозяйственный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
(по отраслям)
п.Венцы
2021г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Паспорт рабочей программы
жизнедеятельности»
учебной
дисциплины
«безопасность
3
2. Структура и содержание рабочей программы учебной дисциплины
5
3. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Безопасность жизнедеятельности
8
4. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
11
5. Контроль и оценка результатов освоения рабочей программы учебной
дисциплины
12
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Безопасность
жизнедеятельности»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС СПО по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная
дисциплина
«Безопасность
жизнедеятельности»
относится
к
общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла основной профессиональной
образовательной программы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
Цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - вооружить будущих
выпускников учреждения теоретическими знаниями и практическими навыками,
необходимыми для:
- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных
воздействий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- прогнозирования и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;
- принятия решений по защите населения и территорий от возможных последствий
аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а
также принятия мер по ликвидации их воздействий;
- выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества в рядах
Вооруженных сил Российской Федерации;
- своевременного оказания доврачебной помощи.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от
негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного
вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового
поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно
определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной
службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития
событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных
бедствий, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе
национальной безопасности России;
4
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи по гражданской обороне;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих
на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные
специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
Изучение дисциплины способствует освоению общих и профессиональных
компетенций:
ОК1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
ОК2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами;
ОК5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК8. Использовать средства физической культуры для хранения сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня
физической подготовленности;
ОК9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках;
ОК11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую
деятельность в профессиональной сфере.
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов
бухгалтерского учета организации.
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе
рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации
на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации
имущества в местах его хранения.
ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия
фактических данных инвентаризации данным учета.
5
ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей
(регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и
сборов в бюджеты различных уровней.
ПК 3.2. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет,
контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых
взносов во внебюджетные фонды.
ПК 3.4. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во
внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским
операциям.
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и
финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за
отчетный период.
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством
сроки.
ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые
декларации по Единому социальному налогу (далее - ЕСН) и формы статистической
отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении
организации, ее платежеспособности и доходности.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 68 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 2 часа.
6
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Объем часов
68
Общее количество по учебному плану, всего
Обязательная аудиторная учебная нагрузка, всего
в том числе:
практические занятия
68
68
Самостоятельная работа обучающегося
2
36
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
7
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Наименование разделов и
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
Объем
тем
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если
часов
предусмотрены)
1
2
3
Раздел I.
Содержание учебного материала
2
Обеспечение
безопасности
1 Введение. Цели и задачи изучаемой дисциплины
1
жизнедеятельности
2 Основные понятия безопасности жизнедеятельности
1
Содержание учебного материала
18
1 Чрезвычайные ситуации мирного времени. Понятия и общая классификация
1
чрезвычайных ситуаций
2 ЧС природного характера, причины и их возможные последствия
1
3 ЧС техногенного характера, причины и их возможные последствия
1
4 ЧС социального характера, причины и их возможные последствия
1
5 Характеристика ядерного оружия. Действия населения в очаге ядерного поражения
1
6 Характеристика химического оружия. Действия населения в очаге химического
1
поражения
7 Характеристика биологического оружия. Действия населения в очаге биологического
1
поражения
8 Единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
1
Раздел II.
9
Основные
положения
федерального
закона
«О
защите
населения
и
территорий
от
1
Безопасность
чрезвычайных ситуаций»
жизнедеятельности в
10 Основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС
1
1
чрезвычайных ситуациях 11 Понятия об устойчивости объектов экономики в чрезвычайной ситуации
12 Основные мероприятия, обеспечивающие повышение устойчивости объектов
1
экономики
13 Терроризм - как национальная угроза
1
14 Мероприятия по противодействию терроризму
1
Практические занятия обучающихся:
1 Практическое занятие №1. Средства индивидуальной и коллективной защиты и их
2
применение.
Лабораторные работы
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся:
2
1
Защита населения при радиоактивном и химическом заражении.
1
2
Назначение и задачи гражданской обороны
1
Содержание учебного материала
24
1
1 Национальная безопасность и национальные интересы России. Основы обороны
государства
1
2 Вооруженные силы, история, их структура и предназначение
1
3 Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил РФ
1
4 Система руководства и управления Вооруженными Силами РФ
1
5 Воинская обязанность и комплектование Вооруженных Сил личным составом
Уровень
освоения
4
2
2
3
2
2
8
Раздел III.
Основы военной службы
Раздел IV.
Значение медицинских
знаний при ликвидации
последствий ЧС и
организации здорового
образа жизни.
6 Порядок прохождения военной службы. Преступления против военной службы
7 Дисциплинарный Устав ВС РФ основные положения
8 Устав Гарнизонной и Караульной службы ВС РФ основные положения
9 Устав Внутренней службы, Строевой устав ВС РФ основные положения
10 Строевой Устав. Устав Военной полиции, основные положения
Лабораторные работы
Практические занятия обучающихся:
занятие №2. Строевая подготовка. Строевые приемы и движение без
1 Практическое
оружия
занятие №3. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь»,
2 Практическое
«Смирно», «Вольно», «Заправиться». Повороты на месте
занятие №4. Движение строевым шагом.
3 Практическое
занятие №5. Выполнение воинского приветствия в строю и на месте
4 Практическое
Практическое
занятие №6. Построения, перестроения, повороты, перемена
5 направления движения.
занятие №7. Выполнение воинского приветствия в строю в движении
6 Практическое
занятие №8. Строи подразделений в пешем порядке. Развернутый и
7 Практическое
походный строй взвода
Самостоятельная работа обучающихся:
Контрольные работы
Содержание учебного материала
1 Понятие здоровья и содержание здорового образа жизни
2 Вредные привычки: курение, алкоголь. наркотики. Их влияние на здоровье человека
3 Организация студенческого труда, отдыха и эффективной самостоятельной работы
Практические работа обучающихся:
1 Практическое занятие №9. Виды ран. Способы обработки ран
2 Практическое занятие №10. Первая медицинская помощь при травмах и
повреждениях
3 Практическое занятие №11. Первая медицинская помощь при кровотечении и при
переломах
4 Практическое занятие №12. Первая медицинская помощь при синдроме длительного
сдавления и при
5 Практическое занятие №13. Первая медицинская помощь при шоке, при ожогах, при
отморожениях
6 Практическое занятие №14. Первая медицинская помощь при электротравме.
Искусственное дыхание
7 Практическое занятие №15. Закрытый массаж сердца.
8 Практическое занятие №16. Сердечный приступ и его признаки
9 Практическое занятие №17. Виды черепно-мозговой травмы
10 Практическое занятие №18. Признаки, наблюдающиеся при ушибе и сотрясении
головного мозга, общей контузии
Лабораторные работы
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся:
Дифференцированный зачет
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (не предусмотрены)
1
1
1
1
1
14
2
3
2
2
2
2
2
2
23
1
1
1
20
2
2
2
2
3
2
2
2
2
2
2
2
1
9
Самостоятельная работа обучающихся
Всего:
2
68
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1-ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств).
2-репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).
3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программыучебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности»
Оборудование учебного кабинета:
1.Посадочные места по количеству обучающихся
2.Рабочее место преподавателя
3.Общевойсковой защитный комплект
4.Гопкалитовый патрон ДП-5В
5.Изолирующий противогаз в комплекте с регенеративным патроном
6.Респиратор Р-2
7.Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8,9,1,11)
8.Ватно-марлевая повязка
9.Противопыльная тканевая повязка
10.Носилки санитарные
11.Аптечка индивидуальная (АИ-2)
12.Бинты марлевые
13.Бинты эластичные
14Жгуты кровоостанавливающие резиновые
15.Индивидуальные перевязочные пакеты
16.Косынки перевязочные
17.Ножницы для перевязочного материала прямые
18. Шинный материал
19. Огнетушители пенные, порошковые, углекислотные
20.Устройстово отработки прицеливания
21.Учебные автоматы АК-74
22.Винтовки пневматические
23.Комплект плакатов по Гражданской обороне
24.Комплект плакатов по Основам военной службы
Технические средства обучения:
1.Робот-тренажер «Максим -2»
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1.Учебник Безопасность жизнедеятельности, ACADEMA, Москва , Издательский центр
«Академия» - 2018г.
Дополнительные источники:
2. Наставление по стрелковому делу. М.: Воениздат, 1987;
3. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации .-Ростов-н/Д.:Эксмо,2019;
4.Сборник законов Российской Федерации.-М.6 Эксмо, 2017.
5. Общие вопросы безопасности жизнедеятельности
http://umka.nrpk8.ru/library/courses/bgd/tema1_1.dbk ;
6. Министерство обороны http://www.mil.ru;
7. Министерство чрезвычайных ситуаций www.mchs.qov.ru;
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки
(освоенные умения, усвоенные знания)
результатов обучения
Освоенные умения:
Формы контроля обучения:
-организовывать и проводить мероприятия по
-домашние задания проблемного
защите работающих и населения от негативных характера;
воздействий чрезвычайных ситуаций;
-практические задания по работе с
-предпринимать профилактические меры для
информацией, документами,
снижения уровня опасностей различного вида и литературой;
их последствий в профессиональной
- подготовка и защита индивидуальных и
деятельности и быту;
групповых заданий проектного
-использовать средства индивидуальной и характера;
коллективной защиты от оружия массового Форма оценки результативности
поражения;
обучения :
-применять
первичные
средства - накопительная система баллов, на
пожаротушения;
основе которой выставляется итоговая
-ориентироваться в перечне военно-учетных отметка;
специальностей и самостоятельно определять - традиционная система отметок в баллах
среди
них
родственные
полученной за каждую выполненную работу на
специальности;
основе которых выставляется итоговая
-применять профессиональные знания в ходе отметка;
исполнения обязанностей военной службы на Методы контроля направлены на
воинских должностях в соответствии с проверку умения учащихся:
полученной специальностью;
- выполнять условия задания на
-владеть способами бесконфликтного общения творческом уровне с представлением
и саморегуляции в повседневной деятельности собственной позиции;
и экстремальных условиях военной службы;
-делать осознанный выбор способов
-оказывать
первую
помощь действий из ранее известных;
пострадавшим
- осуществлять коррекцию (исправление)
сделанных ошибок на новом уровне
предлагаемых заданий;
- работать в группе и представлять как
свою, так и позицию группы;
Методы оценки результатов обучения:
- мониторинг роста творческой
самостоятельности и навыков получения
нового знания каждым обучающимся;
-формирование результата итоговой
аттестации по дисциплине на основе
суммы результатов текущего контроля.
12
Усвоенные знания:
-принципы обеспечения устойчивости объектов
экономики, прогнозирования развития событий
и оценки последствий при техногенных
чрезвычайных
ситуациях
и
стихийных
явлениях,
в
том
числе
в
условиях
противодействия терроризму как серьезной
угрозе национальной безопасности России;
-основные виды потенциальных опасностей и
их
последствия
в
профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения
вероятности их реализации;
-основы
военной
службы
и
обороны
государства;
-задачи и основные мероприятия гражданской
обороны; способы защиты населения от оружия
массового поражения;
-меры пожарной безопасности и правила
безопасного поведения при пожарах;
-организацию и порядок призыва граждан на
военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
-основные виды вооружения, военной техники
и специального снаряжения, состоящих на
вооружении
(оснащении)
воинских
подразделений, в которых имеются военноучетные
специальности,
родственные
специальностям СПО;
-область
применения
получаемых
профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи
пострадавшим
13