Приложение 2. Рабочие программы профессиональных модулей
Приложение 2.5
к ОПОП по профессии/ специальности
35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.05 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика примерной рабочей программы учебной дисциплины…………..3
2. Структура и содержание учебной дисциплины……………………………………………20
3. Условия реализации учебной дисциплины……………………………………………..….22
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины…………………………23
2
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина «СГЦ.05 Безопасность жизнедеятельности» является
обязательной частью профессионального цикла примерной основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.08 Электротехнические
системы в агропромышленном комплексе (АПК).
1.2.1. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
Цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - вооружить будущих
выпускников учреждения теоретическими знаниями и практическими навыками,
необходимыми для:
- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных
воздействий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- прогнозирования и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;
- принятия решений по защите населения и территорий от возможных последствий
аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а
также принятия мер по ликвидации их воздействий;
- выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества в рядах
Вооруженных сил Российской Федерации;
- своевременного оказания доврачебной помощи.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие
умения и знания.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от
негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного
вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового
поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно
определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы
на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития
событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных
бедствий, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе
национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи по гражданской обороне;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
3
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих
на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные
специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ОК 09.
4
Код
ОК, ПК
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам
Умения
Знания
-распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном контексте;
-анализировать задачу и/или проблему и выделять ее
-составные части; определять этапы решения задачи;
выявлять и эффективно искать информацию,
-необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составлять план действия; определять необходимые
ресурсы;
-владеть актуальными методами работы в
профессиональной и смежных сферах; реализовывать
составленный план; оценивать результат и последствия
своих действий (самостоятельно или с помощью
наставника)
-актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором
приходится работать и жить;
-основные источники информации и
ресурсы для решения задач и проблем в
профессиональном и/или социальном
контексте;
-алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных областях;
-методы работы в профессиональной и
смежных сферах;
-структуру плана для решения задач;
-порядок оценки результатов решения задач
профессиональной деятельности
ОК 02 Использовать
современные средства поиска,
анализа и интерпретации
информации, и
информационные технологии
для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
определять задачи для поиска информации;
-определять необходимые источники информации;
планировать процесс поиска;
-структурировать получаемую информацию;
-выделять наиболее значимое в перечне информации;
-оценивать практическую значимость результатов поиска;
-оформлять результаты поиска, применять средства
информационных технологий для решения
профессиональных задач;
-использовать современное программное обеспечение;
-использовать различные цифровые средства для решения
профессиональных задач.
-номенклатура информационных
источников, применяемых в
профессиональной деятельности;
-приемы структурирования информации;
-формат оформления результатов поиска
информации, современные средства и
устройства информатизации;
-порядок их применения и программное
обеспечение в профессиональной
деятельности в том числе с использованием
цифровых средств
ОК 03 Планировать и
-определять актуальность нормативно правовой
документации в профессиональной деятельности;
-содержание
актуальной
правовой документации;
реализовывать собственное
профессиональное и личностное
нормативно-
развитие, предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях
ОК 04 Эффективно
взаимодействовать и работать
в коллективе и команде
-применять современную научную профессиональную
терминологию;
-определять и выстраивать траектории профессионального
развития и самообразования;
-выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи;
презентовать идеи открытия собственного дела в
профессиональной деятельности;
-оформлять бизнес-план;
-рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам
кредитования;
-определять инвестиционную привлекательность
коммерческих идей в рамках профессиональной
деятельности;
-презентовать бизнес-идею; определять источники
финансирования
-современная научная и профессиональная
терминология;
-возможные траектории профессионального
развития и самообразования;
-основы
предпринимательской
деятельности;
-основы финансовой грамотности; правила
разработки бизнес-планов;
-порядок
выстраивания
презентации;
кредитные банковские продукты
-организовывать работу коллектива и команды;
-взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
в ходе профессиональной деятельности
-психологические основы деятельности
коллектива, психологические особенности
личности;
ОК 05 Осуществлять устную и
письменную коммуникацию
-грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по
на государственном языке
профессиональной тематике на государственном языке,
Российской федерации с
проявлять толерантность в рабочем коллективе
учетом особенностей
социального и культурного
контекста
ОК 06 Проявлять гражданскоправовую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих ценностей
-описывать значимость своей специальности; применять
стандарты антикоррупционного поведения
6
-основы проектной деятельности
-особенности социального и культурного
контекста; правила оформления документов
и построения устных сообщений
сущность гражданско-патриотической
позиции, общечеловеческих ценностей;
значимость профессиональной
деятельности по специальности; стандарты
антикоррупционного поведения и
последствия его нарушения
ОК 07 Содействовать
сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять
знания об изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать
в чрезвычайных
ситуациях
ОК 08 Использовать средства
физической
культуры
для
сохранения
и
укрепления
здоровья
в
процессе
профессиональной деятельности
и поддержания необходимого
уровня
физической
подготовленности
ОК 09 Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках
-соблюдать нормы экологической безопасности;
-определять направления ресурсосбережения в рамках
профессиональной
деятельности
по
специальности
осуществлять
работу с соблюдением
принципов
бережливого производства;
-организовывать профессиональную деятельность с учетом
знаний об изменении климатических условий региона
-правила экологической безопасности при
ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в
профессиональной деятельности;
-пути обеспечения ресурсосбережения;
-принципы бережливого производства;
-основные направления изменения
климатических условий региона.
-использовать
физкультурно-оздоровительную
деятельность для укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных целей;
-применять рациональные приемы двигательных функций в
профессиональной деятельности;
-пользоваться средствами профилактики перенапряжения,
характерными для данной специальности
-роль
физической
культуры
в
общекультурном, профессиональном и
социальном развитии человека;
-основы здорового образа жизни; условия
профессиональной деятельности и зоны
риска
физического
здоровья
для
специальности; средства профилактики
перенапряжения
-понимать
общий
смысл
четко
произнесенных
высказываний на известные темы (профессиональные и
бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные
темы;
-участвовать в диалогах на знакомые общие и
профессиональные темы;
современные средства и устройства
информатизации; порядок их применения и
программное
обеспечение
в
профессиональной деятельности
-правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы;
7
-строить простые высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности;
-кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие
и планируемые);
-писать простые связные сообщения на знакомые или
интересующие профессиональные темы
ПК 1.1. Способен
осуществлять монтаж,
наладку и эксплуатацию
электрооборудования
-производить монтаж и наладку приборов освещения,
сигнализации,
контрольно-измерительных
приборов,
звуковой сигнализации и предохранителей в тракторах,
автомобилях и сельскохозяйственной технике;
-подбирать
электропривод
для
основных
сельскохозяйственных машин и установок;
-проводить
утилизацию
и
ликвидацию
отходов
электрического хозяйства;
-читать электрические схемы и чертежи электрических
аппаратов напряжением до 1000 В и выше
ПК 1.2 Способен обеспечивать
работу автоматизированных и
-вести техническую документацию в рамках эксплуатации
роботизированных систем на
пользоваться поверочной и измерительной
сельскохозяйственном объекте АСУ
аппаратурой осуществлять надзор за применяемыми
технологиями производства работ и соблюдением правил
безопасности контролировать соблюдение исполнителем
работ
требований
промышленной,
пожарной,
экологической безопасности и охраны труда выполнять
работы
по
восстановлению
работоспособности
оборудования
8
-основные общеупотребительные глаголы
(бытовая и профессиональная лексика);
-лексический минимум, относящийся к
описанию предметов, средств и процессов
профессиональной деятельности;
-особенности произношения; правила
чтения текстов профессиональной
направленности
правила
технической
эксплуатации
электроустановок правила охраны труда на
рабочем месте основные средства и способы
механизации производственных процессов
в растениеводстве и животноводстве;
принцип действия и особенности работы
электропривода
в
условиях
сельскохозяйственного
производства;
назначение
светотехнических
и
электротехнологических
установок;
назначение, устройство, принцип работы
машин постоянного тока, трансформаторов,
асинхронных машин и машин специального
назначения;
технико-эксплуатационные
характеристики,
конструктивные
особенности,
режимы
работы
обслуживаемого оборудования технология
автоматической обработки информации
схема питания АСУ диагностическая
аппаратура, методы и способы отыскания
неисправностей
устройство,
работа
ПК 1.3. Способен осуществлять
организационное обеспечение
процессов монтажа, наладки и
эксплуатации
электрооборудования,
автоматизации и роботизации
технологических процессов на
сельскохозяйственном объекте
-формировать сетевые графики проведения технического
обслуживания, ремонта и контроля технического состояния
электрооборудования,
средств
автоматики,
автоматизированных и роботизированных систем; рассчитывать плановые показатели выполнения работ по
монтажу, настройке и испытаниям электрооборудования,
средств автоматизации и роботизации;
-инструктировать
персонал
по
выполнению
производственных заданий по монтажу, настройке и
испытаниям электрооборудования, средств автоматизации и
роботизации;
-контролировать
выполнение
на
всех
стадиях
технологического процесса производственных заданий по
монтажу, настройке и испытаниям электрооборудования,
средств автоматизации и роботизации
ПК 2.1. Организовывать
работы по бесперебойному
9
модулей, блоков, узлов обслуживаемого
оборудования
-методы
расчета
экономической
эффективности технологических операций
по монтажу, настройке испытаниям
электрооборудования,
средств
автоматизации и роботизации;
-сменные
показатели
выполнения
технологических операций по монтажу,
настройке
и
испытаниям
электрооборудования,
средств
автоматизации и роботизации;
-требования к качеству выполнения
технологических операций по монтажу,
настройке
и
испытаниям
электрооборудования,
средств
автоматизации и роботизации;
-методы планирования, контроля и оценки
качества выполнения технологических
операций по монтажу, настройке и
испытаниям электрооборудования, средств
автоматизации и роботизации;
-правила
учета
и
отчетности
при
выполнении технологических операций по
монтажу,
настройке
и
испытаниям
электрооборудования,
средств
автоматизации и роботизации;
-требования охраны труда, санитарной и
пожарной безопасности при эксплуатации
электрооборудования,
средств
автоматизации и роботизации;
энергоснабжению
сельскохозяйственного
предприятия.
ПК 2.2. Планировать
основные показатели в
области обеспечения
работоспособности
электрического хозяйства
сельскохозяйственных
потребителей,
автоматизированных и
роботизированных систем
ПК 3.1. Осуществлять
диагностику, техническое
обслуживание и ремонт
электрооборудования,
автоматизированных и
роботизированных систем на
сельскохозяйственном
предприятии
-рассчитывать нагрузки и потери энергии в электрических
сетях;
-рассчитывать разомкнутые и замкнутые сети, токи
короткого замыкания, заземляющие устройства;
-безопасно выполнять монтажные работы, в том числе на
высоте;
-сведения о производстве, передаче и
распределении электрической энергии; технические характеристики проводов,
кабелей и методику их выбора для
внутренних проводок и кабельных линий;
-методику выбора схем типовых районных и
потребительских
трансформаторных
подстанций, схем защиты высоковольтных и
низковольтных линий;
-правила утилизации и ликвидации отходов
электрического хозяйства
-готовить исходные данные для проведения анализа
потребления электрической энергии и мощности соблюдать
требования охраны труда, производственной санитарии и
пожарной
безопасности
формировать
систему
качественных
и
количественных
показателей
по
потреблению электрической энергии и мощности
обрабатывать
массивы
статистических
данных,
экономических показателей в соответствии с поставленной
задачей, анализировать, интерпретировать, оценивать
полученные результаты и обосновывать выводы
-методы
прогнозирования
энергопотребления, рынка электрической
энергии,
исследования
и
анализа
результатов энергосбытовой деятельности
основные
технологические
процессы
производства, распределения, передачи и
сбыта энергии, мощности генерирующих и
передающих установок энергетических
организаций структура электропотребления
по обслуживаемым потребителям, величине
присоединенной мощности и уровням
напряжения присоединенных к передающей
сети приемников электрической энергии
-использовать электрические машины и аппараты;
использовать средства автоматики; проводить техническое
обслуживание
и
ремонт
типовых
районных
и
потребительских трансформаторных подстанций, схем
защиты высоковольтных и низковольтных линий;
осуществлять надзор и контроль за состоянием и
эксплуатацией светотехнических и электротехнологических
-элементы и системы автоматики и
телемеханики, методы анализа и оценки их
надежности
и
технико-экономической
эффективности;
-систему
эксплуатации,
методы
и
технологию наладки, ремонта и повышения
надежности электрооборудования и средств
10
ПК 3.2. Осуществлять надзор
и контроль за состоянием и
эксплуатацией
электрооборудования,
автоматизированных и
роботизированных систем на
сельскохозяйственном
предприятии
ПК 3.3. Планировать работы
по техническому
обслуживанию, диагностике и
ремонту
электрооборудования,
автоматизированных и
роботизированных систем на
сельскохозяйственном
предприятии.
установок; осуществлять техническое обслуживание и автоматизации
ремонт автоматизированной системы технологических производства
процессов,
систем
автоматического
управления,
электрооборудования и средств автоматизации сельского
хозяйства;
сельскохозяйственного
выявлять дефекты, определять причины неисправности;
определять пригодность аппаратуры к дальнейшей
эксплуатации пользоваться поверочной и измерительной
аппаратурой
анализировать
статистику
отказов
оборудования применять в работе требования нормативной
документации оперативно принимать и реализовать
решения по эксплуатации закрепленного оборудования
соблюдать требования безопасности при производстве
работ выполнять требования промышленной, пожарной,
экологической безопасности и охраны труда в процессе
работы
диагностическая аппаратура, методы и
способы
отыскания
неисправностей
способы организации и практического
ремонтного
обслуживания
техникоэксплуатационные
характеристики,
конструктивные особенности, режимы
работы обслуживаемого оборудования
устройство, работа модулей, блоков, узлов
обслуживаемого оборудования
выполнять
монтаж,
техническое
обслуживание,
диагностику, настройку и испытания узлов и агрегатов
автоматизированных
систем,
мехатронных
и
робототехнических устройств и систем проводить
стандартные и сертификационные испытания материалов,
деталей, узлов, агрегатов и оборудования; рассчитывать
плановые показатели выполнения работ по техническому
обслуживанию, диагностике электрооборудования, средств
автоматизации и роботизации; определять потребность в
средствах производства и рабочей силе для выполнения
работ по техническому обслуживанию и ремонту
электрооборудования,
средств
автоматизации
и
роботизации; инструктировать персонал по выполнению
производственных
заданий
по
техническому
обслуживанию, диагностике электрооборудования, средств
методы
расчета
экономической
эффективности технологических операций
по
техническому
обслуживанию,
диагностике электрооборудования, средств
автоматизации и роботизации; сменные
показатели выполнения технологических
операций по техническому обслуживанию,
диагностике электрооборудования, средств
автоматизации и роботизации; требования к
качеству выполнения технологических
операций по техническому обслуживанию,
диагностике электрооборудования, средств
автоматизации и роботизации; методы
планирования, контроля и оценки качества
выполнения технологических операций по
11
автоматизации и роботизации; контролировать выполнение
на
всех
стадиях
технологического
процесса
производственных
заданий
по
техническому
обслуживанию, диагностике, электрооборудования, средств
автоматизации и роботизации
ПК 4.1. Участвовать в
планировании основных
показателей в области
обеспечения
работоспособности
электрического хозяйства
сельскохозяйственных
потребителей и
автоматизированных систем
сельскохозяйственной
техники
ПК 4.2. Планировать
выполнение работ
исполнителями.
-производить
зарядку
и
осветительной аппаратуры
-использовать
технологии
обслуживание
техническому обслуживанию, диагностике
электрооборудования,
средств
автоматизации и роботизации; правила
учета и отчетности при выполнении
технологических операций по техническому
обслуживанию,
диагностике
электрооборудования,
средств
автоматизации и роботизации; требования
охраны труда, санитарной и пожарной
безопасности
при
эксплуатации
электрооборудования,
средств
автоматизации и роботизации
сложной устройство
электродвигателей и т.д.
обслуживаемых
информационно-коммуникационные -правила и нормы испытания
ПК 4.3 Организовывать
работу трудового коллектива
-организовывать собственную деятельность, вырабатывать -управление
эффективные решения в штатных и нештатных ситуациях; подразделения
построения
сотрудниками,
12
работой
структурного
предприятия,
формы
взаимоотношений
с
мотивации и критерии
мотивации труда, порядок подготовки к
работе
обслуживающего
персонала
теплотехнического оборудования и систем
тепло- и топливоснабжения
13
Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы)
Код личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1
ЛР 2
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности,
порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности,
ЛР 3
прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий
их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий
социально опасное поведение окружающих
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда.
ЛР 4
Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового
следа».
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий ЛР 9
либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д.
Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.
ЛР10
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.
ЛР 11
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам
личности
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, ЛР 13
находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности
Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной ЛР 14
и общественной деятельности
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации
Демонстрирующий готовность к участию в инновационной деятельности региона.
ЛР 20
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями (при наличии)
Способность к самообразованию и профессиональному развитию по выбранной специальности
ЛР 21
Умение грамотно использовать профессиональную документацию
ЛР 22
14
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса
1. Готовый к эффективной деятельности в рамках выбранной профессии, обладающий наличием трудовых
ЛР 24
навыков
2. Соблюдающий Устав и правила внутреннего распорядка, сохраняющий и преумножающий традиции и уклад
ЛР 25
ОУ, владеющий знаниями об истории ОУ, умеющий транслировать положительный опыт собственного обучения
3. Соблюдающий этические нормы общения
ЛР 26
15
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Объем образовательной программы учебной
дисциплины
68
в т. ч. в форме практической подготовки
46
в т. ч.
теоретическое обучение
20
практические занятия
46
Самостоятельная работа
2
Промежуточная аттестация
2
1.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Наименование
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
разделов и тем
обучающихся
3
Коды
компетенций и
личностных
результатов1,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
6
1
ОК01 - ОК10
ЛР 1, ЛР 2, ЛР 3
Объем, ак. ч /
в том числе
в форме
практической
подготовки,
ак. ч
1
2
Раздел I. Организация защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
Тема 1.1. Единая
Содержание учебного материала
государственная
1. Чрезвычайные ситуации мирного времени. Понятия и общая классификация
система
природного характера чрезвычайных ситуаций
предупреждения и
2. ЧС техногенного характера и социального характера, причины и их
ликвидации
возможные последствия
чрезвычайных
3. Характеристика ядерного, химического и биологического оружия.
ситуаций.
4. Действия населения в очаге ядерного поражения
5. Единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС). Основные положения федерального закона «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций».
6. Основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
1
1
1
1
1
8
6
17
ОК01 - ОК10
Организация
гражданской
обороны.
1. Средства коллективной и индивидуальной защиты от оружия массового
поражения.
2. Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического
заражения и в очаге биологического поражения.
3. «Средства индивидуальной защиты от поражения электрическим током.
Решение ситуационных задач»
Самостоятельная работа обучающихся
1. Изучение приборов радиационной и химической разведки и контроля.
Тема 1.3. Защита
Содержание учебного материала
населения и
В том числе практических занятий.
территорий при
1.
«Защита населения и территорий при стихийных бедствиях. Решение
стихийных бедствиях, кейса»
при авариях
2.
«Защита населения и территорий при авариях (катастрофах) на
(катастрофах) на
транспорте, производственных объектах. Решение кейса
транспорте,
3.
«Отработка порядка и правил действий при возникновении пожара,
производственных
пользовании средствами пожаротушения. Решение кейса»
объектах.
Тема 1.4. Обеспечение Содержание учебного материала
безопасности при
В том числе практических занятий.
неблагоприятной
1.
Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической
экологической
обстановке, при эпидемии. Обеспечение безопасности при нахождении на
обстановке, при
территории ведения боевых действий и при неблагоприятной социальной
неблагоприятной
обстановке.
социальной
обстановке.
Раздел II. Основы военной службы
30
Тема 2.1.
8
Содержание учебного материала
18
2
2
ЛР 1, ЛР 2, ЛР 9,
ЛР 10
2
2
2
6
6
ОК01 - ОК10
ЛР 2, ЛР 9, ЛР 10
2
2
2
2
ОК01 - ОК10
ЛР 2, ЛР 9, ЛР 10
2
ОК01 - ОК10
Основы обороны
государства. Военная
доктрина
Российской
Федерации.
Тема 2.2.
Уставы Вооруженных4.
сил России.
1.
Тема 2.3.
Огневая подготовка.
1.
Воинская слава России. Функции и основные задачи современных
Вооруженных Сил России, их роль в системе обеспечения национальной
безопасности страны.
2.
Состав и структура Вооруженных сил России.
3.
Воинская обязанность. Организация и порядок призыва граждан на
военную службу, и поступление на нее в добровольном порядке.
3. Терроризм как серьезная угроза национальной безопасности России.
Проявление терроризма в России. Виды терроризма. Борьба с терроризмом.
Террористические организации.
5. Российские воинские традиции. Вооруженные Силы РФ - основа обороны
РФ. Погоны и знаки различия военнослужащих России.
6. Военная присяга. Внутренний порядок, размещение и быт
военнослужащего.
7. Военнослужащие и взаимоотношения между ними. Воинская дисциплина.
Боевое Знамя воинской части.
8. Военнослужащий- специалист
В том числе практических занятий
«Отработка строевой стойки и поворотов на месте.
2.
«Построение и отработка поворотов в движении».
3.
«Построение и отработка движения походным строем».
4.
«Отработка движений строевым и походным шагом, бегом, шагом на
месте».
5.
Строи подразделений в пешем порядке. Развернутый и походный
строй взвода.
6.
Построения, перестроения, повороты, перемена направления
движения.
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
19
1
ЛР 1, ЛР 2, ЛР 3,
ЛР 5
1
1
ОК01- ОК10
ЛР 1, ЛР 2, ЛР 3
1
1
1
1
1
12
2
2
2
2
2
2
4
ОК01-ОК10
ЛР 1
1. Материальная часть автомата Калашникова. Разборка и сборка автомата.
Чистка, смазка и хранение автомата. Осмотр и подготовка автомата к
стрельбе. Ведение огня из автомата. Меры безопасности при проведении
стрельб из стрелкового оружия и метании ручных гранат. Приемы метания
ручных осколочных гранат.
2. «Отработка нормативов по неполной разборки и полной сборки автомата
Калашникова». «Проведение тренировочных стрельб из учебного оружия».
Тема 2.4.
Медико-санитарная
подготовка.
2
2
Содержание учебного материала
4
В том числе практических занятий
Первая медицинская помощь при ранениях. Виды кровотечений.
Первая медицинская помощь при ожогах. Первая медицинская помощь
при травмах.
2.
Реанимационные мероприятия.
«Приемы оказания первой медицинской помощи при ранениях».
«Приемы оказания первой медицинской помощи при травмах и ожогах».
ОК01-ОК10
ЛР 7, ЛР 9
1.
2
2
Раздел III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
16
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Здоровый образ жизни
1.
Здоровье человека и здоровый образ жизни.
и его составляющие
2.
Здоровье – одна из основных ценностей человека.
3.
Правильное чередование физических и умственных нагрузок.
4.
Факторы, формирующие здоровье, и факторы, разрушающие здоровье.
5.
Вредные привычки и их влияние на здоровье, профилактика
злоупотребления психоактивными веществами.
6
1
1
1
1
1
20
ОК01-ОК10
ЛР 9, ЛР 10
Тема 2.2.
Основы медицинских
знаний.
6.
Экологическая безопасность. Экологические проблемы человечества.
Экологический мониторинг.
Содержание учебного материала
1
10
В том числе практических занятий
1.
Общие правила оказания первой помощи. Порядок вызова скорой
медицинской помощи. Правовые основы оказания первой (доврачебной)
помощи. Первая (доврачебная) помощь при ранениях, кровотечениях. Виды
ранений.
2.
Виды кровотечений. Первая (доврачебная) помощь при ушибах,
переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания.
Первая (доврачебная) помощь при ожогах, поражении электрическим током.
3.
Первая (доврачебная) помощь при поражении аварийно-химически
опасными веществам, в условиях применения оружия массового поражения.
Первая (доврачебная) помощь при утоплении, перегревании, переохлаждении,
обморожении, общем замерзании, отравлениях. реанимационные мероприятия.
4. «Отработка умений наложения кровоостанавливающего жгута (закрутки) и
наложения повязок».
5. «Отработка умений наложения шины на место перелома, транспортировка
поражённого». Отработка на тренажёре непрямого массажа сердца».
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего
21
2
2
2
2
2
2
68
ОК01-ОК10
ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет Безопасности жизнедеятельности, оснащенный оборудованием:
посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; доска;
техническими средствами обучения: интерактивная доска/экран, проектор,
компьютер с выходом в сеть Интернет; наглядно-раздаточный и учебно-практический
материал.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Резчиков, Е. А. Безопасность жизнедеятельности : учебник для среднего
профессионального образования / Е. А. Резчиков, А. В. Рязанцева. — 2-е изд., перераб. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 639 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-13550-3. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495884 (дата обращения:
04.07.2022).
3.2.2. Дополнительные источники
1.
Культура безопасности жизнедеятельности / Министерство
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидациям последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс]. URL:
http://www.culture.mchs.gov.ru/testing/?SID=4&ID=5951.
2.
Портал
МЧС
России
[Электронный
ресурс].
URL:
http://www.mchs.gov.ru/
3.
Энциклопедия безопасности жизнедеятельности [Электронный
ресурс]. URL: http://bzhde.ru
4.
Интернет журнал Безопасность в техносфере [Электронный ресурс].
URL: http://www.magbvt.ru
5.
Электронная библиотека учебников и учебно-методических
материалов [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ru/
6.
Федеральная
государственная
информационная
система
«Национальная электронная библиотека» [Электронный ресурс]. URL:
http://нэб.рф/
7.
Университетская информационная система «РОССИЯ» – URL:
http://uisrussia.msu.ru/ [Электронный ресурс].
8.
Учебно-методические пособия «Общевойсковая подготовка».
Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской
Федерации (НФП-2009) [Электронный ресурс]. URL: www.goup32441.narod.ru
22
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Знания, осваиваемые в рамках дисциплины
- единая государственная
система
предупреждения и
ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
Гражданская оборона, ее
структура, цели и задачи
по защите населения от
опасностей,
возникающих при
ведении военных
действий или вследствие
этих действий.
- ядерное, химическое и
биологическое оружие.
Средства
индивидуальной защиты
от оружия массового
поражения. Средства
коллективной защиты от
оружия массового
поражения. Правила
поведения и действия
людей в зонах
радиоактивного,
химического заражения
основы военной службы
и обороны государства;
- знать правила
обеспечения
безопасности при
неблагоприятной
экологической
обстановке, при
эпидемии. Обеспечение
Критерии формирования оценки за устный
ответ:
Оценка «5 (отлично)» ставится, если
обучающийся: полно и аргументировано
отвечает по содержанию вопроса;
обнаруживает понимание материала
Устный опрос
Задание
исследование;
Фронтальный
опрос;
- Защита
алгоритма
Оценка «4 (хорошо)» ставится, если
обучающийся дает ответ, удовлетворяющий оказания
тем же требованиям, что и для оценки «5», но первой
помощи;
допускает 1-2 ошибки, которые сам же
- Защита
исправляет.
презентаций;
Оценка «3 (удовлетворительно)» ставится,
-Тестирование;
если обучающийся обнаруживает знание и
- Тест-задание;
понимание основных положений темы, но:
- Защита
излагает материал неполно и допускает
проектных
неточности в определении понятий; не умеет работ
достаточно глубоко и доказательно
- Выполнение
обосновать свои суждения и привести свои
заданий на
примеры; излагает материал
дифференциров
непоследовательно и допускает ошибки.
анном зачете
Оценка «2 (неудовлетворительно)» ставится,
если обучающийся обнаруживает незнание
ответа на соответствующее задание,
допускает ошибки в формулировке
определений и правил, искажающие их
смысл, беспорядочно и неуверенно излагает
материал.
Критерии оценки результатов тестирования
«5» - 85-100% верных ответов
«4» - 69-84% верных ответов
«3» - 51-68% верных ответов
«2» - 50% и менее
23
тестирование
безопасности при
нахождении на
территории ведения
боевых действий и при
неблагоприятной
социальной обстановке;
- знать функции и
основные задачи
современных
Вооруженных Сил
России, их роль в
системе обеспечения
национальной
безопасности страны.
Состав и структура
Вооруженных сил
России;
- организацию и порядок
призыва граждан на
военную службу, и
поступление на нее в
добровольном порядке;
- знать методы борьбы с
терроризмом;
- знать внутренний
порядок, размещение и
быт военнослужащего,
взаимоотношения между
военнослужащими,
воинскую дисциплину;
- знать меры безопасности
при проведении стрельб
из стрелкового оружия и
метания ручных гранат,
приемы метания гранат;
- правила оказания первой
медицинской помощи
при кровотечениях,
травмах, ранениях,
ожогах, утоплении,
перегревании,
переохлаждении,
обморожении, общем
замерзании,
отравлениях.
реанимационные
мероприятия;
- знать факторы,
формирующие здоровье;
- знать экологические
проблемы человечества
и пути их решения.
Критерии оценки докладов
Оценка «5»– выполнены все требования к
написанию и защите доклада: обозначена
проблема и обоснована её актуальность,
сделан краткий анализ различных точек
зрения на рассматриваемую проблему и
логично изложена собственная позиция,
сформулированы выводы, тема раскрыта
полностью, выдержан объём, соблюдены
требования к внешнему оформлению, даны
правильные ответы на дополнительные
вопросы.
Проверка
докладов
Оценка «4» – основные требования к
докладу и его защите выполнены, но при
этом допущены недочеты. В частности,
имеются неточности в изложении
материала; отсутствует логическая
последовательность в суждениях; не
выдержан объем доклада; имеются
упущения в оформлении; на
дополнительные вопросы при защите даны
неполные ответы.
Оценка «3» – имеются существенные
отступления от требований. В частности:
тема освещена лишь частично; допущены
фактические ошибки в содержании доклада
или при ответе на дополнительные вопросы;
во время защиты отсутствует вывод.
Оценка «2» – тема доклада не раскрыта,
обнаруживается существенное непонимание
проблемы.
Критерии формирования оценки
дифференцированного зачета:
Оценка 5 «отлично» - обучающийся
продемонстрировал систематические и
глубокие знания учебного программного
материала, самостоятельное выполнение
всех предусмотренных программой заданий,
активную работу на практических занятиях,
уверенное пользование законодательными и
нормативными документами.
Оценка 4 «хорошо» - обучающийся
продемонстрировал достаточно полное
знание учебного программного материала,
самостоятельное выполнение всех
предусмотренных программой заданий,
активную работу на практических занятиях,
усвоение основной литературы,
систематический характер знаний по
дисциплине, достаточный для дальнейшей
24
Дифференциров
анный зачет:
-выполнение
заданий на
дифференцирова
нном зачете
учебы, и способность к их
самостоятельному пополнению.
Оценка 3 «удовлетворительно» обучающийся продемонстрировал знания
основного учебно-программного материала
в объеме, необходимом для дальнейшей
учебы и предстоящей работы по
специальности, не отличавшийся
активностью на практических занятиях,
самостоятельно выполнивший основные
предусмотренные программой задания,
допустив погрешности при их выполнении,
но обладающий необходимыми знаниями
для устранения более существенных
погрешностей под руководством
преподавателя.
Оценка 2 «неудовлетворительно» обучающийся обнаруживает пробелы в
знаниях или отсутствие знаний по
значительной части основного учебнопрограммного материала, не выполнил
основные предусмотренные программой
задания, не отработал основные
практические занятия, не может продолжить
обучение или приступить к
профессиональной деятельности без
дополнительных занятий по дисциплине.
Умения, осваиваемые в рамках дисциплины
- умение пользования
индивидуальными
средствами защиты и
противогазом;
- умение действовать при
стихийных действиях,
авариях(катастрофах) на
транспорте,
производственных
объектах;
- применять средства
пожаротушения,
правила действий при
возникновении пожара;
- уметь строится и
выполнять движения
строевым и походным
шагом;
- разбирать автомат,
стрелять из учебного
оружия, метать ручные
гранаты;
Полнота выполнения задания, логичность и
доказательность изложения результатов,
правильные и грамотно
интерпретированные результаты и выводы,
рациональное использование времени на
выполнение задания.
Критерии оценивания результатов
практических работ:
Оценка 5 «отлично»- дано полное верное
решение, в логическом рассуждении и
решении нет ошибок, задача решена
рациональным способом, получен
правильный ответ, ясно описан способ
решения, обучающийся свободно
ориентируется в предлагаемой ситуации и
отвечает на дополнительные вопросы.
Работа выполнена в установленное время.
Оценка 4 «хорошо» - дано верное решение,
но имеются небольшие недочеты, в целом
не влияющие на решение, такие как
небольшие логические пропуски, не
связанные с основной идеей решения.
25
Экспертная
оценка
результатов
выполнения
практической
работы, решения
ситуационных
задач
- оказывать первой
медицинской помощи
при кровотечениях,
травмах, ранениях,
ожогах;
- умение использования
непрямого массажа
сердца.
Решение оформлено не вполне аккуратно,
но это не мешает пониманию решения,
имеются механические ошибки или
несущественные арифметические ошибки.
Обучающийся в целом ориентируется в
предлагаемой ситуации и отвечает на
дополнительные вопросы. Работа
выполнена в установленное время.
Оценка 3 «удовлетворительно» - имеются
существенные ошибки в логическом
рассуждении и в решении. Рассчитанное
значение искомой величины искажает
экономическое содержание ответа.
Обучающийся ориентируется в
предлагаемой ситуации только с помощью
наводящих вопросов преподавателя. Работа
не выполнена в установленное время.
Оценка 2 «неудовлетворительно» - решение
неверное или отсутствует. Рассмотрены
отдельные случаи при отсутствии решения.
Отсутствует окончательный численный
ответ (если он предусмотрен в задаче).
Правильный ответ угадан, а выстроенное
под него решение - безосновательно.
Обучающийся не ориентируется в
предлагаемой ситуации даже с помощью
наводящих вопросов преподавателя. Работа
не выполнена в установленное время.
Оценка «5» - «отлично» выставляется, если
работа выполнена полностью;
демонстрируются глубокие знания
теоретического материала и умение их
применять; последовательно, правильно
выполнены все задания; демонстрируется
умение обоснованно излагать свои мысли,
делать необходимые выводы.
Оценка «4» - «хорошо» выставляется, если
работа выполнена полностью;
демонстрируются глубокие знания
теоретического материала и умение их
применять; последовательно, правильно
выполнены все задания; возможны
единичные ошибки, исправляемые самим
студентом после замечания преподавателя;
демонстрируется умение обоснованно
излагать свои мысли, делать необходимые
выводы.
Оценка «3» - «удовлетворительно»
выставляется, если студент демонстрирует
затруднения с комплексным выполнением
работы; неполное теоретическое
обоснование, требующее наводящих
26
Проверка
результатов
выполнения
внеаудиторной
самостоятельной
работы
вопросов преподавателя; выполняет задания
при подсказке преподавателя; затрудняется
в формулировке выводов.
Оценка «2» - «неудовлетворительно»
выставляется, если работа не выполнена или
выполнена неправильно; дана неправильная
оценка предложенной ситуации;
отсутствует теоретическое обоснование
выполнения заданий.
Критерии формирования оценки за деловую
игру:
Оценка 5 «отлично» - при демонстрации
понимания и усвоения материала любой
степени сложности, умений и навыков
работы в команде, наблюдения и принятия
решения, способностей контактировать и
слушать других, лидерских качеств и
организаторских способностей, умения
доказывать и отстаивать свою точку зрения.
Оценка 4 «хорошо» - при демонстрации
понимания и усвоения материала любой
степени сложности, умений и навыков
работы в команде, наблюдения и принятия
решения, способностей контактировать и
слушать других, умения доказывать и
отстаивать свою точку зрения.
Оценка 3 «удовлетворительно» - при
демонстрации определенной степени
понимания основных понятий, включении в
работу команды, попытках доказывать свою
точку зрения.
Во всех иных случаях выставляется оценка
2 «неудовлетворительно».
27
Экспертное
наблюдение в
ходе деловой
игры