Приложение 2
к ОПОП по профессии/ специальности
35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 02 Техническая механика
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9
4. КОНТРОЛЬ
И
ДИСЦИПЛИНЫ
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ 10
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 02 Техническая механика
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по
специальности Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной
программы: общепрофессиональная дисциплина принадлежит к профессиональному
учебному циклу.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
Цель учебной дисциплины: дать основные сведения о законах движения и
равновесия материальных тел, о методах их расчета, об устройстве и области применения
деталей машин и простейших механизмах общего назначения.
Задачи учебной дисциплины:
- ознакомить с основными теориями расчета на прочность деталей машин, узлов,
механизмов;
- научить производить расчеты на прочность, жесткость и устойчивость;
- изучить типовые конструкции, схемы, узлы и механизмы;
- приобрести необходимые навыки в решении практических производственных
задач.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- читать кинематические схемы;
- проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего
назначения;
- проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером
соединений деталей и сборочных единиц;
- определять напряжения в конструкционных элементах;
- производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и
устойчивость;
- определять передаточное отношение.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- виды машин и механизмов их принцип действия, кинематические и динамические
характеристики;
- типы кинематических пар;
- типы соединений деталей и машин, основные сборочные единицы и детали;
- характер соединения деталей и сборочных единиц;
- принцип взаимозаменяемости;
- виды движений и преобразующие движения механизмы;
- виды передач, их устройство, назначение, преимущества и недостатки;
- условные обозначения на схемах;
- передаточное отношение и число;
- методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость
при различных видах деформации.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, в том числе:
-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часов;
-внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося 2часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе: лабораторные работы и практические занятия
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Объем часов
36
34
16
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименовани
е разделов и
тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
внеаудиторная самостоятельная работа
1
2
Раздел 1. Теоретическая механика
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Статика.
1
Материальная точка, абсолютно твердое тело. Система сил.
Основные
2
Равнодействующая и уравновешивающая силы. Аксиомы статики.
понятия и
аксиомы.
3
Система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим
Плоская
способом. Геометрическое условие равновесия. Проекция силы на ось, правило
система
знаков.
сходящихся
4
Аналитическое определение равнодействующей. Уравнения равновесия в
сил
Тема 1.2. Пара
сил и момент
силы
относительно
точки. Плоская
система
произвольно
расположенны
х сил
Количество
часов
Уровень освоения
3
4
8
1
1
1
аналитической форме.
Практическое занятие № 1. Определение равнодействующей плоской системы
сходящихся сил аналитически. (Практическая подготовка)
Практическое занятие № 2. Решение задач на определение реакции связей
графически(Практическая подготовка)
Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельная работа: выполнение
домашних заданий по теме 1.3
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Изучение теорем динамики.
Изучение уравнения динамики для вращательного движения тела.
Написание реферата на тему: «Деятельность ученых Даламбера, Эйлера, Германа»
1
Содержание учебного материала
8
1
Пара сил. Момент пары. Момент силы относительно точки.
Приведение силы к данной точке. Приведение плоской системы произвольно
расположенных сил к данному центру.
3
Главный вектор и главный момент системы сил и их свойства.
Равнодействующая главной системы произвольных сил. Теорема Вариньона.
Равновесие системы. Три виды уравнения равновесия.
4
Балочные системы. Точка классификации нагрузок: сосредоточенная сила
сосредоточенный момент, распределенная нагрузка. Виды опор.
Практическое занятие № 3. Решение задач на определение реакций в шарнирах
1
2
2
2
1
1
2
2
2
1
1
1
2
1
1
2
2
Тема 1.3.
Центр тяжести
Тема 1.3.
Трение
балочных систем и реакций жестко защемленных балок(Практическая подготовка)
Практическое занятие № 4. Решение задач на определение (Практическая подготовка)
Содержание учебного материала
1
Равнодействующая система параллельных сил. (Практическая подготовка)
2
Центр системы параллельных сил. Центр тяжести тела. (Практическая
подготовка)
3
Центр тяжести простых геометрических фигур. Определение положения центра
тяжести плоской фигуры и фигуры, составленной из стандартных профилей
проката
4
Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесие
Практическое занятие № 5. Определение центра тяжести плоских фигур и сечений,
составленных из стандартных прокатных профилей(Практическая подготовка)
Содержание учебного материала
1
Понятие о трении. Трение скольжения. Трение Качения.
2
Трение покоя. Устойчивость против опрокидывания
Практическое занятие № 6. Решение задач на проверку законов трения(Практическая
подготовка)
Тема 1.4.
Кинематика.
Содержание учебного материала
1
Основные понятия. Простейшие движения твердого тела.
2
Сложное движение точки и твердого тела
Практическое занятие № 7. Определение параметров движения точки для любого вида
движения(Практическая подготовка)
Тема 1.5.
Динамика
Содержание учебного материала
1
Основные понятия. Метод кинетостатики. (Практическая подготовка)
2
Работа и мощность. Общие теоремы динамики. (Практическая подготовка)
Практическое занятие № 8. Решение задач по определению частоты вращения валов и
вращающих моментов, мощности на валах по заданной кинематической схеме
привода(Практическая подготовка)
Промежуточная аттестация
Всего:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
2
6
1
1
2
2
2
1
1
2
2
4
1
1
1
1
2
4
1
1
2
2
2
4
1
1
2
34
2
2
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета и
технической механики
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие столы,
- стулья,
- доска классная,
- рабочее место преподавателя,
- комплект учебно-наглядных пособий.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным
обеспечением и мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1.Ахметзянов, М.Х. Техническая механика: учебник / М.Х. Ахметзянов. - 2-е изд., перераб. и
доп. – Москва: Юрайт, 2016. – 300 с. - ISBN 978-5-534-09308-7. – Текст: непосредственный.
2.Кривошапко, С.Н. Сопротивление материалов: учебное пособие / С.Н. Кривошапко. – 4-е
изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2016. - 353 с. - ISBN 978-5-534-03862-0. – Текст:
непосредственный.
Дополнительные источники:
1.Эрдеди, А.А. Техническая механика: учебник / А.А. Эрдеди. – Москва: Академия, 2014. –
528 с. - ISBN 978-5-7695-9607-0. – Текст: непосредственный.
2.Вереина, Л.И. Техническая механика: учебник / Л.И. Вереина. – 7-е изд., стер. – Москва:
Академия, 2013. – 352 с. - ISBN 978-5-4468-0036-0. – Текст: непосредственный.
3.Олофинская, В.П. Техническая механика. Курс лекций с вариантами практических и
текстовых заданий: учебное пособие / В.П. Олофинская. – Москва: Форум, 2011. -352 с. ISBN 978-5-91134-361-3. – Текст: непосредственный.
4.Олофинская, В.П. Детали машин. Краткий курс и тестовые задания: учебное пособие / В.П.
Олофинская. – Москва: Форум, 2010. - 209 с. - ISBN 978-5-91134-2152-9. – Текст:
непосредственный.
5.Мархель, И.И. Детали машин: учебник / И.И. Мархель. – Москва: Форум, 2011. -336 с. ISBN 5-8199-0173-8. – Текст: непосредственный.
6.Хруничева, Т.В. Детали машин: типовые расчеты на прочность: учебное пособие / Т.В.
Хруничева. – Москва: Форум, 2011. - 224 с. - ISBN 978-5-8199-0313-1. – Текст:
непосредственный.
Интернет-ресурсы:
1. Черноброва, О.Г. Техническая механика : учебник / О. Г.Черноброва. — Москва : КноРус,
2021. — 217 с. — ISBN 978-5-406-06249-4. — URL: https://book.ru/book/939564 (дата
обращения: 29.08.2021). — Текст : электронный.
2.Сербин, Е.П. Техническая механика : учебник / Е. П. Сербин. — Москва : КноРус, 2021. —
399 с. — ISBN 978-5-406-08665-0. — URL: https://book.ru/book/940473 (дата обращения:
29.08.2021). — Текст : электронный.
3. Бабичева, И.В. Техническая механика : учебное пособие / И. В. Бабичева. — Москва :
Русайнс, 2021. — 101 с. — ISBN 978-5-4365-5348-1. — URL: https://book.ru/book/937045 (дата
обращения: 29.08.2021). — Текст : электронный.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, рефератов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Знания
- демонстрация знаний основных категорий и
понятий технической механики: материальная
точка, тело, сила, аксиомы статики
- знание основных расчетных формул по
разделам технической механики: статика,
кинематика,
динамика,
сопротивление
материалов, детали машин
- понимание основных законов технической
механики: 1-ый, 2-ой, 3-ий И.Ньютона, Р.
Гука, Л. Эйлера, Ж. Д Аламбера и др.
- ориентирование в основных методах
технических расчетов: аналитический, метод
проекций, графический
-чтение кинематических схем
-разработка кинематических схем
-проектирование деталей и сборочных единиц
общего назначения
-демонстрация видов напряжений
Умения
-определение
напряжения
в
элементах
конструкций деталей
-построение эпюры внутренних силовых
факторов
-выполнение расчетов на прочность, жесткость
и устойчивость деталей конструкции
-определение
передаточных
отношений
передач, механизмов
-проведение геометрических расчетов деталей
конструкций машин и механизмов
-выполнение кинематических расчетов
-выполнение силовых расчетов
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Тестирование
Тестирование
Устный опрос
Решение задач
Тестирование
Устный опрос
Творческие задания
Устный опрос
Письменный опрос
Письменный опрос
Устный опрос
Экспертная
оценка
практического задания
Экспертная
оценка
практического задания
Экспертная
оценка
практического задания
Экспертная
оценка
практического задания
Экспертная
оценка
практического задания
Письменный опрос
Экспертная
оценка
практического задания
выполнения
выполнения
выполнения
выполнения
выполнения
выполнения
Формы и методы контроля оценки результатов обучения позволяют проверять у
обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие
общих компетенций и личностных результатов
Результаты
Основные показатели оценки результатов
Формы и методы
(освоенные общие и
контроля и оценки
профессиональные
компетенции)
OK 1. Понимать сущность
- демонстрация понимания сущности и
- экспертное
и социальную значимость
социальной значимости своей будущей
оценивание
своей будущей профессии,
проявлять к ней
устойчивый интерес
профессиональной деятельности;
- демонстрация устойчивого интереса к
будущей профессиональной
деятельности
ОК 2.Организовать
- умение формулировать цель и задачи
собственную
предстоящей деятельности;
деятельность, выбирать
- умение представить конечный результат
типовые методы и
деятельности в полном объеме;
способы выполнения
- умение планировать предстоящую
профессиональных задач,
деятельность;
оценивать их
- умение оценивать и анализировать
эффективность и качество
процесс и результат деятельности
ОК 3. Принимать решения
- умение определять проблему в
в стандартных и
профессионально - ориентированных
нестандартных ситуациях
ситуациях;
и нести за них
- умение предлагать способы и варианты
ответственность
решения проблемы, оценивать
ожидаемый результат;
- умение планировать поведение в
профессионально ориентированных
проблемных ситуациях, вносить
коррективы
ОК 4. Осуществлять поиск
- умение самостоятельно работать с
и использование
информацией;
информации,
- умение пользоваться технической и
необходимой ля
справочной литературой;
эффективного выполнения - умение отделять главную информацию
профессиональных задач,
от второстепенной;
профессионального и
- умение решать задачи с использованием
личностного развития
методик расчета
ОК 5.Использовать
- демонстрация знаний навыков и умений
информационноиспользования информационнокоммуникационные
коммуникационных технологий в
технологии в
профессиональной деятельности
профессиональной
деятельности
ОК 6. Работать в
- умение грамотно ставить и задавать
коллективе и команде,
вопросы;
эффективно общаться с
- способность координировать свои
коллегами, руководством,
действия с другими участниками
потребителями
общения;
- способность контролировать свое
поведение, свои эмоции, настроение;
- умение воздействовать на партнера
общения
ОК 7. Брать на себя
- умение осознанно ставить цели
ответственность за работу
овладения различными видами работ и
членов команды
определять соответствующий конечный
(подчиненных), результат
продукт;
выполнения заданий
- умение реализовывать поставленные
цели в деятельности;
- умение представить конечный результат
подготовленной
презентации
- интерпретация
результатов
наблюдений за
обучающимися
- интерпретация
результатов
наблюдений за
обучающимися в
процессе
выполнения
практических и
самостоятельных
работ
- интерпретация
результатов
наблюдений за
обучающимися
- экспертное
оценивание решения
практических задач
- экспертное
наблюдение и
оценка работы в
малых группах
- интерпретация
результатов
наблюдений за
обучающимися в
процессе
выполнения
практических и
деятельности в полном объеме
самостоятельных
работ
- демонстрация стремления к
самопознанию, самооценке,
саморегуляции и саморазвитию;
- умение определять свои потребности в
изучении дисциплины;
- владение методикой самостоятельной
работы над совершенствованием умений
и навыков;
- умение осуществлять самооценку,
самоконтроль через наблюдение за
собственной деятельностью
- умение реализовывать поставленные
цели в деятельности;
- понимание роли повышения
квалификации для саморазвития и
самореализации в профессиональной и
личностной сфере
- проявление интереса к инновациям в
области профессиональной деятельности;
- понимание роли модернизации
технологий профессиональной
деятельности
- умение представить конечный результат
деятельности в полном объеме;
- умение ориентироваться в
информационном поле
профессиональных технологий
- планирование выполнения несложных
узлов и деталей по техническому
обслуживанию электрооборудования и
автоматических систем управления с
соблюдением техники безопасности
- интерпретация
результатов
наблюдений за
обучающимися в
процессе
выполнения
самостоятельных
работ
ПК 1.2. Выполнять
монтаж и эксплуатацию
осветительных и
электронагревательных
установок
-проектирование конструкций и монтаж
осветительных и электронагревательных
установок
ПК 1.3. Поддерживать
режимы работы и
заданные параметры
электрифицированных и
автоматических систем
управления
технологическими
процессами
- использование технической
документации для анализа работы
электрооборудования и автоматических
систем управления технологическими
процессами сельскохозяйственного
предприятия
- устный опрос
- оценка
выступлений с
сообщениями
(презентация) на
занятиях по
результатам
самостоятельной
работы
- экспертное
наблюдение и
оценка работы в
малых группах на
теоретических
занятиях, экспертное
наблюдение и
оценка на
ОК 8. Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно планировать
повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в
условиях частой смены
технологий в
профессиональной
деятельности
ПК 1.1. Выполнять
монтаж
электрооборудования и
автоматических систем
управления
- интерпретация
результатов
наблюдений за
обучающимися
- экспертное
наблюдение и
оценка на
практических
занятиях
практических
занятиях
ПК 3.1. Осуществлять
техническое
обслуживание
электрооборудования и
автоматизированных
систем
сельскохозяйственной
техники
- осуществление последовательности
диагностики неисправностей,
правильного выбора технологического
оборудования и инструментов для
ремонта электрооборудования
ПК 3.4. Участвовать в
проведении испытаний
электрооборудования
сельхозпроизводства
- демонстрация навыков знания правил
проведения испытаний и контроля, а
также оценки результатов проведения
испытаний
ПК 4.1. Участвовать в
планировании основных
показателей в области
обеспечения
работоспособности
электрического хозяйства
сельскохозяйственных
потребителей
ПК 4.4. Контролировать
ход и оценивать
результаты выполнения
работ исполнителями
-планирование собственной
деятельности;
- демонстрация умений делегирования
полномочий
- демонстрация навыков саморегуляции,
знания правил проведения контроля и
оценки результатов труда
- экспертное
наблюдение и
оценка работы в
малых группах на
теоретических
занятиях, экспертное
наблюдение и
оценка на
практических
занятиях
- экспертное
наблюдение и
оценка на
практических
занятиях
- экспертное
наблюдение и
оценка на
практических
занятиях
- экспертное
наблюдение и
оценка работы в
малых группах на
теоретических
занятиях, экспертное
наблюдение и
оценка на
практических
занятиях
Личностные результаты
Умения
Знания
ЛР
4.
Проявляющий
и
демонстрирующий уважение к
людям
труда,
осознающий
ценность собственного труда.
Стремящийся к формированию
в сетевой среде личностно и
профессионального
конструктивного
«цифрового
следа»
-Уважать
труд
других
людей;
-Осознавать
ценность
своего труда;
-Проявлять
трудовую
активности;
-Оценивать
собственное
продвижение, личностное и
профессиональное
развитие;
-Участвовать в конкурсах
профессионального
мастерства и в командных
-Ценность
труда
в
современном мире;
-Роль труда в экономике;
-Трудовые
правоотношения;
-Нормы трудового права;
-Обязанности
и
права
работника и работодателя.
ЛР
7.
Осознающий
приоритетную
ценность
личности человека; уважающий
собственную
и
чужую
уникальность
в
различных
ситуациях, во всех формах и
видах деятельности.
ЛР 10. Заботящийся о защите
окружающей
среды,
собственной
и
чужой
безопасности, в том числе
цифровой
проектах.
-Проявлять
мировоззренческие
установки на готовность
молодых людей к работе на
благо Отечества.
-Личностные ценности;
-Нормы морали;
-Систему
ценностных
ориентиров человека;
-Виды
общественной
деятельности.
- Проявлять экологическую
культуру,
бережно
относиться к родной земле,
природным
богатствам
России и мира;
- Демонстрировать умения
и
навыки
разумного
природопользования,
нетерпимого отношения к
действиям,
приносящим
вред экологии;
-Ценить красоту природы и
стремится прилагать усилия
по ее сохранению.
ЛР
13.
Демонстрирующий -Уметь
работать
в
готовность и способность вести коллективе;
диалог с другими людьми, -Оказывать взаимопомощь.
достигать
в
нем
взаимопонимания,
находить
общие цели и сотрудничать для
их
достижения
в
профессиональной деятельности
ЛР 16. Принимающий основы -Применять
опыт
экологической
культуры, экологически
соответствующей современному ориентированной
уровню
экологического деятельности в жизненных
мышления, применяющий опыт ситуациях
и
экологически ориентированной профессиональной
рефлексивно-оценочной
и
деятельности;
практической деятельности в
-Принимать
основы
жизненных
ситуациях
и
профессиональной деятельности экологической культуры.
-Приоритетные
направления
защиты
окружающей среды;
-Инструменты
цифровой
безопасности;
-Меры
защиты
конфиденциальности,
целостности и доступности
информации от вирусных
атак
и
несанкционированного
вмешательства.
-Применять
правила
техники безопасности;
свои
ЛР 19. Соблюдающий правила -Контролировать
производственной безопасности действия на рабочем месте.
и охраны труда
-Правила
техники
безопасности и охрану
труда на производстве;
-Последствия
нарушения
правил
техники
безопасности и охраны
труда на производстве.
-Способы ведения диалога;
-Методы для постановки
целей сотрудничества.
-Знать
основы
экологической культуры.