Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Венцы-Заря сельскохозяйственный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.06 ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для СПЕЦИАЛЬНОСТИ 35.02.08 ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
п. Венцы
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
13
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 06 «Основы предпринимательской деятельности»
1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы
подготовки специалистов среднего звена с учетом ФГОС по специальности
35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства".
2. Место
учебной
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОГСЭ. 06 «Основы предпринимательской
деятельности» является экономической дисциплиной общего гуманитарного
и социально-экономического цикла.
3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Цель
дисциплины:
формирование
нормативно-правовых,
экономических и организационных знаний и умений по вопросам
становления, организации и ведения предпринимательской деятельности в
условиях российской экономики.
В ходе изучения дисциплины ставится задача формирования
следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
В
результате
освоения
учебной
дисциплины
«Основы
предпринимательской деятельности» обучающиеся должны уметь:
-характеризовать виды предпринимательской деятельности и
предпринимательскую среду;
- оперировать в практической деятельности экономическими
категориями;
- определять приемлемые границы производства;
- составлять пакет документов для открытия своего дела;
- оформлять документы для открытия расчетного счета в банке;
- определять организационно-правовую форму предприятия;
- различать виды ответственности предпринимателей.
В
результате
освоения
учебной
дисциплины
«Основы
предпринимательской деятельности» обучающиеся должны знать:
- типологию предпринимательства;
организационно-правовые
формы
предпринимательской
деятельности;
- порядок государственной регистрации и лицензирования
предприятия;
- сущность предпринимательского риска и основные способы
снижения риска;
- сущность и виды ответственности предпринимателей;
- потенциал и факторы, благоприятствующие развитию малого и
среднего бизнеса, кредитование малого бизнеса;
- виды налогов и системы налогообложения.
Освоение содержания учебной дисциплины ОГСЭ 06 "Основы
предпринимательской
деятельности"
обеспечивает
достижение
обучающимися следующих личностных результатов реализации программы
воспитания:
Личностные результаты реализации
программы воспитания
(дескрипторы)
Код
личностных
результатов
реализации
Программы
воспитания
ЛР 4
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям
труда, осознающий ценность собственного труда.
Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно
и профессионального конструктивного «цифрового
следа».
Осознающий приоритетную ценность личности человека; ЛР 7
уважающий собственную и чужую уникальность в
различных ситуациях, во всех формах и видах
деятельности.
Личностные результаты реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам
личности
Демонстрирующий готовность к продолжению
образования, к социальной и профессиональной
мобильности в условиях современного общества
Экономически активный, предприимчивый, готовый к
Демонстрирующий навыки эффективного обмена
информацией и взаимодействия с другими людьми,
обладающий навыками коммуникации
ЛР 13
ЛР 14
ЛР 15
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 54 часа, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 36 часов;
- самостоятельная работа обучающегося 18 часов.
6
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 06 «Основы предпринимательской деятельности»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе:
лабораторные работы
не предусмотрено
практические занятия
4
контрольные работы
не предусмотрено
курсовая работа (проект)
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
18
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
7
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ. 06 «Основы предпринимательской деятельности»
Наименование
разделов и тем
1
Тема 1.
Сущность
предпринимательства и
его виды
Тема 2.
Предпринимательская
среда
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная Объем
работа обучающихся
часов
2
3
Содержание учебного материала
1.Понятие предпринимательства. Важнейшие черты предпринимательства.
Природа предпринимательского дохода
2.Экономические,
социальные
и
правовые
условия
предпринимательской деятельности. Функции предпринимательства.
Основные ресурсы и факторы бизнеса.
3.Виды предпринимательства. Формы предпринимательской деятельности.
4
Индивидуальное предпринимательство. Совместное предпринимательство.
4.Инновационное предпринимательство. Инновационная деятельность.
Показатели нововведений. Взаимосвязи бизнес - центра с властью и
предпринимательскими структурами. Организационная структура бизнес центра. Задачи и функции инкубаторов. Партнеры бизнес - инкубаторов.
Типы бизнес - инкубаторов. Критерии отбора участников бизнес инкубатора.
Самостоятельная работа обучающихся
2
Написание реферата на тему «История развития предпринимательства»
Содержание учебного материала
1.Понятие и сущность предпринимательской среды. Экономическая
свобода как ведущий элемент предпринимательской среды. Рынок как среда
2
существования предпринимателей
2.Внешняя и внутренняя среда предпринимательства. Факторы внешней
и внутренней среды. Базовые составляющие внутренней и внешней среды
Уровень
освоения
4
1
1
Тема 3.
Организационноправовые формы
предпринимательской
деятельности
Тема 4. Малое
предпринимательство
Самостоятельная работа обучающихся
Составление конспекта на тему «Факторы косвенного воздействия на
принятие управленческих решений»
Содержание учебного материала
1.Выбор сферы деятельности нового предприятия. Предпринимательская
идея. Основные принципы создания и функционирования индивидуальной
предпринимательской деятельности.
2. Порядок регистрации предпринимательской деятельности. Документы,
необходимые для регистрации предпринимательской деятельности.
3.Товарищества и общества. Полное товарищество, товарищество на вере,
общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, дочерние
и зависимые общества.
4. Производственные кооперативы.
5.Лицензирование деятельности. Законодательство о лицензировании
отдельных видов деятельности. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
(ред. от 29.07.2017) "О лицензировании отдельных видов деятельности"
6. Оформление документов для открытия расчетного счета в банке
Оформление договора. Условия предоставления и обслуживания клиентов
банка. Перечень документов для открытия счета предпринимателям
Практические занятия
Определение типологии коммерческой организации
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка устного сообщения, составление словаря с использованием
ключевых слов темы «Фирменное наименование предприятия»
Содержание учебного материала
1.Роль малого бизнеса в развитии экономики. Критерии определения
субъектов малого предпринимательства. Особенности, преимущества и
2
1
6
2
2
1
2
недостатки деятельности малых предприятий
2. Система поддержки малого предпринимательства. Федеральный закон
от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации"
Самостоятельная работа обучающихся
Реферат на тему "Меры поддержки предпринимательства"
Тема 5.
Содержание учебного материала
Предпринимательская
1.Предпринимательская тайна. Порядок отнесения коммерческих сведений
тайна
к коммерческой тайне предприятия. Отличие предпринимательской тайны от
коммерческой. Формирование сведений, составляющих
предпринимательскую тайну.
2.Основные элементы механизма защиты предпринимательской тайны.
Защита коммерческой тайны. Внешние и внутренние угрозы безопасности
фирмы.
Самостоятельная работа обучающихся
Составление схемы возможных угроз безопасности фирмы
Тема 6. Ответственность Содержание учебного материала
субъектов
1.Трудовые отношения предпринимателей- работодателей с наемными
предпринимательской
работниками. Основные права и обязанности работодателя и работника.
деятельности
2. Заключение и прекращение трудовых договоров. Ответственность за
нарушение трудового законодательства
3. Сущность и виды ответственности предпринимателей. Условия
возникновения гражданской ответственности предпринимателей.
4.Способы обеспечения исполнения предпринимателями своих
обязательств. Ответственность за низкое качество продукции (работ, услуг).
Ответственность за совершение налоговых правонарушений
5. Коммерческие связи. Организация коммерческих связей по поставкам
2
1
2
2
1,2
6
продукции. Выбор потенциального поставщика. Условия поставки.
Организация приемки продукции по количеству и качеству.
6. Виды сделок. Понятие сделки и бизнес-операций. Торговые и финансовые
сделки, их характеристики и особенности. Законодательная основа сделок.
Особенности и характеристика различных видов сделок
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка презентации «Ответственность предпринимателей за нарушение
антимонопольного законодательства»
Содержание учебного материала
Тема 7. Управление
финансами предприятия
1.Финансовые ресурсы предприятия. Система нормативного регулирования
предпринимательского
бухгалтерского учета на малых предприятиях. Источники формирования
типа
финансовых ресурсов
2.Взаимодействие предпринимателей с кредитными организациями.
Расчет по кредитам.
3.Виды и формы кредитов, предоставляемых предпринимателю.
Основные признаки, характеризующие банковские кредиты
4.Банкротство предприятия: понятие, признаки, цели, виды. Издержки
банкротства. Формальные и неформальные признаки банкротства предприятия
Самостоятельная работа обучающихся
Составление плана-конспекта на тему «Система нормативного регулирования
бухгалтерского учета на малых предприятиях»
Составление кроссворда с использованием слов темы «Прекращение
деятельности предприятия»
Тема 8.
Содержание учебного материала
Налогообложение
1.Виды налогов. Выбор системы налогообложения- общие принципы. НДС
предпринимательской
(налог на добавленную стоимость). Страховые взносы во внебюджетные
2
6
2
4
2
1
деятельности
Тема 9. Бизнес-план
фонды. Удержание и уплата налога на доходы физических лиц (НДФЛ)
налоговыми агентами
2. Системы налогообложения
Самостоятельная работа обучающихся
Составление кроссворда с использованием слов темы «Общая характеристика
налоговой системы»
1. Понятие бизнес-плана, типовая структура. Технико-экономическое
обоснование создания нового предприятия. Структура бизнес-плана
2. Характеристика основных разделов бизнес-плана. Резюме проекта.
Описание компании. Описание продукта или услуги. Маркетинговый анализ.
План производства. Организационный план. План по персоналу.
Организационная структура и управление. Финансовый план. Анализ рисков
проекта.
3.Характеристика рисков в предпринимательской деятельности. Права и
обязанности предпринимателей. Виды ответственности. Классификация
рисков. Источники внутренних и внешних рисков. Основные способы
снижения риска.
Практические занятия
Разработка бизнес-идеи
Дифференцированный зачет
2
3
2
1
Всего
54
В том числе практические
4
Самостоятельные
18
Теоретические
32
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного
кабинета «Социально-экономических дисциплин»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Учебно-методический комплект по дисциплине;
- оформление кабинета (стенды) по соответствующим направлениям;
- материалы Интернета, постановления, указы правительства, президента.
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-мультимедийный проектор.
3.2. Реализация элементов практической подготовки
Практическая подготовка при реализации учебной дисциплин организуется
путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и
иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие
обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей
профессиональной деятельностью.
Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия
лекционного типа, которые предусматривают передачу учебной информации
обучающимся, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с
будущей профессиональной деятельностью.
3.3. Воспитательная составляющая программы
Воспитательная система в техникуме направлена на формирование и развитие
интеллектуальной,
культурной,
творческой,
нравственной
личности
обучающегося, будущего специалиста, сочетающего в себе профессиональные
знания и умения, высокие моральные и патриотические качества, обладающего
правовой и коммуникативной культурой, активной гражданской позицией.
Каждое направление имеет перечень развиваемых ОК. Это позволяет
систематизировать и дифференцировать общие компетенции. Благодаря этому
Программа воспитания и социализации охватывает все жизненные состояния,
необходимые обучающимся любой профессии и возраста.
3.4. Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
дополнительной литературы
Интернет-ресурсов,
Основная литература
1. Л.Р.Череданова Основы экономики и предпринимательства: учеб. пособие
для студ. учреждений сред. проф. Образования / 19-е изд., исправ.-М.:
Издательский центр «Академия», 2020.- 224 с.
2. Чеберко Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История
предпринимательства: учебник и практикум для СПО -М.: Издательство Юрайт,
2019
Дополнительные источники:
3. Колышкин А.В. Экономика организации, Юрайт, 2019;
4. Чечевицына Л.Н. Экономика организации: учебное пособие - Ростов н/Д:
Феникс, 2020.- 382с- (Среднее профессиональное образование)
Информационно-образовательные ресурсы:
5. http://www.aup.ru/books/m91/
6.http://enby.narod.ru/text/Econom/business/bagiev_buzstart/
7.http://www.cbr.ru/fingramota/files/dep.pdf http://www.budget.gov.ru/
8.http://www.cbr.ru/fingramota/?PrtId=fg_2
9.http://www.schoolmoney.ru
10.http://document.kremlin.ru
11.http://www.fas.gov.ru
12.http://www.minfin.ru/
13.http:// www.cbr.ru
14.http://www.fcsm.ru
13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, самостоятельной работы.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Умения:
-характеризовать
виды
предпринимательской
деятельности
и
предпринимательскую среду;
оперировать
в
практической
деятельности экономическими категориями;
- определять приемлемые границы
производства;
- составлять пакет документов для
открытия своего дела;
- оформлять документы для открытия
расчетного счета в банке;
- определять организационно-правовую
форму предприятия;
- различать виды ответственности
предпринимателей.
Фронтальный опрос
Тестирование
Ситуационные задачи
Практические задания
Дифференцированный зачет
Знания:
- типологию предпринимательства;
организационно-правовые
формы
предпринимательской деятельности;
- порядок государственной регистрации и
лицензирования предприятия;
- сущность предпринимательского риска
и основные способы снижения риска;
- сущность и виды ответственности
предпринимателей;
потенциал
и
факторы,
благоприятствующие развитию малого и
среднего бизнеса, кредитование малого
бизнеса;
виды
налогов
и
системы
налогообложения.
Тестирование
Устный опрос
Письменный опрос
Выполнение сообщений,
рефератов, докладов
Составление конспектов
Заполнение таблиц
Дифференцированный зачёт
14