ОП. 10 Охрана труда 35.02.08

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Венцы - Заря сельскохозяйственный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 ОХРАНА ТРУДА
для специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского
хозяйства

п. Венцы
2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.

1

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

3

2

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 10 Охрана труда
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.10 Охрана труда является
частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии
с ФГОС по специальности СПО 35.02.08 Электрификация и автоматизация
сельского хозяйства, входящей в состав укрупненной группы специальностей
35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения
квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовки по профессиям
рабочих:
14986 Наладчик сельскохозяйственных машин и тракторов
19814 Электромонтажник по электрическим машинам
19850 Электромонтер по обслуживанию электроустановок
19855 Электромонтер по ремонту воздушных линий электропередач
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной
программы:
учебная
дисциплина
относится
к
общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им
риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами
профессиональной деятельности;
- использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с
характером выполняемой профессиональной деятельности;
- проводить вводный инструктаж подчиненных работников (персонала),
инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом
специфики выполняемых работ;
- разъяснять подчиненным работникам (персоналу) содержание установленных
требований охраны труда;
- контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня
безопасности труда;
- вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки
ее заполнения и условия хранения;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- системы управления охраной труда в организации;
- законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные
нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность
организации;
- обязанности работников в области охраны труда;
- фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или
бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;

- возможных последствий несоблюдения технологических процессов и
производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом);
- порядок и периодичность инструктирования подчиненных работников
(персонала); порядок хранения и использования средств коллективной и
индивидуальной защиты; порядок проведения аттестации рабочих мест по
условиям труда, в т.ч. методику оценки условий труда и травмобезопасности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать
общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за
них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать
профессиональными компетенциями:
ПК 1.1. Выполнять монтаж электрооборудования и автоматических систем
управления.
ПК 1.2. Выполнять монтаж и эксплуатацию осветительных и
электронагревательных установок.
ПК 1.3. Поддерживать режимы работы и заданные параметры
электрифицированных и автоматических систем управления технологическими
процессами.
ПК 2.1. Выполнять мероприятия по бесперебойному электроснабжению
сельскохозяйственных предприятий.
ПК 2.2. Выполнять монтаж воздушных линий электропередач и
трансформаторных подстанций.
ПК 2.3. Обеспечивать электробезопасность.
ПК 3.1. Осуществлять техническое обслуживание электрооборудования и
автоматизированных систем сельскохозяйственной техники.

ПК 3.2. Диагностировать неисправности и осуществлять текущий и капитальный
ремонт электрооборудования и автоматизированных систем
сельскохозяйственной техники.
ПК 3.3. Осуществлять надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией
электрооборудования и автоматизированных систем сельскохозяйственной
техники.
ПК 3.4. Участвовать в проведении испытаний электрооборудования
сельхозпроизводства.
ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ
исполнителями.
Освоение
содержания учебной дисциплины ОП. 10 Охрана труда
обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных результатов
реализации программы воспитания:
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно
взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных
организаций
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского
общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России.
Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур,
отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное
поведение окружающих
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий
ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой
среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической
памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине,
принятию традиционных ценностей многонационального народа России
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к
участию в социальной поддержке и волонтерских движениях
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех
формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных
этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп.
Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных
традиций и ценностей многонационального российского государства
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного
образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий
зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и

Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1

ЛР 2

ЛР 3

ЛР 4
ЛР 5
ЛР 6
ЛР 7

ЛР 8

ЛР 9

т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных
или стремительно меняющихся ситуациях
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
ЛР 10
безопасности, в том числе цифровой
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
ЛР 11
эстетической культуры
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от
ЛР 12
родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их
финансового содержания
Личностные результаты реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности1
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
ЛР 13
сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности
Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как
ЛР 14
условию успешной профессиональной и общественной деятельности
Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности
как к возможности личного участия в решении общественных,
ЛР 15
государственных, общенациональных проблем
Принимающий основы экологической культуры, соответствующей
ЛР 16
современному уровню экологического мышления, применяющий опыт
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности
Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре
ЛР 17
речи и культуре поведения, к красоте и гармонии
Планируемые личностные результаты в ходе реализации образовательной программы2
Наименование профессионального модуля,
учебной дисциплины

ОП. 10 Охрана труда

Код личностных результатов
реализации программы
воспитания
ЛР1-4,7,8,12

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося
- 96 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося
- 64 часа,
практические занятия (в том числе в форме практической подготовки) - 8 часов,
самостоятельной работы обучающегося (в том числе в форме практической
подготовки)
- 32 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.10 Охрана труда
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)

Количество
часов
96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

В том числе:
Практические занятия (в форме практической подготовки)

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего) (в форме
практической подготовки)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

32

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 10 Охрана труда
Наименование разделов
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
1
Тема 1. Основные начала
трудового законодательства

Тема 2. Трудовые
отношения, стороны
трудовых отношений,
основания возникновения
трудовых отношений

Тема 3. Коллективные
договоры и соглашения

Тема 4. Трудовой договор

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работа (проект)
2
Содержание учебного материала
1
Цели и задачи трудового законодательства
2
Основные принципы правового регулирования трудовых отношений
3
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права
4
Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти
и органами субъектов
Самостоятельная работа обучающихся
Реферат: Основные направления государственной политики в области охраны труда
Содержание учебного материала
5
Трудовые отношения
6
Стороны трудовых отношений
7
Основные права и обязанности работника
8
Основные права и обязанности работодателя
Самостоятельная работа обучающихся
Реферат: Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
Содержание учебного материала
9
Коллективный договор
10 Порядок разработки проекта коллективного договора
Заключения коллективного договора. Действие коллективного договора
11 Соглашение. Виды соглашений
12 Содержание и структура соглашения
Самостоятельная работа обучающихся
Реферат: Медицинские осмотры некоторых категорий работников
Содержание учебного материала
13 Понятие трудового договора
14 Стороны трудового договора
15 Содержание трудового договора
16 Срочный трудовой договор
17 Заключение трудового договора

Объем Уровень
часов освоения

3
8
1
1
1
1
4
4
8
1
1
1
1
4
4
8
1
1
1
1
4
4
14
1
1
1
1

4

Тема 5. Прекращение
трудового договора

Тема 6. ТК РФ Общие
положения. Глава 10 ТК РФ

Тема 7. Правила по охране
труда при эксплуатации
электроустановок

18 Документы, предъявляемые при заключении трудового договора
19 Форма трудового договора
20 Испытание при приеме на работу
Практические занятия
21 Заключение трудового договора
Самостоятельная работа обучающихся
Реферат: Обязанности работника в области охраны труда
Содержание учебного материала
22 Общие основания прекращения трудового договора
23 Расторжение трудового договора по инициативе работника, работодателя
Практические занятия
24 Рабочее время
Самостоятельная работа обучающихся
Реферат: Временный перевод на другую работу
Содержание учебного материала
25 Основные понятия
26 Требования охраны труда
27 Организация охраны труда
28 Обеспечение прав работников на охрану труда
29 Материальная ответственность сторон трудового договора
30 Трудовой договор
Практические занятия
31 Документы, предъявляемые при заключении трудового договора
Самостоятельная работа обучающихся
Реферат: Перевод работника на другую работу в соответствии с медицинским заключением
Содержание учебного материала
32 Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок
33 Требования к работникам, допускаемым к выполнению работ в электроустановках
34 Охрана труда при оперативном обслуживании и осмотрах электроустановок
35 Охрана труда при производстве работ в действующих электроустановках
36 Мероприятия по обеспечению безопасного проведения работ в электроустановках
37 Изменения состава бригады при проведении работ в электроустановках
Перевод на другое рабочее место. Надзор за бригадой
38 Охрана труда при выполнении отключений в электроустановках
39 Вывешивание запрещающих плакатов

1
1
1
2
2
4
4
8
1
1
2
2
4
4
12
1
1
1
1
1
1
2
2
4
4
38
1
1
1
1
1
1
1
1

Охрана труда при проверке отсутствия напряжения
40 Охрана труда при установке заземлений
Охрана труда при установке заземлений в распределительных устройствах
41 Охрана труда при установке заземлений на ВЛ
42 Ограждение рабочего места, вывешивание плакатов безопасности
43 Охрана труда при работах в зоне влияния электрического и магнитного полей
44 Охрана труда при выполнении работ на электродвигателях
45 Охрана труда при выполнении работ на коммутационных аппаратах
46 Охрана труда при выполнении работ в комплектных распределительных устройствах
47 Охрана труда при выполнении работ на мачтовых (столбовых) трансформаторных
подстанциях
48 Охрана труда при выполнении работ на силовых трансформаторах
49 Охрана труда при выполнении работ на измерительных трансформаторах тока
50 Охрана труда при работах на электрофильтрах
Охрана труда при выполнении работ с аккумуляторными батареями
51 Охрана труда при выполнении работ на конденсаторных установках
Охрана труда при выполнении работ на кабельных линиях
52 Охрана труда при выполнении работ на воздушных линиях электропередачи
53 Охрана труда при проведении испытаний и измерений
Испытания электрооборудования с подачей повышенного напряжения от
постороннего источника
54 Охрана труда при обмыве и чистке изоляторов под напряжением
55 Охрана труда при выполнении работ со средствами связи
56 Охрана труда при выполнении работ в устройствах релейной защиты
57 Охрана труда при выполнении работ в электрической части устройств тепловой
автоматики
58 Охрана труда при работе с переносным электроинструментом
59 Охрана труда при организации работ командированного персонала
Практические занятия
60 Организация работ в электроустановках с оформлением наряда-допуска
Самостоятельная работа обучающихся
Реферат: Требования к работникам, допускаемым к работам в электроустановках
Реферат: Охрана труда при производстве работ в действующих электроустановках
Всего:
Курсивом выделена вариативная часть

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
2
2
8
4
4
96

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного
кабинета «Охрана труда»
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся
-рабочее место преподавателя
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор
3.2. Реализация элементов практической подготовки
Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей) организуется путем проведения практических занятий, практикумов,
лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности,
предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов
работ,связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия лекционного
типа, которые предусматривают передачу учебной информации обучающимся,
необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей
профессиональной деятельностью.
3.3. Воспитательная составляющая программы
Воспитательная система в техникуме направлена на формирование и развитие
интеллектуальной,
культурной,
творческой,
нравственной
личности
обучающегося,будущего специалиста, сочетающего в себе профессиональные
знания и умения, высокие моральные и патриотические качества, обладающего
правовой и коммуникативной культурой, активной гражданской позицией.
Каждое направление имеет перечень развиваемых ОК. Это позволяет
систематизировать и дифференцировать общие компетенции. Благодаря этому
Программа воспитания и социализации охватывает все жизненные состояния,
необходимые обучающимся любой профессии и возраста.
3.4. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы,
Интернет-ресурсов
Основные источники:
1. А.К. Тургиев, А.В. Луковников; Охрана труда в сельском хозяйстве,
М.,ACADEMA,2019 г.
Дополнительные источники:
2.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12. 2012 № 273ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 мая 2014 г. N 457
« Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 35.02.08
Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»

4. Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 №» 464 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования».
5. Приказ Минобрнауки России от 16.08.2013 №» 968 «Об утверждении Порядка
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования»
6. Трудовой кодекс Российской Федерации.
7. Нормативные акты по охране труда.
8. Беляков Г.И. Охрана труда, М., « Колос», 2016
9. Дивисилов В.А. Охрана труда. Изд.: ФОРУМ, 2017
Интернет-ресурсы:
10.htpp:/www.bestbook.ru/
11.htpp:/www.chtivo.ru/
12.htpp:/books.tr200.ru/
13.Охрана труда. Учебное пособие для СПО Солонова В.А. 2019,
Профтехобразование
Гриф: гриф УМО
14. Охрана труда при производстве механизированных работ а
агропромышленном комплексе Учебное пособие Лушкович Н.Г., Сосонко М.В.
2017 Республиканский институт профессионального образования (РИПО) Гриф:
гриф МО

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования,
а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований
Результаты обучения (освоенные
Формы и методы контроля и
умения, усвоенные знания)
оценки результатов обучения
Умения:
Выявлять опасные и вредные
Наблюдение и оценка выполнения
производственные факторы при работе работ на практических занятиях
с планируемыми видами
профессиональной деятельности
Использовать средства коллективной и самостоятельного выполнения
индивидуальной защиты
задания,
Проводить вводный инструктаж с
Устный опрос
учетом специфики выполняемой работы
Вести документацию установленного
Практическое занятие
образца
Знания:
Системы управления охраны труда на
Тестирование, устный опрос
предприятиях
Законов и иных нормативных
Устный опрос
требований охраны труда
Обязанности работников в области
Выступление с сообщениями
охраны труда
Порядок и периодичность
Устный опрос. тестирование
инструктирования подчиненных
работников
Порядок хранения и использования
. Устный опрос. тестирование
средств коллективной и
индивидуальной защиты
Порядок проведения аттестации
Устный опрос. Тестирование
рабочих мест по условиям труда
Методика оценки условий труда и
Устный опрос, выступление с
травмобезопасности
сообщениями


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».