Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Венцы-Заря сельскохозяйственный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 35.02.08 ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО
ХОЗЯЙСТВА
п. Венцы
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
УСЛОВИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ
10
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
11
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 08 Основы экономики, менеджмента и маркетинга
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы
подготовки специалистов среднего звена
в соответствии с ФГОС
по
специальности 35.02.08. «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»
базовой подготовки.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина является общепрофессиональной
дисциплиной профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
−рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности
организации;
−применять в профессиональной деятельности приемы делового и
управленческого общения;
−анализировать ситуации на рынке товаров и услуг.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
−основные положения экономической теории;
−принципы рыночной экономики;
−современное состояние и перспективы развития отрасли;
−роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
−механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
−формы оплаты труда;
−стили управления, виды коммуникации;
−принципы делового общения в коллективе;
−управленческий цикл;
−особенности менеджмента в области электрификации и автоматизации сельского
хозяйства;
−сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с
менеджментом;
−формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.
В ходе изучения дисциплины ставится задача формирования следующих
компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за
них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
ПК 1.1. Выполнять монтаж электрооборудования и автоматических систем
управления.
ПК
1.2.
Выполнять
монтаж
и
эксплуатацию
осветительных
и
электронагревательных установок.
ПК 1.3. Выполнять монтаж средств автоматики и связи, контрольноизмерительных приборов, микропроцессорных средств и вычислительной
техники.
ПК 2.1. Выполнять мероприятия по бесперебойному электроснабжению
сельскохозяйственных предприятий.
ПК 2.2. Выполнять монтаж воздушных линий электропередач и
трансформаторных подстанций.
ПК 2.3. Обеспечивать электробезопасность
ПК 3.1. Осуществлять техническое обслуживание электрооборудования и
автоматизированных систем сельскохозяйственной техники.
ПК 3.2. Диагностировать неисправности и осуществлять текущий и капитальный
ремонт
электрооборудования
и
автоматизированных
систем
сельскохозяйственной техники.
ПК 3.3. Осуществлять надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией
электрооборудования и автоматизированных систем сельскохозяйственной
техники.
ПК 3.4. Участвовать в проведении испытаний электрооборудования
сельхозпроизводства.
ПК 4.1. Планировать основные показатели электрического хозяйства
сельскохозяйственных
потребителей
и
автоматизированных
систем
сельскохозяйственной техники.
ПК 4.2. Планировать выполнение работ и оказание услуг исполнителями.
ПК 4.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ и
оказания услуг исполнителями.
Освоение содержания учебной дисциплины ОП. 08 "Основы экономики,
менеджмента и маркетинга" обеспечивает достижение обучающимися следующих
личностных результатов реализации программы воспитания:
Личностные результаты реализации
программы воспитания
(дескрипторы)
Код
личностных
результатов
реализации
Программы
воспитания
ЛР 4
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям
труда, осознающий ценность собственного труда.
Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и
профессионального конструктивного «цифрового следа»
Осознающий приоритетную ценность личности человека;
ЛР 7
уважающий собственную и чужую уникальность в
различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности
Личностные результаты реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Демонстрирующий готовность к продолжению образования,
ЛР 13
к социальной и профессиональной мобильности в условиях
современного общества
Экономически активный, предприимчивый, готовый к
ЛР 14
самозанятости
Демонстрирующий
навыки
эффективного
обмена
ЛР 15
информацией и взаимодействия с другими людьми,
обладающий навыками коммуникации
Демонстрирующий навыки противодействия коррупции
ЛР 16
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося – 72 часа,
включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 48 часа; (в т.ч.
практическая подготовка - 14 ч.).
самостоятельной работы обучающегося – 24 часа;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
в том числе:
лабораторные работы
не предусмотрено
практические занятия
8
в том числе практическая подготовка
6
контрольные работы
не предусмотрено
курсовая работа (проект)
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
24
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 08 «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»
Наименование
разделов и тем
1
Содержание
2
Объем
часов
3
Уровень
освоения
4
2
1
Раздел 1.
Основы экономики
Тема 1.1.
Сущность экономики и
история ее развития
Тема 1.2.
Принципы рыночной
экономики
Тема 1.3
Макроэкономические
показатели
Содержание
Основные положения экономической теории. Понятие об экономике и экономической
деятельности людей. Методы и функции экономической теории. Составная часть экономики:
микро и макроэкономика.
Значение процесса производства и его место в экономике страны. Факторы производства.
Издержки производства. Ограниченность ресурсов. Стадии развития производства.
Натуральное и товарное производство. Нетоварный сектор экономики. Товарное обращение.
Товар как экономическая категория
Самостоятельная работа:
Подготовка кратких информационных сообщений с использованием дополнительной
литературы по темам: Структура современного производства, История товарного производства.
Содержание
Принципы рыночной экономики. Виды рынков. Основные функции рынка.
Механизм рыночного саморегулирования и его основные элементы
Самостоятельная работа:
Составление опорных схем-конспектов учебного материала по темам «Принципы рыночной
экономики. Виды рынков».
Содержание
Экономический рост и экономический цикл. Номинальный и реальный ВНП.
Экономический рост в обществе. Пути и факторы экономического роста. Основные черты
макроэкономики.
Система показателей макроэкономики.
Макроэкономическое равновесие. Цикличность развития рыночной экономики. Фазы
экономического цикла. Две стороны экономического кризиса. Последствия равновесия.
2
2
1,2
1,2
2
1
1
3
1
Безработица, ее типы и последствия. Сущность и виды инфляции. Причины и последствия
инфляции. Взаимосвязь безработицы и инфляции. Конкуренция и монополия.
Система показателей макроэкономики. Основные цели и направления государственного
регулирования рыночной экономики. Социальная политика государства.
Самостоятельная работа:
Написание рефератов по темам:
Школы экономических учений. Типы и модели экономических систем. Биржи и биржевые
сделки. Эластичность спроса. Эластичность предложения. Рыночная цена и точка равновесия.
Монополии и монополистические союзы. Проблема неравенства доходов. Кривая Лоренца и
индекс Джини.
4
Раздел 2.
Экономика сельского
хозяйства
Тема 2.1
Место сельского
хозяйства в АПК
Тема 2.2
Факторы
сельскохозяйственного
производства
Содержание
Значение, современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства.
Агропромышленный комплекс как производственно-экономическая система.
Роль и организация хозяйственных объектов в рыночной экономике.
Сельскохозяйственные предприятия как субъект предпринимательства. Современные
формы сельскохозяйственных предприятий. Организационно-экономические основы
деятельности предприятий.
Самостоятельная работа:
Подготовка презентации по темам: Организационно-правовые формы предприятий,
Производственный потенциал предприятия и его использование
Содержание
Земля, труд, капитал. Особая роль земли в сельском хозяйстве. Экономические показатели
использования земли.
Классификация, состав основных фондов предприятий.
Износ и амортизация. Физический и моральный износ. Амортизационные отчисления.
Организация материально-технического обеспечения. Лизинг как современный способ
технического обеспечения предприятия.
Понятие, состав оборотных средств, показатели использования
Практические занятия:
Определение показателей эффективности использования основных и оборотных средств
2
1
2
2
4
2
4
2
Самостоятельная работа:
Составление кроссвордов с использованием ключевых слов тем.
Содержание
Издержках производства и себестоимость продукции.
Понятие и виды цен.
Механизмы ценообразования на продукцию.
Сущность экономической эффективности производства. Валовая и товарная продукция
Понятие производительности труда. Пути повышения производительности труда в сельском
хозяйстве. Современные факторы производства: организация и технология, информация и
Тема 2.3
наука, энергия и экология.
Технико-экономические Виды и формы оплаты труда на сельскохозяйственных предприятиях.
показатели
Системы оплаты труда.
Сущность тарификационной системы, ее составные элементы.
Практические занятия:
Определение показателей экономической эффективности сельскохозяйственного производства.
Самостоятельная работа:
Подготовка кратких информационных сообщений с использованием дополнительной
литературы по темам: Хозяйственный риск и виды потерь. Современные факторы
производства.
Раздел 3.
Основы менеджмента
Содержание
Сущность, цели и задачи менеджмента. Принципы управления. Объекты и субъекты
управления. История развития менеджмента. Школы менеджмента.
Тема 3.1
Понятие и содержание управленческого цикла. Организация, как форма существования
Сущность
людей. Организация как открытая система.
современного
Особенности менеджмента в области электрификации и автоматизации сельского
менеджмента. Цикл
хозяйства.
управления
Функции менеджмента в рыночной экономике: организация, планирование, мотивация и
контроль деятельности экономического субъекта. Значение и содержание функций
менеджмента. Цикл менеджмента. Связующие процессы.
Самостоятельная работа
Написание рефератов на темы: Реализация функций управления производством (планирование,
2
4
1
2
1
2
3
1, 2
2
2
1
1
1
1,2
1
2
2
Тема 3.2
Методы управления
организация, руководство, контроль, мотивация и принятие решений); Социальнопсихологические отношения в трудовом коллективе;
Содержание
Система методов управления. Экономическое, административное и социальнопсихологическое воздействие. Необходимость сочетания всех методов управления. Значение
психологических методов управления. Личность и ее свойства. Социально-психологические
отношения.
Информационные технологии в сфере управления. Значение управления информацией и
требования, предъявляемые к ней.
Коммуникация в системе управления, их виды. Основные элементы и этапы коммуникации.
Искусство делового общения в работе менеджера.
Принципы делового общения в коллективе. Законы и приемы делового общения. Барьеры
общения и пути их устранения
Сущность и элементы руководства.
Стили управления
Управление конфликтами и стрессами. Форма власти и влияние. Управление неформальной
организацией. Неформальный лидер и работа с ним.
Практические занятия:
Использование приемов делового и управленческого общения.
Самостоятельная работа:
Подготовка презентаций на темы:
Управление конфликтами и стрессами. Управление неформальной организацией.
1
1
1
2
2
2
1
2
2
2
Раздел 4.
Основы маркетинга
Тема 4.1
Сущность маркетинга
Содержание
Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом.
Внешняя и внутренняя среда. История развития маркетинга и концепции рыночной экономики.
Управление и комплекс маркетинга.
Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.
Особенности маркетинга в профессиональной деятельности (по отраслям).
Самостоятельная работа
Составление кроссвордов с использованием ключевых слов тем: Состояние спроса и задачи
маркетинга; Принципы сегментирования.
2
1
2
1
2
Тема 4.2
Основные стратегии
маркетинга
Содержание
Жизненный цикл продукции. Сущность ассортиментной политики, формирование товарного
ассортимента и товарной номенклатуры.
Основные виды ценовой стратегии. Управление ценами: скидки и демпинг.
Сбытовая политика в организации.
Понятие и сущность товарного знака
Практические занятия: Анализ ситуации на рынке товаров и услуг
Самостоятельная работа:
Написание рефератов по темам: Решение о товарной марке и маркировке. Решение об упаковке
товара. Ассортиментная политика. Ценовые стратегии в маркетинге.
Всего
В том числе: практические
Самостоятельные
Теоретические
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
2,3
4
2
2
72
8
24
40
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия
учебного кабинета «Социально-экономических дисциплин»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Учебно-методический комплект по дисциплине;
- оформление кабинета (стенды) по соответствующим направлениям;
- материалы Интернета, постановления, указы правительства, президента.
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-мультимедийный проектор.
3.2. Реализация элементов практической подготовки
Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей) организуется путем проведения практических занятий,
практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной
деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении
отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной
деятельностью.
Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия
лекционного типа, которые предусматривают передачу учебной информации
обучающимся, необходимой для последующего выполнения работ,
связанных с будущей профессиональной деятельностью.
3.3. Воспитательная составляющая программы
Воспитательная система в техникуме направлена на формирование и
развитие
интеллектуальной, культурной, творческой, нравственной личности
обучающегося,
будущего
специалиста,
сочетающего
в
себе
профессиональные знания и умения, высокие моральные и патриотические
качества, обладающего правовой и коммуникативной культурой, активной
гражданской позицией.
Каждое направление имеет перечень развиваемых ОК. Это позволяет
систематизировать и дифференцировать общие компетенции. Благодаря
этому Программа воспитания и социализации охватывает все жизненные
состояния, необходимые обучающимся любой профессии и возраста.
3.4. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы
Интернет-ресурсов,
Основные источники:
1.В.Д.Грибов Основы экономики, менеджмента и маркетинга: учебник для
студ. учреждений сред. проф. образования – 2 изд., стер.- М.: Издательский
центр «Академия», 2020.- 144 с.
2. Л.Р.Череданова Основы экономики и предпринимательства: учеб. пособие
для студ. учреждений сред. проф. Образования / 19-е изд., исправ.-М.:
Издательский центр «Академия», 2020.- 224 с.
3.Основы маркетинга Лабораторный практикум для СПО, Профобразование,
2019, Электронная-библиотечная системе IPR BOOKS
4. Менеджмент. Учебное пособие Дорофеева Л.И.. 2019, Научная книга,
Электронная-библиотечная системе IPR BOOKS
Интернет-ресурсы:
5.http://econkmm.distant.ru/specialization/kurs_ist_ekonomiki.php
6.http://www.mcx-consult.ru/page5702072009
7.http://rudiplom.ru/lecture/marketing-2/2319.html
4.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования,
выполнения индивидуальных заданий, решения ситуационных задач,
исследования проблемных задач.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки
(освоенные умения, усвоенные
результатов обучения
знания)
Умения:
рассчитывать основные техникоПрактические занятия
экономические показатели
деятельности организации.
применять в профессиональной
Практическое занятие
деятельности приемы делового и
Решение ситуационных задач
управленческого общения;
анализировать ситуации на рынке
Практическое занятие
товаров и услуг;
Знания:
основные положения экономической Устный опрос.
теории;
Тестирование.
Презентация.
Выполнение реферата
принципы рыночной экономики;
Устный опрос.
Тестирование.
Выполнение реферата
современное состояние и
Устный опрос.
перспективы развития отрасли;
Выступления с сообщениями.
роли и организацию хозяйственных Презентация.
объектов в рыночной экономике;
Письменный опрос.
механизмы ценообразования на
продукцию (услуги);
формы оплаты труда;
стили управления, виды
коммуникации;
принципы делового общения в
коллективе;
управленческий цикл;
Решение ситуационных задач.
Выполнение реферата..
Устный опрос.
Решение ситуационных задач
Практическое занятие
Устный опрос.
Тестирование.
Выступление с докладами.
Выполнение реферата
Составление кроссворда
Презентация.
Выполнение реферата
особенности менеджмента в области
электрификации и автоматизации
сельского хозяйства;
Выступление с докладами
Презентация
- сущность, цели, основные
принципы и функции маркетинга,
его связь с менеджментом;
Тестирование
Практическое занятие
- формы адаптации производства и
сбыта к рыночной ситуации.
Устный опрос
Презентация