Приложение 2. Рабочие программы профессиональных модулей
Приложение 4.19
к ОПОП по профессии/ специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика примерной рабочей программы учебной дисциплины…………..3
2. Структура и содержание учебной дисциплины……………………………………………14
3. Условия реализации учебной дисциплины…………………………………………………20
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины………………………….22
2
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина «ОП.09 Безопасность жизнедеятельности» является обязательной
частью профессионального цикла примерной основной образовательной программы
в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
(по отраслям).
1.2.1. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
Цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - вооружить будущих
выпускников учреждения теоретическими знаниями и практическими навыками,
необходимыми для:
- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных
воздействий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- прогнозирования и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;
- принятия решений по защите населения и территорий от возможных последствий
аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а
также принятия мер по ликвидации их воздействий;
- выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества в рядах
Вооруженных сил Российской Федерации;
- своевременного оказания доврачебной помощи.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие
умения и знания.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от
негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного
вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового
поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно
определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы
на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития
событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных
бедствий, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе
национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи по гражданской обороне;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
3
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих
на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные
специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ОК 09, ОК 10.
4
Код
ПК, ОК,
ЛР
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам
ОК 02 Использовать
современные средства поиска,
анализа и интерпретации
информации, и
информационные технологии
для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 03Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях
ОК 04 Эффективно
взаимодействовать и работать
в коллективе и команде
Умения
- умение пользования индивидуальными средствами
защиты и противогазом;
- умение действовать при стихийных действиях,
авариях(катастрофах) на транспорте, производственных
объектах;
- применять средства пожаротушения, правила действий
при возникновении пожара;
- уметь строится и выполнять движения строевым и
походным шагом;
- разбирать автомат, стрелять из учебного оружия, метать
ручные гранаты;
- оказывать первой медицинской помощи при
кровотечениях, травмах, ранениях, ожогах;
- умение использования непрямого массажа сердца.
- сформированность нравственного сознания, этического
поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
-осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего;
-ответственное отношение к своим родителям и (или)
другим членам семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
-готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
Знания
- единая государственная система
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций. Гражданская
оборона, ее структура, цели и задачи по
защите населения от опасностей,
возникающих при ведении военных
действий или вследствие этих действий.
- ядерное, химическое и биологическое
оружие. Средства индивидуальной
защиты от оружия массового поражения.
Средства коллективной защиты от оружия
массового поражения. Правила поведения
и действия людей в зонах радиоактивного,
химического заражения основы военной
службы и обороны государства;
- знать правила обеспечения безопасности
при неблагоприятной экологической
обстановке, при эпидемии. Обеспечение
безопасности при нахождении на
территории ведения боевых действий и
при неблагоприятной социальной
обстановке;
- знать функции и основные задачи
современных Вооруженных Сил России,
их роль в системе обеспечения
ОК 05Проявлять гражданскую
патриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих ценностей,
в том числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК 06 Проявлять гражданскоправовую позицию,
демонстрировать осознанное
-овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
-понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
-принимать цели совместной деятельности, организовывать
и координировать действия по ее достижению: составлять
план действий, распределять роли с учетом мнений
участников обсуждать результаты совместной работы;
-координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
-осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека
- осознание обучающимися российской гражданской
идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней позиции личности
на основе духовно-нравственных ценностей народов
Российской Федерации, исторических и национальнокультурных традиций, формирование системы значимых
6
-
-
-
-
-
национальной безопасности страны.
Состав и структура Вооруженных сил
России;
организацию и порядок призыва граждан
на военную службу, и поступление на нее
в добровольном порядке;
знать методы борьбы с терроризмом;
знать внутренний порядок, размещение и
быт военнослужащего, взаимоотношения
между военнослужащими, воинскую
дисциплину;
знать меры безопасности при проведении
стрельб из стрелкового оружия и метания
ручных гранат, приемы метания гранат;
правила оказания первой медицинской
помощи при кровотечениях, травмах,
ранениях, ожогах, утоплении,
перегревании, переохлаждении,
обморожении, общем замерзании,
отравлениях. реанимационные
мероприятия;
знать факторы, формирующие здоровье;
знать экологические проблемы
человечества и пути их решения.
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих ценностей
ценностно-смысловых установок, антикоррупционного
мировоззрения, правосознания, экологической культуры,
способности ставить цели и строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и обязанностей,
уважение закона и правопорядка;
-принятие традиционных национальных,
общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
-готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
-умение взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением;
-готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
-сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и
настоящее многонационального народа России;
-ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
7
-идейная убежденность, готовность к служению и защите
Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные);
-способность их использования в познавательной и
социальной практике, готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности,
организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории;
-овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности
ОК 07 Содействовать
сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять
знания об изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать
в чрезвычайных
ситуациях
В области экологического воспитания:
-сформированность экологической культуры, понимание
влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, осознание глобального
характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей устойчивого
развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
8
-сформировать представления о
возможных источниках опасности в
различных ситуациях (в быту, транспорте,
общественных местах, в природной среде,
в социуме, в цифровой среде); владеть
основными способами предупреждения
опасных и экстремальных ситуаций; знать
порядок действий в экстремальных и
чрезвычайных ситуациях;
ОК 08 Использовать средства
физической
культуры
для
сохранения
и
укрепления
здоровья
в
процессе
профессиональной деятельности
и поддержания необходимого
уровня
физической
подготовленности
умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической
направленности;
овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
уметь прогнозировать неблагоприятные
экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать
их;
-давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в
деятельность, оценивать соответствие результатов
целям;
-владеть навыками познавательной рефлексии как
осознания совершаемых действий и мыслительных
процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения
по их снижению;
-готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-наличие мотивации к обучению и личностному развитию;
В части физического воспитания:
-сформированность здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью;
-потребность в физическом совершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
- активное неприятие вредных привычек и иных форм
причинения вреда физическому и психическому здоровью;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
9
-сформировать представления о важности
соблюдения правил дорожного движения
всеми участниками движения, правил
безопасности на транспорте. Знать
правила безопасного поведения на
транспорте, уметь применять их на
практике, знать о порядке действий в
опасных, экстремальных и чрезвычайных
ситуациях на транспорте;
-знать о способах безопасного поведения
в природной среде; уметь применять их на
практике; знать порядок действий при
чрезвычайных ситуациях природного
характера; сформировать представления
об экологической безопасности, ценности
бережного отношения к природе,
разумного природопользования;
-знать основы пожарной безопасности;
уметь применять их на практике для
предупреждения пожаров; знать порядок
действий при угрозе пожара и пожаре в
быту, общественных местах, на
транспорте, в природной среде; знать
права и обязанности граждан в области
пожарной безопасности
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и
предпочтений;
-давать оценку новым ситуациям;
-расширять рамки учебного предмета на основе личных
предпочтений;
-делать осознанный выбор, аргументировать его, брать
ответственность за решение;
- оценивать приобретенный опыт;
-способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать
Обрабатывать свой образовательный и культурный уровень
бухгалтерские
ПК
1.1.
первичные
документы.
ПК 1.2. Разрабатывать и
согласовывать с руководством
организации рабочий план
счетов бухгалтерского учета
организации.
ПК 1.3. Проводить учет
денежных средств, оформлять
денежные
и
кассовые
документы.
ПК
1.4.
Формировать
бухгалтерские проводки по
учету имущества организации
на основе рабочего плана
счетов бухгалтерского учета.
ПК
2.1.
Формировать
бухгалтерские проводки по
учету источников имущества
организации
на
основе
10
рабочего
плана
счетов
бухгалтерского учета.
ПК 2.2. Выполнять поручения
руководства
в
составе
комиссии по инвентаризации
имущества в местах его
хранения.
ПК 2.3. Проводить подготовку
к инвентаризации и проверку
действительного соответствия
фактических
данных
инвентаризации данным учета.
ПК 2.5. Проводить процедуры
инвентаризации финансовых
обязательств организации.
11
Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы)
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности,
порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности,
прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий
их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий
социально опасное поведение окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда.
Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового
следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному
народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и
волонтерских движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в
различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных,
конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных
традиций и ценностей многонационального российского государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий
либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игры т.д.
Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий
неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их
12
Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР1
ЛР2
ЛР3
ЛР4
ЛР5
ЛР6
ЛР7
ЛР8
ЛР9
ЛР10
ЛР11
ЛР12
финансового содержания.
Личностные результаты реализации программы воспитания,
Определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости,
профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным
мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности
Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с
членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные
требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий,
нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость
Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий
ОП.09 БЖД ЛР1 ЛР2 ЛР3 ЛР5 ЛР7 ЛР9 ЛР10
13
ЛР13
ЛР14
ЛР15
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Объем образовательной программы учебной
дисциплины
68
в т. ч. в форме практической подготовки
36
в т. ч.
теоретическое обучение
30
практические занятия
36
Самостоятельная работа
2
Промежуточная аттестация
2
1.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Наименование
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
разделов и тем
обучающихся
Объем, ак. ч /
в том числе
в форме
практической
подготовки,
ак. ч
1
2
Раздел I. Организация защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
Тема 1.1. Единая
Содержание учебного материала
государственная
1. Чрезвычайные ситуации мирного времени. Понятия и общая классификация
система
природного характера чрезвычайных ситуаций
предупреждения и
2. ЧС техногенного характера и социального характера, причины и их
ликвидации
возможные последствия
чрезвычайных
3. Характеристика ядерного, химического и биологического оружия. Действия
ситуаций.
населения в очаге ядерного поражения
4. Единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС). Основные положения федерального закона «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций» Основные мероприятия,
проводимые в РФ по защите населения от ЧС
5. Понятия об устойчивости объектов экономики в чрезвычайной ситуации
6. Основные мероприятия, обеспечивающие повышение устойчивости
объектов экономики
15
3
28
6
6
Коды
компетенций и
личностных
результатов1,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК01 - ОК10
ЛР 1, ЛР 2, ЛР 3
Тема 1.2.
Организация
гражданской
обороны.
Содержание учебного материала
1. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Правила
поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического
заражения и в очаге биологического поражения.
В том числе практических занятий
1.
«Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения.
Отработка нормативов по надевания противогаза. Решение ситуационных
задач».
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение приборов радиационной и химической разведки и контроля.
Тема 1.3. Защита
Содержание учебного материала
населения и
В том числе практических занятий.
территорий при
1.
«Защита населения и территорий при стихийных бедствиях. Решение
стихийных бедствиях, кейса»
при авариях
2.
«Защита населения и территорий при авариях (катастрофах) на
(катастрофах) на
транспорте, производственных объектах. Решение кейса
транспорте,
3.
«Отработка порядка и правил действий при возникновении пожара,
производственных
пользовании средствами пожаротушения. Решение кейса»
объектах.
6
Тема 1.4. Обеспечение Содержание учебного материала
безопасности при
1.
Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической
неблагоприятной
обстановке, при эпидемии. Обеспечение безопасности при нахождении на
экологической
территории ведения боевых действий и при неблагоприятной социальной
обстановке, при
обстановке.
неблагоприятной
2
16
2
ОК01 - ОК10
ЛР 1, ЛР 2, ЛР 9,
ЛР 10
2
2
8
6
ОК01 - ОК10
ЛР 2, ЛР 9, ЛР 10
2
2
2
2
ОК01 - ОК10
ЛР 2, ЛР 9, ЛР 10
социальной
обстановке.
Раздел II. Основы военной службы
Тема 2.1.
Основы обороны
государства. Военная
доктрина
Российской
Федерации.
Тема 2.2.
3.
Уставы Вооруженных
сил России.
1.
30
Содержание учебного материала
8
1.
Воинская слава России. Функции и основные задачи современных
Вооруженных Сил России, их роль в системе обеспечения национальной
безопасности страны. Состав и структура Вооруженных сил России.
2.
Воинская обязанность. Организация и порядок призыва граждан на
военную службу, и поступление на нее в добровольном порядке.
3. Терроризм как серьезная угроза национальной безопасности России.
Проявление терроризма в России. Виды терроризма. Борьба с терроризмом.
Террористические организации.
4. Российские воинские традиции. Вооруженные Силы РФ - основа обороны
РФ. Погоны и знаки различия военнослужащих России. Военная присяга.
Внутренний порядок, размещение и быт военнослужащего.
5. Военнослужащие и взаимоотношения между ними. Воинская дисциплина.
Боевое Знамя воинской части.
В том числе практических занятий
«Отработка строевой стойки и поворотов на месте.
2.
«Построение и отработка поворотов в движении».
3.
«Построение и отработка движения походным строем».
4.
«Отработка движений строевым и походным шагом, бегом, шагом на
месте».
5.
Строи подразделений в пешем порядке. Развернутый и походный
строй взвода.
6.
Построения, перестроения, повороты, перемена направления
движения.
17
2
ОК01 - ОК10
ЛР 1, ЛР 2, ЛР 3,
ЛР 5
2
ОК01- ОК10
ЛР 1, ЛР 2, ЛР 3
2
2
12
2
2
2
2
2
2
Тема 2.3.
Огневая подготовка.
Тема 2.4.
Медико-санитарная
подготовка.
Содержание учебного материала
2
1. Материальная часть автомата Калашникова. Разборка и сборка автомата.
Чистка, смазка и хранение автомата. Осмотр и подготовка автомата к
стрельбе. Ведение огня из автомата. Меры безопасности при проведении
стрельб из стрелкового оружия и метании ручных гранат. Приемы метания
ручных осколочных гранат.
В том числе практических занятий
1.
«Проведение полной и неполной разборки и сборки автомата
Калашникова». Ручные осколочные гранаты.
2.
«Отработка нормативов по неполной разборки и полной сборки
автомата Калашникова». «Проведение тренировочных стрельб из учебного
оружия».
Содержание учебного материала
2
4
2
2
4
В том числе практических занятий
Первая медицинская помощь при ранениях. Виды кровотечений.
Первая медицинская помощь при ожогах. Первая медицинская помощь
при травмах.
2.
Реанимационные мероприятия.
«Приемы оказания первой медицинской помощи при ранениях».
«Приемы оказания первой медицинской помощи при травмах и ожогах».
ОК01-ОК10
ЛР 1
ОК01-ОК10
ЛР 7, ЛР 9
1.
2
2
Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
16
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Здоровый образ жизни
1.
Здоровье человека и здоровый образ жизни. Здоровье – одна из
и его составляющие
основных ценностей человека.
4
18
2
ОК01-ОК10
ЛР 9, ЛР 10
2.
Правильное чередование физических и умственных нагрузок. Факторы,
формирующие здоровье, и факторы, разрушающие здоровье.
3.
Вредные привычки и их влияние на здоровье, профилактика
злоупотребления психоактивными веществами.
4.
Экологическая безопасность. Экологические проблемы человечества.
Экологический мониторинг.
Содержание учебного материала
Тема 2.2.
Основы медицинских
1.
Общие правила оказания первой помощи. Порядок вызова скорой
знаний.
медицинской помощи. Правовые основы оказания первой (доврачебной)
помощи. Первая (доврачебная) помощь при ранениях, кровотечениях. Виды
ранений. Виды кровотечений. Первая (доврачебная) помощь при ушибах,
переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания.
Первая (доврачебная) помощь при ожогах, поражении электрическим током.
2.
Первая (доврачебная) помощь при поражении аварийно-химически
опасными веществам, в условиях применения оружия массового поражения.
Первая (доврачебная) помощь при утоплении, перегревании, переохлаждении,
обморожении, общем замерзании, отравлениях. реанимационные мероприятия.
В том числе практических занятий
1. «Отработка умений наложения кровоостанавливающего жгута
(закрутки) и наложения повязок».
2. «Отработка умений наложения шины на место перелома,
транспортировка поражённого».
3. «Отработка на тренажёре прекордиального удара и искусственного
дыхания. Отработка на тренажёре непрямого массажа сердца».
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего
19
2
4
2
2
6
2
2
2
2
68
ОК01-ОК10
ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет Безопасности жизнедеятельности, оснащенный оборудованием:
посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; доска;
техническими средствами обучения: интерактивная доска/экран, проектор,
компьютер с выходом в сеть Интернет; наглядно-раздаточный и учебно-практический
материал.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Резчиков, Е. А. Безопасность жизнедеятельности : учебник для среднего
профессионального образования / Е. А. Резчиков, А. В. Рязанцева. — 2-е изд., перераб. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 639 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-13550-3. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495884 (дата обращения:
04.07.2022).
3.2.2. Дополнительные источники
1.
Культура безопасности жизнедеятельности / Министерство
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидациям последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс]. URL:
http://www.culture.mchs.gov.ru/testing/?SID=4&ID=5951.
2.
Портал
МЧС
России
[Электронный
ресурс].
URL:
http://www.mchs.gov.ru/
3.
Энциклопедия безопасности жизнедеятельности [Электронный
ресурс]. URL: http://bzhde.ru
4.
Интернет журнал Безопасность в техносфере [Электронный ресурс].
URL: http://www.magbvt.ru
5.
Электронная библиотека учебников и учебно-методических
материалов [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ru/
6.
Федеральная
государственная
информационная
система
«Национальная электронная библиотека» [Электронный ресурс]. URL:
http://нэб.рф/
7.
Университетская информационная система «РОССИЯ» – URL:
http://uisrussia.msu.ru/ [Электронный ресурс].
20
8.
Учебно-методические пособия «Общевойсковая подготовка».
Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской
Федерации (НФП-2009) [Электронный ресурс]. URL: www.goup32441.narod.ru
21
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Знания, осваиваемые в рамках дисциплины
- единая государственная
система
предупреждения и
ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
Гражданская оборона, ее
структура, цели и задачи
по защите населения от
опасностей,
возникающих при
ведении военных
действий или вследствие
этих действий.
- ядерное, химическое и
биологическое оружие.
Средства
индивидуальной защиты
от оружия массового
поражения. Средства
коллективной защиты от
оружия массового
поражения. Правила
поведения и действия
людей в зонах
радиоактивного,
химического заражения
основы военной службы
и обороны государства;
- знать правила
обеспечения
безопасности при
неблагоприятной
экологической
обстановке, при
эпидемии. Обеспечение
Критерии формирования оценки за устный
ответ:
Оценка «5 (отлично)» ставится, если
обучающийся: полно и аргументировано
отвечает по содержанию вопроса;
обнаруживает понимание материала
Устный опрос
Задание
исследование;
Фронтальный
опрос;
- Защита
алгоритма
Оценка «4 (хорошо)» ставится, если
обучающийся дает ответ, удовлетворяющий оказания
тем же требованиям, что и для оценки «5», но первой
помощи;
допускает 1-2 ошибки, которые сам же
- Защита
исправляет.
презентаций;
Оценка «3 (удовлетворительно)» ставится,
-Тестирование;
если обучающийся обнаруживает знание и
- Тест-задание;
понимание основных положений темы, но:
- Защита
излагает материал неполно и допускает
проектных
неточности в определении понятий; не умеет работ
достаточно глубоко и доказательно
- Выполнение
обосновать свои суждения и привести свои
заданий на
примеры; излагает материал
дифференциров
непоследовательно и допускает ошибки.
анном зачете
Оценка «2 (неудовлетворительно)» ставится,
если обучающийся обнаруживает незнание
ответа на соответствующее задание,
допускает ошибки в формулировке
определений и правил, искажающие их
смысл, беспорядочно и неуверенно излагает
материал.
Критерии оценки результатов тестирования
«5» - 85-100% верных ответов
«4» - 69-84% верных ответов
«3» - 51-68% верных ответов
«2» - 50% и менее
22
тестирование
безопасности при
нахождении на
территории ведения
боевых действий и при
неблагоприятной
социальной обстановке;
- знать функции и
основные задачи
современных
Вооруженных Сил
России, их роль в
системе обеспечения
национальной
безопасности страны.
Состав и структура
Вооруженных сил
России;
- организацию и порядок
призыва граждан на
военную службу, и
поступление на нее в
добровольном порядке;
- знать методы борьбы с
терроризмом;
- знать внутренний
порядок, размещение и
быт военнослужащего,
взаимоотношения между
военнослужащими,
воинскую дисциплину;
- знать меры безопасности
при проведении стрельб
из стрелкового оружия и
метания ручных гранат,
приемы метания гранат;
- правила оказания первой
медицинской помощи
при кровотечениях,
травмах, ранениях,
ожогах, утоплении,
перегревании,
переохлаждении,
обморожении, общем
замерзании,
отравлениях.
реанимационные
мероприятия;
- знать факторы,
формирующие здоровье;
- знать экологические
проблемы человечества
и пути их решения.
Критерии оценки докладов
Оценка «5»– выполнены все требования к
написанию и защите доклада: обозначена
проблема и обоснована её актуальность,
сделан краткий анализ различных точек
зрения на рассматриваемую проблему и
логично изложена собственная позиция,
сформулированы выводы, тема раскрыта
полностью, выдержан объём, соблюдены
требования к внешнему оформлению, даны
правильные ответы на дополнительные
вопросы.
Проверка
докладов
Оценка «4» – основные требования к
докладу и его защите выполнены, но при
этом допущены недочеты. В частности,
имеются неточности в изложении
материала; отсутствует логическая
последовательность в суждениях; не
выдержан объем доклада; имеются
упущения в оформлении; на
дополнительные вопросы при защите даны
неполные ответы.
Оценка «3» – имеются существенные
отступления от требований. В частности:
тема освещена лишь частично; допущены
фактические ошибки в содержании доклада
или при ответе на дополнительные вопросы;
во время защиты отсутствует вывод.
Оценка «2» – тема доклада не раскрыта,
обнаруживается существенное непонимание
проблемы.
Критерии формирования оценки
дифференцированного зачета:
Оценка 5 «отлично» - обучающийся
продемонстрировал систематические и
глубокие знания учебного программного
материала, самостоятельное выполнение
всех предусмотренных программой заданий,
активную работу на практических занятиях,
уверенное пользование законодательными и
нормативными документами.
Оценка 4 «хорошо» - обучающийся
продемонстрировал достаточно полное
знание учебного программного материала,
самостоятельное выполнение всех
предусмотренных программой заданий,
активную работу на практических занятиях,
усвоение основной литературы,
систематический характер знаний по
дисциплине, достаточный для дальнейшей
23
Дифференциров
анный зачет:
-выполнение
заданий на
дифференцирова
нном зачете
учебы, и способность к их
самостоятельному пополнению.
Оценка 3 «удовлетворительно» обучающийся продемонстрировал знания
основного учебно-программного материала
в объеме, необходимом для дальнейшей
учебы и предстоящей работы по
специальности, не отличавшийся
активностью на практических занятиях,
самостоятельно выполнивший основные
предусмотренные программой задания,
допустив погрешности при их выполнении,
но обладающий необходимыми знаниями
для устранения более существенных
погрешностей под руководством
преподавателя.
Оценка 2 «неудовлетворительно» обучающийся обнаруживает пробелы в
знаниях или отсутствие знаний по
значительной части основного учебнопрограммного материала, не выполнил
основные предусмотренные программой
задания, не отработал основные
практические занятия, не может продолжить
обучение или приступить к
профессиональной деятельности без
дополнительных занятий по дисциплине.
Умения, осваиваемые в рамках дисциплины
- умение пользования
индивидуальными
средствами защиты и
противогазом;
- умение действовать при
стихийных действиях,
авариях(катастрофах) на
транспорте,
производственных
объектах;
- применять средства
пожаротушения,
правила действий при
возникновении пожара;
- уметь строится и
выполнять движения
строевым и походным
шагом;
- разбирать автомат,
стрелять из учебного
оружия, метать ручные
гранаты;
Полнота выполнения задания, логичность и
доказательность изложения результатов,
правильные и грамотно
интерпретированные результаты и выводы,
рациональное использование времени на
выполнение задания.
Критерии оценивания результатов
практических работ:
Оценка 5 «отлично»- дано полное верное
решение, в логическом рассуждении и
решении нет ошибок, задача решена
рациональным способом, получен
правильный ответ, ясно описан способ
решения, обучающийся свободно
ориентируется в предлагаемой ситуации и
отвечает на дополнительные вопросы.
Работа выполнена в установленное время.
Оценка 4 «хорошо» - дано верное решение,
но имеются небольшие недочеты, в целом
не влияющие на решение, такие как
небольшие логические пропуски, не
связанные с основной идеей решения.
24
Экспертная
оценка
результатов
выполнения
практической
работы, решения
ситуационных
задач
- оказывать первой
медицинской помощи
при кровотечениях,
травмах, ранениях,
ожогах;
- умение использования
непрямого массажа
сердца.
Решение оформлено не вполне аккуратно,
но это не мешает пониманию решения,
имеются механические ошибки или
несущественные арифметические ошибки.
Обучающийся в целом ориентируется в
предлагаемой ситуации и отвечает на
дополнительные вопросы. Работа
выполнена в установленное время.
Оценка 3 «удовлетворительно» - имеются
существенные ошибки в логическом
рассуждении и в решении. Рассчитанное
значение искомой величины искажает
экономическое содержание ответа.
Обучающийся ориентируется в
предлагаемой ситуации только с помощью
наводящих вопросов преподавателя. Работа
не выполнена в установленное время.
Оценка 2 «неудовлетворительно» - решение
неверное или отсутствует. Рассмотрены
отдельные случаи при отсутствии решения.
Отсутствует окончательный численный
ответ (если он предусмотрен в задаче).
Правильный ответ угадан, а выстроенное
под него решение - безосновательно.
Обучающийся не ориентируется в
предлагаемой ситуации даже с помощью
наводящих вопросов преподавателя. Работа
не выполнена в установленное время.
Оценка «5» - «отлично» выставляется, если
работа выполнена полностью;
демонстрируются глубокие знания
теоретического материала и умение их
применять; последовательно, правильно
выполнены все задания; демонстрируется
умение обоснованно излагать свои мысли,
делать необходимые выводы.
Оценка «4» - «хорошо» выставляется, если
работа выполнена полностью;
демонстрируются глубокие знания
теоретического материала и умение их
применять; последовательно, правильно
выполнены все задания; возможны
единичные ошибки, исправляемые самим
студентом после замечания преподавателя;
демонстрируется умение обоснованно
излагать свои мысли, делать необходимые
выводы.
Оценка «3» - «удовлетворительно»
выставляется, если студент демонстрирует
затруднения с комплексным выполнением
работы; неполное теоретическое
обоснование, требующее наводящих
25
Проверка
результатов
выполнения
внеаудиторной
самостоятельной
работы
вопросов преподавателя; выполняет задания
при подсказке преподавателя; затрудняется
в формулировке выводов.
Оценка «2» - «неудовлетворительно»
выставляется, если работа не выполнена или
выполнена неправильно; дана неправильная
оценка предложенной ситуации;
отсутствует теоретическое обоснование
выполнения заданий.
Критерии формирования оценки за деловую
игру:
Оценка 5 «отлично» - при демонстрации
понимания и усвоения материала любой
степени сложности, умений и навыков
работы в команде, наблюдения и принятия
решения, способностей контактировать и
слушать других, лидерских качеств и
организаторских способностей, умения
доказывать и отстаивать свою точку зрения.
Оценка 4 «хорошо» - при демонстрации
понимания и усвоения материала любой
степени сложности, умений и навыков
работы в команде, наблюдения и принятия
решения, способностей контактировать и
слушать других, умения доказывать и
отстаивать свою точку зрения.
Оценка 3 «удовлетворительно» - при
демонстрации определенной степени
понимания основных понятий, включении в
работу команды, попытках доказывать свою
точку зрения.
Во всех иных случаях выставляется оценка
2 «неудовлетворительно».
26
Экспертное
наблюдение в
ходе деловой
игры