Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Венцы-Заря сельскохозяйственный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ
ЭК.01 «БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»
для специальности 36.02.01 Ветеринария
п.Венцы
2022г.
1
СОДЕРЖАНИЕ.
Пояснительная записка
Общая характеристика ЭК.01 «Безопасное поведение в чрезвычайных
4
4
ситуациях».
Место элективных курсов в учебном плане
Результаты освоения элективных курсов
Содержание элективных курсов
Тематическое планирование
Характеристика основных видов деятельности студентов
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
ЭК.01 «Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях»
Рекомендуемая литература
5
6
7
14
25
28
29
3
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа ЭК.01 «Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях» предназначена
для изучения безопасности жизнедеятельности в профессиональных образовательных
организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего
образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы
СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов
среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения ЭК.01 «Безопасное
поведение в чрезвычайных ситуациях», в соответствии с Рекомендациями по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов специальности
среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной
политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №
06-259), с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего
образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 28 июня 2016 года №2/16-з), инструктивнометодического письма Департамента государственной политики в сфере СПО и
профессионального обучения Министерства просвещения РФ от 20.07.2020 №05-772.
Содержание программы ЭК.01 «Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях»
направлено на достижение следующих целей:
повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и
государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность
потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и
возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности,
общества и государства;
формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к
приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
обеспечение профилактики асоциального поведения обучающихся.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными
организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования
в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе
основного общего образования.
2. Общая характеристика ЭК.01
«Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях»
В современных условиях глобализации развития мировой экономики, усложнения,
интенсификации и увеличения напряженности профессиональной деятельности
специалистов существенно возрастает общественно-производственное значение состояния
здоровья каждого человека. Здоровье становится приоритетной социальной ценностью. В
связи с этим исключительную важность приобретает высокая профессиональная
подготовка специалистов различного профиля к принятию решений и действиям по
предупреждению чрезвычайных ситуаций (ЧС), а при их возникновении — к проведению
соответствующих мероприятий по ликвидации их негативных последствий, и прежде всего
к оказанию первой помощи пострадавшим.
4
Элективные курсы «Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях» изучают риски
производственной, природной, социальной, бытовой, городской и других сред обитания
человека как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных
ситуаций техногенного, природного и социального характера. Данный предмет является
начальной ступенью в освоении норм и правил безопасности и обеспечении комфортных
условий жизнедеятельности.
Основными содержательными темами программы являются: введение в дисциплину,
обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья, государственная система
обеспечения безопасности населения, основы обороны государства и воинская обязанность,
основы медицинских знаний.
Действующее законодательство предусматривает обязательную подготовку по
основам военной службы для лиц мужского пола, которая должна проводиться во всех
профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования. В связи с этим программой предусмотрено проведение в
конце учебного года для обучающихся мужского пола пятидневных учебных сборов (35
часов), сочетающих разнообразные формы организации теоретических и практических
занятий. В итоге у юношей формируется адекватное представление о военной службе,
развиваются качества личности, необходимые для ее прохождения.
Изучение ЭК.01 «Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях» завершается
подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной
аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования. В программе приведен один
вариант примерных тематических планов для организации образовательного процесса при
изучении ЭК.01 «Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях» (вариант —
совместного обучения юношей и девушек) и тематический план проведения учебных
сборов для юношей.
3. Место элективных курсов в учебном плане
ЭК.01 «Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях» является учебным предметом
обязательной предметной области «Физическая культура, экология, Безопасное поведение в
чрезвычайных ситуациях и Основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего
общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения на базе основного общего
образования, ЭК.01 «Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях» изучается в
общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО для специальности 36.02.01
Ветеринария на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования.
В учебных планах место ЭК.01 «Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях» —
в составе общих общеобразовательных учебных предметов, формируемых из обязательных
предметных областей ФГОС среднего общего образования, специальности СПО для
специальности 36.02.01 Ветеринария соответствующего профиля профессионального
образования.
5
4. Результаты освоения ЭК.01
«Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях»
Освоение содержания ЭК.01 Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях
обеспечивает достижение следующих результатов:
личностных:
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих
защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
готовность к служению Отечеству, его защите;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.); воспитание
ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному
здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера;
метапредметных:
овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности;
анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять
причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность
жизнедеятельности человека;
овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному
поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях,
выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей
деятельности в обеспечении личной безопасности;
формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать
идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в
повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в
области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых
информационных технологий;
развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать
его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным
признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой
из различных источников;
развитие умения применять полученные теоретические знания на практике:
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной
ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и
социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия,
проектировать модели личного безопасного поведения;
развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в
дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных
ситуациях;
освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других
технических средств, используемых в повседневной жизни, приобретение опыта
локализации возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических
средств и правил их эксплуатации;
6
формирование установки на здоровый образ жизни;
развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости,
скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и
физические нагрузки;
предметных:
сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том
числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социальнонравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности,
общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние
человеческого фактора;
получение знания основ государственной системы, российского законодательства,
направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма,
терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве
обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключения из
своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т.д.);
развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны)
и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций
по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные
источники;
развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике,
проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы:
законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и
обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы,
уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских
ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;
освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности,
особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной
службы и пребывания в запасе;
владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим
при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений),
включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.
5. Содержание учебного предмета
Введение. Актуальность изучения ЭК.01 «Безопасное поведение в чрезвычайных
ситуациях», цели и задачи предмета. Основные теоретические положения дисциплины,
определения терминов «среда обитания», «биосфера», «опасность», «риск»,
«безопасность». Необходимость формирования безопасного мышления и поведения.
Культура безопасности жизнедеятельности — современная концепция безопасного типа
поведения личности. Значение изучения основ безопасности жизнедеятельности при
освоении специальности 36.02.01 Ветеринария.
1. Обеспечение личной безопасности в повседневной деятельности.
1.1. Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ
жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
7
1.2. Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и
закаливание
организма.
Занятия
физической
культурой.
Психологическая
уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное
питание и его значение для здоровья. Влияние двигательной активности на здоровье
человека. Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровье
человека.
1.3. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Основные
источники загрязнения окружающей среды. Техносфера как источник негативных
факторов.
1.4. Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и
их профилактика. Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия
употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Курение и
его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения
на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на
здоровье. Наркотики, наркомания и токсикомания, общие понятия и определения.
Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.
1.5. Основные нормативные правовые акты, определяющие правила и безопасность
дорожного движения. Правила и безопасность дорожного движения. Модели поведения
пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при
организации дорожного движения.
1.6. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.
Социальная роль женщины в современном обществе. Репродуктивное здоровье женщины и
факторы, влияющие на него. Здоровый образ жизни — необходимое условие сохранности
репродуктивного здоровья.
1.7. Правовые основы взаимоотношения полов. Брак и семья. Культура брачных
отношений. Основные функции семьи. Основы семейного права в Российской Федерации.
Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка».
1.8.Опасности современных молодежных хобби. Модели личного безопасного
поведения во время занятий современными молодежными хобби.
Практические занятия:
Изучение основных положений организации рационального питания и освоение
методов его гигиенической оценки. Изучение моделей поведения пешеходов,
велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации
дорожного движения.
2. Модели поведения при чрезвычайных ситуациях.
2.1. Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера.
2.2. Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
наиболее вероятных для данной местности и района проживания. Правила поведения в
условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил
поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану
образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).
2.3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС), история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые для
защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
2.4. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны. Основные
понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления
гражданской обороной. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
2.5. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по
защите населения. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих
в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Эвакуация населения в условиях
чрезвычайных ситуаций.
8
2.6. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Инженерная защита, виды защитных
сооружений. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны.
Правила поведения в защитных сооружениях.
2.7. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах
чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных
работ. Санитарная обработка людей после их пребывания в зонах заражения.
2.8. Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций. Основные направления
деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение,
защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения. Организация
гражданской обороны в образовательном учреждении, ее предназначение.
2.9. Особенности экстремизма, терроризма и наркотизма Российской Федерации.
Основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической
деятельности и наркотизму. Правила безопасного поведения при угрозе террористического
акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности для населения, оказавшегося на
территории военных действий.
2.10. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан. МЧС
России — федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных
ситуаций. Полиция Российской Федерации — система государственных органов
исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан
от противоправных посягательств. Служба скорой медицинской помощи. Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(Роспотребнадзор России). Другие государственные службы в области безопасности.
Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных
ситуаций мирного времени.
Практические занятия:
Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной природной
автономии. Изучение и отработка моделей поведения в ЧС на транспорте. Изучение
первичных средств пожаротушения. Изучение и использование средств индивидуальной
защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени.
3. Основы медицинских знаний
3.1. Понятие первой помощи. Перечень состояний, при которых оказывается первая
помощь. Признаки жизни. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан
Российской Федерации».
3.2. Понятие травм и их виды. Правила первой помощи при ранениях. Правила
наложения повязок различных типов. Первая помощь при травмах различных областей
тела. Первая помощь при проникающих ранениях грудной и брюшной полости, черепа.
Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга. Первая помощь при переломах.
3.3. Первая помощь при синдроме длительного сдавливания. Понятие травматического
токсикоза. Местные и общие признаки травматического токсикоза. Основные периоды
развития травматического токсикоза.
3.4. Понятие и виды кровотечений. Первая помощь при наружных кровотечениях.
Первая помощь при капиллярном кровотечении. Первая помощь при артериальном
кровотечении. Правила наложения жгута и закрутки. Первая помощь при венозном
кровотечении. Смешанное кровотечение. Основные признаки внутреннего кровотечения.
3.5. Первая помощь при ожогах. Понятие, основные виды и степени ожогов. Первая
помощь при воздействии высоких температур. Последствия воздействия высоких
температур на организм человека. Основные признаки теплового удара. Предупреждение
развития перегревов. Воздействие ультрафиолетовых лучей на человека.
3.6. Первая помощь при воздействии низких температур. Последствия воздействия
низких температур на организм человека. Основные степени отморожений.
9
3.7. Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути.
Основные приемы удаления инородных тел из верхних дыхательных путей.
3.8. Первая помощь при отравлениях. Острое и хроническое отравление.
3.9. Первая помощь при отсутствии сознания. Признаки обморока. Первая помощь при
отсутствии кровообращения (остановке сердца). Основные причины остановки сердца.
Признаки расстройства кровообращения и клинической смерти. Правила проведения
непрямого (наружного) массажа сердца и искусственного дыхания.
3.10. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. Пути
передачи возбудителей инфекционных болезней. Индивидуальная и общественная
профилактика инфекционных заболеваний. Инфекции, передаваемые половым путем, и их
профилактика. Ранние половые связи и их последствия для здоровья.
4. Здоровый образ жизни и сохранение здоровья
4.1. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства
планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена
беременности. Признаки и сроки беременности. Понятие патронажа, виды патронажей.
Особенности питания и образа жизни беременной женщины.
4.2. Основы ухода за младенцем. Физиологические особенности развития
новорожденных детей. Основные мероприятия по уходу за младенцами. Формирование
основ здорового образа жизни. Духовность и здоровье семьи.
Практические занятия:
Общие правила оказания первой помощи. Правила первой помощи при ранениях.
Первая помощь при электротравмах и повреждении молнией. Первая при смешанном
кровотечении. Первая помощь при термических ожогах. Первая помощь при химических
ожогах. Основные приемы удаления инородных тел из верхних дыхательных путей. Первая
помощь при отравлениях. Острое и хроническое отравление.
10
6. Темы рефератов, докладов.
• Эволюция среды обитания, переход к техносфере.
• Взаимодействие человека и среды обитания.
• Стратегия устойчивого развития как условие выживания человечества.
•Основные пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности в
современном обществе.
• Здоровый образ жизни — основа укрепления и сохранения личного здоровья.
• Факторы, способствующие укреплению здоровья.
• Организация студенческого труда, отдыха и эффективной самостоятельной работы.
• Роль физической культуры в сохранении здоровья.
• Пути сохранения репродуктивного здоровья общества.
• Алкоголь и его влияние на здоровье человека.
• Табакокурение и его влияние на здоровье.
• Наркотики и их пагубное воздействие на организм.
• Компьютерные игры и их влияние на организм человека.
• Особенности трудовой деятельности женщин и подростков.
• Характеристика ЧС природного характера, наиболее вероятных для данной местности
и района проживания.
• Характеристика ЧС техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности
и района проживания.
• Терроризм как основная социальная опасность современности.
• Космические опасности: мифы и реальность.
• Современные средства поражения и их поражающие факторы.
•Оповещение и информирование населения об опасности.
• Инженерная защита в системе обеспечения безопасности населения.
•Правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
•МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения от
чрезвычайных ситуаций.
• Структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды и рода войск.
•Основные виды вооружения и военной техники в Российской Федерации.
•Военная служба как особый вид федеральной государственной службы.
• Организация и порядок призыва граждан на военную службу в Российской Федерации.
• Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
• Символы воинской чести.
• Патриотизм и верность воинскому долгу.
•Дни воинской славы России.
• Города-герои Российской Федерации.
• Города воинской славы Российской Федерации.
•Профилактика инфекционных заболеваний.
• Первая помощь при острой сердечной недостаточности.
•СПИД — чума XXI века.
• Оказание первой помощи при бытовых травмах.
•Духовность и здоровье семьи.
• Здоровье родителей — здоровье ребенка.
• Формирование здорового образа жизни с пеленок.
Как стать долгожителем?
• Рождение ребенка — высшее чудо на Земле.
• Политика государства по поддержке семьи.
11
7. Тематическое планирование с определением основных
видов учебной деятельности обучающихся.
При реализации содержания ЭК.01 «Безопасное поведение в чрезвычайных
ситуациях» в пределах освоения ОПОП на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования вне зависимости от профиля профессионального
образования максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:
По специальности СПО – 39 ч, их них аудиторная (обязательная) учебная
нагрузка, включая практические занятия, -19 часов; самостоятельная работа для студентовнет.
Структура и содержание элективных курсов
ЭК.01 Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
39
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
39
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
19
контрольные работы
-
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
-
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
-
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
12
7.1. Тематический план ЭК.01
Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях
код и наименование общеобразовательной ЭК.01
№
темы
Наименование разделов и
тем
1
1.
2
Раздел I Обеспечение
личной безопасности в
повседневной
деятельности
Виды инструктажей, цели и
задачи при проведении
инструктажей
Инструктаж по технике
безопасности на рабочем
месте
Тема1.2 Влияние
неблагоприятной
окружающей среды на
здоровье человека.
Основные источники
загрязнения окружающей
среды. Техносфера как
источник негативных
факторов.
Общие понятия и
классификация ЧС.
Чрезвычайные ситуации
природного характера
Действия при
чрезвычайных ситуациях
природного характера
Чрезвычайные ситуации
техногенного и социального
характера
Действия при
чрезвычайных ситуациях
техногенного и социального
характера
Воздействие негативных
факторов на человека и
среду обитания. Способы
защиты населения от ЧС
Психология поведения
человека в чрезвычайных
ситуациях
Тема 1.3 Классификация
объектов экономики по
потенциальной опасности
1
2
3
4
5
6
7
8
Количество часов аудиторной
нагрузки
Всего Практические и Контрольные
лабораторные
работы (при
работы
наличии)
3
4
5
20
Самостоятельная
(внеаудиторная)
работа
6
1
1
6
1
1
1
1
1
1
1
1
4
13
Классификация объектов
9
экономики по видам
опасности
Отработка моделей
10
поведений в ЧС на
промышленных объектах
Применение
11
индивидуальных средств
защиты
Применение коллективных
средств защиты. Виды
12
коллективных средств
защиты
Тема 1.4 Безопасное
поведение на транспорте,
в быту, при
террористической угрозе
Правила и безопасность
13
дорожного движения
Отработка моделей
поведения при ЧС на
14
транспорте, при
транспортировке грузов
Изучение основных
способов пожаротушения и
15
различных видов
огнегасящих веществ
Изучение назначения,
устройства и принципа
16
действия первичных
средств тушения пожаров
Обучение населения защите
17
от чрезвычайных ситуаций
Правила безопасного
поведения при угрозе
18
террористического акта и
при захвате в заложники
Средства и методы
19
самообороны
Отработка навыков
самообороны при
20
нападении в подъезде, в
лифте, в замкнутом
пространстве, на улице
Раздел 2. Модели поведения при
чрезвычайных ситуациях
Тема 2.1 Безопасное
поведение человека в
различных условиях
Ориентирование на
21
местности, способы
ориентирования и
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
14
определение сторон света
Обеспечение личной
безопасности в лесу, на
22
водоемах, передвижение по
пересеченной местности
Правила поведения в
23
убежищах, укрытиях, в зоне
ведениях боевых действий
Организация проведения
аварийно-спасательных
24
работ в зоне чрезвычайных
ситуаций
Состав, назначение и
принцип работы приборов
25
радиационной разведки
(ДП-5В, ИД-1)
Состав, назначение и
принцип работы приборов
26
химической разведки
(ВПХР)
Раздел 3. Основы медицинских
знаний
Тема 3.1 Понятие первой
помощи
Общие правила оказания
первой помощи
Оказание первой помощи
28
при ранениях. Методы
остановки кровотечения.
Отработка навыков
наложения повязок.
29
Первая помощь при
переломах
Правила оказания помощи
30
при остановке сердца и
вентиляции легких
Первая помощь при
термических и химических
31
ожогах. Основные степени
отморожений.
Первая помощь при
32
отравлении угарным газом,
химическими веществами
Первая помощь при укусах
33
животных, отравлений
пищевыми продуктами
Первая помощь при
34
поражении электрическим
током и утоплении
Раздел 4. Здоровый образ жизни и
сохранение здоровья
27
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
35
36
37
38
39
Тема 4.1. Здоровый образ
жизни и сохранение
здоровья
Вредные привычки и их
профилактика.
Компьютерные игры и их
влияние на психику и
здоровье человека
Источники инфекционных
заболеваний и их
классификация
Репродуктивное здоровье и
профилактика
инфекционных
заболеваний, передающихся
половым путем
Дифференцированный
зачет
Итого
5
1
1
1
1
1
39
19
Тематическое планирование
16
При реализации содержания ЭК.01 «Безопасное поведение в чрезвычайных
ситуациях» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования вне зависимости от профиля
профессионального образования максимальная учебная нагрузка обучающихся
составляет:
• по специальностям СПО — 39 часов, из них аудиторная (обязательная) учебная
нагрузка, включая практические занятия, — 19 часов; самостоятельная работа студентов
— нет.
Вид учебной работы
Количество часов
Аудиторные занятия. Содержание обучения
Специальность СПО
1.Обеспечение личной безопасности в повседневной
20
деятельности
2. Модели поведения при чрезвычайных ситуациях
6
3. Основы медицинских знаний
8
4. Здоровый образ жизни и сохранение здоровья
4
5. Дифференцированный зачет
1
Итого
39
Внеаудиторная самостоятельная работа
Подготовка рефератов, докладов, индивидуального проекта с
использованием информационных технологий, организация
режима дня, труда отдыха, рационального питания и
двигательной активности и др.
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего
39
8. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
17
Содержание
обучения
Характеристика основных видов учебной
деятельности студентов (на уровне учебных
действий)
Введение
Различение основных понятий и теоретических
положений
основ
безопасности
жизнедеятельности,
применение
знаний
дисциплины
для
обеспечения
своей
безопасности.
Анализ влияния современного человека на
окружающую
среду,
оценка
примеров
зависимости благополучия жизни людей от
состояния окружающей среды; моделирование
ситуаций по сохранению биосферы и ее защите
1. Обеспечение
личной
безопасности и
сохранение
здоровья
населения
Определение основных понятий о здоровье и
здоровом образе жизни.
Усвоение факторов, влияющих на здоровье,
выявление факторов, разрушающих здоровье,
планирование режима дня, выявление условий
обеспечения рационального питания, объяснение
случаев из собственной жизни и своих наблюдений
по планированию режима труда и отдыха.
Анализ влияния двигательной активности на
здоровье человека, определение основных форм
закаливания, их влияния на здоровье человека,
обоснование последствий влияния алкоголя на
здоровье человека и социальных последствий
употребления
алкоголя.
Анализ
влияния
неблагоприятной окружающей среды на здоровье
человека.
Моделирование
социальных
последствий
пристрастия к наркотикам.
Моделирование
ситуаций
по
организации
безопасности дорожного движения.
Характеристика
факторов,
влияющих
на
репродуктивное здоровье человека.
Моделирование ситуаций по применению правил
сохранения и укрепления здоровья
18
2. Государственная
система
обеспечения
безопасности
населения
Усвоение общих понятий чрезвычайных ситуаций,
классификация
чрезвычайных
ситуаций
природного и техногенного характера по основным
признакам, характеристика особенностей ЧС
различного происхождения.
Выявление потенциально опасных ситуаций для
сохранения
жизни
и
здоровья
человека,
сохранения личного и общественного имущества
при ЧС.
Моделирование поведения населения при угрозе и
возникновении ЧС.
Освоение моделей поведения в разных ситуациях:
как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на
водоемах, характеристика основных функций
системы по предупреждению и ликвидации ЧС
(РСЧС); объяснение основных правил эвакуации
населения в условиях чрезвычайных ситуаций,
оценка правильности выбора индивидуальных
средств защиты при возникновении ЧС; раскрытие
возможностей современных средств оповещения
населения
об
опасностях,
возникающих
в
чрезвычайных ситуациях военного и мирного
времени; характеристика правил безопасного
поведения при угрозе террористического акта,
захвате в качестве заложника. Определение мер
безопасности
населения,
оказавшегося
на
территории военных действий.
Характеристика предназначения и основных
функций полиции, службы скорой помощи,
Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека и
других
государственных
служб
в
области
безопасности
3. Основы обороны
государства и
воинская
обязанность
Различение
основных
понятий
военной
и
национальной безопасности, освоение функций и
основные задачи современных Вооруженных сил
Российской Федерации, характеристика основных
этапов создания Вооруженных Сил России.
19
Анализ основных этапов проведения военной
реформы
Вооруженных
Сил
Российской
Федерации на современном этапе, определение
организационной структуры, видов и родов
Вооруженных
Сил
Российской
Федерации;
формулирование
общих,
должностных
и
специальных
обязанностей
военнослужащих.
Характеристика
распределения
времени
и
повседневного порядка жизни воинской части,
сопоставление порядка и условий прохождения
военной службы по призыву и по контракту;
анализ условий прохождения альтернативной
гражданской службы. Анализ качеств личности
военнослужащего как защитника Отечества.
Характеристика
требований
воинской
деятельности, предъявляемых к моральным,
индивидуально-психологическим
и профессиональным качествам гражданина;
характеристика понятий «воинская дисциплина»
и «ответственность»; освоение основ строевой
подготовки.
Определение боевых традиций Вооруженных Сил
России, объяснение основных понятий о
ритуалах
Вооруженных
Сил
Российской
Федерации и символах воинской чести
4. Основы
медицинских
знаний
Освоение основных понятий о состояниях, при
которых
оказывается
первая
помощь;
моделирование ситуаций по оказанию первой
помощи при несчастных случаях.
Характеристика основных признаков жизни.
Освоение алгоритма идентификации основных
видов кровотечений, идентификация основных
признаков теплового удара. Определение основных
средств
планирования
семьи.
Определение
особенностей образа жизни и рациона питания
беременной женщины
20
9. Учебно-методическое материально-техническое обеспечение
учебного предмета «Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях»
Помещение кабинета ЭК.01 «Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях»
удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН
2.4.2. 178-02). Оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в
том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения,
достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы
ЭК.01 «Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях» входят:
-наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем, плакатов в области
обеспечения безопасной жизнедеятельности населения и др.);
-информационно-коммуникативные средства;
-образцы аварийно-спасательных инструментов и оборудования (АСИО), средств
индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз ГП-7, ИП-4, респиратор Р-2, общевойсковой
защитный костюм, войсковой прибор химической разведки, компас - азимут; дозиметр
бытовой (индикатор радиоактивности)
-макет автомата Калашникова;
-винтовка МР-512
-обучающие и контролирующие программы по темам дисциплины;
-комплекты технической документации, в том числе паспорта на средства обучения,
инструкции по их использованию и технике безопасности;
-библиотечный фонд
-электронный тир.
21
10. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Основные источники
1.Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А Безопасное поведение в чрезвычайных
ситуациях: учебник для студентов
профессиональных образовательных организаций,
осваивающих профессии и специальности. СПО. — М., 2017
2.Косолапова Н.В., и др. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии
и
специальности СПО. — М., 2017
3.Косолапова Н.В., и др. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учеб.пособие
для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности. СПО. — М., 2017
Дополнительные источники
4.Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (в ред.
Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 №170ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от25.11.2013 № 317-ФЗ от 03.02,2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 №
15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 №148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным
законом от 03.07.2016, с изм. от19.12.2016.)
5.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
(с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках
к Конституции РФ от 30.12.2008 №
6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. —
№ 4. — Ст. 445.
6.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013
№ 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от
25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ,
от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом
от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
7.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
8.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования”».
9.Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 № 1578 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарта среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. №413»
10.Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров
и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования».
11.Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (утвержден Федеральным законом от 30.11.94 № 51-ФЗ
(в ред. от 11.02.2013, с изм. и доп. от 01.03.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 32 (Ч. 1). — Ст.
3301.
12.Гражданский кодекс РФ (Ч. 2) (утвержден Федеральным законом от 26.01.96 № 14ФЗ) (в ред. от 14.06.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 5 (Ч. 2). — Ст. 410
13.Гражданский кодекс РФ (Ч. 3) (утвержден Федеральным законом от 26.11.01 № 14622
ФЗ) (в ред. от 05.06.2012) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
14.Гражданский кодекс РФ (Ч. 4) (утвержден Федеральным законом от 18.12.06 № 230ФЗ) (в ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 5496.
15.Семейный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от
29.12.1995 № 223-ФЗ) (в ред. от 12.11.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.
16.Уголовный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от
13.06.1996 № 63-ФЗ) (в ред. от 07.12.2011 ; с изм. и доп., вступающими в силу с 05.04.2013) //
СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
17.Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной
службе» (в ред. от 04.03.2013, с изм. от 21.03.1013) // СЗ РФ. — 1998. — № 13. — Ст. 1475.
18.Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 11.02.2013) // СЗ
РФ. — 1994. — № 35. — Ст. 3648.
19.Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности
опасных производственных объектов» (в ред. от 04.03.2013) // СЗ РФ. — 1997. — № 30. —
Ст. 3588.
20.Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской
службе» (в ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3030.
21.Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 05.04.2013) // СЗ
РФ. — 1996. — № 23. — Ст. 2750.
22.Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от
25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
23.Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. — 2011. — N 48. — Ст. 6724.
24.Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине Российской
Федерации» // СЗ РФ. — 2010. — № 7. — Ст. 724.
25.Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной
системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 18.04.2012) // СЗ
РФ. — 2004. — № 2. — Ст. 121.
26.Приказ министра обороны РФ от 03.09.2011 № 1500 «О Правилах ношения военной
формы одежды и знаков различия военнослужащих Вооруженных Сил Российской
Федерации, ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков и особой
церемониальной парадной военной формы одежды военнослужащих почетного караула
Вооруженных Сил Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 25.10.2011 №
22124) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. —
2011. — № 47.
27.Приказ министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и
науки Российской Федерации от 24.02.2010 № 96/134 «Об утверждении Инструкции об
организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области
обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях
среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального
профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»
(зарегистрировано Минюстом России 12.04.2010, регистрационный № 16866).
28.Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ (ред. 2019 г.) — издательство
Омега-Л 2019.
29.Примерная основная образовательная программа среднего общего образования
одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №2/16-з)
23
Интернет-ресурсы
30.www.mchs.gov.ru (сайт МЧС РФ).
30.www.mvd.ru (сайт МВД РФ).
31.www.mil.ru (сайт Минобороны).
32.www.iprbookshop.ru
33.www.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии).
34.www.booksgid.com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
35..www.globalteka.ru/index.html (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
36.www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
37.www.iprbookshop.ru
(Электронно-библиотечная
система
IPRbooks).
38.www.school.edu.ru/default.asp (Российский образовательный портал. Доступность,
39.качество, эффективность).
40.www.ru/book (Электронная библиотечная система).
41.www.pobediteli.ru (проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой
войны»).
42.www.monino.ru (Музей Военно-Воздушных Сил).
43.www.simvolika.rsl.ru (Государственные символы России. История и
реальность).
44.www.militera.lib.ru (Военная литература).
24