Приложение 1.1. Рабочие программы учебных дисциплин
Приложение 3.9
к ОПОП по специальности
19.02.11 Технология продуктов питания из растительного сырья
Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины
ОП. 09 ОХРАНА ТРУДА
Разработчик: Рябоконева И.П., преподаватель технологических дисциплин
п. Венцы
2023г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы общепрофессиональной дисциплины
4
2. Структура и содержание общепрофессиональной дисциплины
8
3. Условия реализации общепрофессиональной дисциплины
11
4. Контроль и оценка результатов освоения общепрофессиональной дисциплины
13
1. Общая характеристика рабочей программы общепрофессиональной дисциплины ОП. 09 Охрана труда
1.1 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
ПК, ОК
ОК 01,
ОК 02,
ОК 04,
ОК 06,
ОК 07,
ОК 09
Умения
Знания
-выявлять опасные и вредные
производственные факторы и
соответствующие им риски, связанные с
профессиональной деятельностью;
-использовать средства коллективной и
индивидуальной защиты в соответствии с
характером выполняемой профессиональной
деятельности;
-участвовать в аттестации рабочих мест по
условиям труда, в том числе оценивать
условия труда и уровень травмобезопасности;
-проводить вводный инструктаж подчиненных
работников (персонала), инструктировать их
по вопросам техники безопасности на рабочем
месте с учетом специфики выполняемых
работ;
-разъяснять подчиненным работникам
(персоналу) содержание установленных
требований охраны труда;
-вырабатывать и контролировать навыки,
необходимые для достижения требуемого
уровня безопасности труда;
-вести документацию установленного образца
по охране труда, соблюдать сроки ее
заполнения и условия хранения;
-системы управления охраной труда в
организации;
-законы и иные нормативные правовые
акты, содержащие государственные
нормативные требования охраны труда,
распространяющиеся на деятельность
организации;
-обязанности работников в области
охраны труда;
-фактические или потенциальные
последствия собственной деятельности
(или бездействия) и их влияние на
уровень безопасности труда;
-возможные последствия несоблюдения
технологических процессов и
производственных инструкций
подчиненными работниками
(персоналом);
-порядок и периодичность
инструктирования подчиненных
работников (персонала);
-порядок хранения и использования
средств коллективной и индивидуальной
защиты
1.2.1. Цели общепрофессиональной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им
риски, связанные с профессиональной деятельностью;
-использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с
характером выполняемой профессиональной деятельности;
-участвовать в аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе оценивать
условия труда и уровень травмобезопасности;
-проводить вводный инструктаж подчиненных работников (персонала), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики
выполняемых работ;
-разъяснять подчиненным работникам (персоналу) содержание установленных
требований охраны труда;
-вырабатывать и контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого
уровня безопасности труда;
-вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее
заполнения и условия хранения;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-системы управления охраной труда в организации;
-законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные
нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность
организации;
-обязанности работников в области охраны труда;
-фактические или потенциальные последствия собственной деятельности
(или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;
-возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом);
-порядок и периодичность инструктирования подчиненных работников (персонала);
-порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной
защиты.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общепрофессиональной дисциплины
в соответствии с ФГОС СПО:
Обучающийся, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизаций межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном
и иностранном языках.
Обучающийся, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими выбранным видам деятельности:
ПК 4.2 Планировать выполнение работ исполнителями,
ПК 4.3 Организовывать работу трудового коллектива.
В процессе освоения дисциплины у обучающихся должны формироваться
личностные результаты (ЛР):
Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы)
Код личностных
результатов реализации программы
воспитания
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий
в деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка,
следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод
граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям
представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и
предупреждающий социально опасное поведение окружающих.
ЛР 1
ЛР 2
ЛР 3
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формироваЛР 4
нию в сетевой среде личностно и профессионального
конструктивного «цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой
ЛР 5
родине, принятию
традиционных
ценностей
многонационального народа России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность
ЛР 6
к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.
Осознающий
приоритетную
ценность
личности
человека;
ЛР 7
уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных
ЛР 8
групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции
культурных традиций и ценностей многонационального российского
государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ,
ЛР 9
азартных игр и т . д . Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
ЛР 10
безопасности, в том числе цифровой.
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
ЛР 11
основами эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ЛР 12
ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со
своими детьми и их финансового содержания.
Личностные результаты реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цеЛР 13
ли и сотрудничать для их достижения в профессиональной
деятельности
Проявляющий сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественЛР 14
ной деятельности
Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельЛР 15
ности как к возможности личного участия в решении
общественных, государственных, общенациональных проблем
ЛР 16
Принимающий основы экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, применяющий
опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и
практической деятельности в жизненных ситуациях и
профессиональной деятельности
Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к
ЛР 17
культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации (при наличии)
Проявляющий интерес к изменению регионального рынка труда.
ЛР 18
ЛР 19
Осознающий состояние социально-экономического и культурногоисторического развития потенциала и содействующий его
развития.
Демонстрирующий готовность к участию в инновационной
ЛР 20
деятельности региона.
Личностные результаты реализации программы воспитания,
определенные ключевыми работодателями (при наличии)
Способность к самообразованию и профессиональному развитию по
ЛР 21
выбранной специальности
Умение грамотно использовать профессиональную документацию
ЛР 22
Демонстрирующий готовность поддерживать партнерские
ЛР 23
отношения с коллегами, работать в команде
Умение признавать ценности, нормы и правила корпоративной
ЛР 24
культуры организации, умение соблюдать их
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектам и образовательного процесса (при наличии)
1. Готовый к эффективной деятельности в рамках выбранной
ЛР 25
профессии, обладающий наличием трудовых навыков
ЛР 26
2. Соблюдающий Устав и правила внутреннего распорядка, сохраняющий и преумножающий традиции и уклад ОУ, владеющий знаниями об истории ОУ, умеющий транслировать положительный
опыт собственного обучения
3. Соблюдающий этические нормы общения
ЛР 27
2. Структура и содержание общепрофессиональной дисциплины
ОП. 09 Охрана труда
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
в т.ч. в форме практической подготовки
Объем в часах
72
32
в т. ч.:
теоретическое обучение
38
практические занятия
32
Самостоятельная работа
2
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
2
Тематический план и содержание общепрофессиональной дисциплины ОП. 09 Охрана труда
1.1.
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающегося
Объем часов/
в том числе в
форме практической подготовки
1
2
3
Коды компетенций и
личностных
результатов
Раздел 1. Правовые и организационные основы труда
Тема 1.1. Основные законодательные акты и нормативные документы РФ
по охране труда.
Содержание учебного материала
1
2
3
4
5
Значение и роль дисциплины в профессиональной деятельности. Основные
термины и определения
Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ
Декрет Президента РФ «Об обязательном страховании
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Законы по вопросам охраны труда
Система стандартов безопасности труда. Льготы и компенсации во вредных и
тяжелых условиях труда
Ответственность за нарушение законодательства об охране труда. Режим труда и отдыха работников
Самостоятельная работа
6
№ 1. Классификация и номенклатура негативных факторов.
Содержание учебного материала
7
8
9
10
11
12
Система управления охраной труда. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда
Обучение работающих безопасным методам труда
Виды инструктажей. Организация охраны труда на рабочем месте
Физиологические и психологические основы трудового процесса
Травматизм и заболеваемость на производстве. Причины травматизма и заболеваний на производстве
Расследование и учёт несчастных случаев на производстве
Практические занятия:
10
2
ОК 1.
ОК 5
ЛР-2
2
2
2
2
2
2
12
2
2
2
2
2
2
6
ОК 1.
ОК 2
ПК 1.1
ЛР-2
ЛР-3
Практическое занятие №1. Анализ конкретных ситуаций по расследованию
несчастных случаев на производстве
14 Практическое занятие №2. Оформление документов по расследованию
несчастных случаев на производстве
15 Практическое занятие №3. Составление акта о несчастном случае на производстве
Раздел 2. Производственная санитария и гигиена труда
13
2
2
2
6
Тема 2.1.СанитарноСодержание учебного материала
гигиенические требования 16 Санитарные требования безопасности к предприятиям. Санитарнобезопасности
гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.
17 Санитарно-гигиенические требования к освещению. Производственное освещение. Классификация и его назначение
Практические занятия:
18 Практическое занятие №4. Контроль параметров метеоусловий
Тема 2.2. Защита человека Содержание учебного материала
от вредных и опасных
19 Защита человека от физических негативных факторов
производственных фактоЗащита человека от химических и биологических факторов
20
ров
Защита человека от опасных факторов комплексного характера
21
4
2
Практические занятия
22 Практическое занятие №5. Защита человека от электромагнитного поля
Раздел 3. Пожарная безопасность
Содержание учебного материала
Тема 3.1 Техника без23 Технические средства обеспечения безопасности труда
опасности
2
2
14
2
2
Практические занятия
2
2
2
6
2
2
12
Практическое занятие №6. Пожарная защита на производственных объектах
Практическое занятие №7. Пассивные и активные меры защиты
2
2
26
Практическое занятие №8. Требования пожарной безопасности при организации работ в электроустановках
Практическое занятие №9. Виды горения и пожароопасные свойства веществ
и материалов
Практическое занятие №10. Способы и средства тушения пожаров
2
28
ПК 1.1
ЛР-2
2
24
25
27
ОК 1.
ОК 4
ПК 1.1
ЛР3
2
2
ОК 7
ЛР-10
Практическое занятие №11. Пожарная сигнализация мероприятия по предупреждению пожаров
Содержание учебного материала
30 Воздействие электрического тока на организм человека
31 Технические средства защиты, обеспечивающие безопасность на электрических установках
Практические занятия
32 Практическое занятие №12. Электротравмы. Электрозащитные средства
33 Практическое занятие №13. Классификация помещений по опасности поражения электрическим током.
34 Практическое занятие №14. Технические мероприятия, обеспечивающие безопасность обслуживающего персонала
35 Практическое занятие №15. Оказание первой помощи пострадавшим
Дифференцированный зачет
29
Тема 3.2 Электробезопасность
Всего
2
4
2
2
8
2
2
2
2
2
72
3. Условия реализации программы общепрофессиональной дисциплины
3.1 Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы общепрофессиональной дисциплины Охрана труда требует наличия учебного кабинета.
Кабинет оснащен в соответствии с п.6.1.2.1. основной образовательной программы по специальности 19.02.11 Технология продуктов питания из растительного
сырья
Оснащение кабинета Охрана труда
№ Наименование оборудования
Техническое описание
Специализированная мебель и системы хранения
Стол ученический
Рабочее место педагога
компьютер
Стол педагога
Основное оборудование
1.Комплект учебно-наглядных пособий
«Охрана труда»
2. Комплект учебно-методической документации
Специализированные оборудование, мебель и системы хранения
1.Медиапроектор и экраном
2.Шкаф, стелажи
Дополнительное оборудование
1.Принтер
количество
1
2
3
15
1
1
2
3.2. Реализация элементов практической подготовки
Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов,
дисциплин(модулей) организуется путем проведения практических занятий,
практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной
деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении
отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной
деятельностью.
Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия
лекционного типа, которые предусматривают передачу учебной информации
обучающимся, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с
будущей профессиональной деятельностью.
3.3. Воспитательная составляющая программы
Воспитательная система в техникуме направлена на формирование и
развитие интеллектуальной, культурной, творческой, нравственной личности
обучающегося, будущего специалиста, сочетающего в себе профессиональные
знания и умения, высокие моральные и патриотические качества, обладающего
правовой и коммуникативной культурой, активной гражданской позицией.
Каждое направление имеет перечень развиваемых ОК. Это позволяет
систематизировать и дифференцировать общие компетенции. Благодаря этому
Программа воспитания и социализации охватывает все жизненные состояния,
необходимые обучающимся любой профессии и возраста.
3.4 Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и /или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не
старше пяти лет с момента издания
3.4.1 Основная учебная литература
1. Арустамов Э.А. Охрана труда. Учебник – 11-е изд., 2022
2. Девисилов В.А. Охрана труда: Учебник 5-е изд., испр. И доп.- М: ФОРУМ
ИНФРА –М, 2019
3. Калошин А.И. Охрана труда М.;ВО Агропромиздат,
3.4.2 Электронные издания(электронные ресурсы)
1. wikipedia.org/wiki - Википедия – поисковая система.
2. http://www.alleng.ru.
3. ЭБС Znanium.com http://www.znanium.com
4. ЭБС «Юрайт» http://biblio-online.ru
3.4. 3 Дополнительные источники
1. Беляков Г.Н. Охрана труда. М.; Колос, 2019-272с.
2. Луковников А.В., Тургиев А.К. Охрана труда в сельскохозяйственном про-
изводстве: Учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования.М.:Колос; ИПРО, Издательский центр «Академия», 2018-128с.
3. Конституция РФ
4. Трудовой кодекс РФ – М., Маркетинг, 2022
5. ФЗ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.94
6. ФЗ «Об основах охраны труда в РФ» № 181-ФЗ от 24.07.99
4. Контроль и оценка результатов общепрофессиональной дисциплины
Контрольная оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Знания:
-системы управления охраной труда в организации;
Демонстрирует
Результаты
-законы и иные нормативные правовые акты, содерполноту знаний по выполнения
жащие
государственные нормативные требования охраны
освоенному
тестового
труда,
распространяющиеся на деятельность организации;
материалу
задания
-обязанности работников в области охраны труда;
-фактические или потенциальные последствия собственной
деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень
безопасности труда;
-возможные последствия несоблюдения технологических
процессов и производственных инструкций подчиненными
работниками (персоналом);
-порядок и периодичность инструктирования подчиненных
работников (персонала);
-порядок хранения и использования средств коллективной
и индивидуальной
защиты
Умения:
-выявлять опасные и вредные производственные факторы Полнота от- Фронтальный
и
вета,
соответствующие им риски, связанные с профессиональ- умение приопрос
ной
менять
деятельностью;
знания
на
-использовать средства коллективной и индивидуальной практике,
защиты в соответствии с характером выполняемой
логичность
профессиональной деятельности;
изложения
-участвовать в аттестации рабочих мест по условиям тру- материла
да,
в том числе оценивать условия труда и уровень
травмобезопасности;
-проводить вводный инструктаж подчиненных работников
(персонала), инструктировать их по вопросам техники
безопасности на рабочем месте с учетом специфики
выполняемых работ;
-разъяснять подчиненным работникам (персоналу)
содержание установленных требований охраны труда;
-вырабатывать и контролировать навыки, необходимые
для
достижения требуемого уровня безопасности труда;
-вести документацию установленного образца по охране
труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия
хранения;