Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края Венцы - Заря сельскохозяйственный техникум
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БУД.01 Русский язык
для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
п. Венцы
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
7
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
21
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
23
5.
ПРИМЕРНЫЕ ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
3
24
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский
учет (по отраслям).
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии
общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать
с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста;
ОК
06.
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного
поведения
ОК
07.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на
государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
4
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с
требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР),
метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб).
Коды
результатов
ЛР 01
ЛР 04
ЛР 06
ЛР 07
ЛР 09
ЛР 13
МР 02
МР 04
МР 08
МР 09
Планируемые результаты освоения дисциплины включают:
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности
готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение
к
непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и
общественной
деятельности
осознанный выбор будущей профессии и возможностей
реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной
деятельности,
владение
навыками
получения
необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
5
ПРб 01
ПРб 02
ПРб 03
ПРб 04.
ПРб 05.
ПРб 06.
ПРб 07
ПРб 08
ПРб 09
ПРб 10
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач
и средств их достижения
Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике
Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью
Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации
Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров
Знание содержания произведений русской и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного
влияния на формирование национальной и мировой
Сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка
Сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного произведения
Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях
Овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни,
созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания
Сформированность
представлений
о
системе
стилей
языка
художественной литературы
6
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
114
Основное содержание
78
в т. ч.:
теоретическое обучение
37
практические занятия
41
Профессионально ориентированное содержание
30
в т. ч.:
теоретическое обучение
16
практические занятия
14
Промежуточная аттестация (экзамен)
6
7
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
1
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
2
Основное содержание
Введение
Лекционное занятие 1. Язык как средство общения и форма существования
национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном
мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной
культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке
и языковой норме.
Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие 1. Значение русского языка при освоении профессий и
специальностей СПО социально-экономического профиля
Объем
в часах
3
2
2
2
6
Раздел 1
Тема 1.1.
Язык и речь
Основное содержание
Язык и речь. Виды речевой деятельности.
8
2
Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
4
ПРб 02,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 02, МР 04,
ОК 1-11
ПРб 02,
ЛР 01, ЛР 13,
МР 02, МР 04,
ОК 1-11
ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,
ОК 1-11
ПРб 02, ПРб 03,
Наименование
разделов и тем
Тема 1.2.
Тема 1.3.
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Лекционное занятия 2. Понятия язык и речь. Речевая ситуация и ее
компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность,
выразительность, уместность употребления языковых средств. Онтогенез
речевого развития детей
Функциональные стили речи
Лекционное занятие 3. Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль, его основные признаки, сфера использования. Основные
жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой
стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля:
заявление, доверенность, расписка, резюме. Публицистический стиль речи.
Художественный стиль речи.
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное
синтаксическое целое
Практическое занятия 1. Информационная переработка текста (план,
тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв). Абзац как средство смыслового
членения текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование,
описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.
Лингвостилистический анализ текста.
Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие 1. Лингвостилистический анализ текстов
профессиональной направленности
9
Объем
в часах
2
2
2
2
Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ЛР 06, ЛР 07,
МР 02,
ОК 1-11
ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,
ОК 1-11
ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07,
МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,
ОК 1-11
2
2
ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,
ОК 1-11
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Практическое занятие 2. Информационная переработка текстов
профессиональной направленности. Составление связного высказывания на
заданную тему, в том числе на профессиональную по специальностям
социально-экономического профиля
Раздел 2
Тема 2.1
Тема 2.2
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
Основное содержание
Фонетика. Звуки и буквы. Исторические и позиционные чередования.
Орфоэпия. Фонетический анализ
Лекционные занятия 4. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог.
Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Исторические и
позиционные чередования. Фонетический разбор слова
Практические занятия 2. Основные виды языковых норм: орфоэпические
(произносительные и акцентологические). Орфоэпия. Основные правила
произношения гласных звуков. Основные правила произношения согласных
звуков и сочетаний звуков. Ударение разноместное и подвижное, словесное и
логическое. Орфоэпические нормы. Произношение заимствованных слов.
Орфография
Практическое занятие 3. Правописание безударных гласных, звонких и
глухих согласных. Употребление буквы Ь
Практическое занятие 4. Правописание О/Е после шипящих и Ц.
Практическое занятие 5. Правописание приставок на З-/С- Правописание
И – Ы после приставок.
10
Объем
в часах
2
10
4
2
Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,
ОК 1-11
ПРб 01, ПРб 03, ЛР 06,
ЛР 07, МР 08, ОК…
ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07,
МР 08,
ОК 1-11
2
6
2
2
2
ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07,
МР 08,
ОК 1-11
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие 3. Выявление закономерностей функционирования
фонетической системы языка в образцах устной и письменной речи
профессиональной направленности.
Практическое занятие 2. Наблюдение над функционированием правил
орфографии в образцах письменных текстов профессиональной
направленности
Раздел 3
Тема 3.1.
Тема 3.2
Тема 3.3.
Лексика и фразеология
Основное содержание
Слово в лексической системе языка
Лекционное занятие 5. Лексическое и грамматическое значение слова.
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Однозначность
и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства. Омонимы.
Паронимы. Синонимы. Антонимы. Их употребление. Контекстуальные
синонимы, антонимы. Градация. Антитеза. Изобразительные возможности
синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.
Лексика с точки зрения ее употребления
Лекционное занятие 6. Нейтральная лексика. Книжная лексика. Лексика
устной речи: жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы
Фразеологические единицы и их употребление
11
Объем
в часах
Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
2
ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07,
МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,
ОК 1-11
2
10
2
2
2
2
4
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,
ОК 1-11
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 07,
МР 08, МР 09,
ОК 1-11
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 08, МР 09,
ОК 1-11
Наименование
разделов и тем
Тема 3.4.
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Практическое занятие 6. Фразеология. Отличие фразеологизма от слова.
Использование фразеологизмов в речи. Афоризмы. Фразеологические
единицы и их употребление.
Практическое занятие 7. Лексикография. Лексические и фразеологические
словари. Лексико-фразеологический разбор Работа с энциклопедическими и
лингвистическими словарями.
Лексические нормы
Практическое занятие 8. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в
употреблении фразеологических единиц и их исправление
Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие 4. Профессионализмы. Терминологическая лексика
специальностей социально-экономического профиля
Раздел 4
Объем
в часах
2
2
2
2
2
Практическое занятие 3. Лексический и фразеологический анализ
терминов,
профессионализмов
и
фразеологизмов
профессий
и
специальностей социально-экономического профиля СПО. Наблюдение над
функционированием лексических единиц в речи. Выработка навыков
составления текстов (устных и письменных) с лексемами профессиональной
сферы
употребления.
Составление
связного
высказывания
на
профессиональную тему
2
Морфемика, словообразование, орфография
8
12
Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 08, МР 09,
ОК 1-11
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 07, ЛР13,
МР 08, МР 09,
ОК 1-11
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,
ОК 1-11
ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 01, ЛР 04, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,
Наименование
разделов и тем
Тема 4.1.
Тема 4.2.
Тема 4.3.
Тема 4.4
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Основное содержание
Состав слова. Корневая морфема. Аффиксальные морфемы. Основа
слова
Лекционное занятия 7. Понятие морфемы как значимой части слова.
Многозначность морфем. Аффиксальные морфемы. Синонимия и антонимия
морфем. Морфемный разбор слова. Типы основ: членимая, нечленимая,
простая, сложная
Словообразование. Морфологические и неморфологические способы
Практическое занятие 9. Словообразование. Морфологические способы
словообразования.
Неморфологические
способы
словообразования.
Словообразовательный разбор. Формообразование. Понятие об этимологии
Орфография
Практическое занятия 10. Орфография. Правописание чередующихся
гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ-/ПРЕ-. Правописание
сложных слов.
Речь
Практическое занятие 11. Употребление приставок и суффиксов в разных
стилях речи
Профессионально ориентированное содержание
Лекционное
занятие
5.
Морфемный,
словообразовательный,
этимологический анализ профессиональной лексики и терминов
специальностей социально-экономического профиля СПО
13
Объем
в часах
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ОК 1-11
ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09,
ОК 1-11
ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09,
ОК 1-11
ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09,
ОК 1-11
ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09,
ОК 1-11
ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 01, ЛР 04, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,
Наименование
разделов и тем
Раздел 5
Тема 5.1.
Тема 5.2.
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Объем
в часах
Практическое занятие 4. Распределение терминов специальностей
социально-экономического профиля СПО по словообразовательным гнездам,
восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка
образования слов с помощью словообразовательных моделей и способов
словообразования
2
Морфология и орфография
Основное содержание
Имя существительное как часть речи
Лекционное занятия 8. Лексико-грамматические разряды существительных.
Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных.
Употребление имен существительных.
Практическое занятие 12. Морфологический разбор существительных.
Правописание падежных окончаний имен существительных. Гласные в
суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен
существительных
Имя прилагательное как часть речи
Лекционное занятие 9. Лексико-грамматические разряды прилагательных.
Разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные.
Степени сравнения имен прилагательных. Полная и краткая форма имен
прилагательных. Род, число, падеж прилагательных. Трудные случаи
14
20
4
2
Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ОК 1-11
ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 1-11
ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 1-11
2
2
2
ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02,
ЛР 07,
МР 08,
ОК 1-11
Наименование
разделов и тем
Тема 5.3.
Тема 5.4.
Тема 5.5.
Тема 5.6.
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
правописания прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен
прилагательных. Морфологический разбор прилагательных. Употребление
прилагательных в речи
Имя числительное как часть речи
Лекционное занятие 10. Лексико-грамматические разряды имен
числительных.
Морфологический
разбор
имени
числительного.
Правописание числительных. Употребление числительных в речи. Сочетание
числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.
Местоимение как часть речи. Правописание местоимений
Практическое занятие 13. Трудные случаи правописания местоимений.
Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи.
Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия
местоименных форм.
Глагол как часть речи. Правописание глагола
Лекционное занятие 11. Грамматические признаки глагола. Правописание
суффиксов и личных окончаний глаголов. Правописание НЕ с глаголами.
Морфологический разбор глагола.
Причастие и деепричастие как особые формы глагола
Практическое занятие 14. Образование действительных и страдательных
причастий Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и
отглагольных прилагательных. Причастный оборот, его обособление в
предложении.
15
Объем
в часах
2
2
2
2
2
2
4
2
Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 1-11
ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 1-11
ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 1-11
ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02,
ЛР 07,
МР 08,
ОК 1-11
Наименование
разделов и тем
Тема 5.7.
Тема 5.8.
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Практическое занятие 15 Деепричастие как глагольная форма НЕ с
деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложении
с деепричастным оборотом. Особенности предложений с деепричастным
оборотом. Употребление причастий и деепричастий. Морфологический
разбор причастия и деепричастия.
Наречие как часть речи
Лекционное занятия 12. Грамматические признаки наречия. Степени
сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от словомонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречий в речи.
Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование
местоименных наречий для связи слов в предложении.
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова).
Служебные части речи
Лекционное занятие 13. Правописание предлогов. Отличие производных
предлогов (в течение, в продолжение, в заключение) от слов-омонимов. Союз
как служебная часть речи. Союзные слова. Правописание союзов.
Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как
средство связи предложений в тексте. Частицы. Правописание частиц.
Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Междометие как особый
разряд слов. Звукоподражательные слова. Знаки препинания в предложениях
с междометиями. Употребление междометий в речи.
Профессионально ориентированное содержание
16
Объем
в часах
Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
2
2
2
2
2
ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 1-11
ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 1-11
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Лекционное занятие 6. Исследование грамматических категорий частей
речи и грамматического значения слов в текстах документации профессий
социально-экономического профиля
Практическое занятие 5. Составление текстов профессиональной
направленности с использованием нужных словоформ, наблюдение над
функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах
письменных текстов документации специальностей естественно-научного
профиля
Раздел 6
Тема 6.1.
Тема 6.2.
Синтаксис и пунктуация
Основное содержание
Синтаксис и пунктуация. Основные понятия. Основные единицы
Лекционное занятие 14. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание,
предложение, сложное синтаксическое целое.
Основные выразительные средства синтаксиса.
Словосочетание. Виды. Синтаксис. Связи. Разбор словосочетания
Практическое занятие 16. Строение словосочетания. Виды связи слов в
словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы построения
словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение
словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.
17
Объем
в часах
2
Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 1-11
2
20
2
2
2
2
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР13
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 1-11
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 1-11
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 1-11
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Тема 6.3.
Понятие о предложении. Классификация. Простые и сложные
предложения
Лекционные занятия 15. Виды предложений по цели высказывания,
восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические
функции и роль порядка слов в предложении.
Простое предложение и его характеристика. Двусоставные и
односоставные предложения.
Лекционные занятия 16. Грамматическая основа простого двусоставного
предложения. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия
составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых
как средство связи предложений в тексте
Лекционное занятие 17. Второстепенные члены предложения (определение,
приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов
предложения в построении текста. Синонимия согласованных и
несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средства
связи предложений в тексте
Простое осложненное предложение. Синтаксический разбор
Лекционное занятие 18. Предложения с однородными членами и знаки
препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Обособленные
члены предложения. Обособленные и необособленные определения,
дополнения, обстоятельства и приложения.
Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном
предложении. Синтаксический разбор
Тема 6.4.
Тема 6.5.
Тема 6.6.
18
Объем
в часах
2
2
4
2
Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 1-11
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 1-11
2
2
2
2
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04,
ЛР 07,
МР 08,
ОК 1-11
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04,
Наименование
разделов и тем
Тема 6.7.
Тема 6.8.
Тема 6.9.
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Объем
в часах
Практические занятия 17. Употребление сложносочиненных предложений
в речи.
2
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания с несколькими
придаточными
Лекционные занятия 19. Сложноподчиненное предложение. Типы
придаточных
предложений.
Использование
сложноподчиненных
предложений в разных типах и стилях речи.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном
сложном предложении. Синтаксический разбор
Практическое занятие 18. Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении
Сложное предложение с разными видами связи. Сложное
синтаксическое целое. Период
Практическое занятие 19. Синонимика простых и сложных предложений
(простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и
бессоюзные предложения). Знаки препинания в сложном предложении с
разными видами связи.
Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие 7. Исследование текстов профессиональной
направленности на выявление существенных признаков синтаксических
понятий и синтаксических единиц
19
2
2
2
2
4
4
2
Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09
ОК 1-11
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 1-11
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 1-11
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 1-11
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13,
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Практическое занятие 6. Составление связного высказывания с
использованием
предложений
определенной
структуры
на
профессиональные темы специальностей социально-экономического
профиля специальностей СПО
Промежуточная аттестация (экзамен)
Всего:
20
Объем
в часах
4
6
114
Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 1-11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрено
следующее специальное помещение: Кабинет русского языка. Помещение
кабинета соответствует требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178–02): оснащено типовым оборудованием, в том
числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения,
необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
− посадочные места по количеству обучающихся;
− рабочее место преподавателя;
− комплект учебно-наглядных пособий;
− комплект электронных видеоматериалов;
− задания для контрольных работ;
− профессионально ориентированные задания;
− материалы экзамена.
Технические средства обучения:
− персональный компьютер с лицензионным программным
обеспечением;
− проектор с экраном.
Залы:
Библиотека.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для
учреждений
сред. проф. образования. — М., 2017.
2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к
ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2017.
3. Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф.
образования. — М., 2016.
3.2.2. Дополнительные источники
4. Лобачева, Н.А.
Русский язык. Лексикология. Фразеология.
Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: учебник для
среднего профессионального образования / Н.А. Лобачева. – 3-е изд., испр.
и
доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 230 с. –
(Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-534-12294-7
21
5. Лобачева, Н.А.
Русский язык. Морфемика. Словообразование.
Морфология: учебник для среднего профессионального образования / Н.
А.
Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп.– Москва: Издательство Юрайт,
2020. –
206 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-53412621-1.
6. Лобачева, Н.А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация: учебник для
среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр.
и
доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 123 с. –
(Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-534-12620-4.
7. Русский язык. Сборник упражнений: учебное пособие для среднего
профессионального образования / П.А. Лекант [и др.]; под редакцией П.А.
Леканта. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 314 с. –
(Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-9916-7796-7. – Текст:
электронный // ЭБС
Юрайт
[сайт].
–
URL:
http://www.biblioonline.ru/bcode/452165
8. Воителева Т.М. Русский язык: методические рекомендации: метод.
пособие
для учреждений сред. проф. образования. — М., 2017.
9. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и
литература. Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М.,
2017.
10. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. учебник- практикум для
старших классов. Москва. Вербум- М. 2016
Словари
11. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов /
Российская
академия наук. Институт русского языка им. В.В.
Виноградова / под ред.
В.В. Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2014.
12. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2018.
13. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь
русского языка. — М., 2015.
14. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и
фразеологических выражений. — 25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л.И.
Скворцова. — М., 2016.
15. Розенталь Д.Э., Краснянский В.В. Фразеологический словарь
русского языка— М., 2011.
15. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. — М., 2016.
16. Через дефис, слитно или раздельно? словарь-справочник русского
языка / сост. В.В. Бурцева. — М., 2017.
Интернет-ресурсы
17. www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
22
18. www.ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка —
информационно-справочная система, основанная на собрании русских
текстов в электронной форме).
19. www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»).
20. www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).
21. www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»).
Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
22. www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации,
контрольные
работы, тесты, компьютерные программы, методические
разработки по
русскому языку и литературе).
23. www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки»
(www.uroki.ru)
24. www.metodiki.ru (Методики).
25. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для СПО. Бегаева Е.Н.,
Бойко Е.А., Михайлова Е.В., Шарохина Е.В.2019, Научная книга
23
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
ПРб 01
ПРб 02
ПРб 03
ПРб 04
Методы оценки
Оценка
результатов
устных
ответов,
аналитической работы с текстами разных
стилей, представления текстов в виде тезисов,
конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений
различных
жанров,
сформированности
понятий о нормах русского литературного
языка и применения знаний о них в речевой
практике, филологического анализа языковых
единиц, сочинений, эссе (в том числе
профессионально ориентированных), заданий
экзамена
24
5. Фонды оценочных средств по специальности 38.02.01 Экономика и
бухгалтерский учет (по отраслям)
Фонды оценочных средств (далее – ФОС) представлены в виде
междисциплинарных заданий, направленные на контроль качества и управление
процессами достижения ЛР, МР и ПР, а также создание условий для формирования
ОК и (или) ПК у обучающихся посредством промежуточной аттестации. ФОС
разрабатываются с опорой на синхронизированные образовательные результаты, с
учетом профиля обучения, уровня освоения общеобразовательной дисциплины
«Русский язык» и профессиональной направленности образовательной программы
по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
№ раздела, темы
Раздел № 1.
Язык и речь.
Функциональные
стили речи
Тема № 1.
Функциональные
стили речи и их
особенности.
Научный стиль речи
Тема № 2.
Официально-деловой
стиль речи, его
признаки,
назначение. Жанры
официальноделового стиля
Коды
образовательных
результатов
(ЛР, МТР, ПР,
ОК, ПК)
ЛР 01
ЛР 07
МР 01
МР 02
ПРб.01
ПРб.03
ПРу.02
ПРу.03
ПРу.05
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 10
ПК 1.1
ПК 4.2
ЛР 01
ЛР 07
МР 01
МР 02
ПРб.01
ПРб.02
ПРу.02
ПРу.03
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 10
ПК 1.1
Варианты междисциплинарных заданий
1. Сделайте стилистический анализ текста
учебно-научного стиля по бухгалтерскому
делу.
При
выполнении
задания
придерживайтесь следующего плана:
План анализа:
1. Определите стилистические признаки текста
научного стиля:
а) цель, с которой мы говорим – …;
б) сфера общения – …;
в) обстановка – …;
г) форма речи – …; вид речи – …; тип речи – …;
д) речевой жанр – …;
2. Назовите стилевые черты данного текста,
приведите примеры из текста.
3. Охарактеризуйте языковые средства выражения,
приведите примеры из текста:
а) лексические особенности текста;
б) морфологические особенности текста;
в) синтаксические особенности текста.
4. Сделайте вывод о принадлежности текста к
функциональному стилю речи.
1. Составьте по образцу текст заявления об
устройстве на работу агентом банка (или
специалистом
по
кредиту)
в
АО
Газпромбанк.
2. Напишите по образцу автобиографию и
резюме для устройства на работу в ПАО
«Сбербанк».
3. Напишите объяснительную записку об
опоздании на работу на имя заведующего
отделением ПАО «Сбербанк».
4. Составьте приказ о проведении
аттестации работников коммерческого
банка.
25
ПК 4.1
ПК 4.2
Тема № 3.
Информационная
переработка текста
(план, тезисы,
конспект, аннотация)
ЛР 06
ЛР 07
МР 01
МР 02
ПРб.01
ПРб.02
ПРб.04
ПРу.06
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 10
ПК 1.1
ПК 4.1
ПК 4.2
Раздел № 2.
Фонетика, орфоэпия,
графика, орфография
ЛР 04
ЛР 07
МР 02
МР 04
МР 08
ПРб.01
ПРб.02
ПРу.01
ПРу.02
ПРу.03
ОК 05
ОК 10
ПК 4.2
Тема № 1. Фонетика.
Фонетические
единицы.
Орфоэпические
нормы:
произносительные
нормы и нормы
ударения.
Произношение
гласных и согласных
звуков,
заимствованных слов
Тема № 2.
Орфография.
Правописание
безударных гласных,
звонких и глухих
согласных.
ЛР 04
ЛР 07
МР 02
МР 04
ПРб.01
ПРб.02
5.
Составьте
на
имя
заместителя
заведующего отделением Банка ВТБ заявку
на
приобретение
необходимых
канцелярских товаров.
6.
Составьте
на
имя
заместителя
заведующего отделением ПАО «Сбербанк»
заявление о неисправности оргтехники на
рабочем месте.
1. Составьте план текста по предоставлению
банковского продукта.
2. Составьте конспект параграфа учебника
«Страховое дело» (на выбор).
3.
Напишите
тезисы
выступления
Председателя Правительства Российской
Федерации о работе Центробанка РФ.
4. Составьте аннотацию книги на выбор:
а) Жуков Е.Ф. Банковское дело: учебник для
среднего профессионального образования /
Е.Ф. Жуков. – М.: Издательство «Юрайт»,
2015. – 263 с. (Серия «Профессиональное
образование»).
б) Костерина Т. М. Банковское дело:
учебник для среднего профессионального
образования / Т.М. Костерина. – М.:
Издательство Юрайт, 2019. – 332 с.
(Профессиональное образование). – Текст:
электронный // Образовательная платформа
Юрайт
[сайт].
–
URL:
https://urait.ru/bcode/433325
1. Составьте акцентологический минимум
по профилю специальности «Страховое
дело».
2. Расставьте ударение словах: заемщик,
кредиторский договор, авизо, сальдо,
контролер, дебет, кредит, маркетинг,
красивее, жалюзи, с деньгами.
1. Спишите текст, вставьте пропущенные
буквы, объясните правописание слов.
Деньги и кр..дит д..ют о..ществу значительный
стимул для ра..вития, пор..ждают целую систему
особых отношений, особого порядка и высокой
степени организац... С их помощью человечество
станови(т/ть)ся богаче. Известно, однако, и другое:
26
Употребление буквы
Ь. Правописание О/Е
после шипящих и ц.
Правописание
приставок на З- /С-.
Правописание И/Ы
после приставок
Раздел № 3.
Лексикология и
фразеология
Тема № 2. Лексика с
точки зрения ее
употребления:
нейтральная,
книжная, лексика
устной речи
(жаргонизмы,
арготизмы,
диалектизмы).
Профессионализмы.
Терминологическая
лексика
Раздел 4.
Морфемика,
словообразование,
орфография
Тема № 1. Способы
словообразования.
Особенности
словообразования
профессиональной
лексики и терминов
ПРу.01
ПРу.03
ОК 05
ОК 10
ПК 1.1
ПК 4.1
ПК 4.2
ЛР 01
ЛР 06
ЛР 07
МР 02
МР 04
МР 08
ПРу.03
ПРу.05
ПРу.07
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 10
ПК 4.1
ПК 4.2
ЛР 04
ЛР 07
МР 04
МР 08
ПРб.01
ПРб.03
ПРу.03
ПРу.05
ОК 04
ОК 05
ОК 10
ПК 4.2
(не)умелое обр..щение с деньгами неизбежно
вызывает
негативные
последствия.
Банки,
игнорирующие банковскую технологию, люди,
(не)умеющие прав..льно пользова(т/ть)ся деньгами,
получе(н/нн)ыми в долг, могут стать вечными
должниками, б..нкротами.
Между тем с помощью банков пр..и..ходят
а(к/кк)умулирование време(н/нн)о (не)используемых
св..бодных денежных средств, их перера..пред..ление,
«обмен
в..ществ»,
использование
«энергии»
окружающей среды в интересах общего блага. Деньги
и кр..дит как факторы роста обществе(н/нн)ого
богатства способны делать нации богаче, но лишь в
том случа.., если упр..вление деньгами и кр..дитом
основано на ч..тких правилах; нарушение этих правил
может стать тормозом эк..н..мического роста и
пр..цв..тания хозяйства.
2. Составьте словарный диктант из терминов
и
профессионализмов,
в
которых
встречаются указанные орфограммы.
1. Расположите термины в алфавитном
порядке: банк, кредит, продукт, инвестор,
кредитор, договор, ломбард, контролёр,
акция, банковская карта, клиент, авизо,
сальдо, облигации, обязанности, гарантии,
инвестиции,
инновация,
банкнота,
инкассация, лицензия, денежные агрегаты,
наличность, пинкод, кассир, бухгалтер,
заведующий,
коммерческий
банк,
центральный банк, деньги, депозит,
заёмщик, кредиторский чек, бухгалтерский
баланс, дебет, кредит, баланс, поручитель,
просроченная задолженность; кредитная
история, кредитование.
2. Используя вышеперечисленные слова,
составьте словарь терминов по профилю
специальности.
3. Подберите примеры профессионализмов,
используемых в речи банкиров. Запишите
значения данных слов.
4. Составьте предполагаемый диалог
банковского работника и клиента банка,
желающего оформить кредит.
1. Определите способы образования
терминов:
инвестор,
кредитор,
договорённость, контролёр, банковская
(карта),
инкассатор,
клиентский,
наличность,
кассир,
бухучёт,
антикоррупционный.
2. Подберите 10 примеров сложных слов из
учебно-научной литературы по профилю
специальности
«Банковское
дело».
Объясните правописание данных слов.
3. Расшифруйте следующие аббревиатуры:
БИК, ИНН, Р/c, ЦБ РФ, ПАО, ОАО.
27
Раздел № 5.
Морфология и
орфография
Темы №№ 1-5
ЛР 04
ЛР 06
МР 02
МР 04
ПРб.01
ПРб.02
ПРу.03
ПРу.04
ПРу.06
ОК 04
ОК 05
ОК 10
ПК 1.1
ПК 4.2
Раздел № 6.
Синтаксис и
пунктуация
ЛР 04
ЛР 07
МР 04
ПРб.02
ПРу.03
ПРу.04
ОК 05
ОК 10
ПК 1.1
ПК 4.2
Тема № 1.
Словосочетание.
Виды связи слов в
словосочетании.
Нормы построения
словосочетаний
Тема № 4. Сложное
предложение.
Употребление в речи
сложносочиненных,
сложноподчиненных,
бессоюзных
сложных
предложений
ЛР 04
ЛР 07
МР 02
МР 04
МР 05
ПРб.02
ПРу.03
ПРу.04
ПРу.06
1. Образуйте от данных существительных
форму
именительного
падежа
множественного числа: адрес, бант,
бухгалтер, выговор, гражданин, директор,
доктор, договор, диспетчер, кассир, мастер,
округ, ордер, отпуск, паспорт, пинкод,
поезд, принтер, ревизор, стажёр, сорт,
сторож, штемпель. Расставьте ударение в
словах, выделите окончания.
2. Образуйте от данных существительных
форму
родительного
падежа
множественного числа: число, плечо,
ступня, здание, доля, полотенце, блюдце,
будни, кресло, туфля, брюки, бусы,
ремешки, сапоги, ботинки, чулки, носки,
метры, граммы, килограммы.
3. Опишите интерьер отделения ПАО
«Сбербанк», используя собирательные
числительные
двое
–
десятеро,
числительные оба, обе, обоих, обеих,
полтора, полтораста.
4. Просклоняйте числительные: в 2021 году;
8379 займов; 1435-й договор.
5. Подберите из текстов банковских
документов примеры морфологических
ошибок в употреблении именных частей
речи, глагола и глагольных форм,
служебных слов. Исправьте ошибки.
1. Перепишите словосочетания, употребляя
существительные в нужной падежной
форме: вопреки (мнение клиента, согласие
управляющего банком); согласно (план,
договор,
установленный
порядок,
расписание, список, перечень); начать
(работа), приступить (работа); одеть/надеть
маску,
перчатки;
оплатить/заплатить
(штраф, кредит, квитанция, задолженность,
газ, коммунальные платежи); заведующий
(отделение, склад, магазин); приехать (с/из)
Санкт-Петербурга, Челябинска, Кавказа;
вернуться (с/из) оперативного совещания,
обеденного перерыва, командировки.
1. Напишите эссе «Моя профессия – банкир»
с использованием заданных синтаксических
структур.
2. Сделайте информационную брошюру
«Как вести себя с мошенниками».
3. Составить алгоритм «Как определить
платежеспособность клиента по внешним
признакам».
28
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 10
ПК 1.1
ПК 4.1
ПК 4.2
4. Подберите из текстов банковских
документов примеры ошибок в построении
словосочетания, простого осложненного и
сложного предложения. Исправьте ошибки.
5. Заполнить договор на потребительский
кредит.
29