Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Венцы-Заря сельскохозяйственный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 12 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
п. Венцы
2022 г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
16
3
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.12 Правовое обеспечение профессиональной деятельности
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл
общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать необходимые нормативные правовые документы;
- защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданским
процессуальным и трудовым законодательством;
- анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности
(бездействия) с правовой точки зрения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения Конституции Российской Федерации;
- права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
- понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности; законодательные акты и другие нормативные правовые акты, регулирующие
правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
- организационно-правовые формы юридических лиц;
- правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;
- права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
- порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения; правила оплаты труда;
- роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения;
- право граждан на социальную защиту;
- понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;
- виды административных правонарушений и административной ответственности;
- нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров.
В ходе изучения дисциплины ставится задача формирования следующих
компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие;
4
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста;
ОК
06.
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного
поведения;
ОК
09.
Использовать
информационные
технологии
в
профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на
государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы;
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и
кассовые документы;
ПК 4.5. Принимать участие в составлении бизнес-плана.
Освоение содержания учебной дисциплины ОП. 12 "Правовое обеспечение
профессиональной деятельности" обеспечивает достижение обучающимися
следующих личностных результатов реализации программы воспитания:
Личностные результаты реализации
программы воспитания
(дескрипторы)
Проявляющий активную гражданскую позицию,
демонстрирующий приверженность принципам честности,
порядочности, открытости, экономически активный и
участвующий в студенческом и территориальном
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и
свобод граждан России. Лояльный к установкам и
проявлениям представителей субкультур, отличающий их
от групп с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий неприятие и предупреждающий
5
Код личностных
результатов
реализации
Программы
воспитания
ЛР 2
ЛР 3
социально опасное поведение окружающих.
Осознающий приоритетную ценность личности
ЛР 7
человека; уважающий собственную и чужую уникальность в
различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Личностные результаты реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию
семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие
насилия в семье, ухода от родительской ответственности,
отказа от отношений со своими детьми и их финансового
содержания.
Соблюдающий в своей профессиональной деятельности
этическиепринципы:честности,независимости,профессион
альногоскепти-цизма, противодействия коррупции и
экстремизму, обладающий системным мышлением и
умением принимать решение в условиях
риска и неопределенности
Готовый соответствовать ожиданиям работодателей:
проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с
членами команды и сотрудничающий с другими людьми,
осознанно выполняющий профессиональные требования,
ответственный, пунктуальный, дисциплинированный,
трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на
достижение поставленных целей; демонстрирующий
профессиональную жизнестойкость
Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире
труда и профессий
ЛР12
ЛР13
ЛР 14
ЛР 15
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося – 42 часа,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 40 часов;
практические занятия 16 часов;
самостоятельной работы обучающегося-2 часа.
6
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
42
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
40
в том числе:
лабораторные работы
не предусмотрено
практические занятия
16
контрольные работы
не предусмотрено
курсовая работа (проект)
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме зачета
7
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
Наименование разделов и Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная Объем
тем
работа обучающихся, курсовая работа (проект)
часов
Раздел 1. Право и экономика
6
Содержание учебного материала
Тема
1.1.
Правовое Понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности
регулирование
Нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной
экономических
деятельности
отношений
Основные положения Конституции Российской Федерации
Права и свободы человека и гражданина
Тема 1.2. Правовое
Содержание учебного материала
положение субъектов
Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности
предпринимательской
Организационно-правовые формы юридических лиц
деятельности
Раздел 2. Правовое регулирование договорных отношений в сфере хозяйственной деятельности
Тема 2.1. Договорные
Содержание учебного материала
отношения предприятий
Система гражданско-правовых договоров
Общие положения договора
Тема 2.2. Обязательства
Содержание учебного материала
Права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности
Исполнение договорных обязательств
Ответственность за нарушение договора
Формы договорной ответственности
Практические занятия
Составление договор купли-продажи
Составление договора поставки товара
Тема 2.3. Претензионная
Содержание учебного материала
работа
4
2
4
2
3
2
16
2
2
2
8
1
4
4
6
Понятие экономических (хозяйственных) споров
Виды экономических споров: преддоговорные, договорные, внедоговорные споры
2
Практические занятия
Составление искового заявление в арбитражный суд
4
8
Уровень
освоения
1
Возбуждение и рассмотрение дела в арбитражном суде
Раздел 3. Трудовое право
Тема 3.1 Правовое
регулирование трудовых
отношений
Содержание учебного материала
Трудовое право- как отрасль права
Порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения
Практические занятия
Составление трудового договора
Тема. 3.2. Рабочее время и Содержание учебного материала
время отдыха. Оплата труда
Структура и виды рабочего времени и отдыха
Отпуска: понятие, виды, порядок предоставления
Практические занятия
Сущность, признаки, виды рабочего времени и времени отдыха
Условия оплаты труда как элемент существенных трудового договора
Тема.
3.3.
Трудовая Содержание учебного материала
дисциплина и материальная
Понятие и методы обеспечения дисциплины труда
ответственность
Понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника
4
Тема
3.4.
Правовое Самостоятельная работа
регулирование занятости и Роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения
трудоустройства
Право социальной защиты граждан
Содержание учебного материала
Тема 3.5. Трудовые споры
Трудовые споры и их виды
Нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров
Практические занятия
Разбор производственных ситуаций трудовых споров в суде
Раздел 4. Административное право
2
Тема 4.1 Административные
правонарушения и
Административная
ответственность
Всего
Виды административных нарушений. Административная ответственность
Дифференцированный зачет
2
2
6
2
1
4
2
1
2
2
2
4
2
1
2
2
2
2
42
9
2
.
10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия учебного
кабинета «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Учебно-методический комплект по дисциплине;
- оформление кабинета (стенды) по соответствующим направлениям;
- материалы Интернета, постановления, указы правительства, президента.
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.
3.2. Реализация элементов практической подготовки
Практическая подготовка при реализации учебной дисциплины организуется
путем проведения практических занятий, практикумов и иных аналогичных видов
учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении
отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной
деятельностью.
Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия
лекционного типа, которые предусматривают передачу учебной информации
обучающимся, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с
будущей профессиональной деятельностью.
3.3. Воспитательная составляющая программы
Воспитательная система в техникуме направлена на формирование и развитие
интеллектуальной, культурной, творческой, нравственной личности обучающегося,
будущего специалиста, сочетающего в себе профессиональные знания и умения,
высокие моральные и патриотические качества, обладающего правовой и
коммуникативной культурой, активной гражданской позицией.
Каждое направление имеет перечень развиваемых ОК. Это позволяет
систематизировать и дифференцировать общие компетенции. Благодаря этому
Программа воспитания и социализации охватывает все жизненные состояния,
необходимые обучающимся любой профессии и возраста.
3.4. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Альбов А.П.(и др); под редакцией А.П.Альбова, С.В.Николюкина, Правовое
обеспечение профессиональной деятельности -2-е изд. - Москва: издательство
Юрайт, 2020
11
2. Можаев Е.Е.. Мельникова Л.Б., Правовые основы профессиональной
деятельности. Учебное пособие, Российский государственный аграрный заочный
университет (Электронная библиотечная система BOOKS)
Дополнительные источники:
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
4.Гражданский кодекс Российской Федерации в 4 частях (действующая редакция);
5.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
от
30.12.2001 N 195-ФЗ (действующая редакция);
6.Налоговый кодекс Российской Федерации в 2 частях (действующая редакция);
7.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (действующая
редакция);
8.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (действующая
редакция);
9.Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (действующая редакция) «Об
обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний»;
10.Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (действующая редакция)
«О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма»;
11.Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (действующая редакция)
«Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
12.Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (действующая редакция) «О
несостоятельности (банкротстве);
13.Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (действующая редакция) «О
валютном регулировании и валютном контроле»;
14.Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (действующая редакция) «О
коммерческой тайне»;
15.Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (действующая редакция) «О
персональных данных»;
12
16.Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (действующая редакция)
«Об
обязательном социальном 17.страховании на случай временной нетрудоспособности
и в связи с материнством»;
18.Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (действующая редакция) «О
противодействии коррупции»;
19.Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (действующая редакция) «Об
аудиторской деятельности»;
20.Федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ (действующая редакция) «О
консолидированной финансовой отчетности»;
21.Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (действующая редакция) «О
таможенном регулировании в Российской Федерации»;
22.Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (действующая редакция) «Об
обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
23.Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
(действующая редакция);
24.Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (действующая редакция) «Об
акционерных обществах»;
25.Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (действующая редакция) «О банках и
банковской деятельности»;
26.Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ (действующая редакция) «Об ипотеке
(залоге недвижимости)»;
27.Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ (действующая редакция) «О
национальной платежной системе»;
28.Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (действующая редакция) «О рынке
ценных бумаг»;
29.Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ (действующая редакция) «О
финансовой аренде (лизинге)»;
30.Федеральный закон от 29.07.1998 N 136-ФЗ (действующая редакция) «Об
особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных
бумаг»;
13
31.Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (действующая редакция) «О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
32.Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ (действующая редакция) «Об
инвестиционных фондах»;
33.Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (действующая редакция) «О
валютном регулировании и валютном контроле»;
34.Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (действующая редакция) «Об основах
государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;
35.Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ (действующая редакция) «О
кредитных историях»;
36.Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (действующая редакция) «Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
37.Закон РФ «О защите прав потребителей» 07.02.1992.№ 2300-001 (действующая
редакция)»;
Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (действующая редакция) «О
Федеральном казначействе»;
38.Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 (действующая редакция)
«О Министерстве финансов Российской Федерации»;
Интернет-ресурсы:
39. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
40. Министерство образования и науки РФ ФГАУ «ФИРО» http://www.firo.ru/
41. Портал «Всеобуч»- справочно-информационный образовательный сайт, единое
окно доступа к образовательным ресурсам –http://www.edu-all.ru/
42. Экономико–правовая библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа :
http://www.vuzlib.net.
Дополнительные источники
43. Информационно правовой портал http://konsultant.ru/
44. Информационно правовой портал http://www.garant.ru/
14
45.
Официальный
сайт
Министерства
Финансов
Российской
Федерации
https://www.minfin.ru/
46. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации
https://www.nalog.ru/
47. Официальный сайт Пенсионного фонда России http://www.pfrf.ru/
48. Официальный сайт Фонда социального страхования http://fss.ru/
49.
Официальный
сайт
Фонда
обязательного
медицинского
страхования
Российской
Федерации
http://www.ffoms.ru/
50.
Официальный
сайт
Центрального
Банка
http://www.cbr.ru/
51. Официальный сайт Президента России - http://www.kremlin.ru
15
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем
в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, решения ситуационных задач, исследования
проблемных задач.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Фронтальный опрос
- защищать свои права в соответствии с
гражданским, гражданским процессуальным
и трудовым законодательством;
- анализировать и оценивать результаты и
последствия деятельности (бездействия) с
правовой точки зрения
Тестирование
Решение ситуационных задач
Выполнение практических заданий
Дифференцированный зачет
Знания:
Тестирование
основные положения Конституции
Российской Федерации;
- права и свободы человека и гражданина,
механизмы их реализации;
- понятие правового регулирования в сфере
профессиональной деятельности;
- законодательные акты и другие
нормативные правовые акты, регулирующие
правоотношения в процессе
профессиональной деятельности;
- организационно-правовые формы
юридических лиц;
- правовое положение субъектов
предпринимательской деятельности;
- права и обязанности работников в сфере
профессиональной деятельности;
- порядок заключения трудового договора и
основания для его прекращения;
- правила оплаты труда;
- роль государственного регулирования в
обеспечении занятости населения;
Устный опрос
16
Письменный опрос
Выполнение сообщений, рефератов,
докладов
Составление конспектов, кроссвордов
Заполнение таблиц
Дифференцированный зачет
- право граждан на социальную защиту;
- понятие дисциплинарной и материальной
ответственности работника;
- виды административных правонарушений и
административной ответственности;
- нормы защиты нарушенных прав и
судебный порядок разрешения споров.
17