РП Литература БУД.02 2022 бухг

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края Венцы - Заря сельскохозяйственный техникум

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ БУД. 02 Литература

для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

п. Венцы
2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

7

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

21

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

24

5.

ПРИМЕРНЫЕ ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

3

25

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Литература» является обязательной частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский
учет (по отраслям).
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии
общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать
с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста;
ОК
06.
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного
поведения
ОК
07.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на
государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с
требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР),
метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб).
4

Коды
результатов
ЛР 01

ЛР 04

ЛР 06

ЛР 07
МР 02
МР 04

МР 08
МР 09

ПРб 01
ПРб 02
ПРб 03
ПРб 04.
ПРб 05.
ПРб 06.
ПРб 07

Планируемые результаты освоения дисциплины:
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной
деятельности,
владение
навыками
получения
необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач
и средств их достижения
Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике
Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью
Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации
Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров
Знание содержания произведений русской и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного
влияния на формирование национальной и мировой
Сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка
Сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного произведения
5

ПРб 08
ПРб 09

ПРб 10

Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях
Овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни,
созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания
Сформированность
представлений
о
системе
стилей
языка
художественной литературы

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

164

в т. ч.:
1. Основное содержание
в т. ч.:

117

теоретическое обучение

81

практические занятия

36

2. Профессионально ориентированное содержание

46

в т. ч.:
теоретическое обучение

30

Практические занятия

16

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

1

7

1.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины
№
раздела,
темы

1
1.1

Содержание учебного материала

Объем
в часах

Введение
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика
литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской
литературы. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного
материала).
Профессионально ориентированное содержание
Значение литературы при освоении профессий и специальностей СПО социальноэкономического профиля
Русская литература первой половины XIX века
Историко-культурный процесс рубежа XVIII - XIX веков. Романтизм. Особенности
русского романтизма. Литературные общества и кружки. Зарождение русской
литературной критики. Становление реализма в русской литературе. Русское
искусство

1
1

8

1
9
2

Коды общих
компетенций
(указанных в
разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

ПРб 07,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,
ОК 1-9
ПРб 05 ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,

1.2

1.3

1.4

1.5
2
2.1
2.2

Александр Сергеевич Пушкин (1799 - 1837). Личность писателя. Жизненный и
творческий путь (с обобщением ранее изученного). Детство и юность. Петербург и
вольнолюбивая лирика. Южная ссылка и романтический период творчества.
Михайловское: темы, мотивы и художественное своеобразие творчества.
Становление реализма в творчестве Пушкина. Роль Пушкина в становлении русского
литературного языка. Болдинская осень в творчестве Пушкина. Пушкин-мыслитель.
Творчество А. С. Пушкина в критике и литературоведении. Жизнь произведений
Пушкина в других видах искусства. «Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина:
мечты о «вольности святой». Душевное благородство и гармоничность в выражении
любовного чувства. Поиски смысла бытия, внутренней свободы. Отношения
человека с Богом. Осмысление высокого назначения художника, его миссии пророка.
Идея преемственности поколений. Осмысление исторических процессов с
гуманистических позиций. Нравственное решение проблем человека и его времени.
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841). Личность и жизненный путь М. Ю.
Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Темы, мотивы и образы ранней
лирики Лермонтова. Жанровое и художественное своеобразие творчества М. Ю.
Лермонтова петербургского и кавказского периодов. Тема одиночества в лирике
Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова
Николай Васильевич Гоголь (1809 — 1852). Личность писателя, жизненный и
творческий путь (с обобщением ранее изученного). «Петербургские повести»:
проблематика и художественное своеобразие. Особенности сатиры Гоголя. Значение
творчества Н. В. Гоголя в русской литературе
Профессионально ориентированное содержание
Работа с источниками информации (дополнительная литература, словари,
энциклопедии, тексты художественной литературы, электронные источники)
Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века
Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Основные проблемы,
характеристика прозы, поэзии, журналистики
Александр Николаевич Островский (1823—1886). Жизненный и творческий путь А.
Н. Островского (с обобщением ранее изученного). Социально-культурная новизна
драматургии А. Н. Островского. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в
творчестве А. Н. Островского. Драма «Гроза». Творческая история драмы. Жанровое
своеобразие. Художественные особенности драмы. Калинов и его обитатели
(система персонажей). Самобытность замысла, оригинальность основного характера,
сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Символика грозы. Образ Катерины
9

3
ОК 1-9

2

2

2
2
15
1
2

ПРб 05 ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,
ОК 1-9

2.3

2.4

— воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности
с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений,
мотив своеволия и свободы в драме. Катерина в оценке Н. А. Добролюбова и Д. И.
Писарева. Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе.
Драма «Бесприданница». Социальные и нравственные проблемы в драме. Лариса и
ее окружение. Художественные особенности драмы «Бесприданница». Основные
сюжетные линии драмы. Тема «маленького человека» в драме «Бесприданница».
Малый театр и драматургия А. Н. Островского.
Для чтения и изучения. Драма «Гроза». Статья Н. А. Добролюбова «Луч света в
темном царстве». Драма «Бесприданница»
Иван Александрович Гончаров (1812—1891). Жизненный путь и творческая
биография И. А. Гончарова. Роль В. Г. Белинского в жизни И. А. Гончарова.
«Обломов». Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения.
Проблема русского национального характера в романе. Сон Ильи Ильича как
художественно-философский центр романа. Образ Обломова. Противоречивость
характера Обломова. Обломов как представитель своего времени и вневременной
образ. Типичность образа Обломова. Эволюция образа Обломова. Штольц и
Обломов. Прошлое и будущее России. Проблемы любви в романе. Любовь как лад
человеческих отношений (Ольга Ильинская — Агафья Пшеницына).
Оценка романа «Обломов» в критике (Н. Добролюбова, Д. И. Писарева, И.
Анненского и др.). Роман «Обрыв». Отражение смены эпох в обществе и нравах.
Многообразие типов и характеров в романе. Трагическая судьба незаурядного
человека в романе. Гончаров — мастер пейзажа. Тема России в романах Гончарова
Иван Сергеевич Тургенев (1818 — 1883). Жизненный и творческий путь И. С.
Тургенева (с обобщением ранее изученного). Психологизм творчества Тургенева.
Тема любви в творчестве И.С. Тургенева (повести «Ася», «Первая любовь»,
«Стихотворения в прозе»). Их художественное своеобразие. Тургенев-романист
(обзор одного-двух романов с чтением эпизодов). Типизация общественных явлений
в романах И. С. Тургенева. Своеобразие художественной манеры
Тургенева-романиста.
Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Отображение в романе общественнополитической обстановки 1860-х годов. Проблематика романа. Особенности
композиции романа. Базаров в системе образов романа. Нигилизм Базарова и
пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Взгляды Базарова на
искусство, природу, общество. Базаров и Кирсановы. Базаров и Одинцова. Любовная
10

2

2

2.5

2.6

интрига в романе и ее роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа.
Базаров и родители. Сущность споров, конфликт «отцов» и «детей». Значение
заключительных сцен романа в раскрытии его идейно-эстетического содержания.
Авторская позиция в романе. Полемика вокруг романа «Отцы и дети» (Д. И. Писарев,
Н. Страхов, М. Антонович). Для чтения и изучения. Роман «Отцы и дети». Д. И.
Писарев. «Базаров»
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826—1889). Жизненный и творческий
путь М. Е. Салтыкова-Щедрина (с обобщением ранее изученного). Мировоззрение
писателя. Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М. Е. СалтыковаЩедрина. Своеобразие фантастики в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Иносказательная образность сказок. Гротеск, аллегория, символика, язык сказок.
Обобщающий смысл сказок. Замысел, история создания «Истории одного города».
Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии
в «Истории одного города». Приемы сатирической фантастики, гротеска,
художественного иносказания. Эзопов язык. Роль Салтыкова-Щедрина в истории
русской литературы.
Федор Михайлович Достоевский (1821—1881). Сведения из жизни писателя (с
обобщением ранее изученного). Роман «Преступление и наказание» Своеобразие
жанра. Особенности сюжета. Отображение русской действительности в романе.
Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Социальные и
философские основы бунта Раскольникова. Смысл теории Раскольникова. Проблема
«сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее
опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху,
попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и
судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и
общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение
в романе. Символические образы в романе. Символическое значение образа «вечной
Сонечки». Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. «Правда»
Раскольникова и «правда» Сони. Петербург Достоевского. Библейские мотивы в
произведении. Споры вокруг романа и его главного героя. Роман «Униженные и
оскорбленные». Жанровое своеобразие романа. Особенности сюжета. Боль за
униженных, угнетенных в произведении. Сложный, богатый внутренний мир
«маленького человека». Развитие гуманистических традиций Пушкина и Гоголя.
Роман «Идиот». Жанровое своеобразие романа. Особенности сюжета. Философская
глубина, нравственная проблематика романа. Трагичность взаимоотношений героев
11

1

2

2.7

2.8

с внешним миром. Князь Мышкин как «идеальный герой». Настасья Филипповна —
один из лучших женских образов Достоевского
Лев Николаевич Толстой (1828—1910). Жизненный путь и творческая биография (с
обобщением ранее изученного). Духовные искания писателя. Роман-эпопея «Война
и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры
романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской
действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души».
Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение понятий
«война» и «мир». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи
Ростовой. Светское общество в изображении Толстого, осуждение его бездуховности
и лжепатриотизма. Авторский идеал семьи в романе. Правдивое изображение войны
и русских солдат — художественное открытие Л. Н. Толстого. Бородинская битва —
величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент романа.
«Дубина народной войны», партизанская война в романе. Образы Тихона Щербатого
и Платона Каратаева, их отношение к войне. Народный полководец Кутузов. Кутузов
и Наполеон в авторской оценке. Проблема русского национального характера.
Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма».
Патриотизм в понимании писателя. «Севастопольские рассказы». Отражение
перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Война как
явление, противоречащее человеческой природе. Сила духа русского народа в
представлении Толстого. Настоящие защитники Севастополя и «маленькие
Наполеоны». Контраст между природой и деяниями человека на земле. Утверждение
духовного начала в человеке. Особенности поэтики Толстого. Значение
«Севастопольских рассказов» в творчестве Л. Н. Толстого. Роман «Анна Каренина».
Светское общество конца XIX века в представлении Толстого. История Анны
Карениной: долг и чувство. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина»
Антон Павлович Чехов (1860—1904). Сведения из биографии (с обобщением ранее
изученного). Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества.
Художественное совершенство рассказов А.П.Чехова. Новаторство Чехова.
Периодизация творчества Чехова. Работа писателя в журналах. Чехов-репортер.
Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в
поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Особенности
изображения «маленького человека» в прозе А. П. Чехова. Драматургия Чехова.
Комедия «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей. Сложность
и многозначность отношений между персонажами. Разрушение дворянских гнезд в
12

3

2

2.9

3
3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

4

пьесе. Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишневый сад». Лиризм и
юмор в пьесе «Вишневый сад». Смысл названия пьесы. Особенности символов.
Драматургия А. П. Чехова и Московский Художественный театр. Театр Чехова —
воплощение кризиса современного общества. Роль А.П.Чехова в мировой
драматургии театра. Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух)
Профессионально ориентированное содержание
Анализ историко- и теоретико-литературного контекста художественного
произведения и применение его результатов для решения профессиональных задач
профессий и специальностей социально-экономического профиля
Поэзия второй половины XIX века
Федор Иванович Тютчев (1803—1873)
Жизненный и творческий путь Ф. И. Тютчева (с обобщением ранее изученного).
Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф. И. Тютчева.
Художественные особенности лирики Ф. И. Тютчева.
Афанасий Афанасьевич Фет (1820—1892)
Жизненный и творческий путь А. А. Фета (с обобщением ранее изученного).
Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А. А. Фета.
Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А. А. Фета
Профессионально ориентированное содержание
Выявление в художественных текстах изобразительно-выразительных средств
языка и применение понимания образной системы для решения профессиональных
задач специальностей социально-экономического профиля
Биография А.К. Толстого, лирика. Стихотворения: «Тщетно, художник, ты
мнишь, что творений своих ты создатель!..», «Меня во мраке и в пыли…», «Двух
станов не боец, но только гость случайный…», «Против течения», «Средь шумного
бала, случайно…», «Колокольчики мои, цветики степные…», «Когда природа вся
трепещет и сияет…», «То было раннею весной…», «Тебя так любят все; один твой
тихий вид…»

2
2

5
1

ПРб 06, ПРб 07,
ПРб 08,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,

1

ОК 1-9

2
2

1

Очерк жизни и творчества Н. А. Некрасова, жанровое своеобразие лирики.
Любовная лирика Н.А. Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел
поэмы, жанр, композиция. Сюжет.

2

Литература XX века. Особенности развития литературы и других видов
искусства в начале XX века

12

13

ПРб 06, ПРб 07,
ПРб 08,

4.1

4.2

Иван Алексеевич Бунин (1870—1953). Сведения из биографии (с обобщением ранее
изученного). Лирика И. А. Бунина. Своеобразие поэтического мира И. А. Бунина.
Философичность лирики Бунина. Поэтизация родной природы; мотивы деревенской
и усадебной жизни. Тонкость передачи чувств и настроений лирического героя в
поэзии И. А. Бунина. Особенности поэтики И. А. Бунина.
Проза И. А. Бунина. «Живопись словом» — характерная особенность стиля И.А.
Бунина. Судьбы мира и цивилизации в творчестве И.А. Бунина. Русский
национальный характер в изображении Бунина. Общая характеристика цикла
рассказов «Темные аллеи». Тема любви в творчестве И. А. Бунина, новизна ее в
сравнении с классической традицией. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе.
Тема «дворянского гнезда» на рубеже XIX—XX веков, ее решение в рассказе И.А.
Бунина «Антоновские яблоки» и пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».
Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Критики о Бунине (В. Брюсов, Ю.
Айхенвальд, З. Шаховская, О. Михайлов) (по выбору преподавателя).
Александр Иванович Куприн (1870—1938)
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Повести «Гранатовый
браслет», «Олеся». Воспевание здоровых человеческих чувств в произведениях А. И.
Куприна. Традиции романтизма и их влияние на творчество А. И. Куприна. Трагизм
любви в творчестве А. И. Куприна. Тема «естественного человека» в творчестве
Куприна (повесть «Олеся»). Поэтическое изображение природы, богатство
духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна.
Осуждение пороков современного общества.
Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной,
бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения.
Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви
«маленького человека». Столкновение высоты чувства и низости жизни как
лейтмотив произведений А. И. Куприна о любви.
Решение темы любви и истолкование библейского сюжета в повести «Суламифь».
Обличительные мотивы в творчестве А.И. Куприна. Образ русского офицера в
литературной традиции («Поединок»). Армия как модель русского общества рубежа
XIX—XX веков. Изображение офицерской среды, строевой и казарменной жизни
солдат, личных отношений между людьми. Освещение проблемы личности как
«нравственного воскресения» героя. Ситуация дуэли: преломление традиции как
отражение времени. Социальные и нравственные проблемы в повести. Традиции
психологизма Л. Н. Толстого в творчестве Куприна.
14

2

2

ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,
ОК 1-9

4.3

4.4

4.5

Критики о Куприне (Ю.Айхенвальд, М.Горький, О.Михайлов) (по выбору
преподавателя).
Серебряный век русской поэзии
Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX — начала XX века.
Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Николай Гумилев, Осип
Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь
Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай и др. Общая характеристика творчества
(стихотворения не менее трех авторов по выбору).
Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века. Формы ее
разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов.
Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения
поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм (общая характеристика
направлений). Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И.
Цветаева.
Максим Горький (1868—1936). Сведения из биографии (с обобщением ранее
изученного). М.Горького как ранний образец социалистического реализма. Правда
жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя.
Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых
и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.
Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои
пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения.
Новаторство Горького-драматурга. Горький и МХАТ. Горький-романист.
Публицистика М. Горького: «Несвоевременные мысли». Поэтика заглавия.
Выражение неприятия М.Горьким революционной действительности 1917—1918
годов как источник разногласий между М.Горьким и большевиками.
Цикл публицистических статей М.Горького в связи с художественными
произведениями писателя. Проблемы книги «Несвоевременные мысли». Критики о
Горьком. (А. Луначарский, В. Ходасевич, Ю. Анненский).
Александр Александрович Блок (1880—1921). Сведения из биографии (с
обобщением ранее изученного). Природа социальных противоречий в изображении
поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу
России в лирике Блока.
Поэма «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком социального характера
революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового
15

2

2

4

4.6

5
5.1

5.2

5.3

5.4
6
6.1

пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика,
ритмика, интонационное разнообразие поэмы.
Профессионально ориентированное содержание
Реализация представлений о системе стилей художественной литературы разных
эпох, литературных направлениях, индивидуальном авторском стиле в решении
профессиональных задачах специальностей социально-экономического профиля
Особенности развития литературы 1920-х годов
Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Выражение темы России и
революции в творчестве А. Блока, М. Волошина, А. Ахматовой.
Изображение интеллигенции и революции в литературе 20-х годов («Хождение по
мукам» А. Толстой)
Владимир Владимирович Маяковский (1893—1930). Сведения из биографии (с
обобщением ранее изученного). Поэтическая новизна ранней лирики: необычное
содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и
противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства
мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в
стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных».
Поэма «Во весь голос». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского.
Образ поэта-гражданина
Сергей Александрович Есенин (1895—1925). Сведения из биографии (с
обобщением раннее изученного). Поэтизация русской природы, русской деревни.
Развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное
своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность,
зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народнопесенная основа стихов.
Поэма «Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и
эпическое в поэме.
Профессионально ориентированное содержание
Навыки анализа текста художественного произведения и их применение в
профессии социально-экономического профиля
Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов
Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930х годов (в культуре, искусстве и литературе). Первый съезд советских писателей и
его значение.
16

1
1

9
4

ПРб 05, ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 08,

2

ОК 1-9

3

1
1
18
3

ПРб 05 ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,

6.2

6.3

6.4

Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его
развитии и воплощении. Отражение индустриализации и коллективизации;
поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В.
Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, В.Вишневского, Н. Погодина, Э.
Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др.
Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина.
Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М.
Булгаков). Развитие драматургии в 1930-е годы.
Марина Ивановна Цветаева (1892—1941). Сведения из биографии. Идейнотематические особенности поэзии М. И. Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени
и вечности. Художественные особенности поэзии М. И. Цветаевой. Фольклорные и
литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического
стиля.
О.Э. Мандельштам. Противостояние поэта веку-волкодаву. Идейно-тематические и
художественные особенности поэзии О.Э.Мандельштама. Для чтения и изучения.
Стихотворения: «Selentium», «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»,
«Ленинград» («Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»)
Очерк жизни и творчества А. П. Платонова.
Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован».

МР 04, МР 09
ОК 1-9

2

2

2

6.5

Гражданская война в книге рассказов И. Бабеля «Конармия». «Изображение
революции в “Конармии”

1

6.6

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891—1940)
Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного материала).
Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение
войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Отношение автора к героям
романа. Честь — лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка.
Женские образы на страницах романа.
Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных».
Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа.
Система образов. Ершалаимские главы. Москва 1930-х годов. Тайны психологии
человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение.
Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции

3

17

6.7

6.8

7
7.1

7.2

7.3

русской литературы (творчество Н. В. Гоголя) в творчестве М. Булгакова.
Своеобразие писательской манеры.
Михаил Александрович Шолохов (1905—1984). Жизненный и творческий путь
писателя (с обобщением ранее изученного). Мир и человек в рассказах М.Шолохова.
Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов».
Поэтика раннего творчества М. Шолохова. Роман-эпопея «Тихий Дон». Романэпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны.
Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира
в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа.
Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент
истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа.
Многоплановость повествования. Традиции Л. Н. Толстого в романе М. Шолохова.
Своеобразие художественной манеры писателя
Профессионально-ориентированное содержание
Закрепление знаний содержания произведений русской и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой культуры и их применение в профессии
Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и
первых послевоенных лет
Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и
зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих
сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др.
Анна Андреевна Ахматова (1889—1966). Жизненный и творческий путь (с
обобщением ранее изученного). Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость
переживаний поэта. Тематика и тональность лирики периода Первой мировой
войны: судьба страны и народа. Личная и общественная темы в стихах
революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле,
Родине, России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и
гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в
творчестве поэтессы. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы.
Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики
Ахматовой.
Биография Б.Л. Пастернака. Основные мотивы лирики Б.Л. Пастернака. Связь
человека и природы в лирике поэта. Анализ стихотворения «Февраль. Достать
чернил и плакать…».
18

5

2
2

10
4

2

2

ПРб 05 ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09
ОК 1-9

7.4

7.5

8
8.1

8.2
8.3
8.4
8.5
8.6
8.7

8.7

8.8

Профессионально ориентированное содержание
Выявление тем, проблем художественного произведения и составление
аргументированных развернутых устных и письменных высказываний, в том числе
и профессиональной направленности
А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Тема войны и памяти в лирике.
Для чтения и изучения. Стихотворения: «Слово о словах», «Моим критикам», «Вся
суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей
вины…», «Я убит подо Ржевом»

2
2

Особенности развития литературы 1950—1980-х годов
Основные направления и течения художественной прозы 1950—1980-х годов.
Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков.
Художественное своеобразие прозы В. Шаламова, В. Шукшина, В. Быкова, В.
Распутина.
В.М. Шукшин. Аналитическая беседа по рассказам: «Чудик», «Срезал», «Выбираю
деревню на жительство» (Письменные ответы на вопросы).
Тема Родины в лирике Р. Гамзатова.
В.Г. Распутин. Дискуссия по повести «Прощание с Матёрой».
А.И. Солженицын «Последний день Ивана Денисовича». Характеристика главного
героя.
В.Т Шаламов «Сентенция», «Надгробное слово», «Крест» (мини-дискуссия на
цитатном материале).
Новое осмысление проблемы человека на войне. Исследование природы подвига и
предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации.
Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических
чувств молодого поколения.
Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира
человека, связанного своей жизнью с землей. Динамика нравственных ценностей во
времени, предвидение опасности утраты исторической памяти. Попытка оценить
современную жизнь с позиций предшествующих поколений.
Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в
истории, взаимоотношениях человека и власти. Автобиографическая литература.
Профессионально ориентированное содержание

17
1

19

2

2
1
2
2
2
3

2

2
2

ПРб 05 ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09
ОК 1-9

8.9

9
9.1

9.2

9.3

10
10.1
10.2

10.3

11
11.1
11.2

Навык интерпретации художественного произведения, осмысление поднятых в нем
нравственных проблем и его применение в профессии. Написание сочинений, эссе,
в том числе и на профессиональную тематику с аргументацией примерами из
художественной литературы
Творчество поэтов в 1950—1980-е годы
Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы,
жанра в поэзии 1950—1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество
авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и
направления в поэзии 1950—1980-х годов.
Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема
родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в
лирике Н. Рубцова.
Профессионально ориентированное содержание
Аналитическая работа с текстами поэтических произведений и применение ее
результатов в профессиональной деятельности специалиста социальноэкономического профиля
Драматургия 1950—1980-х годов
Особенности драматургии 1950—1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности
драматургии 1950—1960-х годов
Социально-психологические пьесы В. Розова. Внимание драматургов к
повседневным проблемам обычных людей. Тема войны в драматургии. Проблемы
долга и совести, героизма и предательства, чести и бесчестия
Профессионально ориентированное содержание
Сравнительный анализ тематики и проблематики эпических и драматических
произведений как элемент аналитической деятельности в профессии социальноэкономического профиля
Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов
Отражение постмодернистского мироощущения в литературеконца 1980—2000-х
годов. Основные направления развития литературы конца 1980—2000-х годов.
Произведения А. Солженицына, А. Бека, А. Рыбакова, В. Дудинцева, В. Войновича.
Проза А. Солженицына, В. Распутина, Ф. Искандера, Ю. Коваля, В. Маканина, С.
Алексиевич, О. Ермакова, В. Астафьева, Г. Владимова, Л. Петрушевской, В.
Пьецуха, Т. Толстой и др. Развитие разных традиций в поэзии Б. Ахмадулиной, Т.
Бек, Н. Горбаневской, А. Жигулина, В. Соколова, О. Чухонцева, А. Вознесенского,
Н. Искренко, Т. Кибирова, М. Сухотина и др.
20

2

4
2

2

ПРб 05 ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09
ОК 1-9

2
2

4
2
2

2
2

4
2
2

ПРб 05 ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09
ОК 1-9

ПРб 05 ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04, ЛР
06, ЛР 07,
МР 02, МР 04, МР
09
ОК 1-9

11.3

12
12.1
12.2

Профессионально ориентированное содержание
«Читая - размышляем…»: аналитическая беседа по произведениям художественной
литературы конца 1980—2000-х. Определение роли художественной литературы
для специалиста социально-экономического профиля
Характеристика художественной литературы XXI века
Основные направления и имена писателей и поэтов (по выбору преподавателя)
Профессионально ориентированное содержание
«Практикум: начинающие литературоведы»: аналитическая работа с текстами в
мини-группах (по заданному плану) на тему: «Какие жизненные уроки можно
извлечь из произведений современной литературы специалистам социальноэкономического профиля, живущим в XXI в»

2
2

8
7
2
2

ПРб 05 ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04, ЛР
06, ЛР 07,
МР 02, МР 04, МР
09
ОК 1-9

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
Итого

21

1
117

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрено
следующее специальное помещение: Кабинет русского языка и литературы.
Помещение кабинета соответствует требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02):
оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной
мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований
к уровню подготовки обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
- задания для контрольных работ;
- профессионально ориентированные задания;
- материалы экзамена.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер
обеспечением;
- проектор с экраном.

с

лицензионным

программным

Залы:
Библиотека.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Литература [Текст]: учебник для использования в учебном процессе
образовательных учреждений, реализующих образовательную программу
среднего (полного) общего образования в пределах основных
профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля
профессионального образования / под ред. Г. А. Обернихиной. - 16-е изд., стер.
- Москва: Академия, 2017. - 655 с.: ил. - (Профессиональное образование.
Общеобразовательные дисциплины). - Библиогр. в конце ст. - ISBN 978-54468-5128-7
2. Фортунатов, Н. М. Русская литература первой трети XIX века:
учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М.
Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2019. — 207 с. — (Профессиональное образование). —
22

ISBN 978-5-9916-6020-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/433733
3. Фортунатов, Н. М. Русская литература второй трети XIX века:
учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М.
Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2019. — 246 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-01043-5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/433732
4. Фортунатов, Н. М. Русская литература последней трети XIX века:
учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М.
Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2019. — 310 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-10666-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/431053
5. История русской литературы XX-XXI веков: учебник и практикум
для вузов / В. А. Мескин [и др.; под общей редакцией В. А. Мескина. —
Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 411 с. — (Высшее образование). —
ISBN 978-5-534-00234-8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/450436
3.2.2. Дополнительные источники
1. Сафонов, А. А. Литература. 10 класс. Хрестоматия: учебное пособие
для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов; под редакцией
М. А. Сафоновой. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 211 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02275-9. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453510
2. Сафонов, А. А. Литература. 11 класс. Хрестоматия: учебное пособие
для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов; под редакцией
М. А. Сафоновой. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 265 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09163-2. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453653
3.2.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
1. Министерство науки и высшего образования Российской
Федерации (https://minobrnauki.gov.ru)
2. Федеральный
портал
"Российское
образование"
(http://www.edu.ru/);
3. Информационная
система
"Единое
окно
доступа
к
образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru/);
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
(http://school-collection.edu.ru/);
23

5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
(http://fcior.edu.ru/);
6. Образовательный портал "Учеба" (http://www.ucheba.com/);
7. Проект Государственного института русского языка имени А.С.
Пушкина "Образование на русском" (https://pushkininstitute.ru/);
8. Научная электронная библиотека (НЭБ) (http://www.elibrary.ru);
9. Национальная электронная библиотека (http://нэб.рф/);
10. КиберЛенинка (http://cyberleninka.ru/).
11. Справочно-информационный
портал
"Русский
язык"
(http://gramota.ru/);
12. Служба
тематических
толковых
словарей
(http://www.glossary.ru/);
13. Словари и энциклопедии (http://dic.academic.ru/);
14. Консультант Плюс - справочная правовая система (доступ по
локальной сети).
15. Русская литература 19-20 веков. Учебно- методическое пособие
для студентов факультета СПО. 2016, Воронежский государственный
архитектурно- строительный университет, ЭБС АСБ

24

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
ПРб 05
ПРб 06
ПРб 07
ПРб 08
ПРб 09
ПРб 10

Методы оценки
Оценка результатов устных ответов,
аналитической работы с текстами
художественной литературы, написания
сочинений, эссе (в том числе
профессионально ориентированных),
составления развернутых устных и
письменных высказываний, заданий
экзамена

25

5. Фонды оценочных средств по специальности 38.02.01 Экономика и
бухгалтерский учет (по отраслям)
Фонды оценочных средств (далее – ФОС) представлены в виде
междисциплинарных заданий, направленные на контроль качества и
управление процессами достижения ЛР, МР и ПР, а также создание условий
для формирования ОК и (или) ПК у обучающихся посредством
промежуточной аттестации. ФОС разрабатываются с опорой на
синхронизированные образовательные результаты, с учетом профиля
обучения, уровня освоения общеобразовательной дисциплины «Литература»
и профессиональной направленности образовательной программы по
специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
№ раздела, темы

Раздел № 1. Русская
литература
XIX
века.
Развитие
русской литературы
в первой половине
XIX века.
Тема
№
1.
Александр
Сергеевич Пушкин
(1799 — 1837).
Нравственное
решение проблем
человека
и
его
времени.

Коды
образовательных
результатов
(ЛР, МР, ПР, ОК,
ПК)
ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 6, ОК 7,
ОК 8, ОК 10ЛР 01,
ЛР 04, ЛР 05, ЛР
07.
МР 01, МР 02, МР
04, МР 05.
ПРб 01, ПРб 05,
ПРб 06,
ПРб 07.

Варианты междисциплинарных заданий

1. Исследование и подготовка доклада на тему:
«Издательская деятельность А.С. Пушкина».
2. Проанализируйте стихотворения, созданные
А.С. Пушкиным в период Болдинской осени.
Выявите
философское
содержание
2-3
произведений.
3. Выявите выразительно-изобразительные
средства в гражданской лирике А.С. Пушкина
(на материале 2-3 произведений)».
4.
Подготовьте
сообщение
на
тему:
«Социальнофилософские проблемы поэмы А.С.
Пушкина «Медный
всадник»:
взаимоотношения
власти
и
личности,
государства и «маленького человека».
5. Прочитайте стихотворение Р.Г. Державина
«Скопихину», строки из которого стали
эпиграфом к маленькой трагедии «Скупой
рыцарь» А.С. Пушкина. Сравните, как
раскрывается образ ростовщика у Державина и
Пушкина. Свои наблюдения подтвердите
цитатами.
6. Подготовьте сообщение на тему: «Роль А.С.
Пушкина
в
становлении
русского
литературного языка».
5. Проведите конкурс чтецов по лирике А.С.
Пушкина. Разработайте критерии оценки
выразительности чтения и подготовьте
листовку, рекламирующую этот конкурс.

26

Раздел
№
2.
Особенности
развития
русской
литературы
во
второй
половине
XIX века
Тема № 2. Иван
Александрович
Гончаров (1812—
1891).
Проблема
русского
национального
характера в романе
«Обломов»

ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 6, ОК 7,
ОК 8, ОК 10.
ЛР 01, ЛР 04, ЛР
05, ЛР 07.
МР 01, МР 02, МР
04, МР 05.
ПРб 01, ПРб 05,
ПРб 06,
ПРб 07.

Раздел № 3. Поэзия
второй
половины
XIX века.
Тема
№
3.
Жизненный
и
творческий
путь
Н.А.
Некрасова.
Гражданский пафос
поэзии Некрасова,
ее основные темы,
идеи и образы.
Решение «вечных»
тем
в
поэзии
Некрасова
(природа, любовь,
смерть).
Художественное
своеобразие лирики
Некрасова, ее связь
с народной поэзией.

ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 6, ОК 7,
ОК 8, ОК 10.
ЛР 01, ЛР 04, ЛР
05, ЛР 07.
МР 01, МР 02, МР
04, МР 05.
ПРб 01, ПРб 05,
ПРб 06,
ПРб 07.

1. Подготовьте доклад на тему: «Обломов классический «лишний человек» (по роману
И.А. Гончарова «Обломов»).
2. Творческое задание на тему: «Обломов –
типичный представитель своего времени и
вневременной образ» (аргументируйте свой
ответ).
3. Сравните образы Обломова и Штольца: образ
жизни, финансовое поведение. Напишите эссе
на тему: «Бизнес-проекты Штольца – рост денег
и саморазвитие».
4. Подготовьте реферат на тему: «Роман И.А.
Гончарова «Обломов» в литературной критике
(на материале статей Н.А. Добролюбова, Д.И.
Писарева, И.Ф. Анненского и др.»)
5.
Подготовьте
сообщение
на
тему:
«Обломовщина» как социальное явление».
6. Постройте
семантическое
поле
литературоведческого
термина
«лишний
человек» на основе художественных текстов
(«Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Герой
нашего
времени»
М.Ю.
Лермонтова,
«Обломов» И.А. Гончарова, «Отцы и дети»,
«Рудин» И.С. Тургенева и др.).
1. Изучить биографию Н.А. Некрасова и
выявить, как преломились характерные черты
эпохи,
исторические
реалии
в
его
произведениях, в частности, как сочеталась его
издательская и творческая деятельность?
2. Покажите на конкретных примерах, как в
поэзии Некрасова раскрываются проблемы
социального неравноправия,
бедственного
положения народа, безрезультатность реформ.
3. Прочитайте стихотворение Н.А. Некрасова
«Я за то глубоко презираю себя…». Выясните,
как экономические цели и стремления
проникают в некрасовское творчество второй
половины 40-х гг. Какова история создания
этого
стихотворения
(исключение
В.Г.
Белинского
из
числа
соиздателей
«Современника»)? Какие проблемы возникают
из-за разности сфер поэтического языка и языка
коммерции? Какие переклички с поэзией А.В.
Кольцова можно выявить?
3. Познакомьтесь с проектом Н.А. Некрасова
«Красные книжки» (издание дешёвых книг для
народа). Кто ещё из русских литераторов
занимался подобной деятельностью? Напишите
эссе на тему: «Почему проект Н.А. Некрасова
27

Раздел № 4. Русская
литература XX века.
Особенности
развития
литературы
и
других
видов
искусства в начале
XX века.
Тема № 2. Пьеса
М.Горького
«На
дне»: философский
смысл
пьесы.
Авторская позиция
и
способы
её
воплощения.
Новаторство
Горькогодраматурга.

ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 6, ОК 7,
ОК 8, ОК 10.
ЛР 01, ЛР 04, ЛР
05, ЛР 07.
МР 01, МР 02, МР
04, МР 05.
ПРб 01, ПРб 05,
ПРб 06,
ПРб 07.

«Красные книжки» оказался литературнорыночной утопией?
4. Составить словарь литературоведческих
терминов по лирике Некрасова.
5. Творческое задание: исследовать специфику
языковых
средств
стихотворения
Н.А.
Некрасова
«Филантроп»,
построить
семантическое
поле
слова
«благотворительность». Сравнить с эпизодом
из романа «Бедные люди» Ф.М. Достоевского,
когда «его превосходительство» «воскресил
дух» Макара Девушкина. В чём различие этих
двух ситуаций? Какие последствия для героев
имела встреча с благотворителем?
6. Подготовьте перевод стихотворения Н.А.
Некрасова на иностранный язык.
1. Осуществить перевод на русский язык
научной статьи о творчестве А.М. Горького на
иностранном языке.
2. Изучить биографию писателя А.М. Горького и
выявить, как преломились характерные черты
эпохи,
исторические
реалии
в
его
произведениях.
3. Семантический анализ словосочетания: «дно
жизни», на основе пьесы А.М. Горького «На
дне».
4. Подготовить реферат на тему: «Особенности
развития социального конфликта в пьесе А.М.
Горького «На дне».
5. А.М. Горький в одном интервью в 1903г.
сказал: "Основной вопрос, который я хотел
поставить, это - что лучше, истина или
сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить
сострадание до того, чтобы пользоваться
ложью, как Лука?" Как бы вы ответили на этот
вопрос? Согласны ли вы с авторской позицией,
«рупором»
которой
выступает
Сатин?
Аргументируйте свои выводы.
6. Сравните пьесу А.М. Горького «На дне» в
классической постановке и фильм «На дне»
(2014, режиссёр Вл. Котт). Выявите сходство и
различия. Обратите внимание на роль Луки
(актёр Семён Трескунов). Как вы относитесь к
такой трактовке роли? К финалу? Свои
наблюдения подтвердите видеофрагментами.
7. Современники А.М. Горького отмечают его
колоссальное
трудолюбие,
удивительную
память, которая позволяла сыпать цитатами и
статистическими данными. Напишите эссе на
тему: «А.М. Горький – успешный издатель и
бизнесмен».
28

Раздел
№
5.
Особенности
развития
литературы 1920-х
годов.
Тема
№
1.
Владимир
Владимирович
Маяковский
(1893—1930)
Поэтическая
новизна
ранней
лирики.
Тема
несоответствия
мечты
и
действительности,
несовершенства
мира
в
лирике
поэта.
Проблемы
духовной жизни

ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 6, ОК 7,
ОК 8, ОК 10.
ЛР 01, ЛР 04, ЛР
05, ЛР 07.
МР 01, МР 02, МР
04, МР 05.
ПРб 01, ПРб 05,
ПРб 06,
ПРб 07.

1. Изучить биографию В.В. Маяковского и
выявить, как преломились характерные черты
эпохи,
исторические
реалии
в
его
произведениях.
2. Составить словарь литературоведческих
терминов на материале ранней лирики В.В.
Маяковского
(гипербола,
гротеск,
метафоричность и т.п.)
3. Исследовать специфику языковых средств
стихотворения
«Буржуй,
прощайся
с приятными деньками» В.В. Маяковского. Как
излагается экономическая проблема? Можно ли
назвать это стихотворение рекламой новых
червонцев?
Про эти деньги
и объяснять нечего.
Все, что надо
для удобства человечьего.
Трешница как трешница,
серебро как серебро.
Хочешь — позванивай
хочешь — ставь на ребро.
Теперь —
что серебро,
что казначейский билет
—
одинаково обеспечены:
разницы нет.
Пока
до любого рынка дойдешь —
твои рубли
не падут
ни на грош.
А места занимают
меньше точки.
Донесешь
богатство
в одном платочке.
Свои наблюдения оформить в виде сообщения.
4. Подготовьте реферат на тему: «Изображение
бюрократизма в поэзии А.М. Маяковского» (на
материале стихотворений «Столп», «Служака»,
«Взяточник», «Протекция», «Канцелярские
привычки» и др.).
5. Подготовьте доклад на тему: «Поэма «Облако
в штанах» В.В. Маяковского как апофеоз
неприятия: долой вашу любовь, долой ваше
искусство, долой вашу религию, долой ваш
строй!»
6. Напишите эссе на тему: «Одиночество поэта
в безликой толпе: «Я одинок, как последний
глаз у идущего к слепым человека» (на
29

Раздел
№
6.
Особенности
развития
литературы периода
Великой
Отечественной
войны и первых
послевоенных лет.
Тема
№
2.
Произведения
первых
послевоенных лет.
Проблемы
человеческого
бытия, добра и зла,
эгоизма
и
жизненного
подвига,
противоборства
созидающих
и
разрушающих сил в
произведениях Э.
Казакевича,
В.
Некрасова, А. Бека,
В. Ажаева и др.

ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 6, ОК 7,
ОК 8, ОК 10.
ЛР 01, ЛР 04, ЛР
05, ЛР 07.
МР 01, МР 02, МР
04, МР 05.
ПРб 01, ПРб 05,
ПРб 06,
ПРб 07.

Раздел
№
7.
Особенности
развития
литературы 19501980-х годов.
Тема
№
2.
Изображение жизни

ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 6, ОК 7,
ОК 8, ОК 10.
ЛР 01, ЛР 04, ЛР
05, ЛР 07.
МР 01, МР 02, МР
04, МР 05.

материале стихотворений В.В. Маяковского
"Надоело",
"Послушайте!",
"Дешевая
распродажа", "Себе любимому" и др.).
1. Изучить биографию А. Бека и выявить, как
преломились характерные черты эпохи,
исторические реалии в его произведениях,
подготовить сообщение на тему: «Александр
Бек, социолог «жестокой эпохи» (Виктория
Шохина,
https://svpressa.ru/blogs/article/189890/).
2. Изучить биографию В.Н. Ажаева и выявить,
как преломились характерные черты эпохи,
исторические реалии в его произведениях.
Подготовить сообщение на тему: «Роман В.Н.
Ажаева «Далеко от Москвы» - повествование о
трудовом подвиге дальневосточников во время
Великой Отечественной войны».
3. Прочитайте повесть В. Некрасова «В окопах
Сталинграда», Э. Казакевича «Звезда», А. Бека
«Волоколамское шоссе» и др. Постройте
семантическое поле слова «подвиг» на
материале
произведений
о
Великой
Отечественной войне.
4. Напишите эссе на тему: «Лейтенантская
проза»: страшная исповедь на бумаге…».
5. Проведите журналистское расследование на
тему: «Великая Отечественная война в
воспоминаниях моих бабушек и дедушек».
Напишите статью по материалам этого
расследования.
6. Прочитайте «Повесть о настоящем человеке»
Б.Полевого. Как вы интерпретируете сцену в
комиссионном магазине и поступок Алексея?
(«Алексей, не торгуясь, схватил пять сотенных
и выбежал на свежий воздух из этого царства
старой вонючей рухляди. На ближайшем рынке
купил он кусочек мяса, сала, буханку хлеба,
картошки, луку. Не забыл даже несколько
хвостиков петрушки. Нагруженный явился
«домой», как говорил он теперь сам себе, жуя
по
дороге
кусочек
сала.
— Решил опять пайком: погано готовят, —
соврал он старушке, выкладывая на кухонный
стол свою добычу»).
1. Подготовьте реферат на тему: «Изображение
человека земли в деревенской прозе
(https://lit.ukrtvory.ru/derevenskaya-proza-vrusskoj-literature-xx-veka/) (В. Овечкин, В.
Тендряков, С. Воронин, С. Антонов, А. Яшин,
В. Шукшин, В. Распутин, В. Белов, В.
Астафьев).
30

советской деревни.
Глубина, цельность
духовного
мира
человека,
связанного
своей
жизнью с землей.
Динамика
нравственных
ценностей
во
времени,
предвидение
опасности утраты
исторической
памяти.
Попытка
оценить
современную жизнь
с
позиций
предшествующих
поколений
(В.Шукшин,
В.Распутин)
Раздел
№
8.
Творчество поэтов в
1950—1980-е годы
Тема № 1. Тема № 1.
Поэзия Н. Рубцова:
художественные
средства,
своеобразие
лирического героя.
Тема родины в
лирике
поэта.
Гармония человека
и
природы.
Есенинские
традиции в лирике
Н. Рубцова.

ПРб 01, ПРб 05, 2. Прочитайте рассказ В. Шукшина «Миль
ПРб 06,
пардон, мадам!» (рассказ-анекдот, рассказПРб 07.
судьба) Как раскрывается проблема денег в
рассказе? Каково авторское отношения к
героям произведения? Свои наблюдения
оформите в виде сообщения.
3. Подготовьте сообщение на тему: «Егор
Прокудин
–
возвращение
к
истокам
крестьянской жизни» (В. Шукшин «Калина
красная»).
Дайте
свою
интерпретацию
поведения героя.
4. В повести «Деньги для Марии» В. Распутина
выявите
систему
языковых
средств,
объединяющихся
вокруг
доминанты
психологической характеристики главного
персонажа – состояния тревоги и ожидания
(семантические оппозиции: свет / тьма, сон /
явь, своё / чужое и др.).
5. Напишите эссе на тему: «Деньги как
проверка на человечность» (на материале
повести «Деньги для Марии» В. Распутина).
ОК 1, ОК 2, ОК 4, 1. Составьте словарь литературоведческих
ОК 5, ОК 6, ОК 7, терминов на материале лирики Н.М. Рубцова.
ОК 8, ОК 10.
2. Анализ стихотворения Н.М. Рубцова
ЛР 01, ЛР 04, ЛР «Русский
огонёк»:
мотив
сиротства,
05, ЛР 07.
выразительно-изобразительные
средства,
МР 01, МР 02, МР идейное содержание.
04, МР 05.
3. Построение семантического поля слова
ПРб 01, ПРб 05, «родина» на материале «тихой лирики»
ПРб 06,
(произведений Николая Рубцова, Владимира
ПРб 07.
Соколова, Анатолия Жигулина, Станислава
Куняева, Николая Тряпкина, Алексея Решетова
и др.)
4. Напишите сообщение на тему: «Традиции
лирики Тютчева и Фета в стихах Рубцова»:
«Но я у Тютчева и Фета
Проверю искреннее слово,
Чтоб книгу Тютчева и Фета
Продолжить книгою Рубцова».
5. Сравните стихотворения А.А. Фета
«Печальная берёза», Есенина «Белая берёза под
моим окном…» и Рубцова «Берёза». Выявите
сходство и различия в выборе выразительноизобразительных средств. Свои наблюдения
оформите в виде таблицы.
6. Напишите сообщение на тему: «Судьбы
России и русского человека под углом зрения
исторической памяти в лирике Н.М. Рубцова».
7. Н.К. Нежданова в учебном пособии
«Современная русская поэзия: пути развития»
пишет: «Вместе с народом там, «где народ, к
несчастью, был», была и поэзия, требовавшая за
31

Раздел
№
9.
Драматургия
1950—1980-х годов.
Тема № 1. Жанры и
жанровые
разновидности
драматургии 1950—
1960-х
годов.
Интерес к молодому
современнику,
актуальным
проблемам
настоящего.
Социальнопсихологические
пьесы В. Розова.
Внимание
драматургов
к
повседневным
проблемам
обычных людей.

ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 6, ОК 7,
ОК 8, ОК 10.
ЛР 01, ЛР 04, ЛР
05, ЛР 07.
МР 01, МР 02, МР
04, МР 05.
ПРб 01, ПРб 05,
ПРб 06,
ПРб 07.

самый скромный дар расплаты судьбой. Поэты
расплачивались не только кровью, тюрьмами,
лагерями, ссылками и житейскими лишениями,
но и долгим молчанием, невозможностью
прийти к читателю со своим словом правды».
Выявите сходство и различия в поэзии Рубцова
и Жигулина. Напишите эссе на тему: «Судьба
Анатолия Жигулина в контексте «сталинской
эпохи».
1. Подготовьте доклад на тему: «Проблема
внутренней деградации внешне успешной
личности» (на материале цикла А. Арбузова
«Вечерний свет» (1974), «Жестокие игры»
(1978) и «Воспоминания» (1980)».
2. Построить семантическое поле слова
«деньги» на материале пьес А. Вампилова.
(Учтите деривационное значение лексемы:
деньги — зарабатываются нелегким путем;
деньжат можно «срубить по-легкому»; к
деньжищам
—
боязливое
отношение,
поскольку в генетической памяти народа
сохранилось представление о том, что большие
деньги нажиты нечестно («трудом праведным
не нажить палат каменных»); денежка — нечто
ничтожно-малое, но приятное, умаление без
уничижения).
3. Составить словарь литературоведческих
терминов на материале пьесыА. Вампилова
«Утиная охота».
4. Осуществить перевод диалога из пьес В.
Розова, А. Арбузова,А. Володина (на выбор) на
иностранный язык.
5. Прочитайте пьесу А. Вампилова «Прощание
в июне», выявите, как раскрывается мотив
денег, как соотносится с проблемой истинности
жизни и её имитации (притча о взятке). Свои
наблюдения оформите в виде сообщения.
6. Прочитайте пьесу А. Вампилова «Двадцать
минут с ангелом», обратите внимание на
неадекватные реакции персонажей на поступок
Хомутова. В первом варианте пьесы
действовали два тунеядца с говорящими
фамилиями Несудимов и Белоштан, а «ангела»
звали Лопатин (почти как чеховского героя). Во
втором варианте пьесы ключевой становится
отсылка к «Легенде о Великом инквизиторе»
Достоевского. Напишите эссе на тему: «Смысл
финала пьесы А. Вампилова «Двадцать минут с
ангелом».
7. Подготовьте реферат на тему: «Мотив денег
в русской драме (на материале пьес Д.И.
Фонвизина
«Недоросль»,
Н.В.
Гоголя
32

Раздел
№
10.
Особенности
развития
литературы конца
1980—2000-х годов
Тема
№
1.
Общественнокультурная
ситуация в России
конца ХХ — начала
ХХI
века.
Смешение разных
идеологических и
эстетических
ориентиров.
Всплеск
антитоталитарных
настроений
на
рубеже 1980-1990-х
годов.
«Задержанная»
и
«возвращенная»
литература.
Произведения
А.
Солженицына, А.
Бека, А. Рыбакова,
В.
Дудинцева,
В.Войновича.

ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 6, ОК 7,
ОК 8, ОК 10.
ЛР 01, ЛР 04, ЛР
05, ЛР 07.
МР 01, МР 02, МР
04, МР 05.
ПРб 01, ПРб 05,
ПРб 06,
ПРб 07.

Раздел
№
11.
Русская литература
XXI века.
Тема
№
1.
Постмодернизм,
воспринимающий
чужие
языки,
культуры,
знаки,
цитаты
как
собственные, из них
строящий
новый
художественный
мир (Вен. Ерофеев,
С. Соколов, В.
Пелевин,
Т.

ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 6, ОК 7,
ОК 8, ОК 10.
ЛР 01, ЛР 04, ЛР
05, ЛР 07.
МР 01, МР 02, МР
04, МР 05.
ПРб 01, ПРб 05,
ПРб 06,
ПРб 07.

«Ревизор», А.Н. Островского «Свои люди –
сочтёмся», А.П. Чехова «Вишнёвый сад» и др.).
1. Напишите реферат на тему: «Мемуарноавтобиографическая
литература,
«возвращённая читателю» (на материале
«Колымских
рассказов»
В.
Шаламова,
произведений Ю. Домбровского, дневников М.
Пришвина и др.)».
2. Книга «Факультет ненужных вещей»
Ю.Домбровского - это книга, написанная в
эпоху фарса уцелевшим свидетелем трагедии
тридцать седьмого года» (Ф.Искандер), когда
самые необходимые человеческие ценности:
добро, совесть, жалость, культура, любовь,
традиции, свобода, право — стали “ненужными
вещами”, и лишь немногие пытаются сохранить
их
в
душе,
становясь
“хранителями
древностей”. Напишите эссе на тему:
«Трагическая судьба человека в тоталитарном
государстве».
3. Прочитайте статью М.В. Вдовиной
«Собирательный образ «маленького человека»:
социально-педагогический
потенциал
рассказов Михаила Зощенко (Вдовина М.В.
Собирательный образ «маленького человека»:
социально-педагогический
потенциал
рассказов Михаила Зощенко// Молодой
ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). - С. 12-14.
URL:
https://moluch.ru/archive/102/23222/).
Напишите
рецензию.
4. Разработайте сценарий литературной
гостиной по произведениям «возвращённой»
литературы (на материале произведений И.
Шмелева, Б. Зайцева, А. Ремизова, книг Саши
Черного, Н. Тэффи и др.).
5. Создайте буктрейлер по одному из
произведений «возвращённой литературы».
1. Напишите реферат на тему: «Отражение
постмодернистского
мироощущения
в
литературе конца ХХ века».
2. Составьте словарь литературоведческих
терминов
на
материале
произведения
постмодернизма.
3. Исследуйте специфику языковых средств на
материале одного из произведений Саши
Соколова, В. Пелевина, Т. Толстой, свои
наблюдения изложите в виде сообщения.
Используйте высказывание В. Пелевина о
постмодернизме: «Что такое постмодернизм?
Это когда ты делаешь куклу куклы. И сам при
этом кукла. - Постмодернизм давно не
33

Толстая,
Нарбикова,
Сорокин и др.)

В.
В.

актуален. - А что актуально? - Когда кукла
делает деньги».
4. Подготовьте сообщение по теме: «Формула
«деньги – товар – деньги» как главная ценность
ложного мира» (на материале текстов В.
Пелевина «Затворник и Шестипалый», «Принц
Госплана», «Желтая стрела», «Чапаев и
Пустота» и др.),
5. Подготовьте сообщение по теме: «Роман В.
Пелевина «Generation “П”» как образец
русского
постмодернизма»
(посвящение,
экономическая «теория орануса», три базовые
потребности современного человека: получать
деньги (зарабатывать); «выделять» деньги
(тратить); вытеснять из сознания все, что не
имеет отношения деньгам).
6. Прочитайте цитату из романа В. Пелевина
«Generation “П”»: «Часто бывает - проезжаешь
в белом “Мерседесе” мимо автобусной
остановки, видишь людей... И на секунду
веришь, что этот украденный у неведомого
бюргера аппарат, еще не до конца
растаможенный в братской Белоруссии, но уже
подозрительно
стучащий
мотором
с
перебитыми номерами, и правда трофей,
свидетельствующий о полной и окончательной
победе над жизнью. И волна горячей дрожи
проходит по телу; гордо отворачиваешь лицо от
стоящих на остановке и решаешь в своем
сердце, что не зря прошел через известно, что и
жизнь удалась». Напишите эссе на тему:
«Потребление ради потребления – в этом смысл
жизни? ».

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».