Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Венцы - Заря сельскохозяйственный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 09 ОХРАНА ТРУДА
по специальности 36.02.01 Ветеринария
п. Венцы
2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
2. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
11
1. Паспорт программы учебной дисциплины
ОП.10 Охрана труда
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы
подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 36.02.01 Ветеринария базовой подготовки.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл как
общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им
риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами
профессиональной деятельности;
- использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с
характером выполняемой профессиональной деятельности;
- проводить вводный инструктаж подчиненных работников (персонала),
инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом
специфики выполняемых работ;
- разъяснять подчиненным работникам (персоналу) содержание установленных
требований охраны труда;
- контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня
безопасности труда;
- вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки
ее заполнения и условия хранения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные техногенные опасности, их свойства и характеристики, характер
воздействия вредных и опасных факторов на человека и методы защиты от них
применительно к сфере своей профессиональной деятельности;
- системы управления охраной труда в организации;
- законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные
нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность
организации;
- обязанности работников в области охраны труда;
- фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или
бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;
- возможные последствия несоблюдения технологических процессов и
производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом);
- порядок и периодичность инструктирования подчиненных работников
(персонала);
- порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной
защиты;
- порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в т.ч. методику
оценки условий труда и травмобезопасности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими
компетенциями:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой
для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей,
применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности
ОК 10.Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.
ОК 11.Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать
профессиональными компетенциями:
ПК 1. Контроль санитарного и зоогигиенического состояния объектов
животноводства и корма.
ПК 1.2 Проведения ветеринарно-санитарных мероприятий для предупреждения
возникновения болезней животных.
ПК1.3 Проведение ветеринарно-санитарных мероприятий в условиях
специализированных животноводческих хозяйств.
ПК 2.1. Предупреждение заболеваний животных, проведение просветительской
деятельности.
ПК 2.2. Выполнение лечебно-диагностических ветеринарных манипуляций.
ПК 2.3. Выполнение лечебно-диагностических ветеринарных мероприятий в
условиях специализированных животноводческих хозяйств.
Освоение содержания учебной дисциплины ОП.09 Охрана труда
обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных результатов
реализации программы воспитания:
Личностные результаты реализации программы
воспитания
(дескрипторы)
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и
территориальном самоуправлении, в том числе на условиях
добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций.
Соблюдающий
нормы
правопорядка,
следующий
идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод
граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей
субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным
поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий
социально опасное поведение окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
формированию в сетевой среде личностно и профессионального
конструктивного «цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической
памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине,
принятию традиционных ценностей много национального Народа
России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность
к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех
формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных
групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции
культурных традиций и ценностей многонационального российского
государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного
образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий
зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр
и
т.д.
Сохраняющий
психологическую
устойчивость
в
ситуативносложных или стремительно меняющихся ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой.
Код
личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1
ЛР 2
ЛР 3
ЛР 4
ЛР 5
ЛР 6
ЛР 7
ЛР 8
ЛР 9
ЛР 10
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
ЛР 11
основами эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
ЛР 12
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими
детьми и их финансового содержания.
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные
отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими
ЛР 13
людьми, Достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности
Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию
ЛР 14
как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности
Проявляющий
гражданское
отношение
к
профессиональной
деятельности как к возможности личного участия в решении
ЛР 15
общественных, государственных, общенациональных проблем
Принимающий основы экологической культуры, соответствующей
ЛР 16
современному уровню экологического мышления, применяющий опыт
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях и профессиональной
деятельности
Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к
ЛР 17
культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии
Личностные результаты реализации программы воспитания,
определенные ключевыми работодателями (при наличии)
Планирующий и реализовывающий собственное профессиональное и
ЛР 18
личностное развитие, активно применяющий полученные знания на
практике, способный анализировать производственную ситуацию,
быстро принимать решения
Работать коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
ЛР 19
коллегами
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные
субъектами образовательного процесса (при наличии)
Содействовать сохранению окружающей среды ресурсосбережению,
ЛР 20
эффективно действовать чрезвычайных ситуациях.
Использовать средства физической культуры для сохранения и
ЛР 21
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
подержания необходимого уровня физической подготовленности.
Проявлять доброжелательность к окружающим, деликатность чувство
ЛР 22
такта и готовность оказать услугу каждому кто в ней нуждается
Планируемые личностные результаты в ходе реализации образовательной
программы1
Наименование профессионального модуля,
учебной дисциплины
ОП. 09 Охрана труда
Код личностных результатов
реализации программы
воспитания
ЛР 13-17
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося
- 36 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося
- 34 часа,
практические занятия (в том числе в форме практической подготовки) - 12 часов,
самостоятельной работы обучающегося (в том числе в форме практической
подготовки)
- 2 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
36
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
34
В том числе:
12
Практические занятия (в том числе в форме практической
подготовки)
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего) (в том
числе в форме практической подготовки)
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 09 Охрана труда
Наименование разделов и
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
тем
самостоятельная работа обучающихся
1
2
Раздел 1. Управление безопасностью труда
Тема 1.1. Правовые и
Содержание
нормативные основы
1
ФЗ «Об основах охраны труда в РФ»
безопасности труда
2
Структура системы стандартов безопасности труда, Госстандарта России
3
Правовые и нормативные основы безопасности труда.
4
Опасные и вредные производственные факторы, средства защиты
Практические занятия
5
Производственная травма и травматизм, профессиональные заболевания
6
Заполнение формы акта Н-1 о несчастном случае на производстве
Тема 1.2.Организационные Содержание
основы безопасности труда
7
Формирование службы охраны труда, права и обязанности.
8
Организация работы службы охраны труда. Контроль и ответственность
9
Органы управления безопасности труда, надзора и контроля за охраной труда
10
Охрана труда при санитарно – ветеринарном надзоре
11
Должностные инструкции ветеринарного врача
12
Должностные инструкции работника лаборатории
13
Должностные инструкции ветсанэксперта
14
Должностные инструкции врача ветеринарного фельдшера
Тема 1.3. Расследование и Содержание учебного материала
учет несчастных случаев на 15
Классификация несчастных случаев на производстве и в быту, с потерей
производстве
трудоспособности и без
16
Порядок расследования и учет несчастных случаев на производстве
17
Первоочередные меры при несчастном случае
18
Расследование несчастных случаев
Практические занятия
19
Расследование и учет несчастных случаев на производстве
20
Оформление материалов несчастных случаев
Самостоятельная работа
21
Классификация несчастных случаев
Тема 1.4 Обучение,
Содержание
инструктаж, аттестация
22
Обучение по охране труда
Объем
часов
3
30
8
1
1
1
1
4
2
2
8
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
4
2
2
2
2
4
1
Уровень
усвоения
4
Виды инструктажей и их проведение
Аттестация рабочих мест по условиям труда. Цели и задачи
Порядок проведения и оформление инструктажа по технике безопасности
Раздел 2. Защита человека от вредных и опасных производственных факторов
Тема Тема 2.1. Защита человека
Практические занятия
от химических,
26 Оказание первой помощи человеку
биологических и
27 Составление плана противопожарных мероприятий (на сельскохозяйственных
комплексного характера
объектах)
негативных факторов
Содержание
28 Защита человека от физических, химических, биологических факторов
29 Дифференцированный зачет
Всего
рабочих мест
23
24
25
1
1
1
6
4
2
2
2
1
1
36
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного
кабинета «Охрана труда».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
компьютер
с
лицензионным
программным
обеспечением
и
мультимедиапроектор.
3.2. Реализация элементов практической подготовки
Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей) организуется путем проведения практических занятий, практикумов,
лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности,
предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов
работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия лекционного
типа, которые предусматривают передачу учебной информации обучающимся,
необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей
профессиональной деятельностью.
3.3. Воспитательная составляющая программы
Воспитательная система в колледже направлена на формирование и развитие
интеллектуальной,
культурной,
творческой,
нравственной
личности
обучающегося, будущего специалиста, сочетающего в себе профессиональные
знания и умения, высокие моральные и патриотические качества, обладающего
правовой и коммуникативной культурой, активной гражданской позицией.
Каждое направление имеет перечень развиваемых ОК. Это позволяет
систематизировать и дифференцировать общие компетенции. Благодаря этому
Программа воспитания и социализации охватывает все жизненные состояния,
необходимые обучающимся любой профессии и возраста.
3.4. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов
Основные источники:
1. Дивисилов В.А. Охрана труда. Изд.: ФОТУМ, 2009.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации.
3. Нормативные акты по охране труда.
Дополнительные источники:
4.Трудовой кодекс Российской Федерации.
5. Нормативные акты по охране труда.
Интернет-ресурсы:
6. htpp:/www.bestbook.ru/userfiles/books/pdf/Pages%20from%20Gusak_Selo.pdf
7. htpp:/www.chtivo.ru/ chtivo=3&bkid=1105763.htm
8. htpp:/books.tr200.ru/v.php?id=199095
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования,
а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения (освоенные
умения, усвоенные знания)
Умения:
Выявлять опасные и вредные
производственные факторы при работе
с планируемыми видами
профессиональной деятельности
Использовать средства коллективной и
индивидуальной защиты
Проводить вводный инструктаж с
учетом специфики выполняемой работы
Выполнять расчет освещения
Вести документацию установленного
образца
Знания:
Системы управления охраны труда на
предприятиях
Законов и иных нормативных
требований охраны труда
Обязанности работников в области
охраны труда
Порядок и периодичность
инструктирования подчиненных
работников
Порядок хранения и использования
средств коллективной и
индивидуальной защиты
Порядок проведения аттестации
рабочих мест по условиям труда
Методика оценки условий труда и
травмобезопасности
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Наблюдение и оценка выполнения работ
на практических занятиях. Презентация
Экспертная оценка самостоятельного
выполнения задания, демонстрация
Экспертное наблюдение и оценка
практических занятий, деловая игра
Экспертное наблюдение и оценка
практических занятий
Демонстрация. Решение
производственных ситуаций
Тестирование, устный опрос.
Презентация
Демонстрация. Презентация. Устный
опрос.
Деловая игра. Выступление с
сообщениями
Деловая игра. Демонстрация. Устный
опрос.
Деловая игра. Устный опрос.
Тестирование
Деловая игра. Устный опрос.
Тестирование
Устный опрос. Презентация.
Выступление с сообщением