RP_Osnovy_finansovoy_gramotnosti_OGSE_06_2022_Ekonomika

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Венцы-Заря сельскохозяйственный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.06 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

п. Венцы
2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

13

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 06 «Основы финансовой грамотности»
1.

Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы
подготовки специалистов среднего звена с учетом ФГОС по специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) базовой подготовки.
2. Место
учебной
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» является
дисциплиной общего гуманитарного и социально-экономического цикла.
3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Цель реализации программы: повышение финансовой и бюджетной
грамотности обучающихся в процессе знакомства с приоритетными
направлениями бюджетной политики Российской Федерации и формирования
компетенций в области бюджета и финансов.
В ходе изучения курса «Основы финансовой грамотности» обучающиеся
осваивают следующие умения:
- Выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке,
сравнивать банковские вклады и кредиты, защищать свои права, проводить
предварительные расчёты по платежам по кредиту с использованием формулы
простых и сложных процентов, оценивать стоимость привлечения средств в
различных финансовых организациях.
- Выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке,
выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных
бумаг, рассчитывать уровень доходности по инвестициям, анализировать
информацию для принятия решений на фондовом рынке.
- Пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и
получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности,
заполнять налоговую декларацию, оформлять заявление на получение
налогового вычета, рассчитывать сумму налогов к уплате.
-. Понимать содержание договора страхования, уметь работать с
правилами страхования, уметь актуализировать страховую информацию, уметь
правильно выбрать условия страхования, уметь оперировать страховой
терминологией, разбираться в критериях выбора страховой компании.
-. Определять потребность в капитале для развития бизнеса, составлять
бизнес-план, рассчитывать прибыль, налоги, знать порядок уплаты
налогов в малом и среднем бизнесе, строить структуру управления на
предприятии.
- Различать стратегии инвестирования, выбирать приемлемую для себя
стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности,

рассчитать доходность инвестиций, диверсифицировать инвестиционный
портфель с точки зрения минимизации рисков и приемлемости доходности,
распознать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных
предложений, отличить фишинговый сайт от подлинного, защитить себя от
фарминга и фишинга.
- Влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью
калькулятора, размещённого на сайте Пенсионного фонда России,
рассчитывать размер пенсии, выбирать негосударственный пенсионный фонд.
В ходе изучения курса «Основы финансовой грамотности» обучающиеся
приобретают следующие знания:
- Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления
простых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные
параметры депозита, виды кредитов, характеристики кредита, параметры
выбора необходимого вида кредита.
- Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых
инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих
фондов банковского управления, виды профессиональных участников ценных
бумаг, типы валютных сделок.
- Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые
гражданами, необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи,
в которых необходимо заполнять налоговую декларацию, знание случаев и
способов получения налоговых вычетов.
- Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности
развития страхового рынка в России, классификация страховых продуктов,
условия осуществления различных видов страхования, алгоритм действий при
наступлении
страховых
случаев,
особенности
выбора
страховой
компании.
- Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного
капитала, структура доходов и расходов, порядок расчёта прибыли,
необходимость и назначение бухгалтерского учёта, функции маркетинга и
менеджмента в работе предприятия, порядок расчёта и уплаты налогов в малом
и среднем бизнесе, определение рисков и их снижение.
- Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты
от финансовых мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды.
- Способы финансового обеспечения в старости, основания получения
пенсии по старости, знание о существующих программах пенсионного
обеспечения.
В ходе изучения дисциплины ставится задача формирования следующих
компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать
с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности;
ОК
10.
Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и
кассовые документы;
ПК 3.2. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и
сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым
банковским операциям;
ПК 4.5. Принимать участие в составлении бизнес-плана.
Освоение содержания учебной дисциплины ОГСЭ. 06 "Основы финансовой
грамотности" обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных
результатов реализации программы воспитания:
Личностные результаты реализации
программы воспитания
(дескрипторы)
Проявляющий активную гражданскую позицию,
демонстрирующий приверженность принципам честности,
порядочности, открытости, экономически активный и
участвующий в студенческом и территориальном
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций.

Код личностных
результатов
реализации
Программы
воспитания

ЛР 2

Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и
свобод граждан России. Лояльный к установкам и
ЛР 3
проявлениям представителей субкультур, отличающий их
от групп с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий неприятие и предупреждающий
социально опасное поведение окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к
людям труда, осознающий ценность собственного труда.
ЛР 4
Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и
профессионального конструктивного «цифрового следа».
Осознающий приоритетную ценность личности
ЛР 7
человека; уважающий собственную и чужую уникальность в
различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Личностные результаты реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Соблюдающий в своей профессиональной деятельности
этическиепринципы:честности,независимости,профессион
альногоскепти-цизма, противодействия коррупции и
экстремизму, обладающий системным мышлением и
умением принимать решение в условиях
риска и неопределенности
Готовый соответствовать ожиданиям работодателей:
проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с
членами команды и сотрудничающий с другими людьми,
осознанно выполняющий профессиональные требования,
ответственный, пунктуальный, дисциплинированный,
трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на
достижение поставленных целей; демонстрирующий
профессиональную жизнестойкость
Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире
труда и профессий

ЛР13

ЛР 14

ЛР 15

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 36 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 34 часа;
- практические занятия 8 часов (в т.ч. практическая подготовка - 6 ч.);
- самостоятельная работа обучающегося 2 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 06 «Основы финансовой грамотности»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
36
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
34
в том числе:
лабораторные работы
не предусмотрено
практические занятия
8
в том числе практическая подготовка
6
контрольные работы
не предусмотрено
курсовая работа (проект)
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
2
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ 06 «Основы финансовой грамотности»
Наименование
Содержание учебного материала, практические работы,
Объем
Уровень
разделов и тем
самостоятельная работа обучающихся
часов
освоения
1
2
3
4
Тема 1.
Содержание учебного материала
6
Личные финансы
1. Управление личными финансами и выбор банка
4
2. Банки и золото
2
3. Кредит и его функции
4. Виды кредитов
Практические занятия
2
1. Депозиты. Проценты по вкладу
Тема 2. Фондовый
Содержание учебного материала
6
рынок
1. Финансовые риски и стратегии инвестирования
1
2. Ценные бумаги
4
3. Граждане на рынке ценных бумаг
4. Фондовая биржа
Практические занятия
2
1. Паевые инвестиционные фонды
Тема 3.Налоги
Содержание учебного материала
2
1. Налоги: понятие и виды
1
2
2. Налоговые вычеты
Тема 4. Страхование
Содержание учебного материала
6
1. Страховой рынок России
1
2. Виды страхования
4
3. Страхование имущества

Тема 5. Собственный
бизнес

Тема 6. Финансовые
мошенничества

Тема 7. Обеспеченная
старость

4. Личное страхования
Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, работа
с информационными порталами на темы
1. Гражданская ответственность
2. Выбор страховщика
Содержание учебного материала
1. Создание собственного бизнеса
2. Регистрация индивидуального предпринимателя и ООО
3. Обоснование бизнес-идеи
4. Ключевые разделы бизнес-плана
5. Расходы и доходы в собственном бизнесе
6. Финансовые риски
Содержание учебного материала
1. Финансовая пирамида
2. Мошенничество в сети Интернет
Практические занятия
1. Финансовые мошенничества
Содержание учебного материала
1. Пенсионная система Российской Федерации
2. Формирование пенсии
3. Виды пенсий
Практические занятия
1. Пенсионные накопления
Дифференцированный зачет
Всего

2

6
1
6

4
2

2

2
8
2
3
2
1
36

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия учебного
кабинета «Экономическая теория»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Учебно-методический комплект по дисциплине;
- оформление кабинета (стенды) по соответствующим направлениям;
- материалы Интернета, постановления, указы правительства, президента.
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.
3.2. Реализация элементов практической подготовки
Практическая подготовка при реализации учебной дисциплины организуется
путем проведения практических занятий, практикумов и иных аналогичных видов
учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении
отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной
деятельностью.
Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия
лекционного типа, которые предусматривают передачу учебной информации
обучающимся, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с
будущей профессиональной деятельностью.
3.3. Воспитательная составляющая программы
Воспитательная система в техникуме направлена на формирование и развитие
интеллектуальной, культурной, творческой, нравственной личности обучающегося,
будущего специалиста, сочетающего в себе профессиональные знания и умения,
высокие моральные и патриотические качества, обладающего правовой и
коммуникативной культурой, активной гражданской позицией.
Каждое направление имеет перечень развиваемых ОК. Это позволяет
систематизировать и дифференцировать общие компетенции. Благодаря этому
Программа воспитания и социализации охватывает все жизненные состояния,
необходимые обучающимся любой профессии и возраста.

3.4. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет - ресурсов,
дополнительной литературы
Основная литература
1. А.О. Жданова, Е.В.Савицкая Финансовая грамотность»: материалы для
обучающихся. Среднее профессиональное образование.-М.: ВАКО, 2020- 400с.(Учимся разумному поведению)
2. А.О. Жданова, М.А.Зятьков Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. Среднее
профессиональное образование.-М.: ВАКО, 2020- 48с.-(Учимся разумному
поведению)
3. Ю.Брехова, А.Алмосов, Д.Завьялов «Финансовая грамотность»: ВАКО, 2018;
Дополнительная литература
4. Гражданский Кодекс РФ;
5. Трудовой Кодекс РФ;
6. Бюджетный кодекс РФ
Информационные ресурсы
7. СПС «Гарант»;
8. СПС « Консультант плюс».
9. http://www.nes.ru/dataupload/files/projects/financial10. literacy/Fingramota%20Web%20Version%20.pdf –
А.
Горячев, В.
Чумаченко, Финансовая грамота
11. http://www.cbr.ru/fingramota/files/dep.pdf – банковская азбука «Банковский
вклад», ЦБ РФ
12. http://www.budget.gov.ru/ –
единый
портал
бюджетной системы
Российской Федерации.
13. http://www.cbr.ru/fingramota/?PrtId=fg_3 – Как получить кредит по самой низкой
процентной ставке? ЦБ РФ, М.
14. http://www.cbr.ru/fingramota/?PrtId=fg_2 – Обучающая игра «Насколько хорошо
ты знаешь деньги», ЦБ РФ, М.
15. http://www.schoolmoney.ru – Основы инвестирования и управления личными
финансами «Школа денег».
16. www.economy.gov.ru – сайт Министерства развития РФ.
17. http://document.kremlin.ru – официальное интернет-представительство
Президента России.
18. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной Антимонопольной службы.
19. http://www.minfin.ru/ – сайт Министерства финансов РФ.
20. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики.
21. www.cbr.ru – сайт Банка России.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
самостоятельной работы.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
Выбирать подходящий вид вложения
денежных средств в банке, сравнивать
банковские вклады и кредиты, защищать свои
права, проводить предварительные расчёты
по платежам по кредиту с использованием
формулы простых и сложных процентов,
оценивать стоимость привлечения средств в
различных финансовых организациях.
Выбирать
подходящий
инструмент
инвестирования
на
фондовом
рынке,
выявлять
риски,
сопутствующие
инвестированию денег на рынке ценных
бумаг, рассчитывать уровень доходности по
инвестициям, анализировать информацию для
принятия решений на фондовом рынке.
Пользоваться личным кабинетом на
сайте налоговой инспекции и получать
актуальную информацию о начисленных
налогах
и
задолженности,
заполнять
налоговую декларацию, оформлять заявление
на
получение
налогового
вычета,
рассчитывать сумму налогов к уплате.
Понимать
содержание
договора
страхования, уметь работать с правилами
страхования,
уметь
актуализировать
страховую информацию, уметь правильно
выбрать
условия
страхования,
уметь
оперировать
страховой
терминологией,
разбираться в критериях выбора страховой
компании.
Определять потребность в капитале для

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения

Устный и письменный текущий
контроль
Оценка деятельности
обучающихся при выполнении
практических занятий
Тестовый контроль
результат внеаудиторной
самостоятельной работы
обучающихся,
дифференцированный зачет.

развития бизнеса, составлять бизнес-план,
рассчитывать прибыль, налоги, знать порядок
уплаты налогов в малом и среднем бизнесе,
строить
структуру
управления
на
предприятии.
Различать стратегии инвестирования,
выбирать приемлемую для себя стратегию
инвестирования с позиции приемлемого
уровня риска и доходности, рассчитать
доходность инвестиций, диверсифицировать
инвестиционный портфель с точки зрения
минимизации рисков и приемлемости
доходности,
распознать
финансовую
пирамиду среди множества инвестиционных
предложений, отличить фишинговый сайт от
подлинного, защитить себя от фарминга и
фишинга.
Влиять на размер собственной будущей
пенсии,
с
помощью
калькулятора,
размещённого на сайте Пенсионного фонда
России, рассчитывать размер пенсии,
выбирать негосударственный пенсионный
фонд
Знания:
Понятие банковской системы, виды
депозитов, порядок начисления простых и
сложных процентов, порядок возмещения
вкладов, основные параметры депозита, виды
кредитов,
характеристики
кредита,
параметры выбора необходимого вида
кредита
Понятие фондового рынка, виды ценных
бумаг,
разновидности
паевых
инвестиционных фондов, отличия паевых
инвестиционных
фондов
от
общих
фондов банковского управления, виды
профессиональных
участников
ценных
бумаг, типы валютных сделок.
Основания взимания налогов с граждан,
налоги,
уплачиваемые
гражданами,
необходимость получения ИНН и порядок
его
получения,
случаи,
в
которых
необходимо
заполнять
налоговую
декларацию, знание случаев и способов

Устный и письменный текущий
контроль
Оценка деятельности
обучающихся при выполнении
практических занятий
Тестовый контроль
результат внеаудиторной
самостоятельной работы
обучающихся,
дифференцированный зачет.

получения налоговых вычетов
Страховой рынок, основные участники
страхового рынка, особенности развития
страхового рынка в России, классификация
страховых
продуктов,
условия
осуществления
различных
видов
страхования,
алгоритм
действий
при
наступлении страховых случаев, особенности
выбора
страховой
компании
Понятие малого и среднего бизнеса,
порядок
формирования
уставного
капитала, структура доходов и расходов,
порядок расчёта прибыли, необходимость и
назначение бухгалтерского учёта, функции
маркетинга и менеджмента в работе
предприятия, порядок расчёта и уплаты
налогов в малом и среднем бизнесе,
определение рисков и их снижение
Виды рисков при осуществлении
финансовых операций, способы защиты от
финансовых мошенничеств, знания о
признаках финансовой пирамиды
Способы финансового обеспечения в
старости, основания получения пенсии по
старости,
знание
о
существующих
программах пенсионного обеспечения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».