Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Венцы-Заря сельскохозяйственный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 01 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
п. Венцы
2022 г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
4
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
13
4.
15
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
ОСВОЕНИЯ
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Экономика организации
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл
общепрофессиональных дисциплин.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
определять организационно-правовые формы организаций;
находить и использовать необходимую экономическую информацию;
определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели
деятельности организации;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
сущность организации как основного звена экономики отраслей;
основные принципы построения экономической системы организации;
принципы и методы управления основными и оборотными средствами;
методы оценки эффективности их использования;
организацию производственного и технологического процессов;
состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели
их эффективного использования;
способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие
технологии;
механизмы ценообразования;
формы оплаты труда;
основные технико-экономические показатели деятельности организации и
методику их расчёта;
В ходе изучения дисциплины ставится задача формирования следующих
компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой
для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие;
4
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
Освоение содержания учебной дисциплины ОП. 01 "Экономика организации"
обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных результатов
реализации программы воспитания:
Личностные результаты реализации
программы воспитания
(дескрипторы)
Проявляющий
активную
гражданскую
позицию,
демонстрирующий приверженность принципам честности,
порядочности, открытости, экономически активный и
участвующий
в
студенческом
и
территориальном
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно
взаимодействующий
и
участвующий
в
деятельности общественных организаций
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям
труда,
осознающий
ценность
собственного
труда.
Стремящийся к формированию в сетевой среде личностного и
профессионального конструктивного «цифрового следа»
Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в различных
ситуациях, во всех формах и видах деятельности
Код личностных
результатов
реализации
Программы
воспитания
ЛР 2
ЛР 4
ЛР 7
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося – 106 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 100 часов;
самостоятельной работы обучающегося- 6 часов.
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
106
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
100
в том числе:
лабораторные работы
не предусмотрено
практические занятия
30
контрольные работы
не предусмотрено
курсовая работа (проект)
20
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
6
Промежуточная аттестация в форме экзамена
6
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика организации»
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа
разделов и тем
обучающихся, курсовая работа (проект)
Раздел 1. Организация в условиях рынка
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
Организация: понятие и классификация. Организационно - правовые формы организаций.
Организация Объединения организаций.
основное звено
Порядок образования и ликвидации субъектов хозяйствования. Интеграция организаций
экономики
Общая и производственная структура. Производственный и технологический процесс
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Планирование
Рынок и план. Этапы, элементы и методы планирования
деятельности
Виды планирования. Бизнес- план.
организации
Раздел 2. Материально-техническая база организации
Содержание учебного материала
Понятие, состав и структура основных средств. Износ и амортизация основных средств.
Тема 2.1.
Показатели эффективности использования основных средств. Нематериальные активы.
Основной
Экономическая сущность и принципы аренды. Производственная мощность: сущность, виды и
капитал и его
факторы
роль в
Практические занятия
производстве
Расчёт среднегодовой стоимости основных средств и амортизационных отчислений.
Расчёт эффективности использования основных средств
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Оборотный
Оборотные средства: понятие, состав, структура. Источники формирования оборотных средств
капитал
Показатели эффективности использования оборотных средств. Пути ускорения оборачиваемости.
Понятие логистики. Роль, задачи и функции логистики
Практические занятия
Расчёт норматива оборотных средств.
Расчёт показателей эффективности использования оборотных средств.
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
Капитальные
Капитальные вложения. Эффективность капитальных вложений
вложения и их
7
Объем
часов
10
6
Уровень
освоения
2
6
4
2
4
26
10
3
6
4
10
2
6
4
6
2
1
эффективность
Практические занятия
2
Расчет эффективности капитальных вложений
Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, работа с информационными
порталами, выполнение домашних заданий на тему:
2
1. Формы управления движением нематериальных активов
2. Инвестиционная деятельность
Раздел 3. Кадры и оплата труда в организации
20
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
10
Кадры
Персонал организации: понятие, классификация.
организации и
4
Нормирование труда. Производительность труда. Мотивация труда.
производительно
Рабочее время и его использование. Бюджет рабочего времени
сть труда
Практические занятия
1
Расчет показателей нормирования труда
6
Анализ использования рабочего времени
Расчет производительности труда
Тема 3.2.
Содержание учебного материала
10
Организация
Сущность и принципы оплаты труда. Виды, формы и системы оплаты труда. Бестарифная система
4
оплаты труда
оплаты труда. Тарифная система и её элементы.
Практические занятия
Определение расценки за единицу продукции
4
Расчёт заработной платы по видам.
Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, работа с информационными
порталами, выполнение домашних заданий на тему:
1. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и динамика его изменения.
2. Проблемы дифференциации оплаты труда в России.
2
Раздел 4. Издержки, цена, прибыль и рентабельность - основные показатели деятельности экономического субъекта
28
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
12
Издержки
Понятие себестоимости продукции, её виды. Смета затрат на производство продукции. Группировка
затрат по статьям калькуляции
производства
8
Калькуляция себестоимости и ее значение. Группировка затрат по элементам.
Постоянные и переменные издержки. Безубыточный объем выпуска и продаж. Методика включения смет
8
2
1
косвенных расходов в себестоимость
Практические занятия
Расчёт сметы затрат на производство.
Расчёт себестоимости единицы продукции.
Содержание учебного материала
Понятие, функции, виды цен.
Порядок ценообразования. Ценовая политика субъекта хозяйствования. Ценовая стратегия организации
Практические занятия
Тема 4.2.
Расчет оптовой и розничной цены изделия
Цена
и
ценообразование Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, работа с информационными
порталами, выполнение домашних заданий на тему:
1. Методы ценообразования.
Антимонопольная политика в области ценообразования
Содержание учебного материала
Прибыль и ее виды. Распределение и использование прибыли
Тема 4.3.
Рентабельность и её виды
Прибыль
и Методика расчета показателей рентабельности
рентабельность
Практические занятия
Расчёт прибыли экономического субъекта.
Расчёт рентабельности
Раздел 5. Внешнеэкономическая деятельность экономического субъекта
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
Внешнеэкономич Основные формы внешнеэкономических связей, виды сделок во внешнеэкономической деятельности
еская
Организация международных расчётов
деятельность
организации
Курсовой проект (работа)
Тематика курсовых проектов (работ)
1. Эффективность использования основных фондов экономического субъекта и пути её повышения.
2. Роль основных фондов в деятельности экономического субъекта.
3. Оборачиваемость оборотных средств и пути её ускорения.
4. Оборотные средства предприятия и пути улучшения их использования.
9
4
8
1
4
2
2
8
2
4
4
2
2
1
2
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Производительность труда на предприятии и пути её повышения.
Бестарифные системы оплаты труда на предприятии: понятие, преимущества.
Производственная структура предприятия и пути её совершенствования.
Персонал предприятия и пути повышения эффективности использования рабочей силы.
Малые предприятия: преимущества, недостатки, перспективы развития.
Политика импортозамещения в России: направления, проблемы реализации.
Прибыль предприятия и пути её максимизации.
Рентабельность как показатель эффективности работы предприятия.
Сущность инвестиций, их роль в деятельности экономического субъекта.
Качество продукции предприятия и пути его повышения.
Банкротство предприятий: понятие, причины, профилактика.
Оценка деловой активности предприятия.
Оценка финансовой устойчивости предприятия и его платёжеспособности.
Лизинг – вид предпринимательской деятельности по инвестированию средств.
Технологические инновации и инновационная политика экономического субъекта.
Проблема качества продукции на российском рынке и пути её решения.
10
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
Роль малого бизнеса в развитии экономики страны.
Организация собственного дела в России: этапы, формы, идеи для бизнеса.
Малое предпринимательство как элемент современной рыночной экономики.
Реклама в маркетинговой практике. Оценка экономической эффективности рекламной кампании.
Разработка маркетинговой концепции в условиях экономического кризиса.
Конкуренция и концепции выживания организации.
Проблема дебиторской задолженности экономического субъекта и пути её решения.
Пути повышения конкурентоспособности экономического субъекта.
Анализ жизненного цикла предприятия.
Сырьевые ресурсы и проблемы их эффективного использования.
Роль планирования в деятельности экономического субъекта.
Кадровая политика экономического субъекта в современных условиях.
Пути повышения финансовых результатов деятельности экономического субъекта.
Пути снижения издержек производства и реализации продукции (работ, услуг).
Сущность и значение нормирования труда, его роль в развитии экономического субъекта.
Методы предупреждения банкротства экономического субъекта.
Кадровый потенциал предприятия: оценка и развитие.
Сущность и значение инвестиций для деятельности экономического субъекта.
Роль логистики в деятельности экономического субъекта.
Обязательные аудиторные учебные занятия по курсовому проекту (работе)
1. Выбор темы, составление плана курсовой работы.
2. Подбор источников и литературы.
3. Проверка введения.
4. Проверка теоретической части работы.
5. Проверка практической части работы.
6. Проверка выводов и предложений по результатам теоретического и практического материала.
7. Проверка заключения.
8. Проверка приложений к курсовой работе.
9. Проверка оформления курсовой работы согласно методическим рекомендациям.
10. Защита курсовой работы.
всего
11
20
106
Консультации
1.
Налоговая система
2.
Таможенная системы
3.
Основы организации оплаты труда в соответствии с Трудовым Кодексом РФ
4.
Мотивация труда. Трансформация системы оплаты труда
5.
Понятие «продукт» и «услуга»: методы и единицы измерения
6. Стоимостные результаты производства продукции
Промежуточная аттестация в форме экзамена
.
12
12
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия
учебного кабинета «Экономика организации»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Учебно-методический комплект по дисциплине;
- оформление кабинета (стенды) по соответствующим направлениям;
- материалы Интернета, постановления, указы правительства, президента.
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.
3.2. Реализация элементов практической подготовки
Практическая подготовка при реализации учебной дисциплины организуется
путем проведения практических занятий, практикумов и иных аналогичных видов
учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении
отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной
деятельностью.
Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия
лекционного типа, которые предусматривают передачу учебной информации
обучающимся, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с
будущей профессиональной деятельностью.
3.3. Воспитательная составляющая программы
Воспитательная система в техникуме направлена на формирование и развитие
интеллектуальной, культурной, творческой, нравственной личности обучающегося,
будущего специалиста, сочетающего в себе профессиональные знания и умения,
высокие моральные и патриотические качества, обладающего правовой и
коммуникативной культурой, активной гражданской позицией.
Каждое направление имеет перечень развиваемых ОК. Это позволяет
систематизировать и дифференцировать общие компетенции. Благодаря этому
Программа воспитания и социализации охватывает все жизненные состояния,
необходимые обучающимся любой профессии и возраста.
3.4. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Чечевицына Л.Н. Экономика организации: учебное пособие - Ростов н/Д: Феникс,
2020.- 382с- (Среднее профессиональное образование) ;
2.Чечевицына Л.Н. Экономика организации: практикум: учеб. пособие- Ростов н/Д:
Феникс, 2020.- 382с- (Среднее профессиональное образование) ;
13
3. Менеджмент. Учебное пособие Дорофеева Л.И.. 2019, Научная книга
(Электронно-библиотечная система IPR BOOKS)
Дополнительные источники:
Интернет-ресурсы:
4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
5. Министерство образования и науки РФ ФГАУ «ФИРО» http://www.firo.ru/
6. Портал «Всеобуч»- справочно-информационный образовательный сайт, единое
окно доступа к образовательным ресурсам –http://www.edu-all.ru/
7. Экономико–правовая библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа :
http://www.vuzlib.net.
Дополнительные источники
8. Информационно правовой портал http://konsultant.ru/
9. Информационно правовой портал http://www.garant.ru/
10. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации
https://www.minfin.ru/
11. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации
https://www.nalog.ru/
12. Официальный сайт Пенсионного фонда России http://www.pfrf.ru/
13. Официальный сайт Фонда социального страхования http://fss.ru/
14. Официальный сайт Фонда обязательного медицинского страхования
http://www.ffoms.ru/
15. Официальный
сайт Центрального
Банка Российской
Федерации
http://www.cbr.ru/
16. Официальный сайт Президента России - http://www.kremlin.ru
14
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем
в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, решения ситуационных задач, исследования
проблемных задач.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Умения:
определять организационно-правовые формы
организаций;
планировать деятельность организации;
определять состав материальных, трудовых и
финансовых ресурсов организации;
заполнять первичные документы по
экономической деятельности организации;
рассчитывать по принятой методологии
основные технико-экономические показатели
деятельности организации;
находить и использовать необходимую
экономическую информацию;
определять организационно-правовые формы
организаций; планировать деятельность
организации;
определять состав материальных, трудовых и
финансовых ресурсов организации;
заполнять первичные документы по
экономической деятельности организации;
рассчитывать по принятой методологии
основные технико-экономические показатели
деятельности организации;
находить и использовать необходимую
экономическую информацию;
15
Устный и письменный текущий
контроль
Оценка деятельности
обучающихся при выполнении
практических занятий
Тестовый контроль
результат внеаудиторной
самостоятельной работы
обучающихся,
выполнение экзаменационных
заданий.
Знания:
сущность организации как основного звена
экономики отраслей;
основные принципы построения
экономической системы организации;
управление основными и оборотными
средствами и оценку эффективности их
использования; организацию
производственного и технологического
процессов;
состав материальных, трудовых и финансовых
ресурсов организации, показатели их
эффективного использования; способы
экономии ресурсов, энергосберегающие
технологии;
механизмы ценообразования, формы оплаты
труда;
основные технико-экономические показатели
деятельности организации и методику их
расчета;
аспекты развития отрасли, организацию
хозяйствующих субъектов в рыночной
экономике;
16
Устный и письменный текущий
контроль
Оценка деятельности
обучающихся при выполнении
практических занятий
Тестовый контроль
результат внеаудиторной
самостоятельной работы
обучающихся,
выполнение экзаменационных
заданий