Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Венцы-Заря сельскохозяйственный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ПУД.03 ЭКОНОМИКА
для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
п. Венцы
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
19
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
21
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПУД. 03 «Экономика»
1.
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы
подготовки специалистов среднего звена с учетом ФГОС по специальности
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) базовой подготовки.
2. Место
учебной
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Экономика» является профильной учебной
дисциплиной общеобразовательного учебного цикла.
3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Содержание программы «Экономика» направлено на достижение следующих
целей:
•
освоение основных знаний об экономической жизни общества, в
котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных
предприятий и государства;
•
развитие экономического мышления, умение принимать рациональные
решения при ограниченности природных ресурсов, оценивать возможные
последствия для себя, окружения и общества в целом;
•
воспитание ответственности за экономические решения, уважение к
труду и предпринимательской деятельности;
•
овладение умением находить актуальную экономическую информацию
в источниках, включая Интернет; анализ, преобразование и использование экономической информации, решение практических задач в учебной деятельности и
реальной жизни, в том числе в семье;
•
овладение умением разрабатывать и реализовывать проекты
экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых
экономических знаний;
•
формирование готовности использовать приобретенные знания о
функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и
индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и
дальнейшего образования;
•
понимание особенностей современной мировой экономики, место и
роли России, умение ориентироваться в текущих экономических событиях.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- формировать экономическое мышление: умения принимать рациональные
решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать
и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего
окружения и общества в целом;
- владеть навыками поиска актуальной экономической информации в
различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и
оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать
экономическую информацию для решения практических задач в учебной
деятельности и реальной жизни;
- формировать навыки проектной деятельности: умение разрабатывать и
реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на
основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
- применять полученные знания и сформированные навыки для
эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя,
производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника,
работодателя, налогоплательщика);
- способность к личностному самоопределению и самореализации в
экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание
особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
- понимать место и роль России в современной мировой экономике; умение
ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве,
в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей,
отдельных предприятий и государства;
- сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом
развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей
в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность
уважительного отношения к чужой собственности.
В программу включено содержание, направленное на формирование у
студентов компетенций, необходимых для качественного ОПОП СПО на базе
основного общего образования с получением среднего общего образования;
программы подготовки специалистов среднего звена.
Программа
может
использоваться
другими
профессиональными
образовательными организациями, реализующими образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования.
Освоение содержания учебной дисциплины «Экономика» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
личностных:
•
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных
интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения
природных ресурсов;
•
формирование системы знаний об экономической жизни общества,
определение своих места и роли в экономическом пространстве;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей
природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной
ценности;
•
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
•
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
•
сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого- направленной деятельности;
метапредметных:
•
овладение умениями формулировать представления об экономической
науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности
основных направлений современной экономической мысли;
•
овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою
жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые
знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить
экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения
имеющихся проблем;
•
формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества
гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в
Конституции Российской Федерации;
•
генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по
вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и мирового
сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический
подходы для всестороннего анализа общественных явлений;
•
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях;
•
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей различных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
•
умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
•
соблюдением требований оргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
•
владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований,
границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
1- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
2- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
3- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
4- выбирать пути достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
5- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
6- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
1- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
2- использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
3- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного
развития;
4- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
5- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
6- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
1- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
2- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств.
предметных:
•
сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни
общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность
индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
•
понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества,
сформированность уважительного отношения к чужой собственности;
•
сформированность экономического мышления: умения принимать
рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных
ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для
себя, своего окружения и общества в целом;
•
владение навыками поиска актуальной экономической информации в
различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и
оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать
экономическую информацию для решения практических задач в учебной
деятельности и реальной жизни;
•
сформированность
навыков
проектной
деятельности:
умение
разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной
направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных
ориентиров;
• умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребите ля,
производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника,
работодателя, налогоплательщика);
•
способность к личностному самоопределению и самореализации в
экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание
особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
•
понимание места и роли России в современной мировой экономике;
умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.
•
сформированность представлений об экономической науке как системе
теоретических и прикладных наук; особенностях ее методологии и применимости
экономического анализа в других социальных науках; понимание эволюции и
сущности основных направлений современной экономической науки;
•
владение системными экономическими знаниями, включая современные
научные методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности
в области экономики;
•
владение приемами работы со статистической, фактической и
аналитической экономической информацией; умение самостоятельно анализировать
и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач;
•
умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по
экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической
политики государства;
•
сформированность
системы
знаний
об
институциональных
преобразованиях российской экономики при переходе к рыночной системе,
динамике основных макроэкономических показателей и современной ситуации в
экономике России.
В ходе изучения дисциплины ставится задача формирования следующих
компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального
и культурного контекста;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
Освоение содержания учебной дисциплины ПУД. 03 "Экономика
обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных результатов
реализации программы воспитания:
Личностные результаты реализации
программы воспитания
(дескрипторы)
Проявляющий активную гражданскую позицию,
демонстрирующий приверженность принципам честности,
порядочности, открытости, экономически активный и
участвующий в студенческом и территориальном
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к
людям труда, осознающий ценность собственного труда.
Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и
профессионального конструктивного «цифрового следа».
Осознающий приоритетную ценность личности
человека; уважающий собственную и чужую уникальность в
различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Код личностных
результатов
реализации
Программы
воспитания
ЛР2
ЛР4
ЛР7
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 78 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 78 часа;
- практические занятия 20 часов (в т.ч. практическая подготовка - 14 ч.).
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПУД. 03 «Экономика»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
78
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
в том числе:
лабораторные работы
не предусмотрено
практические занятия
20
в том числе практическая подготовка
14
контрольные работы
не предусмотрено
курсовая работа (проект)
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
не предусмотрено
Промежуточная аттестация в форме экзамена
10
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ПУД.03 «Экономика»
Наименование разделов и
Содержание учебного материала, практические работы,
Объем
тем
самостоятельная работа обучающихся
часов
1
2
3
Введение
2
Введение
Содержание учебного материала
Содержание учебной дисциплины и ее задачи при освоении
2
Связь экономики с теорией и практикой рыночной экономики
Раздел 1. Экономика и экономическая наука
14
Тема
1.1.
Потребности Содержание учебного материала
человека и ограниченность Экономические потребности общества. Свободные и экономические
2
ресурсов
блага общества
Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал,
предпринимательство
Тема
1.2.
Факторы Содержание учебного материала
производства. Прибыль и Факторы производства
2
рентабельность
Прибыль и рентабельность
Тема
1.3.
Выбор
и Содержание учебного материала
альтернативная стоимость
Экономический выбор
2
Стоимость: потребительная и меновая
Тема
1.4.
Типы Содержание учебного материала
экономических систем
Традиционная, рыночная, административно- командная экономики
2
Модели смешанной экономики
Практические занятия
1
Типы экономических систем
Уровень
освоения
4
2
2
1
2
1
Тема 1.5. Собственность и Содержание учебного материала
конкуренция
Собственность: сущность, формы
Конкуренция и монополия
Тема 1.6. Экономическая Содержание учебного материала
свобода.
Значение Экономическая свобода и обмен
специализации и обмена
Специализация и ее значение для формирования рынка
Практические занятия
Спрос и предложение
Раздел 2. Семейный бюджет
Тема 2.1. Семейный бюджет Содержание учебного материала
Семейный бюджет. Реальная и номинальная заработная плата
Практические занятия
Источники доходов и основные статьи расходов семьи
Анализ семейного бюджета
Раздел 3. Товар и его стоимость
Тема 3.1. Товар и его Содержание учебного материала
стоимость
Стоимость товара, его полезность. Соотношение полезности и
стоимости товаров
Практические занятия
Мнения ученых экономистов XVII — XVIII вв. о товаре
Теории трудовой стоимости, предельной полезности, издержек
производства
Раздел 4. Рыночная экономика
Тема
4.1.
Рыночный Содержание учебного материала
механизм.
Рыночное Круговорот производства и обмена продукции в экономической
равновесие.
Рыночные системе
2
2
2
1
1
3
1
2
2,3
3
1
1,2
2
12
2
1
структуры
Тема
4.2.
Экономика
предприятия:
цели,
организационные формы
Тема
4.3.
Организация
производства
Рыночные структуры
Содержание учебного материала
Предприятие: цели, виды
Сущность предпринимательской деятельности, цели и виды
Содержание учебного материала
Производственная структура предприятия
Основной и оборотный капитал
Нормирование труда
Производительность труда
Тема 4.4. Производственные Содержание учебного материала
затраты. Бюджет затрат
Издержки предприятия и себестоимость продукции
Ценообразование. Доход предприятия
Практические занятия
Типы коммерческих организаций
Расходы организации, экономическое содержание
Раздел 5. Труд и заработная плата
Тема 5.1. Рынок труда. Содержание учебного материала
Заработная
плата
и Рынок труда и его субъекты
мотивация труда
Организация оплаты труда
Тема 5.2. Безработица.
Содержание учебного материала
Политика государства в Безработица: понятие, виды, причины возникновения
области занятости
Политика государства в области занятости населения
Тема 5.3. Наемный труд и Содержание учебного материала
профессиональные союзы
Правовая основа деятельности профсоюзов
Права, гарантии, защита и обязанности профсоюзов
Практические занятия
2
1,2
4
1
2
1
2
8
2
1,2
2
1,2
2
1,2
2
Изучение основных способов купли-продажи рабочей силы
Изучение норм трудового Кодекса о легальной заработной плате
Раздел 6. Деньги и банки
Тема 6.1. Деньги и их роль в Содержание учебного материала
экономике
Деньги: сущность и функции
Роль денег в экономике
Практические занятия
Ознакомление с происхождением денег: монет, бумажных и
символических денег
Изучение экономического понятия функции денег
Тема
6.2.
Банковская Содержание учебного материала
система
Понятие банковской системы
Функции и задачи ЦБ РФ
Тема 6.3. Ценные бумаги: Содержание учебного материала
акции,
облигации. Ценные бумаги и их виды. Фондовые биржи
Фондовые биржи
Практические занятия
Изучение особенностей экономического обращения ценных бумаг
Тема 6.4. Инфляция и ее Содержание учебного материала
социальные последствия
Инфляция: понятие, типы, причины возникновения, последствия
Раздел 7. Государство и экономика
Тема 7.1. Роль государства в Содержание учебного материала
развитии экономики
Государство как рыночный субъект. Принципы и цели
государственного регулирования экономики
Практические занятия
Изучение методов государственного регулирования экономики
Тема
7.2.
Налоги
и Содержание учебного материала
9
2
2
2
2
1,2
1
1
1
1
15
1,2
1
1
1
налогообложение
Принципы и методы построения налоговой системы
Практические занятия
Изучение отличительных черт развития налоговой системы в России
Тема 7.3. Государственный Содержание учебного материала
бюджет.
Дефицит
и Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета
профицит бюджета
Государственный долг и его структура
Тема
7.4.
Показатели Содержание учебного материала
экономического
роста. Валовой внутренний продукт
Экономические циклы
Экономический цикл
Основные факторы экономического роста
Тема 7.5. Основы денежно- Содержание учебного материала
кредитной
политики Денежно-кредитная политика: понятие, цели и задачи
государства
Инструменты денежно-кредитной политики
Операции на открытом рынке
Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования
Практические занятия
Изучение механизма свободной конкуренции и системы
государственного регулирования экономики
Анализ Федерального закона «О государственном бюджете РФ»
Раздел 8. Международная экономика
Тема 8.1. Международная Содержание учебного материала
торговля
индикатор Международная торговля и мировой рынок
интеграции национальных Международная торговая политика
экономик
Государственная политика в области международной торговли
Практические занятия
Изучение особенностей международной торговли
1
1
1,2
2
2
3
1
7
1
2
12
3
1
1
Тема 8.2. Валюта. Обменные Содержание учебного материала
курсы валют
Валютный курс и его характеристики
Факторы, определяющие валютные курсы
Практические занятия
Изучение порядка регулирования валютных курсов
Изучение порядка регулирования работ международных валютных
бирж
Тема 8.3. Глобализация Содержание учебного материала
мировой экономики
Глобальные экономические проблемы
Тема
8.4.
Особенности Содержание учебного материала
современной
экономики Экономические реформы в России
России
Инвестиционный климат в современной России
Россия и мировая экономика
Всего
2
1
2
1
1
3
1,2
78
Учебным планом предусмотрены консультации по учебной дисциплине в
количестве 12 часов.
№ п/п
Наименование разделов и тем
Колво
часов
1
2
Ограниченность экономических ресурсов — главная проблема
экономики
Основные теории происхождения процента
3
Организованный и хаотичный обмен
1
4
Антимонопольная политика государства
1
5
Теории трудовой стоимости, предельной полезности и издержек
производства
1
6
Круговорот производства и обмена продукции в экономической
системе
1
7
Проблемы спроса на экономические ресурсы
1
8
Поошрительные системы оплаты труда
1
9
Элементы налога и способы его взимания
1
10
Неравенство доходов и его измерение
1
11
Отличительные черты развития налоговой системы в России
1
12
Протекционизм в международной торговой политике
1
13
Всего
12
1
1
В рамках самостоятельной работы обучающиеся выполняют индивидуальный
проект в форме исследовательской или проектной работы.
Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Главной
отличительной особенностью метода проектов является обучение на активной
основе, через целесообразную деятельность студента, которая соответствует его
личным интересам. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков
обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и
творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную
деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую
обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
1. Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие
экономической мысли.
2. Организация предпринимательской деятельности. Проблемы ее реализации на
современном этапе развития.
3. Организация предпринимательской деятельности. Проблемы ее реализации на
современном этапе
4. Роль малого бизнеса в развитии экономики РФ (региона, муниципального
образования).
5. Социально-экономический потенциал сельской молодежи
6. Актуальные проблемы защиты прав потребителей
7. Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики.
8. Бюджетный дефицит и концепции его регулирования.
9. Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие.
10. Доходы и расходы семьи
11. Кредит в жизни современного человека
12. Выгодные для населения вклады в банках
13. Экономические кризисы в истории России.
14. Центральный банк РФ и его роль.
15. Особенности миграционных процессов во второй половине ХХ века.
16. Проблемы вступления России в ВТО.
17. Россия на рынке технологий.
18. Финансовый кризис 1998 года в России.
19. Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС.
20. Электронные рынки как феномен мировой экономики.
21. Оффшорный бизнес и его роль в экономике России.
22. Внешний долг России и проблемы его урегулирования.
23. Мировой опыт свободных экономических зон.
24. Возникновение и эволюция денег на Руси.
25. Международные валютно-финансовые организации.
26. Теории глобализации (Т.Левитт, Дж.Стиглиц, Ж.П. Аллегре, П.Даниелс)
27. Анализ доходности индивидуального счета и банковского вклада
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия
учебного кабинета «Социально-экономических дисциплин».
Помещение
кабинета
соответствует
требованиям
Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02): оснащено
типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и
средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню
подготовки обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Учебно-методический комплект по дисциплине;
- многофункциональный комплекс преподавателя;
- наглядные пособия (альбом наглядных пособий, буклеты и др.);
- информационно-коммуникативные средства;
-комплекс технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты
(УМК), научная и научно-популярная литература, альбомы наглядных пособий,
обеспечивающих освоение учебной дисциплины «Экономика».
В процессе освоения программы учебной дисциплины студенты имеют
возможность доступа к электронным материалам по экономике, имеющимся в
свободном доступе в сети Интернет (электронные книги, практикумы, тесты)
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа
проектор.
3.2. Реализация элементов практической подготовки
Практическая подготовка при реализации учебной дисциплины организуется
путем проведения практических занятий, практикумов и иных аналогичных видов
учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении
отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной
деятельностью.
Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия
лекционного типа, которые предусматривают передачу учебной информации
обучающимся, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с
будущей профессиональной деятельностью.
3.3. Воспитательная составляющая программы
Воспитательная система в техникуме направлена на формирование и развитие
интеллектуальной, культурной, творческой, нравственной личности
обучающегося, будущего специалиста, сочетающего в себе профессиональные
знания и умения, высокие моральные и патриотические качества, обладающего
правовой и коммуникативной культурой, активной гражданской позицией.
Каждое направление имеет перечень развиваемых ОК. Это позволяет
систематизировать и дифференцировать общие компетенции. Благодаря этому
Программа воспитания и социализации охватывает все жизненные состояния,
необходимые обучающимся любой профессии и возраста.
3.4. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет - ресурсов,
дополнительной литературы
Основная литература
1.
Гомола А.И., Кириллов В.Е., Жанин П.А. Экономика для профессий и
специальностей социально-экономического профиля: учебник для студ.
Учреждений сред. проф. образования- М., 5-е издание, стер.-М.: Издательский центр
«Академия», 2019
Дополнительная литература
2.Слагода В. Г. Основы экономической теории: Учебник —М.: Издательство
"ФОРУМ": ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019
3.
Гребенников П. И. Экономика : Учебник / Гребенников П. И., Тарасевич
Л. С. — 5-е изд., пер. и доп .— Электрон. дан. — Москва : Юрайт, 2019 .— 310 с .—
(Бакалавр. Академический курс) ЭБС Юрайт
Информационные ресурсы
4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
5.Экономико-правовая библиотека Электронный ресурс.- Режим доступа:
https://vuzllib.su/
6.Федеральный
образовательный
портал
«Экономика,
социология,
менеджмент» https://iq.hse.ru/
7.Административно-управленческий портал http://www.aup.ru/
8. Информационно-правовой портал https://www.garant.ru/
9.Информационно-правовой портал https://www.consultant.ru/
проект института Экономическая школа https://economicus.ru/
10. www.economy.gov.ru – сайт Министерства развития РФ.
11. http://document.kremlin.ru – официальное интернет-представительство
Президента России.
12. www.fas.gov.ru –официальный сайт Федеральной Антимонопольной
службы.
13. http://www.minfin.ru/ – официальный сайт Министерства финансов РФ.
14. www.gks.ru –официальный сайт Федеральной службы государственной
статистики.
15. www.cbr.ru – официальный сайт Центрального Банка Российской
Федерации.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
самостоятельной работы.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
- формировать экономическое мышление:
умения принимать рациональные решения в
условиях
относительной
ограниченности
доступных ресурсов, оценивать и принимать
ответственность за их возможные последствия
для себя, своего окружения и общества в целом;
- владение навыками поиска актуальной
экономической информации в различных
источниках,
включая
Интернет;
умение
различать факты, аргументы и оценочные
суждения; анализировать, преобразовывать и
использовать экономическую информацию для
решения практических задач в учебной
деятельности и реальной жизни;
- формировать навыки проектной деятельности:
умение разрабатывать и реализовывать проекты
экономической
и
междисциплинарной
направленности
на
основе
базовых
экономических
знаний
и
ценностных
ориентиров;
- умение применять полученные знания и
сформированные навыки для эффективного
исполнения
основных
социальноэкономических
ролей
(потребителя,
производителя,
покупателя,
продавца,
заемщика, акционера, наемного работника,
работодателя, налогоплательщика);
- способность к личностному самоопределению
и
самореализации
в
экономической
деятельности, в том числе в области
предпринимательства; знание особенностей
современного рынка труда, владение этикой
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Устный и письменный текущий
контроль
Оценка деятельности
обучающихся при выполнении
практических занятий
Тестовый контроль
результат внеаудиторной
самостоятельной работы
обучающихся,
экзамен.
трудовых отношений;
- понимать место и роль России в современной
мировой экономике; умение ориентироваться в
текущих экономических событиях в России и в
мире.
Знания:
-системы знаний об экономической сфере в
жизни общества как пространстве, в котором
осуществляется экономическая деятельность
индивидов, семей, отдельных предприятий и
государства;
- сущности экономических институтов, их роли
в социально-экономическом развитии общества;
понимание значения этических норм и
нравственных ценностей в экономической
деятельности отдельных людей и общества;
сформированность уважительного отношения к
чужой собственности
Устный и письменный текущий
контроль
Оценка деятельности
обучающихся при выполнении
практических занятий
Тестовый контроль
результат внеаудиторной
самостоятельной работы
обучающихся,
экзамен