РП ОФГ (электр) 2022

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Венцы-Заря сельскохозяйственный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 35.02.08 ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

п. Венцы
2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

13

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 05 «Основы финансовой грамотности»
1.

Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы
подготовки специалистов среднего звена с учетом ФГОС по специальности
35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» базовой
подготовки.
2. Место
учебной
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» является
дисциплиной общего гуманитарного и социально-экономического цикла.
3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Цель реализации программы: повышение финансовой и бюджетной
грамотности обучающихся в процессе знакомства с приоритетными
направлениями бюджетной политики Российской Федерации и формирования
компетенций в области бюджета и финансов.
В ходе изучения курса «Основы финансовой грамотности» обучающиеся
осваивают следующие умения:
- Выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке,
сравнивать банковские вклады и кредиты, защищать свои права, проводить
предварительные расчёты по платежам по кредиту с использованием формулы
простых и сложных процентов, оценивать стоимость привлечения средств в
различных финансовых организациях.
- Выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке,
выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных
бумаг, рассчитывать уровень доходности по инвестициям, анализировать
информацию для принятия решений на фондовом рынке.
- Пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и
получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности,
заполнять налоговую декларацию, оформлять заявление на получение
налогового вычета, рассчитывать сумму налогов к уплате.
-. Понимать содержание договора страхования, уметь работать с
правилами страхования, уметь актуализировать страховую информацию, уметь
правильно выбрать условия страхования, уметь оперировать страховой
терминологией, разбираться в критериях выбора страховой компании.
-. Определять потребность в капитале для развития бизнеса, составлять
бизнес-план, рассчитывать прибыль, налоги, знать порядок уплаты
налогов в малом и среднем бизнесе, строить структуру управления на
предприятии.

- Различать стратегии инвестирования, выбирать приемлемую для себя
стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности,
рассчитать доходность инвестиций, диверсифицировать инвестиционный
портфель с точки зрения минимизации рисков и приемлемости доходности,
распознать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных
предложений, отличить фишинговый сайт от подлинного, защитить себя от
фарминга и фишинга.
- Влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью
калькулятора, размещённого на сайте Пенсионного фонда России,
рассчитывать размер пенсии, выбирать негосударственный пенсионный фонд.
В ходе изучения курса «Основы финансовой грамотности» обучающиеся
приобретают следующие знания:
- Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления
простых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные
параметры депозита, виды кредитов, характеристики кредита, параметры
выбора необходимого вида кредита.
- Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых
инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих
фондов банковского управления, виды профессиональных участников ценных
бумаг, типы валютных сделок.
- Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые
гражданами, необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи,
в которых необходимо заполнять налоговую декларацию, знание случаев и
способов получения налоговых вычетов.
- Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности
развития страхового рынка в России, классификация страховых продуктов,
условия осуществления различных видов страхования, алгоритм действий при
наступлении
страховых
случаев,
особенности
выбора
страховой
компании.
- Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного
капитала, структура доходов и расходов, порядок расчёта прибыли,
необходимость и назначение бухгалтерского учёта, функции маркетинга и
менеджмента в работе предприятия, порядок расчёта и уплаты налогов в малом
и среднем бизнесе, определение рисков и их снижение.
- Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты
от финансовых мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды.
- Способы финансового обеспечения в старости, основания получения
пенсии по старости, знание о существующих программах пенсионного
обеспечения.
В ходе изучения дисциплины ставится задача формирования следующих
компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы
и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
Освоение содержания учебной дисциплины ОГСЭ. 05 "Основы финансовой
грамотности" обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных
результатов реализации программы воспитания:
Личностные результаты реализации
программы воспитания
(дескрипторы)
Проявляющий активную гражданскую позицию,
демонстрирующий приверженность принципам честности,
порядочности, открытости, экономически активный и
участвующий в студенческом и территориальном
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций.

Код личностных
результатов
реализации
Программы
воспитания

ЛР 2

Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и
свобод граждан России. Лояльный к установкам и
ЛР 3
проявлениям представителей субкультур, отличающий их
от групп с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий неприятие и предупреждающий
социально опасное поведение окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к
людям труда, осознающий ценность собственного труда.
ЛР 4
Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и
профессионального конструктивного «цифрового следа».
Осознающий приоритетную ценность личности
ЛР 7
человека; уважающий собственную и чужую уникальность в
различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Личностные результаты реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Демонстрирующий готовность к продолжению
образования,
к
социальной
и
профессиональной
мобильности в условиях современного общества
Экономически активный, предприимчивый, готовый к
самозанятости
Демонстрирующий навыки эффективного обмена
информацией и взаимодействия с другими людьми,
обладающий навыками коммуникации

ЛР 13
ЛР 14
ЛР 15

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 54 часа, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 36 часов;
- практические занятия 4 часа;
- самостоятельная работа обучающегося 18 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 05 «Основы финансовой грамотности»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
лабораторные работы
не предусмотрено
практические занятия
4
контрольные работы
не предусмотрено
курсовая работа (проект)
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
18
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ 05 «Основы финансовой грамотности»
Наименование
разделов и тем
1
Тема 1.
Личные финансы

Тема 2. Фондовый
рынок

Содержание учебного материала, практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
2
Содержание учебного материала
1. Управление личными финансами и выбор банка
2. Банки и золото
3. Депозиты
4. Проценты по вкладу
5. Кредит и его функции
6. Виды кредитов
Самостоятельная работа обучающихся
Написание реферата на тему «Семейный бюджет»
Содержание учебного материала
1. Финансовые риски и стратегии инвестирования
2. Ценные бумаги
3. Граждане на рынке ценных бумаг
4. Фондовая биржа
5. Паевые инвестиционные фонды
6. Механизм функционирования коллективных инвестиций
Самостоятельная работа обучающихся
Составить кроссворд с использованием ключевых слов темы «Фондовая
биржа"
Подготовить доклад "История развития фондовой биржи"

Объем
часов
3
6

Уровень
освоения
4

2

2
6
1

4

Тема 3. Налоги

Тема 4. Страхование

Тема 5. Собственный
бизнес

Тема 6. Финансовые

Содержание учебного материала
1. Налоги: понятие и виды
2. Налоговые вычеты
Самостоятельная работа обучающихся
Составить словарь темы и схему "Виды налогов"
Содержание учебного материала
1. Страховой рынок России
2. Виды страхования
3. Страхование имущества
4. Личное страхование
5. Гражданская ответственность
6. Выбор страховщика
Самостоятельная работа обучающихся
Написание реферата и подготовка презентации на тему: «Роль страхования
в экономике страны»
Содержание учебного материала
1. Создание собственного бизнеса
2. Регистрация индивидуального предпринимателя и ООО
3. Обоснование бизнес-идеи
4. Ключевые разделы бизнес-плана
5. Расходы и доходы в собственном бизнесе
6. Финансовые риски
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить доклад "Государственная поддержка малого и среднего
бизнеса"
Содержание учебного материала

2
1
2
6
1

2

6
1

3
2

мошенничества

Тема 7. Обеспеченная
старость

1. Финансовая пирамида
2. Мошенничество в сети Интернет
Практические занятия
Финансовые мошенничества
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнить презентацию и составить кроссворд: «Признаки финансовых
пирамид».
Содержание учебного материала
1. Пенсионная система Российской Федерации
2. Формирование пенсии
3. Виды пенсий
Практические занятия
Пенсионные накопления
Самостоятельная работа обучающихся
Составление словаря темы и конспекта на тему: "Пенсионная реформа, пути
её реализации»
Дифференцированный зачет
Всего

2
2
3
3
2

2
2
1
36

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия учебного
кабинета «Социально-экономических дисциплин»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Учебно-методический комплект по дисциплине;
- оформление кабинета (стенды) по соответствующим направлениям;
- материалы Интернета, постановления, указы правительства, президента.
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.
3.2. Реализация элементов практической подготовки
Практическая подготовка при реализации учебной дисциплины организуется
путем проведения практических занятий, практикумов и иных аналогичных видов
учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении
отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной
деятельностью.
Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия
лекционного типа, которые предусматривают передачу учебной информации
обучающимся, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с
будущей профессиональной деятельностью.
3.3. Воспитательная составляющая программы
Воспитательная система в техникуме направлена на формирование и развитие
интеллектуальной, культурной, творческой, нравственной личности обучающегося,
будущего специалиста, сочетающего в себе профессиональные знания и умения,
высокие моральные и патриотические качества, обладающего правовой и
коммуникативной культурой, активной гражданской позицией.
Каждое направление имеет перечень развиваемых ОК. Это позволяет
систематизировать и дифференцировать общие компетенции. Благодаря этому
Программа воспитания и социализации охватывает все жизненные состояния,
необходимые обучающимся любой профессии и возраста.

3.4. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет - ресурсов,
дополнительной литературы
Основная литература
1. А.О. Жданова, Е.В.Савицкая Финансовая грамотность»: материалы для
обучающихся. Среднее профессиональное образование.-М.: ВАКО, 2020- 400с.(Учимся разумному поведению)
2. А.О. Жданова, М.А.Зятьков Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. Среднее
профессиональное образование.-М.: ВАКО, 2020- 48с.-(Учимся разумному
поведению)
3. Ю.Брехова, А.Алмосов, Д.Завьялов «Финансовая грамотность»: ВАКО, 2018;
Дополнительная литература
4. Гражданский Кодекс РФ;
5. Трудовой Кодекс РФ;
6. Бюджетный кодекс РФ
Информационные ресурсы
7. СПС «Гарант»;
8. « Консультант плюс».
9. http://www.nes.ru/dataupload/files/projects/financial10. literacy/Fingramota%20Web%20Version%20.pdf –
А.
Горячев, В.
Чумаченко, Финансовая грамота
11. http://www.cbr.ru/fingramota/files/dep.pdf – банковская азбука «Банковский
вклад», ЦБ РФ
12. http://www.budget.gov.ru/ –
единый
портал
бюджетной системы
Российской Федерации.
13. http://www.cbr.ru/fingramota/?PrtId=fg_3 – Как получить кредит по самой низкой
процентной ставке? ЦБ РФ, М.
14. http://www.cbr.ru/fingramota/?PrtId=fg_2 – Обучающая игра «Насколько хорошо
ты знаешь деньги», ЦБ РФ, М.
15. http://www.schoolmoney.ru – Основы инвестирования и управления личными
финансами «Школа денег».
16. www.economy.gov.ru – сайт Министерства развития РФ.
17. http://document.kremlin.ru – официальное интернет-представительство
Президента России.
18. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной Антимонопольной службы.
19. http://www.minfin.ru/ – сайт Министерства финансов РФ.
20. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики.
21. www.cbr.ru – сайт Банка России.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
самостоятельной работы.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
Выбирать подходящий вид вложения
денежных средств в банке, сравнивать
банковские вклады и кредиты, защищать свои
права, проводить предварительные расчёты
по платежам по кредиту с использованием
формулы простых и сложных процентов,
оценивать стоимость привлечения средств в
различных финансовых организациях.
Выбирать
подходящий
инструмент
инвестирования
на
фондовом
рынке,
выявлять
риски,
сопутствующие
инвестированию денег на рынке ценных
бумаг, рассчитывать уровень доходности по
инвестициям, анализировать информацию для
принятия решений на фондовом рынке.
Пользоваться личным кабинетом на
сайте налоговой инспекции и получать
актуальную информацию о начисленных
налогах
и
задолженности,
заполнять
налоговую декларацию, оформлять заявление
на
получение
налогового
вычета,
рассчитывать сумму налогов к уплате.
Понимать
содержание
договора
страхования, уметь работать с правилами
страхования,
уметь
актуализировать
страховую информацию, уметь правильно
выбрать
условия
страхования,
уметь
оперировать
страховой
терминологией,
разбираться в критериях выбора страховой
компании.
Определять потребность в капитале для
развития бизнеса, составлять бизнес-план,

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения

Устный и письменный текущий
контроль
Оценка деятельности
обучающихся при выполнении
практических занятий
Тестовый контроль
результат внеаудиторной
самостоятельной работы
обучающихся,
дифференцированный зачет.

рассчитывать прибыль, налоги, знать порядок
уплаты налогов в малом и среднем бизнесе,
строить
структуру
управления
на
предприятии.
Различать стратегии инвестирования,
выбирать приемлемую для себя стратегию
инвестирования с позиции приемлемого
уровня риска и доходности, рассчитать
доходность инвестиций, диверсифицировать
инвестиционный портфель с точки зрения
минимизации рисков и приемлемости
доходности,
распознать
финансовую
пирамиду среди множества инвестиционных
предложений, отличить фишинговый сайт от
подлинного, защитить себя от фарминга и
фишинга.
Влиять на размер собственной будущей
пенсии,
с
помощью
калькулятора,
размещённого на сайте Пенсионного фонда
России, рассчитывать размер пенсии,
выбирать негосударственный пенсионный
фонд
Знания:
Понятие банковской системы, виды
депозитов, порядок начисления простых и
сложных процентов, порядок возмещения
вкладов, основные параметры депозита, виды
кредитов,
характеристики
кредита,
параметры выбора необходимого вида
кредита
Понятие фондового рынка, виды ценных
бумаг,
разновидности
паевых
инвестиционных фондов, отличия паевых
инвестиционных
фондов
от
общих
фондов банковского управления, виды
профессиональных
участников
ценных
бумаг, типы валютных сделок.
Основания взимания налогов с граждан,
налоги,
уплачиваемые
гражданами,
необходимость получения ИНН и порядок
его
получения,
случаи,
в
которых
необходимо
заполнять
налоговую
декларацию, знание случаев и способов
получения налоговых вычетов

Устный и письменный текущий
контроль
Оценка деятельности
обучающихся при выполнении
практических занятий
Тестовый контроль
результат внеаудиторной
самостоятельной работы
обучающихся,
дифференцированный зачет.

Страховой рынок, основные участники
страхового рынка, особенности развития
страхового рынка в России, классификация
страховых
продуктов,
условия
осуществления
различных
видов
страхования,
алгоритм
действий
при
наступлении страховых случаев, особенности
выбора
страховой
компании
Понятие малого и среднего бизнеса,
порядок
формирования
уставного
капитала, структура доходов и расходов,
порядок расчёта прибыли, необходимость и
назначение бухгалтерского учёта, функции
маркетинга и менеджмента в работе
предприятия, порядок расчёта и уплаты
налогов в малом и среднем бизнесе,
определение рисков и их снижение
Виды рисков при осуществлении
финансовых операций, способы защиты от
финансовых мошенничеств, знания о
признаках финансовой пирамиды
Способы финансового обеспечения в
старости, основания получения пенсии по
старости,
знание
о
существующих
программах пенсионного обеспечения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».