РП Литература БУД Тех 22

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края Венцы - Заря сельскохозяйственный техникум

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ БУД 02. Литература

для специальности 35.02.06 Технология производства и переработки
сельскохозяйственной продукции

п. Венцы
2022г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

7

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

21

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

24

5.

ПРИМЕРНЫЕ ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

3

25

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Литература» является обязательной частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности 35.02.06 Технология производства и
переработки сельскохозяйственной продукции.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии
общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального
и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами,
руководством,
потребителями.
Применять
стандарты
антикоррупционного поведения
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с
требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР),
метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб).
Коды
результатов
ЛР 01

Планируемые результаты освоения дисциплины:
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
4

ЛР 04

ЛР 06

ЛР 07
МР 02
МР 04

МР 08
МР 09

ПРб 01
ПРб 02
ПРб 03
ПРб 04.
ПРб 05.
ПРб 06.
ПРб 07
ПРб 08

свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной
деятельности,
владение
навыками
получения
необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач
и средств их достижения
Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике
Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью
Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации
Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров
Знание содержания произведений русской и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного
влияния на формирование национальной и мировой
Сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка
Сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного произведения
Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях
5

ПРб 09

ПРб 10

Овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни,
созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания
Сформированность
представлений
о
системе
стилей
языка
художественной литературы

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

164

в т. ч.:
1. Основное содержание
в т. ч.:

117

теоретическое обучение

81

практические занятия

36

2. Профессионально ориентированное содержание

46

в т. ч.:
теоретическое обучение

30

Практические занятия

16

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

1

7

1.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины
№
раздела,
темы

1
1.1

1.2

Содержание учебного материала

Объем
в часах

Введение
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика
литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской
литературы. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного
материала).
Профессионально ориентированное содержание
Значение литературы при освоении профессий и специальностей СПО естественнонаучного профиля
Русская литература первой половины XIX века
Историко-культурный процесс рубежа XVIII - XIX веков. Романтизм. Особенности
русского романтизма. Литературные общества и кружки. Зарождение русской
литературной критики. Становление реализма в русской литературе. Русское
искусство
Александр Сергеевич Пушкин (1799 - 1837). Личность писателя. Жизненный и
творческий путь (с обобщением ранее изученного). Детство и юность. Петербург и
вольнолюбивая лирика. Южная ссылка и романтический период творчества.
Михайловское: темы, мотивы и художественное своеобразие творчества.

1
1

8

1
9
2

3

Коды общих
компетенций
(указанных в
разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

ПРб 07,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,
ОК 1-9
ПРб 05 ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,
ОК 1-9

1.3

1.4

1.5
2
2.1
2.2

Становление реализма в творчестве Пушкина. Роль Пушкина в становлении русского
литературного языка. Болдинская осень в творчестве Пушкина. Пушкин-мыслитель.
Творчество А. С. Пушкина в критике и литературоведении. Жизнь произведений
Пушкина в других видах искусства. «Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина:
мечты о «вольности святой». Душевное благородство и гармоничность в выражении
любовного чувства. Поиски смысла бытия, внутренней свободы. Отношения
человека с Богом. Осмысление высокого назначения художника, его миссии пророка.
Идея преемственности поколений. Осмысление исторических процессов с
гуманистических позиций. Нравственное решение проблем человека и его времени.
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841). Личность и жизненный путь М. Ю.
Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Темы, мотивы и образы ранней
лирики Лермонтова. Жанровое и художественное своеобразие творчества М. Ю.
Лермонтова петербургского и кавказского периодов. Тема одиночества в лирике
Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова
Николай Васильевич Гоголь (1809 — 1852). Личность писателя, жизненный и
творческий путь (с обобщением ранее изученного). «Петербургские повести»:
проблематика и художественное своеобразие. Особенности сатиры Гоголя. Значение
творчества Н. В. Гоголя в русской литературе
Профессионально ориентированное содержание
Работа с источниками информации (дополнительная литература, словари,
энциклопедии, тексты художественной литературы, электронные источники)
Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века
Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Основные проблемы,
характеристика прозы, поэзии, журналистики
Александр Николаевич Островский (1823—1886). Жизненный и творческий путь А.
Н. Островского (с обобщением ранее изученного). Социально-культурная новизна
драматургии А. Н. Островского. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в
творчестве А. Н. Островского. Драма «Гроза». Творческая история драмы. Жанровое
своеобразие. Художественные особенности драмы. Калинов и его обитатели
(система персонажей). Самобытность замысла, оригинальность основного характера,
сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Символика грозы. Образ Катерины
— воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности
с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений,
мотив своеволия и свободы в драме. Катерина в оценке Н. А. Добролюбова и Д. И.
Писарева. Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе.
9

2

2

2
2
15
1
2

ПРб 05 ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,
ОК 1-9

2.3

2.4

Драма «Бесприданница». Социальные и нравственные проблемы в драме. Лариса и
ее окружение. Художественные особенности драмы «Бесприданница». Основные
сюжетные линии драмы. Тема «маленького человека» в драме «Бесприданница».
Малый театр и драматургия А. Н. Островского.
Для чтения и изучения. Драма «Гроза». Статья Н. А. Добролюбова «Луч света в
темном царстве». Драма «Бесприданница»
Иван Александрович Гончаров (1812—1891). Жизненный путь и творческая
биография И. А. Гончарова. Роль В. Г. Белинского в жизни И. А. Гончарова.
«Обломов». Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения.
Проблема русского национального характера в романе. Сон Ильи Ильича как
художественно-философский центр романа. Образ Обломова. Противоречивость
характера Обломова. Обломов как представитель своего времени и вневременной
образ. Типичность образа Обломова. Эволюция образа Обломова. Штольц и
Обломов. Прошлое и будущее России. Проблемы любви в романе. Любовь как лад
человеческих отношений (Ольга Ильинская — Агафья Пшеницына).
Оценка романа «Обломов» в критике (Н. Добролюбова, Д. И. Писарева, И.
Анненского и др.). Роман «Обрыв». Отражение смены эпох в обществе и нравах.
Многообразие типов и характеров в романе. Трагическая судьба незаурядного
человека в романе. Гончаров — мастер пейзажа. Тема России в романах Гончарова
Иван Сергеевич Тургенев (1818 — 1883). Жизненный и творческий путь И. С.
Тургенева (с обобщением ранее изученного). Психологизм творчества Тургенева.
Тема любви в творчестве И.С. Тургенева (повести «Ася», «Первая любовь»,
«Стихотворения в прозе»). Их художественное своеобразие. Тургенев-романист
(обзор одного-двух романов с чтением эпизодов). Типизация общественных явлений
в романах И. С. Тургенева. Своеобразие художественной манеры
Тургенева-романиста.
Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Отображение в романе общественнополитической обстановки 1860-х годов. Проблематика романа. Особенности
композиции романа. Базаров в системе образов романа. Нигилизм Базарова и
пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Взгляды Базарова на
искусство, природу, общество. Базаров и Кирсановы. Базаров и Одинцова. Любовная
интрига в романе и ее роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа.
Базаров и родители. Сущность споров, конфликт «отцов» и «детей». Значение
заключительных сцен романа в раскрытии его идейно-эстетического содержания.
Авторская позиция в романе. Полемика вокруг романа «Отцы и дети» (Д. И. Писарев,
10

2

2

2.5

2.6

2.7

Н. Страхов, М. Антонович). Для чтения и изучения. Роман «Отцы и дети». Д. И.
Писарев. «Базаров»
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826—1889). Жизненный и творческий
путь М. Е. Салтыкова-Щедрина (с обобщением ранее изученного). Мировоззрение
писателя. Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М. Е. СалтыковаЩедрина. Своеобразие фантастики в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Иносказательная образность сказок. Гротеск, аллегория, символика, язык сказок.
Обобщающий смысл сказок. Замысел, история создания «Истории одного города».
Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии
в «Истории одного города». Приемы сатирической фантастики, гротеска,
художественного иносказания. Эзопов язык. Роль Салтыкова-Щедрина в истории
русской литературы.
Федор Михайлович Достоевский (1821—1881). Сведения из жизни писателя (с
обобщением ранее изученного). Роман «Преступление и наказание» Своеобразие
жанра. Особенности сюжета. Отображение русской действительности в романе.
Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Социальные и
философские основы бунта Раскольникова. Смысл теории Раскольникова. Проблема
«сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее
опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху,
попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и
судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и
общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение
в романе. Символические образы в романе. Символическое значение образа «вечной
Сонечки». Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. «Правда»
Раскольникова и «правда» Сони. Петербург Достоевского. Библейские мотивы в
произведении. Споры вокруг романа и его главного героя. Роман «Униженные и
оскорбленные». Жанровое своеобразие романа. Особенности сюжета. Боль за
униженных, угнетенных в произведении. Сложный, богатый внутренний мир
«маленького человека». Развитие гуманистических традиций Пушкина и Гоголя.
Роман «Идиот». Жанровое своеобразие романа. Особенности сюжета. Философская
глубина, нравственная проблематика романа. Трагичность взаимоотношений героев
с внешним миром. Князь Мышкин как «идеальный герой». Настасья Филипповна —
один из лучших женских образов Достоевского
Лев Николаевич Толстой (1828—1910). Жизненный путь и творческая биография (с
обобщением ранее изученного). Духовные искания писателя. Роман-эпопея «Война
11

1

2

3

2.8

и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры
романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской
действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души».
Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение понятий
«война» и «мир». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи
Ростовой. Светское общество в изображении Толстого, осуждение его бездуховности
и лжепатриотизма. Авторский идеал семьи в романе. Правдивое изображение войны
и русских солдат — художественное открытие Л. Н. Толстого. Бородинская битва —
величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент романа.
«Дубина народной войны», партизанская война в романе. Образы Тихона Щербатого
и Платона Каратаева, их отношение к войне. Народный полководец Кутузов. Кутузов
и Наполеон в авторской оценке. Проблема русского национального характера.
Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма».
Патриотизм в понимании писателя. «Севастопольские рассказы». Отражение
перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Война как
явление, противоречащее человеческой природе. Сила духа русского народа в
представлении Толстого. Настоящие защитники Севастополя и «маленькие
Наполеоны». Контраст между природой и деяниями человека на земле. Утверждение
духовного начала в человеке. Особенности поэтики Толстого. Значение
«Севастопольских рассказов» в творчестве Л. Н. Толстого. Роман «Анна Каренина».
Светское общество конца XIX века в представлении Толстого. История Анны
Карениной: долг и чувство. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина»
Антон Павлович Чехов (1860—1904). Сведения из биографии (с обобщением ранее
изученного). Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества.
Художественное совершенство рассказов А.П.Чехова. Новаторство Чехова.
Периодизация творчества Чехова. Работа писателя в журналах. Чехов-репортер.
Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в
поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Особенности
изображения «маленького человека» в прозе А. П. Чехова. Драматургия Чехова.
Комедия «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей. Сложность
и многозначность отношений между персонажами. Разрушение дворянских гнезд в
пьесе. Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишневый сад». Лиризм и
юмор в пьесе «Вишневый сад». Смысл названия пьесы. Особенности символов.
Драматургия А. П. Чехова и Московский Художественный театр. Театр Чехова —
12

2

2.9

3
3.1

3.2

3.3

3.4

воплощение кризиса современного общества. Роль А.П.Чехова в мировой
драматургии театра. Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух)
Профессионально ориентированное содержание
Анализ историко- и теоретико-литературного контекста художественного
произведения и применение его результатов для решения профессиональных задач
профессий и специальностей естественно-научного профиля
Поэзия второй половины XIX века
Федор Иванович Тютчев (1803—1873)
Жизненный и творческий путь Ф. И. Тютчева (с обобщением ранее изученного).
Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф. И. Тютчева.
Художественные особенности лирики Ф. И. Тютчева.
Афанасий Афанасьевич Фет (1820—1892)
Жизненный и творческий путь А. А. Фета (с обобщением ранее изученного).
Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А. А. Фета.
Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А. А. Фета
Профессионально ориентированное содержание
Выявление в художественных текстах изобразительно-выразительных средств
языка и применение понимания образной системы для решения профессиональных
задач специальностей естественно-научного профиля
Биография А.К. Толстого, лирика. Стихотворения: «Тщетно, художник, ты
мнишь, что творений своих ты создатель!..», «Меня во мраке и в пыли…», «Двух
станов не боец, но только гость случайный…», «Против течения», «Средь шумного
бала, случайно…», «Колокольчики мои, цветики степные…», «Когда природа вся
трепещет и сияет…», «То было раннею весной…», «Тебя так любят все; один твой
тихий вид…»

2
2

5
1

ПРб 06, ПРб 07,
ПРб 08,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,

1

ОК 1-9

2
2

1

3.5

Очерк жизни и творчества Н. А. Некрасова, жанровое своеобразие лирики.
Любовная лирика Н.А. Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел
поэмы, жанр, композиция. Сюжет.

2

4

Литература XX века. Особенности развития литературы и других видов
искусства в начале XX века
Иван Алексеевич Бунин (1870—1953). Сведения из биографии (с обобщением ранее
изученного). Лирика И. А. Бунина. Своеобразие поэтического мира И. А. Бунина.
Философичность лирики Бунина. Поэтизация родной природы; мотивы деревенской

12

4.1

13

2

ПРб 06, ПРб 07,
ПРб 08,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,
ОК 1-9

4.2

4.3

и усадебной жизни. Тонкость передачи чувств и настроений лирического героя в
поэзии И. А. Бунина. Особенности поэтики И. А. Бунина.
Проза И. А. Бунина. «Живопись словом» — характерная особенность стиля И.А.
Бунина. Судьбы мира и цивилизации в творчестве И.А. Бунина. Русский
национальный характер в изображении Бунина. Общая характеристика цикла
рассказов «Темные аллеи». Тема любви в творчестве И. А. Бунина, новизна ее в
сравнении с классической традицией. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе.
Тема «дворянского гнезда» на рубеже XIX—XX веков, ее решение в рассказе И.А.
Бунина «Антоновские яблоки» и пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».
Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Критики о Бунине (В. Брюсов, Ю.
Айхенвальд, З. Шаховская, О. Михайлов) (по выбору преподавателя).
Александр Иванович Куприн (1870—1938)
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Повести «Гранатовый
браслет», «Олеся». Воспевание здоровых человеческих чувств в произведениях А. И.
Куприна. Традиции романтизма и их влияние на творчество А. И. Куприна. Трагизм
любви в творчестве А. И. Куприна. Тема «естественного человека» в творчестве
Куприна (повесть «Олеся»). Поэтическое изображение природы, богатство
духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна.
Осуждение пороков современного общества.
Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной,
бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения.
Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви
«маленького человека». Столкновение высоты чувства и низости жизни как
лейтмотив произведений А. И. Куприна о любви.
Решение темы любви и истолкование библейского сюжета в повести «Суламифь».
Обличительные мотивы в творчестве А.И. Куприна. Образ русского офицера в
литературной традиции («Поединок»). Армия как модель русского общества рубежа
XIX—XX веков. Изображение офицерской среды, строевой и казарменной жизни
солдат, личных отношений между людьми. Освещение проблемы личности как
«нравственного воскресения» героя. Ситуация дуэли: преломление традиции как
отражение времени. Социальные и нравственные проблемы в повести. Традиции
психологизма Л. Н. Толстого в творчестве Куприна.
Критики о Куприне (Ю.Айхенвальд, М.Горький, О.Михайлов) (по выбору
преподавателя).
Серебряный век русской поэзии
14

2

2

4.4

4.5

Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX — начала XX века.
Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Николай Гумилев, Осип
Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь
Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай и др. Общая характеристика творчества
(стихотворения не менее трех авторов по выбору).
Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века. Формы ее
разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов.
Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения
поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм (общая характеристика
направлений). Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И.
Цветаева.
Максим Горький (1868—1936). Сведения из биографии (с обобщением ранее
изученного). М.Горького как ранний образец социалистического реализма. Правда
жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя.
Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых
и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.
Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои
пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения.
Новаторство Горького-драматурга. Горький и МХАТ. Горький-романист.
Публицистика М. Горького: «Несвоевременные мысли». Поэтика заглавия.
Выражение неприятия М.Горьким революционной действительности 1917—1918
годов как источник разногласий между М.Горьким и большевиками.
Цикл публицистических статей М.Горького в связи с художественными
произведениями писателя. Проблемы книги «Несвоевременные мысли». Критики о
Горьком. (А. Луначарский, В. Ходасевич, Ю. Анненский).
Александр Александрович Блок (1880—1921). Сведения из биографии (с
обобщением ранее изученного). Природа социальных противоречий в изображении
поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу
России в лирике Блока.
Поэма «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком социального характера
революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового
пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика,
ритмика, интонационное разнообразие поэмы.
Профессионально ориентированное содержание
15

2

4

1

4.6

5
5.1

5.2

5.3

5.4
6
6.1

Реализация представлений о системе стилей художественной литературы разных
эпох, литературных направлениях, индивидуальном авторском стиле в решении
профессиональных задачах специальностей естественно-научного профиля
Особенности развития литературы 1920-х годов
Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Выражение темы России и
революции в творчестве А. Блока, М. Волошина, А. Ахматовой.
Изображение интеллигенции и революции в литературе 20-х годов («Хождение по
мукам» А. Толстой)

1

9
4

ПРб 05, ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 08,

Владимир Владимирович Маяковский (1893—1930). Сведения из биографии (с
обобщением ранее изученного). Поэтическая новизна ранней лирики: необычное
содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и
противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства
мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в
стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных».
Поэма «Во весь голос». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского.
Образ поэта-гражданина
Сергей Александрович Есенин (1895—1925). Сведения из биографии (с
обобщением раннее изученного). Поэтизация русской природы, русской деревни.
Развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное
своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность,
зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народнопесенная основа стихов.
Поэма «Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и
эпическое в поэме.
Профессионально ориентированное содержание
Навыки анализа текста художественного произведения и их применение в
профессии естественно-научного профиля
Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов
Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930х годов (в культуре, искусстве и литературе). Первый съезд советских писателей и
его значение.
Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его
развитии и воплощении. Отражение индустриализации и коллективизации;
поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В.

2

ОК 1-9

16

3

1
1
18
3

ПРб 05 ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09
ОК 1-9

6.2

6.3

6.4

Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, В.Вишневского, Н. Погодина, Э.
Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др.
Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина.
Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М.
Булгаков). Развитие драматургии в 1930-е годы.
Марина Ивановна Цветаева (1892—1941). Сведения из биографии. Идейнотематические особенности поэзии М. И. Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени
и вечности. Художественные особенности поэзии М. И. Цветаевой. Фольклорные и
литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического
стиля.
О.Э. Мандельштам. Противостояние поэта веку-волкодаву. Идейно-тематические и
художественные особенности поэзии О.Э.Мандельштама. Для чтения и изучения.
Стихотворения: «Selentium», «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»,
«Ленинград» («Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»)
Очерк жизни и творчества А. П. Платонова.
Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован».

2

2

2

6.5

Гражданская война в книге рассказов И. Бабеля «Конармия». «Изображение
революции в “Конармии”

1

6.6

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891—1940)
Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного материала).
Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение
войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Отношение автора к героям
романа. Честь — лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка.
Женские образы на страницах романа.
Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных».
Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа.
Система образов. Ершалаимские главы. Москва 1930-х годов. Тайны психологии
человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение.
Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции
русской литературы (творчество Н. В. Гоголя) в творчестве М. Булгакова.
Своеобразие писательской манеры.

3

17

6.7

6.8

7
7.1

7.2

7.3

Михаил Александрович Шолохов (1905—1984). Жизненный и творческий путь
писателя (с обобщением ранее изученного). Мир и человек в рассказах М.Шолохова.
Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов».
Поэтика раннего творчества М. Шолохова. Роман-эпопея «Тихий Дон». Романэпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны.
Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира
в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа.
Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент
истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа.
Многоплановость повествования. Традиции Л. Н. Толстого в романе М. Шолохова.
Своеобразие художественной манеры писателя
Профессионально-ориентированное содержание
Закрепление знаний содержания произведений русской и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой культуры и их применение в профессии
Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и
первых послевоенных лет
Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и
зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих
сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др.
Анна Андреевна Ахматова (1889—1966). Жизненный и творческий путь (с
обобщением ранее изученного). Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость
переживаний поэта. Тематика и тональность лирики периода Первой мировой
войны: судьба страны и народа. Личная и общественная темы в стихах
революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле,
Родине, России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и
гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в
творчестве поэтессы. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы.
Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики
Ахматовой.
Биография Б.Л. Пастернака. Основные мотивы лирики Б.Л. Пастернака. Связь
человека и природы в лирике поэта. Анализ стихотворения «Февраль. Достать
чернил и плакать…».
Профессионально ориентированное содержание

5

2
2

10
4

2

2

2
18

ПРб 05 ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09
ОК 1-9

7.4

7.5

8
8.1

8.2
8.3
8.4
8.5
8.6
8.7

8.7

8.8

8.9

Выявление тем, проблем художественного произведения и составление
аргументированных развернутых устных и письменных высказываний, в том числе
и профессиональной направленности
А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Тема войны и памяти в лирике.
Для чтения и изучения. Стихотворения: «Слово о словах», «Моим критикам», «Вся
суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей
вины…», «Я убит подо Ржевом»

2

Особенности развития литературы 1950—1980-х годов
Основные направления и течения художественной прозы 1950—1980-х годов.
Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков.
Художественное своеобразие прозы В. Шаламова, В. Шукшина, В. Быкова, В.
Распутина.
В.М. Шукшин. Аналитическая беседа по рассказам: «Чудик», «Срезал», «Выбираю
деревню на жительство» (Письменные ответы на вопросы).
Тема Родины в лирике Р. Гамзатова.
В.Г. Распутин. Дискуссия по повести «Прощание с Матёрой».
А.И. Солженицын «Последний день Ивана Денисовича». Характеристика главного
героя.
В.Т Шаламов «Сентенция», «Надгробное слово», «Крест» (мини-дискуссия на
цитатном материале).
Новое осмысление проблемы человека на войне. Исследование природы подвига и
предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации.
Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических
чувств молодого поколения.
Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира
человека, связанного своей жизнью с землей. Динамика нравственных ценностей во
времени, предвидение опасности утраты исторической памяти. Попытка оценить
современную жизнь с позиций предшествующих поколений.
Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в
истории, взаимоотношениях человека и власти. Автобиографическая литература.
Профессионально ориентированное содержание
Навык интерпретации художественного произведения, осмысление поднятых в нем
нравственных проблем и его применение в профессии. Написание сочинений, эссе,

17
1

19

2

2
1
2
2
2
3

2

2
2
2

ПРб 05 ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09
ОК 1-9

9
9.1

9.2

9.3

10
10.1
10.2

10.3

11
11.1
11.2

в том числе и на профессиональную тематику с аргументацией примерами из
художественной литературы
Творчество поэтов в 1950—1980-е годы
Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы,
жанра в поэзии 1950—1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество
авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и
направления в поэзии 1950—1980-х годов.
Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема
родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в
лирике Н. Рубцова.
Профессионально ориентированное содержание
Аналитическая работа с текстами поэтических произведений и применение ее
результатов в профессиональной деятельности специалиста естественно-научного
профиля
Драматургия 1950—1980-х годов
Особенности драматургии 1950—1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности
драматургии 1950—1960-х годов
Социально-психологические пьесы В. Розова. Внимание драматургов к
повседневным проблемам обычных людей. Тема войны в драматургии. Проблемы
долга и совести, героизма и предательства, чести и бесчестия
Профессионально ориентированное содержание
Сравнительный анализ тематики и проблематики эпических и драматических
произведений как элемент аналитической деятельности в профессии естественнонаучногопрофиля
Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов
Отражение постмодернистского мироощущения в литературеконца 1980—2000-х
годов. Основные направления развития литературы конца 1980—2000-х годов.
Произведения А. Солженицына, А. Бека, А. Рыбакова, В. Дудинцева, В. Войновича.
Проза А. Солженицына, В. Распутина, Ф. Искандера, Ю. Коваля, В. Маканина, С.
Алексиевич, О. Ермакова, В. Астафьева, Г. Владимова, Л. Петрушевской, В.
Пьецуха, Т. Толстой и др. Развитие разных традиций в поэзии Б. Ахмадулиной, Т.
Бек, Н. Горбаневской, А. Жигулина, В. Соколова, О. Чухонцева, А. Вознесенского,
Н. Искренко, Т. Кибирова, М. Сухотина и др.
Профессионально ориентированное содержание
20

4
2

2

ПРб 05 ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09
ОК 1-9

2
2

4
2
2

2
2

4
2
2

ПРб 05 ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09
ОК 1-9

ПРб 05 ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04, ЛР
06, ЛР 07,
МР 02, МР 04, МР
09
ОК 1-9

2

11.3

12
12.1
12.2

«Читая - размышляем…»: аналитическая беседа по произведениям художественной
литературы конца 1980—2000-х. Определение роли художественной литературы
для специалиста естественно-научногопрофиля
Характеристика художественной литературы XXI века
Основные направления и имена писателей и поэтов (по выбору преподавателя)
Профессионально ориентированное содержание
«Практикум: начинающие литературоведы»: аналитическая работа с текстами в
мини-группах (по заданному плану) на тему: «Какие жизненные уроки можно
извлечь из произведений современной литературы специалистам естественнонаучногопрофиля, живущим в XXI в»

2

8
7
2
2

ПРб 05 ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04, ЛР
06, ЛР 07,
МР 02, МР 04, МР
09
ОК 1-9

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
Итого

21

1
117

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрено
следующее специальное помещение: Кабинет русского языка и литературы.
Помещение кабинета соответствует требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02):
оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной
мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований
к уровню подготовки обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
- задания для контрольных работ;
- профессионально ориентированные задания;
- материалы экзамена.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер
обеспечением;
- проектор с экраном.

с

лицензионным

программным

Залы:
Библиотека.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Литература [Текст]: учебник для использования в учебном процессе
образовательных учреждений, реализующих образовательную программу
среднего (полного) общего образования в пределах основных
профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля
профессионального образования / под ред. Г. А. Обернихиной. - 16-е изд., стер.
- Москва: Академия, 2017. - 655 с.: ил. - (Профессиональное образование.
Общеобразовательные дисциплины). - Библиогр. в конце ст. - ISBN 978-54468-5128-7
2. Фортунатов, Н. М. Русская литература первой трети XIX века:
учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М.
Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2019. — 207 с. — (Профессиональное образование). —
22

ISBN 978-5-9916-6020-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/433733
3.Фортунатов, Н. М. Русская литература второй трети XIX века:
учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М.
Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2019. — 246 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-01043-5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/433732
4. Фортунатов, Н. М. Русская литература последней трети XIX века:
учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М.
Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2019. — 310 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-10666-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/431053
5. История русской литературы XX-XXI веков: учебник и практикум
для вузов / В. А. Мескин [и др.; под общей редакцией В. А. Мескина. —
Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 411 с. — (Высшее образование). —
ISBN 978-5-534-00234-8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/450436
3.2.2. Дополнительные источники
1. Сафонов, А. А. Литература. 10 класс. Хрестоматия: учебное пособие
для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов; под редакцией
М. А. Сафоновой. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 211 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02275-9. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453510
2. Сафонов, А. А. Литература. 11 класс. Хрестоматия: учебное пособие
для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов; под редакцией
М. А. Сафоновой. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 265 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09163-2. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453653
3.2.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
1. Министерство науки и высшего образования Российской
Федерации (https://minobrnauki.gov.ru)
2. Федеральный
портал
"Российское
образование"
(http://www.edu.ru/);
3. Информационная
система
"Единое
окно
доступа
к
образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru/);
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
(http://school-collection.edu.ru/);
23

5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
(http://fcior.edu.ru/);
6. Образовательный портал "Учеба" (http://www.ucheba.com/);
7. Проект Государственного института русского языка имени А.С.
Пушкина "Образование на русском" (https://pushkininstitute.ru/);
8. Научная электронная библиотека (НЭБ) (http://www.elibrary.ru);
9. Национальная электронная библиотека (http://нэб.рф/);
10. КиберЛенинка (http://cyberleninka.ru/).
11. Справочно-информационный
портал
"Русский
язык"
(http://gramota.ru/);
12. Служба
тематических
толковых
словарей
(http://www.glossary.ru/);
13. Словари и энциклопедии (http://dic.academic.ru/);
14. Консультант Плюс - справочная правовая система (доступ по
локальной сети).
15. Русская литература 19-20 веков. Учебно- методическое пособие
для студентов факультета СПО. 2016, Воронежский государственный
архитектурно- строительный университет, ЭБС АСБ

24

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Методы оценки

ПРб 05
ПРб 06
ПРб 07
ПРб 08
ПРб 09
ПРб 10

Оценка результатов устных ответов,
аналитической
работы
с
текстами
художественной литературы, написания
сочинений,
эссе
(в
том
числе
профессионально
ориентированных),
составления развернутых устных и
письменных
высказываний,
заданий
экзамена

25

5. Фонды оценочных средств по специальности 35.02.06 Технология
производства и переработки сельскохозяйственной продукции
Фонды оценочных средств (далее – ФОС) представлены в виде
междисциплинарных заданий, направленные на контроль качества и
управление процессами достижения ЛР, МР и ПР, а также создание условий
для формирования ОК и (или) ПК у обучающихся посредством
промежуточной аттестации. ФОС разрабатываются с опорой на
синхронизированные образовательные результаты, с учетом профиля
обучения, уровня освоения общеобразовательной дисциплины «Литература»
и профессиональной направленности образовательной программы по
специальности
№ раздела, темы

Раздел № 1. Русская
литература
XIX
века.
Развитие
русской литературы
в первой половине
XIX века.
Тема
№
1.
Александр
Сергеевич Пушкин
(1799 — 1837).
Нравственное
решение проблем
человека
и
его
времени.

Раздел
№
2.
Особенности
развития
русской
литературы
во
второй
половине
XIX века
Тема № 2. Иван
Александрович
Гончаров (1812—
1891).
Проблема
русского
национального
характера в романе
«Обломов»

Коды
образовательных
результатов
(ЛР, МР, ПР, ОК,
ПК)
ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 6, ОК 7,
ОК 8.
ЛР 01, ЛР 04, ЛР
05, ЛР 07.
МР 01, МР 02, МР
04, МР 05.
ПРб 05, ПРб 06,
ПРб 07.

ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 6, ОК 7,
ОК 8.
ЛР 01, ЛР 04, ЛР
05, ЛР 07.
МР 01, МР 02, МР
04, МР 05.
ПРб 05, ПРб 06,
ПРб 07.

Варианты междисциплинарных заданий

1. Исследование и подготовка доклада на тему:
«Михайловское:
история
и
современное
состояние» (виртуальная экскурсия).
2. Сравните стихотворения «Зимняя дорога» и «В
поле чистом серебрится…» А.С. Пушкина,
выявите выразительно-изобразительные средства,
с помощью которых создаётся образ русского
поля. Свои наблюдения оформите в виде
сообщения.
3. Подготовьте доклад на тему: «Тема родины в
поэзии А.С. Пушкина».
4. Проведите конкурс чтецов по лирике А.С.
Пушкина.
Разработайте
критерии
оценки
выразительности чтения и подготовьте листовку,
рекламирующую этот конкурс.
5. Подготовьте реферат на тему: «Роль пейзажа в
романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина».
1. Подготовьте доклад на тему: «Патриархальная
деревня в романах И.А. Гончарова».
2. Творческое задание на тему: «Обломов –
типичный представитель своего времени и
вневременной образ» (аргументируйте свой
ответ).
3. Подготовьте реферат на тему: «Роман И.А.
Гончарова «Обломов» в литературной критике (на
материале статей Н. Добролюбова, Д. Писарева, И.
Анненского и др.»
4. Напишите эссе на тему: «Чудный край»
Обломовка!».
5. Сравните, как раскрывается мотив дворянской
усадьбы в романе И.А. Гончарова «Обломов» и
26

поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (описание
усадеб Манилова, Собакевича и др.). Свои
наблюдения оформите в виде сообщения.
6. Сравните, как изображены крестьяне у Гоголя
(«Мёртвые души») и Гончарова («Обломов»).
Свои наблюдения оформите в виде сообщения.

Тема № 4. Лев
Николаевич
Толстой
(1828—
1910). Авторский
идеал
семьи
в
романе.

Раздел № 3. Поэзия
второй
половины
XIX века.
Тема
№
3.
Жизненный
и
творческий
путь
Н.А.
Некрасова.
Гражданский пафос
поэзии Некрасова,
ее основные темы,
идеи и образы.
Решение «вечных»
тем
в
поэзии
Некрасова

ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 6, ОК 7,
ОК 8.
ЛР 01, ЛР 04, ЛР
05, ЛР 07.
МР 01, МР 02, МР
04, МР 05.
ПРб 05, ПРб 06,
ПРб 07.

1. Подготовьте сообщение на тему: «Лев Толстой
– землевладелец и земледелец».
2. Выявите приёмы изображения душевного мира
героя в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и
мир». Кто ввёл определение толстовского
психологизма как «диалектики души» и по поводу
какого произведения? Как «диалектика души»
раскрывается в «Войне и мире»? Свои наблюдения
оформите в виде сообщения.
3. Прочитайте статью Г.В. Плеханова «Толстой и
природа» («Л. Н. Толстой в русской критике»,
1952 г.)
(Источник
данного
материала:
https://www.literaturus.ru/2018/01/kritika-lev-tolstojotzyvy-sovremennikov.html) и докажите цитатным
рядом из произведений писателя следующее
выражение: «Что Толстой любит природу и
изображает ее с таким мастерством, до которого,
кажется, никто и никогда еще не возвышался, это
знает всякий, читавший его сочинения. Природа
не описывается, а живет у нашего великого
художника. Иногда она является даже как бы
одним из действующих лиц повествования...
Красота природы находит в Толстом самого
отзывчивого ценителя...»
4. Подготовьте доклад на тему: «Образ
Константина Левина и его роль в идейном
содержании романа Л.Н.
Толстого «Анна
Каренина»
5. Напишите эссе на тему: «Герой Левин — это
Лев Николаевич (не поэт)» (А.А. Фет)».
1. Подготовьте сообщение на тему: «Пейзажная
лирика Н.А. Некрасова: объединение труда и
пейзажа».
2.
Составить словарь литературоведческих
терминов по лирике Н.А. Некрасова.
3. Исследовать специфику языковых средств
стихотворений Н.А. Некрасова «Несжатая
полоса», «В полном разгаре стада деревенская…»
о крестьянском труде, выявить роль пейзажа,
фольклорной традиции.
4. Подготовьте перевод на иностранный язык
стихотворения Н.А. Некрасова.

27

(природа, любовь,
смерть).
Художественное
своеобразие лирики
Некрасова, ее связь
с народной поэзией.

Раздел № 4. Русская
литература XX века.
Особенности
развития
литературы
и
других
видов
искусства в начале
XX века.
Тема № 1. Проза И.
А.
Бунина.
«Живопись словом»
—
характерная
особенность стиля
И.А.
Бунина.
Судьбы мира и
цивилизации
в
творчестве
И.А.
Бунина.
Русский
национальный
характер
в
изображении
Бунина

ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 6, ОК 7,
ОК 8.
ЛР 01, ЛР 04, ЛР
05, ЛР 07.
МР 01, МР 02, МР
04, МР 05.
ПРб 05, ПРб 06,
ПРб 07.

Раздел
№
5.
Особенности
развития
литературы 1920-х
годов.
Тема
№
2.
Художественное
своеобразие
творчества Есенина:

ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 6, ОК 7,
ОК 8.
ЛР 01, ЛР 04, ЛР
05, ЛР 07.
МР 01, МР 02, МР
04, МР 05.
ПРб 05, ПРб 06,
ПРб 07.

5. Напишите эссе на тему: «Есть ли счастливый в
поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить
хорошо?».
6. Подготовьте доклад на тему: «Изображение
трагического положения крестьянства в поэзии
Н.А. Некрасова» (поэмы «Мороз, Красный нос»,
«Коробейники», «Железная дорога»).
7. Подготовьте реферат на тему: «Изображение
природы в лирике Фета, Тютчева и Некрасова».
8. Подготовьте доклад на тему: «Изображение
крестьянского труда в произведениях поэтов
некрасовской школы».
1. Осуществить перевод научной статьи о
творчестве Бунина на иностранном языке на
русский язык.
2. Изучить биографию писателя И.А. Бунина и
выявить, как преломились характерные черты
эпохи, исторические реалии в его произведениях;
подготовить сообщение и презентацию «И.А.
Бунин – Нобелевский лауреат».
3. Подготовьте доклад на тему: «Мотив
загубленной, «истасканной наизнанку», жизни в
рассказах И.А. Бунина («3axap Bopoбьeв»,
«Hoчнoйpaзгoвop»,
«Cвepчoк»,
«Бyдни»,
«Cкaзкa», «Дpeвнийчeлoвeк», «Beceлыйдвop»,
«Xyдaятpaвa»).
Иcтoчник:
https://www.textologia.ru/literature/literaturarossii/bunin-ivan-alekseevich/obraz-krestyanina-inarodnoy-zhizni-v-rasskazah-iabunina/6843/?q=471&n=6843
4. Подготовьте реферат на тему: «Особенности
пейзажа в автобиографическом романе И.А.
Бунина «Жизнь Арсентьева»: единство звуков,
запахов, ощущений».
5. Сравните рассказы И.С. Тургенева из цикла
«Записки охотника» и рассказы И.А. Бунина: в чём
сходство и различие в изображении крестьян у
Тургенева и Бунина? Свои наблюдения оформите
в виде сообщения.
6. Подготовить сообщение на тему: «Изображение
природы в цикле рассказов И.А. Бунина «Тёмные
аллеи» (смысл названия, функции пейзажа,
выразительно-изобразительные средства и др.)
1. Исследование и подготовка доклада на тему:
«Выразительно-изобразительные
средства
в
пейзажной лирике С.А. Есенина». (Цветопись,
принцип пейзажной живописи, народно-песенная
основа).
2. Подготовьте доклад на тему: «Я последний поэт
деревни» (судьба крестьянства в поэзии С.А.
Есенина).
28

глубокий лиризм,
необычайная
образность,
зрительность
впечатлений,
цветопись, принцип
пейзажной
живописи, народнопесенная
основа
стихов.
Раздел
№
6.
Особенности
развития
литературы периода
Великой
Отечественной
войны и первых
послевоенных лет.
Тема
№
2.
Произведения
первых
послевоенных лет.
Проблемы
человеческого
бытия, добра и зла,
эгоизма
и
жизненного
подвига,
противоборства
созидающих
и
разрушающих сил в
произведениях Э.
Казакевича,
В.
Некрасова, А. Бека,
В. Ажаева и др.
Раздел
№
7.
Особенности
развития
литературы 19501980-х годов.
Тема
№
2.
Изображение жизни
советской деревни.
Глубина, цельность
духовного
мира
человека,
связанного
своей
жизнью с землей.
Динамика
нравственных
ценностей
во
времени,

3.
Подготовьте виртуальную экскурсию по
музеям, посвящённым жизни и творчеству
Есенина.
4. Подготовьте реферат на тему: «С.А. Есенин и
крестьянские поэты».
5. Подготовьте доклад на тему: «Образ Есенинапоэта в поэзии ХХ века» (на материале
произведений В. Маяковского, А. Дементьева,
Анны Ахматовой, Н. Рубцова и др.)
ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 6, ОК 7,
ОК 8.
ЛР 01, ЛР 04, ЛР
05, ЛР 07.
МР 01, МР 02, МР
04, МР 05.
ПРб 05, ПРб 06,
ПРб 07.

1. Подготовьте реферат и презентацию к его
защите на тему: «Тема родной земли в стихах
поэтов-фронтовиков».
2. Проведите журналистское расследование на
тему: «Великая Отечественная война в
воспоминаниях моих бабушек и дедушек».
Напишите статью по материалам этого
расследования.
3 Конкурс чтецов на тему: «Огонь войны души не
сжёг…»
4. Прочитайте главы из романа М.А. Шолохова
«Они сражались за родину». Как раскрывается
образ родной земли? Какие чувства вызывает
родная земля у героев произведения? Свои
наблюдения оформите в виде сообщения. Введите
в презентацию цитаты из романа.
5. Разработайте сценарий по произведениям,
посвящённым Великой Отечественной войне, с
использованием музыки Д. Шостаковича, песен и
стихов военных лет.
6. Построение семантического поля слова
«подвиг» на материале произведений о Великой
Отечественной войне.

ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 6, ОК 7,
ОК 8.
ЛР 01, ЛР 04, ЛР
05, ЛР 07.
МР 01, МР 02, МР
04, МР 05.
ПРб 05, ПРб 06,
ПРб 07.

1. Подготовьте реферат на тему: «Изображение
человека
земли
в
деревенской
прозе
(https://lit.ukrtvory.ru/derevenskaya-proza-v-russkojliterature-xx-veka/) (В. Овечкин, В. Тендряков, С.
Воронин, С. Антонов, А. Яшин, В. Шукшин, В.
Распутин, В. Белов, В. Астафьев).
2. Подготовьте сообщение на тему: «Летопись
колхозных будней во второй книге «Поднятой
целины» М.А. Шолохова» или «Яков Лукич
Островнов:
нововведения
в
колхозе
и
вредительство».
3.
Сравните
цитату
из
рассказа
Н.В.Гоголя«Заколдованное
место»
(«Земля
славная! И урожай всегда бывал на диво; но на
заколдованном месте никогда не было ничего
доброго. Засеют как следует, а взойдет такое, что
и разобрать нельзя: арбуз не арбуз, тыква не тыква,
29

предвидение
опасности утраты
исторической
памяти.
Попытка
оценить
современную жизнь
с
позиций
предшествующих
поколений
(В.Шукшин,
В.Распутин)

Раздел
№
8.
Творчество поэтов в
1950—1980-е годы
Тема № 1. Тема № 1.
Поэзия Н. Рубцова:
художественные
средства,
своеобразие
лирического героя.
Тема родины в
лирике
поэта.
Гармония человека
и
природы.
Есенинские
традиции в лирике
Н. Рубцова.

ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 6, ОК 7,
ОК 8.
ЛР 01, ЛР 04, ЛР
05, ЛР 07.
МР 01, МР 02, МР
04, МР 05.
ПРб 05, ПРб 06,
ПРб 07.

огурец не огурец… черт знает, что такое!») и
рассуждения Островнова в «Поднятой целине»
М.А. Шолохова о солончаках. Поясните, что это за
явление. Свои рассуждения оформите в виде
сообщения.
4. Подготовьте реферат на тему: «Тема
крестьянского труда в тетралогии Ф. Абрамова
«Пряслины» («Братья и сестры», «Две зимы и три
лета», «Пути-перепутья» и «Дом»).
5. Подготовьте доклад на тему: «Извечная власть
и обаяние земли в рассказах В. Шукшина»
(«Залетный», «Верую!», «И разыгрались же кони в
поле», «Алеша Бесконвойный», «Сельские
жители», «Один», «В профиль и анфас», «Жена
мужа в Париж провожала», «Письмо», «Как
помирал старик», «Бессовестные», «Земляки»,
«Осенью», «Материнское сердце» и др.
6.
Подготовьте сообщение на тему: «Егор
Прокудин – возвращение к истокам крестьянской
жизни» (В.М. Шукшин «Калина красная»).
7.
Напишите
эссе
на
тему:
«Кризис
нравственности как следствие исчезновения
культурных традиций русской деревни (на
материале произведений В. Распутина)».
8. Напишите реферат на тему: «Нравственная
проблематика в лирике А. Вознесенского, Б.
Окуджавы, В. Высоцкого (в прозе В. Распутина и
Ч. Айтматова)».
1. Составьте словарь литературоведческих
терминов на материале лирики Н.М. Рубцова.
2. Анализ стихотворения Н.М. Рубцова «Берёза»:
тема родины, выразительно-изобразительные
средства, идейное содержание.
3. Построение семантического поля слова
«родина» на материале «тихой лирики»
(произведений Николая Рубцова, Владимира
Соколова, Анатолия Жигулина, Станислава
Куняева, Николая Тряпкина, Алексея Решетова и
др.)
4. Напишите эссе на тему: «Традиции лирики
Тютчева и Фета в стихах Рубцова»:
«Но я у Тютчева и Фета
Проверю искреннее слово,
Чтоб книгу Тютчева и Фета
Продолжить книгою Рубцова».
5. Разработайте сценарий литературной гостиной
по произведениям поэтов – «тихих лириков»
(Николая
Рубцова,
Владимира
Соколова,
Анатолия Жигулина, Станислава Куняева,
Николая Тряпкина, Алексея Решетова и др.) на
тему «Поэзия «тихих лириков» - возвращение к
народным истокам».
30

Раздел
№
9.Драматургия
1950—1980-х годов.
Тема № 1. Жанры и
жанровые
разновидности
драматургии 1950—
1960-х
годов.
Интерес к молодому
современнику,
актуальным
проблемам
настоящего.
Социальнопсихологические
пьесы В. Розова.
Внимание
драматургов
к
повседневным
проблемам
обычных людей.
Раздел
№
10.Особенности
развития
литературы конца
1980—2000-х годов
Тема
№
1.
Общественнокультурная
ситуация в России
конца ХХ — начала
ХХI
века.
Смешение разных
идеологических и
эстетических
ориентиров.
Всплеск
антитоталитарных
настроений
на
рубеже 1980-1990-х
годов.
«Задержанная»
и
«возвращенная»
литература.
Произведения
А.
Солженицына, А.
Бека, А. Рыбакова,
В.
Дудинцева,
В.Войновича.

ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 6, ОК 7,
ОК 8.
ЛР 01, ЛР 04, ЛР
05, ЛР 07.
МР 01, МР 02, МР
04, МР 05.
ПРб 05, ПРб 06,
ПРб 07.

1. Подготовьте реферат и презентацию к его
защите на тему: «Тип «средненравственного»
героя в драматургии А. Вампилова».
2. Напишите эссе на тему: «Смысл названия пьесы
А. Арбузова «Жестокие игры».
3. Составить словарь литературоведческих
терминов на материале пьесы А. Вампилова
«Утиная охота».
4. Исследовать специфику использования
языковых средств в пьесах В. Розова, А. Арбузова,
А. Володина (на выбор или в группах).
5. Осуществить перевод диалога из пьес В. Розова,
А. Арбузова, А. Володина (на выбор) на
иностранный язык.
6. Напишите сообщение на тему: «А что природа
делает без нас?» (мотив осени и осенней природы
в пьесе Володина «Осенний марафон»).

ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 6, ОК 7,
ОК 8.
ЛР 01, ЛР 04, ЛР
05, ЛР 07.
МР 01, МР 02, МР
04, МР 05.
ПРб 05, ПРб 06,
ПРб 07.

1. Напишите реферат на тему: «Мемуарноавтобиографическая литература, «возвращённая
читателю» (на материале «Колымских рассказов»
В. Шаламова, произведений Ю. Домбровского,
дневников М. Пришвина и др.)».
2. Подготовьте доклад на тему: «Образ «народного
академика» Касьяна Демьяновича Рядно в романе
В. Дудинцева «Белые одежды». Как раскрывается
тема агрономических экспериментов в романе?
3. Создайте рекламный буклет по произведениям
«возвращённой литературы».
4. Разработайте сценарий литературной гостиной
по произведениям «возвращённой» литературы
(на материале произведений И. Шмелева, Б.
Зайцева, А. Ремизова, книг Саши Черного, Н.
Тэффи
и
др.).
Подберите
музыкальное
оформление.
5. Создайте буктрейлер по одному из
произведений «возвращённой литературы».
6. Из стихотворения Б.Л. Пастернака «Летний
день» выпишите все примеры изобразительновыразительных средств:
Я за работой земляной
С себя рубашку скину,
И в спину мне ударит зной
И обожжет, как глину.
Я стану, где сильней припек,
И там, глаза зажмуря,
Покроюсь с головы до ног
Горшечною глазурью.
31

Раздел
№
11.
Русская литература
XXI века.
Тема
№
1.
Постмодернизм,
воспринимающий
чужие
языки,
культуры,
знаки,
цитаты
как
собственные, из них
строящий
новый
художественный
мир (Вен. Ерофеев,
С. Соколов, В.
Пелевин,
Т.
Толстая,
В.
Нарбикова,
В.
Сорокин и др.)

ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 6, ОК 7,
ОК 8.
ЛР 01, ЛР 04, ЛР
05, ЛР 07.
МР 01, МР 02, МР
04, МР 05.
ПРб 05, ПРб 06,
ПРб 07.

1. Напишите реферат на тему: «Отражение
постмодернистского мироощущения в литературе
конца ХХ века»
2. Составьте словарь литературоведческих
терминов
на
материале
произведения
постмодернизма.
3. Исследуйте специфику языковых средств на
материале одного из произведений Саши
Соколова, В. Пелевина, Т. Толстой (на выбор, по
группам), свои наблюдения изложите в виде
сообщения (можно использовать презентацию).
4. Подготовьте сообщение на тему: «Образ сада в
рассказах Т. Толстой «Самая любимая», «На
золотом крыльце сидели...», «Свидание с птицей»,
«Пламень небесный» и др.).

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».