Приложение 2 Примерные программы учебных дисциплин
Приложение 2.1
к ПООП по специальности
35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СГЦ.01. ИСТОРИЯ РОССИИ»
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
2
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ РОССИИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина СГЦ.01 «История России» является обязательной частью
социально-гуманитарного цикла примерной основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по профессии 35.02.08 Электротехнические системы в
агропромышленном комплексе (АПК).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК-4, ОК-5 ОК6.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код ОК
Умения
Знания
ОК-4
ОК-5
ОК-6
ПК 1.1.
ПК 1.2
самостоятельно ориентироваться
в современной экономической,
политической,
культурной
ситуации
в
Российской
Федерации и мире;
выявлять
взаимосвязь
отечественных, региональных,
мировых
социальноэкономических, политических и
культурных проблем;
отстаивать активную
гражданскую позицию.
Способен осуществлять
монтаж, наладку и
эксплуатацию
электрооборудования
Способен обеспечивать
работу автоматизированных и
3
о современной исторической
науке, её специфике, методах
исторического познания и его
роли
в
решении
задач
прогрессивного
развития
Российской Федерации в мире;
основных направлений развития
ключевых регионов мира на
рубеже веков (XX и XXI вв.);
сущности и причин локальных,
региональных,
межгосударственных
конфликтов в конце XX – начале
XXI вв.;
основных
процессов
политического и экономического
развития ведущих государств и
регионов мира;
назначения ООН, НАТО, ЕС и
других межправительственных
организаций
и
основных
направлений их деятельности;
роли науки, культуры и религии в
сохранении
и
укреплении
национальных
и
государственных традиций;
содержания и назначения
важнейших нормативноправовых актов мирового и
регионального значения.
роботизированных систем на
сельскохозяйственном
объекте
ПК 1.3.
Способен осуществлять
организационное обеспечение
процессов монтажа, наладки и
эксплуатации
электрооборудования,
автоматизации и роботизации
технологических процессов на
сельскохозяйственном объекте
ПК 2.1.
Организовывать работы по
бесперебойному
энергоснабжению
сельскохозяйственного
предприятия.
ПК 2.2.
Планировать основные
показатели в области
обеспечения
работоспособности
электрического хозяйства
сельскохозяйственных
потребителей,
автоматизированных и
роботизированных систем
Осуществлять диагностику,
техническое обслуживание и
ремонт электрооборудования,
автоматизированных и
роботизированных систем на
сельскохозяйственном
предприятии
ПК 3.1.
ПК 4.1.
Участвовать в планировании
сельскохозяйственной основных показателей в
техники
области обеспечения
работоспособности
электрического хозяйства
сельскохозяйственных
потребителей и
автоматизированных систем
ПК 4.2.
ПК 4.3
Планировать выполнение
работ исполнителями.
Организовывать работу
трудового коллектива
4
Личностные результаты реализации программы воспитания
(дескрипторы)
Код
личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1
ЛР 2
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и
территориальном самоуправлении, в том числе на условиях
добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского ЛР 3
общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России.
Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур,
отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное
поведение окружающих
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
ЛР 4
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
формированию в сетевой среде личностно и профессионального
конструктивного «цифрового следа».
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
ЛР10
безопасности, в том числе цифровой.
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
ЛР 11
основами эстетической культуры.
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные
отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими
ЛР 13
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные
субъектом Российской Федерации
Демонстрирующий готовность к участию в инновационной
ЛР 20
деятельности региона.
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные
ключевыми работодателями (при наличии)
Способность к самообразованию и профессиональному развитию по
ЛР 21
выбранной специальности
Умение грамотно использовать профессиональную документацию
ЛР 22
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные
субъектами образовательного процесса
1. Готовый к эффективной деятельности в рамках выбранной
ЛР 24
профессии, обладающий наличием трудовых навыков
2. Соблюдающий Устав и правила внутреннего распорядка,
ЛР 25
сохраняющий и преумножающий традиции и уклад ОУ, владеющий
знаниями об истории ОУ, умеющий транслировать положительный
опыт собственного обучения
3. Соблюдающий этические нормы общения
ЛР 26
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
36
в т.ч. в форме практической подготовки
13
в т. ч.:
теоретическое обучение
18
практические занятия
16
в т.ч. в форме практической подготовки
13
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного
зачета
2
6
1
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
1
Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.
Тема 1.1.
Внутренняя и
внешняя политика
государственной
власти в СССР к
началу 1980-х гг.
Тема 1.2.
Противоречия
социальноэкономического
развития в СССР в
1980-ые годы.
2
Объем, акад. ч / в том числе в
форме практической
подготовки, акад ч
3
14/6
Содержание учебного материала
4
1.
Особенности идеологии, национальной, культурной и социальноэкономической политики.
2
В том числе практических занятий
2
Практическое занятие № 1. Отношения с сопредельными государствами,
Евросоюзом, США, странами «третьего мира».
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Концепция ускорения социально-экономического развития страны.
2. Политика перестройки и гласности.
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 2. Проекты новых экономических программ
(Л.И. Абалкин, «500 дней» С.С. Шаталина и Г. Явлинского и др.), денежная
реформа 1991г.
Самостоятельная работа обучающихся
4
ОК-4
ОК-5
ОК-6
ОК-4
ОК-5
ОК-6
2/2
4
2
2
2/2
7
Коды
компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
ОК-4
ОК-5
ОК-6
Тема 1.3.
Отражение
событий в
Восточной Европе
на
дезинтеграционных
процессах в СССР.
Содержание учебного материала
6
1. Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг.
2
2. Важнейшие задачи стоящие перед Россией после распада СССР
2
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 3. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ.
Российская Федерация как правопреемница СССР.
Самостоятельная работа обучающихся
2
Раздел 2. Россия и мир в конце ХХ – начале ХХI века
2/2
14/4
Тема 2.1. Курс
экономических
реформ 90-х годов.
Содержание учебного материала
1. Первый этап либеральных реформ в России (1991–1993 гг.). Предпосылки
радикальной экономической реформы и ее основные направления.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 4. Дефолт 1998 г. Итоги социально-экономических
преобразований 1990-х гг.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Государственно1. Политический кризис 1993г. Сепаратизм и угроза распада России.
политическое
2. Двоевластие: борьба за власть между президентом РФ и Верховным
развитие РФ в 90 –е Советом.
гг.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 5. Принятие Конституции РФ. Выборы в
Государственную Думу РФ.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
Постсоветское
1. Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве
пространство в 90-е бывшего СССР в 90-е годы. «Чеченский кризис».
гг. XX века.
В том числе практических и лабораторных занятий
8
ОК-4
ОК-5
ОК-6
4
2
ОК-4
ОК-5
ОК-6
ОК-4
ОК-5
ОК-6
2
2/2
4
2
ОК-4
ОК-5
ОК-6
2
2/2
4
2
2
ОК-4
ОК-5
ОК-6
Практическое занятие № 6. Основные направления внешней политики РФ в
конце 1990 - начале 2000 гг.
Самостоятельная работа обучающихся :
Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве
бывшего СССР в 1990-е гг.
2
2
Раздел 3. Россия и мир в начале XXI века
8/3
Тема 3.1.
Внутренняя
политика в начале
XXI в.
Содержание учебного материала
1. Курс на укрепление государственности. Партийные реформы.
Парламентские и президентские выборы 2003 и 2004 гг.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 7. Экономический рост и продолжение реформ.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.2. Россия в
Содержание учебного материала
условиях
В том числе практических и лабораторных занятий
глобального
Практическое занятие № 8. Парламентские и Президентские выборы 2011 –
кризиса.
2012 гг., 2016 г.
1. Новая конфигурация власти и выборы Президента
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
Всего:
4
2/1
2
2/2
4
2
ОК-4
ОК-5
ОК-6
ОК-4
ОК-5
ОК-6
ОК-4
ОК-5
ОК-6
2
1
1
36/13
* Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема
учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и
содержанием учебной дисциплины. Если учебным планом предусмотрена самостоятельная работа по данной учебной дисциплине, должна быть указана её примерная
тематика, объем нагрузки и результаты на освоение которых она ориентирована (ПК и ОК)
** Выделяется образовательной организацией самостоятельно. Форма проведения промежуточной аттестации определяется рабочим учебным планом по
специальности/профессии и должна предусматривать не менее 1-2 часов на зачет и не менее 6 часов на экзамен
9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет социально-экономических дисциплин,
оснащенный оборудованием: посадочные места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя, плакаты по темам занятий, комплект карт по истории
Отечества; техническими средствами обучения: мультимедийный комплекс (проектор,
проекционный экран, ноутбук).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. История России XX - начала XXI века: учебник для среднего профессионального
образования / Д. О. Чураков [и др.]; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е
изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 311 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-13853-5. — Текст: непосредственный.
2. Земцов, Б. Н. История отечественного государства и права. Советский период
учебное пособие / Б. Н. Земцов. — Санкт-Петербург Лань, 2020. — 216 с. — ISBN 978-58114-5726-7.
3. Кириллов, В. В. История России: учебник для среднего профессионального
образования / В. В. Кириллов, М. А. Бравина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2021. — 565 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-08560-0. — Текст: непосредственный.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Бугров, К. Д. История России: учебное пособие для СПО / К. Д. Бугров, С. В.
Соколов. — 2-е изд. — Саратов Профобразование, 2021. — 125 c. — ISBN 978-5-4488-11050. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО
PROFобразование [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/104903
2. Земцов, Б. Н. История отечественного государства и права. Советский период:
учебное пособие / Б. Н. Земцов. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 216 с. — ISBN 978-58114-5726-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/146808
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания
о современной исторической
науке, её специфике, методах
исторического познания и его
роли в решении задач
прогрессивного развития
Российской Федерации в мире;
основных направлений
развития ключевых регионов
мира на рубеже веков (XX и
XXI вв.);
сущности и причин локальных,
региональных,
межгосударственных
конфликтов в конце XX –
начале XXI вв.;
основных процессов
политического и
экономического развития
ведущих государств и регионов
мира;
назначения ООН, НАТО, ЕС и
других межправительственных
организаций и основных
направлений их деятельности;
роли науки, культуры и религии
в сохранении и укреплении
национальных и
государственных традиций;
содержания и назначения
важнейших нормативноправовых актов мирового и
регионального значения.
умения
самостоятельно
ориентироваться в современной
экономической, политической,
культурной ситуации в
Российской Федерации и мире;
выявлять взаимосвязь
отечественных, региональных,
мировых социальноэкономических, политических и
культурных проблем;
отстаивать активную
гражданскую позицию.
Критерии оценки
демонстрация
основных
направлений
и
особенностей
исторического
пути
развития регионов мира на
рубеже XX и XXI веков.
способность анализировать
причины
межгосударственных
конфликтов XX в.
Способность
провести
анализ
исторической
информации
политического
и
экономического развития
ведущих государств и
регионов мира.
Способность давать оценку
основным направлениям
деятельности
международных
организаций ООН, НАТО,
ЕС и др.
Способность
дать
определение
причинноследственных связей науки,
культуры и религии в
сохранении и укреплении
национальных
и
государственных традиций.
Знание
нормативных,
правовых
и
законодательных
актов
мирового и регионального
значения.
Способность описать и
прокомментировать
современную
экономическую,
политическую, культурную
ситуацию в России и мире.
Способность
анализировать
и
характеризовать
взаимосвязь
отечественных,
региональных,
мировых
социально-экономических,
политических
и
культурных проблем.
11
Методы оценки
устный опрос,
письменный опрос,
оценка результатов выполнения
практической работы.
Оценка результатов
выполнения практической
работы.