РП Русский БУД Тех 22

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края Венцы - Заря сельскохозяйственный техникум

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БУД. 01 Русский язык
для специальности 35.02.06 Технология производства и переработки
сельскохозяйственной продукции

п.Венцы
2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

7

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

21

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

24

5.

ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

25

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС для специальности 35.02.06 Технология производства и
переработки сельскохозяйственной продукции.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии
общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации,
необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами,
руководством,
потребителями,
применять
стандарты
антикоррупционного поведения
ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных) за результат выполнения заданий.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с
требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР),
метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб).
Коды
результатов
ЛР 01

Планируемые результаты освоения дисциплины включают:
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)
4

ЛР 04

ЛР 06

ЛР 07
ЛР 09

ЛР 13

МР 02
МР 04

МР 08
МР 09

ПРб 01
ПРб 02
ПРб 03
ПРб 04.
ПРб 05.
ПРб 06.

сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной
деятельности,
владение
навыками
получения
необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач
и средств их достижения
Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике
Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью
Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации
Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров
Знание содержания произведений русской и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного
влияния на формирование национальной и мировой
Сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка
5

ПРб 07
ПРб 08
ПРб 09

ПРб 10

Сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного произведения
Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях
Овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни,
созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания
Сформированность
представлений
о
системе
стилей
языка
художественной литературы

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

114

Основное содержание

78

в т. ч.:
теоретическое обучение

37

практические занятия

41

Профессионально ориентированное содержание

30

в т. ч.:
теоретическое обучение

16

практические занятия

14

Промежуточная аттестация (экзамен)

6

7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

1

Раздел 1

Тема 1.1.

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

2
Основное содержание

Объем
в часах

3

Введение
Лекционное занятие 1. Язык как средство общения и форма существования
национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном
мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной
культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке
и языковой норме.
Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие 1. Значение русского языка при освоении профессий и
специальностей СПО естественно-научного профиля

2
2

Язык и речь

6

Основное содержание
Язык и речь. Виды речевой деятельности.

8

2

2

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
4
ПРб 02,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 02, МР 04,
ОК 1-9

ПРб 02,
ЛР 01, ЛР 13,
МР 02, МР 04,
ОК 1-9
ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,
ОК 1-9
ПРб 02, ПРб 03,

Наименование
разделов и тем

Тема 1.2.

Тема 1.3.

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Лекционное занятия 2. Понятия язык и речь. Речевая ситуация и ее
компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность,
выразительность, уместность употребления языковых средств. Онтогенез
речевого развития детей
Функциональные стили речи
Лекционное занятие 3. Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль, его основные признаки, сфера использования. Основные
жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой
стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля:
заявление, доверенность, расписка, резюме. Публицистический стиль речи.
Художественный стиль речи.
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное
синтаксическое целое
Практическое занятия 1. Информационная переработка текста (план,
тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв). Абзац как средство смыслового
членения текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование,
описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.
Лингвостилистический анализ текста.
Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие 2. Лингвостилистический анализ текстов
профессиональной направленности

9

Объем
в часах

2
2

2

2

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ЛР 06, ЛР 07,
МР 02,
ОК 1-9
ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,
ОК 1-9

ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07,
МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,
ОК 1-9

2

2

ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,
ОК 1-9

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Практическое занятие 1. Информационная переработка текстов
профессиональной направленности. Составление связного высказывания на
заданную тему, в том числе на профессиональную по специальностям
естественно-научного профиля

Раздел 2

Тема 2.1

Тема 2.2

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
Основное содержание
Фонетика. Звуки и буквы. Исторические и позиционные чередования.
Орфоэпия. Фонетический анализ
Лекционные занятия 4. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог.
Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Исторические и
позиционные чередования. Фонетический разбор слова
Практические занятия 2. Основные виды языковых норм: орфоэпические
(произносительные и акцентологические). Орфоэпия. Основные правила
произношения гласных звуков. Основные правила произношения согласных
звуков и сочетаний звуков. Ударение разноместное и подвижное, словесное и
логическое. Орфоэпические нормы. Произношение заимствованных слов.
Орфография
Практическое занятие 3. Правописание безударных гласных, звонких и
глухих согласных. Употребление буквы Ь
Практическое занятие 4. Правописание О/Е после шипящих и Ц.
10

Объем
в часах

2

10

4
2

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,
ОК 1-9
ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,
ОК 1-8
ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,
ОК 1-8

2

6
2
2

ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07,
МР 08,
ОК 1-8

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Практическое занятие 5. Правописание приставок на З-/С- Правописание
И – Ы после приставок.
Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие 3. Выявление закономерностей функционирования
фонетической системы языка в образцах устной и письменной речи
профессиональной направленности.
Практическое занятие 2. Наблюдение над функционированием правил
орфографии в образцах письменных текстов профессиональной
направленности
Раздел 3

Тема 3.1.

Тема 3.2

Лексика и фразеология
Основное содержание
Слово в лексической системе языка
Лекционное занятие 5. Лексическое и грамматическое значение слова.
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Однозначность
и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства. Омонимы.
Паронимы. Синонимы. Антонимы. Их употребление. Контекстуальные
синонимы, антонимы. Градация. Антитеза. Изобразительные возможности
синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.
Лексика с точки зрения ее употребления
Лекционное занятие 6. Нейтральная лексика. Книжная лексика. Лексика
устной речи: жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы
11

Объем
в часах

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы

2

2

ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07,
МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,
ОК 1-9

2

10

2

2

2
2

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,
ОК 1-9
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 07,
МР 08, МР 09,
ОК 1-9

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 08, МР 09,

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем
в часах

Тема 3.3.

Фразеологические единицы и их употребление
Практическое занятие 6. Фразеология. Отличие фразеологизма от слова.
Использование фразеологизмов в речи. Афоризмы. Фразеологические
единицы и их употребление.
Практическое занятие 7. Лексикография. Лексические и фразеологические
словари. Лексико-фразеологический разбор Работа с энциклопедическими и
лингвистическими словарями.
Лексические нормы
Практическое занятие 8. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в
употреблении фразеологических единиц и их исправление

4

Тема 3.4.

Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие 4. Профессионализмы. Терминологическая лексика
специальностей естественно-научного профиля
Практическое занятие 3. Лексический и фразеологический анализ
терминов,
профессионализмов
и
фразеологизмов
профессий
и
специальностей естественно-научного профиля СПО. Наблюдение над
функционированием лексических единиц в речи. Выработка навыков
составления текстов (устных и письменных) с лексемами профессиональной
сферы
употребления.
Составление
связного
высказывания
на
профессиональную тему
12

2

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ОК 1-9
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 08, МР 09,
ОК 1-9

2
2
2

2

2

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 07, ЛР13,
МР 08, МР 09,
ОК 1-9
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,
ОК 1-9

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем
в часах

Раздел 4

Морфемика, словообразование, орфография

8

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 01, ЛР 04, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,
ОК 1-8

Тема 4.1.

Тема 4.2.

Тема 4.3.

Тема 4.4

Основное содержание
Состав слова. Корневая морфема. Аффиксальные морфемы. Основа
слова
Лекционное занятия 7. Понятие морфемы как значимой части слова.
Многозначность морфем. Аффиксальные морфемы. Синонимия и антонимия
морфем. Морфемный разбор слова. Типы основ: членимая, нечленимая,
простая, сложная
Словообразование. Морфологические и неморфологические способы
Практическое занятие 9. Словообразование. Морфологические способы
словообразования.
Неморфологические
способы
словообразования.
Словообразовательный разбор. Формообразование. Понятие об этимологии
Орфография
Практическое занятия 10. Орфография. Правописание чередующихся
гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ-/ПРЕ-. Правописание
сложных слов.
Речь
Практическое занятие 11. Употребление приставок и суффиксов в разных
стилях речи
13

2

2
2
2
2
2
2
2

ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09,
ОК 1-8
ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09,
ОК 1-8
ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09,
ОК1-8
ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09,
ОК 1-8

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Профессионально ориентированное содержание
Лекционное
занятие
5.
Морфемный,
словообразовательный,
этимологический анализ профессиональной лексики и терминов
специальностей естественно-научного профиля СПО
Практическое занятие 4. Распределение терминов специальностей
естественно-научного профиля СПО по словообразовательным гнездам,
восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка
образования слов с помощью словообразовательных моделей и способов
словообразования
Раздел 5

Тема 5.1.

Тема 5.2.

Морфология и орфография
Основное содержание
Имя существительное как часть речи
Лекционное занятия 8. Лексико-грамматические разряды существительных.
Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных.
Употребление имен существительных.
Практическое занятие 12. Морфологический разбор существительных.
Правописание падежных окончаний имен существительных. Гласные в
суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен
существительных
Имя прилагательное как часть речи
14

Объем
в часах

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы

2

ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 01, ЛР 04, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,
ОК 1-9

2

20

4
2

2
2

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 1-9
ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 1-9

Наименование
разделов и тем

Тема 5.3.

Тема 5.4.

Тема 5.5.

Тема 5.6.

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Лекционное занятие 9. Лексико-грамматические разряды прилагательных.
Разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные.
Степени сравнения имен прилагательных. Полная и краткая форма имен
прилагательных. Род, число, падеж прилагательных. Трудные случаи
правописания прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен
прилагательных. Морфологический разбор прилагательных. Употребление
прилагательных в речи
Имя числительное как часть речи
Лекционное занятие 10. Лексико-грамматические разряды имен
числительных.
Морфологический
разбор
имени
числительного.
Правописание числительных. Употребление числительных в речи. Сочетание
числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.
Местоимение как часть речи. Правописание местоимений
Практическое занятие 13. Трудные случаи правописания местоимений.
Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи.
Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия
местоименных форм.
Глагол как часть речи. Правописание глагола
Лекционное занятие 11. Грамматические признаки глагола. Правописание
суффиксов и личных окончаний глаголов. Правописание НЕ с глаголами.
Морфологический разбор глагола.
Причастие и деепричастие как особые формы глагола
15

Объем
в часах

2

2
2
2
2
2
2
4

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02,
ЛР 07,
МР 08,
ОК 1-9
ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 1-9
ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 1-9
ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 1-9

Наименование
разделов и тем

Тема 5.7.

Тема 5.8.

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Практическое занятие 14. Образование действительных и страдательных
причастий Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и
отглагольных прилагательных. Причастный оборот, его обособление в
предложении.
Практическое занятие 15 Деепричастие как глагольная форма НЕ с
деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложении
с деепричастным оборотом. Особенности предложений с деепричастным
оборотом. Употребление причастий и деепричастий. Морфологический
разбор причастия и деепричастия.
Наречие как часть речи
Лекционное занятия 12. Грамматические признаки наречия. Степени
сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от словомонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречий в речи.
Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование
местоименных наречий для связи слов в предложении.
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова).
Служебные части речи
Лекционное занятие 13. Правописание предлогов. Отличие производных
предлогов (в течение, в продолжение, в заключение) от слов-омонимов. Союз
как служебная часть речи. Союзные слова. Правописание союзов.
Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как
средство связи предложений в тексте. Частицы. Правописание частиц.
Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Междометие как особый
16

Объем
в часах

2

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 1-9

2

2

2

2

2

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 1-9
ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 1-9

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

разряд слов. Звукоподражательные слова. Знаки препинания в предложениях
с междометиями. Употребление междометий в речи.
Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие 6. Исследование грамматических категорий частей
речи и грамматического значения слов в текстах документации профессий
естественно-научного профиля
Практическое занятие 5. Составление текстов профессиональной
направленности с использованием нужных словоформ, наблюдение над
функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах
письменных текстов документации специальностей естественно-научного
профиля
Раздел 6

Тема 6.1.

Тема 6.2.

Синтаксис и пунктуация
Основное содержание
Синтаксис и пунктуация. Основные понятия. Основные единицы
Лекционное занятие 14. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание,
предложение, сложное синтаксическое целое.
Основные выразительные средства синтаксиса.
Словосочетание. Виды. Синтаксис. Связи. Разбор словосочетания
17

Объем
в часах

2

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 1-9

2

20

2
2
2

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 1-9
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 1-9

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Практическое занятие 16. Строение словосочетания. Виды связи слов в
словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы построения
словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение
словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.
Тема 6.3.

Тема 6.4.

Тема 6.5.

Понятие о предложении. Классификация. Простые и сложные
предложения
Лекционные занятия 15. Виды предложений по цели высказывания,
восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические
функции и роль порядка слов в предложении.
Простое предложение и его характеристика. Двусоставные и
односоставные предложения.
Лекционные занятия 16. Грамматическая основа простого двусоставного
предложения. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия
составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых
как средство связи предложений в тексте
Лекционное занятие 17. Второстепенные члены предложения (определение,
приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов
предложения в построении текста. Синонимия согласованных и
несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средства
связи предложений в тексте
Простое осложненное предложение. Синтаксический разбор
18

Объем
в часах

2

2

2

4

2

2

2

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 1-9
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 1-9
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 1-9

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Лекционное занятие 18. Предложения с однородными членами и знаки
препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Обособленные
члены предложения. Обособленные и необособленные определения,
дополнения, обстоятельства и приложения.
Тема 6.6.

Тема 6.7.

Тема 6.8.

Тема 6.9.

Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном
предложении. Синтаксический разбор
Практические занятия 17. Употребление сложносочиненных предложений
в речи.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания с несколькими
придаточными
Лекционные занятия 19. Сложноподчиненное предложение. Типы
придаточных
предложений.
Использование
сложноподчиненных
предложений в разных типах и стилях речи.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном
сложном предложении. Синтаксический разбор
Практическое занятие 18. Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении
Сложное предложение с разными видами связи. Сложное
синтаксическое целое. Период
Практическое занятие 19. Синонимика простых и сложных предложений
(простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и
19

Объем
в часах

2

2
2
2
4
2
2
2
4

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04,
ЛР 07,
МР 08,
ОК 1-9
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09
ОК 1-9
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 1-9
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 1-9
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

бессоюзные предложения). Знаки препинания в сложном предложении с
разными видами связи.
Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие 7. Исследование текстов профессиональной
направленности на выявление существенных признаков синтаксических
понятий и синтаксических единиц
Практическое занятие 6. Составление связного высказывания с
использованием
предложений
определенной
структуры
на
профессиональные темы специальностей естественно-научного профиля
специальностей СПО
Промежуточная аттестация (экзамен)
Всего:

20

Объем
в часах

2

4
6
114

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ОК 1-9
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 1-9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрено
следующее специальное помещение: Кабинет русского языка. Помещение
кабинета соответствует требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178–02): оснащено типовым оборудованием, в том
числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения,
необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
− посадочные места по количеству обучающихся;
− рабочее место преподавателя;
− комплект учебно-наглядных пособий;
− комплект электронных видеоматериалов;
− задания для контрольных работ;
− профессионально ориентированные задания;
− материалы экзамена.
Технические средства обучения:
− персональный компьютер с лицензионным программным
обеспечением;
− проектор с экраном.
Залы:
Библиотека.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для
учреждений сред. проф. образования. — М., 2017.
2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к
ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2017.
3. Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф.
образования. — М., 2016.
3.2.2. Дополнительные источники
4.Лобачева, Н.А.
Русский язык. Лексикология. Фразеология.
Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: учебник для
среднего профессионального образования / Н.А. Лобачева. – 3-е изд.,
испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 230 с. –
(Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12294-7

21

5. Лобачева, Н.А.
Русский язык. Морфемика. Словообразование.
Морфология: учебник для среднего профессионального образования / Н.
А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп.– Москва: Издательство Юрайт,
2020. – 206 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-53412621-1.
6. Лобачева, Н.А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация: учебник для
среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд.,
испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 123 с. –
(Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12620-4.
7. Русский язык. Сборник упражнений: учебное пособие для среднего
профессионального образования / П.А. Лекант [и др.]; под редакцией
П.А. Леканта. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 314 с. –
(Профессиональное образование). – ISBN 978-5-9916-7796-7. – Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://www.biblioonline.ru/bcode/452165
8. Воителева Т.М. Русский язык: методические рекомендации: метод.
пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2017.
9. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и
литература. Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М.,
2017.
10. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. учебник- практикум для
старших классов. Москва. Вербум- М. 2016
Словари
11.
Русский орфографический словарь: около 180 000 слов /
Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.
Виноградова / под ред. В.В. Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.,
2014.
12. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2018.
13. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь
русского языка. — М., 2015.
14. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и
фразеологических выражений. — 25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л.И.
Скворцова. — М., 2016.
15. Розенталь Д.Э., Краснянский В.В. Фразеологический словарь
русского языка— М., 2011.
15. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. — М., 2016.
16. Через дефис, слитно или раздельно? словарь-справочник русского
языка / сост. В.В. Бурцева. — М., 2017.
Интернет-ресурсы
17. www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
22

18. www.ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка —
информационно-справочная система, основанная на собрании русских
текстов в электронной форме).
19. www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»).
20. www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).
21. www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»).
Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
22. www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации,
контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические
разработки по русскому языку и литературе).
23. www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки»
(www.uroki.ru)
24. www.metodiki.ru (Методики).
25. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для СПО. Бегаева
Е.Н., Бойко Е.А., Михайлова Е.В., Шарохина Е.В.2019, Научная книга

23

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
ПРб 01
ПРб 02
ПРб 03
ПРб 04

Методы оценки
Оценка результатов устных ответов,
аналитической работы с текстами разных
стилей, представления текстов в виде
тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов,
сочинений
различных
жанров,
сформированности понятий о нормах
русского литературного языка и применения
знаний о них в речевой практике,
филологического анализа языковых единиц,
сочинений,
эссе
(в
том
числе
профессионально
ориентированных),
заданий экзамена

24

5. Фонд

оценочных средств по специальности 35.02.06 Технология
производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Фонды оценочных средств (далее – ФОС) представлены в виде
междисциплинарных заданий, направленные на контроль качества и управление
процессами достижения ЛР, МР и ПР, а также создание условий для
формирования ОК и (или) ПК у обучающихся посредством промежуточной
аттестации. ФОС разрабатываются с опорой на синхронизированные
образовательные результаты, с учетом профиля обучения, уровня освоения
общеобразовательной дисциплины «Русский язык» и профессиональной
направленности образовательной программы по специальности 35.02.06
Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
№ раздела,
темы

Раздел № 1. Язык и
речь.
Функциональные
стили речи
Тема № 1
Текст. Типы речи
Сочинение –
рассуждение
«Мастер своего
дела!»

Коды
образовательных
результатов
(ЛР, МР, ПР,
ОК, ПК)
ЛР 01
ЛР 04
ЛР 06
МТР 01
МТР 02
МТР 04
МТР 08
ПРб.01
ПРб 02
ПРб.04
ПРб.06
ПРб.10
ОК 01
ОК 06
ОК 08

Варианты междисциплинарных заданий

Напишите сочинение-рассуждение о вашей
будущей специальности - «Мастер своего
дела!»
Изучите предложенный материал:
Рассуждение – это мысли, изложенные в
соответствии с логикой, подкрепленные
доказательствами,
связанные
цепью
аргументов и перерастающие в убедительные
выводы.
Рассуждение выявляет и описывает причины и
взаимосвязь каких-либо явлений. В его начале,
как правило, помещается тезис - утверждение,
истинность которого необходимо доказать с
помощью аргументов, веских и убедительных
доводов. Сочинение может быть основано как
на рассуждениях-утверждениях (доказывается
истинность выдвинутого тезиса), так и на
рассуждениях-опровержениях (доказывается
ложность выдвинутого основного положения).
Выстраивая доказательства, автор сочинения
может опираться на личный опыт, газетные и
журнальные публикации, фильмы, приводить
примеры из жизни и литературы.
Перед началом работы над сочинением нужно
чётко сформулировать мысль, которую
потребуется доказать. Затем уже, исходя из
25

утверждения, требующего аргументации,
составляется план будущей творческой
работы.
Схема сочинения-рассуждения
1. Вступление.
2. Тезис.
3. Аргументы: доводы, доказательства,
объяснения, обоснования; примеры, случаи,
факты, цифры; мнения авторитетных людей,
утверждения, цитаты…
4. Вывод.
Вступление в сочинении-рассуждении – это
небольшое по объему введение в тему. Оно
может быть сформулировано в виде вопроса
или содержать цитату. Выдвигаемый тезис
станет отправной точкой для последующих
рассуждений, а бОльшую часть сочинения
составит аргументация – не менее 2/3 всего
объёма текста. Считается, что оптимальное
количество аргументов для сочинениярассуждения – три.
В роли аргументов могут выступать:
• исторические факты;

Тема № 2
Официально-деловой
стиль речи, его
признаки,
назначение. Жанры
официальноделового стиля

ЛР 06
МТР 01
МТР 02
МТР 08
ПРб.01
ПРб.02
ПРб.04
ПРб.06
ОК 01
ОК 06
ПК 4.3

•

•

статистические данные;

•

эпизоды,
сюжетные
линии
литературных
произведений,
подтверждающие
доказываемую
мысль;

•

пословицы и поговорки, афоризмы;

•

мнения авторитетных людей.

Самый убедительный, на Ваш взгляд,
аргумент лучше всего располагать последним.
Деловая
игра
«Поручение
задания
подчинённому»
Цель задания– провести деловую беседу с
подчиненным
по
поводу
поручения
производственного задания.
1 вариант - задание традиционное, плановое.
2
вариант
внеплановое.

26

-

задание

экстремальное,

Раздел № 2.
Фонетика, орфоэпия,
графика, орфография
Тема № 1
Орфография.
Правописание
безударных гласных,
звонких и глухих
согласных.
Употребление буквы
Ь. Правописание О/Е
после шипящих и Ц.
Правописание
приставок на З- /С-.
Правописание И/Ы
после приставок

ЛР 04
МТР 01
МТР 08
ПРб 01
ПРб 02
ОК 01
ОК 08

Раздел № 3.
Лексикология и
фразеология
Тема № 1
Лексика с точки
зрения ее
употребления:
нейтральная,
книжная, лексика
устной речи.
Профессионализмы.
Терминологическая
лексика

ЛР 04
МТР 01
МТР 04
МТР 08
ПРб 01
ПРб 02
ПРб 03
ОК 01
ОК 04
ОК 08

Контрольный диктант
Для
успешной
борьбы
с
сорняками
необходимо
знать
их
биологические
особенности. К основным особенностям,
отличающим сорняки от культурных растений,
относятся:
чрезвычайно
высокое
воспроизводство
(плодовитость)
семян;
неравномерное
прорастание
семян;
способность их длительное время сохранять
жизнеспособность в почве; паразитический
или полупаразитический образ жизни;
активное вегетативное размножение у
многолетников; развитие мощной корневой
системы.
Многие семена сорных растений снабжены
специальными приспособлениями. Например,
семена одуванчика обыкновенного, бодяка
полевого и других сорняков из семейства
сложноцветных имеют перистые летучки.
Благодаря им семена переносятся на большие
расстояния ветром. Многие сорняки имеют
плоды в виде коробочки, которые при
созревании открываются, и семена из них
порывами
ветра
рассеиваются
вокруг
растений. Большое количество семян сорных
растений переносится с поливной водой, а
также при движении воды по склонам.
Семена сорняков могут лежать в почве годы и
даже десятилетия, не теряя всхожести.
Например, семена мари белой делятся на три
вида: крупные, прорастающие в первый год;
средние, прорастающие на второй год; мелкие,
прорастающие на третий год.
Расположите термины в алфавитном порядке:
Триммер, агрохимия, шпалера, гербицид, азот,
укоренение, мицелий, аммиак, соцветие,
вермикулит, каллюс, хлорофилл, фитофтора,
яровизация, сеянец, дренаж, камбий, вирус,
кольцевание, фосфат, привой, органика,
листва, корнеплод, альпинарий, выгонка,
бромелии, пасынки, эскариол, отпрыск,
тычинка, нитрификация, мутант, штамм,
мангольд,
суккуленты,
транспирация,
бороздование, калий, черешок, прищипка,
компост, ложностебель, подпочва, скорционер,
биомасса, побег, фунгицид,
консоль, тургор, формировка, фосфор,
луковица, столоны, черенок, спаржа, севок,
закаливание, гумус, кальций, кислород,
беление, междоузлие.

27

Раздел 4.
Морфемика,
словообразование,
орфография
Тема № 1
Способы
словообразования.
Особенности
словообразования
профессиональной
лексики и терминов

ЛР 04
МТР 04
МТР 08
ПРб 01
ПРб 02
ОК 01
ОК 08

Раздел № 5.
ЛР 01
Морфология и
ЛР 04
орфография
МТР 01
Темы № 1
МТР 04
Правописание имён ПРб 01
числительных
ПРб 02
ПРб 03
ПРб 04
ПРб 06
ОК 01
ОК 08

2. Используя вышеперечисленные слова,
составьте толковый словарь терминов по
профилю специальности.
1.Определите способы образования терминов:
Прикатывание,
агротехника, земледелие,
агрохимслужба, посевная, корневище, озимые,
биофизический, загрязнение, лесонасаждения,
вымерзание,
осушение,
лесополоса,
трёхрядные.
2. Подберите 10 примеров сложных слов из
учебно-научной литературы по профилю
специальности. Объясните правописание
данных слов.
3. Расшифруйте аббревиатуры:
ЧКУ – чизель-культиватор
СМ – сортировальная машина
ТМАУ – торфоминерально-аммиачные
удобрения
ЦЧО – Центральная черноземная область
НЗ – Нечерноземная зона
СОП – система обработки почвы
КШ – культиватор штанговый
ГОСТ – государственный стандарт
Перепишите предложения, раскрывая скобки.
Цифры и условные обозначения записывайте
словами, употребляя их в нужной форме.
1) В северной подзоне из общей площади
70000000 (га) около 48% занимают пашни и 12
% сенокосы и пастбища, в южной подзоне из
800000000 (га) 60 % занимает пашня и 18 %
сенокосы и пастбища.
2) Семена растений умеренного климата
прорастают при температуре от 1 до 5 (град) С,
а цветение и созревание возможно при средней
температуре от 10 до 12 (град) С.
3) Эти растения холодостойки: всходы
способны переносить понижение температуры
до (-) 6, (-) 10.
4) Для прорастания семян растений южных
широт нужна температура от 8 до 15 (град) С,
а для цветения – от 15 до 20 (град) С.
5) На севере возделываются скороспелые сорта
ячменя, овса, гороха и других культур, которые
созревают за 60 – 70 суток при сумме активных
среднесуточных температур за вегетационный
период около 1000 (град) С.
6) Потребность растений в тепле, выраженная
суммой
активных
температур
за
вегетационный период, в зависимости от
скороспелости сорта составляет от 1300 до
1700 (град) С для яровой и озимой пшеницы, от
2100 до 2900 (град) С для кукурузы, от 900 до
28

Раздел № 6.
Синтаксис и
пунктуация
Тема № 1
Словосочетание.
Виды связи слов в
словосочетании.
Нормы построения
словосочетаний

ЛР 01
ЛР 04
МТР 01
МТР 04
МТР 08
ПРб 01
ПРб 02
ПРб 03
ПРб 04
ПРб 06
ОК 01
ОК 04
ОК 08

Тема № 2
Сложное
предложение.
Пунктуация в
сложных
предложениях.
Употребление в речи
сложносочиненных,
сложноподчиненных,
бессоюзных
сложных
предложений

ЛР 01
ЛР 04
МТР 01
МТР 04
МТР 08
ПРб 01
ПРб 02
ПРб 03
ПРб 04
ПРб 06
ОК 01
ОК 04
ОК 08

1300 (град) С для льна, от 1600 до 2300 (град)
С для подсолнечника, от 1200 до 1800 (град) С
для картофеля.
1. Перепишите. Укажите тип словосочетаний
по способу связи. Какие из сочетаний слов не
являются словосочетаниями?
Пробежав по полю, вкратце изложить, какоенибудь решение, вследствие ошибки, попросил
отойти, вредители уничтожают, покрытый
снегом, морозостойкие семена, в зависимости
от способа, поле севооборота.
2. Перепишите словосочетания, употребляя
существительные в нужной падежной форме:
согласно (мнение клиента), вопреки (согласие
заказчика, директора компании); согласно
(план-проект,
инструкция,
техническое
описание); начать (работа), приступить
(работа);
оплатить/заплатить
(работа);
приехать
(с/из)
Владивостока,
Сочи,
командировки).
1.
Используя
профессиональную
терминологию, опишите ваш рабочий день.
2. Перепишите. Вставьте пропущенные буквы,
раскройте
скобки,
расставьте
знаки
препинания в сложном предложении с
несколькими придаточными, укажите виды
связи, составьте схему предложения:
Ч..сто
осенью
я
пристально
сл..дил
(за)опадающими листьями что(бы) поймать ту
(не)заметную долю с..кунды когда лист
отделя..тся (от)ветки и начинает падать на
землю.
3. Перепишите. Расставьте знаки препинания,
выделите графически обособленные члены
предложения:
Насекомые с грызущим ротовым аппаратом
могут грубо объедать листья саранча
колорадский жук выгрызать отверстия
капустная совка.
Личинка
превращается
сначала
в
неподвижную и непитающуюся куколку под
покровом которой происходит большая
перестройка органов и тканей личинки и уже
из куколки выходит взрослое насекомое.
В продолжительный осенний период при
появлении сорняков поле культивируют а при
выпадении осадков ещё и боронят зимой
проводят снегозадержание а с началом
полевых работ ранневесеннее боронование в
два следа.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».