Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Венцы - Заря сельскохозяйственный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 09 ОХРАНА ТРУДА
по специальности 36.02.01 Ветеринария
п. Венцы
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
2. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
11
1. Паспорт программы учебной дисциплины
ОП.10 Охрана труда
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы
подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 36.02.01 Ветеринария базовой подготовки.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл как
общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им
риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами
профессиональной деятельности;
- использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с
характером выполняемой профессиональной деятельности;
- проводить вводный инструктаж подчиненных работников (персонала),
инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом
специфики выполняемых работ;
- разъяснять подчиненным работникам (персоналу) содержание установленных
требований охраны труда;
- контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня
безопасности труда;
- вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки
ее заполнения и условия хранения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные техногенные опасности, их свойства и характеристики, характер
воздействия вредных и опасных факторов на человека и методы защиты от них
применительно к сфере своей профессиональной деятельности;
- системы управления охраной труда в организации;
- законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные
нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность
организации;
- обязанности работников в области охраны труда;
- фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или
бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;
- возможные последствия несоблюдения технологических процессов и
производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом);
- порядок и периодичность инструктирования подчиненных работников
(персонала);
- порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной
защиты;
- порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в т.ч. методику
оценки условий труда и травмобезопасности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими
компетенциями:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за
них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать
профессиональными компетенциями:
ПК 1.1. Обеспечивать оптимальные зоогигиенические условия содержания,
кормления и ухода за сельскохозяйственными животными.
ПК 1.2. Организовывать и проводить профилактическую работу по
предупреждению внутренних незаразных болезней сельскохозяйственных
животных.
ПК 1.3. Организовывать и проводить ветеринарную профилактику инфекционных
и инвазионных болезней сельскохозяйственных животных.
ПК 2.1. Обеспечивать безопасную среду для сельскохозяйственных животных и
ветеринарных специалистов, участвующих в лечебнодиагностическом процессе.
ПК 2.2. Выполнять ветеринарные лечебно-диагностические манипуляции.
ПК 2.3. Вести ветеринарный лечебно-диагностический процесс с использованием
специальной аппаратуры и инструментария.
ПК 2.4. Оказывать доврачебную помощь сельскохозяйственным животным в
неотложных ситуациях.
ПК 2.5. Оказывать акушерскую помощь сельскохозяйственным животным.
ПК 2.6. Участвовать в проведении ветеринарного приема.
ПК 3.1. Проводить ветеринарный контроль убойных животных.
ПК 3.2. Проводить забор образцов крови, молока, мочи, фекалий, их упаковку и
подготовку к исследованию.
ПК 3.3. Проводить забор образцов продуктов и сырья животного
происхождения для ветеринарно-санитарной экспертизы.
ПК 3.4. Определять соответствие продуктов и сырья животного происхождения
стандартам на продукцию животноводства.
ПК 3.5. Проводить обеззараживание не соответствующих стандартам качества
продуктов и сырья животного происхождения, утилизацию конфискатов.
ПК 3.6. Участвовать в ветеринарно-санитарной экспертизе колбасных изделий,
субпродуктов, пищевого жира, крови, кишок, эндокринного и технического
сырья.
ПК 3.7. Участвовать в проведении патологоанатомического вскрытия.
ПК 3.8. Участвовать в отборе, консервировании, упаковке и пересылке
патологического материала.
ПК 4.1. Готовить и проводить консультации для работников животноводства и
владельцев сельскохозяйственных животных по вопросам санитарных норм
содержания животных, профилактики инфекционных болезней животных и
зоонозных инфекционных и инвазивных болезней, а также их лечения.
ПК 4.2. Готовить информационные материалы о возбудителях, переносчиках,
симптомах, методах профилактики и лечения инфекционных болезней животных
и зоонозных инфекционных и инвазивных болезней.
ПК
4.3.
Знакомить
работников
животноводства
и
владельцев
сельскохозяйственных животных с приемами первой помощи животным.
ПК 4.4. Давать рекомендации по особенностям содержания, кормления и
использования животных-производителей.
ПК 4.5. Информировать население о планирующихся и проводимых ветеринарно
санитарных, профилактических и зоогигиенических мероприятиях.
Освоение содержания учебной дисциплины ОП.10 Охрана труда
обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных результатов
реализации программы воспитания:
Личностные результаты реализации программы
воспитания
(дескрипторы)
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и
территориальном самоуправлении, в том числе на условиях
добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций.
Код
личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1
ЛР 2
Соблюдающий
нормы
правопорядка,
следующий
идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод
граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей
ЛР 3
субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным
поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий
социально опасное поведение окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
ЛР 4
формированию в сетевой среде личностно и профессионального
конструктивного «цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической
памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине,
ЛР 5
принятию традиционных ценностей много национального Народа
России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность
ЛР 6
к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех
ЛР 7
формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных
групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции
ЛР 8
культурных традиций и ценностей многонационального российского
государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного
образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий
зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр
ЛР 9
и
т.д.
Сохраняющий
психологическую
устойчивость
в
ситуативносложных или стремительно меняющихся ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
ЛР 10
безопасности, в том числе цифровой.
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
ЛР 11
основами эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
ЛР 12
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими
детьми и их финансового содержания.
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные
отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими
ЛР 13
людьми, Достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности
Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию
ЛР 14
как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности
Проявляющий
гражданское
отношение
к
профессиональной
деятельности как к возможности личного участия в решении
общественных, государственных, общенациональных проблем
Принимающий основы экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, применяющий опыт
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях и профессиональной
деятельности
Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к
культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии
ЛР 15
ЛР 16
ЛР 17
Личностные результаты реализации программы воспитания,
определенные ключевыми работодателями (при наличии)
Планирующий и реализовывающий собственное профессиональное и
ЛР 18
личностное развитие, активно применяющий полученные знания на
практике, способный анализировать производственную ситуацию,
быстро принимать решения
Работать коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
ЛР 19
коллегами
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные
субъектами образовательного процесса (при наличии)
Содействовать сохранению окружающей среды ресурсосбережению,
ЛР 20
эффективно действовать чрезвычайных ситуациях.
Использовать средства физической культуры для сохранения и
ЛР 21
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
подержания необходимого уровня физической подготовленности.
Проявлять доброжелательность к окружающим, деликатность чувство
ЛР 22
такта и готовность оказать услугу каждому кто в ней нуждается
Планируемые личностные результаты в ходе реализации образовательной
программы1
Наименование профессионального модуля,
учебной дисциплины
Код личностных результатов
реализации программы
воспитания
ЛР 13-17
ОП.10 Охрана труда
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося
- 54 часа,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося
- 36 часов,
практические занятия (в том числе в форме практической подготовки) - 12 часов,
самостоятельной работы обучающегося (в том числе в форме практической
подготовки)
- 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
В том числе:
12
Практические занятия (в том числе в форме практической
подготовки)
18
Самостоятельная работа обучающегося (всего) (в том
числе в форме практической подготовки)
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 10 Охрана труда
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
разделов и тем
самостоятельная работа обучающихся
1
2
Раздел 1. Управление безопасностью труда
Введение
Содержание
Тема 1.1. Правовые и 1
Введение .ФЗ «Об основах охраны труда в РФ».
нормативные
основы 2
Структура системы стандартов безопасности труда, Госстандарта России.
безопасности труда
3
Правовые и нормативные основы безопасности труда.
4
Опасные и вредные производственные факторы, средства защиты
Практическое занятие
5
Производственная травма и травматизм, профессиональные заболевания
6
Заполнение формы акта Н-1 о несчастном случае на производстве
Самостоятельная работа:
Изучение Трудового кодекса РФ.
Термины - составить конспект
Тема 1.2.Организационные Содержание
основы безопасности труда
7
Формирование службы охраны труда, права и обязанности.
8
Организация работы службы охраны труда. Контроль и ответственность.
9
Органы управления безопасности труда, надзора и контроля за охраной труда.
10
Охрана труда при санитарно – ветеринарном надзоре
Практические занятия
11
Составление должностных инструкций ветеринарного врача
12
Составление должностных инструкций работника лаборатории, ветсанэксперта
13
Составление должностных инструкций врача
Самостоятельная работа обучающихся:
Ветеринарно - санитарный надзор на транспорте (автотранспорт, железнодорожный,
водный, авиаперевозки), рынке, мясокомбинатах, карантинные фитосанитарные нормы,
экспортно-импортных операциях. Подготовить краткую инструкцию по каждому
пункту.
Тема 1.3. Расследование и Содержание учебного материала
учет несчастных случаев на 14
Классификация несчастных случаев на производстве и в быту, с потерей
производстве
трудоспособности и без.
15
Порядок расследования и учет несчастных случаев на производстве.
16
Первоочередные меры при несчастном случае.
Объем
часов
3
45
4
1
1
1
1
4
2
2
2
4
1
1
1
1
6
2
2
2
4
4
1
1
1
Уровень
усвоения
4
Расследование несчастных случаев.
Практические занятия.
18
Расследование и учет несчастных случаев на производстве
19
Оформление материалов несчастных случаев.
Самостоятельная работа
Классификация несчастных случаев, реферат
Тема
1.4
Обучение, Содержание
инструктаж,
аттестация 20
Обучение по охране труда
рабочих мест
21
Виды инструктажей и их проведение.
22
Аттестация рабочих мест по условиям труда. Цели задачи.
23
Порядок проведения и оформление инструктажа по технике безопасности.
Самостоятельная работа
Подготовить реферат, доклад по изучаемой теме
Раздел 2. Защита человека от вредных и опасных производственных факторов
Тема Тема 2.1. Защита человека
Содержание
от химических,
24 Защита человека от физических, химических, биологических факторов
биологических и
25 Дифференцированный зачет
комплексного характера
Практические занятия
негативных факторов
26 Оказание первой помощи человеку
27 Составление плана противопожарных мероприятий (на сельскохозяйственных
объектах.)
Всего
17
1
4
2
2
3
4
1
1
1
1
3
9
2
1
1
4
2
2
54
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного
кабинета «Охрана труда».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
компьютер
с
лицензионным
программным
обеспечением
и
мультимедиапроектор.
3.2. Реализация элементов практической подготовки
Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей) организуется путем проведения практических занятий, практикумов,
лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности,
предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов
работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия лекционного
типа, которые предусматривают передачу учебной информации обучающимся,
необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей
профессиональной деятельностью.
3.3. Воспитательная составляющая программы
Воспитательная система в колледже направлена на формирование и развитие
интеллектуальной,
культурной,
творческой,
нравственной
личности
обучающегося, будущего специалиста, сочетающего в себе профессиональные
знания и умения, высокие моральные и патриотические качества, обладающего
правовой и коммуникативной культурой, активной гражданской позицией.
Каждое направление имеет перечень развиваемых ОК. Это позволяет
систематизировать и дифференцировать общие компетенции. Благодаря этому
Программа воспитания и социализации охватывает все жизненные состояния,
необходимые обучающимся любой профессии и возраста.
3.4. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов
Основные источники:
1. Дивисилов В.А. Охрана труда. Изд.: ФОТУМ, 2009.
2. Тургиев
3. Трудовой кодекс Российской Федерации.
4. Нормативные акты по охране труда.
Дополнительные источники:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации.
2. Нормативные акты по охране труда.
Интернет-ресурсы:
3. htpp:/www.bestbook.ru/userfiles/books/pdf/Pages%20from%20Gusak_Selo.pdf
4. htpp:/www.chtivo.ru/ chtivo=3&bkid=1105763.htm
5. htpp:/books.tr200.ru/v.php?id=199095
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования,
а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения (освоенные
умения, усвоенные знания)
Умения:
Выявлять опасные и вредные
производственные факторы при работе
с планируемыми видами
профессиональной деятельности
Использовать средства коллективной и
индивидуальной защиты
Проводить вводный инструктаж с
учетом специфики выполняемой работы
Выполнять расчет освещения
Вести документацию установленного
образца
Знания:
Системы управления охраны труда на
предприятиях
Законов и иных нормативных
требований охраны труда
Обязанности работников в области
охраны труда
Порядок и периодичность
инструктирования подчиненных
работников
Порядок хранения и использования
средств коллективной и
индивидуальной защиты
Порядок проведения аттестации
рабочих мест по условиям труда
Методика оценки условий труда и
травмобезопасности
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Наблюдение и оценка выполнения работ
на практических занятиях. Презентация
Экспертная оценка самостоятельного
выполнения задания, демонстрация
Экспертное наблюдение и оценка
практических занятий, деловая игра
Экспертное наблюдение и оценка
практических занятий
Демонстрация. Решение
производственных ситуаций
Тестирование, устный опрос.
Презентация
Демонстрация. Презентация. Устный
опрос.
Деловая игра. Выступление с
сообщениями
Деловая игра. Демонстрация. Устный
опрос.
Деловая игра. Устный опрос.
Тестирование
Деловая игра. Устный опрос.
Тестирование
Устный опрос. Презентация.
Выступление с сообщением