RP_Menedzhment_OP_11_2022_Ekonomika

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Венцы-Заря сельскохозяйственный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11« МЕНЕДЖМЕНТ»
по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

п. Венцы
2022г.
1

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

4

ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

4. КОНТРОЛЬ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСВОЕНИЯ
13

3

1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11 Менеджмент
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл
общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
• использовать на практике методы планирования и организации работы
подразделения;
• анализировать организационные структуры управления;
• проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;
• применять в профессиональной деятельности приемы делового и
управленческого общения;
• принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
• учитывать особенности менеджмента в области профессиональной
деятельности;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
•сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его
развития;
•методы планирования и организации работы подразделения;
•принципы построения организационной структуры управления;
•основы формирования мотивационной политики организации;
•особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
•внешнюю и внутреннюю среду организации;
•цикл менеджмента;
•процесс принятия и реализации управленческих решений;
•функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование,
мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
•систему методов управления;
•методику принятия решений; стили управления, коммуникации, принципы
делового общения;
В ходе изучения дисциплины ставится задача формирования следующих
компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
4

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой
для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по
инвентаризации активов в местах их хранения;
ПК 2.7. Выполнять контрольные процедуры и их документирование,
готовить и оформлять завершающие материалы по результатам внутреннего
контроля.
ПК 4.5. Принимать участие в составлении бизнес-плана;
ПК 4.7. Проводить мониторинг устранения менеджментом выявленных
нарушений, недостатков и рисков
Освоение содержания учебной дисциплины ОП. 11 "Менеджмент" обеспечивает
достижение обучающимися следующих личностных результатов реализации
программы воспитания:
Личностные результаты реализации
программы воспитания
(дескрипторы)
Проявляющий активную гражданскую позицию,
демонстрирующий приверженность принципам честности,
порядочности, открытости, экономически активный и
участвующий
в
студенческом
и
территориальном
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций.
5

Код личностных
результатов
реализации
Программы
воспитания

ЛР 2

Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и
свобод граждан России. Лояльный к установкам и
ЛР 3
проявлениям представителей субкультур, отличающий их от
групп с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий
неприятие
и
предупреждающий
социально опасное поведение окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям
труда,
осознающий
ценность
собственного
труда.
ЛР 4
Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и
профессионального конструктивного «цифрового следа».
Осознающий приоритетную ценность личности человека;
ЛР 7
уважающий собственную и чужую уникальность в различных
ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Личностные результаты реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Соблюдающий в своей профессиональной деятельности
этическиепринципы:честности,независимости,профессиональ
ногоскепти-цизма,
противодействия
коррупции
и
экстремизму, обладающий системным мышлением и умением
принимать решение в условиях
риска и неопределенности
Готовый
соответствовать
ожиданиям
работодателей:
проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с
членами команды и сотрудничающий с другими людьми,
осознанно выполняющий профессиональные требования,
ответственный,
пунктуальный,
дисциплинированный,
трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на
достижение
поставленных
целей;
демонстрирующий
профессиональную жизнестойкость
Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире
труда и профессий

ЛР13

ЛР 14

ЛР 15

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося – 42часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 40 часов;
в том числе практические занятия 18 часов (в т.ч. практическая подготовка - 4 ч.);
самостоятельной работы обучающегося- 2 часа.
6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

42

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:
лабораторные работы

не предусмотрено

практические занятия

18

в том числе практическая подготовка

4

контрольные работы

не предусмотрено

курсовая работа (проект)

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного
зачета

7

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент»
Наименование разделов Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная
и тем
работа обучающихся
1
2
Раздел 1. Сущность и характерные черты современного менеджмента
Тема 1. 1.
Методологические
основы менеджмента

Содержание
1. Сущность и характерные черты менеджмента.
Организация - основа менеджмента. Менеджмент как система управления
организацией в рыночной экономике. Искусство менеджмента. Цели и
задачи менеджмента. Составляющие менеджмента. Достижения в развитии
менеджмента.
2. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
Виды управления. Современные подходы к управлению. Виды труда и
Требования к менеджеру.
Раздел 2. История развития менеджмента. Внутренняя и внешняя среда организации
Тема 2. 1. Основные
Содержание
школы управления.
1. Основные школы (концепции) управления.
Внутренняя и внешняя Школа научного управления, школа административного управления,
среда организации.
школа человеческих отношений, поведенческая школа; научные подходы к
управлению как к процессу: процессный, системный, ситуационный
подходы. Понятие «организация».
2. Внутренняя и внешняя среда организации.
Классификация
организаций:
критерии
формализации;
форма
собственности, отношение к прибыли; организационно - правовая форма;
размеры; участие в различных секторах производства.
8

Объем Уровень
часов освоения
3
4
2
1

1

1

2

2
1

1

1

2

Новые организационные формы: финансово - промышленные группы,
предпринимательские союзы, кластеры, виртуальные организации.
Раздел 3. Цикл менеджмента
Тема 3. 1.
Содержание
Управленческий
1. Цикл менеджмента и функции управления.
цикл. Теории принятия Организация, планирование, мотивация и контроль.
управленческих
2. Методы планирования и организация работы подразделения.
решений.
Характеристика
основных
функций
бизнес
планирования.
Организовывание.
Делегирование,
ответственность,
полномочия.
Линейные полномочия, штабные полномочия. Ограничение нормы
управляемости. Координация. Главная задача координации. Мотивация.
Содержательные и процессуальные теории мотивации.
3. Основные элементы процесса управления. Проблема как элемент
процесса управления.
4. Управленческое решение. Модели и методика принятия решений.
Процесс принятия и реализации управленческих решений.
Практические занятия
1. Изучение методики разработки стратегического плана
Тема 3. 2. Система
Содержание
методов управления
1. Сущность и содержание методов управления. Система методов
управления. Организационно - административные методы управления.
Экономические методы управления Социально - психологические методы
управления. Самоуправление.
2. Методы стратегического развития современной организации.
Раздел 4.Управление конфликтами и стрессами
Тема 4.1. Управление
Содержание учебного материала

9

8
1

1

1

1

2

2

2
2
2

6

1

конфликтами и
стрессами

1. Конфликт: сущность, причины, классификация
2. Стрессы, их последствия .
Практические занятия
1. Управление конфликтами в коллективе
2. Способы борьбы со стрессами
Раздел 5. Руководство, власть и партнерство
Содержание
Тема 5. 1
1.Основные стили управления.
Руководство, власть и
Авторитарный
стиль.
Демократический
стиль.
Разновидности
партнерство. Стили
авторитарного и демократического стилей руководства. Либеральный
управления
стиль. Одномерность и многомерность руководства. Критерии, которыми
пользуются руководители при выборе стиля руководства
2. Понятие власти, ее основы.
Принуждение, собственность на ресурсы, информация, экспертная власть,
добровольное подчинение - традиция, личная харизма, убежденность.
Основы власти: принуждение, собственность на ресурсы, информация,
экспертная власть, добровольное подчинение - традиция, личная харизма,
убежденность. Способы воздействия на подчиненных: требование,
убеждение, внушение, похвала, критика.
Практические занятия
1. Определение стиля руководства
2. Психология управления личностью
Раздел 6. Коммуникации в управлении и мотивация деятельности

2

Тема 6. 1

4

Содержание

10

4

6
2

4

1

Коммуникации в
1. Коммуникационный процесс: элементы и этапы.
управлении. Мотивация Виды деловых коммуникаций: коммуникации между организацией и ее
деятельности
средой. Внутренние коммуникации: межуровневые (вертикальные)
коммуникации,
горизонтальные
коммуникации,
коммуникации
«руководитель - подчиненный», «руководитель и рабочая группа»,
неформальные коммуникации.
2. Составляющие мотивации.
Мотивация, мотивация труда, цель, потребности, мотивы, стимулы.
Формы стимулов: принуждение, материальное поощрение, моральное
поощрение, самоутверждение. Мотивы груда: по потребностям, по благам,
по цене.
Практические занятия
1. Разработка системы мотивации труда
Раздел 7. Деловое и управленческое общение
Содержание
Тема 7. 1. Деловое
1. Основы этикета делового общения.
общение
Понятие «этикет». Основная функция делового этикета. Нормы делового
этикета;
вежливость,
тактичность,
скромность,
корректность,
благородство, точность. Манеры. Принципы делового общения Правила
ведения деловой беседы Речевой этикет. Деловая встреча. Подготовка и
тактика проведения деловой беседы.
2. Формы группового делового общения. Деловые переговоры
Практические занятия
1. Разработка плана мероприятий по подготовке и проведению делового
совещания
2. Имидж и репутация компании
Самостоятельная работа.
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, работа с
11

2

1

2

8
2

4

2

2

информационными порталами на темы
1. Особенности и правила телефонного общения
2. Деловая переписка
Раздел 8. Структура управления организацией. Основные типы организационных структур
управления
Тема 8. 1. Структура
Содержание
управления
1. Определение понятия структуры управления организацией, ее связи и
организацией
элементы.
Принципы построения ОСУ.
2. Общие подходы к формированию и проектированию ОСУ. Подходы к
определению численности персонала.
Тема 8. 2.
Содержание
Иерархический и
1. Основные типы организационных структур: сравнительная
органический типы
характеристика
структур управления.
Иерархические типы структур
Классификация структур Практические занятия
управления
Анализ организационных структур управления
Дифференцированный зачет
Всего:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. репродуктивный (выполнение деятельности под руководством);
3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

12

2
2

1

4
1

1

2
1
42

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. 1. Требования к минимальному материально - техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Менеджмент».
Оборудование учебной аудитории:
•посадочные места по количеству обучающихся;
•рабочее место преподавателя;
•комплекты учебно - наглядных пособий по разделам дисциплины;
•библиотечный фонд;
•технические средства обучения: Компьютер с лицензионным программным
обеспечением, мультимедийный проектор.
3.2. Реализация элементов практической подготовки
Практическая подготовка при реализации учебной дисциплины
организуется путем проведения практических занятий, практикумов и иных
аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие
обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с
будущей профессиональной деятельностью.
Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия
лекционного типа, которые предусматривают передачу учебной информации
обучающимся, необходимой для последующего выполнения работ,
связанных с будущей профессиональной деятельностью.
3.3. Воспитательная составляющая программы
Воспитательная система в техникуме направлена на формирование и
развитие интеллектуальной, культурной, творческой, нравственной личности
обучающегося,
будущего
специалиста,
сочетающего
в
себе
профессиональные знания и умения, высокие моральные и патриотические
качества, обладающего правовой и коммуникативной культурой, активной
гражданской позицией.
Каждое направление имеет перечень развиваемых ОК. Это позволяет
систематизировать и дифференцировать общие компетенции. Благодаря
этому Программа воспитания и социализации охватывает все жизненные
состояния, необходимые обучающимся любой профессии и возраста.

13

3.4. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет - ресурсов,
дополнительной литературы
Основная литература
1. Н.А.Астахова, Г.И.Москвитина, Менеджмент, Учебник для СПО, М.,
Юрайт, 2019
2. Дорофеева Л.И., Менеджмент. Учебное пособие, Научная книга, 2019,
(Электронная-библиотечная система IPR BOOKS)
3. Управление персоналом. Учебное пособие для СПО Чиликина И.А.,
2019, Липецкий государственный технический университет,
Профобразование (Электронная-библиотечная система IPR BOOKS)
Дополнительная литература
3.Трудовой Кодекс РФ.
4.Журнал «Менеджмент в России и за рубежом».
5.Журнал «Управление персоналом».
Информационные ресурсы
6.СПС «Гарант»;
7.СПС « Консультант плюс».

14

4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий, обязательной контрольной работы, заслушивания сообщений,
докладов, рефератов, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные
Формы и методы контроля и
умения, усвоенные знания)
оценки результатов обучения
Уметь:
использовать на практике методы
планирования и организации работы
Устный и письменный текущий
подразделения;
контроль
Оценка деятельности
анализировать
организационные
обучающихся при выполнении
структуры управления;
практических занятий
Тестовый контроль
проводить работу по мотивации
результат внеаудиторной
трудовой деятельности персонала;
самостоятельной работы
применять
в
профессиональной
обучающихся,
деятельности приемы делового и
дифференцированный зачет.
управленческого общения;
принимать эффективные решения,
используя систему методов управления;
учитывать особенности менеджмента
в
области
профессиональной
деятельности;
Знать:
сущность и характерные черты
современного менеджмента, историю
его развития;
методы планирования и организации
работы
подразделения;
принципы
построения организационной структуры
управления;
основы формирования мотивационной
политики организации;
особенности менеджмента в области
профессиональной деятельности;
внешнюю и внутреннюю среду
организации;
15

Устный и письменный текущий
контроль
Оценка деятельности
обучающихся при выполнении
практических занятий
Тестовый контроль
результат внеаудиторной
самостоятельной работы
обучающихся,
дифференцированный зачет.

цикл менеджмента;
процесс принятия и реализации
управленческих решений;
функции менеджмента в рыночной
экономике: организацию, планирование,
мотивацию и контроль деятельности
экономического субъекта;
систему методов управления;
методику принятия решений; стили
управления, коммуникации, принципы
делового общения

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».