РП БЖД ОП 13 технологи 2022

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Венцы-Заря сельскохозяйственный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.13 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для специальности 35.02.06 Технология производства и переработки
сельскохозяйственной продукции

п.Венцы
2022г.
1

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Паспорт рабочей программы
жизнедеятельности»

учебной

дисциплины

«безопасность
4

2. Структура и содержание рабочей программы учебной дисциплины

7

3.Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

11

4.Контроль и оценка результатов освоения рабочей программы учебной
дисциплины

12

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Безопасность жизнедеятельности»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
ОП.13
«Безопасность
жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.06 «Технология
производства и переработки сельскохозяйственной продукции»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к
общепрофессиональным
дисциплинам
профессионального
цикла
основной
профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
Цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - вооружить будущих
выпускников учреждения теоретическими знаниями и практическими навыками,
необходимыми для:
- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных
воздействий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- прогнозирования и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;
- принятия решений по защите населения и территорий от возможных последствий
аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения,
а также принятия мер по ликвидации их воздействий;
- выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества в рядах
Вооруженных сил Российской Федерации;
- своевременного оказания доврачебной помощи.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от
негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей
различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия
массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно
определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной
службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования
развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и
стихийных бедствий, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной
угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
4

основы военной службы и обороны государства;
задачи по гражданской обороне;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на
нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения,
состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются
военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
Изучение дисциплины способствует освоению общих и профессиональных
компетенций:
ПК1.1. Выбирать и реализовывать технологии производства продукции растениеводства.
ПК1.2. Выбирать и реализовывать технологии первичной обработки продукции
растениеводства.
ПК1.3. Выбирать и использовать различные методы оценки и контроля количества и
качества сельскохозяйственного сырья и продукции растениеводства.
ПК2.1. Выбирать и реализовывать технологии производства продукции животноводства.
ПК2.2. Выбирать и реализовывать технологии первичной обработки продукции
животноводства.
ПК2.3. Выбирать и использовать различные методы оценки и контроля количества и
качества сельскохозяйственного сырья и продукции животноводства.
ПК3.1. Выбирать и реализовывать технологии хранения в соответствии с качеством
поступающей сельскохозяйственной продукции и сырья.
ПК3.2. Контролировать состояние сельскохозяйственной продукции и сырья в период
хранения.
ПК3.3. Выбирать и реализовывать технологии переработки сельскохозяйственной
продукции.
ПК3.4. Выбирать и использовать различные методы оценки и контроля количества и
качества сырья, материалов, сельскохозяйственной продукции на этапе переработки.
ПК3.5. Выполнять предпродажную подготовку и реализацию сельскохозяйственной
продукции.
ПК4.1. Участвовать в планировании основных показателей сельскохозяйственного
производства.
ПК4.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК4.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
ПК4.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
5

ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за
результат выполнения заданий.
ОК8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 68часов;
самостоятельной работы обучающегося - 34 часов.

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Общее количество по учебному плану, всего
Обязательная аудиторная учебная нагрузка, всего
в том числе:
практические занятия
практическая подготовка
Самостоятельная работа обучающегося
в том числе:
Внеаудиторная самостоятельная работа: (рефераты, доклады,
презентации, сообщения)
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов
98
68
68
48
4

30

7

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если
предусмотрены)
2
Содержание учебного материала

1
Раздел I. Обеспечение
безопасности
жизнедеятельности

1
2
1
2
3
4
5
6
7

Раздел II.
Безопасность
жизнедеятельности в
чрезвычайных
ситуациях

8
9
10
11
12

1

Введение. Цели и задачи изучаемой дисциплины
Основные понятия безопасности жизнедеятельности
Содержание учебного материала
Чрезвычайные ситуации мирного времени. Понятия и общая классификация
чрезвычайных ситуаций
ЧС природного характера, причины и их возможные последствия
ЧС техногенного характера, причины и их возможные последствия
ЧС социального характера, причины и их возможные последствия
Характеристика ядерного оружия. Действия населения в очаге ядерного поражения
Характеристика химического оружия. Действия населения в очаге химического
поражения
Характеристика биологического оружия. Действия населения в очаге биологического
поражения
Единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС
Понятия об устойчивости объектов экономики в чрезвычайной ситуации
Основные мероприятия, обеспечивающие повышение устойчивости объектов экономики
Мероприятия по противодействию терроризму как серьезной угрозе национальной
безопасности России
Практические занятия обучающихся:
Практическое занятие №1. Средства индивидуальной и коллективной защиты и их
применение
Лабораторные работы
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся:
Дать определение: среда обитания, биосфера, техносфера
Опасности, возникающие при военных конфликтах
Ознакомиться с законами Министерства по чрезвычайным ситуация
Ознакомиться с законами о защите населения и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций
Дать определение: устойчивость объектов, декларация, надежность объектов экономикиТерроризм- как национальная угроза-Создать презентацию
Дать определение: гражданская оборона. Выписать задачи и мероприятия ГО

Объем
часов

Уровень
освоения

3
2

4

1
1
14
1

2

2

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

2

7
1
1
1
1

3

1
1
1
8

1
2

1
Раздел III.
Основы военной
службы

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Содержание учебного материала
Национальная безопасность и национальные интересы России. Основы обороны
государства
Вооруженные силы, история, их структура и предназначение

26
1

Лабораторные работы
Практические занятия обучающихся:
Практическое занятие №2. Порядок прохождения военной службы. Преступления против
военной службы
Практическое занятие №3. Дисциплинарный Устав ВС РФ основные положения
Практическое занятие №4. Устав Гарнизонной и Караульной службы ВС РФ основные
положения
Практическое занятие №5. Устав Внутренней службы ВС РФ основные положения
Практическое занятие №6. Строевой Устав. Устав Военной полиции, основные
положения
Практическое занятие №7. Строевая подготовка. Строевые приемы и движение без
оружия
Практическое занятие №8. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно»,
«Вольно», «Заправиться». Повороты на месте
Практическое занятие №9. Движение строевым шагом.
Практическое занятие №10. Выполнение воинского приветствия в строю и на месте
Практическое занятие №11. Построения, перестроения, повороты, перемена направления
движения.
Практическое занятие №12. Выполнение воинского приветствия в строю в движении
Практическое занятие №13. Строи подразделений в пешем порядке. Развернутый и
походный строй взвода
Самостоятельная работа обучающихся:
Изучить законы: о прохождении военной службы и о статусе военнослужащих
Изучить статьи УК РФ Главу 33 «Преступления против военной службы»
Привести примеры вооружения, военной техники Вооруженных сил РФ
Дать определение и предназначение каждому виду и роду войск.
Ознакомиться с функциями и основными задачами
Изучить основные документы по порядку призыва на военную службу граждан РФ
Роль Вооруженных сил России в системе обеспечения национальной безопасности
страны
Изучить основные документы по порядку представления льгот военнослужащим
История возникновения традиций в Вооруженных сил РФ
Проявление патриотизма в военной истории России
Дружба и войсковое товарищество как условие формирования сплоченности воинского
коллектива
Значение боевого знамени для солдата России
История одной медали
Привидение к воинской присяги как основной ритуал в ВС РФ
Изучение общевоинских уставов Устав внутренней службы ВС РФ основные положения
Контрольные работы

24
2

2

1

2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
15
1
1
1
1
1
1
1

3

1
1
1
1
1
1
1
1
9

Раздел IV. Значение
медицинских знаний
при ликвидации
последствий ЧС и
организации здорового
образа жизни.

1
2
3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Содержание учебного материала
Понятие здоровья и содержание здорового образа жизни
Факторы риска
Организация студенческого труда, отдыха и эффективной самостоятельной работы
Лабораторные работы
Практические занятия обучающихся:
Практическое занятие №14. Виды ран. Способы обработки ран
Практическое занятие №15. Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях
Практическое занятие №16. Первая медицинская помощь при кровотечении и при
переломах
Практическое занятие №17. Первая медицинская помощь при синдроме длительного
сдавления
Практическое занятие №18. Первая медицинская помощь при ожогах
Практическое занятие №19. Первая медицинская помощь при отморожениях
Практическое занятие №20. Первая медицинская помощь при электротравме.
Практическое занятие №21. Искусственное дыхание и закрытый массаж сердца
Практическое занятие №22.Сердечный приступ и его признаки
Практическое занятие №23. Виды черепно-мозговой травмы
Практическое занятие №24. Признаки, наблюдающиеся при ушибе и сотрясении
головного мозга, общей контузии
Лабораторные работы
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся:
Отравление ядовитыми парами и угарным газом
Отравление алкоголем (этиловым спиртом)
Отравление ядовитыми грибами и ягодами
Отравление змеиным ядом, ужаление пчел и ос
Отравление концентрированными кислотами и едкими щелочами
Влияние курения и алкоголя на организм человека
Наркотики и наркомания. Влияние наркотиков на здоровье человека
Утомление и стресс в жизни человека.

Дифференцированный зачет
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (не предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся

Всего:

25
1
1
1
22
2
2
2

2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
102

3

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1-ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств).
2-репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).
3- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности»
Оборудование учебного кабинета:
1.Посадочные места по количеству обучающихся
2.Рабочее место преподавателя
3.Общевойсковой защитный комплект
4.Гопкалитовый патрон ДП-5В
5.Изолирующий противогаз в комплекте с регенеративным патроном
6.Респиратор Р-2
7.Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8,9,1,11)
8.Ватно-марлевая повязка
9.Противопыльная тканевая повязка
10.Носилки санитарные
11.Аптечка индивидуальная (АИ-2)
12.Бинты марлевые
13.Бинты эластичные
14Жгуты кровоостанавливающие резиновые
15.Индивидуальные перевязочные пакеты
16.Косынки перевязочные
17.Ножницы для перевязочного материала прямые
18. Шинный материал
19. Огнетушители пенные, порошковые, углекислотные
20.Устройстово отработки прицеливания
21.Учебные автоматы АК-74
22.Винтовки пневматические
23.Комплект плакатов по Гражданской обороне
24.Комплект плакатов по Основам военной службы
Технические средства обучения:
1.Робот-тренажер «Максим -2»
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1.Учебник Безопасность жизнедеятельности, ACADEIA, Москва , Издательский центр
«Академия» - 2017г.
Дополнительные источники:
2. Наставление по стрелковому делу. М.: Воениздат, 2016;
3. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации .-Ростов-н/Д.:Эксмо,2019;
4.Сборник законов Российской Федерации.-М.6 Эксмо, 2017.
5. Общие вопросы безопасности жизнедеятельности
http://umka.nrpk8.ru/library/courses/bgd/tema1_1.dbk ;
6. Министерство обороны http://www.mil.ru;
6. Министерство чрезвычайных ситуаций www.mchs.qov.ru;

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки
(освоенные умения, усвоенные знания)
результатов обучения
Освоенные умения:
Формы контроля обучения:
-организовывать и проводить мероприятия по
-домашние задания проблемного
защите работающих и населения от негативных характера;
воздействий чрезвычайных ситуаций;
-практические задания по работе с
-предпринимать профилактические меры для
информацией, документами,
снижения уровня опасностей различного вида и литературой;
их последствий в профессиональной
- подготовка и защита индивидуальных и
деятельности и быту;
групповых заданий проектного
-использовать средства индивидуальной и характера;
коллективной защиты от оружия массового Форма оценки результативности
поражения;
обучения :
-применять
первичные
средства - накопительная система баллов, на
пожаротушения;
основе которой выставляется итоговая
-ориентироваться в перечне военно-учетных отметка;
специальностей и самостоятельно определять - традиционная система отметок в баллах
среди
них
родственные
полученной за каждую выполненную работу на
специальности;
основе которых выставляется итоговая
-применять профессиональные знания в ходе отметка;
исполнения обязанностей военной службы на Методы контроля направлены на
воинских должностях в соответствии с проверку умения учащихся:
полученной специальностью;
- выполнять условия задания на
-владеть способами бесконфликтного общения творческом уровне с представлением
и саморегуляции в повседневной деятельности собственной позиции;
и экстремальных условиях военной службы;
-делать осознанный выбор способов
-оказывать
первую
помощь действий из ранее известных;
пострадавшим
- осуществлять коррекцию (исправление)
сделанных ошибок на новом уровне
предлагаемых заданий;
- работать в группе и представлять как
свою, так и позицию группы;
Методы оценки результатов обучения:
- мониторинг роста творческой
самостоятельности и навыков получения
нового знания каждым обучающимся;
-формирование результата итоговой
аттестации по дисциплине на основе
суммы результатов текущего контроля.

12

Усвоенные знания:
-принципы обеспечения устойчивости объектов
экономики, прогнозирования развития событий
и оценки последствий при техногенных
чрезвычайных
ситуациях
и
стихийных
явлениях,
в
том
числе
в
условиях
противодействия терроризму как серьезной
угрозе национальной безопасности России;
-основные виды потенциальных опасностей и
их
последствия
в
профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения
вероятности их реализации;
-основы
военной
службы
и
обороны
государства;
-задачи и основные мероприятия гражданской
обороны; способы защиты населения от оружия
массового поражения;
-меры пожарной безопасности и правила
безопасного поведения при пожарах;
-организацию и порядок призыва граждан на
военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
-основные виды вооружения, военной техники
и специального снаряжения, состоящих на
вооружении
(оснащении)
воинских
подразделений, в которых имеются военноучетные
специальности,
родственные
специальностям СПО;
-область
применения
получаемых
профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи
пострадавшим

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».