Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Венцы-Заря сельскохозяйственный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для специальности 36.02.01 Ветеринария
п.Венцы
2021г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
2. Структура и содержание рабочей программы учебной дисциплины
стр.
4
7
3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
11
4. Контроль и оценка результатов освоения рабочей программы учебной
дисциплины
12
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС СПО по специальности 36.02.01 «Ветеринария».
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к
общепрофессиональным
дисциплинам
профессионального
цикла
основной
профессиональной образовательной программы.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
Цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - вооружить будущих
выпускников учреждения теоретическими знаниями и практическими навыками,
необходимыми для:
- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных
воздействий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- прогнозирования и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;
- принятия решений по защите населения и территорий от возможных последствий аварий,
катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также
принятия мер по ликвидации их воздействий;
- выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества в рядах
Вооруженных сил Российской Федерации;
- своевременного оказания доврачебной помощи.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от
негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного
вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового
поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять
среди них родственные полученной специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на
воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития
событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных
бедствий, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе
национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
4
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи по гражданской обороне;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на
вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные
специальности, родственные специальностям СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
Изучение дисциплины способствует освоению общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК5.Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за
результат выполнния заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
ПК 1.1. Обеспечивать оптимальные зоогигиенические условия содержания, кормления
и ухода за сельскохозяйственными животными.
ПК 1.2. Организовывать и проводить профилактическую работу по предупреждению
внутренних незаразных болезней сельскохозяйственных животных.
ПК 1.3. Организовывать и проводить ветеринарную профилактику инфекционных и
инвазионных болезней сельскохозяйственных животных.
ПК2.1.Обеспечивать безопасную среду для сельскохозяйственных животных и
ветеринарных специалистов, участвующих в лечебно-диагностическом процессе.
ПК 2.2.Выполнять ветеринарные лечебно-диагностические манипуляции.
ПК2.3.Вести ветеринарный лечебно-диагностический процесс с использованием
специальной аппаратуры и инструментария.
ПК2.4.Оказывать доврачебную помощь сельскохозяйственным животным в
неотложных ситуациях.
ПК 2.5. Оказывать акушерскую помощь сельскохозяйственным животным.
ПК 2.6. Участвовать в проведении ветеринарного приема.
ПК 3.1. Проводить ветеринарный контроль убойных животных.
ПК 3.2. Проводить забор образцов крови, молока, мочи, фекалий, их упаковку и
подготовку к исследованию.
5
ПК 3.3. Проводить забор образцов продуктов и сырья животного происхождения для
ветеринарно-санитарной экспертизы.
ПК 3.4. Определять соответствие продуктов и сырья животного происхождения
стандартам на продукцию животноводства.
ПК 3.5. Проводить обеззараживание не соответствующих стандартам качества
продуктов и сырья животного происхождения, утилизацию конфискатов.
ПК 3.6. Участвовать в ветеринарно-санитарной экспертизе колбасных изделий,
субпродуктов, пищевого жира, крови, кишок, эндокринного и технического сырья.
ПК 3.7. Участвовать в проведении патологоанатомического вскрытия.
ПК 3.8. Участвовать в отборе, консервировании, упаковке и пересылке
патологического материала.
ПК 4.1. Готовить и проводить консультации для работников животноводства и
владельцев сельскохозяйственных животных по вопросам санитарных норм содержания
животных, профилактики инфекционных болезней животных и зоонозных инфекционных и
инвазивных болезней, а также их лечения.
ПК 4.2. Готовить информационные материалы о возбудителях, переносчиках,
симптомах, методах профилактики и лечения инфекционных болезней животных и
зоонозных инфекционных и инвазивных болезней.
ПК 4.3. Знакомить работников животноводства и владельцев сельскохозяйственных
животных с приемами первой помощи животным.
ПК 4.4. Давать рекомендации по особенностям содержания, кормления и
использования животных-производителей.
ПК 4.5. Информировать население о планирующихся и проводимых ветеринарносанитарных, профилактических и зоогигиенических мероприятиях.
Освоение
содержания
учебной
дисциплины
ОП.10
«Безопасность
жизнедеятельности» обеспечивает достижение обучающихся следующих личностных
результатов реализации программы воспитания:
ЛР1: Осознающийся себя гражданином и защитником великой страны.
ЛР5: Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на
основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных
ценностей многонационального народа России.
ЛР8: Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям раз-личных этно
культурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению,
преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального
российского государства.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 68 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 4часа.
6
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
68
Общее количество по учебному плану, всего
Обязательная аудиторная учебная нагрузка, всего
в том числе:
практические занятия
68
68
48
Самостоятельная работа обучающегося
4
в том числе:
Внеаудиторная самостоятельная работа(рефераты, доклады,
презентации, сообщения)
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета во втором семестре
7
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если
предусмотрены)
2
Содержание учебного материала
1
Раздел I. Обеспечение
безопасности
жизнедеятельности
1
1
Раздел II.
Безопасность
жизнедеятельности в
чрезвычайных
ситуациях
2
3
4
5
6
1
1
1
2
3
4
5
6
Раздел III.
7
8
Объем
часов
Уровень
освоения
3
1
4
Введение. Цели и задачи изучаемой дисциплины
Основные понятия безопасности жизнедеятельности
1
2
Содержание учебного материала
Чрезвычайные ситуации мирного времени. Понятия и общая классификация
чрезвычайных ситуаций
Характеристика ядерного, химического и биологического оружия.
Действия населения в очаге ядерного поражения
Единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС
Понятия об устойчивости объектов экономики в чрезвычайной ситуации.
Пути и способы повышения устойчивости работы объектов.
9
1
2
Практическое занятия обучающихся:
Практическое занятие №1. Средства индивидуальной и коллективной защиты и их
применение
Лабораторные работы
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся:
ЧС природного, техногенного и социального характера. Причины и их возможные
последствия
Содержание учебного материала
Правовые основы военной службы. Статус военнослужащего
Преступления против военной службы. Ответственность военнослужащих
Воинский учет. Призыв на военную службу. Организация медицинского
освидетельствования.
Безопасность военной службы и ее значение в повседневной деятельности войск
Подготовка граждан к военной службе. Добровольная и обязательная военная подготовка
Международное гуманитарное право. Международные правила поведения
военнослужащего в бою.
Военнослужащие и взаимоотношения между ними
Внутренний порядок, размещение и быт военнослужащих
Лабораторные работы
1
1
1
1
1
2
2
2
3
48
1
1
1
2
1
1
1
1
1
8
Основы военной
службы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
Раздел IV. Значение
медицинских знаний
при ликвидации
последствий ЧС и
организации здорового
образа жизни.
1
2
3
1
2
3
4
Практическое занятие обучающихся:
Практическое занятие №2.Основы обороны государства. Национальная безопасность и
национальные интересы России.
Практическое занятие №3. Стратегия национальной безопасности Российской
Федерации. Противодействие терроризму, как угрозе национальной безопасности
Практическое занятие №4. Военная организация Российской Федерации. Вооруженные
силы, история, их структура и предназначение
Практическое занятие №5. Основные виды вооружения, военной и специальной техники,
состоящих на вооружении воинских подразделений
Практическое занятие №6. Уставы Вооруженных сил РФ, их основные положения
Практическое занятие №7. Материальная часть автомата Калашникова. Разборка и сборка
АК.
Практическое занятие №8. Современный общевойсковой бой. Обязанности солдата в
бою.
Практическое занятие №9. Способы и приемы передвижения в бою при действиях в
пешем порядке.
Практическое занятие №10. Действия солдата в наступлении. Действия солдата в обороне
Дисциплинарный Устав ВС РФ основные положения
Устав Гарнизонной и Караульной службы ВС РФ основные положения
Устав Внутренней службы ВС РФ основные положения
Практическое занятие №6. Строевой Устав. Устав Военной полиции, основные
положения
Строевая подготовка. Строевые приемы и движение без оружия
Практическое занятие №8. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно»,
«Вольно», «Заправиться». Повороты на месте
Практическое занятие №9. Движение строевым шагом.
Практическое занятие №10. Выполнение воинского приветствия в строю и на месте
Практическое занятие №11. Построения, перестроения, повороты, перемена направления
движения.
Практическое занятие №12. Выполнение воинского приветствия в строю в движении
Практическое занятие №13. Строи подразделений в пешем порядке. Развернутый и
походный строй взвода
Самостоятельная работа обучающихся:
Боевые традиции вооруженных сил России и символы воинской чести
Контрольные работы
Содержание учебного материала
Понятие здоровья и содержание здорового образа жизни
Факторы риска
Организация студенческого труда, отдыха и эффективной самостоятельной работы
Лабораторные работы
Практические занятия обучающихся:
Практическое занятие №14. Виды ран. Способы обработки ран
Практическое занятие №15. Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях
Практическое занятие №16. Первая медицинская помощь при кровотечении и при
переломах
Практическое занятие №17. Первая медицинская помощь при синдроме длительного
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
17
2
25
1
1
1
22
2
2
2
2
2
9
5
6
7
8
9
10
11
сдавления
Практическое занятие №18. Первая медицинская помощь при ожогах
Практическое занятие №19. Первая медицинская помощь при отморожениях
Практическое занятие №20. Первая медицинская помощь при электротравме.
Практическое занятие №21. Искусственное дыхание и закрытый массаж сердца
Практическое занятие №22.Сердечный приступ и его признаки
Практическое занятие №23. Виды черепно-мозговой травмы
Практическое занятие №24. Признаки, наблюдающиеся при ушибе и сотрясении
головного мозга, общей контузии
Лабораторные работы
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся:
Отравление ядовитыми парами и газами
Отравление угарным газом
Отравление алкоголем (этиловым спиртом)
Отравление ядовитыми грибами и ягодами
Отравление змеиным ядом, ужаление пчел и ос
Отравление концентрированными кислотами и едкими щелочами
Вредные привычки
Влияние курения и алкоголя на организм человека
Наркотики и наркомания. Влияние наркотиков на здоровье человека
Утомление и стресс в жизни человека.
Дифференцированный зачет
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся
2
2
2
2
2
2
2
Всего:
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
102
2
3
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1-ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств).
2-репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).
3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности»
Оборудование учебного кабинета:
1.Посадочные места по количеству обучающихся
2.Рабочее место преподавателя
3.Общевойсковой защитный комплект
4.Гопкалитовый патрон ДП-5В
5.Изолирующий противогаз в комплекте с регенеративным патроном
6.Респиратор Р-2
7.Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8,9,1,11)
8.Ватно-марлевая повязка
9.Противопыльная тканевая повязка
10.Носилки санитарные
11.Аптечка индивидуальная (АИ-2)
12.Бинты марлевые
13.Бинты эластичные
14Жгуты кровоостанавливающие резиновые
15.Индивидуальные перевязочные пакеты
16.Косынки перевязочные
17.Ножницы для перевязочного материала прямые
18. Шинный материал
19. Огнетушители пенные, порошковые, углекислотные
20.Устройстово отработки прицеливания
21.Учебные автоматы АК-74
22.Винтовки пневматические
23.Комплект плакатов по Гражданской обороне
24.Комплект плакатов по Основам военной службы
Технические средства обучения:
1.Робот-тренажер «Максим -2»
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1.Учебник Безопасность жизнедеятельности, ACADEIA, Москва , Издательский центр
«Академия» - 2017г.
Дополнительные источники:
2. Наставление по стрелковому делу. М.: Воениздат, 1987;
3. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации .-Ростов-н/Д.:Эксмо,2019;
4.Сборник законов Российской Федерации.-М.6 Эксмо, 2017.
5. Общие вопросы безопасности жизнедеятельности
http://umka.nrpk8.ru/library/courses/bgd/tema1_1.dbk ;
6. Министерство обороны http://www.mil.ru;
6. Министерство чрезвычайных ситуаций www.mchs.qov.ru;
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки
(освоенные умения, усвоенные знания)
результатов обучения
Освоенные умения:
Формы контроля обучения:
-организовывать и проводить мероприятия по
-домашние задания проблемного
защите работающих и населения от негативных характера;
воздействий чрезвычайных ситуаций;
-практические задания по работе с
-предпринимать профилактические меры для
информацией, документами,
снижения уровня опасностей различного вида и литературой;
их последствий в профессиональной
- подготовка и защита индивидуальных и
деятельности и быту;
групповых заданий проектного
-использовать средства индивидуальной и характера;
коллективной защиты от оружия массового Форма оценки результативности
поражения;
обучения:
-применять
первичные
средства - накопительная система баллов, на
пожаротушения;
основе которой выставляется итоговая
-ориентироваться в перечне военно-учетных отметка;
специальностей и самостоятельно определять - традиционная система отметок в баллах
среди
них
родственные
полученной за каждую выполненную работу на
специальности;
основе которых выставляется итоговая
-применять профессиональные знания в ходе отметка;
исполнения обязанностей военной службы на Методы контроля направлены на
воинских должностях в соответствии с проверку умения учащихся:
полученной специальностью;
- выполнять условия задания на
-владеть способами бесконфликтного общения творческом уровне с представлением
и саморегуляции в повседневной деятельности собственной позиции;
и экстремальных условиях военной службы;
-делать осознанный выбор способов
-оказывать
первую
помощь действий из ранее известных;
пострадавшим
- осуществлять коррекцию (исправление)
сделанных ошибок на новом уровне
предлагаемых заданий;
- работать в группе и представлять как
свою, так и позицию группы;
Методы оценки результатов обучения:
- мониторинг роста творческой
самостоятельности и навыков получения
нового знания каждым обучающимся;
-формирование результата итоговой
аттестации по дисциплине на основе
суммы результатов текущего контроля.
12
Усвоенные знания:
-принципы обеспечения устойчивости объектов
экономики, прогнозирования развития событий
и оценки последствий при техногенных
чрезвычайных
ситуациях
и
стихийных
явлениях,
в
том
числе
в
условиях
противодействия терроризму как серьезной
угрозе национальной безопасности России;
-основные виды потенциальных опасностей и
их
последствия
в
профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения
вероятности их реализации;
-основы
военной
службы
и
обороны
государства;
-задачи и основные мероприятия гражданской
обороны; способы защиты населения от оружия
массового поражения;
-меры пожарной безопасности и правила
безопасного поведения при пожарах;
-организацию и порядок призыва граждан на
военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
-основные виды вооружения, военной техники
и специального снаряжения, состоящих на
вооружении
(оснащении)
воинских
подразделений, в которых имеются военноучетные
специальности,
родственные
специальностям СПО;
-область
применения
получаемых
профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи
пострадавшим
13