РП Литература БУД Эл 22

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края Венцы - Заря сельскохозяйственный техникум

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ БУД 02 Литература

для специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация
сельского хозяйства

п. Венцы
2022г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

7

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

21

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

24

5.

ПРИМЕРНЫЕ ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

3

25

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Литература» является обязательной частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности 35.02.08 Электрификация и
автоматизация сельского хозяйства.
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии
общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального
и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами,
руководством,
потребителями.
Применять
стандарты
антикоррупционного поведения
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с
требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР),
метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб).
Коды
результатов

Планируемые результаты освоения дисциплины:

4

ЛР 01

ЛР 04

ЛР 06

ЛР 07
МР 02
МР 04

МР 08
МР 09

ПРб 01
ПРб 02
ПРб 03
ПРб 04.
ПРб 05.
ПРб 06.
ПРб 07

российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной
деятельности,
владение
навыками
получения
необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач
и средств их достижения
Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике
Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью
Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации
Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров
Знание содержания произведений русской и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного
влияния на формирование национальной и мировой
Сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка
Сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного произведения

5

ПРб 08
ПРб 09

ПРб 10

Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях
Овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни,
созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания
Сформированность
представлений
о
системе
стилей
языка
художественной литературы

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

164

в т. ч.:
1. Основное содержание
в т. ч.:

117

теоретическое обучение

81

практические занятия

36

2. Профессионально ориентированное содержание

46

в т. ч.:
теоретическое обучение

30

Практические занятия

16

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

1

7

1.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
№
раздела,
темы

1
1.1

1.2

Содержание учебного материала

Объем
в часах

Введение
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика
литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской
литературы. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного
материала).
Профессионально ориентированное содержание
Значение литературы при освоении профессий и специальностей СПО
технологического профиля
Русская литература первой половины XIX века
Историко-культурный процесс рубежа XVIII - XIX веков. Романтизм. Особенности
русского романтизма. Литературные общества и кружки. Зарождение русской
литературной критики. Становление реализма в русской литературе. Русское
искусство
Александр Сергеевич Пушкин (1799 - 1837). Личность писателя. Жизненный и
творческий путь (с обобщением ранее изученного). Детство и юность. Петербург и
вольнолюбивая лирика. Южная ссылка и романтический период творчества.

1
1

8

1
9
2

3

Коды общих
компетенций
(указанных в
разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

ПРб 07,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,
ОК 1-9
ПРб 05 ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,
ОК 1-9

1.3

1.4

1.5
2
2.1
2.2

Михайловское: темы, мотивы и художественное своеобразие творчества.
Становление реализма в творчестве Пушкина. Роль Пушкина в становлении русского
литературного языка. Болдинская осень в творчестве Пушкина. Пушкин-мыслитель.
Творчество А. С. Пушкина в критике и литературоведении. Жизнь произведений
Пушкина в других видах искусства. «Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина:
мечты о «вольности святой». Душевное благородство и гармоничность в выражении
любовного чувства. Поиски смысла бытия, внутренней свободы. Отношения
человека с Богом. Осмысление высокого назначения художника, его миссии пророка.
Идея преемственности поколений. Осмысление исторических процессов с
гуманистических позиций. Нравственное решение проблем человека и его времени.
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841). Личность и жизненный путь М. Ю.
Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Темы, мотивы и образы ранней
лирики Лермонтова. Жанровое и художественное своеобразие творчества М. Ю.
Лермонтова петербургского и кавказского периодов. Тема одиночества в лирике
Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова
Николай Васильевич Гоголь (1809 — 1852). Личность писателя, жизненный и
творческий путь (с обобщением ранее изученного). «Петербургские повести»:
проблематика и художественное своеобразие. Особенности сатиры Гоголя. Значение
творчества Н. В. Гоголя в русской литературе
Профессионально ориентированное содержание
Работа с источниками информации (дополнительная литература, словари,
энциклопедии, тексты художественной литературы, электронные источники)
Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века
Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Основные проблемы,
характеристика прозы, поэзии, журналистики
Александр Николаевич Островский (1823—1886). Жизненный и творческий путь А.
Н. Островского (с обобщением ранее изученного). Социально-культурная новизна
драматургии А. Н. Островского. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в
творчестве А. Н. Островского. Драма «Гроза». Творческая история драмы. Жанровое
своеобразие. Художественные особенности драмы. Калинов и его обитатели
(система персонажей). Самобытность замысла, оригинальность основного характера,
сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Символика грозы. Образ Катерины
— воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности
с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений,
9

2

2

2
2
15
1
2

ПРб 05 ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,
ОК 1-9

2.3

2.4

мотив своеволия и свободы в драме. Катерина в оценке Н. А. Добролюбова и Д. И.
Писарева. Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе.
Драма «Бесприданница». Социальные и нравственные проблемы в драме. Лариса и
ее окружение. Художественные особенности драмы «Бесприданница». Основные
сюжетные линии драмы. Тема «маленького человека» в драме «Бесприданница».
Малый театр и драматургия А. Н. Островского.
Для чтения и изучения. Драма «Гроза». Статья Н. А. Добролюбова «Луч света в
темном царстве». Драма «Бесприданница»
Иван Александрович Гончаров (1812—1891). Жизненный путь и творческая
биография И. А. Гончарова. Роль В. Г. Белинского в жизни И. А. Гончарова.
«Обломов». Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения.
Проблема русского национального характера в романе. Сон Ильи Ильича как
художественно-философский центр романа. Образ Обломова. Противоречивость
характера Обломова. Обломов как представитель своего времени и вневременной
образ. Типичность образа Обломова. Эволюция образа Обломова. Штольц и
Обломов. Прошлое и будущее России. Проблемы любви в романе. Любовь как лад
человеческих отношений (Ольга Ильинская — Агафья Пшеницына).
Оценка романа «Обломов» в критике (Н. Добролюбова, Д. И. Писарева, И.
Анненского и др.). Роман «Обрыв». Отражение смены эпох в обществе и нравах.
Многообразие типов и характеров в романе. Трагическая судьба незаурядного
человека в романе. Гончаров — мастер пейзажа. Тема России в романах Гончарова
Иван Сергеевич Тургенев (1818 — 1883). Жизненный и творческий путь И. С.
Тургенева (с обобщением ранее изученного). Психологизм творчества Тургенева.
Тема любви в творчестве И.С. Тургенева (повести «Ася», «Первая любовь»,
«Стихотворения в прозе»). Их художественное своеобразие. Тургенев-романист
(обзор одного-двух романов с чтением эпизодов). Типизация общественных явлений
в романах И. С. Тургенева. Своеобразие художественной манеры
Тургенева-романиста.
Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Отображение в романе общественнополитической обстановки 1860-х годов. Проблематика романа. Особенности
композиции романа. Базаров в системе образов романа. Нигилизм Базарова и
пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Взгляды Базарова на
искусство, природу, общество. Базаров и Кирсановы. Базаров и Одинцова. Любовная
интрига в романе и ее роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа.
Базаров и родители. Сущность споров, конфликт «отцов» и «детей». Значение
10

2

2

2.5

2.6

заключительных сцен романа в раскрытии его идейно-эстетического содержания.
Авторская позиция в романе. Полемика вокруг романа «Отцы и дети» (Д. И. Писарев,
Н. Страхов, М. Антонович). Для чтения и изучения. Роман «Отцы и дети». Д. И.
Писарев. «Базаров»
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826—1889). Жизненный и творческий
путь М. Е. Салтыкова-Щедрина (с обобщением ранее изученного). Мировоззрение
писателя. Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М. Е. СалтыковаЩедрина. Своеобразие фантастики в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Иносказательная образность сказок. Гротеск, аллегория, символика, язык сказок.
Обобщающий смысл сказок. Замысел, история создания «Истории одного города».
Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии
в «Истории одного города». Приемы сатирической фантастики, гротеска,
художественного иносказания. Эзопов язык. Роль Салтыкова-Щедрина в истории
русской литературы.
Федор Михайлович Достоевский (1821—1881). Сведения из жизни писателя (с
обобщением ранее изученного). Роман «Преступление и наказание» Своеобразие
жанра. Особенности сюжета. Отображение русской действительности в романе.
Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Социальные и
философские основы бунта Раскольникова. Смысл теории Раскольникова. Проблема
«сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее
опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху,
попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и
судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и
общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение
в романе. Символические образы в романе. Символическое значение образа «вечной
Сонечки». Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. «Правда»
Раскольникова и «правда» Сони. Петербург Достоевского. Библейские мотивы в
произведении. Споры вокруг романа и его главного героя. Роман «Униженные и
оскорбленные». Жанровое своеобразие романа. Особенности сюжета. Боль за
униженных, угнетенных в произведении. Сложный, богатый внутренний мир
«маленького человека». Развитие гуманистических традиций Пушкина и Гоголя.
Роман «Идиот». Жанровое своеобразие романа. Особенности сюжета. Философская
глубина, нравственная проблематика романа. Трагичность взаимоотношений героев
с внешним миром. Князь Мышкин как «идеальный герой». Настасья Филипповна —
один из лучших женских образов Достоевского
11

1

2

2.7

2.8

Лев Николаевич Толстой (1828—1910). Жизненный путь и творческая биография (с
обобщением ранее изученного). Духовные искания писателя. Роман-эпопея «Война
и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры
романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской
действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души».
Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение понятий
«война» и «мир». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи
Ростовой. Светское общество в изображении Толстого, осуждение его бездуховности
и лжепатриотизма. Авторский идеал семьи в романе. Правдивое изображение войны
и русских солдат — художественное открытие Л. Н. Толстого. Бородинская битва —
величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент романа.
«Дубина народной войны», партизанская война в романе. Образы Тихона Щербатого
и Платона Каратаева, их отношение к войне. Народный полководец Кутузов. Кутузов
и Наполеон в авторской оценке. Проблема русского национального характера.
Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма».
Патриотизм в понимании писателя. «Севастопольские рассказы». Отражение
перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Война как
явление, противоречащее человеческой природе. Сила духа русского народа в
представлении Толстого. Настоящие защитники Севастополя и «маленькие
Наполеоны». Контраст между природой и деяниями человека на земле. Утверждение
духовного начала в человеке. Особенности поэтики Толстого. Значение
«Севастопольских рассказов» в творчестве Л. Н. Толстого. Роман «Анна Каренина».
Светское общество конца XIX века в представлении Толстого. История Анны
Карениной: долг и чувство. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина»
Антон Павлович Чехов (1860—1904). Сведения из биографии (с обобщением ранее
изученного). Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества.
Художественное совершенство рассказов А.П.Чехова. Новаторство Чехова.
Периодизация творчества Чехова. Работа писателя в журналах. Чехов-репортер.
Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в
поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Особенности
изображения «маленького человека» в прозе А. П. Чехова. Драматургия Чехова.
Комедия «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей. Сложность
и многозначность отношений между персонажами. Разрушение дворянских гнезд в
пьесе. Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишневый сад». Лиризм и
юмор в пьесе «Вишневый сад». Смысл названия пьесы. Особенности символов.
12

3

2

2.9

3
3.1

3.2

3.3

3.4

Драматургия А. П. Чехова и Московский Художественный театр. Театр Чехова —
воплощение кризиса современного общества. Роль А.П.Чехова в мировой
драматургии театра. Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух)
Профессионально ориентированное содержание
Анализ историко- и теоретико-литературного контекста художественного
произведения и применение его результатов для решения профессиональных задач
профессий и специальностей технологического профиля
Поэзия второй половины XIX века
Федор Иванович Тютчев (1803—1873)
Жизненный и творческий путь Ф. И. Тютчева (с обобщением ранее изученного).
Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф. И. Тютчева.
Художественные особенности лирики Ф. И. Тютчева.
Афанасий Афанасьевич Фет (1820—1892)
Жизненный и творческий путь А. А. Фета (с обобщением ранее изученного).
Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А. А. Фета.
Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А. А. Фета
Профессионально ориентированное содержание
Выявление в художественных текстах изобразительно-выразительных средств
языка и применение понимания образной системы для решения профессиональных
задач специальностей технологического профиля
Биография А.К. Толстого, лирика. Стихотворения: «Тщетно, художник, ты
мнишь, что творений своих ты создатель!..», «Меня во мраке и в пыли…», «Двух
станов не боец, но только гость случайный…», «Против течения», «Средь шумного
бала, случайно…», «Колокольчики мои, цветики степные…», «Когда природа вся
трепещет и сияет…», «То было раннею весной…», «Тебя так любят все; один твой
тихий вид…»

2
2

5
1

ПРб 06, ПРб 07,
ПРб 08,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,

1

ОК 1-9

2
2

1

3.5

Очерк жизни и творчества Н. А. Некрасова, жанровое своеобразие лирики.
Любовная лирика Н.А. Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел
поэмы, жанр, композиция. Сюжет.

2

4

Литература XX века. Особенности развития литературы и других видов
искусства в начале XX века
Иван Алексеевич Бунин (1870—1953). Сведения из биографии (с обобщением ранее
изученного). Лирика И. А. Бунина. Своеобразие поэтического мира И. А. Бунина.

12

4.1

13

2

ПРб 06, ПРб 07,
ПРб 08,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,

4.2

Философичность лирики Бунина. Поэтизация родной природы; мотивы деревенской
и усадебной жизни. Тонкость передачи чувств и настроений лирического героя в
поэзии И. А. Бунина. Особенности поэтики И. А. Бунина.
Проза И. А. Бунина. «Живопись словом» — характерная особенность стиля И.А.
Бунина. Судьбы мира и цивилизации в творчестве И.А. Бунина. Русский
национальный характер в изображении Бунина. Общая характеристика цикла
рассказов «Темные аллеи». Тема любви в творчестве И. А. Бунина, новизна ее в
сравнении с классической традицией. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе.
Тема «дворянского гнезда» на рубеже XIX—XX веков, ее решение в рассказе И.А.
Бунина «Антоновские яблоки» и пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».
Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Критики о Бунине (В. Брюсов, Ю.
Айхенвальд, З. Шаховская, О. Михайлов) (по выбору преподавателя).
Александр Иванович Куприн (1870—1938)
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Повести «Гранатовый
браслет», «Олеся». Воспевание здоровых человеческих чувств в произведениях А. И.
Куприна. Традиции романтизма и их влияние на творчество А. И. Куприна. Трагизм
любви в творчестве А. И. Куприна. Тема «естественного человека» в творчестве
Куприна (повесть «Олеся»). Поэтическое изображение природы, богатство
духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна.
Осуждение пороков современного общества.
Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной,
бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения.
Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви
«маленького человека». Столкновение высоты чувства и низости жизни как
лейтмотив произведений А. И. Куприна о любви.
Решение темы любви и истолкование библейского сюжета в повести «Суламифь».
Обличительные мотивы в творчестве А.И. Куприна. Образ русского офицера в
литературной традиции («Поединок»). Армия как модель русского общества рубежа
XIX—XX веков. Изображение офицерской среды, строевой и казарменной жизни
солдат, личных отношений между людьми. Освещение проблемы личности как
«нравственного воскресения» героя. Ситуация дуэли: преломление традиции как
отражение времени. Социальные и нравственные проблемы в повести. Традиции
психологизма Л. Н. Толстого в творчестве Куприна.
Критики о Куприне (Ю.Айхенвальд, М.Горький, О.Михайлов) (по выбору
преподавателя).
14

ОК 1-9

2

4.3

4.4

4.5

Серебряный век русской поэзии
Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX — начала XX века.
Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Николай Гумилев, Осип
Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь
Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай и др. Общая характеристика творчества
(стихотворения не менее трех авторов по выбору).
Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века. Формы ее
разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов.
Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения
поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм (общая характеристика
направлений). Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И.
Цветаева.
Максим Горький (1868—1936). Сведения из биографии (с обобщением ранее
изученного). М.Горького как ранний образец социалистического реализма. Правда
жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя.
Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых
и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.
Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои
пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения.
Новаторство Горького-драматурга. Горький и МХАТ. Горький-романист.
Публицистика М. Горького: «Несвоевременные мысли». Поэтика заглавия.
Выражение неприятия М.Горьким революционной действительности 1917—1918
годов как источник разногласий между М.Горьким и большевиками.
Цикл публицистических статей М.Горького в связи с художественными
произведениями писателя. Проблемы книги «Несвоевременные мысли». Критики о
Горьком. (А. Луначарский, В. Ходасевич, Ю. Анненский).
Александр Александрович Блок (1880—1921). Сведения из биографии (с
обобщением ранее изученного). Природа социальных противоречий в изображении
поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу
России в лирике Блока.
Поэма «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком социального характера
революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового
пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика,
ритмика, интонационное разнообразие поэмы.
Профессионально ориентированное содержание
15

2

2

4

1

4.6

5
5.1

5.2

5.3

5.4
6
6.1

Реализация представлений о системе стилей художественной литературы разных
эпох, литературных направлениях, индивидуальном авторском стиле в решении
профессиональных задачах специальностей технологического профиля
Особенности развития литературы 1920-х годов
Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Выражение темы России и
революции в творчестве А. Блока, М. Волошина, А. Ахматовой.
Изображение интеллигенции и революции в литературе 20-х годов («Хождение по
мукам» А. Толстой)

1

9
4

ПРб 05, ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 08,

Владимир Владимирович Маяковский (1893—1930). Сведения из биографии (с
обобщением ранее изученного). Поэтическая новизна ранней лирики: необычное
содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и
противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства
мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в
стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных».
Поэма «Во весь голос». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского.
Образ поэта-гражданина
Сергей Александрович Есенин (1895—1925). Сведения из биографии (с
обобщением раннее изученного). Поэтизация русской природы, русской деревни.
Развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное
своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность,
зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народнопесенная основа стихов.
Поэма «Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и
эпическое в поэме.
Профессионально ориентированное содержание
Навыки анализа текста художественного произведения и их применение в
профессии технологического профиля
Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов
Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930х годов (в культуре, искусстве и литературе). Первый съезд советских писателей и
его значение.
Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его
развитии и воплощении. Отражение индустриализации и коллективизации;
поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В.

2

ОК 1-9

16

3

1
1
18
3

ПРб 05 ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09
ОК 1-9

6.2

6.3

6.4

Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, В.Вишневского, Н. Погодина, Э.
Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др.
Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина.
Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М.
Булгаков). Развитие драматургии в 1930-е годы.
Марина Ивановна Цветаева (1892—1941). Сведения из биографии. Идейнотематические особенности поэзии М. И. Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени
и вечности. Художественные особенности поэзии М. И. Цветаевой. Фольклорные и
литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического
стиля.
О.Э. Мандельштам. Противостояние поэта веку-волкодаву. Идейно-тематические и
художественные особенности поэзии О.Э.Мандельштама. Для чтения и изучения.
Стихотворения: «Selentium», «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»,
«Ленинград» («Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»)
Очерк жизни и творчества А. П. Платонова.
Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован».

2

2

2

6.5

Гражданская война в книге рассказов И. Бабеля «Конармия». «Изображение
революции в “Конармии”

1

6.6

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891—1940)
Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного материала).
Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение
войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Отношение автора к героям
романа. Честь — лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка.
Женские образы на страницах романа.
Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных».
Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа.
Система образов. Ершалаимские главы. Москва 1930-х годов. Тайны психологии
человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение.
Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции
русской литературы (творчество Н. В. Гоголя) в творчестве М. Булгакова.
Своеобразие писательской манеры.

3

17

6.7

6.8

7
7.1

7.2

7.3

Михаил Александрович Шолохов (1905—1984). Жизненный и творческий путь
писателя (с обобщением ранее изученного). Мир и человек в рассказах М.Шолохова.
Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов».
Поэтика раннего творчества М. Шолохова. Роман-эпопея «Тихий Дон». Романэпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны.
Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира
в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа.
Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент
истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа.
Многоплановость повествования. Традиции Л. Н. Толстого в романе М. Шолохова.
Своеобразие художественной манеры писателя
Профессионально-ориентированное содержание
Закрепление знаний содержания произведений русской и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой культуры и их применение в профессии
Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и
первых послевоенных лет
Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и
зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих
сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др.
Анна Андреевна Ахматова (1889—1966). Жизненный и творческий путь (с
обобщением ранее изученного). Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость
переживаний поэта. Тематика и тональность лирики периода Первой мировой
войны: судьба страны и народа. Личная и общественная темы в стихах
революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле,
Родине, России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и
гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в
творчестве поэтессы. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы.
Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики
Ахматовой.
Биография Б.Л. Пастернака. Основные мотивы лирики Б.Л. Пастернака. Связь
человека и природы в лирике поэта. Анализ стихотворения «Февраль. Достать
чернил и плакать…».
Профессионально ориентированное содержание

5

2
2

10
4

2

2

2
18

ПРб 05 ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09
ОК 1-9

7.4

7.5

8
8.1

8.2
8.3
8.4
8.5
8.6
8.7

8.7

8.8

8.9

Выявление тем, проблем художественного произведения и составление
аргументированных развернутых устных и письменных высказываний, в том числе
и профессиональной направленности
А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Тема войны и памяти в лирике.
Для чтения и изучения. Стихотворения: «Слово о словах», «Моим критикам», «Вся
суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей
вины…», «Я убит подо Ржевом»

2

Особенности развития литературы 1950—1980-х годов
Основные направления и течения художественной прозы 1950—1980-х годов.
Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков.
Художественное своеобразие прозы В. Шаламова, В. Шукшина, В. Быкова, В.
Распутина.
В.М. Шукшин. Аналитическая беседа по рассказам: «Чудик», «Срезал», «Выбираю
деревню на жительство» (Письменные ответы на вопросы).
Тема Родины в лирике Р. Гамзатова.
В.Г. Распутин. Дискуссия по повести «Прощание с Матёрой».
А.И. Солженицын «Последний день Ивана Денисовича». Характеристика главного
героя.
В.Т Шаламов «Сентенция», «Надгробное слово», «Крест» (мини-дискуссия на
цитатном материале).
Новое осмысление проблемы человека на войне. Исследование природы подвига и
предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации.
Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических
чувств молодого поколения.
Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира
человека, связанного своей жизнью с землей. Динамика нравственных ценностей во
времени, предвидение опасности утраты исторической памяти. Попытка оценить
современную жизнь с позиций предшествующих поколений.
Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в
истории, взаимоотношениях человека и власти. Автобиографическая литература.
Профессионально ориентированное содержание
Навык интерпретации художественного произведения, осмысление поднятых в нем
нравственных проблем и его применение в профессии. Написание сочинений, эссе,

17
1

19

2

2
1
2
2
2
3

2

2
2
2

ПРб 05 ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09
ОК 1-9

9
9.1

9.2

9.3

10
10.1
10.2

10.3

11
11.1
11.2

в том числе и на профессиональную тематику с аргументацией примерами из
художественной литературы
Творчество поэтов в 1950—1980-е годы
Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы,
жанра в поэзии 1950—1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество
авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и
направления в поэзии 1950—1980-х годов.
Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема
родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в
лирике Н. Рубцова.
Профессионально ориентированное содержание
Аналитическая работа с текстами поэтических произведений и применение ее
результатов в профессиональной деятельности специалиста технологического
профиля
Драматургия 1950—1980-х годов
Особенности драматургии 1950—1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности
драматургии 1950—1960-х годов
Социально-психологические пьесы В. Розова. Внимание драматургов к
повседневным проблемам обычных людей. Тема войны в драматургии. Проблемы
долга и совести, героизма и предательства, чести и бесчестия
Профессионально ориентированное содержание
Сравнительный анализ тематики и проблематики эпических и драматических
произведений как элемент аналитической деятельности в профессии
технологического профиля
Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов
Отражение постмодернистского мироощущения в литературеконца 1980—2000-х
годов. Основные направления развития литературы конца 1980—2000-х годов.
Произведения А. Солженицына, А. Бека, А. Рыбакова, В. Дудинцева, В. Войновича.
Проза А. Солженицына, В. Распутина, Ф. Искандера, Ю. Коваля, В. Маканина, С.
Алексиевич, О. Ермакова, В. Астафьева, Г. Владимова, Л. Петрушевской, В.
Пьецуха, Т. Толстой и др. Развитие разных традиций в поэзии Б. Ахмадулиной, Т.
Бек, Н. Горбаневской, А. Жигулина, В. Соколова, О. Чухонцева, А. Вознесенского,
Н. Искренко, Т. Кибирова, М. Сухотина и др.
Профессионально ориентированное содержание
20

4
2

2

ПРб 05 ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09
ОК 1-9

2
2

4
2
2

2
2

4
2
2

ПРб 05 ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09
ОК 1-9

ПРб 05 ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04, ЛР
06, ЛР 07,
МР 02, МР 04, МР
09
ОК 1-9

2

11.3

12
12.1
12.2

«Читая - размышляем…»: аналитическая беседа по произведениям художественной
литературы конца 1980—2000-х. Определение роли художественной литературы
для специалиста технологического профиля
Характеристика художественной литературы XXI века
Основные направления и имена писателей и поэтов (по выбору преподавателя)
Профессионально ориентированное содержание
«Практикум: начинающие литературоведы»: аналитическая работа с текстами в
мини-группах (по заданному плану) на тему: «Какие жизненные уроки можно
извлечь из произведений современной литературы специалистам технологического
профиля, живущим в XXI в»

2

8
7
2
2

ПРб 05 ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04, ЛР
06, ЛР 07,
МР 02, МР 04, МР
09
ОК 1-9

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
Итого

21

1
117

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрено
следующее специальное помещение: Кабинет русского языка и литературы.
Помещение кабинета соответствует требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02):
оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной
мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований
к уровню подготовки обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
- задания для контрольных работ;
- профессионально ориентированные задания;
- материалы экзамена.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер
обеспечением;
- проектор с экраном.

с

лицензионным

программным

Залы:
Библиотека.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Литература [Текст]: учебник для использования в учебном процессе
образовательных учреждений, реализующих образовательную программу
среднего (полного) общего образования в пределах основных
профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля
профессионального образования / под ред. Г. А. Обернихиной. - 16-е изд., стер.
- Москва: Академия, 2017. - 655 с.: ил. - (Профессиональное образование.
Общеобразовательные дисциплины). - Библиогр. в конце ст. - ISBN 978-54468-5128-7
2. Фортунатов, Н. М. Русская литература первой трети XIX века:
учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М.
Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2019. — 207 с. — (Профессиональное образование). —
22

ISBN 978-5-9916-6020-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/433733
3. Фортунатов, Н. М. Русская литература второй трети XIX века:
учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М.
Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2019. — 246 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-01043-5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/433732
4. Фортунатов, Н. М. Русская литература последней трети XIX века:
учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М.
Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2019. — 310 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-10666-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/431053
5. История русской литературы XX-XXI веков: учебник и практикум
для вузов / В. А. Мескин [и др.; под общей редакцией В. А. Мескина. —
Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 411 с. — (Высшее образование). —
ISBN 978-5-534-00234-8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/450436
3.2.2. Дополнительные источники
1. Сафонов, А. А. Литература. 10 класс. Хрестоматия: учебное пособие
для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов; под редакцией
М. А. Сафоновой. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 211 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02275-9. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453510
2. Сафонов, А. А. Литература. 11 класс. Хрестоматия: учебное пособие
для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов; под редакцией
М. А. Сафоновой. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 265 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09163-2. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453653
3.2.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
1. Министерство науки и высшего образования Российской
Федерации (https://minobrnauki.gov.ru)
2. Федеральный
портал
"Российское
образование"
(http://www.edu.ru/);
3. Информационная
система
"Единое
окно
доступа
к
образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru/);
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
(http://school-collection.edu.ru/);
23

5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
(http://fcior.edu.ru/);
6. Образовательный портал "Учеба" (http://www.ucheba.com/);
7. Проект Государственного института русского языка имени А.С.
Пушкина "Образование на русском" (https://pushkininstitute.ru/);
8. Научная электронная библиотека (НЭБ) (http://www.elibrary.ru);
9. Национальная электронная библиотека (http://нэб.рф/);
10. КиберЛенинка (http://cyberleninka.ru/).
11. Справочно-информационный
портал
"Русский
язык"
(http://gramota.ru/);
12. Служба
тематических
толковых
словарей
(http://www.glossary.ru/);
13. Словари и энциклопедии (http://dic.academic.ru/);
14. Консультант Плюс - справочная правовая система (доступ по
локальной сети).
15. Русская литература 19-20 веков. Учебно- методическое пособие
для студентов факультета СПО. 2016, Воронежский государственный
архитектурно- строительный университет, ЭБС АСБ

24

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Методы оценки

ПРб 05
ПРб 06
ПРб 07
ПРб 08
ПРб 09
ПРб 10

Оценка результатов устных ответов,
аналитической
работы
с
текстами
художественной литературы, написания
сочинений,
эссе
(в
том
числе
профессионально
ориентированных),
составления развернутых устных и
письменных
высказываний,
заданий
экзамена

25

5. Фонды оценочных средств по специальности
Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

35.02.08

Фонды оценочных средств (далее – ФОС) представлены в виде
междисциплинарных заданий, направленные на контроль качества и
управление процессами достижения ЛР, МР и ПР, а также создание условий для
формирования ОК и (или) ПК у обучающихся посредством промежуточной
аттестации. ФОС разрабатываются с опорой на синхронизированные
образовательные результаты, с учетом профиля обучения, уровня освоения
общеобразовательной дисциплины «Литература» и профессиональной
направленности образовательной программы по специальности 35.02.08
Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
№ раздела,
темы

Раздел № 1. Русская
литература XIX века.
Развитие
русской
литературы в первой
половине XIX века.
Тема № 1. Историкокультурный процесс
рубежа XVIII — XIX
веков. Становление
реализма в русской
литературе

Коды
образовательных
результатов
(ЛР, МР, ПР, ОК,
ПК)

Варианты междисциплинарных заданий

ОК 2ПК 3.3ЛР 01
МР 01МР 04ПРб.
04 ПРб. 05, ПРб.
06, ПРб. 07, ПРб.
08, ПРб. 10

1.Напишите эссе: «Электрификация – результат
длительного научно-технического прогресса».
Какие научные открытия представлены в
художественной
литературе
и
как
взаимодействуют наука и литература».
2.Изучите биографию и творческий путь А.С.
Пушкина. Прочитайте фрагмент из книги Е.З.
Мейлихова «А. С. Пушкин и физика. Кто, как и
какой физике учил Пушкина» (М.: Интеллект,
2019): «Приобщению Александра Сергеевича
Пушкина к миру естествознания и техники в
немалой степени содействовали его друзья и
современники, в частности П. Л. Шиллинг —
известный физик и востоковед, создатель
первого в мире практического телеграфа,
широко
образованный
человек,
знаток
европейских и восточных языков, хорошо
знакомый А. И. Дельвигу, П. А. Вяземскому, В.
Ф. Одоевскому и другим друзьям Пушкина.
Учёные беседы были для Пушкина весьма
полезными и оказали на него существенное
влияние в осознании важнейшей роли науки и
научных знаний в развитии общества и
личности, в создании равновесия между
разумом и воображением. Со временем в
библиотеке поэта появятся работы Лапласа по
теории вероятностей, Гершеля по астрономии,
Араго и Даламбера по физике и механике,
Бюффона и Кювье по естествознанию, а также
других известных учёных и философов»
26

Раздел
№
2.
Особенности
развития
русской
литературы во второй
половине XIX века
Тема № 2. Развитие
реалистических

Подробнее
см.:
https://www.nkj.ru/archive/articles/35883/ (Наука
и жизнь, Пушкин — немного физик?)
Как, по Вашему мнению, относился поэт к
неотвратимому
наступлению
научнотехнического прогресса. Проанализируйте
часть романа «Евгений Онегин»:
Когда благому просвещенью
Отдвинем более границ,
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц,
Лет чрез пятьсот) дороги, верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды,
И заведёт крещёный мир
На каждой станции трактир.
Осуществились ли мечты поэта о будущем
России? Каким должно быть просвещение, по
мнению поэта? Какую роль оно играет в жизни
человека и общества.
Напишите эссе: «Мир науки и техники для
Пушкина».
3. А.А. Лопухин, приятель М.Ю. Лермонтова,
писал: "Лермонтов постоянно искал новой
деятельности и никогда не отдавался весь тому
высокому поэтическому творчеству, которое
обессмертило его имя и которое, казалось,
должно было поглотить его всецело. Постоянно
меняя занятия, он со свойственной ему
страстностью, с полным увлечением отдавался
новому делу. Таким образом, он одно время
занимался
исключительно
математикой".
Напишите реферат: «Лермонтов и математика».
Проанализируйте творчество поэта. Докажите
высказывание А.И. Герцена о поэте: «Поэзия
Лермонтова растет на почве беспощадного
разума».
4. Напишите эссе: «Странное» поведение вещей
в доме помещиков поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые
души» как элемент фантастики»
ОК 5, ПК 3.2, ЛР 1. Изучите биографию и творческий путь И.С.
06
Тургенева. Прочитайте роман «Отцы и дети».
МР 05, ПРб. 06
Какой научный метод познания описан в
романе? Какие методы научного познания
применимы в технологических исследованиях?
Опишите их.
27

традиций в прозе
(И.С.Тургенев,
И.А.Гончаров,
Л.Н.Толстой,
Ф.М.Достоевский,
Н.С.Лесков и др.).
Новые типы героев в
русской литературе.
Нигилистический и
антинигилистический
роман
(Н.Г.Чернышевский,
И.С.Тургенев).
Драматургия
А.Н.Островского и
А.П.Чехова и ее
сценическое
воплощение

Раздел № 3. Поэзия ОК 4ПК 1.1, ЛР
второй половины XIX 07,МР 02,ПРб. 01,
века.
ПРб.02
Тема № 1. Обзор
русской
поэзии
второй половины XIX
века. Идейная борьба
направлений
«чистого искусства»
и
гражданской
литературы.
Стилевое, жанровое и
тематическое
разнообразие русской
лирики
второй
половины XIX века

2. Л.Н. Толстой писал: ««Господа учёные!
Неужели вы не видите, что всё, к чему только
прикоснётся современная наука, обречено на
медленную деградацию и гибель. И не нужно
убаюкивать себя баснями о благах, чудесах и
возможностях научного прогресса, ибо прогресс
этот малым добром творит большое зло, которое
сама наука не в состоянии исправить. Наука
превратилась
в
сверхбиологического
макропаразита, пожирающего саму жизнь.
Технологическая экспансия науки лишает
человека кислорода, воды, плодородной почвы,
разрушает его генетическую идентичность,
предлагая взамен нечто искусственное и
нежизнеспособное. Почему вы, учёные,
молчите о пагубности вашего дела? Неужели вы
не видите, что прикосновение науки к любому
предмету сродни поцелуям дьявола и смерти?
Или вы надеетесь на то, что вас минует сия чаша
научной пагубы? Но ведь надежда – это не
научный факт, а моральный суд; в то же время –
это и священный приказ истины, которая за
ваши дела не пощадит вас ни живых, ни
мёртвых!» Докажите или опровергните данную
точки
аргументами
из
художественной
литературы. Как Вы думаете, почему писатель
сравнивал науку с фонарем?
1. Прочитайте стихотворения Ф.И. Тютчева:
Умом — Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Нет веры к вымыслам чудесным,
Рассудок все опустошил
И, покорив законам тесным
И воздух, и моря, и сушу,
Как пленников — их обнажил;
Ту жизнь до дна он иссушил,
Что в дерево вливала душу,
Давала тело бестелесным!..
Где вы, о древние народы!
Ваш мир был храмом всех богов,
Вы книгу Матери-природы
Читали ясно без очков!..
<…………………………….>
О раб ученой суеты
И скованный своей наукой!
Напрасно, критик, гонишь ты
Их златокрылые мечты…
28

Как, по Вашему мнению, поэт относится к науке
и просвещению? Какой способ познания мира
близок поэту?
2.Исследуйте творчество А.А. Фета и напишите
эссе «А.А. Фет и наука его времени»
ОК 2ПК 3.3ЛР 01
1.Как Вы понимаете высказывание М. Горького:
МР 01МР 04ПРб. ««Искусство
живет
вымыслами,
наука
04 ПРб. 05, ПРб. реализует вымыслы» (М. Горький). В каких
06, ПРб. 07, ПРб. произведениях художественной литературы
08, ПРб. 10
были описаны прототипы современных
приборов и устройств? Аргументируйте свою
точку зрения примерами из художественной
литературы.
2.Прочитайте рассказ М. Горького «Макар
Чудра». О каком физическом явлении идет речь
в данном фрагменте: «С моря дул влажный,
холодный ветер, разнося по степи задумчивую
мелодию плеска набегавшей на берег волны и
шелеста прибрежных кустов. Изредка его
порывы приносили с собой сморщенные,
желтые листья и бросали их в костер, раздувая
пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи
вздрагивала…»? (звуковая волна).
В каких единицах измеряется данное
физическое явление (Гц: человек воспринимает
в качестве слышимого звука волны с частотами
от 16 Гц до 20 кГц. Упругие волны с частотами
более 20000 Гц называются ультразвуками, с
частотами менее 16 Гц – инфразвуками)

Раздел № 4 Русская
литература XX века.
Особенности
развития литературы
и
других
видов
искусства в начале
XX века.
Тема
№
1.
Серебряный век как
культурноисторическая эпоха.
Идеологический
и
эстетический
плюрализм
эпохи.
Расцвет
русской
религиознофилософской мысли.
Кризис гуманизма и
религиозные искания
в русской философии.
Основные тенденции
развития
прозы.
Реализм и модернизм
в
литературном
процессе
рубежа
веков.
Стилевая
дифференциация
реализма
(Л.
Н.Толстой,
В.Г.Короленко, А. П.
Чехов, И. С. Шмелев).
Дискуссия о кризисе
реализма. Обращение
к малым эпическим
формам. Модернизм
как реакция на кризис
реализма
Раздел
№
5. ОК 5, ПК 3.2ЛР 06
Особенности
МР 05ПРб. 06
развития литературы
1920-х годов.
Тема
№
1.
Противоречивость
развития культуры в
1920-е
годы.
Литературный
процесс 1920-х годов.

1. Напишите сочинение на тему «Опасности
научно-технического
процесса
(по
произведениям М.А. Булгакова «Собачье
сердце», Роковые яйца» и др.).
2. Изучите творчество В.В. Маяковского.
Проанализируйте
стихотворение
«Гимн
ученому»:
Народонаселение всей империи —
люди, птицы, сороконожки,
ощетинив щетину, выперев перья,
29

Литературные
группировки
и
журналы
(РАПП,
«Перевал»,
конструктивизм; «На
посту»,
«Красная
новь», «Новый мир»
и др.). Политика
партии в области
литературы в 1920-е
годы

с отчаянным любопытством висят на окошке.
И солнце интересуется, и апрель еще,
даже заинтересовало трубочиста черного
удивительное, необыкновенное зрелище —
фигура знаменитого ученого.
Смотрят: и ни одного человеческого качества.
Не человек, а двуногое бессилие,
с головой, откусанной начисто
трактатом «О бородавках в Бразилии».
Вгрызлись в букву едящие глаза, —
ах, как букву жалко!
Так, должно быть, жевал вымирающий
ихтиозавр
случайно попавшую в челюсти фиалку.
Искривился позвоночник, как оглоблей
ударенный,
но ученому ли думать о пустяковом изъяне?
Он знает отлично написанное у Дарвина,
что мы — лишь потомки обезьяньи.
Просочится солнце в крохотную щелку,
как маленькая гноящаяся ранка,
и спрячется на пыльную полку,
где громоздится на банке банка.
Сердце девушки, вываренное в йоде.
Окаменелый обломок позапрошлого лета.
И еще на булавке что-то вроде
засушенного хвоста небольшой кометы.
Сидит все ночи. Солнце из-за домишки
опять осклабилось на людские безобразия,
и внизу по тротуарам опять приготовишки
деятельно ходят в гимназии.

Раздел
№
6. ОК 5ПК 3.2ЛР 06
Особенности
МР 05ПРб. 06
развития литературы
периода
Великой
Отечественной войны
и
первых
послевоенных лет.
Тема
№
2.
Произведения первых

Проходят красноухие, а ему не нудно,
что растет человек глуп и покорен;
ведь зато он может ежесекундно
извлекать квадратный корень
1. Напишите эссе «Образы слесарейремонтников приборов и устройств на войне,
представленные на страницах произведений
литературы периода Великой Отечественной
войны и первых послевоенных лет».
2. Подготовьте сообщение: «Роль мастеров по
техническому обслуживанию на войне».
3. Подготовьте стенд или видеоролик:
«Специалисты по монтажу и ремонту
30

послевоенных
лет.
Проблемы
человеческого бытия,
добра и зла, эгоизма и
жизненного подвига,
противоборства
созидающих
и
разрушающих сил в
произведениях
Э.Казакевича,
В.Некрасова, А.Бека,
В.Ажаева и др.
Раздел
№
7.
Особенности
развития литературы
1950—1980-х годов.
Тема
№
2.
Изображение жизни
советской деревни.
Глубина, цельность
духовного
мира
человека, связанного
своей
жизнью
с
землей.
Динамика
нравственных
ценностей
во
времени,
предвидение
опасности
утраты
исторической памяти.
Попытка
оценить
современную жизнь с
позиций
предшествующих
поколений
(В.Шукшин,
В.Распутин)
Раздел
№
8.
Творчество поэтов в
1950—1980-е годы
Тема № 1. Развитие
традиций
русской
классики и поиски
нового поэтического
языка, формы, жанра
в поэзии 1950—1980х
годов.
Лирика
поэтов-фронтовиков.
Творчество авторов,
развивавших
жанр
авторской
песни.
Литературные

оборудования – Герои Великой Отечественной
войны». Подберите в качестве языкового
иллюстративного материала стихотворения о
войне

ОК 5ПК 3.2ЛР 06
МР 05ПРб. 06

1. Инсценируйте (или экранизируйте) рассказ В.
Шукшина «Космос, нервная система и шмат
сала» о техническом прогрессе.
2. Напишите эссе: «Из специалистов
технологического профиля – в литераторы».
Кто из писателей имеет технологическое
образование? Что дает технологическое
образование писателю?
3. Прочитайте рассказ В. Распутина «Прощание
с Матерой». Какова позиция автора по проблеме
роли научно-технического прогресса в жизни
человека и общества?
4. Прочитайте произведения Д. Гранина «Иду на
грозу», Домбровского Ю.О. «Факультет
ненужных вещей», Стругацких А.Н., Б.Н. «За
миллиард лет до конца света». Какие проблемы
поднимаются в данных произведениях?

ОК 4ПК 1.1ЛР 01, 1.Опишите
изобразительно-выразительные
ЛР 0МР 02,ПРб. средства стихотворений Рубцова Н.М. Как
01,ПРб.02
характеризует наука описанное физическое
явление
Гроза
Поток вскипел и как-то сразу прибыл!
По небесам, сверкая там и тут,
Гремело так, что каменные глыбы
Вот-вот, казалось, с неба упадут!
И вдруг я встретил рухнувшие липы,
Как будто, хоть не видел их никто,
И впрямь упали каменные глыбы
И сокрушили липы… А за что?
31

объединения
и
направления в поэзии
1950—1980-х годов

2.Проанализируйте стихотворение Э.Асадова:
Сегодня — кибернетика повсюду.
Вчерашняя фантастика — пустяк!
А в будущем какое будет чудо?
Конечно, точно утверждать не буду,
Но в будущем, наверно, будет так:
Исчезли все болезни человека.
А значит, и лекарства ни к чему!
А для духовных радостей ему
Открыт особый магазин-аптека.
Какая б ни была у вас потребность,
Он в тот же миг откликнуться готов:
— Скажите, есть у вас сегодня нежность?
— Да, с добавленьем самых теплых слов.

— А мне бы счастья, бьющего ключом?
Какого вам: на месяц? На года?
— Нет, мне б хотелось счастья навсегда!
— Такого нет. Но через месяц ждем!
Напишите эссе: «Кибернетика к профессии
специалиста по монтажу, техническому
обслуживанию
и ремонту
электронных
приборов и устройств
Раздел
№
9. ОК 10ПК 1.1,ЛР 1.Подготовьте реферат «Электронные бытовые
Драматургия 1950— 06,МР 08,ПРб. 02
приборы и устройства в драматургии 1950—
1980-х годов.
ПРб. 03
1980-х годов».
Тема № 1. Жанры и
2.
Раскройте
тему
душевно-духовного
жанровые
инфантилизма героя драматургии 1950—1980-х
разновидности
годов
драматургии 1950—
1960-х
годов.
Интерес к молодому
современнику,
актуальным
проблемам
настоящего.
Социальнопсихологические
пьесы В. Розова.
Внимание
драматургов
к
повседневным
проблемам обычных
людей
Раздел
№
10. ОК 10ПК 1.1,ЛР 1.Подберите
произведения
русской
Особенности
06,МР 08,ПРб. 02
художественной литературы конца 1980—2000развития литературы ПРб. 03
х годов, отразивших вопросы технического
конца 1980—2000-х
прогресса, описание профессии мастера по
годов
монтажу и ремонту электронных приборов и
устройств.
32

Тема
№
1.
Общественнокультурная ситуация
в России конца ХХ —
начала ХХI века.
Смешение
разных
идеологических
и
эстетических
ориентиров. Всплеск
антитоталитарных
настроений на рубеже
1980—1990-х годов.
«Задержанная»
и
«возвращенная»
литература.
Произведения
А.Солженицына,
А.Бека, А. Рыбакова,
В.Дудинцева,
В.Войновича.
Произведения
А.Солженицына,
А.Бека, А.Рыбакова,
В.Дудинцева,
В.Войновича
Раздел № 11. Русская ОК 10ПК 1.1,ЛР
литература XXI века. 06,МР 08,ПРб. 02
Тема
№
1. ПРб. 03
Постмодернизм,
воспринимающий
чужие
языки,
культуры,
знаки,
цитаты
как
собственные, из них
строящий
новый
художественный мир
(В.Ерофеев,
С.Соколов,
В.Пелевин,
Т.Толстая,
В.Нарбикова,
В.Сорокин и др.)

2.
Проанализируйте
«возвращенную»
литературу (Николай Вагнер, Дмитрий Минаев,
Саша Черный, Осип Мандельштам и др.). Какое
место занимает тема описания бытовых
приборов и устройств в данных произведениях?

1.Перечислите названия не менее 10
стихотворений разных авторов, в которых
фигурируют
наименования
электронных
приборов и устройств.
2.
Создайте
виртуальную
выставку
«Математика, физика, химия, информатика и их
проекция в художественной литературе»».
3.Напишите
эссе
на
основе
анализа
произведений постмодерна: «Электронные
приборы и устройства будущего».
4.
Изучите
феномен
киберпанка
как
специфической
формы
самосознания
гуманитарной культуры начала XXI века.
Подберите
произведения
художественной
литературы постмодернизма, в которых дана
амбивалентная оценку киберпротезирования
человеческих способностей: с одной стороны,
восхваление достижений цифровых технологий
и опыта трансчеловечности, с другой обнаружение
неминуемого
«расчеловечивания», потеря гуманистических
ориентиров.
5.Подготовьте
виртуальную
выставку:
«Художественные произведения XIX века о
научных изобретениях и изобретателях»;
6.Подготовьте справку об истории создания
бытовых электронных приборов и устройств
33

(телевизоре, утюге, холодильнике, пылесосе и
др.), иллюстрируя их языковым материалом из
произведений художественной литературы.
7. Современный поэт Сергей Михайлович Зуев
пишет:
Я слесарь-сборщик по профессии,
Но иногда предполагаю,
Что если в творческом процессе я —
Стихи из винтиков и гаек.
На резьбовых соединениях
Узлы слесарные и блоки,
И у меня сложилось мнение,
Что это – собранные строки.
Здесь тоже всё, как на конвейере,
До полной сборки механизмов
И я хочу, чтоб мне поверили,
Что польза есть от них по жизни.
И если в душах грязи месиво—
Пусть роль свою они сыграют…
Я слесарь-сборщик по профессии
И тоже души собираю.
А мною движет не профессия;
Мой механизм – мой добрый Ангел,
Который слесарево слесарю
Вернёт однажды бумерангом…
Как
Вы
понимаете
смысл
данного
стихотворения?
8. Составьте языковой портрет писателя или
поэта (по выбору),
подберите словарь
литературоведческих терминов по творчеству
писателя/поэта, исследуйте
специфику
языковых
средств
художественных
произведений, постройте семантическое поле
слов (или «облако слов», в том числе при
использовании специальных сервисов по
генерации слов в интернете) того или иного
произведения, например, слов «электроника»,
«мера», «измерение», «приборы», «автоматика»
на основе художественных текстов, в которых
представлены описания электронных приборов
и устройств. Напишите эссе: «Писатели и поэты
русской литературы с технологическим
образованием»

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».