РП ОУП 01 рус ветеринары 2021

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края Венцы - Заря сельскохозяйственный техникум

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОУП. 01 Русский язык
для специальности 36.02.01 Ветеринария

п. Венцы
2021 г.
1

Содержание
Пояснительная записка .......................................................................................4
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
4
Место учебного предмета в учебном плане ................................................ 6
Результаты освоения учебного предмета....................................................
6
Содержание учебного предмета..................................................................... 7
Тематическое планирование ..............................................................................14
Характеристика основных видов деятельности студентов .............................19
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
Учебного предмета «Русский язык»
22
Используемая литература

23

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета ОУП. 01 Русский язык
предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП
СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего
образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного
предмета «Русский язык», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения
среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности
среднего профессионального образования (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России
от 17.03.2015 № 06-259),с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы
в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р; инструктивно-методического письма Департамента
государственной политики в сфере СПО и профессионального обучения Министерства
просвещения РФ от 20.07.2020 №05772.
Содержание программы «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:
•совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых,
речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
•формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций
лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой;
•совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка,
правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи
в разных речевых ситуациях;
•дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному
выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и
навыков.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов
компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования, — программы подготовки
специалистов среднего звена.
.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными
организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ).

4

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности.
Содержание учебного предмета «Русский язык» в профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, обусловлено общей
нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода,
который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и
лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций
происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению
обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением,
письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над
особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной
целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления
общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь
и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные
высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.
Формирование лингвистической (языковедческой) компетенций проходит в процессе
систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его
устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского
литературного
языка;
совершенствования
умения
пользоваться
различными
лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как
формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа,
национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого
этикета, культуры межнационального общения.
Изучение русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО
на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля
профессионального образования.
При освоении специальностей СПО социально-экономического, технического и
естественнонаучного профиля русский язык изучается на базовом уровне ФГОС среднего
общего образования, решаются задачи, связанные с формированием общей культуры,
развития, воспитания и социализации личности.
Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц,
которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность.
Содержание учебной дисциплины ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и
духовного развития студентов, включает перечень лингвистических понятий, обозначающих
языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и
5

называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения
данных понятий. Таким образом, создаются условия для успешной реализации
деятельностного подхода к изучению русского языка.
Разделы электронных образовательных ресурсов позволяют разнообразить
деятельность обучающихся, активизировать их внимание, повышает творческий потенциал
личности, мотивацию к успешному усвоению учебного материала, воспитывает интерес к
занятиям при изучении русского языка.
Реализация содержания учебного предмета «Русский язык» предполагает соблюдение
принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса русского языка на
ступени основного общего образования.
Учебный предмет «Русский язык» завершается подведением итогов в форме экзамена в
рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования с получением среднего общего образования.
2. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Русский язык» является учебным предметом обязательной
предметной области «Русский язык и литература» ФГОС среднего общего образования. В
профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования, учебный предмет «Русский язык» изучается в общеобразовательном цикле
учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего
общего образования.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение содержания учебного предмета ОУП 01. Русский язык обеспечивает
достижение обучающимися следующих личностных результатов реализации программы
воспитания:
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической
памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине,
принятию традиционных ценностей многонационального народа
России
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех
формах и видах деятельности
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных
групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции
культурных традиций и ценностей многонационального российского
государства

Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР5

ЛР7

ЛР8

6

Личностные результаты
реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Демонстрирующий готовность к продолжению образования, к социальной и профессиональной мобильности в условиях современного
ЛР13
общества
Демонстрирующий навыки эффективного обмена информацией и
взаимодействия с другими людьми, обладающий навыками коммуниЛР15
кации
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.
Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке
материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском
литературном языке и языковой норме.
Контрольная работа №1. Входной контроль
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи
Язык и речь. Виды речевой деятельности.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность
употребления языковых средств.
Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.
Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового
стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.
Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля.
Основы ораторского искусства.
Художественный стиль речи, его основные признаки; изобразительно-выразительные
средства текста художественного стиля.
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое.
Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная
переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство
смыслового членения текста.
Функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение).
Лингвостилистический анализ текста
Практические занятия
1. Анализ текста научного стиля.
2. Написать заявление, доверенность, резюме и др.
3. Особенности построения публицистического текста.
4. Текст как произведение речи.
5.Определить основную мысль текста, связь предложений в нем.
7

6.Выполнить информационную переработку текста.
7. Основные признаки текста.
8. Определение функционально-смыслового типа речи.
9.Лингвостилистический анализ текста о Кубани.

РАЗДЕЛ 2. Лексикология и фразеология
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова.
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как
выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их
употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.
Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Лексика, ее происхождение и употребление: нейтральная, книжная, лексика устной речи
(жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.
Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы.
Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления
традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и
поговорки.
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи.
Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении
фразеологических единиц и их исправление.
Практические занятия
1. Лексическое и грамматическое значение слова.
2. Найти в тексте метафоры, эпитеты, олицетворения.
3. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.
4. Лексика, её происхождение и употребление
5. Активный и пассивный словарный запас.
6. Употребление фразеологизмов в речи.
7. Выполнить лексико-фразеологический разбор.
Контрольная работа №2: «Лексические ошибки и их исправление.
Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление»
Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
Фонетические единицы, открытый и закрытый слог, ударение.
Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных
и согласных звуков.
Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.
Особенности кубанских говоров.
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь.
Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-. Правописание и/ы
после приставок.
Практические занятия
1. Выполнить фонетический разбор.
2. Произношение гласных и согласных звуков.
8

3.
4.
5.
6.
7.

Особенности кубанских говоров.
Тест «Правописание безударных гласных, сомнительных согласных в корне слов».
Правописание ь знака.
Тест «о-е после шипящих и ц».
Правописание приставок.

.
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография
Понятие морфемы как значимой части слова. Морфемный разбор слова.
Способы словообразования. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.
Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях
речи.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- / пре-.
Правописание сложных слов.
Практические занятия
1. Морфемный разбор слов.
2. Словообразовательный разбор.
3. Тест «Правописание чередующихся гласных корня».
4. Правописание приставок пре-и при-.
Раздел 5. Морфология и орфография
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и
синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в
построении текста.
Имя существительное. Правописание имен существительных. Морфологический разбор имени
существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
Имя прилагательное. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.
Употребление форм имен прилагательных в речи.
Имя числительное.
Правописание числительных. Морфологический разбор имени
числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое,
трое и других с существительными разного рода.
Местоимение. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений.
Морфологический разбор местоимения.
Употребление местоимений в речи.
Глагол и глагольные формы. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола.
Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола
в речи.
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных
причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с
причастиями. Правописание -н-и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных.
Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом.
Морфологический разбор причастия.
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и
несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки
препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор
деепричастия.
9

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание
наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия.
Употребление наречия в речи
Слова категории состояния, их группы и функции в речи.
Практические занятия
1.Правописание не- с существительными.
2.Правописание окончаний и суффиксов имен существительных.
3.Правописание окончаний и суффиксов имен прилагательных.
4. «Правописание сложных прилагательных»
5. Правописание числительных.
6. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений
7. Правописание не с глаголами.
8.Тест «Правописание суффиксов и личных окончаний глаголов»
9.Правописание причастий, знаки препинания при причастном обороте.
10.Правописание деепричастий, знаки препинания при деепричастном обороте.
11. Правописание наречий.
12. Отличие наречий от слов-омонимов.
Раздел 6. Служебные части речи
Предлог как часть речи. Правописание предлогов.
Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от словомонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление
существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от словомонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство
связи предложений в тексте.
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными
частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Частицы, употребление частиц в
речи.
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний.
Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.
Практические занятия
1. Правописание предлогов в течение, в продолжение, вследствие.
2. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно.
3. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.
4. Употребление союзов.
5. Употребление частиц в речи.
6.Тест «Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи».
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация
Основные единицы синтаксиса.
Словосочетание. Строение словосочетания и их синтаксический разбор. Виды связи слов
в словосочетании.
Простое предложение. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой
и обратный порядок слов.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и
сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим.
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).
Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
10

Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места
как средство связи предложений в тексте.
Односоставное и неполное предложение.
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные
предложения с главным членом в форме сказуемого. Использование неполных предложений в
речи, знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.
Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений.
Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль
сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены
предложения.
Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов.
Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними.
Знаки препинания при обращении и междометии. Использование обращений в разных стилях
речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
Сложное предложение.
Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи
косвенной. Знаки препинания при цитатах.
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
Практические занятия
1. Словосочетание, предложение.
2. Сложные синтаксически целые конструкции.
3. Строение словосочетаний и их синтаксический разбор.
4. Определение видов связи слов в словосочетании.
5. Знаки препинания в простом предложении.
6. Согласование сказуемого с подлежащим.
7. Второстепенные члены предложения.
8. Тире между подлежащим и сказуемым
9. Предложения с однородными членами.
10. Предложения с обособленными и уточняющими членами.
11. Предложения с вводными словами, пунктуация в них.
12. Вставные конструкции в простом предложении.
13. Знаки препинания при обращении и междометии.
14. Замена прямой речи косвенной.
15. Строение сложносочиненных предложений.
16. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
17. Строение сложноподчиненных предложений.
18. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
19. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
20. Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
Контрольная работа №3
Примерные темы рефератов (докладов)
•Русский язык среди других языков мира.
•Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия.

11

•Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного
языка
.•Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков.
•Формы существования национального русского языка: русский литературный язык,
просторечие, диалекты, жаргонизмы.
•Язык и культура.
•Языковые особенности научного стиля речи.
•Особенности художественного стиля.
•Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования.
•Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.
•Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю
•Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
•Антонимы и их роль в речи.
•Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации речи.
•Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.
•В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».
•Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
•Учение о частях речи в русской грамматике.
•Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений
художественной литературы).
•Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере
лирики русских поэтов).
•Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании.
•Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.
•Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции,
употребление.
•Слова-омонимы в морфологии русского языка.
•Роль словосочетания в построении предложения.
•Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики.
•Синтаксическая роль инфинитива.
•Предложения с однородными членами и их функции в речи.
•Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.
•Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.
•Монолог и диалог. Особенности построения и употребления.
•Синонимика простых предложений.
•Синонимика сложных предложений.
Примерные темы индивидуальных проектов
•Языковой портрет современника.
•Молодежный сленг и жаргон.
•А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.
•Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной
речи.
•Вопросы экологии русского языка.
•Виды делового общения, их языковые особенности.
12

•Экспрессивные средства языка в художественном тексте.
•СМИ и культура речи.
•Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в
произведениях художественной литературы.
•Русское письмо и его эволюция.
.
•Исторические изменения в структуре слова.
•Грамматические нормы русского языка.
•Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.
•Использование сложных предложений в речи.
•Способы введения чужой речи в текст.
•Русская пунктуация и ее назначение.
•Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста.

5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательного учебного предмета «Русский язык»
в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:
•по специальности 36.02.01 «Ветеринария»— 117 часов, из них аудиторная (обязательная)
нагрузка обучающихся — 78 часов; практические занятия (в том числе в форме практической
подготовки) - 66 час, предусматривается выполнение индивидуальных проектов.
При этом в учебной группе специальности 36.02.01 «Ветеринария»: 1 семестр- 32 часа, 2
семестр- 46 часов.

13

Тематический план общеобразовательного учебного предмета ОУП. 01 Русский язык
№ темы

Наименование разделов и тем

Количество часов аудиторной
нагрузки
Всего
Практич Контрол
еские и ьные
лаборат работы
орные
работы
2

Введение

Язык как средство общения и форма 2
существования национальной культуры

1

Раздел 1.

Язык и речь Функциональные стили речи

14

Тема 1.1.

Язык и речь

2

Тема 1.

Функциональные
особенности

Тема 1.3

Научный стиль речи.
Официально-деловой стиль речи

2

2

Тема 1.4

Публицистический
стиль
Художественный стиль речи

речи. 2

1

Тема 1.5

Текст как произведение речи

2

2

Тема 1.6

Информационная переработка текста

2

2

стили

речи

и

9

их 2

14

Тема 1.7

Функционально-смысловые типы речи

2

2

Раздел 2.
Тема 2.1

Лексикология и фразеология
Слово в лексической системе языка

8
2

7
3

Тема 2.2

Русская лексика с точки
происхождения и употребления

ее 2

2

Тема 2.3

Фразеология

2

2

Тема 2.4

Лексические нормы. Лексические ошибки и
их исправление.
Ошибки в употреблении фразеологических
единиц и их исправление
Фонетика, орфоэпия, графика,
орфография
Фонетические единицы. Звук и фонема
Орфоэпические нормы: произносительные и
нормы ударения
Правописание гласных и согласных, ь знака
Правописание О/Ё после шипящих и Ц.
Правописание
приставок
на
З-/СПравописание И-Ы после приставок
Морфемика, словообразование,
орфография
Понятие морфемы как значимой части слова.
Многозначность морфем. Синонимия и
антонимия морфем.
Способы словообразования

2

Раздел 3.
Тема 3.1
Тема 3.2
Тема 3.3
Тема 3.4

Раздел 4.
Тема 4.1

зрения

Тема 4.2
Правописание чередующихся гласных
корнях слов. Правописание приставок

1

8

7

2
2

1
2

2
2

2
2

4

4

2

2

2

2

в

Раздел 5.
Тема 5.1

Морфология и орфография
12
Грамматические
признаки
слова. 2
Знаменательные и незнаменательные части
речи и их роль в построении текста.
Имя существительное.

12
2

Тема 5.2

Имя прилагательное. Морфологический 2
разбор имени прилагательного. Употребление
форм имен прилагательных в речи

2

15

Тема 5.3

Имя
числительное.
Употребление
числительных в речи.
Местоимение. Употребление местоимений в
речи.
Глагол. Морфологический разбор глагола.
Употребление форм глагола в речи.
Причастие как особая форма глагола.
Деепричастие как особая форма глагола.
Наречие. Морфологический разбор наречия.
Употребление наречия в речи.
Слова категории состояния

2

2

2

2

2

2

2

2

Раздел 6.

Служебные части речи

8

6

Тема 6.1

Предлог как часть речи. Правописание 3
предлогов. Отличие производных предлогов
от слов-омонимов. Употребление предлогов в
составе словосочетаний

2

Тема 6.2

Союз как часть речи. Отличие союзов от 3
слов-омонимов. Употребление союзов в
простом и сложном предложении

2

Тема 6.3

Частица как часть речи. Правописание
частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с
разными частями речи. Употребление частиц
в речи
Синтаксис и пунктуация
Основные
единицы
синтаксиса.
Словосочетание, предложение
Словосочетание. Строение словосочетания.
Виды связи слов в словосочетании. Нормы
построения словосочетаний.

2

2

22
2

21
2

2

2

Простое предложение. Виды предложений
по цели высказывания; восклицательные
предложения. Логическое ударение. Прямой
и обратный порядок слов. Согласование
сказуемого с подлежащим
Второстепенные
члены
предложения.
Односоставное и неполное предложения.
Осложненное простое предложение. Роль
сравнительного
оборота
как
изобразительного
средства
языка.
Уточняющие члены предложения.
Знаки препинания при словах, грамматически
не связанных с членами предложения.
Вводные слова и предложения

2

2

2

2

2

2

2

2

Тема 5.4
Тема 5.5
Тема 5.6

Раздел 7.
Тема 7.1.
Тема 7.2

Тема 7.3

Тема 7.4
Тема 7.5

Тема 7.6

16

Тема 7.7

Знаки препинания при обращении. Знаки 2
препинания при междометии. Способы
передачи чужой речи

2

Тема 7.8

Сложное предложение. Сложносочиненное 2
предложение.
Знаки
препинания
в
сложносочиненном предложении

2

Тема 7.9

Сложноподчиненное
препинания
в
предложении

предложение. Знаки 2
сложноподчиненном

2

Тема7.10

Бессоюзное сложное предложение. Знаки 2
препинания
в
бессоюзном
сложном
предложении
Знаки препинания в сложном предложении с 2
разными видами связи.
Сложное
синтаксическое
целое
как
компонент текста

2

1

1

Всего

66

3

Тема7.11

117

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной
обучающихся (на уровне учебных действий)

Введение •

Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию
о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры;
•характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь
языка, культуры и истории народа — носителя языка;
анализировать пословицы и поговорки о русском языке;
•составлять
связное
высказывание
(сочинениерассуждение) в устной или письменной форме;
•приводить примеры, которые доказывают, что изучение
языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
•определять тему, основную мысль текстов о роли русского
языка в жизни общества;
•вычитывать разные виды информации; проводить
языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных
источников (таблиц, схем);
•преобразовывать информацию; строить рассуждение о
роли русского языка в жизни человека

Язык
и
Функциональные
речи

деятельности

речь. • Выразительно читать текст, определять тему, функциональный
стили тип речи, формулировать основную мысль художественных
текстов;
•вычитывать разные виды информации;
•характеризовать средства и способы связи предложений в
тексте;
•выполнять
лингвостилистический
анализ
текста;
17

Фонетика, орфоэпия,
графика, орфография

определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку
зрения по проблеме текста;
•характеризовать изобразительно-выразительные средства
языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании
текста;
•составлять связное высказывание (сочинение) в устной и
письменной форме на основе проанализированных текстов;
определять эмоциональный настрой текста;
•анализировать речь с точки зрения правильности,
точности, выразительности, уместности употребления языковых
средств;
•подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых
художественных произведений;
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания
разной функциональной направленности с точки зрения
соответствия
их коммуникативным задачам и нормам современного русского
литературного языка;
•исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
•выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
информационными сообщениями, докладами на учебно-научную
тему;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с
речевым этикетом отдельных народов России и мира;
•различать тексты разных функциональных стилей
(экстралингвистические
особенности,
лингвистические
особенности на уровне употребления лексических средств,
типичных синтаксических конструкций);
•анализировать тексты разных жанров научного (учебнонаучного), публицистического, официально-делового стилей,
разговорной речи;
•создавать устные и письменные высказывания разных
стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад;
интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление;
рассказ, беседа, спор);
•подбирать тексты разных функциональных типов и
стилей; осуществлять информационную переработку текста,
создавать вторичный текст, используя разные виды переработки
текста
(план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию)
• Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую
информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;
•извлекать необходимую информацию из мультимедийных
орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в
различных видах деятельности;
•строить рассуждения с целью анализа проделанной
работы; определять круг орфографических и пунктуационных
правил, по которым следует ориентироваться в конкретном
случае;
• проводить операции синтеза и анализа с целью
обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.;
•извлекать необходимую информацию из орфоэпических
18

словарей и справочников; опознавать основные выразительные
средства фонетики (звукопись) Лексикология и фразеология
•
Аргументировать
различие
лексического
и
грамматического значения слова; опознавать основные
выразительные
средства
лексики
и
фразеологии
в
публицистической и художественной
речи и оценивать их;
• объяснять особенности употребления лексических
средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
извлекать необходимую информацию из лексических словарей
разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов,
устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и
др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать
эту информацию в различных видах деятельности;
•познавать основные виды тропов, построенных на
переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение)
Морфемика,
словообразование,
орфография

•Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать
его из текста;
•проводить
морфемный,
словообразовательный,
этимологический, орфографический анализ;
•извлекать необходимую информацию по изучаемой теме
из таблиц, схем учебника;
• характеризовать словообразовательные цепочки и
словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и
структурную связь однокоренных слов;
•
опознавать
основные
выразительные
средства
словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных,
словообразовательных
и
этимологических
словарей
и
справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения
правописания и лексического значения слова

Морфология
и орфография

•Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать
его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей
роли;
•проводить
морфологический,
орфографический,
пунктуационный анализ;
•извлекать необходимую информацию по изучаемой теме
из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа
проделанной работы;
•определять круг орфографических и пунктуационных
правил, по которым следует ориентироваться в конкретном
случае;
•проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения
признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по
теме из художественных текстов изучаемых произведений;
•составлять
монологическое
высказывание
на
лингвистическую тему в устной или письменной форме;
анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий
(категорий), орфограмм, пунктограмм;
19

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных
словарей и справочников по правописанию; использовать эту
информацию в процессе письма; определять роль слов разных
частей речи в текстообразовании
Синтаксис
и пунктуация

•Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать
его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей
роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический,
морфемный,
словообразовательный,
этимологический,
морфологический,
синтаксический,
орфографический,
пунктуационный);
•комментировать ответы товарищей;
•извлекать необходимую информацию по изучаемой теме
из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа
проделанной работы; определять круг орфографических и
пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в
конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения
изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
•составлять синтаксические конструкции (словосочетания,
предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам,
соблюдая основные синтаксические нормы;
•проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения
признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по
теме из художественных текстов изучаемых произведений;
•определять роль синтаксических конструкций в
текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры;
•составлять связное высказывание (сочинение) на
лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме
занятия;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных
словарей и справочников по правописанию; использовать эту
информацию в процессе письма;
•производить синонимическую замену синтаксических
конструкций;
•составлять
монологическое
высказывание
на
лингвистическую тему в устной или письменной форме;
•пунктуационно оформлять предложения с разными
смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в
простых и сложных предложениях;
•составлять
схемы
предложений,
конструировать
предложения по схемам

20

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Освоение программы учебного предмета «Русский язык» предполагает наличие в
профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный
доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности
обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием,
указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и
средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки
обучающихся.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, при помощи которого участники
образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по русскому языку,
создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы
учебного предмета «Русский язык и литература. Русский язык» входят:
•многофункциональный комплекс преподавателя;
•наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся
ученых, поэтов, писателей и др.);
•информационно-коммуникативные средства;
•экранно-звуковые пособия;
•комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения,
инструкции по их использованию и технике безопасности;
•библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),
обеспечивающие освоение учебного материала по русскому языку, рекомендованные или
допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения
ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками,
научно-популярной литературой по вопросам языкознания и др.
В процессе освоения программы учебного предмета «Русский язык» обучающиеся
имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по русскому языку и
литературе, имеющимся в свободном доступе в Интернете (электронным книгам,
практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).
1 Письмо Министерство образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03
«Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным
оборудованием».

21

Список используемой литературы
Основные источники
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф.
образования. — М., 2017.
2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб.
пособие сред. проф. образования. — М., 2017.
3. Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф.
образования. — М., 2016.
Дополнительные источники
4.Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в
ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от
02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014
№ 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от
04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145ФЗ, в ред. От 03.07.2016, с изм. От 19.12.2016)
5.Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N1578 "О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17мая 2012 г. N 413». Концепция преподавания
русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р.
6. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования,
одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
7. Воителева Т.М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для
учреждений сред. проф. образования. — М., 2017.
8. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский
язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2017.
9. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. учебник- практикум для старших классов.
Москва. Вербум- М. 2016
Словари
10. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук.
Институт русского языка им. В.В.Виноградова / под ред. В.В. Лопатина. — 2-е изд., испр. и
доп. — М., 2004.
11. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008.
12. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. —
М., 2005.
13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических
выражений. — 25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л.И. Скворцова. — М., 2006.
14. Розенталь Д.Э., Краснянский В.В. Фразеологический словарь русского языка— М.,
2011.
15. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. — М., 2006.
22

16. Через дефис, слитно или раздельно? словарь-справочник русского языка / сост. В.В.
Бурцева. — М., 2006.
Интернет-ресурсы
17. www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
18. www.ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная
система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).
19. www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»).
20. www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).
21. www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я
иду на урок русского языка».
22. www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты,
компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).
23. www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru)
24. www.metodiki.ru (Методики).
25. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для СПО. Бегаева Е.Н., Бойко Е.А.,
Михайлова Е.В., Шарохина Е.В.2019, Научная книга

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».